Рыбный Мурман. 1969 г. Июнь.
Капитан В. К. БОНДАРЕВ- Старший матрос А. Д. РО- Боцман М. В. КРАЮХИН. Старший матрос Д. A. АЛ- Радиет-стажер В. С. САП- СКИЙ. МАНЧУК. СУФЬЕВ. . .., РЫГИН. На день прихода в порт экипаж траулера «Алтай» зани мал второе место среди коллективов судов бортового трале ния. С начала года моряки выработали 11288 центнеров по* луфабриката трески. Много ли это? Для сравнения следует привести еще одну цифру—15700 центнеров. Ею определяет* ся годовое задание, составленное с учетом намечавшегося в сентябре ремонта. Думаем, что в предстоящем рейсе спра вимся с программой, встретим свой праздник очередной по бедой. Успех, которого мы достигли, объясняется в первую очередь тем, что судно большую часть времени находилось на лову. Так, две стоянки в порту продолжались всего по 4 суток, одна (была котлочистка) — 7 дней. Лучшего свиде тельства хозяйского присмотра за механизмами, устрой ствами, корпусом не требуется. Ну, а на промысле дело за висело от многих разных обстоятельств, в том числе п от того, какие отношения складываются между капитаном и его помощниками. дает. А практически заме тили: трал одного борта (с удлиненным мешком) при носит на 0,5 тонны рыбы больше, чем трал с другого борта, но с обыкновенным мешком. Удлинение состав ляет 4—5 метров. Конечно, на совете гово рили о своем новшестве. На некоторых траулерах оно нашло применение. На дру гих — нет. Но я убежден, что удлиненный мешок оп равдывает себя. Когда про мышляешь на 400-метровой, например, глубине, орудия лова при их подъеме в пер- п Р и п о л н о м Д О В Е Р И И Разговор об этом совсем не праздный. Спокойствие на мостике, товарищеское понимание, доверие всегда служат залогом плодотвор ной работы. А для штурма нов, особенно младших, большое значение имеет не ограничение их инициатм-. вы, самостоятельности. Важ но вовремя поддержать та кие проявления активности,. в допустимых, разумеется, пределах. Мы и придержи ваемся подобной практики. С установлением на судах ультракоротко в о л н о в о й станции это совершенно не обходимо. Потому что связь по радио сейчас обеспечива ет полнейшую информацию, дает в руки судоводителям главный козырь: своевре менно перейти на лучшие позиции, лучшие уловы. Пе реговоры ведем не только с соседом или знакомыми, но при надобности переключа емся и слушаем обмен све дениями других абонентов. Заслуживающие внимания данные заносим в черновик судового журнала. Перед сменой вахт штур маны сообщают друг другу сведения об общей картине - промысла, где находится наиболее успешно работаю щий траулер и другие дан ные. В ночное время это очень ценно. В течение вах ты информация обновляет ся путем радиоконтактов. По существу в течение су ток имеем точное представ ление об обстановке. Радио связь — первейший фактор успешной работы нашего экипажа. \ ’1 ; Когда сами выходим в эфир, то даем самую объек тивную информацию. Иног да, чтобы не подвести това рища, несколько зани жаешь улов. Но зато зна ешь, что пришедший на твои позиции траулер будет про мышлять не хуже того, на что надеялся капитан. При малых подъемах уже до бавляешь подробности: на пример, «подняли свежье- вую тонну». Есть много дру гих командиров, которые работают по такому же принципу. ку. Психология промысла настолько сложна, что ее, наверное, трудно запрограм мировать в электронно-вы числительную машину. И, конечно, при любой тактике неизбежны промахи. С УЧЕТОМ ВСЕЙ сложности СОВРЕМЕННОГО ПРОМЫСЛА Касаясь инициативы по мощников, надо сказать и о том, что у нас судоводите ли, з а исключением третье го помощника капитана, са мостоятельно передают улов бесконтактным способом. Это для них интересно, они получают моральное удов летворение, способствует развитию глазомера и т. Д. За все время на «Алтае» ни когда не было никаких «ЧП». Кроме того, доверяя помощникам производить такие операции, вам имеешь больше возможностей полу чить необходимую инфор мацию по радио. Ночью я не даю строгих рекомендаций. Старпом са мостоятельно принимает ре шение, а второй помощник при сомнении докладывает об обстановке, но почти все гда его мнение, куда следу ет перестроиться, остается в силе. Их слово важно и при выборе района промысла. Да' это и естественно. На пример, Борис Степанович Кондра, старпом, много лет работает в Баренцевом мо ре, знает его. И разве не полезно прислушаться к его выводу. Т А Н Т И И А П Р О М Ы С Л А Мне кажется, что сейчас трудно найти большое от личие в работе того или ино го экипажа РТ. Может быть, только в некоторых вопрог сах имеется расхождение. К ним отношу и применяемый на «Алтае» удлиненный ме шок трала. Используем его при лове на больших глубинах. Ко нечно, теоретически трудно доказать, какую пользу он воначальное время факти чески неподвижны, и рыба выходит. Если мешок длин ный, путь' ее больше. На мелководье надобность в та ком мешке отпадает, и мы ставим обычный. В свое время много гово рили о повышенной скорос ти траления, а всегда ли она оправдана? На Медвежке мы задавали ход меньший, чем другие. А результаты промысла были отличные. Считаю, что скорость надо подбирать для каждого от дельного судна р а з н у ю . В минувшем рейсе самые большие суточные уловы у нас достигали 25 тонн —• более двух дневных норм. Так хорошо ловилась рыба. Но иногда преднамеренно отказываемся от значитель ных подъемов. Это относит ся к тем местам работы, где плохие грунтовые условия. Цель — добиться равномер ного промысла. На задевис- том грунте можно было поймать пять тонн трески, но полностью порвать- трал. Так уж лучше ловить рядом, где м е н ь ш и е подъемы, но не нервничать из-за аварий орудий лова. Ведь они, в конечном счете, приводят к снижению эко номических показателей. Или другими словами: нуж но больше рыбы, добытой не любыми средствами, а де шевой, с меньшей затратой физических сил, в частнос ти. Читаешь иногда статью в газете, в которой говорится об оперативности .переклю чения в новые квадраты, и думаешь: в любом случае нужна мера. Мы придержи ваемся, если можно так ска зать, средней тактики. Где- то проявишь и оператив ность, а иной раз и выдерж 0 Б А З А Х . ДИНАМОМЕТРЕ И... Сразу оговорюсь: речь пойдет не о претензиях на шего экипажа к морякам плавбаз «СеврыбхолодфлФ* та». Наоборот, надо сказать слова благодарности кол лективу производственного рефрижератора •* «Маточкин Шар». «Алтай» был закреп лен за этим судном, и в те чение всей работы отноше ния поддерживались самые товарищеские. Взаимопони мание способствовало обо юдной плодотворной дея тельности. . Разговор 0 другом- На со ветах часто можно слышать, что транспортники, якобы, сообщают заниженные дан ные о количестве передан ного им полуфабриката, Во прос этот довольно щепе тильный. Он больше затра гивает интересы добытчи ков, имеет большой мораль ный оттенок. Иногда полу чается так. Капитан-про мысловик скажет своей команде о «квитке» (моряки для простоты называют этим словом квитанцию на сданную рыбу), а в ответ слышит, что он не может отстоять интересы ее, мол, «авоська» должна быть тя желее. Реакция ненормаль ная, но такое случается, и от этого никуда не уйдешь. А почему траулеры не снаб дить обыкновенными дина мометрами, которыми поль зуются на плавбазах? Сов сем простой способ изба виться от разных кривотол ков. И не столь дефицитная вещь — динамометр. В отношении плавбаз мне хочется затронуть другой вопрос. На промысле, осо бенно в тех районах, где за труднено определение мес та судна, они являются свое образным ориентиром. На пример, штурманы сообща ют о положении своих ко раблей относительно того или иного ПР. Но попробуй найти его. Вот и замечаешь при каждом подходе к нему какое-нибудь отличие. На одном люминис ц е н т н ы е лампы, на другом — верто летная площадка, на треть ем — вертолетная площад ка, но иного цвета. А совсем неплохо было бы, чтобы для каждой плавбазы узаконили определенный отличитель ный сигнал, отличный от ^сигналов ППСС, не наруша ющий их. Можно те же лам пы дневного света ввести, размещая их в разных мес тах судов. Они очень хоро шо видны на большом рас стоянии. \ • , 35 Т О Н Н П О Т Е Р Я Н Н О Й Р Ы Б Ы Да, такое количество рыб ного полуфабриката мы не додали за три дня, с 20 по 23 .мая. А получилось это в ре зультате ограничения сдачи рыбы на плавбазы. Трюмы «Алтая» были поч ти забиты соленой треской». .. место оставалось толькрдля ... свежья, которое следовало изготовлять для доставки, в ..... порт. И вот тогда приходи- . лось. до. десяти часов в сут- ... ки лежать в дрейфе, пока , не удавалось подойти к ПР _ и сдать не более 10 тонн груза. Выловить же могли вдвое больше. Промышляли все у Мед- .. вежки. Плавбазы, прини мавшие соленую рыбу, на- 1 ходились у самого острова, куда переход составлял 9 часов, да обратно столько же. Можно было бы на это тяжелое время переставить их и ближе к группе. Следует, вероятно, по думать: нельзя ли один из находящихся в эксплуата ции БРТ использовать для приема соленого полуфабри ката. Ведь емкость их трю мов громадная. В. БОНДАРЕВСКИЙ, капитан РТ-282 «Алтай». На снимках: передовики производства траулера «Ал тай». Фото В. Нименского.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz