Рыбный Мурман. 1969 г. Июнь.

Капитан В. К. БОНДАРЕВ- Старший матрос А. Д. РО- Боцман М. В. КРАЮХИН. Старший матрос Д. A. АЛ- Радиет-стажер В. С. САП- СКИЙ. МАНЧУК. СУФЬЕВ. . .., РЫГИН. На день прихода в порт экипаж траулера «Алтай» зани­ мал второе место среди коллективов судов бортового трале­ ния. С начала года моряки выработали 11288 центнеров по* луфабриката трески. Много ли это? Для сравнения следует привести еще одну цифру—15700 центнеров. Ею определяет* ся годовое задание, составленное с учетом намечавшегося в сентябре ремонта. Думаем, что в предстоящем рейсе спра­ вимся с программой, встретим свой праздник очередной по­ бедой. Успех, которого мы достигли, объясняется в первую очередь тем, что судно большую часть времени находилось на лову. Так, две стоянки в порту продолжались всего по 4 суток, одна (была котлочистка) — 7 дней. Лучшего свиде­ тельства хозяйского присмотра за механизмами, устрой­ ствами, корпусом не требуется. Ну, а на промысле дело за­ висело от многих разных обстоятельств, в том числе п от того, какие отношения складываются между капитаном и его помощниками. дает. А практически заме­ тили: трал одного борта (с удлиненным мешком) при­ носит на 0,5 тонны рыбы больше, чем трал с другого борта, но с обыкновенным мешком. Удлинение состав­ ляет 4—5 метров. Конечно, на совете гово­ рили о своем новшестве. На некоторых траулерах оно нашло применение. На дру­ гих — нет. Но я убежден, что удлиненный мешок оп­ равдывает себя. Когда про­ мышляешь на 400-метровой, например, глубине, орудия лова при их подъеме в пер- п Р и п о л н о м Д О В Е Р И И Разговор об этом совсем не праздный. Спокойствие на мостике, товарищеское понимание, доверие всегда служат залогом плодотвор­ ной работы. А для штурма­ нов, особенно младших, большое значение имеет не ограничение их инициатм-. вы, самостоятельности. Важ­ но вовремя поддержать та­ кие проявления активности,. в допустимых, разумеется, пределах. Мы и придержи­ ваемся подобной практики. С установлением на судах ультракоротко в о л н о в о й станции это совершенно не­ обходимо. Потому что связь по радио сейчас обеспечива­ ет полнейшую информацию, дает в руки судоводителям главный козырь: своевре­ менно перейти на лучшие позиции, лучшие уловы. Пе­ реговоры ведем не только с соседом или знакомыми, но при надобности переключа­ емся и слушаем обмен све­ дениями других абонентов. Заслуживающие внимания данные заносим в черновик судового журнала. Перед сменой вахт штур­ маны сообщают друг другу сведения об общей картине - промысла, где находится наиболее успешно работаю­ щий траулер и другие дан­ ные. В ночное время это очень ценно. В течение вах­ ты информация обновляет­ ся путем радиоконтактов. По существу в течение су­ ток имеем точное представ­ ление об обстановке. Радио­ связь — первейший фактор успешной работы нашего экипажа. \ ’1 ; Когда сами выходим в эфир, то даем самую объек­ тивную информацию. Иног­ да, чтобы не подвести това­ рища, несколько зани­ жаешь улов. Но зато зна­ ешь, что пришедший на твои позиции траулер будет про­ мышлять не хуже того, на что надеялся капитан. При малых подъемах уже до­ бавляешь подробности: на­ пример, «подняли свежье- вую тонну». Есть много дру­ гих командиров, которые работают по такому же принципу. ку. Психология промысла настолько сложна, что ее, наверное, трудно запрограм­ мировать в электронно-вы­ числительную машину. И, конечно, при любой тактике неизбежны промахи. С УЧЕТОМ ВСЕЙ сложности СОВРЕМЕННОГО ПРОМЫСЛА Касаясь инициативы по­ мощников, надо сказать и о том, что у нас судоводите­ ли, з а исключением третье­ го помощника капитана, са­ мостоятельно передают улов бесконтактным способом. Это для них интересно, они получают моральное удов­ летворение, способствует развитию глазомера и т. Д. За все время на «Алтае» ни­ когда не было никаких «ЧП». Кроме того, доверяя помощникам производить такие операции, вам имеешь больше возможностей полу­ чить необходимую инфор­ мацию по радио. Ночью я не даю строгих рекомендаций. Старпом са­ мостоятельно принимает ре­ шение, а второй помощник при сомнении докладывает об обстановке, но почти все­ гда его мнение, куда следу­ ет перестроиться, остается в силе. Их слово важно и при выборе района промысла. Да' это и естественно. На­ пример, Борис Степанович Кондра, старпом, много лет работает в Баренцевом мо­ ре, знает его. И разве не полезно прислушаться к его выводу. Т А Н Т И И А П Р О М Ы С Л А Мне кажется, что сейчас трудно найти большое от­ личие в работе того или ино­ го экипажа РТ. Может быть, только в некоторых вопрог сах имеется расхождение. К ним отношу и применяемый на «Алтае» удлиненный ме­ шок трала. Используем его при лове на больших глубинах. Ко­ нечно, теоретически трудно доказать, какую пользу он воначальное время факти­ чески неподвижны, и рыба выходит. Если мешок длин­ ный, путь' ее больше. На мелководье надобность в та ­ ком мешке отпадает, и мы ставим обычный. В свое время много гово­ рили о повышенной скорос­ ти траления, а всегда ли она оправдана? На Медвежке мы задавали ход меньший, чем другие. А результаты промысла были отличные. Считаю, что скорость надо подбирать для каждого от­ дельного судна р а з н у ю . В минувшем рейсе самые большие суточные уловы у нас достигали 25 тонн —• более двух дневных норм. Так хорошо ловилась рыба. Но иногда преднамеренно отказываемся от значитель­ ных подъемов. Это относит­ ся к тем местам работы, где плохие грунтовые условия. Цель — добиться равномер­ ного промысла. На задевис- том грунте можно было поймать пять тонн трески, но полностью порвать- трал. Так уж лучше ловить рядом, где м е н ь ш и е подъемы, но не нервничать из-за аварий орудий лова. Ведь они, в конечном счете, приводят к снижению эко­ номических показателей. Или другими словами: нуж­ но больше рыбы, добытой не любыми средствами, а де­ шевой, с меньшей затратой физических сил, в частнос­ ти. Читаешь иногда статью в газете, в которой говорится об оперативности .переклю­ чения в новые квадраты, и думаешь: в любом случае нужна мера. Мы придержи­ ваемся, если можно так ска­ зать, средней тактики. Где- то проявишь и оператив­ ность, а иной раз и выдерж­ 0 Б А З А Х . ДИНАМОМЕТРЕ И... Сразу оговорюсь: речь пойдет не о претензиях на­ шего экипажа к морякам плавбаз «СеврыбхолодфлФ* та». Наоборот, надо сказать слова благодарности кол­ лективу производственного рефрижератора •* «Маточкин Шар». «Алтай» был закреп­ лен за этим судном, и в те­ чение всей работы отноше­ ния поддерживались самые товарищеские. Взаимопони­ мание способствовало обо­ юдной плодотворной дея­ тельности. . Разговор 0 другом- На со­ ветах часто можно слышать, что транспортники, якобы, сообщают заниженные дан­ ные о количестве передан­ ного им полуфабриката, Во­ прос этот довольно щепе­ тильный. Он больше затра­ гивает интересы добытчи­ ков, имеет большой мораль­ ный оттенок. Иногда полу­ чается так. Капитан-про­ мысловик скажет своей команде о «квитке» (моряки для простоты называют этим словом квитанцию на сданную рыбу), а в ответ слышит, что он не может отстоять интересы ее, мол, «авоська» должна быть тя­ желее. Реакция ненормаль­ ная, но такое случается, и от этого никуда не уйдешь. А почему траулеры не снаб­ дить обыкновенными дина­ мометрами, которыми поль­ зуются на плавбазах? Сов­ сем простой способ изба­ виться от разных кривотол­ ков. И не столь дефицитная вещь — динамометр. В отношении плавбаз мне хочется затронуть другой вопрос. На промысле, осо­ бенно в тех районах, где за­ труднено определение мес­ та судна, они являются свое­ образным ориентиром. На­ пример, штурманы сообща­ ют о положении своих ко­ раблей относительно того или иного ПР. Но попробуй найти его. Вот и замечаешь при каждом подходе к нему какое-нибудь отличие. На одном люминис ц е н т н ы е лампы, на другом — верто­ летная площадка, на треть­ ем — вертолетная площад­ ка, но иного цвета. А совсем неплохо было бы, чтобы для каждой плавбазы узаконили определенный отличитель­ ный сигнал, отличный от ^сигналов ППСС, не наруша­ ющий их. Можно те же лам­ пы дневного света ввести, размещая их в разных мес­ тах судов. Они очень хоро­ шо видны на большом рас­ стоянии. \ • , 35 Т О Н Н П О Т Е Р Я Н Н О Й Р Ы Б Ы Да, такое количество рыб­ ного полуфабриката мы не­ додали за три дня, с 20 по 23 .мая. А получилось это в ре­ зультате ограничения сдачи рыбы на плавбазы. Трюмы «Алтая» были поч­ ти забиты соленой треской». .. место оставалось толькрдля ... свежья, которое следовало изготовлять для доставки, в ..... порт. И вот тогда приходи- . лось. до. десяти часов в сут- ... ки лежать в дрейфе, пока , не удавалось подойти к ПР _ и сдать не более 10 тонн груза. Выловить же могли вдвое больше. Промышляли все у Мед- .. вежки. Плавбазы, прини­ мавшие соленую рыбу, на- 1 ходились у самого острова, куда переход составлял 9 часов, да обратно столько же. Можно было бы на это тяжелое время переставить их и ближе к группе. Следует, вероятно, по­ думать: нельзя ли один из находящихся в эксплуата­ ции БРТ использовать для приема соленого полуфабри­ ката. Ведь емкость их трю­ мов громадная. В. БОНДАРЕВСКИЙ, капитан РТ-282 «Алтай». На снимках: передовики производства траулера «Ал­ тай». Фото В. Нименского.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz