Рыбный Мурман. 1969 г. Июнь.

ЗАГЛЯДЫВАЯ ВПЕРЕД О к о н ч е н рейс, позади более ста суток пла­ вания и тысячи прой­ денных миль. СРТ-р-711 — судно перспективной раз- г.едк» главка «Севрыба» вы­ шел в рейс в первых числах февраля, имея основным заданием обнаружение и контрольный лов атланти­ ческой с^іьди. Итоги прове­ денных в рейсе работ наво­ дят на некоторые размыш-;; .пения, которыми я и хочу поделиться с читателями. Как известно, в последние : годы, в результате резкого сокращения численности стада атлантическо-сканди­ навской сельди, облов е е 1 малоэффективен, j На про­ мысел сельди выходит огра­ ниченное количество .судов, которые из-за неудовлетво­ рительной промысловой об­ становки зачастую возвра­ щаются в порт с невыпол- ■> ценными ѵ рейсовыми t зад а - . ниями, работают убыточно. В све*ге этого " для малотон­ нажного промыслового фло-' те- (в частности, судов -типа•. еРТ ) г практически един- • ечгв^няы*. районом промыс- — ла бстаётся Баренцево море.. Однйко из многолетней практики известно, что в Баренцевом море периоди­ чески, после нескольких л е т , интенсивного промысла, как правило, наступает период ухудшения промысловой об­ становки. t • . По , прогнозу ПИНРО в Баренцевом море с будуще­ го года , начинается 'сниже­ ние запасов донных рыб. При. таких условиях мало­ тоннажный флот может ос­ таться без соответствующей сырьевой базы. В связи с этим в прошедшем рейсе, наряду с выполнением' ос­ новного задания, экипажем была проведена' большая ра:- ' бота по обнаружению и контрольному 1 облову при­ донных * и донных пород . рыб в различных' районах Северо-Восточной, Ат^аоти- " ки, с целью выяснения пер- спективностй этих" районов . для развития промысла.. Вот . некоторые' предварительные заключения по йаибЬлеё йв- ‘ тересным районам. грунтропом, - состоящий на вооружении судов типа СРТ главка «Севрыба», на про­ мысле сайды малоэффекти­ вен из-за недостаточного вертикального раскрытия и сравнительно короткого тра­ лового мешка. Следует от­ метить, что скопления сай­ ды держатся несколько при­ поднято над грунтом, в ре­ зультате чего в уловах тра­ лом 31,4 м преобладает мор­ ская іцука. По анализу ра­ боты промысловых судов главка «Запрыба», наиболее результативным на облове сайды является трал 24,7 м, так называемого «эстонско­ го варианта» с мягким грунтропом.- Грунты в севе­ ро-западной и северной час­ ти шельфа удобны, для тра­ ления, однако не исключа-. ют случаев повреждения трала. ■- • • • :? • В северо-восточной части шельфа грунт * тяяЛліій, аварийность —ор/дий ’ лова велика. В северо-западной ч а с т шельфа работала группа иностранных ''ярус- ников, но даинм м» по их производительности мы не располагаем. >-■ • - - » <ім., морской карась — 8 про­ центов, размер 24—42 см. Прилов составляли сереб­ ристый хек, акула. По ре­ зультатам поиска и конт­ рольных тралений можно сделать заключение, что в районе шельфа происходит значительное накопление преднерестовой и нересто­ вой ставриды. Ставрида — рыба с пор­ ционным икрометанием, поэтому нерест ее растянут. В связи с этим промысел ее может происходить дли­ тельное время — 2—3 меся­ ца. В этом районе очень ре­ зультативно работает не­ большая группа судов типа БМРТ и РТМ главка «Зап­ рыба». Эти суда при рабо­ те преимущественно в свет­ лое время суток имеют вы­ лов до 60 тонн деловой ры­ бы на судо-сутки (в сред­ нем за траление 6 —7 тонн). Здесь работает и группа иностранных судов (поляки, англичане). Часть из них промышляет пелагическими тралами.' В темное время су­ ток лов донным тралом не эффективен ввиду того, чтсГрыба держится в толще води, однако эти скопления основном крупная сайда. Траления выполнялись тра­ лом, не предназначенным для облова тресковых по­ род, поэтому о результатив­ ности судить трудно. Более тщательное обследование района произвести не пред­ ставлялось возможным вви­ ду необходимости выполне­ ния основного задания. В этом районе промыш­ ляли португальские и анг­ лийские траулеры бортово­ го и кормового траЦнй'я, а также датские ярусники. Наблюдения за йіх, работой показали, что траулеры II Ч Т О П О Н А 3 А Л Р Е С С Р Т - р -711 и ОРКНБЙСКО- . : 1 ШЕТЛАНДСКИЙ . РАЙОН ’ . . ' - ■■: * ■ ' 1 Большой интерес для про­ мысловиков Севера предста- : вляет район Шетландского мелководья, расположенный вдоль 2 0 0 -метровой изобаты к северо-западу, северу и северо-востоку от Шетланд­ ских островов. Основным объектом промысла здесь является сайда, частично пикша и, как прилов, мор­ ская щука. В период с ян ­ варя по май месяцы в этом районе успешно работают промысловые суда типа СРТ главка «Запрыба». Промысловая обстановка в течение всего периода по­ зволяет выполнять и пере­ выполнять суточные зада­ ния по добыче. Скопления сайды держатся на глуби­ нах моря от 140 до 270 мет­ ров, при поиске фиксируют­ ся самописцем эхолота и моноскопом. В пределах указанных глубин скопле­ ния находятся на большой площади, в отдельные пери­ оды достигая концентраций, дающих на судах типа СРТ. за 1,5—2 часа траления уло­ вы до 8— 10 тонн. Нами произведены конт­ рольные траления в районах работы флота и прилегаю­ щих районах. Подъемы со­ ставляли от 3 до 20 центне­ ров за траление. Видовой состав уловов —' сайда 70 процентов, размером 47— 118 см. (вершина 55 см), пикша — 25 процентов, раз­ мером 25—65 см., прилов 5 процентов — морская щука. Отмечаем, что донный трал 31,4 м. с тяжелым Этот район, ,на наш взгляд, должен заинтересовать спе­ циалистов флотов'' главка «Севрыба», ведущих в про-; мысел атлантической сель­ ди, и вот по какой причине.' При оснащении судов," кро­ ме' дрйфтіерно *1 о, траловым, и ярусным • вооружением, при неудовлетворительной про­ мысловой обстанбв'ке на сельди, экспедиционные су­ да в оперативном порядке могут б|>іть переключены на облов донных пород в ука­ занном районе, со сдачей уловов в свежем виде ~ на рефрижераторы. По" такой схеме рабо тает -н астоящ ий период североатлантическая экспедиция главка’ г«3агіры- оа». ■ ’ За неимением полных дан­ ных мы не можем подсчи­ тать экономические пре­ имущества такого принципа ведения промысла в Север­ ной Атлантике, однако они очевидны. Особого внимания,- по на­ шему мнению, заслуживает район Британского шельфа, расположенный к юго-запа­ ду от Ирландии, вдоль сва­ ла глубин от 52° до 49°, се­ верной широты. В пери­ од поисковой работы в третьей декаде апреля и первой декаде мая нами была обследована обширная часть этого района в преде­ лах глубин моря 140—270 метров. Рыбные записи от­ мечали на большой площа­ ди в диапазоне глубин 16Q— 180, 200—240 метров. В днев­ ное время рыбные записи отмечаются самописцем эхо­ лота в виде частых статей на грунте, фиксируются мо­ носкопом. В темное время суток рыбные записи отме­ чались преимущественно в толще воды, оторванными от грунта. Нами был вы­ полнен ряд контрольных тралений тралом 24,7 м. (мурманский вариант), ос­ нащенным мягким грунтро­ пом. Уловы составляли от 5 до 35 центнеров за трале­ ние. Ассортимент уловов ставрида — 70 процентов, размер 23—38 см., путассу — 20 процентов, размер 18—34 могут облавливаться пела­ гическими тралами. О пе­ риодах накопления промыс­ ловых рыб в этом районе у можно судить по данным поисковой ѵработы Л мурман­ ского СРТ-М 8201 «Волго- . донск» ,выполнявшего рей­ сы «по разведке скоплений путассу, — с мая по август J 1966 г. и с декабря 1965 г. по март ''1966 " гі, и судов главка «Запрыба». Согласно •: этим данным в период с ян- . варя по март в районе шель- ‘фа происходит накопление скумбрии, которая успешно ' облавливается судами ПНР. , В последующие периоды объектами промысла слу­ жат ставрида, путассу и, возможно, морской карась. • Грунт удобен для траления, аварийности с орудиями ло­ ва не отмечали. По имею­ щимся данным можно сде­ лать заключение, что сырь­ евая база в этом районе по­ зволяет вести интенсивный промысел судами самого различного класса (СРТ, РТ, БМРТ), однако район в це­ лом еще нуждается в даль­ нейшем изучении поисковы­ ми судами. По нашему мне­ нию, район Британского шельфа заслуживает самого серьезного внимания и тща­ тельного изучения. ФАРЕРСКИЙ РАЙОН В период работы по поис­ ку сельди в восточной части Фарерского мелководья в третьей декаде марта нами были обнаружены на боль­ шой площади рыбные запи­ си, которые фиксировались как самописцем эхолота, так и моноскопом. Записи на­ блюдались на глубинах мо­ ря от 150 до 230 метров, пре­ имущественно вблизи двух­ сотметровой изобаты от 61г20' до 62°20' северной ши­ роты. Было сделано несколько контрольных тралений по глубинам от 140 до 250 м. Уло­ вы за траление составляли от 1 до 5 центнеров. Ассор­ тимент рыб в уловах: трес­ ка 60 процентов, средний размер 64 см., пикша — 35 процентов, средний размер 46 см. Прилов составляла в бортового траления имеют уловы' за одно; траление по­ рядка 1 —3 тонн, промысло­ вые уловы имеют и ярусни- кй. В районах: произведен- ных нами тралений грунт хороший, аварийности, оруг .. дий лова не. было.,. )Район ' представляет, ийтёрёс; с точ­ ки зрения промысла дон­ ных пород ‘как тралом, так же и ярусом, однако пред­ варительно путем непре­ рывного ’ контроля необхо­ димо выявить периоды на­ копления. рыб в этом райо­ не. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ , ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ В заключение несколько слов о порядке построения работы судов перспективной разведки в целом. Во-пер­ вых, о планировании рей- соеого задания. По выходе из порта судно получает предварительное рейсовое задание. Придя в район промысла, корабль поступа­ ет в оперативное подчине­ ние представителя промраз-т ведки на промысле и. как • правило, переводится на роль оперативного развед­ чика. По этой причине по­ лучаемые по иным объек­ там промысла и новым рай­ онам сведения косят эпи­ зодический характер, отры­ вочны и не могут содержать полной информации. Приме­ ром может служить прошед­ ший рейс, когда приходи­ лось совмещать разведку сельди и донных рыб, поки­ дать районы скопления дон­ ных рыб, не получив доста­ точной информации по ним. Частые переходы в работе с облова дрифтерными се­ тями на донные орудия ло­ ва также затруднительны, отнимают много сил, а глав­ ное, много времени у эки­ пажа. На наш взгляд, при плани­ ровании рейса перспектив­ ного разведчика целесооб­ разно нацеливать его на об­ следование определенного района при условии работы преимущественно одними орудиями лова (либо сетя­ ми, либо тралами) на дли­ тельный период до получе­ ния им достаточно полной информации по району. В связи с этим возникает необходимость пересйот- реть штат судов, ведущих разведку рыб донных по­ род. Существующий штат позволяет скомплекто­ вать лишь одну про­ мысловую * вахту. - Эки­ паж судна - разведчика не имеет возможности рабо­ тать в. промысловом режи- . ме, а это крайне необходим , . мо для объективной харак­ теристики малоизученных t районов (с . точки • .зрения - продуктивности и целесооб­ разности -развития промыс­ ла). А в конечном счвгегэто является целью перспектив-?.. ной разведки.. :. Важным и недостаточно отработанным является и процесс*'пополнения запасов судов- перспективной раз­ ведки в море. Особенно бо­ лезненно это влияет на ра­ боту судов в удаленных от промысла районах. Перехо­ ды в район баз и обратно занимают подчас десятки дней, на этот период оголя­ ются -контролируемые райо­ ны. Практически вопросы пополнения жизненных припасов «преследуют» ка-, питанов судов- перспектив­ ной разведки в течение все­ го рейса. Все это . наносит ощутимый ущерб поисковой работе,!. Примером ‘ может служить «поход» за попол- \ нением в марте—апреле с. г. СРТ-1042 . от к Лофотенского. шельфа к плавбазе в район острова ,4- Кильдин. По этой-; же. причине » наш : экипаж также не имел возможнос­ ти провести более длитель­ ную разведку Ирланд­ ского : шельфа. Разумным .было бы разрешить попол­ нение жизненных - припасов, судов перспективной развед­ ке в ближайших иностран­ ных портах, что, кстати, практикуется в промразвед­ ке главка «Запрыба». Отряд перспективной раз­ ведки сельди главка «Сев- рыба» составляют преиму­ щественно маломощные су­ да. Они принадлежат раз­ личным организациям, в частности, управлению «Мурмансельдь» и Беломор­ ской базе гослова. Большую пользу, по-видимому, при­ несло бы., объединение всех судов сельдяной разведки в ; единый отряд и передача 1 этого отряда в полное веде­ ние отдела промразведки главка «Севрыба». Отряд кораблей промраз­ ведки нуждается в обновле­ нии, замене устаревших и износившихся судов новы­ ми, современными, соответ­ ственно оборудованными, могущими вести разведку во всех районах океана, вклю­ чая большие глубины. Любая разведка должна идти в авангарде, а чтобы идти в авангарде столь мощ­ ного флота, каким мы уже располагаем, и, учитывая перспективы дальнейшего развития, нужно быть во всеоружии. В свете решений партии и правительства о мерах по дальнейшему уве­ личению добычи рыбы и морепродуктов, перспек­ тивной разведке должна от­ водиться первостепенная роль, и тогда связанные с этим затраты окупятся сторицей. Б. КОВАЛЕВ, капитан СРТ-р-711.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz