Рыбный Мурман. 1969 г. Июнь.
ЗАГЛЯДЫВАЯ ВПЕРЕД О к о н ч е н рейс, позади более ста суток пла вания и тысячи прой денных миль. СРТ-р-711 — судно перспективной раз- г.едк» главка «Севрыба» вы шел в рейс в первых числах февраля, имея основным заданием обнаружение и контрольный лов атланти ческой с^іьди. Итоги прове денных в рейсе работ наво дят на некоторые размыш-;; .пения, которыми я и хочу поделиться с читателями. Как известно, в последние : годы, в результате резкого сокращения численности стада атлантическо-сканди навской сельди, облов е е 1 малоэффективен, j На про мысел сельди выходит огра ниченное количество .судов, которые из-за неудовлетво рительной промысловой об становки зачастую возвра щаются в порт с невыпол- ■> ценными ѵ рейсовыми t зад а - . ниями, работают убыточно. В све*ге этого " для малотон нажного промыслового фло-' те- (в частности, судов -типа•. еРТ ) г практически един- • ечгв^няы*. районом промыс- — ла бстаётся Баренцево море.. Однйко из многолетней практики известно, что в Баренцевом море периоди чески, после нескольких л е т , интенсивного промысла, как правило, наступает период ухудшения промысловой об становки. t • . По , прогнозу ПИНРО в Баренцевом море с будуще го года , начинается 'сниже ние запасов донных рыб. При. таких условиях мало тоннажный флот может ос таться без соответствующей сырьевой базы. В связи с этим в прошедшем рейсе, наряду с выполнением' ос новного задания, экипажем была проведена' большая ра:- ' бота по обнаружению и контрольному 1 облову при донных * и донных пород . рыб в различных' районах Северо-Восточной, Ат^аоти- " ки, с целью выяснения пер- спективностй этих" районов . для развития промысла.. Вот . некоторые' предварительные заключения по йаибЬлеё йв- ‘ тересным районам. грунтропом, - состоящий на вооружении судов типа СРТ главка «Севрыба», на про мысле сайды малоэффекти вен из-за недостаточного вертикального раскрытия и сравнительно короткого тра лового мешка. Следует от метить, что скопления сай ды держатся несколько при поднято над грунтом, в ре зультате чего в уловах тра лом 31,4 м преобладает мор ская іцука. По анализу ра боты промысловых судов главка «Запрыба», наиболее результативным на облове сайды является трал 24,7 м, так называемого «эстонско го варианта» с мягким грунтропом.- Грунты в севе ро-западной и северной час ти шельфа удобны, для тра ления, однако не исключа-. ют случаев повреждения трала. ■- • • • :? • В северо-восточной части шельфа грунт * тяяЛліій, аварийность —ор/дий ’ лова велика. В северо-западной ч а с т шельфа работала группа иностранных ''ярус- ников, но даинм м» по их производительности мы не располагаем. >-■ • - - » <ім., морской карась — 8 про центов, размер 24—42 см. Прилов составляли сереб ристый хек, акула. По ре зультатам поиска и конт рольных тралений можно сделать заключение, что в районе шельфа происходит значительное накопление преднерестовой и нересто вой ставриды. Ставрида — рыба с пор ционным икрометанием, поэтому нерест ее растянут. В связи с этим промысел ее может происходить дли тельное время — 2—3 меся ца. В этом районе очень ре зультативно работает не большая группа судов типа БМРТ и РТМ главка «Зап рыба». Эти суда при рабо те преимущественно в свет лое время суток имеют вы лов до 60 тонн деловой ры бы на судо-сутки (в сред нем за траление 6 —7 тонн). Здесь работает и группа иностранных судов (поляки, англичане). Часть из них промышляет пелагическими тралами.' В темное время су ток лов донным тралом не эффективен ввиду того, чтсГрыба держится в толще води, однако эти скопления основном крупная сайда. Траления выполнялись тра лом, не предназначенным для облова тресковых по род, поэтому о результатив ности судить трудно. Более тщательное обследование района произвести не пред ставлялось возможным вви ду необходимости выполне ния основного задания. В этом районе промыш ляли португальские и анг лийские траулеры бортово го и кормового траЦнй'я, а также датские ярусники. Наблюдения за йіх, работой показали, что траулеры II Ч Т О П О Н А 3 А Л Р Е С С Р Т - р -711 и ОРКНБЙСКО- . : 1 ШЕТЛАНДСКИЙ . РАЙОН ’ . . ' - ■■: * ■ ' 1 Большой интерес для про мысловиков Севера предста- : вляет район Шетландского мелководья, расположенный вдоль 2 0 0 -метровой изобаты к северо-западу, северу и северо-востоку от Шетланд ских островов. Основным объектом промысла здесь является сайда, частично пикша и, как прилов, мор ская щука. В период с ян варя по май месяцы в этом районе успешно работают промысловые суда типа СРТ главка «Запрыба». Промысловая обстановка в течение всего периода по зволяет выполнять и пере выполнять суточные зада ния по добыче. Скопления сайды держатся на глуби нах моря от 140 до 270 мет ров, при поиске фиксируют ся самописцем эхолота и моноскопом. В пределах указанных глубин скопле ния находятся на большой площади, в отдельные пери оды достигая концентраций, дающих на судах типа СРТ. за 1,5—2 часа траления уло вы до 8— 10 тонн. Нами произведены конт рольные траления в районах работы флота и прилегаю щих районах. Подъемы со ставляли от 3 до 20 центне ров за траление. Видовой состав уловов —' сайда 70 процентов, размером 47— 118 см. (вершина 55 см), пикша — 25 процентов, раз мером 25—65 см., прилов 5 процентов — морская щука. Отмечаем, что донный трал 31,4 м. с тяжелым Этот район, ,на наш взгляд, должен заинтересовать спе циалистов флотов'' главка «Севрыба», ведущих в про-; мысел атлантической сель ди, и вот по какой причине.' При оснащении судов," кро ме' дрйфтіерно *1 о, траловым, и ярусным • вооружением, при неудовлетворительной про мысловой обстанбв'ке на сельди, экспедиционные су да в оперативном порядке могут б|>іть переключены на облов донных пород в ука занном районе, со сдачей уловов в свежем виде ~ на рефрижераторы. По" такой схеме рабо тает -н астоящ ий период североатлантическая экспедиция главка’ г«3агіры- оа». ■ ’ За неимением полных дан ных мы не можем подсчи тать экономические пре имущества такого принципа ведения промысла в Север ной Атлантике, однако они очевидны. Особого внимания,- по на шему мнению, заслуживает район Британского шельфа, расположенный к юго-запа ду от Ирландии, вдоль сва ла глубин от 52° до 49°, се верной широты. В пери од поисковой работы в третьей декаде апреля и первой декаде мая нами была обследована обширная часть этого района в преде лах глубин моря 140—270 метров. Рыбные записи от мечали на большой площа ди в диапазоне глубин 16Q— 180, 200—240 метров. В днев ное время рыбные записи отмечаются самописцем эхо лота в виде частых статей на грунте, фиксируются мо носкопом. В темное время суток рыбные записи отме чались преимущественно в толще воды, оторванными от грунта. Нами был вы полнен ряд контрольных тралений тралом 24,7 м. (мурманский вариант), ос нащенным мягким грунтро пом. Уловы составляли от 5 до 35 центнеров за трале ние. Ассортимент уловов ставрида — 70 процентов, размер 23—38 см., путассу — 20 процентов, размер 18—34 могут облавливаться пела гическими тралами. О пе риодах накопления промыс ловых рыб в этом районе у можно судить по данным поисковой ѵработы Л мурман ского СРТ-М 8201 «Волго- . донск» ,выполнявшего рей сы «по разведке скоплений путассу, — с мая по август J 1966 г. и с декабря 1965 г. по март ''1966 " гі, и судов главка «Запрыба». Согласно •: этим данным в период с ян- . варя по март в районе шель- ‘фа происходит накопление скумбрии, которая успешно ' облавливается судами ПНР. , В последующие периоды объектами промысла слу жат ставрида, путассу и, возможно, морской карась. • Грунт удобен для траления, аварийности с орудиями ло ва не отмечали. По имею щимся данным можно сде лать заключение, что сырь евая база в этом районе по зволяет вести интенсивный промысел судами самого различного класса (СРТ, РТ, БМРТ), однако район в це лом еще нуждается в даль нейшем изучении поисковы ми судами. По нашему мне нию, район Британского шельфа заслуживает самого серьезного внимания и тща тельного изучения. ФАРЕРСКИЙ РАЙОН В период работы по поис ку сельди в восточной части Фарерского мелководья в третьей декаде марта нами были обнаружены на боль шой площади рыбные запи си, которые фиксировались как самописцем эхолота, так и моноскопом. Записи на блюдались на глубинах мо ря от 150 до 230 метров, пре имущественно вблизи двух сотметровой изобаты от 61г20' до 62°20' северной ши роты. Было сделано несколько контрольных тралений по глубинам от 140 до 250 м. Уло вы за траление составляли от 1 до 5 центнеров. Ассор тимент рыб в уловах: трес ка 60 процентов, средний размер 64 см., пикша — 35 процентов, средний размер 46 см. Прилов составляла в бортового траления имеют уловы' за одно; траление по рядка 1 —3 тонн, промысло вые уловы имеют и ярусни- кй. В районах: произведен- ных нами тралений грунт хороший, аварийности, оруг .. дий лова не. было.,. )Район ' представляет, ийтёрёс; с точ ки зрения промысла дон ных пород ‘как тралом, так же и ярусом, однако пред варительно путем непре рывного ’ контроля необхо димо выявить периоды на копления. рыб в этом райо не. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ , ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ В заключение несколько слов о порядке построения работы судов перспективной разведки в целом. Во-пер вых, о планировании рей- соеого задания. По выходе из порта судно получает предварительное рейсовое задание. Придя в район промысла, корабль поступа ет в оперативное подчине ние представителя промраз-т ведки на промысле и. как • правило, переводится на роль оперативного развед чика. По этой причине по лучаемые по иным объек там промысла и новым рай онам сведения косят эпи зодический характер, отры вочны и не могут содержать полной информации. Приме ром может служить прошед ший рейс, когда приходи лось совмещать разведку сельди и донных рыб, поки дать районы скопления дон ных рыб, не получив доста точной информации по ним. Частые переходы в работе с облова дрифтерными се тями на донные орудия ло ва также затруднительны, отнимают много сил, а глав ное, много времени у эки пажа. На наш взгляд, при плани ровании рейса перспектив ного разведчика целесооб разно нацеливать его на об следование определенного района при условии работы преимущественно одними орудиями лова (либо сетя ми, либо тралами) на дли тельный период до получе ния им достаточно полной информации по району. В связи с этим возникает необходимость пересйот- реть штат судов, ведущих разведку рыб донных по род. Существующий штат позволяет скомплекто вать лишь одну про мысловую * вахту. - Эки паж судна - разведчика не имеет возможности рабо тать в. промысловом режи- . ме, а это крайне необходим , . мо для объективной харак теристики малоизученных t районов (с . точки • .зрения - продуктивности и целесооб разности -развития промыс ла). А в конечном счвгегэто является целью перспектив-?.. ной разведки.. :. Важным и недостаточно отработанным является и процесс*'пополнения запасов судов- перспективной раз ведки в море. Особенно бо лезненно это влияет на ра боту судов в удаленных от промысла районах. Перехо ды в район баз и обратно занимают подчас десятки дней, на этот период оголя ются -контролируемые райо ны. Практически вопросы пополнения жизненных припасов «преследуют» ка-, питанов судов- перспектив ной разведки в течение все го рейса. Все это . наносит ощутимый ущерб поисковой работе,!. Примером ‘ может служить «поход» за попол- \ нением в марте—апреле с. г. СРТ-1042 . от к Лофотенского. шельфа к плавбазе в район острова ,4- Кильдин. По этой-; же. причине » наш : экипаж также не имел возможнос ти провести более длитель ную разведку Ирланд ского : шельфа. Разумным .было бы разрешить попол нение жизненных - припасов, судов перспективной развед ке в ближайших иностран ных портах, что, кстати, практикуется в промразвед ке главка «Запрыба». Отряд перспективной раз ведки сельди главка «Сев- рыба» составляют преиму щественно маломощные су да. Они принадлежат раз личным организациям, в частности, управлению «Мурмансельдь» и Беломор ской базе гослова. Большую пользу, по-видимому, при несло бы., объединение всех судов сельдяной разведки в ; единый отряд и передача 1 этого отряда в полное веде ние отдела промразведки главка «Севрыба». Отряд кораблей промраз ведки нуждается в обновле нии, замене устаревших и износившихся судов новы ми, современными, соответ ственно оборудованными, могущими вести разведку во всех районах океана, вклю чая большие глубины. Любая разведка должна идти в авангарде, а чтобы идти в авангарде столь мощ ного флота, каким мы уже располагаем, и, учитывая перспективы дальнейшего развития, нужно быть во всеоружии. В свете решений партии и правительства о мерах по дальнейшему уве личению добычи рыбы и морепродуктов, перспек тивной разведке должна от водиться первостепенная роль, и тогда связанные с этим затраты окупятся сторицей. Б. КОВАЛЕВ, капитан СРТ-р-711.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz