Рыбный Мурман. 1969 г. Июль.
К ЗРЛ С М О 3 Ш Л М Е н н ы ш С Е В Е Р Н Ы М Ф Л О Т .«Получив задание коман дования, командир атомной подводной лодки капитан 2 ранга Лев Михайлович Жильцов шел по территории базы. Асфальтированное полот но вело мимо пирсов, кото рые, как зубья, врезались в бухту. Покатые бока лодок по* тюленьи лоснились, обдава емые мелкой водной. Глубинные атомоходы, са мые младшие и самые мо гущественные отпрыски в большой семье подводных лодок, насчитывают не так уж много лет от рождения. Поэтому каждый поход их воспринимается экипажами как очередной серьезный экзамен техники, как суро вая проверка воли, мужест ва, умения всего коллекти ва — от командира до мат роса. Тем более такой поход... И вот последние улыбки, Советы, рукопожатия. — Привезите полярного медведя, — шутит кто-то из провожающих. Длинная и обтекаемая, медленно выходит лодка на середину бухты. Командир еще раз бросает взгляд на гранитную чашу берегов, на прибрежные ска лы, на одной иа которых вы ведены крупными буквами слова адмирала Макарова: «Помни войну!*. Помнит ли Жильцов вой ну? Его отец Михаил Ми хайлович был участником гражданской. Но о войне рассказывал не так уж ча сто. С большей охотой он, мастер механического заво да в Ивантеевке, говорил с младшим сыном о своей ра бочей профессии. Часто бе гал белобрысый Левка к от цу на завод. Подолгу проста ивал в цехе, наблюдая стре мительное движение радуж ных спиралей стружки из- под резца, вдыхая металли ческий запах работы. В сентябре 1941 года отец пошел воевать во второй раз. плавал на многих типах со ветских подводных лодок, начиная с «малютки». И сейчас, когда молодые матросы в первые дни зна комства с атомным кораб лем жаловались на тесноту, он шутил: — Вот на дизельных, точ но, тееновато. А здесь? Здесь же «Яблочко» плясать мож но! Лев Михайлович прошел в свою небольшую коман дирскую каюту, немного от дохнул, едва вернулся после — Ты учебу не бросай, — на прощание сказал он сы ну. — Какое ни будет труд ное время, а учиться надо. G этим отцовским напут- ствием поехал тринадцати летний подросток поступать в военно-морскую спец школу. — Тринадцать лет? — с удивлением переспросили паренька. — Да ты же ма ленький совсем! Собирай-ка, Лева, вещи и давай к маме. Подрасти еще. Ровно через год он все-та ки, успешно сдав экзамены, уже учился в спецшколе. И когда Жильцова спра шивают о морском стаже, он отвечает: — Принадлежу флоту « сентября сорок второго... А вскоре Лева узнал о.ги бели отца... Да, он Помнит войну! ...Вызвав на мостик стар пома, Жильцов спустился в центральный пост лодки. Теснота на подводных лодках — понятие относи тельное. Жильцов до того, как пришел на атомную, отдыха в центральный пост, как к нему с обескуражен ным видом обратился стар пом: — Лев Михайлович, у нас ЧП. — В чем дело? — «Заяц» на лодке. — Какой заяц? — не по нял Жильцов. — Матрос Резник, из но вичков. Он все напрашивал ся в поход. — Ну? — помрачнел ко мандир от недоброй догадки. — Так вот, полчаса .назад обнаружил его в трюме. Го ворит, что не услышал пред- походный сигнал. Сам с по винной вышел: «Делайте, мол, что хотите...». Вот он, в ожидании неми нуемого наказания за свое «нелегальное» присутствие на лодке, — поникший на рушитель воинской дисцип лины. При виде командиров застыл, как по, команде «смирно!». По. лицу «зайца» градом катит, пот. Ну что тут поделаешь? Как ни чести «зайца», ка кими гауптвахтами ни гро зи, не высадишь ведь его в море. — Определить в отделение трюмных пятого отсека! — сухо приказал Жильцов. Известие об «атомном зай це» быстро облетело все от секи корабля. Матросы оживленно комментировали случившееся. — Просили нас белого медведя поймать, а мы вме сто мишки «зайца» на базу доставим,—услышал Жиль цов и невольно улыбнулся. ...Из серого ящика эхоле- домера доносится равномер ное стрекотание записываю щего устройства. Пунктир ной строчкой возникает на листе бумаги графическое изображение поверхности океана. Монотонная прямая линия информирует о том, что там, на поверхности, все такая же спокойная и чис тая вода. Наблюдатель у прибора в некотором недоу мении: не слишком ли долго вычерчивается эта безуко ризненная прямая? Но вот слабый изгиб — и прямая ломается, уступая место прихотливому зигзагу, кон туры которого с минуты на минуты становятся резче. — Паковый лед, — докла дывает наблюдатель коман диру корабля. «Паковый лед». С этой фразой прибавляется строго сти на лицах всех присут- ствующих в центральном посту. Паковый лед — белый колпак, покрывающий ма кушку нашей планеты, тя желая броня, закаленная многовековой арктической стужей. Вот и встретились! За кромкой льда остался на иболее легкий участок пути, доступный и обычной лодке. • А впереди — черные беспро светные толщи «подледного космоса». Где-то там незри мая ось земного шара. На нее и держит курс лодка. (Окончание на 4-й етр.)і ПЕРВЫЕ ГЕРОИ Первым на Северном флоте звания Героя Советского Сою за был удостоен 13 августа 1941 года В. -Л. ^Кисляков. 14 июля 1941 года~в районе гу бы Андреева высадился наш десант. Командир взвода 2-го Отряда моряков-доброволь- цев приказал отделению млад шего сержанта Кяслякова за хватить одну из сопок. Приказ был выполнен. Но вскоре на занятую высоту стая наступать усиленный взвод вражеской пехоты. Советские бойцы упорно оборонялись. Когда держаться стало невозможно, Кисляков приказал оставшим ся в живых товарищам отхо дить, а сам лег за пулемет, чтсбы прикрыть их отход. Василий Кисляков один сдерживал напор фашистов до тех пор, пока не подошло под крепление. • Первым среди летчикоа-се- вероморцев звание Героя Со ветского Союза получил капи тан Б. Ф. Сафонов, командир 4-й авиационной эскадрильи 72-го смешанного аеиационно* to полка. В тот же день, 14 сентября 1941 года. Президиум Верховного Совета СССР на градил 72-й авиационный Полк орденом Красного Зна мени. Это была первая Крас нознаменная часть на Север ном флоте. • Первым Героем Советского Союза среди подводниковгсе- вероморцев . стал капитан I! ранга И. А. Колышкин, коман дир 3-го дивизиона подводных лодок Северного флота. Корабли вышли в море. Идут напряженные походные будни* НА СРЕДСТВА ТРУДЯЩИХСЯ В годы Великой Отечествен* ной войны на средства трудя щихся были построены и пе- реданы Северному флоту под* водные лодки «Ярославский комсомолец», «Челябинский комсомолец», «Новосибирский комсомолец», «Ленинский ком* сомол», «Героический Сева* стополь», «Герой Советского Союза Нурсеитов», торпедные катера «Североморец», «Герой Советского Союза Иван Сив ко», «Герой Советского Союз® Борис Сафонов» ы другие ко* рабли* По инициативе Л. М. Лобо- денко, жены павшего в бою политработника, вдовы по гибших североморцев собрали деньги на постройку подвод* ной лодки* На средства личного соста ва флота была построена а годы войны и передана фрон ту танковая колонна «Северо морец»* В августе 1958. года по инц* циативе флотских комсомоль цев начался сбор металлоло ма на строительство рыболов ного траулера «Северомор* ский комсомолец». Траулер. был построен на Николаевском судостроитель ном заводе и плавает сейчас в составе Архангельского тра лового флота* / ' 7 мая 1965 года за выдаю щиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, беззавет ную стойкость, мужество и вы сокую боевую активность, про явленные североморцами щ борьбе с немецко-фашистски-' ми захватчиками при защите Заполярья, и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечест венной войне 1941——1945 годов Указом Президиума Верховно* го Совета СССР Северный флот был награжден орденом Красного Знамени. За годы Великой Отечесь венной войны боевыми сред ствами Северного флота унич тожено и повреждено свыше 600 транспортов и кораблей противника, сбито 1308 вра жеских самолетов. 25 ноября 194t года сторо* жевой корабль «Бриз» (ко мандир лейтенант В* А. Кире* ев), находившийся в дозоре на линии мыс Святой Нос — мыс Канин Нос, обнаружил враже скую подводную лодку, шед шую в надводном положении а трех кабельтовых от совет ского корабля, и открыл по ие& огомь» Лодка поѵштадас* уйти под воду. • «Вриаа ^ і ^ полный ход, удачным манев ром дрегат места ш>груже*ш» it тараниіг лодку, а затеяѵ раа^ вернувшись, еще раэ іэрошвя над ней » сбросил глубинные бомбы. Вражеская субмарина затонула» В мае 1943 года за образцо вое выполнение боевых зада* ний орденом Красного <3на? мени был награждён тральщик ТЩ-32 — бывший рыболовный траулер «Лосось» _(РТ-46)^ ^ В годы Великой Отечествен ной войны отряд советских подводных лодок под коман дованием Героя Советского Союза капитана ! ранга А. 9* Трипольского совершил герои* ческое плавание с Дальнего Востока в Заполярье через Ти хий и Атлантический скеанъ* Подводные лодки вышли а сентябре 1942 года и закончи* ли переход в период с январй по июнь 1943 года. i r j В суровых метеорологичв*1 ских условиях, при ПОСТОЯННОЙ* угрозе вражеского : найадевКЯ* они прошли 17 тысяч mhJU£:’ Первыми на Севернолл фло* те открыли боевой счёт в го? ды Великой Отечественной войны артиллеристы. Вечером 22 июня 1941 года наблюдав тели 221-й батареи, установ ленной на мысе Маталониеми полуострова Среднего (ко мандир старший лейтенант П. Ф. Космачев), обнаружили вражеский тральщик. С пер вых залпов артиллеристы до* стигли прямого попадания* Через пять дней ими же быіі потоплен катер, пытавшийся! прорваться в Петсамо, Первый вражеский самолет в воздушном бою был сбит 24 июня 1941' года. Командир эс* кадрильи 72-го авиаполка стар ший лейтенант Б. Ф. Сафонов, вместе с двумя товарищами смело атаковал шесть враже ских бомбардировщиков^ В этом бою Сафонов настиг Хе-11 и метким залпом из'82- миллиметровой реактивной ус* тановки уничтожил его*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz