Рыбный Мурман. 1969 г. Июль.

К ЗРЛ С М О 3 Ш Л М Е н н ы ш С Е В Е Р Н Ы М Ф Л О Т .«Получив задание коман­ дования, командир атомной подводной лодки капитан 2 ранга Лев Михайлович Жильцов шел по территории базы. Асфальтированное полот­ но вело мимо пирсов, кото­ рые, как зубья, врезались в бухту. Покатые бока лодок по* тюленьи лоснились, обдава­ емые мелкой водной. Глубинные атомоходы, са­ мые младшие и самые мо­ гущественные отпрыски в большой семье подводных лодок, насчитывают не так уж много лет от рождения. Поэтому каждый поход их воспринимается экипажами как очередной серьезный экзамен техники, как суро­ вая проверка воли, мужест­ ва, умения всего коллекти­ ва — от командира до мат­ роса. Тем более такой поход... И вот последние улыбки, Советы, рукопожатия. — Привезите полярного медведя, — шутит кто-то из провожающих. Длинная и обтекаемая, медленно выходит лодка на середину бухты. Командир еще раз бросает взгляд на гранитную чашу берегов, на прибрежные ска­ лы, на одной иа которых вы­ ведены крупными буквами слова адмирала Макарова: «Помни войну!*. Помнит ли Жильцов вой­ ну? Его отец Михаил Ми­ хайлович был участником гражданской. Но о войне рассказывал не так уж ча­ сто. С большей охотой он, мастер механического заво­ да в Ивантеевке, говорил с младшим сыном о своей ра­ бочей профессии. Часто бе­ гал белобрысый Левка к от­ цу на завод. Подолгу проста­ ивал в цехе, наблюдая стре­ мительное движение радуж­ ных спиралей стружки из- под резца, вдыхая металли­ ческий запах работы. В сентябре 1941 года отец пошел воевать во второй раз. плавал на многих типах со­ ветских подводных лодок, начиная с «малютки». И сейчас, когда молодые матросы в первые дни зна­ комства с атомным кораб­ лем жаловались на тесноту, он шутил: — Вот на дизельных, точ­ но, тееновато. А здесь? Здесь же «Яблочко» плясать мож­ но! Лев Михайлович прошел в свою небольшую коман­ дирскую каюту, немного от­ дохнул, едва вернулся после — Ты учебу не бросай, — на прощание сказал он сы­ ну. — Какое ни будет труд­ ное время, а учиться надо. G этим отцовским напут- ствием поехал тринадцати­ летний подросток поступать в военно-морскую спец­ школу. — Тринадцать лет? — с удивлением переспросили паренька. — Да ты же ма­ ленький совсем! Собирай-ка, Лева, вещи и давай к маме. Подрасти еще. Ровно через год он все-та­ ки, успешно сдав экзамены, уже учился в спецшколе. И когда Жильцова спра­ шивают о морском стаже, он отвечает: — Принадлежу флоту « сентября сорок второго... А вскоре Лева узнал о.ги ­ бели отца... Да, он Помнит войну! ...Вызвав на мостик стар­ пома, Жильцов спустился в центральный пост лодки. Теснота на подводных лодках — понятие относи­ тельное. Жильцов до того, как пришел на атомную, отдыха в центральный пост, как к нему с обескуражен­ ным видом обратился стар­ пом: — Лев Михайлович, у нас ЧП. — В чем дело? — «Заяц» на лодке. — Какой заяц? — не по­ нял Жильцов. — Матрос Резник, из но­ вичков. Он все напрашивал­ ся в поход. — Ну? — помрачнел ко­ мандир от недоброй догадки. — Так вот, полчаса .назад обнаружил его в трюме. Го­ ворит, что не услышал пред- походный сигнал. Сам с по­ винной вышел: «Делайте, мол, что хотите...». Вот он, в ожидании неми­ нуемого наказания за свое «нелегальное» присутствие на лодке, — поникший на­ рушитель воинской дисцип­ лины. При виде командиров застыл, как по, команде «смирно!». По. лицу «зайца» градом катит, пот. Ну что тут поделаешь? Как ни чести «зайца», ка­ кими гауптвахтами ни гро­ зи, не высадишь ведь его в море. — Определить в отделение трюмных пятого отсека! — сухо приказал Жильцов. Известие об «атомном зай­ це» быстро облетело все от­ секи корабля. Матросы оживленно комментировали случившееся. — Просили нас белого медведя поймать, а мы вме­ сто мишки «зайца» на базу доставим,—услышал Жиль­ цов и невольно улыбнулся. ...Из серого ящика эхоле- домера доносится равномер­ ное стрекотание записываю­ щего устройства. Пунктир­ ной строчкой возникает на листе бумаги графическое изображение поверхности океана. Монотонная прямая линия информирует о том, что там, на поверхности, все такая же спокойная и чис­ тая вода. Наблюдатель у прибора в некотором недоу­ мении: не слишком ли долго вычерчивается эта безуко­ ризненная прямая? Но вот слабый изгиб — и прямая ломается, уступая место прихотливому зигзагу, кон­ туры которого с минуты на минуты становятся резче. — Паковый лед, — докла­ дывает наблюдатель коман­ диру корабля. «Паковый лед». С этой фразой прибавляется строго­ сти на лицах всех присут- ствующих в центральном посту. Паковый лед — белый колпак, покрывающий ма­ кушку нашей планеты, тя­ желая броня, закаленная многовековой арктической стужей. Вот и встретились! За кромкой льда остался на­ иболее легкий участок пути, доступный и обычной лодке. • А впереди — черные беспро­ светные толщи «подледного космоса». Где-то там незри­ мая ось земного шара. На нее и держит курс лодка. (Окончание на 4-й етр.)і ПЕРВЫЕ ГЕРОИ Первым на Северном флоте звания Героя Советского Сою­ за был удостоен 13 августа 1941 года В. -Л. ^Кисляков. 14 июля 1941 года~в районе гу­ бы Андреева высадился наш десант. Командир взвода 2-го Отряда моряков-доброволь- цев приказал отделению млад­ шего сержанта Кяслякова за­ хватить одну из сопок. Приказ был выполнен. Но вскоре на занятую высоту стая наступать усиленный взвод вражеской пехоты. Советские бойцы упорно оборонялись. Когда держаться стало невозможно, Кисляков приказал оставшим­ ся в живых товарищам отхо­ дить, а сам лег за пулемет, чтсбы прикрыть их отход. Василий Кисляков один сдерживал напор фашистов до тех пор, пока не подошло под­ крепление. • Первым среди летчикоа-се- вероморцев звание Героя Со­ ветского Союза получил капи­ тан Б. Ф. Сафонов, командир 4-й авиационной эскадрильи 72-го смешанного аеиационно* to полка. В тот же день, 14 сентября 1941 года. Президиум Верховного Совета СССР на­ градил 72-й авиационный Полк орденом Красного Зна­ мени. Это была первая Крас­ нознаменная часть на Север­ ном флоте. • Первым Героем Советского Союза среди подводниковгсе- вероморцев . стал капитан I! ранга И. А. Колышкин, коман­ дир 3-го дивизиона подводных лодок Северного флота. Корабли вышли в море. Идут напряженные походные будни* НА СРЕДСТВА ТРУДЯЩИХСЯ В годы Великой Отечествен* ной войны на средства трудя­ щихся были построены и пе- реданы Северному флоту под* водные лодки «Ярославский комсомолец», «Челябинский комсомолец», «Новосибирский комсомолец», «Ленинский ком* сомол», «Героический Сева* стополь», «Герой Советского Союза Нурсеитов», торпедные катера «Североморец», «Герой Советского Союза Иван Сив­ ко», «Герой Советского Союз® Борис Сафонов» ы другие ко* рабли* По инициативе Л. М. Лобо- денко, жены павшего в бою политработника, вдовы по­ гибших североморцев собрали деньги на постройку подвод* ной лодки* На средства личного соста­ ва флота была построена а годы войны и передана фрон­ ту танковая колонна «Северо­ морец»* В августе 1958. года по инц* циативе флотских комсомоль­ цев начался сбор металлоло­ ма на строительство рыболов­ ного траулера «Северомор* ский комсомолец». Траулер. был построен на Николаевском судостроитель­ ном заводе и плавает сейчас в составе Архангельского тра­ лового флота* / ' 7 мая 1965 года за выдаю­ щиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, беззавет­ ную стойкость, мужество и вы­ сокую боевую активность, про­ явленные североморцами щ борьбе с немецко-фашистски-' ми захватчиками при защите Заполярья, и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечест­ венной войне 1941——1945 годов Указом Президиума Верховно* го Совета СССР Северный флот был награжден орденом Красного Знамени. За годы Великой Отечесь венной войны боевыми сред­ ствами Северного флота унич­ тожено и повреждено свыше 600 транспортов и кораблей противника, сбито 1308 вра­ жеских самолетов. 25 ноября 194t года сторо* жевой корабль «Бриз» (ко­ мандир лейтенант В* А. Кире* ев), находившийся в дозоре на линии мыс Святой Нос — мыс Канин Нос, обнаружил враже­ скую подводную лодку, шед­ шую в надводном положении а трех кабельтовых от совет­ ского корабля, и открыл по ие& огомь» Лодка поѵштадас* уйти под воду. • «Вриаа ^ і ^ полный ход, удачным манев­ ром дрегат места ш>груже*ш» it тараниіг лодку, а затеяѵ раа^ вернувшись, еще раэ іэрошвя над ней » сбросил глубинные бомбы. Вражеская субмарина затонула» В мае 1943 года за образцо­ вое выполнение боевых зада* ний орденом Красного <3на? мени был награждён тральщик ТЩ-32 — бывший рыболовный траулер «Лосось» _(РТ-46)^ ^ В годы Великой Отечествен­ ной войны отряд советских подводных лодок под коман­ дованием Героя Советского Союза капитана ! ранга А. 9* Трипольского совершил герои* ческое плавание с Дальнего Востока в Заполярье через Ти­ хий и Атлантический скеанъ* Подводные лодки вышли а сентябре 1942 года и закончи* ли переход в период с январй по июнь 1943 года. i r j В суровых метеорологичв*1 ских условиях, при ПОСТОЯННОЙ* угрозе вражеского : найадевКЯ* они прошли 17 тысяч mhJU£:’ Первыми на Севернолл фло* те открыли боевой счёт в го? ды Великой Отечественной войны артиллеристы. Вечером 22 июня 1941 года наблюдав тели 221-й батареи, установ­ ленной на мысе Маталониеми полуострова Среднего (ко­ мандир старший лейтенант П. Ф. Космачев), обнаружили вражеский тральщик. С пер­ вых залпов артиллеристы до* стигли прямого попадания* Через пять дней ими же быіі потоплен катер, пытавшийся! прорваться в Петсамо, Первый вражеский самолет в воздушном бою был сбит 24 июня 1941' года. Командир эс* кадрильи 72-го авиаполка стар­ ший лейтенант Б. Ф. Сафонов, вместе с двумя товарищами смело атаковал шесть враже­ ских бомбардировщиков^ В этом бою Сафонов настиг Хе-11 и метким залпом из'82- миллиметровой реактивной ус* тановки уничтожил его*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz