Рыбный Мурман. 1969 г. Июль.
I Б У Д У Щ Е Е з а к а т а м а р а н о м Автор этой статьи Михаил Алферьев — видный советский специалист в области катамаранного судостроения. Более 40 лет жизни отдал Алферьев научным изыска ниям, созданию новой теории катамарана, его внедреиию о транспорт. Сейчас Алферьев заведует кафедрой в Горьков ском институте инженеров водного транспорта. И ЗВЕСТНЫ случаи при менения катамаран- ных судов еще в глубо кой древности. Тем не менее проблема катамаранов акту альна и сегодпя. А в буду щем, я глубоко уверен, она займет еще более достойное место Полинезийские катамара ны, являющиеся родоначаль никами судов этого тина, га рантировали безопасность Плавания. Это достигалось за счет специальных балансиров. Независимо от полинезийцев наши запорожцы, отправля ясь в дальние переходы по Черному морю, добивались того же спариванием легких челнов. - Первая попытка использо* вания гидродинамич е с к и х свойств катамаранных судов принадлежит герою Цусимы инженеру Владимиру Костен ко. В 1926 году он пытался значительно снизить волновое сопротивление за счет благо приятного взаимного влияния двух корпусов, но не довел дело до конца. Дальнейшие поиски позволили увеличить скорость хода катамаранов, повысить их рентабельность. Если судно по роду своей Службы требует больших пло щадей палубы, то в катама- ранном варианте его водоиз мещение будет меньше по сравнению с однокорпусным. Катамаран за счет узких кор пусов работает в безволновом режиме. Благодаря этому не только уменьшается общее сопротивление, но и улучша* ются эксплуатационные усло вия: судно легче преодолева ет мелководье, в каналах идет без снижения скорости. Нами были намечены сле дующие перспективные типы транспортных катамаранных судов внутреннего плавания^ Преимущество мы отдали гру« зовым судам с повышенной скоростью для перевозки кон тейнеров и палубных грузов, требующих для размещения больших площадей. На вто« ром месте пассажирские ка тамараны для местных и при* городных линий. В третья» группу входят туристские ка тамараны для обслуживания линий большой протяжен ности. С этих позиций я и хочу рассмотреть строитель ство катамаранов. ГРУЗОВЫЕ КАТАМАРАНЫ П ЕРВЫЙ грузовой тепло ход катамаранного ти па, спроектированный и построенный по изысканиям нашей кафедры, был введен & эксплуатацию в 1961 году. Это судно послужило мо делью для дальнейших поис ков, направленных на созда ние серийных теплоходов по вышенной грузоподъемности. На основании наших изыска ний горьковчанами был по строен головной грузовой ка тамаран на 1000 тонн. Он, как и его предшественник, обла дает высокими гидродинами ческими качествами. Это суд но впервые в советской судо строительной практике с пол ным грузом развивает ско рость 28,5 километра в час, причем движение происходит также в безволновом режи ме. у Любопытно привести срав нение и такого всеобъемлю щего показателя, как адми ралтейский коэфф и ц и е п т (полнота обводов корпуса). Если у лучших однокорпус ных пассажирских судов внут реннего плавания его значе ние но выходит за пределы 1100—1300, а у грузовых со ответственно за 850, то у это го катамарана он поднялся до 1828. Это и позволяет се* рийиому катамарану на кон тейнерных перевозках дости гать высоких экономических показателей. На заводе ужѳ начата постройка второго суд* нѳ такого же типа. Сейчас для обслуживания лишь одной контейнерной ли нии Астрахань — Москва , в соответствии о существую щим грузооборотом требуется не менее 20—30 судов. Одна ко объем грузооборота может существенно увеличиться. Кроме того, скоростные кон тейнерные перевозки могут быть организованы и на дру гих линиях, что безусловно вызовет в будущем потреб ность в подобных судах. ПАССАЖИРСКИЕ КАТАМАРАІІЬѴ О СОБЫЙ интсрос пред ставляет поиск пасса жирского варианта теп лохода, предназначенного для эксплуатации на местных во дохранилищах. Скорость се годняшних теплоходов но пре вышает 18—19 километров В час. Предлагаемый пасса жирский катамаран о двумя дизелями общей мощностью 840 лошадиных сил разовьет скорость до 47 километров в час, сохраияя при этом без- волновой режим движения. В оалоно теплохода смогут удоб- Ш - • у у :: - v y •> .•••.• >>< • •: щ j p I g l I ЩШШ. :Г НА ПРОГУЛКЕ. Фотоэтюд Б. Осокина. ОБ ЭТОМ ЗАБЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ У вас погасло пламя на го релках газовой плиты. Вы пе рекрываете кран на газопро воде перед плитой, краники на плите и звоните по теле фону 04. Это правильно и не обходимо. В любое время су ток приедет аварийная брига да, и вы снова сможете поль зоваться газом. А как быть, если вы почув ствовали запах газа, если вы не можете открыть или за крыть вентиль на баллоне с газом или кран на газопрово де перед прибором? Некото рые товарищи считают, что в этом случае можно обойтись своими силами. Отыскивается Место утечки и начинается «ремонт». В конечном счете, нередко все это оборачивает ся очередным несчастным случаем, аварией. Порой мы слишком поздно вспоминаем о «Правилах пользования газовыми прибо рами». А они висят на стене перед плитой, их разъясняют на инструктажах в техни ческом кабинете управления «Мурманс.коблгаз», при оче редном профилактическом об служивании газового обору дования, о них напоминают по радио, в газетах. Их необ ходимо знать! Однако не все жильцы пра вильно пользуются газовыми плитами. Поздно вспомпили о правилах Кравцов В. И. и Русаков Н. С., которые оста вили газовые плиты без при смотра, в результате чего про изошел пожар. За самовольный ремонт га зового оборудования отключе на плита в квартире № 6 до ма № 9 по улице Октябрь ской. Аварийной службе «Облга- за>> нередко приходится отк лючать газовые приборы за угрозу взорвать дом газовоз душной смесью. Грозили сосе дям взрывом Володин С. А., работшш управления «Мур- мансельдь» и электромонтаж ник СРЗ ММФ Кидуп П. П. Механик портового флота Утюгов С. открыл крап на га зопроводе и крапики плиты, не зажигая горелок, создав тем самым угрозу взрыва. Отключены газовые плиты за угрозу взорвать дом и у Цыка лова В. В., работника «Сев рыбхолодфлота», у работни ков тралового флота Бабани на, проживающего по ул. По лярные Зори 45, кв. 18, и Ко жевникова, проживающего по ул. Хлобыстова 19, кв. 30. Можно было бы приводить н другие примеры. Люди, ежедневно пользуясь газовы ми плитами, настолько при выкают к ним, что забывают элементарные правила поль зования газовыми приборами. А их забывать нельзя! Их нельзя нарушать! Н. ЧЕРЕДНИКОВА, заве дующая техническим ка бинетом управления «Мурманскоблгаз», но разместиться 150 пассажи ров, а в часы «пик* катама ран мог бы принять до 250 пассажиров и сохранить ско рость хода 45 километров в час. Эксплуатация этого судна на местных линиях может стать высокорентабельной. Надо отметить, что экономи ческие показатели у катама ранов значительно выше, чем у эксплуатируемых ныне ско ростных кораблей на подвод ных крыльях. Найдено техническое реше ние скоростного катамарана для внутригородских и при городных линий. Судно с дви гателем мощностью 470 ло шадиных сил может разви вать скорость на глубокой я мелкой воде 35—37 километ ров в час, имея на борту 110—130 пассагриров, ТУРИСТСКИЕ і КАТАМАРАНЫ I Н АМИ ведйсь поисковые работы и по созданию туристского типа теп лохода для различных линий. Эти катамараны отвечают ус ловиям судов туристского класса и обеспечивают сни жение существующей стои мости перевозок. Так. туристский катамараи, нмеюпщй длину корпуса 78 метров, сможет принять на борт 350 человек. Среднесу точная стоимость путевки бу дет но выше 6—7 рублей. А судно с длиной корпуса 114 метров примет 475 человек. Стоимость путевки здесь бу дет еще ниже. Туристские теплоходы ка тамаранного типа для массо вых экскурсионных перево зок па небольшие расстояния в стране ужо . создавались. Примером может служить . теплоход «Отдых*, спроекти рованный горьковчанами и построенный в 1962 году. На этом судне длиной всего 40 метров размещаются 600 экс курсантов. На базе судна та кого тина горьковские кон структоры разработали про- * окт экскурсионного катамара на на 1000 пассажиров, пред назначенного для' обслужива ния туристов на коротких рейсах. мозаика * і + Древнеримский историк Плиний оставил интересные описании знаменитого маяка, сооруженного на острове Ро дос. Если верить римлянину, горючим для маячного огня в те далекие времена служила... Нефть. . -і\ + Слово «тайфун» китай ского происхождения. Китай ское тай-фун переводится на русский язык, как «мать штормов*. Весьма подходящее обозначение для урагана, по сравнению с которым обыч ные штормы кажутся детской вабавой. < + Недавно почетным чле ном английского шекспиров ского общества был избран моряк из Портсмута Клиф Волью. Старый морской волк удостоился этой чести за то, что татуировка, покрывающая почти все его тело, состоит исключительно из шекспиров ских цитат. - ! ' '*• Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. э д е / э с м е ПЯТНИЦА, 25 ИЮЛЯ Л ПЕРВАЯ ПРОГРАММА; 9.55 — Программа передач.' 10.00 — Новости. 10.15 «— Для ш кольников. «Мы здесь живем». Передача из Кишинева. 11.45 — «Твоя и моя юность». Докумен тальный фильм. 12.35 —• Для школьников. «Соратники 8 . И. Ле* нина». М. И. Калинин. 13.05 —« 18*30 — Перерыв. 18.30 — Балет М. Ашрафи — «Амулет любви». Спектакль Государственного ака* 5 емического Большого театра ’зССР им. А. Навои. 20.30 — «Эс* тафета новостей». 21.15 — Призе-? ры I I I Всесоюзного фестиваля те* левизионных художестве н н ы к фильмов. «Слепой дождь*. Теле* визионный художеств е н и ы А фильм. 22.00 — «Клуб любителей песни». 23.00 — Международная встреча по футболу. СССР — ГДР. Передача из ГДР. 8 перерыве Новости. 00.45 — Программа пен реДач. ВТОРАЯ, ПРОГРАММА 9.55 — Программа передач* 10.00 — Новости. 10.15 — Для школьников. «Мы здесь живем». Передача из Кишинева. 11.45 —: — «Твоя и моя юность». Доку* ментальный фильм. 12.35 — Для школьнинов. «Соратники. В. И. Ленина». М. И. Калинин .113.05 —; . 18,35 — Перерыв. 18.35 — * Про* грамма передач. 18.40— * «Кораб ли — на промысел». 19.00 —: * «Наша почта»: 19.30 ~ * Теат* ральный спектакль. В антрактах — Телевизионные известия. Объ« явления и программа передач. 23.00 — Международная встреча по футболу. СССР — ГДР. Пере* дача и * ГДР. 8 перерыве — Но* ВОСТИ, СУББОТА, 26 ИЮЛЯ ПЕРВАЯ ПРОГРАММА 10.10 — «Стандартизация и про* гресс». Телевизионный журнал* t t .0 0 — «Музыкальный . турнир ' городов». Брест * - Норильск. 12.00 — Для ш кольников. «Солнцево* рот». Передача из Ленинграда» 12.30 — «Прогресс». Интервизи* онный журнал. 13.00 — В эфире — «Молодость». 13.30 — «Здо* ровье». Научно-популярная про* грамма. 14.00[ — «25 лет спустя». Передача о дружбе польских я советских фронтовиков. 14.30 —: Э .С криб — «Джефет, или в поис* ках отца». Премьера тёлеемзион* иого- спе кта кля .»15.45; —* Новости. 16.00 «На «парше Спартакиада профсоюзов». 16.30^ — «Слава ге роям труда». Передача Из Ленин града. 17.30 — «Телевизионный атлас народов СССР». Калмыцкая АССР. 18.00 — Концерт эстрадно* го оркестра под управлением В. Рубашевского. 19.00 — «Путь в «Сатурн». Художест в е н н ы й фильм. 1-я серия. 2Q.20 — «Новое* ти дня». Киножурнал. 20.30 «Ленинизм знамя нашей эпо* хи». «Священный долг коммунис* тов». 21.00 — Новости. 21.15 —• «Вечерний Ленинград». Эстрадное обозрение. Передача из Ленингра да. 22.15 — Программа цветного телевидения. Творческий вечер Харьковского русского драмати* ческого театра им. А. С. Луш кина . 23.45 — Новости. Программа пе редач. -.і ВТОРАЯ ПРОГРАММА 14.00 — «Подвиг». Телевнзион* ный альманах. Ко Дню Военно* Морского Флота СССР. 14.30 —: Э. Скриб «г- «Джефет, или в поис* ка х отца». Премьера Телевизиок* його спектакля. 15.45 ~ Новости. 16.00 — «Слава героям труда»* Передача из Ленинграда. 17.00 —» Программа цветного телевидения. 18.30 —.«Эхо спортивного мира». 19.00 — • Концерт, посвященный Дню работников торговли. 19.50 — • «Когда песня не кончается». Художественный фильм. 21.15 — «Вечерний Ленинград». Эстрадное обозрение. Передача из Ленингра* да. 22.15 — программа цветного телевидения. Творческий вечер Харьковского русского драмати* ческого театра им. А. С. Пушкина. 23.45 — Новости. • Передачи Мурманского теле* видения. СЕГОДНЯ О Ж И Д А Е Т СЯ ПРИХОД: РТ-270 «Дѵбоссары», РТ-ЗІ5 «Можайск», БМРТ-409 «Комета», СРТ «Андромеда», ТР «Василий Суриков», СРТ-465, СРТ-460, БМРТ-450 «Большевик». ЗАВТРА: РТ-43 «А. Бредов», СРТ-218, СРТ 219. ААМ<к!ірАі№П№І г. Мурманск, ул. Траловая, управление тралового флота {4-й этаж), Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 — зам. ре дактора, ответственный секретарь, литературные сотрудни ки, 62-64 — редактор. Вызов с телефонов городской АТС осуществляется по номерам: 7-86-396, 7-8G-2G4. «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654 * Типография «Полярная правда», г. Мурманск. Зак. 4537. ПН-04677.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz