Рыбный Мурман. 1969 г. Июль.

I Б У Д У Щ Е Е з а к а т а м а р а н о м Автор этой статьи Михаил Алферьев — видный советский специалист в области катамаранного судостроения. Более 40 лет жизни отдал Алферьев научным изыска­ ниям, созданию новой теории катамарана, его внедреиию о транспорт. Сейчас Алферьев заведует кафедрой в Горьков­ ском институте инженеров водного транспорта. И ЗВЕСТНЫ случаи при­ менения катамаран- ных судов еще в глубо­ кой древности. Тем не менее проблема катамаранов акту­ альна и сегодпя. А в буду­ щем, я глубоко уверен, она займет еще более достойное место Полинезийские катамара­ ны, являющиеся родоначаль­ никами судов этого тина, га­ рантировали безопасность Плавания. Это достигалось за счет специальных балансиров. Независимо от полинезийцев наши запорожцы, отправля­ ясь в дальние переходы по Черному морю, добивались того же спариванием легких челнов. - Первая попытка использо* вания гидродинамич е с к и х свойств катамаранных судов принадлежит герою Цусимы инженеру Владимиру Костен­ ко. В 1926 году он пытался значительно снизить волновое сопротивление за счет благо­ приятного взаимного влияния двух корпусов, но не довел дело до конца. Дальнейшие поиски позволили увеличить скорость хода катамаранов, повысить их рентабельность. Если судно по роду своей Службы требует больших пло­ щадей палубы, то в катама- ранном варианте его водоиз­ мещение будет меньше по сравнению с однокорпусным. Катамаран за счет узких кор­ пусов работает в безволновом режиме. Благодаря этому не только уменьшается общее сопротивление, но и улучша* ются эксплуатационные усло­ вия: судно легче преодолева­ ет мелководье, в каналах идет без снижения скорости. Нами были намечены сле­ дующие перспективные типы транспортных катамаранных судов внутреннего плавания^ Преимущество мы отдали гру« зовым судам с повышенной скоростью для перевозки кон­ тейнеров и палубных грузов, требующих для размещения больших площадей. На вто« ром месте пассажирские ка­ тамараны для местных и при* городных линий. В третья» группу входят туристские ка­ тамараны для обслуживания линий большой протяжен­ ности. С этих позиций я и хочу рассмотреть строитель­ ство катамаранов. ГРУЗОВЫЕ КАТАМАРАНЫ П ЕРВЫЙ грузовой тепло­ ход катамаранного ти­ па, спроектированный и построенный по изысканиям нашей кафедры, был введен & эксплуатацию в 1961 году. Это судно послужило мо­ делью для дальнейших поис­ ков, направленных на созда­ ние серийных теплоходов по­ вышенной грузоподъемности. На основании наших изыска­ ний горьковчанами был по­ строен головной грузовой ка­ тамаран на 1000 тонн. Он, как и его предшественник, обла­ дает высокими гидродинами­ ческими качествами. Это суд­ но впервые в советской судо­ строительной практике с пол­ ным грузом развивает ско­ рость 28,5 километра в час, причем движение происходит также в безволновом режи­ ме. у Любопытно привести срав­ нение и такого всеобъемлю­ щего показателя, как адми­ ралтейский коэфф и ц и е п т (полнота обводов корпуса). Если у лучших однокорпус­ ных пассажирских судов внут­ реннего плавания его значе­ ние но выходит за пределы 1100—1300, а у грузовых со­ ответственно за 850, то у это­ го катамарана он поднялся до 1828. Это и позволяет се* рийиому катамарану на кон­ тейнерных перевозках дости­ гать высоких экономических показателей. На заводе ужѳ начата постройка второго суд* нѳ такого же типа. Сейчас для обслуживания лишь одной контейнерной ли­ нии Астрахань — Москва , в соответствии о существую­ щим грузооборотом требуется не менее 20—30 судов. Одна­ ко объем грузооборота может существенно увеличиться. Кроме того, скоростные кон­ тейнерные перевозки могут быть организованы и на дру­ гих линиях, что безусловно вызовет в будущем потреб­ ность в подобных судах. ПАССАЖИРСКИЕ КАТАМАРАІІЬѴ О СОБЫЙ интсрос пред­ ставляет поиск пасса­ жирского варианта теп­ лохода, предназначенного для эксплуатации на местных во­ дохранилищах. Скорость се­ годняшних теплоходов но пре­ вышает 18—19 километров В час. Предлагаемый пасса­ жирский катамаран о двумя дизелями общей мощностью 840 лошадиных сил разовьет скорость до 47 километров в час, сохраияя при этом без- волновой режим движения. В оалоно теплохода смогут удоб- Ш - • у у :: - v y •> .•••.• >>< • •: щ j p I g l I ЩШШ. :Г НА ПРОГУЛКЕ. Фотоэтюд Б. Осокина. ОБ ЭТОМ ЗАБЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ У вас погасло пламя на го­ релках газовой плиты. Вы пе­ рекрываете кран на газопро­ воде перед плитой, краники на плите и звоните по теле­ фону 04. Это правильно и не­ обходимо. В любое время су­ ток приедет аварийная брига­ да, и вы снова сможете поль­ зоваться газом. А как быть, если вы почув­ ствовали запах газа, если вы не можете открыть или за­ крыть вентиль на баллоне с газом или кран на газопрово­ де перед прибором? Некото­ рые товарищи считают, что в этом случае можно обойтись своими силами. Отыскивается Место утечки и начинается «ремонт». В конечном счете, нередко все это оборачивает­ ся очередным несчастным случаем, аварией. Порой мы слишком поздно вспоминаем о «Правилах пользования газовыми прибо­ рами». А они висят на стене перед плитой, их разъясняют на инструктажах в техни­ ческом кабинете управления «Мурманс.коблгаз», при оче­ редном профилактическом об­ служивании газового обору­ дования, о них напоминают по радио, в газетах. Их необ­ ходимо знать! Однако не все жильцы пра­ вильно пользуются газовыми плитами. Поздно вспомпили о правилах Кравцов В. И. и Русаков Н. С., которые оста­ вили газовые плиты без при­ смотра, в результате чего про­ изошел пожар. За самовольный ремонт га­ зового оборудования отключе­ на плита в квартире № 6 до­ ма № 9 по улице Октябрь­ ской. Аварийной службе «Облга- за>> нередко приходится отк­ лючать газовые приборы за угрозу взорвать дом газовоз­ душной смесью. Грозили сосе­ дям взрывом Володин С. А., работшш управления «Мур- мансельдь» и электромонтаж­ ник СРЗ ММФ Кидуп П. П. Механик портового флота Утюгов С. открыл крап на га­ зопроводе и крапики плиты, не зажигая горелок, создав тем самым угрозу взрыва. Отключены газовые плиты за угрозу взорвать дом и у Цыка лова В. В., работника «Сев­ рыбхолодфлота», у работни­ ков тралового флота Бабани­ на, проживающего по ул. По­ лярные Зори 45, кв. 18, и Ко­ жевникова, проживающего по ул. Хлобыстова 19, кв. 30. Можно было бы приводить н другие примеры. Люди, ежедневно пользуясь газовы­ ми плитами, настолько при­ выкают к ним, что забывают элементарные правила поль­ зования газовыми приборами. А их забывать нельзя! Их нельзя нарушать! Н. ЧЕРЕДНИКОВА, заве­ дующая техническим ка­ бинетом управления «Мурманскоблгаз», но разместиться 150 пассажи­ ров, а в часы «пик* катама­ ран мог бы принять до 250 пассажиров и сохранить ско­ рость хода 45 километров в час. Эксплуатация этого судна на местных линиях может стать высокорентабельной. Надо отметить, что экономи­ ческие показатели у катама­ ранов значительно выше, чем у эксплуатируемых ныне ско­ ростных кораблей на подвод­ ных крыльях. Найдено техническое реше­ ние скоростного катамарана для внутригородских и при­ городных линий. Судно с дви­ гателем мощностью 470 ло­ шадиных сил может разви­ вать скорость на глубокой я мелкой воде 35—37 километ­ ров в час, имея на борту 110—130 пассагриров, ТУРИСТСКИЕ і КАТАМАРАНЫ I Н АМИ ведйсь поисковые работы и по созданию туристского типа теп­ лохода для различных линий. Эти катамараны отвечают ус­ ловиям судов туристского класса и обеспечивают сни­ жение существующей стои­ мости перевозок. Так. туристский катамараи, нмеюпщй длину корпуса 78 метров, сможет принять на борт 350 человек. Среднесу­ точная стоимость путевки бу­ дет но выше 6—7 рублей. А судно с длиной корпуса 114 метров примет 475 человек. Стоимость путевки здесь бу­ дет еще ниже. Туристские теплоходы ка­ тамаранного типа для массо­ вых экскурсионных перево­ зок па небольшие расстояния в стране ужо . создавались. Примером может служить . теплоход «Отдых*, спроекти­ рованный горьковчанами и построенный в 1962 году. На этом судне длиной всего 40 метров размещаются 600 экс­ курсантов. На базе судна та­ кого тина горьковские кон­ структоры разработали про- * окт экскурсионного катамара­ на на 1000 пассажиров, пред­ назначенного для' обслужива­ ния туристов на коротких рейсах. мозаика * і + Древнеримский историк Плиний оставил интересные описании знаменитого маяка, сооруженного на острове Ро­ дос. Если верить римлянину, горючим для маячного огня в те далекие времена служила... Нефть. . -і\ + Слово «тайфун» китай­ ского происхождения. Китай­ ское тай-фун переводится на русский язык, как «мать штормов*. Весьма подходящее обозначение для урагана, по сравнению с которым обыч­ ные штормы кажутся детской вабавой. < + Недавно почетным чле­ ном английского шекспиров­ ского общества был избран моряк из Портсмута Клиф Волью. Старый морской волк удостоился этой чести за то, что татуировка, покрывающая почти все его тело, состоит исключительно из шекспиров­ ских цитат. - ! ' '*• Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. э д е / э с м е ПЯТНИЦА, 25 ИЮЛЯ Л ПЕРВАЯ ПРОГРАММА; 9.55 — Программа передач.' 10.00 — Новости. 10.15 «— Для ш кольников. «Мы здесь живем». Передача из Кишинева. 11.45 — «Твоя и моя юность». Докумен­ тальный фильм. 12.35 —• Для школьников. «Соратники 8 . И. Ле* нина». М. И. Калинин. 13.05 —« 18*30 — Перерыв. 18.30 — Балет М. Ашрафи — «Амулет любви». Спектакль Государственного ака* 5 емического Большого театра ’зССР им. А. Навои. 20.30 — «Эс* тафета новостей». 21.15 — Призе-? ры I I I Всесоюзного фестиваля те* левизионных художестве н н ы к фильмов. «Слепой дождь*. Теле* визионный художеств е н и ы А фильм. 22.00 — «Клуб любителей песни». 23.00 — Международная встреча по футболу. СССР — ГДР. Передача из ГДР. 8 перерыве Новости. 00.45 — Программа пен реДач. ВТОРАЯ, ПРОГРАММА 9.55 — Программа передач* 10.00 — Новости. 10.15 — Для школьников. «Мы здесь живем». Передача из Кишинева. 11.45 —: — «Твоя и моя юность». Доку* ментальный фильм. 12.35 — Для школьнинов. «Соратники. В. И. Ленина». М. И. Калинин .113.05 —; . 18,35 — Перерыв. 18.35 — * Про* грамма передач. 18.40— * «Кораб­ ли — на промысел». 19.00 —: * «Наша почта»: 19.30 ~ * Теат* ральный спектакль. В антрактах — Телевизионные известия. Объ« явления и программа передач. 23.00 — Международная встреча по футболу. СССР — ГДР. Пере* дача и * ГДР. 8 перерыве — Но* ВОСТИ, СУББОТА, 26 ИЮЛЯ ПЕРВАЯ ПРОГРАММА 10.10 — «Стандартизация и про* гресс». Телевизионный журнал* t t .0 0 — «Музыкальный . турнир ' городов». Брест * - Норильск. 12.00 — Для ш кольников. «Солнцево* рот». Передача из Ленинграда» 12.30 — «Прогресс». Интервизи* онный журнал. 13.00 — В эфире — «Молодость». 13.30 — «Здо* ровье». Научно-популярная про* грамма. 14.00[ — «25 лет спустя». Передача о дружбе польских я советских фронтовиков. 14.30 —: Э .С криб — «Джефет, или в поис* ках отца». Премьера тёлеемзион* иого- спе кта кля .»15.45; —* Новости. 16.00 «На «парше Спартакиада профсоюзов». 16.30^ — «Слава ге ­ роям труда». Передача Из Ленин­ града. 17.30 — «Телевизионный атлас народов СССР». Калмыцкая АССР. 18.00 — Концерт эстрадно* го оркестра под управлением В. Рубашевского. 19.00 — «Путь в «Сатурн». Художест в е н н ы й фильм. 1-я серия. 2Q.20 — «Новое* ти дня». Киножурнал. 20.30 «Ленинизм знамя нашей эпо* хи». «Священный долг коммунис* тов». 21.00 — Новости. 21.15 —• «Вечерний Ленинград». Эстрадное обозрение. Передача из Ленингра­ да. 22.15 — Программа цветного телевидения. Творческий вечер Харьковского русского драмати* ческого театра им. А. С. Луш кина . 23.45 — Новости. Программа пе­ редач. -.і ВТОРАЯ ПРОГРАММА 14.00 — «Подвиг». Телевнзион* ный альманах. Ко Дню Военно* Морского Флота СССР. 14.30 —: Э. Скриб «г- «Джефет, или в поис* ка х отца». Премьера Телевизиок* його спектакля. 15.45 ~ Новости. 16.00 — «Слава героям труда»* Передача из Ленинграда. 17.00 —» Программа цветного телевидения. 18.30 —.«Эхо спортивного мира». 19.00 — • Концерт, посвященный Дню работников торговли. 19.50 — • «Когда песня не кончается». Художественный фильм. 21.15 — «Вечерний Ленинград». Эстрадное обозрение. Передача из Ленингра* да. 22.15 — программа цветного телевидения. Творческий вечер Харьковского русского драмати* ческого театра им. А. С. Пушкина. 23.45 — Новости. • Передачи Мурманского теле* видения. СЕГОДНЯ О Ж И Д А Е Т СЯ ПРИХОД: РТ-270 «Дѵбоссары», РТ-ЗІ5 «Можайск», БМРТ-409 «Комета», СРТ «Андромеда», ТР «Василий Суриков», СРТ-465, СРТ-460, БМРТ-450 «Большевик». ЗАВТРА: РТ-43 «А. Бредов», СРТ-218, СРТ 219. ААМ<к!ірАі№П№І г. Мурманск, ул. Траловая, управление тралового флота {4-й этаж), Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 — зам. ре­ дактора, ответственный секретарь, литературные сотрудни­ ки, 62-64 — редактор. Вызов с телефонов городской АТС осуществляется по номерам: 7-86-396, 7-8G-2G4. «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654 * Типография «Полярная правда», г. Мурманск. Зак. 4537. ПН-04677.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz