Рыбный Мурман. 1969 г. Июль.
НА ПУТИ К ВЫСОТАМ МАСТЕРСТВА Д ЕСЯТКИ судов швартуют ся ежедневно у прича лов рыбного порта . Просоленные штормовыми ветрами, сходят на непривыч но устойчивый пирс мужест венные парни. Спешат моряки к проходным , за которыми ждут их, волнуясь, любимые и близкие . А на судно весельш гомо ном грузчиков входит берег о* вая жизнь. Вскрываются тяже лые т рюмнью люки. Начинает ся выгрузка. Вместе с грузчиками подни маются на борт и люди , в за» масленных спецовках. Рабочие судоверфи. Они приходят сю да залечивать раны судну, по* лученные им в единоборстве с океаном. По узким трапам спускают ся в «машину» слесари-ремонт ники. Устанавливая нужное на* пряжение, запускают свой аг регат электросварщики . Стоянка судна в порту кратковременна . Таким же должен .быть и ремонт. Дуг от вью вспышки сварки рассьь лают шипящие искры по мок* рой палубе, возвращая к жиз ни неисправные узлы меха низмов . - Любит свою профессию Ни колаи Дурягин, электросвѳр* щик котельно е корпусного це ха. У Николая большая радость. Н е д а в н о , ему. был при своен третий разряд электро сварщика. Это не просто по* рщрение, А доказательство высокого мастерства и к вали* финации электросварщика. - Не менее напряженная поре у Николая Дурягин а * а* уче бе. В школе мастеров, где он учится , недавно проходила экзаменационная сессия. Бес* сомные ночи за учебниками, успехи и огорчения — все это лишь закаляет волю Николая • Нынешней осенью Николай Дурягин будет защищать дип* ром мастера.- судоремонтни ка. А пока — трудовые будни и учеба, учеба ••• • •*» А. СИЕНКО. А. ЛЕОНТЬЕВ. За послед н и в три года наблю дались большие заходы сельди в Кольский и Мотопский зали вы. Косяки держались здесь продолжительное время', за исключением летного периода откорма. Это была сельдь по колений І9СЗ И 1904 годов. В настоящее время сельдь поколеппя 1963 года почти вся вышла за пределы Барен цева моря, только незначи тельная часть со находится в еоверо-западных и западных районах. Сельдь поколения 1S64 года достигла шестилет него возраста и Окончательно вышла из губ и заливов в фев рале-марте этого года. / * Крупная сельдь заходит в губы и наливы .редко и до по- . следнего времени не было из вестно, чем это вызвано. Си стематические наблюдения помогли выяснить причину. Сейчас доказано, что подхо ды рыбы к нашим берегам в ааходы сельди в губы наблю даются в периоды^езкого ох лаждения вод Баренцева мо- ыпе в н и м ательны, рыбаки J ря и образования вдоль побе режья узкой полосы относи тельно теплых вод. Убедиться в этом но труд но. В наиболее теплые годы рыба рассредотачивается на всей площади водоема, и сред няя навеска на единицу ору дия лова падает. А вот в наи более холодпыо годы в Барен цевом море степень концент рации рыб, особенно в при брежных районах, возрастает, и уловы на единицу усилия значительно увеличиваются. Кроме того, рыба, «воспитан ная» на первых годах жизни - в жестоких условиях Барен цева моря, и в дальнейшем не боится долодной воды. .Она может зимовать в более хо лодных водах, т. е. ближе к берегам, или заходить в даль ние северо-восточные районы Баренцева моря в более стар шем возрасте. Сельдь, прожившая^ йервыѳ годы в Баренцевом море, мо- жет, таким образом, встре чаться в более . северных: щи- .. ротах, чем сельдь, обитавшая : в болео теплых водах. Для практики промысла, а также и для^ науки представляет боль шой интерес вопрос: каки ми^ же путями зашедшая в губы и заливы Мурмана сельдь будет выходить из Ба ренцева моря? Вот для этого и нужпо было пометить сельдь, зашедшую в Кольский и Мотовский заливы. Большую помощь при орга низации и проведении мечѳ- ния оказали сотрудпикам ПИНРО многие члены экипа жей судов: РС-5284 (капитан И. Б. Архипов), РС-5235 (ка питан И. Б, Кравченко). Осо бенно много помогал на этом судне матрос Иван Афанасье вич Дубасов. Хорошо пойоглп нам экипажи РС-5285 (капи тан Ф. П. ТюрникОв), РС-5236 (капитан В. А. Васильев, мат рос И. Н. Курочкин), БМРТ^ 413 (капитан Л. Ф. Беляков н члены команды В. Д. Кон- чаленков, В. Макеев). При ихтиологических иссле дованиях наилучшие резуль таты приносит мечение рыбы. Только оно может подтвер дить выводы, сделанные на основании различных наблю дении. Мечение является са мым быстрым и эффективным методом изучения миграций. В данном случае внутренняя метка норвежского образца (металлическая пласт и н к а толщипой примерно полмил- лимотра, длиной 16 мм и ши риной около 4 миллиметров) вводилась в полость тела сельди. При обнаружении метка просьба доставить ее в ПИН РО с указанием даты, места вылова меченой сельди и но ' возможности сообщить вели чину улова, орудие лова я другие данные. И. ШУТОВА-КОРЖ, С. ДУ НАЕВ, паучпые сотрудни ки ПИНРО. • I : I : « • I і і •г ОТКРЫТИЕ ОКЕАНОЛОГОВ У БЕРЕГОВ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ ОБНАРУЖЕНО МОЩНОЕ ТЕЧЕНИЕ Как уже сообщалось, флаг- тан флота Академии наун СССР «Академик Курчатов» вернулся из пятого рейса. Экспедицией, которая внесла крунный вклад в современ ную океанологию, руководил профессор В. КОРТ. По прось бе читателей «Известий» уче ный рассказывает о научных итогах четырёхмесячного пла вания. Ц ЕЛЬ нашей экспедиции со стояла в том, чтобы де тально изучить систему те чений в западной' тропической части Атлантического океана. Для этого мы использовали глу боководные приборы, которые че рез определенные расстоянии опускались с борта судна и удер живались на месте якорями. Что же показали наши иссле дования? Было подтверждено су ществование основных потоков— Бразильского, Гвианского и Ан тильского течений. А кроме того, мы обнаружили, что западнее 70-го градуса западной долготы зарождается мощное течение, которое не было ранее известно. Мы назвали его Антило-Гвиан- ским противотечением, так так оно направлено навстречу Гви анскому и Антильскому течени ям. Эта гигантская «река», лишь вдвое уступающая по мощности ѴА: і і Ш ж " .. Ші •:&¥& шт ! § § § і і ... > 'V \ широко известному Гольфстриму, несет свои воды в толще океана со скоростью одного—полутора узлов, ее ширина колеблется от 80 до 150 миль и распространяет ся в глубину на 1.500 метров. * Течоние прослежено нами на расстоянии более 5.000 километ ров. Любопытно отметить, что Антило*Гвианское противотече- ние изредка попадало в поле зрения исследователей, но при нималось за местные круговоро ты, что нашло отражение и на современных картах. Надо сказать, что подробные гидродинамические исследования пограничных течений в западной' тропической Атлантике, прове денные нашей экспедицией,, до зволит! воссоздать всю картину движения вод. Структура тече ний оказалась очень сложной, многоструйной как по глубине, так и в пространстве. Если бы мы захотели показать на модели систему этих течений, обозначив каждый поток трубкой того или иного диаметра, то получилось 15ы что-то вроде монтажной схемы сложного радиотехнического уст ройства. Стало вполне очевид ным, что существующее гидро динамические моДели циркуля ции морских вод, планетных оке анических потоков далеко нѳ учитывают всей сложности это го природного, глобального яв ления. Замечу в заключенно, что изу чение системы западных погра ничных течений в тропической Атлантике представляет большой интерес не только для науки, но и для практики. Дело в том, что режим этих течении во многом определяет характер движения водных масс в северной и южной части Атлантического океана и тем самым обусловливает биоло гические условия в важнейших рыбопромысловых районах, а также, характер теплового воа- действия океана на состояние ат мосферы в высоких шире. ~х. <гХ\ ш НА СНИМКЕ: Николай Ду рягин*, электросварщик, буду щий мастер цеха. В ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИ „СІВРЫВГ t . - . . • - . і • 4■ Коллегия главного управления; «Севрыба» на очередном засе дании утвердила: Доможпрова Александра Борисовича — директором Централь.-' ното проектно-конструкторского и т е х н о л о г и ч е с к о г о бюро ЩПКТБ). Горбенко Николая Ильича — начальником управления мате риально-технического снабжения главка «Севрыба». Рогача Михаила Михайловича. — директором Архангельского ..рыбопромышленного техникума. , ; Филиппову Александру Ильиничну — начальником отдела те»* нического Контроля Мурманского рыбокомбината. - > Карасева Александра Григорьевича — мастером отдела техни* . ческого контроля фабрики орудий, лова. Харчистова Аркадия Васильевича — ‘капитаном-днректором транспортного рефрижератора «Пионер Мурмана». НОВОЕОБЪЕДИНЕНИЕ «ТЕХРЫБПРОМ» «Техрыбпром» — ето опытное производственно - техническое объ единение, которое создается в на шем городе на базе ЦКБ Министер ства рыбного хозяйства и Калинин градского экспериментально » меха нического завода. Наш корреспон дент обратился к секретарю парт» бюро ЦКБ Н. В. Казаровичу и по просил его ответить на несколько вопросов, связанных е объединени ем ЦКБ в завода, его перспекти вами. * * * Какова основная цель объединения? — таков был первый вопрос. • — Его можно сформулировать про сто, — ответил Николай Витальевич. — Это сокращение пути новой маши ны, линии, нового агрегата от стола конструктора до завода, где будет при меняться линия. Сейчас мы только формально были соединены в КЭМЗ. Слить в единое целое, иметь одно ру ководство, один план, совместить ин тересы — вот главное. Даже отделы: кадров, планово-экономический, служ ба снабжения — общие. И, что нема ловажно, предполагаются единые пар тийная и профсоюзная организации. Новое предприятие дол?кно разрабаты вать машину, воплощать ее в металле, аатем монтировать, скажем, на каком- нибудь комбинате, испытывать и «на ходуа передавать эксплуатационникам. И все, повторяю, подчинено одной аа- даче: ускорить внедрение новой техни ки. В новом объединении будет рабо тать более тысячи человек. К тому же мы получим право разместить на мил лион рублей в год заказов на Калинин градском опытном заводе судового и рыбообрабатывающего оборудования. Каковы дальнейшие перспективы развития «Техрыбпрома»? — Они в основном определены. Это строительство еще одного эксперимен тального корпуса на территории ны нешнего КЭМЗ. Ввод его планируется уже в 1970 году. Затем — более даль няя перспектива. Через два-три года должен быть введен в строй корпус ма лых еерий, затем намечается строи тельство своей технологической базы — небольшого рыбоконсервного комби ната с холодильником. Будет и де монстрационный зал, и новый инже нерно-лабораторный корпус. Вся про грамма строительства рассчитана до 4975—1977 года. Николай Витальевич, что принесет коллективу такое объединение? — На мой взгляд, главным будет то, что конструктор, творец машины, смо жет значительно скорее увидеть свое детище работающим. Исчезнут барье ры, которые есть еще между КБ и за водом. Ведь и сейчас бывает: для кон структора главное поиск наилучшего решения, а для завода — план. В «Тех- рыбпроме» интересы отдела КБ ^ с к а жем, цеха, создающего машину, соль ются. Немаловажно и то, что предусматри вается применение более эффективной системы экономического стимулирова ния 1 конструкторского коллектива, а это не может не содействовать науч но-техническому прогрессу. При ус пешной работе объединения, выполне нии коллективом плана по основным показателям конструкторы будут по лучать премии. Поначалу процент пре миальных намечается меньший, чем у производственников, но все же значи тельно больший, чем сейчас. Скажите: каковы сроки создания «Техрыбпрома» и его организационно го оформления? — Сейчас намечен один срок —1 ок тября, то есть начало четвертого квар тала. * * * Интервью окончено. Заключая его, хочется отметить, что калининградцы вновь станут инициаторами нового, ин тересного эксперимента. Идет поиск форм организации производства, на правленный на то, чтобы приблизить конструкторскую мысль к промышлен ности, ускорить процесс создания но вой техники. Г. ФУРМАН. «Маяк». 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz