Рыбный Мурман. 1969 г. Июль.

НА ПУТИ К ВЫСОТАМ МАСТЕРСТВА Д ЕСЯТКИ судов швартуют­ ся ежедневно у прича­ лов рыбного порта . Просоленные штормовыми ветрами, сходят на непривыч­ но устойчивый пирс мужест­ венные парни. Спешат моряки к проходным , за которыми ждут их, волнуясь, любимые и близкие . А на судно весельш гомо­ ном грузчиков входит берег о* вая жизнь. Вскрываются тяже­ лые т рюмнью люки. Начинает­ ся выгрузка. Вместе с грузчиками подни­ маются на борт и люди , в за» масленных спецовках. Рабочие судоверфи. Они приходят сю­ да залечивать раны судну, по* лученные им в единоборстве с океаном. По узким трапам спускают­ ся в «машину» слесари-ремонт­ ники. Устанавливая нужное на* пряжение, запускают свой аг­ регат электросварщики . Стоянка судна в порту кратковременна . Таким же должен .быть и ремонт. Дуг от вью вспышки сварки рассьь лают шипящие искры по мок* рой палубе, возвращая к жиз­ ни неисправные узлы меха­ низмов . - Любит свою профессию Ни­ колаи Дурягин, электросвѳр* щик котельно е корпусного це­ ха. У Николая большая радость. Н е д а в н о , ему. был при­ своен третий разряд электро­ сварщика. Это не просто по* рщрение, А доказательство высокого мастерства и к вали* финации электросварщика. - Не менее напряженная поре у Николая Дурягин а * а* уче­ бе. В школе мастеров, где он учится , недавно проходила экзаменационная сессия. Бес* сомные ночи за учебниками, успехи и огорчения — все это лишь закаляет волю Николая • Нынешней осенью Николай Дурягин будет защищать дип* ром мастера.- судоремонтни­ ка. А пока — трудовые будни и учеба, учеба ••• • •*» А. СИЕНКО. А. ЛЕОНТЬЕВ. За послед н и в три года наблю­ дались большие заходы сельди в Кольский и Мотопский зали­ вы. Косяки держались здесь продолжительное время', за исключением летного периода откорма. Это была сельдь по­ колений І9СЗ И 1904 годов. В настоящее время сельдь поколеппя 1963 года почти вся вышла за пределы Барен­ цева моря, только незначи­ тельная часть со находится в еоверо-западных и западных районах. Сельдь поколения 1S64 года достигла шестилет­ него возраста и Окончательно вышла из губ и заливов в фев­ рале-марте этого года. / * Крупная сельдь заходит в губы и наливы .редко и до по- . следнего времени не было из­ вестно, чем это вызвано. Си­ стематические наблюдения помогли выяснить причину. Сейчас доказано, что подхо­ ды рыбы к нашим берегам в ааходы сельди в губы наблю­ даются в периоды^езкого ох­ лаждения вод Баренцева мо- ыпе в н и м ательны, рыбаки J ря и образования вдоль побе­ режья узкой полосы относи­ тельно теплых вод. Убедиться в этом но труд­ но. В наиболее теплые годы рыба рассредотачивается на всей площади водоема, и сред­ няя навеска на единицу ору­ дия лова падает. А вот в наи­ более холодпыо годы в Барен­ цевом море степень концент­ рации рыб, особенно в при­ брежных районах, возрастает, и уловы на единицу усилия значительно увеличиваются. Кроме того, рыба, «воспитан­ ная» на первых годах жизни - в жестоких условиях Барен­ цева моря, и в дальнейшем не боится долодной воды. .Она может зимовать в более хо­ лодных водах, т. е. ближе к берегам, или заходить в даль­ ние северо-восточные районы Баренцева моря в более стар­ шем возрасте. Сельдь, прожившая^ йервыѳ годы в Баренцевом море, мо- жет, таким образом, встре­ чаться в более . северных: щи- .. ротах, чем сельдь, обитавшая : в болео теплых водах. Для практики промысла, а также и для^ науки представляет боль­ шой интерес вопрос: каки­ ми^ же путями зашедшая в губы и заливы Мурмана сельдь будет выходить из Ба­ ренцева моря? Вот для этого и нужпо было пометить сельдь, зашедшую в Кольский и Мотовский заливы. Большую помощь при орга­ низации и проведении мечѳ- ния оказали сотрудпикам ПИНРО многие члены экипа­ жей судов: РС-5284 (капитан И. Б. Архипов), РС-5235 (ка­ питан И. Б, Кравченко). Осо­ бенно много помогал на этом судне матрос Иван Афанасье­ вич Дубасов. Хорошо пойоглп нам экипажи РС-5285 (капи­ тан Ф. П. ТюрникОв), РС-5236 (капитан В. А. Васильев, мат­ рос И. Н. Курочкин), БМРТ^ 413 (капитан Л. Ф. Беляков н члены команды В. Д. Кон- чаленков, В. Макеев). При ихтиологических иссле­ дованиях наилучшие резуль­ таты приносит мечение рыбы. Только оно может подтвер­ дить выводы, сделанные на основании различных наблю­ дении. Мечение является са­ мым быстрым и эффективным методом изучения миграций. В данном случае внутренняя метка норвежского образца (металлическая пласт и н к а толщипой примерно полмил- лимотра, длиной 16 мм и ши­ риной около 4 миллиметров) вводилась в полость тела сельди. При обнаружении метка просьба доставить ее в ПИН­ РО с указанием даты, места вылова меченой сельди и но ' возможности сообщить вели­ чину улова, орудие лова я другие данные. И. ШУТОВА-КОРЖ, С. ДУ­ НАЕВ, паучпые сотрудни­ ки ПИНРО. • I : I : « • I і і •г ОТКРЫТИЕ ОКЕАНОЛОГОВ У БЕРЕГОВ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ ОБНАРУЖЕНО МОЩНОЕ ТЕЧЕНИЕ Как уже сообщалось, флаг- тан флота Академии наун СССР «Академик Курчатов» вернулся из пятого рейса. Экспедицией, которая внесла крунный вклад в современ­ ную океанологию, руководил профессор В. КОРТ. По прось­ бе читателей «Известий» уче­ ный рассказывает о научных итогах четырёхмесячного пла­ вания. Ц ЕЛЬ нашей экспедиции со­ стояла в том, чтобы де­ тально изучить систему те­ чений в западной' тропической части Атлантического океана. Для этого мы использовали глу­ боководные приборы, которые че­ рез определенные расстоянии опускались с борта судна и удер­ живались на месте якорями. Что же показали наши иссле­ дования? Было подтверждено су­ ществование основных потоков— Бразильского, Гвианского и Ан­ тильского течений. А кроме того, мы обнаружили, что западнее 70-го градуса западной долготы зарождается мощное течение, которое не было ранее известно. Мы назвали его Антило-Гвиан- ским противотечением, так так оно направлено навстречу Гви­ анскому и Антильскому течени­ ям. Эта гигантская «река», лишь вдвое уступающая по мощности ѴА: і і Ш ж " .. Ші •:&¥& шт ! § § § і і ... > 'V \ широко известному Гольфстриму, несет свои воды в толще океана со скоростью одного—полутора узлов, ее ширина колеблется от 80 до 150 миль и распространяет­ ся в глубину на 1.500 метров. * Течоние прослежено нами на расстоянии более 5.000 километ ров. Любопытно отметить, что Антило*Гвианское противотече- ние изредка попадало в поле зрения исследователей, но при­ нималось за местные круговоро­ ты, что нашло отражение и на современных картах. Надо сказать, что подробные гидродинамические исследования пограничных течений в западной' тропической Атлантике, прове­ денные нашей экспедицией,, до­ зволит! воссоздать всю картину движения вод. Структура тече­ ний оказалась очень сложной, многоструйной как по глубине, так и в пространстве. Если бы мы захотели показать на модели систему этих течений, обозначив каждый поток трубкой того или иного диаметра, то получилось 15ы что-то вроде монтажной схемы сложного радиотехнического уст­ ройства. Стало вполне очевид­ ным, что существующее гидро­ динамические моДели циркуля­ ции морских вод, планетных оке­ анических потоков далеко нѳ учитывают всей сложности это­ го природного, глобального яв­ ления. Замечу в заключенно, что изу­ чение системы западных погра­ ничных течений в тропической Атлантике представляет большой интерес не только для науки, но и для практики. Дело в том, что режим этих течении во многом определяет характер движения водных масс в северной и южной части Атлантического океана и тем самым обусловливает биоло­ гические условия в важнейших рыбопромысловых районах, а также, характер теплового воа- действия океана на состояние ат­ мосферы в высоких шире. ~х. <гХ\ ш НА СНИМКЕ: Николай Ду­ рягин*, электросварщик, буду­ щий мастер цеха. В ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИ „СІВРЫВГ t . - . . • - . і • 4■ Коллегия главного управления; «Севрыба» на очередном засе­ дании утвердила: Доможпрова Александра Борисовича — директором Централь.-' ното проектно-конструкторского и т е х н о л о г и ч е с к о г о бюро ЩПКТБ). Горбенко Николая Ильича — начальником управления мате­ риально-технического снабжения главка «Севрыба». Рогача Михаила Михайловича. — директором Архангельского ..рыбопромышленного техникума. , ; Филиппову Александру Ильиничну — начальником отдела те»* нического Контроля Мурманского рыбокомбината. - > Карасева Александра Григорьевича — мастером отдела техни* . ческого контроля фабрики орудий, лова. Харчистова Аркадия Васильевича — ‘капитаном-днректором транспортного рефрижератора «Пионер Мурмана». НОВОЕОБЪЕДИНЕНИЕ «ТЕХРЫБПРОМ» «Техрыбпром» — ето опытное производственно - техническое объ­ единение, которое создается в на­ шем городе на базе ЦКБ Министер­ ства рыбного хозяйства и Калинин­ градского экспериментально » меха­ нического завода. Наш корреспон­ дент обратился к секретарю парт» бюро ЦКБ Н. В. Казаровичу и по­ просил его ответить на несколько вопросов, связанных е объединени­ ем ЦКБ в завода, его перспекти­ вами. * * * Какова основная цель объединения? — таков был первый вопрос. • — Его можно сформулировать про­ сто, — ответил Николай Витальевич. — Это сокращение пути новой маши­ ны, линии, нового агрегата от стола конструктора до завода, где будет при­ меняться линия. Сейчас мы только формально были соединены в КЭМЗ. Слить в единое целое, иметь одно ру­ ководство, один план, совместить ин­ тересы — вот главное. Даже отделы: кадров, планово-экономический, служ­ ба снабжения — общие. И, что нема­ ловажно, предполагаются единые пар­ тийная и профсоюзная организации. Новое предприятие дол?кно разрабаты­ вать машину, воплощать ее в металле, аатем монтировать, скажем, на каком- нибудь комбинате, испытывать и «на ходуа передавать эксплуатационникам. И все, повторяю, подчинено одной аа- даче: ускорить внедрение новой техни­ ки. В новом объединении будет рабо­ тать более тысячи человек. К тому же мы получим право разместить на мил­ лион рублей в год заказов на Калинин­ градском опытном заводе судового и рыбообрабатывающего оборудования. Каковы дальнейшие перспективы развития «Техрыбпрома»? — Они в основном определены. Это строительство еще одного эксперимен­ тального корпуса на территории ны­ нешнего КЭМЗ. Ввод его планируется уже в 1970 году. Затем — более даль­ няя перспектива. Через два-три года должен быть введен в строй корпус ма­ лых еерий, затем намечается строи­ тельство своей технологической базы — небольшого рыбоконсервного комби­ ната с холодильником. Будет и де­ монстрационный зал, и новый инже­ нерно-лабораторный корпус. Вся про­ грамма строительства рассчитана до 4975—1977 года. Николай Витальевич, что принесет коллективу такое объединение? — На мой взгляд, главным будет то, что конструктор, творец машины, смо­ жет значительно скорее увидеть свое детище работающим. Исчезнут барье­ ры, которые есть еще между КБ и за­ водом. Ведь и сейчас бывает: для кон­ структора главное поиск наилучшего решения, а для завода — план. В «Тех- рыбпроме» интересы отдела КБ ^ с к а ­ жем, цеха, создающего машину, соль­ ются. Немаловажно и то, что предусматри­ вается применение более эффективной системы экономического стимулирова­ ния 1 конструкторского коллектива, а это не может не содействовать науч­ но-техническому прогрессу. При ус­ пешной работе объединения, выполне­ нии коллективом плана по основным показателям конструкторы будут по­ лучать премии. Поначалу процент пре­ миальных намечается меньший, чем у производственников, но все же значи­ тельно больший, чем сейчас. Скажите: каковы сроки создания «Техрыбпрома» и его организационно­ го оформления? — Сейчас намечен один срок —1 ок­ тября, то есть начало четвертого квар­ тала. * * * Интервью окончено. Заключая его, хочется отметить, что калининградцы вновь станут инициаторами нового, ин­ тересного эксперимента. Идет поиск форм организации производства, на­ правленный на то, чтобы приблизить конструкторскую мысль к промышлен­ ности, ускорить процесс создания но­ вой техники. Г. ФУРМАН. «Маяк». 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz