Рыбный Мурман. 1969 г. Июль.

Год издания 17-й НА ТРУДОВОЙ ВАХТЕ Н АША страна в пятый раз отметила День ры- бака. Этот день для работников рыбной про­ мышленности стал одним из самых торже­ ственных и замечательных праздников. Рыбаки и судоремонтники, рыбообработчики и портовики, рабочие тарных предприятий и сетевя- зы законно гордятся почетом, который им оказы­ вают, и благодарны за заботу, которой окружила их Родина. Вместе с тем они хорошо понимают, что все это налагает на них большие обязанности. План полугодия в целом по Министерству рыб­ ного хозяйства СССР по объему реализации про­ дукции выполнен на 105 процентов, по выпуску товарной гпищевой продукции — на 110,2 тіроцента. В торговую сеть поступило рыбы больше, чем предусмотрено планом на 120 тысяч тонн, консер- - вов — на 64,4 миллиона условных банок. Успехи нашей рыбной промышленности теперь отмечают даже те, кто обычно старается принизить любые достижения социалистических-стран. Вот что писал недавно американский журнал «г ФИШЕР МЭН» — «Суда советского рыбопромыс­ лового флота появились почти во всех районах : Мирового океана. Эмблема «Серп и молот» стала привычным зрелищем для американских и канад­ с к и х рыбаков обоих побережий Северной Америки. Советский промысловый флот представляет собой мощный флот как по размерам, так и по количе­ ству судов. Входящие в его состав суда, как правило, новые, современные и высокой производителъно- . СТи». Р ЫБНАЯ промышленность постоянно и все в большей мере способствует увеличению про- j довольственных ресурсов страны. Немалый вклад в это важное дело вносят и труженики Се­ верного бассейна. Заброшенной окраиной был Кольский полуостров до Великой Октябрьской революции. Царское пра­ вительство не заботилось о развитии рыбной про­ мышленности. Промысел велся лишь в прибрежных районах и носил сезонный характер. В то время на Мурмане вылавливалось около ста тысяч цент­ неров. Это по существу улов одного нашего ПРТ. После Великого Октября советскому народу при­ шлось создавать рыбную промышленность практи­ чески заново, при отсутствии технической базы, в условиях разрухи всего народного хозяйства. Советское правительство и лично Владимир Иль­ ич Ленин в этот тяжелый период оказывали рыб­ ной промышленности Севера повседневную помощь. История сохранила для Потомков не только дек­ реты о рыбной промышленности, которые подпи- , сывал Ленин как глава государства, но и многие материалы, в^ которых мысли и заботы Ильича о рыбном хозяйстве, о путях его становления и раз­ вития раскрываются перед нами как бы в непо­ средственном виде. Тут, например, можно увидеть телеграммы с промысла уполномоченных Совета Труда и Оборо­ ны, которые без промедления рассматривал Ленин, и по ним принимались необходимые меры, письмо • замечательного русского ученого Николая Михай­ ловича Книповича Ленину, на котором имеются собственноручные пометки Владимира Ильича. Эти замечания на письме ученого о Мурманском побе­ режье в известной степени легли в основу поста­ новлений Совнаркома, связанных с развитием ры­ боловства, материальной заинтересованностью ры­ баков в достижении высоких уловов. С именем Ленина связано развитие в нашей стра­ не рыболовства в открытых морях и океанах, соз­ дание Плавучего морского научного института со многими отделениями для исследования северных морей, их островов и побережий. Претворяя в жизнь ленинские идеи, Коммуни­ стическая партия и Советское правительство мно­ гое сделали для того, чтобы рыбная промышлен­ ность Севера прочно стала на индустриальные рельсы. Сегодня только рыбаки Северного бассейна добы­ вают ежегодно значительно больше рыбы, чем во всей дореволюционной России. Удельный вес севе­ рян в общей добыче ныне составляет 18,4 процента, а до Великого Октября мурманчане добывали всего лишь один процент общего улова или немногим более 100 тысяч центнеров. В 1940 году рыбная промышленность Советского 1 Союза обеспечила вылов 13 миллионов центнеров— столько же телерь дает стране один наш бассейн; За эти годы возрос и выпуск пищевой рыбной продукции во много раз. А главное — повысилось качество и расширился ассортимент рыбных това- . ров. Только в годы пятилетки разработано и внед- , рено в производство более 50 новых видов продук- ; ции, консервов и пресервов. Особенно выросли объемы выпуска свежеморо- .■ женой продукции (на 33 процента), копченых и ба­ лычных изделий (на 17 процентов), консервов (в 1,5 раза). При этом резко сократился выпуск соле­ ной рыбы. Эти цифры не нуждаются в комментариях. Они весьма убедительно свидетельствуют о том, что труд народа, постоянная забота Коммунистической партии и Советского правительства о развитии рыб­ ной промышленности приносят плодотворные ре- I зультаты. С ЕГОДНЯ мы имеем современный флот практи­ чески с неограниченным радиусом плавания, I который ведет добычу во всех океанах зем­ ного шара. Мощность главных двигателей самоход­ ных судов приближается к миллиону лошадиных сил. Главная особенность судов нашего флота — реф- рижерация. Из 617 тысяч кубических метров трю­ мов на долю рефрижераторных приходится 498 ты­ сяч кубических метров. В текущей пятилетке флот Северного бассейна пополнился крупными судами типа БМРТ, ПРТ, I производственными и транспортными рефриже­ раторами, энерговооруженность труда на которых находится на уровне современных однотипных за ­ рубежных судов и составляет 38—40 лошадиных сил I на одного члена экипажа. Наличие такого флота дает нам возможность по- новому организовать промысел рыбы. Мы сейчас имеем возможность перерабатывать выловленную рыбу на готовую продукцию непосредственно на I месте промысла. Преимущества переработки уловов непосредственно на судах очевидны. Во-первых, это дает нам возможность повысить качество рыбных товаров. Во-вторых, более полно использовать до­ бываемый сырец. Ведь всю несъедобную часть ры- ’ бы и морепродуктов мы используем для изготовле­ ния кормовой муки. В третьих, себестоимость про­ изводства рыбной продукции на судах много ниже по сравнению с себестоимостью этой же продукции, изготовленной на береговых рыбообрабатываю­ щих предприятиях. Но флот, как известно, не может обойтись без бе- • реговой базы — судоремонтных предприятий, пор- - тов, холодильников. Надо сказать, что за годы Со­ ветской власти мы и на этом участке сделали нема­ ло (хотя «тылы» нас еще лимитируют довольно ос­ новательно). И все же нельзя не отметить того фак­ та, что береговая база с каждым годом растет и реконструируется. Только за последние семь лет (1962—1968 гг.) в Мурманске выстроено свыше 1700 метров перво­ классных механизированных причалов, из которых 680 метров судоремонтных. ' За это время введены в эксплуатацию производ­ ственные цехи судоремонтных предприятий Мур­ манска общей мощностью на 11 миллионов рублей судоремонтной продукции в год. Сданы в эксплуатацию и работают такие объек­ ты, как льдозавод по выработке 360 тонн пищевого льда в сутки; завод рыбной кормовой муки по пе­ реработке 210 тонн рыбного сырья в сутки; два ско­ роморозильных аппарата по заморозке 100 тонн рыбы в сутки; плавучий док грузоподъемностью 6 тысяч тонн. Произведена реконструкция цеха горячего копче­ ния рыбы с увеличением суточного производства на I 5,3 тонны. Трудящиеся получили жилья около 630 тысяч I квадратных метров. 1969 год явится годом дальнейшего наращивания мощностей Северного бассейна. Народнохозяй- I ственным планом предусматривается ввод в эксп­ луатацию: центральной котельной в порту на 150 тонн пара в час; второй очереди блока механомон­ тажных цехов судоверфи производственной пло­ щадью свыше 5 тысяч кв. метров, что даст прирост по судоремонтной продукции на два миллиона руб­ лей в год; котельной на 36 тонн пара в час на судо- I ремонтном заводе № 2; 400 метров причалов в рыб- I ном порту и 64 метра на СРЗ № 2; бытовой корпус в порту на 640 человек со столовой на 200 посадоч- I , ных мест; главное здание автогаража для 350 ав- I томашин и др. Выросли емкости береговых холодильников. Если Г в 1940 году их емкость составляла три тысячи тонн, I то сейчас — 9,6 тысячи тонн. Н А СУДАХ и береговых предприятиях выросли замечательные труженики, настоящие масте- I ра своего дела. На предприятиях рыбной про­ мышленности сегодня работает около 10 тысяч спе­ циалистов с высшим и средним образованием. Сре- I ди командного состава флотов насчитывается 61,5 I процента дипломированных капитанов и штурма­ нов, получивших подготовку в институтах и море- I ходных училищах страны. А среди капитанов БМРТ и ПРТ 87 процентов имеют высшее и среднее I образование, более 83 процентов старших механи­ ков этих судов инженеры и техники. Но и этого те- (Окончание см. на 2-й стр.). РЫБАКИ СЕВЕРА А. И. ФИЛИППОВ, начальник главного управления «Севрыба». ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ? С ПРОМЫСЛА РАДИРУЮТ: Коллектив траулера «Муром» завершил го­ довой план. Свышо 14.830 центнеров охлаж­ денного и солепого по­ луфабриката заготов­ лено моряками с нача­ ла года. Капитан СТРЮКОВ, помполит ФОКПІА, предсудкома ЛА­ ПИН. Моряки БМРТ-414 бо­ рются за увеличение производства пищевой рыбной продукции. В течение рейса экипаж обязался заморозить 10.570 центнеров рыбы при плане 8.100 цент­ неров и досрочно завер­ шить план четвертого года пятилетки. Несмотря на слож­ ную промысловую об­ становку, добиваемся суточного вылова, обес­ печивающего выполие* ниѳ обязательства. На­ ши передовики соревно­ вания: мастер по добы­ че рыбы тов. Саковчук, матросы тт. Галин, Ба­ лицкий, Хабаров, Дуд­ ник, Кузьмичев, боцман тов. Васильев, третий помощник капитана тов. Гуров. Капитан СЕЛЬМА- НОВИЧ, помполит МЕДВЕДЕВ, ЭД 84 (2159) Боцман СРТ-17 Евгений Фиилов, которого вы ви­ дите на спимке, успешно сочетает ударішй труд на промысле • и в порту с заочной учебой на треть­ ем курсе судово­ дительского отде­ ления Мурман­ ского мореходно­ го училища. Фото Б. Осокина. Цена 2 коп. Пятница, 18 июля 1969 г. ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫБА» И ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz