Рыбный Мурман. 1969 г. Июль.
Э К И П АЖА 870 ценшеров, аа которых можно выработать муки всего лишь 160 центнеров. Рейсовым же заданием предусматривается выра ботать муки за счет непромыслового (неделового) прилова и технического брака 3614 центнеров. Для выполнения этого задания необходимо 19000 цент неров сырца. Фактически непромыслового сырца вылавливается больше. Стопроцентное использова ние его невозможно из-за недостаточной' мощно сти рыбомучных установок на ПРТ датской по стройки. И хотя количество выработанной на ПРТ муки является ярким качественным показателем того, к ак экипажем использовано выловленное сырье* — фактически этот показатель не учитывается. Анализ показывает Проанализируем работу ПРТ в Юго-Восточной Атлантике в период — конец 1968 — первая поло вина этого года. У шести кораблей из восьми соотношение выра ботанной продукции к использованному сырцу примерно одинаковое — 68—69 процентов. Исклю чение составляют два корабля: «Апатит» и «Ска зочник Андерсен». У них процент выше, а коли ч е с т в о использованного сырца в сутки промысла ниже, чем у всех остальных. Тот факт, что у подавляющего числа экипажей соотношение пищевой продукции к сырцу одина ковое, говорит о том, что коллективы совершенно правильно сориентированы и мобилизованы на максимальное использование добытой рыбы. При нимать меры, чтобы искусственно форсировать это соотношение на увеличение или на уменьшение процента, — неправильно. Соотношение 68—69 про центов нужно считать стабильным, хорошим пока зателем для этого типа кораблей. Суда голландской постройки, у которых рыбо мучные установки более мощные, позволяющие вырабатывать в сутки не 6, а до 9 тонн рыбной му ки, могут использовать непромысловое сырье в большем количестве. У них, следовательно, про центное соотношение пищевой к сырцу будет ни же. Экипаж ПРТ «Перемышль» имеет лучшие ре зультаты работы в истекшем рейсе по сравнению с другими кораблями по всем показателям. Рыб ной муки, например, выработано максимальное ко личество — 3757 центнеров. Наш коллектив един ственный, который перевыполнил план рейса по муке. На ее изготовление использовано более 20.000 центнеров неделового сырья. Соотношение пищевой продукции к сырцу 68 процентов. Пока затель неплохой. Но можно было сработать еще лучше, если бы мощность рыбомучной установки была выше. Несмотря на то, что на изготовление муки было направлено более 20.000 центнеров неделового сыр ца, полностью он все же не был нами использо ван. Нередко были периоды, когда рыбомучная ус тановка была загружена полностью и мы отказы вались от неделового сырья, чтобы не простаивали морозильные линии, деловая рыба не залежива лась и не портилась в бункерах. Так поступают на всех кораблях. На «Перемышле» было недоисполь зовано примерно 6—8 тысяч центнеров неделово го сырца. Если бы из него вырабатывалась мука, то количество учтенного сырца увеличилось бы, а процент выхода пищевой продукции снизился. Вот почему высокий процент выработки пище вой продукции из центнера добытого сырца не должен гипнотизировать тех, кто будет подводить итоги соревнования. Два экипажа- два итога Приведу еще один пример в доказательство того, что процентное соотношение пищевой продукции к сырцу не определяет качества работы коллектива промыслового корабля. Возьмем два экипажа, которые работали одина ково на полную мощность своих установок. Один из них выработал 40.000 центнеров мерлузы нераз- деланной и 3500 центнеров рыбной муки. Другой выработал 40.000 центнеров разделанной мерлузы и 3500 центнеров рыбной муки. Кто же из них луч ше сработал? Если определять победителя по процентному от ношению использованного сырца, беря голые циф ры, то получается, что оба экипажа сработали оди наково, так как у одного и у другого отношение пи щевой к сырцу будет около 68 процентов. В первом случае 40.000 центнеров представляет стопроцентный сырец плюс 18.250 центнеров неде лового сырца, направленного на изготовление му ки. Всего 58.250 центнеров сырца. 40.000 центнеров от 58.250 составляет около 68 процентов. Во втором случае на изготовление такого же ко личества муки потрачено также 18.250 центнеров сырья, в том числе 16.000 центнеров из отходов от разделанной рыбы (принят К =1,4) и плюс 2250 центнеров неделовой рыбы. В итоге по фактиче ским количественным данным выработанной пи щевой продукции и изготовленной муки второй ко рабль выловил те же 58.250 центнеров рыбы. Про цент тот же. Но если учесть, что второй корабль, работавший вместе с первым на одинаковых промысловых кон центрациях, в уловах имел такое же количество неделовой рыбы, как и первый, т. е. 18.250 центне ров, то рыбы, если бы она полностью учитывалась, : В шормдхсе обсуждения г он выловил не 58.250, а 64.250 центнеров. И тогда процент использования пищевой к сырцу будет ни же — 62 процента. Если не вдумываться глубоко, то оба экипажа достигли одинаковых результатов, или, как пока зано на примере, второй корабль сработал даже ху же первого. Но если проанализировать глубже, то видно, что второй корабль имеет гораздо лучшие результаты, чем первый. У него более качествен ная и дорогостоящая продукция, а следовательно, и более высокие экономические показатели — ос- ‘ нова основ всякого производства. Максимальной выработки пищевой продукции можно достигнуть при условии стопроцентного ис пользования производственных мощностей, моро зильных камер п рыбомучной установки на каж дом корабле в отдельности. В этой связи хорошим мобилизующим докумен том язляется радиограмма начальника флота, в ко торой поставлена задача обеспечить полное исполь зование морозильных мощностей, а при недостатке сырья направлять на заморозку неразделанную рыбу в соответствии с технологическим условием. До получения этой радиограммы, стремясь повы сить экономические показатели (стоимость разде ланной мерлузы почти в два раза дороже неразде- ланной) и заработок личного состава (расценки на разделанную мерлузу почти в три раза выше, чем на неразделанную), на всех судах разделыва лась любая рыба, которую только можно раэде-* лывать. С получением радиограммы на кораблях раздел ке начали подвергать только те особи мерлузы, ко торые весят килограмм и выше, согласно ГѲСТу. Это значительно увеличило выпуск пищевой про дукции. Но на процентном соотношении пищевой к сырцу в условиях массового прилова неделовой рыбы это никак не отразилось, как было показано выше на примерах. Что касается вопроса о правильных показателях, действительно отражающих качество работы эки пажей, то это те показатели, которые апробирова ны десятилетиями и остаются неизменными, а именно: выработка пищевой продукции общая за рейс и на сутки промысла; вылов рыбы за рейс общий и на сутки промысла; экономические результаты деятельности кораб ля за рейс; стоимость реализованной продукции, прибыль, снижение себестоимости; рост производительности труда, выработка про дукции на одного человека за единицу времени. И если говорить об основном показателе в свете решения задачи максимального увеличения выпус ка пищевой продукции, то им, по мнению капита нов, является количество выработанной экипажем пищевой продукции за рейс и на сутки промысла. Н. ЕЛФИМОВ, капитан-директор ПРТ «Перемышль». П е р е й д е м н а м и к р о п л а н ш е т О ДНО ИЗ ОСНОВНЫХ, пожалуй, даже самых важных условий эффективного лова — это умение капитана удерживаться на рыбных концентрациях. Для этого необходимо учитывать два главных фактора: знать положение судна относительно ориен тиров; иметь представление о направлении передвижения косяка относительно ориентира. Разумеется, на успех влияют многие другие обстоятельства, но давайте пока их не касаться. Погово рим только о названных двух факторах. - До сих пор промысловики для удержания па косяке использу ют дедовский буй, усмотреть который молено на близком рассто янии и который значительно помогает брать лучшие уловы. Но рано или поздно рыба у буя исчезает, появляется в другом месте. Суда рассыпаются в поисках новых концентраций. Возникает вопрос: нельзя ли отказаться от «дедушки»-буя, учи тывая наличие на кораблях современной техники? И заменить его плавбазой. Не обязательно «матку» ставить на якорь, пусть она перемещается ходом, дрейфует. Используя радиотелефон, лока- тор и радиопеленгатор, отбросим географические координаты: ши роту и долготу и перейдем на специальный микропланшет с ус ловленным масштабом. В центре микропланшета будем считать плавбазу, работающую с группой судов — 10—12 РТ. Через четыре—шесть часов в воз растающем порядке номеров траулеров группа последовательно дает микросводку. Вахтенный штурман плавбазы записывает ее в -специальную таблицу на предлагаемом нами планшете, уточняя данные по радиотелефону,- Следом наносит на мик- ропланшет дислокацию кораблей, считая себя в центре его. На каждом из РТ штурман или капитан ведут точно такой же план шет. Вся операция приема сводки при соответствующем навыке займет 4—5 мпвут. Что это может дать? Прежде чем ответить на вопрос, познако мимся с микропланшетом. Он представляет лист бумаги размером 300x400 мм, из центра радиально разграфлен на восемь секторов, которые пронумерованы от севера по часовой стрелке. Точно так же из центра ироведено пять дистанционных кругов, обозначен ные буквами А, Б, В, Г, Д, начиная от центра. Масштаб кругов можно задатьлюбой в зависимости от обстановки: 1:1, 1:3, 1:5, 1:10 в милях. Это должен установить флагман. На таком микропланшете координаты будут представлять со четание номера сектора и буквы — расстояние от плавбазы. Они отражены в микросводке вместе с данными об улове в центне рах. Пример: 181-3-В-І5. Это значит: что РТ-181 находится в тре тьем секторе на расстоянии от базы 9—12 миль при масштабе 1:3, последний подъем; 4,5 тонны. Имея такие сведения всей группы, капитан каждого траулера может сориентироваться на данный момент в обстановке, срав нить предыдущие микросводки п выбрать наиболее перспектив ные места лова, учитывая перемещение ориентира — базы. Естественно, возникнет сложность в определении расстояния до пее, особенно в плохую видимость. В ясную погоду опознать базу нетрудно. Информация между РТ, плавающими на видимо сти друг друга, поможет уточнить дпетапцпю до плавбазы. Но я согласен с капитаном Бондаревскпм, что почыо она должна нести отличительный сигнал, простой, но парушающий ППСС и другие NH арем іL__ 1 ?т \Ъ5 Ь-\ о5 -a-s во Ъ~8 ГО 146 ѣ-гТГ б -г го 16S Щ fc i \о ІвІ вг2. То Jte- правила. При плохой видимости надо более тщательно вегіл счи сление и учитывать дрейф плавбазы. Во всяком случае, ее легче разыскать, чем буй. Конечно, могут создаться н другие трудности: скопление судов в одном сегменте, непроизвольные и преднамеренные ошибки, ба за находится на переходе. Во всех случаях буй надо держать на «товсь». И следует подумать, как избежать затруднительных си туаций. Практика усовершенствует эту систему. В. ПАВЛИЧЕНКО , бывший капитан тралового флота. ОТ РЕДАКЦИИ : публикуя это выступление старейшего капи тана тралового флота, редакция обращается ко всем промысло викам, специалистам соответствующих служб с просьбой выска зать свое мнение по затронутому вопросу. Рыбу ищет • • • В печати сообщалось о раз работке лазерных ..рыболока- торов и перспективе ведения поиска скоплений рыбы на любых глубинах с помощью авиации и , искусственных спутников Земли. Лазерная техника продолжает прони кать в рыболовство и судо вождение. В США изготовлен лазерный прибор весом, в 4,5 кг, с помощью которЬго можно «видеть» на расстоя нии до 90 метров сквозь дождь, снег, туман. Этот при бор по существу представляет собой оптический локатор, где применяется лазер на арсени- де галлия, дающий короткио импульсы — излучения, ко торые, отражаясь от цели, по падают па фотокатод прием ника. Радиопрогнозы, получае мые на рыбопромысловых су дах, будут обладать еще большей достоверностью: ло: кацпонное отражение лазер ного сигнала значительно по высит точность решения ме теорологических задач. Сообщение исследователя Индзима Юкпто (Япония) да ет возможность надеяться, что созданный здесь лазер ный гироскоп позволит в бу дущем иметь ша морских су дах более совершенные гиро компасы. И. ГРЕКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz