Рыбный Мурман. 1969 г. Июль.
З & м е т ж с ш к а п и т а н а о е о р е в ш о в а я я я . ........ >' КАК ОБЪЕКТИВНО ОЦЕНИВАТЬ РАБОТУ Радиограмма и,., действительность В АПРЕЛЕ за подписью зам, начальника уп равления тралового флота тов. Зайцева бы ла получена следующего содержания радио грамма, адресованная капитанам ПРТ. * Перед флотом поставлена задача максимально увеличить выпуск пищевой продукции. По отряду ПРТ по отчетным данным за первый квартал на блюдается неравномерность выпуска пищевой про дукции из сырца. Если у ПРТ «Сказочник Андер сен» выпуск пищевой продукции составляет SOпро центов, то у ПРТ «Павлово» только 69, у ПРТ «Пе- ремыгилъ» — 68 процентов. Обязываю капитанов обратить на это вніипание и нацелить экипажи на максимальное использование сырья для наиболь шего выпуска пищевой продукции». Эта радиограмма вызвала у капитанов серьез ное недоумение, Ведь из ее содержания следовало, что экипажи недостаточно полноценно используют сырье для выпуска пищевой продукции. Такой вы вод можно было сделать только в результате не правильного анализа работы флота и без учета особенностей того района промысла, в котором ра ботают корабли. Район Юго-Восточной Атлантики характерен в основном массовым промыслом мерлузы. Но в «чистом» виде она почти не облавливается. В уло вах много так называемого прилова: мелкий мак- РУРУС, петухи, скаты и масса других рыб, которые могут быть направлены только на выработку рыб ной муки. И такой прилов составляет иногда до 40 процентов от общего улова. Кроме того, в тралы часто попадают в обильных количествах сабля и снек, которые также не могут быть использованы для выработки пищевой про дукции, так как они в этом районе поражены не матодами. Бывают периоды, когда уловы сабли достигают 20—25 тонн за полтора-два часа трале ния. Вся эта масса на вид добротной рыбы практи чески не идет на пищевые цели. И еще одна очень важная особенность. У мерлу зы очень нежный покров кожи, который легко по вреждается от соседства в трале с такими рыбами, как зубан, ставрида, петух. Даже в тех случаях, когда в уловах 100 процентов мерлузы, ее нельзя полностью использовать на пищевую продукцию из-за повреждения кожи, которые наносятся зуба ми самой мерлузы. Технический брак мерлузы в уловах колеблется в пределах от 5 до 20 процентов. Это вызывает большое напряжение у моряков, обслуживающих сортировочную линию. Личный состав мобилизует ся на то, чтобы ни одна добротная рыба не попала в утиль, и в то же время каждый член экипажа проникнут ответственностью за выпуск пищевой продукции только первого сорта. В этом противоборстве все же можно предполо жить, что у моряков превалирует стремление вы пускать как можно больше пищевой продукции и, естественно, возникает опасение не за то, что доб ротная рыба может проскочить в утиль. Наоборот, опасение возникает в том, что на заморозку мо жет попасть мерлуза, имеющая технический брак, и понизить сортность продукции. Наличие на кораблях мелких партий продукции ' из рыб разных пород, вылавливаемых в малом ко личестве в течение рейса, говорит о предельно щепетильном, ответственном отношении Зкипажей к вопросу полного использования всего делового сырца для выпуска пищевой продукции. Так, на пример, на ПРТ «Прилуки» партия морского нали ма составляла 14 центнеров, ставриды — 155 цент неров; на ПРТ «Гейзер» за рейс заморожено став риды 48 центнеров, скумбрии — 10 центнеров; на «Ковдоре» — 120 центнеров солнечника; на «Пере- мышле» за рейс собрано 30 центнеров масляной рыбы, 30 центнеров сельди, 27 центнеров скумбрии. В телеграмме названы три корабля, в том числе ПРТ «Сказочник Андерсен», как образец, на кото рый в данном случае равняться. Но, если сделать правильный анализ результатов работы этого ко рабля с учетом обстановки, которая выше описана, то вывод должен быть совершенно противополож ным. Равняться на этот экипаж по результатам его работы в течение рейса ни в коем случае нель зя. И вот почему. В районах Юго-Восточной Атлантики сырца, ко торый нельзя употребить для выработки пищевой продукции, очень много. И его более чем достаточно для максимальной загрузки рыбомучной установки на полную мощность. Несмотря на такие благопри ятные условия для выработки рыбной муки, эки паж «Сказочника Андерсена» в анализируемом рейсе выработал рыбной муки всего-навсего 2620 центнеров при плане 3614 центнеров. Сырья было достаточно, но оно осталось. неис пользованным. Именно в этом и состоит «секрет» повышенного процента выхода пищевой продук ции по отношению к использованному на ПРТ «Сказочник Андерсен» сырцу. Результаты работы этого корабля оценены не по заслугам. И подобная однобокая оценка деятель ности экипажей в дальнейшем может нанести ущерб социалистическому соревнованию. Речь в данном случае идет, в основном, о промысловом районе Юго-Восточной Атлантики, где работал «Сказочник Андерсен» вместе с другими ПРТ. Пусть не гипнотизирует высокий процент Обком профсоюза рабочих пищевой промышлен ности в апреле этого года одобрил инициативу эки-» пажей ППР «Апатит», БМРТ «Серафимович» и траулера «Могилев», которые выступили инициа торами соревнования за увеличение производства пищевой рыбной продукции. Б постановлении го ворится, что при подведении итогов соревнования одним из основных показателей работы экипажей следует считать процент выпуска пищевой продук ции из центнера добытой рыбы. В этом вопросе следует быть очень вниматель- .••> ным. Следует глубоко разбираться, за счет чего бу дет достигнут более высокий процент. Показатель «Сказочника Андерсена» — наглядный тому при- . мер. Повысить процент выхода пищевой продукция- по отношению к сырцу на ПРТ, работающих в рай онах Юго-Восточной Атлантики, проще простого* Не вырабатывай в больших количествах рыбную муку, выпускай непромысловый сырец за борт, и выход пищевой продукции можно довести до 90— 100 процентов. Тем более это просто сделать, так; как в увеличении выработки муки коллективы не заинтересованы из-за низких расценок. Они не оп равдывают количество затраченного труда на ее выработку, и звено машинистов рыбомучной уста новки основную зарплату получает за счет замо роженной рыбы. Кроме того, при малом количестве выработанной муки экипажи будут избавлены от таких трудоем ких работ, как дополнительные швартовки и пере грузка рыбной муки на танкеры и другие суда. Звено машинистов может быть использовано на сортировке и облегчит труд рыбообработчиков. И еще одна важная особенность в работе ПРТ в районе Юго-Восточной Атлантики. Количество фак - ■ тически выловленного сырца здесь документально не учитывается и контролю эта цифра йе подда ется. - Контролировать можно было бы только по отхо дам от разделки рыбы. Но разделанной продукции по рейсовому заданию планируется выработать' 2171 центнер. Отходы от ёе разделки составляют АФГАНИСТАН. В Нангархарской провинции с помощью Совет ского Союза построен комплекс сооружений Джелалабадской ир ригационной системы. Канал протяженностью 70 километров позволил оросить пу стынные земли долины. Здесь станут плодородными 24 тысячи гектаров земли, которые будут давать два—три урожая в год. На снимке: головное сооружение ирригационной системы. Фото А. Стужпна. Фотохроника ТАСС. ........................................ п гЬ . L каждым годом по вышается производительность Кюстендильской трикотаж ной фабрики «Марек». При ближающуюся 25-ю годовщи ну Социалистической револю ции в Болгарии коллектив предприятия встречает новы ми достижениями. Выпуск трикотажных изделий увели чится на 15 процентов. На снимке: вязальный цех фабрики «Марек». Фото И. Рабиновича. Фотохроника ТАСС. К АПИТАН Иван, Николае вич Демидов — один из зачинателей тралового лова, помор, опытный промыс ловик. Ему пришлось плавать на многих кораблях. В 1923 году — на траулере «Окунь», в 1928 — на; траулере «Пинагор», в 1931 — на;траулере «Двина». Когда в 1936 году с Даль него Востока пришли трауле ры, то на один из них — на «Уссуриец» — капитаном на значили И. Н. Демидова. На этом корабле Иван Николае вич в 1937 году открыл бога тейшую банку, названную по его имени «Демидовской». В 1938 году на Севере была организована промысловая разведка, где и стал работать Иван Николаевич. В 1941 году, когда фашист ская Германия напала на на шу Родину, многие траулеры вошли в состав Северного во енного флота вместе со свои ми экипажами. Армия, флот и население нуждались в про дуктах питания. Доставка про довольствия в Заполярье бы ла затруднена. Мурманская железная дорога подвергалась бомбардировкам с воздуха. И тогда ветераны тралового флота капитаны И. ^Н. Деми дов, И. Е. Кононов, Г. С. Фо- рощук внесли предложение выходить на промысел, не взи рая на опасность, которой бу дут подвергаться суда со сто роны морских и воздушных сил противника. Много при шлось преодолеть трудностей, чтобы осуществить это меро- Память оветеране приятие. Сложно было с ком- *. плектованием экипажей, так как наиболее здоровые и мо лодые кадры ушли в военный флот. Не менее сложно об стояло дело и с судами. На промысел могли «ыйти только суда, которые по саоему тех ническому состоянию не были годны для боевой службы,-а рыбу предстояло ловить в районах, где происходили ожесточенные морские бои. Первый отряд промысловых кораблей возглавил Иван Ни колаевич. Промышлять в ос новном приходилось ночью в темноте, чтобы светом не при влекать внимание противника, рыбу разделывали на ощупь, трал спускали, не видя друг друга. Когда трал приносил много рыбы, на помощь мат росам и засольщикам выходи ли штурманы, механики, ра дисты, повара. Люди не спали по суткам. Иван Николаевич тоже сутками не уходил с мос тика. Надо было не только обеспечивать успешный про мысел, но и не проглядеть (Окончание на 4 стр.)* *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz