Рыбный Мурман. 1969 г. Июль.

З & м е т ж с ш к а п и т а н а о е о р е в ш о в а я я я . ........ >' КАК ОБЪЕКТИВНО ОЦЕНИВАТЬ РАБОТУ Радиограмма и,., действительность В АПРЕЛЕ за подписью зам, начальника уп­ равления тралового флота тов. Зайцева бы­ ла получена следующего содержания радио­ грамма, адресованная капитанам ПРТ. * Перед флотом поставлена задача максимально увеличить выпуск пищевой продукции. По отряду ПРТ по отчетным данным за первый квартал на­ блюдается неравномерность выпуска пищевой про­ дукции из сырца. Если у ПРТ «Сказочник Андер­ сен» выпуск пищевой продукции составляет SOпро­ центов, то у ПРТ «Павлово» только 69, у ПРТ «Пе- ремыгилъ» — 68 процентов. Обязываю капитанов обратить на это вніипание и нацелить экипажи на максимальное использование сырья для наиболь­ шего выпуска пищевой продукции». Эта радиограмма вызвала у капитанов серьез­ ное недоумение, Ведь из ее содержания следовало, что экипажи недостаточно полноценно используют сырье для выпуска пищевой продукции. Такой вы­ вод можно было сделать только в результате не­ правильного анализа работы флота и без учета особенностей того района промысла, в котором ра­ ботают корабли. Район Юго-Восточной Атлантики характерен в основном массовым промыслом мерлузы. Но в «чистом» виде она почти не облавливается. В уло­ вах много так называемого прилова: мелкий мак- РУРУС, петухи, скаты и масса других рыб, которые могут быть направлены только на выработку рыб­ ной муки. И такой прилов составляет иногда до 40 процентов от общего улова. Кроме того, в тралы часто попадают в обильных количествах сабля и снек, которые также не могут быть использованы для выработки пищевой про­ дукции, так как они в этом районе поражены не­ матодами. Бывают периоды, когда уловы сабли достигают 20—25 тонн за полтора-два часа трале­ ния. Вся эта масса на вид добротной рыбы практи­ чески не идет на пищевые цели. И еще одна очень важная особенность. У мерлу­ зы очень нежный покров кожи, который легко по­ вреждается от соседства в трале с такими рыбами, как зубан, ставрида, петух. Даже в тех случаях, когда в уловах 100 процентов мерлузы, ее нельзя полностью использовать на пищевую продукцию из-за повреждения кожи, которые наносятся зуба­ ми самой мерлузы. Технический брак мерлузы в уловах колеблется в пределах от 5 до 20 процентов. Это вызывает большое напряжение у моряков, обслуживающих сортировочную линию. Личный состав мобилизует­ ся на то, чтобы ни одна добротная рыба не попала в утиль, и в то же время каждый член экипажа проникнут ответственностью за выпуск пищевой продукции только первого сорта. В этом противоборстве все же можно предполо­ жить, что у моряков превалирует стремление вы­ пускать как можно больше пищевой продукции и, естественно, возникает опасение не за то, что доб­ ротная рыба может проскочить в утиль. Наоборот, опасение возникает в том, что на заморозку мо­ жет попасть мерлуза, имеющая технический брак, и понизить сортность продукции. Наличие на кораблях мелких партий продукции ' из рыб разных пород, вылавливаемых в малом ко­ личестве в течение рейса, говорит о предельно щепетильном, ответственном отношении Зкипажей к вопросу полного использования всего делового сырца для выпуска пищевой продукции. Так, на­ пример, на ПРТ «Прилуки» партия морского нали­ ма составляла 14 центнеров, ставриды — 155 цент­ неров; на ПРТ «Гейзер» за рейс заморожено став­ риды 48 центнеров, скумбрии — 10 центнеров; на «Ковдоре» — 120 центнеров солнечника; на «Пере- мышле» за рейс собрано 30 центнеров масляной рыбы, 30 центнеров сельди, 27 центнеров скумбрии. В телеграмме названы три корабля, в том числе ПРТ «Сказочник Андерсен», как образец, на кото­ рый в данном случае равняться. Но, если сделать правильный анализ результатов работы этого ко­ рабля с учетом обстановки, которая выше описана, то вывод должен быть совершенно противополож­ ным. Равняться на этот экипаж по результатам его работы в течение рейса ни в коем случае нель­ зя. И вот почему. В районах Юго-Восточной Атлантики сырца, ко­ торый нельзя употребить для выработки пищевой продукции, очень много. И его более чем достаточно для максимальной загрузки рыбомучной установки на полную мощность. Несмотря на такие благопри­ ятные условия для выработки рыбной муки, эки­ паж «Сказочника Андерсена» в анализируемом рейсе выработал рыбной муки всего-навсего 2620 центнеров при плане 3614 центнеров. Сырья было достаточно, но оно осталось. неис­ пользованным. Именно в этом и состоит «секрет» повышенного процента выхода пищевой продук­ ции по отношению к использованному на ПРТ «Сказочник Андерсен» сырцу. Результаты работы этого корабля оценены не по заслугам. И подобная однобокая оценка деятель­ ности экипажей в дальнейшем может нанести ущерб социалистическому соревнованию. Речь в данном случае идет, в основном, о промысловом районе Юго-Восточной Атлантики, где работал «Сказочник Андерсен» вместе с другими ПРТ. Пусть не гипнотизирует высокий процент Обком профсоюза рабочих пищевой промышлен­ ности в апреле этого года одобрил инициативу эки-» пажей ППР «Апатит», БМРТ «Серафимович» и траулера «Могилев», которые выступили инициа­ торами соревнования за увеличение производства пищевой рыбной продукции. Б постановлении го­ ворится, что при подведении итогов соревнования одним из основных показателей работы экипажей следует считать процент выпуска пищевой продук­ ции из центнера добытой рыбы. В этом вопросе следует быть очень вниматель- .••> ным. Следует глубоко разбираться, за счет чего бу­ дет достигнут более высокий процент. Показатель «Сказочника Андерсена» — наглядный тому при- . мер. Повысить процент выхода пищевой продукция- по отношению к сырцу на ПРТ, работающих в рай­ онах Юго-Восточной Атлантики, проще простого* Не вырабатывай в больших количествах рыбную муку, выпускай непромысловый сырец за борт, и выход пищевой продукции можно довести до 90— 100 процентов. Тем более это просто сделать, так; как в увеличении выработки муки коллективы не заинтересованы из-за низких расценок. Они не оп­ равдывают количество затраченного труда на ее выработку, и звено машинистов рыбомучной уста­ новки основную зарплату получает за счет замо­ роженной рыбы. Кроме того, при малом количестве выработанной муки экипажи будут избавлены от таких трудоем­ ких работ, как дополнительные швартовки и пере­ грузка рыбной муки на танкеры и другие суда. Звено машинистов может быть использовано на сортировке и облегчит труд рыбообработчиков. И еще одна важная особенность в работе ПРТ в районе Юго-Восточной Атлантики. Количество фак - ■ тически выловленного сырца здесь документально не учитывается и контролю эта цифра йе подда­ ется. - Контролировать можно было бы только по отхо­ дам от разделки рыбы. Но разделанной продукции по рейсовому заданию планируется выработать' 2171 центнер. Отходы от ёе разделки составляют АФГАНИСТАН. В Нангархарской провинции с помощью Совет­ ского Союза построен комплекс сооружений Джелалабадской ир­ ригационной системы. Канал протяженностью 70 километров позволил оросить пу­ стынные земли долины. Здесь станут плодородными 24 тысячи гектаров земли, которые будут давать два—три урожая в год. На снимке: головное сооружение ирригационной системы. Фото А. Стужпна. Фотохроника ТАСС. ........................................ п гЬ . L каждым годом по­ вышается производительность Кюстендильской трикотаж­ ной фабрики «Марек». При­ ближающуюся 25-ю годовщи­ ну Социалистической револю­ ции в Болгарии коллектив предприятия встречает новы­ ми достижениями. Выпуск трикотажных изделий увели­ чится на 15 процентов. На снимке: вязальный цех фабрики «Марек». Фото И. Рабиновича. Фотохроника ТАСС. К АПИТАН Иван, Николае­ вич Демидов — один из зачинателей тралового лова, помор, опытный промыс­ ловик. Ему пришлось плавать на многих кораблях. В 1923 году — на траулере «Окунь», в 1928 — на; траулере «Пинагор», в 1931 — на;траулере «Двина». Когда в 1936 году с Даль­ него Востока пришли трауле­ ры, то на один из них — на «Уссуриец» — капитаном на­ значили И. Н. Демидова. На этом корабле Иван Николае­ вич в 1937 году открыл бога­ тейшую банку, названную по его имени «Демидовской». В 1938 году на Севере была организована промысловая разведка, где и стал работать Иван Николаевич. В 1941 году, когда фашист­ ская Германия напала на на­ шу Родину, многие траулеры вошли в состав Северного во­ енного флота вместе со свои­ ми экипажами. Армия, флот и население нуждались в про­ дуктах питания. Доставка про­ довольствия в Заполярье бы­ ла затруднена. Мурманская железная дорога подвергалась бомбардировкам с воздуха. И тогда ветераны тралового флота капитаны И. ^Н. Деми­ дов, И. Е. Кононов, Г. С. Фо- рощук внесли предложение выходить на промысел, не взи­ рая на опасность, которой бу­ дут подвергаться суда со сто­ роны морских и воздушных сил противника. Много при­ шлось преодолеть трудностей, чтобы осуществить это меро- Память оветеране приятие. Сложно было с ком- *. плектованием экипажей, так как наиболее здоровые и мо­ лодые кадры ушли в военный флот. Не менее сложно об­ стояло дело и с судами. На промысел могли «ыйти только суда, которые по саоему тех­ ническому состоянию не были годны для боевой службы,-а рыбу предстояло ловить в районах, где происходили ожесточенные морские бои. Первый отряд промысловых кораблей возглавил Иван Ни­ колаевич. Промышлять в ос­ новном приходилось ночью в темноте, чтобы светом не при­ влекать внимание противника, рыбу разделывали на ощупь, трал спускали, не видя друг друга. Когда трал приносил много рыбы, на помощь мат­ росам и засольщикам выходи­ ли штурманы, механики, ра­ дисты, повара. Люди не спали по суткам. Иван Николаевич тоже сутками не уходил с мос­ тика. Надо было не только обеспечивать успешный про­ мысел, но и не проглядеть (Окончание на 4 стр.)* *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz