Рыбный Мурман. 1969 г. Июль.
iW М ИЕ уже доводилось пи сать о комсомольско- молодежном экипаже коммунистического труда СРТ-р-724 «Фазан» сельдя ного флота. Декабрь 1867 го да. Холод, полярная ночь, парение залива. Одним сло вом, для рыбаков, работав ших в губах моря, худшей погоды не придумаешь. Но именно в это время моряки «Фазана» добывали послед ние тонны сельди в счет своего рекорда: их годовой вылов составил 44 тысячи центнеров. Коллектив был награжден вымпелом Мини стерства рыбного хозяйства СССР, переходящим Крас ным знаменем, грамотами, Высокие награды обязыва ли трудиться с должным размахом и дальше, достой но встретить 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. Можно сказать, что экипаж с честью оправдывает свое высокое звание коммунисти ческого труда. Он уже бли зок к выполнению задания пятилетки. 23 мая выполнен годовой план. Эта маленькая предысто рия мне вспомнилась при новой встрече с капитаном «Фазана» Евгением Степа новичем Геращенко. Как и раньше, разговор шел о тех «секретах», которые позво лили морякам выйти на первое место в своем флоте по добыче рыбы, за один рейс выловить столько сель ди, что без малого равняется заданию года. Вот о чем рас сказал Евгений Степанович. Кошельковый лов фаза* новцы освоили давно. За нимались им и у берегов, и в Норвежском море. Результа ты их работы говорят сами за себя. Но нынче коллектив 18 февраля вышел на про мысел на банку Банкеро, где никогда раньше не был, не знал и условий там. Правда, еще в январе судно Бело морской базы гослова и СРТ-р-706 «Мурмансельди» обследовали нужные квадра ты и подтвердили наличие хороших скоплений сельди, но следовало отработать так тику ее добычи, узнать пове дение. Первый замет не обрадо вал, и совсем не потому, что оказался неудачным, а на оборот. Рыбы п о п а л о с т о л ь к о , что невоз можно было поднять. При шлось отдавать кольца, от казаться от всего улова. Первый «блин» комом не прошел даром.. Капитан Ге ращенко изменил тактику. Если прибор показывал скопления сельди в виде по ля, то «кошелек» метали на часть стаи. И всегда полу чалось, как хотели. Когда косяк был небольшой, его обметывали полностью. При чем замет делали только при самом малом или ма лом ходе. Это обеспечивало лучшую посадку невода, он мог расправиться и, естест венно, давал нужный эф фект. И только на Джорд- жес-банке приходилось дер жать максимальную ско рость. Но тут были другие условия работы. Ловили скумбрию, которая вела себя очень подвижно- Промед лишь — в «кошельке» не оставалось ни одной рыби ны. На Банкеро с наступлени ем сумерек сельдь соверша ла вертикальную миграцию: поднималась с 250—300 мет ров до 70 метров, На «Фаза не» в это время вели поиск, концентрации обнаружива ли вдоль свалов, обычно в квадатах 1101, 1100, 1122. Сразу после получения за писи косяка приступали к выметке. Практически операция сводилась к следующему. Гидроакустик постоянно до кладывал капитану дистан цию до стаи и на каком она курсовом углу. После того, как расстояние сокращалось до 130—180 метров и угол равнялся 15—25 градусам, следовала тут же команда метать «кошелек». Причем на «Фазане» облавливали косяк при первом же его об вил соответственно 463, 723, 729 тонн — больше, чем у других экипажей, хотя все двенадцать судов экспеди ции работали успешно. Не которым коллективам по могали добиваться высоких уловов моряки «Фазана», В частности, капитан Гера щенко, гидроакустик Ва сильев пересаживались на СРТ-р 713 и произвели здесь лично два замета. Их кол леги могли наглядно уви деть, как работают передо вики соревнования, полу чить необходимые советы, перенять опыт. Затем на «Фазан» пересел гидроакус тик с семьсот д в а д ц а т ь третьего, проходил под на чалом Виктора Васильевича своеобразную стажировку. Фазановцы не таили ни от кого секретов. Моряки не только своего флота, но и балтийские получали от них исчерпывающую консульта цию, в том числе и по ме тоду работы, тактике лова. С такой просьбой к ним об ращались экипажи СРТ-р 705, 71$, напарник по соревнованию — коллектив сельдь и непосредственно из невода. А на «Алексее Хлобыстове» брали ее ' ры бонасосом. Разумеется, ско рость разгрузки значительно увеличивалась, но наблюда лись порывы шланга, да и «кошелек» от трения о борт получает повреждения. По мнению Евгения Степанови ча Геращенко, рыбонасос на до ставить на судне-ловце.. Передача улова ка базу — очень трудоемкое и хлопот ливое дело. Моряки вынуж дены по нескольку раз с места на место переставлять тяжелые бочки. На «Фа зане» частично облегчили работу. По предложению по мощника рыбного мастера Ивана Яковлевича Мерино- ва сделали брезентовый ру кав, крепили одним концом к ящику, установленному по центру траулера. Другой ко нец спускали в трюм: ящик разделили на три отсека. Поднятую из «кошелька» коплером сельдь выливали в ящик, с водой она шла по рукаву сразу в бочку. При заготовке свежья работали всех экипажей экспедиции, — Сравнивая их,. — гово рил Евгений Степанович Ге ращенко, •— коллектив стре мился всегда обойти «сопер ников Соревнование слу жило хорошим стимулом по вышения производительно сти труда. Комсомольцы при под держке своих старших то варищей — коммунистов — и задавали тон борьбы за высокие уловы, вносили творческий огонек. Их во жак Алексей Токарев, стар ший мастер по добыче, по мимо обеспечения исправно сти невода, в чем ему помо гал Алексей Шелковников, был застрельщиком многих хороших дел. Молодые мо ряки выпустили за рейс три стенных газеты, организова ли комсомольские посты, следившие за сортностью продукции (кстати, вся ры ба сдана сортностью выше плановой), Каждый успех экипажа отражали в лист ках «молнии». Доброго слова заслуживает машинная команда, возглав ляемая старшим механиком ОТ РЕКОРДА Из опыта работы экипажа СРТ-р-724 НА СНИМКЕ: капитан СРТ-р-724 «Фазан» Евгений Степане впч ГЕРАЩЕНКО. каружении. Балтийские же рыбаки производили еще и контрольные поиски. В ре зультате они вспугивали сельдь, она или садилась на грунт, или стая разбивалась. Хорошие взаимоотноше ния между гидроакустика ми, капитаном, их доверие друг другу, понимание во многом определяют исход лова, И именно на такой ос нове строили работу и Евге ний Степанович Геращенко и Виктор Васильевич Васи льев, второй акустик Миха ил Данько. В. В. Васильев давно ходит на СРТ-р-724, накопил богатый опыт по эксплуатации приборов и со держит их в отличном тех ническом состоянии. Ведь без надежной гидрорадиоап паратуры невозможно вести кошельковый промысел. В течение марта, апреля и мая обстановка на Бан керо оставалась прекрасной. Вылов за это время соста- СТР-р-707, Конечно, это спо собствовало успешному про мыслу всей экспедиции. Для того, чтобы перекры вать суточные нормы, каж дому судну достаточно бы ло одного хорошего замета. Поэтому Геращенко не спе шил, метал невод наверня ка. Обычно до 21 часа уже находили рыбу. Бывало, что сельдь поднималась до 50— 70 метров, тргда не риско вали, откладывали замет. А то можно изодрать в клочья «кошелек». Совсем трудно приходилось работать днем на Джорджес-банке. Если сельдь тут отрывалась от грунта, то ее можно было поймать. В большинстве же случаев она лежала на дне и никаким способом не мог ли поднять. Часть улова моряки «Фа- * зана» солили, часть — сдаГ- вали для заморозки на ба зы. Чтобы сохранить качест во свежья, его затаривали в бочки, заливали водой и за тем шли к ПР. Передавали на три точки, то есть из од ного отсека рыба поступала в трюм, а по двум другим — в тару, стоявшую на палубе. При посоле использовали только две точки. Бесхит ростное новшество позволя ло за два часа затаривать до 60 тонн сельди-сырца. Важно было правильно ор ганизовать труд при раз грузке свежья у базы. С этой Целью работающих распре деляли на две вахты. Одна занималась передачей уло ва, моряки второй — отды хали. В результате не созда валось того напряжения, как при выработке соленой сельди, когда объявляли ав рал и буквально все выпол няли эту операцию. И при разгрузке, и на про мысле моряки соревновались за достижение наилучших показателей работы. Комсо мольцы, а их на «Фазане» семь, вели специальный гра фик вылова сельди, в кото рый члены ВЛКСМ заноси ли результаты деятельности Иваном Матвеевичем Стад- ником. Машинные специа листы в полной мере обеспе чивали надежную работу как главной машины, так и вспомогательных, палубных механизмов. Однажды из строя вышел основной сило вой блок, его исправили сво ими силами. Рейс продол жался. Славный коллектив СРТ-р- 724 «Фазан» сейчас готовит ся к новым плаваниям. На грады—переходящие Крас ные знамена Октябрьского райкома комсомола и коми тета ВЛКСМ сельдяного фло та, — врученные в день при хода в порт, — свидетель ство ударного труда. Они и обязывают ко многому. На до думать, моряки К. не ударят лицом в грязь и в будущей. В, СЕРГЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz