Рыбный Мурман. 1969 г. Февраль.
Н АЧАЛО минувшего рейса для экипажа нашего траулера складывались весьма неудачно. Па ьыходе из порта нас не оставили в Баренцевом море, где в то время наблюдалась хорошая промысловая обстановка, а отправили на Дальний Запад. Естественно, у руководителей тралового флота "на этот счет были свои веские доводы, но поход в Атлантику обошелся нам дорого. Первые траления сделали в районе Исландии, где добывали палтуса и треску. Через двое суток мы вынуждены были перей ти на большие глубины, на Среднюю Ньюфаундлендскую банку. Здесь ловился макрурус. Первая неудача постигла буквально че рез несколько суток: сгорел электродвигатель траловой лебедки. Одна пз причин аварии — неприспособленность лебедки к ра боте на больших глубинах. И во-вторых, еще в порту старший ме ханик тов. Шилов докладывал в механико-судовую службу, что етому механизму требуется профилактический ремонт. Однако к мнению судового специалиста не прислушались. Тов. Шилов, хо дивший в море в предыдущем рейсе, в этот — не пошел. Вместо него был прислан новый старший механик тов. Новиков, который вскоре заболел, и мы вынуждены были его отправить на базе в порт. В какое-то время машинная команда осталась без руководи теля. Надо отдать должное молодым механикам, которые с честью в этот момент саравились ее веема работами. Обязанности «деда» исполнял второй механик Владимир Владимирович Щербаков. О выходе из строя лебедки мы радировали в порт. Просили ♦добро» на переход в Баренцево море с тем, чтобы в бухте Мо гильной получить исправный электродвигатель и продолжать про мысел в этом ближнем районе. Однако нам предписали дожидать ся, когда окончит плавание ВМРТ-241 и передаст нам электродви гатель. В общей сложности на ожидание потратили десять « воло виной суток. За это время произведи заводскую работу: в морских условиях демонтировали якорь двигателя и окончательно убеди лись в причине его неисправности. После того, как е 241-го мы получили электродвигатель, не рис куя больше оставаться на больших глубинах, решили работать на БНБ. Обстановка здесь была сравнительно неплохая. Балтий ские рыбаки добывали разного ассортимента рыбу» которая для нас мало подходила* но тем не менее мы укладывались в суточные задания. Потом поступило указание следовать ва Джорджес-бан- ку. Прошли туда сутки, пришло новее распоряжение: следовать в Баренцево море. Таким образом, 26 промысловых суток было потеряно впустую. За это время мы выработали всего 61 тонну продукции, задолжен ность составляла 300 тонн. Чтобы справиться е рейсовым задани ем — изготовить 1247 тонн мороженой продукции, — нам остава лось всего 72 суток. Забегая вперед, скажу, что и из этого време ни более восьми дней было потеряно при передаче груза на плав базы и получение снабжения. Когда мы пришли в Баренцево море, то столкнулись с трудно стями. Нам требовались топливо н продукты. Получить их пред ставлялось возможным только с плавбаз, находившихся в Коль ском заливе. На них сдавали сельдь кошельковисты. Мы приходи ли сюда, но в аш ; просьбу не удовлетворяли. Однажды заставили остановиться в бухте Могильной, где находился производственный рефрижератор «Виктор Кингисепп». Командование этого еудна со гласно было дать топливо я продукты, однако руководитель про мысла «Севрыбхолодфлота» тов. Кузьмин запретил это делать. В результате мы бесполезно простояли 90 часок, ожидая подхода плавбазы «Северодвинск». В таком положения в то время были экипажи ж других БМРТ. Перелом в работе экипажа наступил в Северо-Центральном районе. Следует отметить; до Нордкапе мы же получали промыс За первые 16 суток уложили в трюм 600 тонн мороженой трес ки. Уловы достигали до 15 тонн за траление. На совете капитанов о нас говорили, что мы аа первые пятидневки промышляли в чис ле лучших. И естественно, как и другим, давали слово, чтобы мы открыли своп секреты. Во-первых, по опыту балтийцев, работающих на БНБ, мы при менили удлиненные кабели — 160 метров Подъемы были ничуть не хуже, чем у архангелогородцев, промышлявших эксперимен тальными уловистыми тралами. Далее, в начале работы в Северо- Центральном районе сложилось мнение, что в это время рыба сдвигается на юго-запад. Но по опыту прошлых лет помнилось: детом и осенью она идет на восток. Поэтому мы держались в вос точной части, группы. Соревновались с экипажем большого морозильного траулера' «Комета*. Во всем и всегда помогали друг другу. В частности, треска в Северо-Центральном районе очень резко меняла глубину. Определить этот момент было трудно. Мы договорились с напар никами о том, что, если рыбы нет на глубине 160—170 метров, то один из нас шел на более мелкую, другой — на ботьпіую. II потом внформировади о результатах поиска. Некоторое время группа БМРТ* в том числе в мы, промышля ли на Медвежинской банке. Здесь столкнулись с некоторыми труд ностями. Во-первых, в виду того, что треска двигалась па большие глубины и доходила до 800 метров, в первое время никак не мог ли определить, какие держать обороты главной машины. В обыч ных условиях задают 402--І10 оборотов в минуту. И только пос ле тщательных проверок с ВМРТ-241 сообпгтлп, что надо уста навливать 76 оборотов. В этом районе наблюдалось протирание тралового мешка. И не только от попадания камней, губки, но и от рыбы. Решили де лать короткие траления — по часу, потом — по 40 минут. На не которых кораблях трал держали в воде по 25 минут. У МедВежки экипажи всех судов достигли хороших результа- тев. Но они могли были быть и еще лучше. Здесь мне опять хо чется поднять вопрос, который вот ужо несколько лет не снима ется с повестки дня. Пора дать капитанам большую свободу дей ствий.. . В конце декабря все корабли работали на Мурманской банке, где уловы составляли от тонны в некоторых случаях — до пятя. На Медвежинской банке в то время за час траления поднимали по 15 тонн. У всех было желание пойти туда. еДобро» дали только вкипажам БМРТ сельдяного флота и архангелогородцам. Наши же моряки оказались на правах пасынков. Потом все-таки и мы по лучили разрешение на переход. И хотя работали там с большим аффектом, результаты могли быть намного выше. И тогда но сло жилось бы такое положение, что коллектив флота начал год с за долженностью по вылову рыбы, а другие — с оперожеппем ірафика. Несмотря на все перипетии минувшего рейса, коллектив наше го траулера рейсовое задание выполнил иа 123,7 процента, выра с т а в 1543 тонны готовой продукции. В первом квартале мы должны были на трех месяцев потратить 42 суток ва переход в порт, сто янку, переход на Лабрадор. На этого расчета нам запланировала выработать 560 тонн мороженой рыбы с учетом промысла трески. Сейчас с начала года ва счету моряков «Жигулевска» около 600 тони готовой продукции. По атому показателю, а также и но другим выполнена квартальная программа. В. НШРКИН, капитал-директор большого морозиль ного траулера «Жнгуладек». С ВОЙ РАССКАЗ мне хочется начать о того «о* мента, как мы начали промысел в Баренце вом море. Здесь сразу столкнулись с большими уловами. Поэтому производственной команде надо бы ло- так организовать евой труд, чтобы ве было задер жек с обработкой рыбы. И надо отдать должное ры бообработчикам: своими силами за сутки они выпус- кали до 47 тонн мороженой продукции. За эту поло вину рейса подвахту вызывали не более десяти раз. Большую организационную работу провели наши рыбмастера. Зная деловые качества моряков, мы еще на переходе в Баренцево море на самые ответствен ные операции поставили опытных рыбообработчиков. Кроме того, мастера по обработке сами показывали пример, как надо правильно и качественно шкерить рыбу. Проводили занятия на местах по технике без опасности. Далее, снявшись с Дальнего Запада, решили все. обо» рудование рыбной фабрики проверять и устранить те дефекты, которые обнаружили. В частности, было за метено, что вентиляторы работают не н а . полные обо роты. Мы увеличили их до 2500. Также увеличили обо» роты компрессоров. Раньше в туннелях морозильных камер отсутствовала защитная резина между стеной туннелей и тележками. Теперь восстановили резину, В результате воздух, циркулируемый вентилятором, шел не вкруговую вдоль стенок камер, как раньше, а через тележки с рыбой. Дальнейшая работа ’показала, что производительность морозильных камер увеличи лась на 10 тонн в сутки. В этом большое участие при нимал рефрижераторный механик Владимир Панте леевич Литвинов. Облавливали мы треску разного ассортимента. По этому перед производственной командой стояла зада* ча не допустить открытой пересортицы, то есть чтобы не было в одном ящике брикетов крупной и мелкой рыбы. С этой целыо приказом по судну каждому из четырех расфасовщиков определили порядковые но мера. При расфасовке они клали свой номерок, пред ставляющий обыкновенный клочок бумажки о напи ваиней на нем цифрой, в противень. Зто накладывало Ва расфасовщиков особую ответственность, способ ствовало повышению производительности труда и по могало набегать пересортицы. Одним вз мероприятий, способствовавшим увеличе нию выпуска продукции, явилась заморозка рыбы без крышек противней. Достигали этого аа счет хорошей расфасовки. Если обычно на а&морозку одной партия рыбы уходило раньше 4 часа, то теперь на это тратя- ли на полчаса меньше. Много усовершенствований на рыбной фабрике вне дрил механик-наладчик Василий Качановекий. В част ности, ей сделал отвод горячей воды от глаауровочной машины в шпигат. Раньше горячая вода, подававшая ся для глазуровки, сливалась на палубу. В цехе по роняно стоял пар, что ухудшало условия труда. Прос тое, на первый взгляд, новшестио механика-наладчика избавило работу глазуровщиков от этого недостатка. При работе в Баренцевом море, переход яв которого до порта не составляет более полутора суток, очень .трудно управиться с мытьем противней, чтобы они от- ' Печали Санитарным правилам. Тов. Качановекий пред ложил для мытья бачки,. представляющие емкость,. Сделана^ю из листового железа. В нее входят против ни от двух тедежак. Б а ч к * Заполняются пресной водой с кальциониро- ванной .содой. От батареи отопительной с помощью Ш л а н г а "к ннм подводится пар, вода доводится до точ к и кипения. Чтобы вымыть противни от двух тележек, требуется всего полчаса, после этого они предельно чистые.. Раньше на всю операцию требовалось не ме нее пяти суток, сейчас достаточно пяти часов. На судах типа «Пушкин» бункер для приемки рыбы 0 палубы на рыбную фабрику имеет некоторый недо статок. А именно, между приемным лотком и бунке ром нет заграждения движущемуся потоку рыбы. В результате рыба выбрасывается с него на разделоч ный стоз я далее ва палубу, ва которой всегда рыб- вые отходы. Механик-наладчик установил между лоткам в раз делочными столами заградительные листы е круглы ми проемами диаметром примерно 500 миллиметров. В свою очередь эти листы перекрываются заслонками. Листы не открываются под давлением рыбы за счет специального штыревого рычага, установленного вод разделочными столами. Когда улов высыпав вгбувкер, шкерщики, открывая ааслонку, берут нужное количество рыбы для обработ ки, не теряют ив одной минуты после выднвкя улова, как раньше. Это тоже подняло производительность труд*. ' Намного облегчилась операция па расфасовке с аве- § >ением еще одного предложения тов. Качановскего. а расфасовочном столе, который соединяет лоткв моек обоих бортов, он сделал вырезы. В них устано вили весы. Расфасовщикам теперь ве приходилось после взвешивания поднимать каждый нротявевь, как раньше, а сразу отправлять по столу. Творческую смекалку проявляли многие моряки. Машинист рыбомучноп установки Николай Иванович Бизяев предложил укладку брикетов рыбной муки производить не стопками, а на ребро. Таким образом, в рыбомучной трюм можно было уложить продукции на І0 тонн больше. Естественно, одними новшествами, внедренными на корабле, нельзя было достичь успеха, если бы люди не работали с большой отдачей сил. А вот как раз этим-то и отличались наши лучшие рыбообработчики: Михаил Пьяников, Михаил Колбасов, Владимир Пер- филов, Александр Рыбалко, Виктор Серегин, Василий Макеев, Степан Степанюк. Надо в целом отметить пе редовую комплексную смену рыбмастера коммуниста Алексея Федоровича Булыгина. Она имела лучшие показатели по выработке филе, пшерке рыбы. Н. ХИРОВ, техиолог. все еще потеряно в есть вое- можность выправить положе ние. Перед началом лова машин ная команда в течение шести часов готовила механизмы к надежной н бесперебойной ра боте. Это вмело в дальнейшем большое значение: у нас не было во этой причине просто ев. ловых еводок от кораблей, ра ботавших здесь. Поэтому со вершенно но знали обстанов ки. Не трудно представить, в каком моральном состоянии находился коллектив. Коман дование судна, общественные организации сделали все, что бы поддержать дух моряков. А затем результаты работы вселили уверенность, что но ЗРИІІШШИИШШІІІІШШШШНІЫ Рч о м Рч и « Е - і и о S 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz