Рыбный Мурман. 1969 г. Февраль.

На страже мирного труда советских Краснознаменный Ти­ хоокеанский флот. Крей* сер «Дмитрий Пожар­ ским», На снимке? по тревоге. Фотохроника ТАСС. КАК #* КОНЧАЮТСЯ К а к о е э т о бы л о п о к о л е н и е ! к а к ш ты кш » . Эти слова принадлежат Ва- , силию Субботину, автору книги «Как кончаются воины», посвященной самый послед* яки дням Великой Отечественной войны. . Книга эта написана человеком, который брал Берлин, который видел, как его сослуживцы, «олдаты его дивизии, его полка водрузили на рейхстаге Знамя победы. Василий Субботин пишет о себе: «Я один из немногих оставшихся в живых. Один из родив­ шихся в 1921 году. Когда началась война, вам было по двадцать Лет». Необычен жанр этой книги. Василий Суббо­ тин прошел войну литературным сотрудником тамхы «Воин Родины» 150-й Идрицкой дивиаии.. Он привез с фронта ящик из-под мин — тяже-’ *300 коробку из иегиущейси жести. Ящик был Наполнен •записными книжками й самодельны­ ми блокнотами. Эти корреспондентские записи я память, перед которой бессильно время, —» основа книги, составленной из коротких доку» ментальных новелл. Во многом помогли писате­ лю фронтовые друзья, которые напомнили то, что он вабыл, рассказали о том, чего не знал< ѣ эгвм смысле книга .«Как кончаются войны» является как бы коллективным взглядом нз на­ стоящего в прошлое. «Не скааав о славе мертвых, я не мог бы го­ ворить о живых», — объясняет В. Субботин. Эта •ластная идеи пронизывает книгу, сообщает ей особую одухотворенность, делает её произведе­ нием высокой лирической проаы. И его — при строгом документализме изло- жения, еще подчеркнутом введением таких фак­ сов, штрихов, деталей, подметить которые мог только очевидец. - - Вот один такой штрих — на новеллы «Серое Здание». Комбат Неустроев докладывает но те­ лефону командиру дивиаии Шатилову, взволно­ ванному тем, что батальон не наступает: • —...М«)М«т с«ре« адмм. К*ме« чш м і.. Н*ухтро««| Д« но — ptiKTir. " • ■*«•#«»• , wo и * <мтыи>уг«ммо« 0 # М 9ЯМПМ, »т»т ДОМ мр«д ММШ) (А* МОГО TM вмпмо) » о сп го» и мокрому onm «tpoMM«a>. А вот еще одва интереснейшая деталь. К оммаммм м м ц и і і М и к , т и о м і • м д и м і р«4і- стяге, м м м м желатин ядети лерегояеры н і ефице- ром я іысш€м реиге. Н« переговоры, коде* чыо-то моими иую длинную куртку, отпряіился замполит командире i t * і т ш 'Берест,. соевом молодой даедцетмлетний офицер» Немецкий Полковник протянул ему руку для прняетстяия. Н е советский офицер лоднес свою я фуражке и с к а з и к . «Йоя* яояиии Берест»» § черной своей иожяике, гордо яедияя П К лову, ем стоял» иысякий, молодой... Уверенный в себе . Иіо- те ия немцев с к а а е т «Молодой, е уже лолкояиик». Немецкое кемемдевяние запросило лврлемектерое для во» регоеороя о кялитулвции ясей группы иемецкия яойск ш Берлине. Оми просили прислать перлементере е чине гоня- реля. Парламентером был . нвпревлен сержент Сеяное. Переоде­ тый я иовую шниеле, сменивший разбитые ботинки на левые свести , русский солдат диктовал условия иелитуляции не* мяцким полиоеннмам и геиерелям. Так зто было. И эти, казалось бы, незначи­ тельные подробности, поставленные в ряд уже известных нам исторических событий, приоб­ ретают иной масштаб, символическое значение. А люди, поначалу только названные автором, замполит Берест, сержант Сьянов, пулемётчик Пятницкий, разведчики Каитария и Егоров, вод­ рузившие флаг на рейхстаге, — становятся близкими и родными. Нельзя без волнения читать те новеллы, в ко­ торых автор рассказывает о своих встречах с героями-фроцтовиками. Трудно переоценить значение художественно­ го документа, принадлежащего перу человека^ который один из первых Побывал в разрушен­ ном кабинете Гитлера, в зловещей имперской . канцелярии, на глазах которого опознавался Обожженный труп Геббельса. И — все-таки ценность книги «Как кончаются войны» не толь­ ко и, может быть, не столько в этих поражаю­ щих воображение деталях я подробностях. Глав­ ное •— что автор ее с документальной н худо­ жественной достоверностыб выявил душу наро­ да на войне. И в этом смысле очень интересна маленькая новелла «Трофеи». Она посвящена истории того самого ящика, в котором хранятся блокноты и записные книжки автора. И еще — истории маленького фибрового чемодана, кото­ рый поначалу служил ему для тех же целей. Чемодан этот достался писателю в здании не­ мецкого Рейхсбанка, где однажды ночевали сол­ даты. Оян спали прямо на тюках, где хранились немецкие деньги Вместо подушек шли кошели смвталлвческой разменной монетой. Одному солдату, р*ссиазы*ее? і , С уббятии» ничего не де- сталось, и он еележна под голое? врезеитееы* д а яои , ие- Ш т ы Ш тяжелы аи лро^олгояетм» врускьми. Такими же врчс- межи ия *яолоте н и к ѵ и чомодем бяеделацям иоюрого стад автор* Чемодеи вня темой -тммний^ чтс( (М^е^ Трудом подняли, чтобы яытряяяута содорягимое куде-то я угол- •С трейне, что тя я ер і, — пишет в. Субботин, — про­ смотрев свои зелием, сеей дняямш и блокнеты, для метя- ЙШѴ 'Ам.ммм - иЯ ^МВДІ ЛШ мымЯя 111 — «««ам*^ ejjl tlP . ю И ятоеі чемодане, им даже о аоветя и банковской кладовей. Видимо, и его естественно, л тогдя М придавал я с я іі атим яяямяи ілымеымрА«мвиммдАА иамаішм м ем ЦѴЦРМІ,.. ^ Я М І Ѵ ѵ Г і « Ж Ш Ив 4rw..ffw нечто темое, о чем стоит ржекяаята . А леписед яот и, не лреяде слезать, боюсь, что мне не лоеерятк. Высота души и человечности советских сол­ дат, способность н в годиву горя, н в минуту торжества держаться «на вере, на идее» — вот что в первую очередь обусловило нашу победу, привело наши армии в Берлин. «Это очень нужная, очень полезная книга для воспитания молодого поколения. Ей суждена долгая жизнь!» — написал автору Н. Тихонов. Ф. КУЗНЕЦОВ. ПРЯМО В СЕРДЦЕ Я РАНЕН. . . Не был я не войне, не войне. Мен* в детстве застала она. Только болью клокочет во мне, До сн* пор клокочет войне. Только помню, вовек не забы т Стонет раненный в грудь боец. Только ейту: в крови лежит Чей-то, может быть, мой отец... Только помнится мне весь • огне, Весь в руинах мой край родной. Хоть н не был я на войне, Прямо в сердце я ранен войной. Олег ЛЕБЕДЕВ, штурман Беломорской базы госло- ва. Учить других, учиться самим Н А ПРОМЫСЛЕ каждый экипаж живет своей ин­ тересной жизнью. У вом- иолита, а особенно у помпо- лита-новичка, возникают мно­ гие вопросы. Как лучше орга­ низовать работу, кто поделит­ ся с тобой опытом, кто даст тебе нужный совет? И тут на помощь приходят семинары Секретарей партий­ ных я комсомольских органи­ заций, помполитов, проводи­ мые партийным комитетом на промысле На этих семинарах узнаешь, что нового в работе партийного комитета, как пар­ тийные организации тралового флота ведут пропаганду ле­ нинского теоретического насле­ дия, сосредоточивая основное внимание на разъяснении зна­ чения , марксистско-ленинского учения для строительства ком­ мунизма в нашей стране. В настоящее «іремя партий­ ные организации таких судов, как БМРТ ^«Витебск», «Лес­ ков»» ’«Гончаров», «Мир», ПР.Т «Рембрандт», траулеры «Азер­ байджан», «Перекоп» и другие, разработали перспективные планы изучения ленинских про­ изведений в системе партий­ ного образования, определили темы рефератов. Большой, популярностью у моряков пользуются цикловые лектории по ленинской темати­ ке, а также теоретические кон­ ференции по произведениям В. И. Ленина. И Партийный комитет доводит до каждой партийной организации пере­ чень ленинских/работ, которые необходимо знать каждому коммунисту, беспартийному ак­ тивисту. С больіпим интересам и ак­ тивностью проходят занятия в семинарах по изучению трудов В. И. Ленина: «Государство 9 революция» на БМРТ «Жигу* левск» — руководитель той. Ладыгин, «Что делать?* на траулере «Минск» — вуково* дитель тоз. Лупов, «Детске* болезнь «левизны» в комму­ низме» на ПРТ «Гольфстри*# — руководитель тов. ВЕ^бу- нин. Семинары, проводи м-ые внештатными инструкторами парткома Г. Е. Сафоновым, С И. Шередекой по различ­ ным в о п р о с а м партийно- политической работы, несом» ненло, приносят-большую поя*к зу в повышении теоретическое, в культурного кругозора ііем*-. политое, секретарей партийны*- и комсомольских аргаааеаішй. Особенно плодотворны семи­ нары по обмену опытом рабо­ ты. Они помогают секретарям партийных и комсомольских организаций и помполитал- в поисках новых форм работы яа ■ организации бесед, лекций* диспутов, собраний. Об этих семинарах помж«ли­ ты говорят — нужное, паі«э» нов дело. А раз тая— аначит это должно стать традицией, которую необходимо поддер­ живать, совершенствовать. В заключение мне . лепете*-; привести слова,. ~oewwnee. В. И. Лениным одшячішрояш-*; гандисту: «Вот вы іфгавяаов»^- лн кружок. — Самй*яи-до;?Жч)> ны стать выше-слушателей по знанию, чтобы руководить, вы должны больше чита ть , > раз- виваться и развивать яруги к... Надо работать вовсю, 4Ы д о л ­ жны развиваться полнтиче-- скн». (Воспоминания о В. И ,— Ленине. Госполитаздат, 1-956 г. - часть 1, -стр. 121). В. ДУКА, помполит трау­ лера «Волхов». В помощь агитаторам В кабяието политического просвещения тра-'ишого флота иодго* товлека книжная выставка, целью которой является помочь аги­ таторам в подборе литературы в ходе подготовки' к выборам в ме­ стные Советы депутатов трудящихся. { В первом разделе выставки представлены книги и брошюры, посвященные избирательной системе первого в мнро социалисти­ ческого государства. Это , справочник «Наш советский парла­ мент», книга Н. Старовойтова «Порядок организации и проведение выборов в Советы», брошюра А. Денисова «Конституционные ос­ новы общественного устройства в СССР» и г. д. Второй раздел выставки посвящен ленинской тематике в связи с приближающимся столетиям со дня рождения великого основа­ теля Коммунистической партии и Советского государства. В третьем разделе представлены книги, посвященные развитию Мурманской области. Это такие работы, как «Народное хозяйство Мурманской области за 50 лет Советской власти», «50 лет Совет­ ской власти на Мурманск п другие.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz