Рыбный Мурман. 1969 г. Февраль.

Из доклада начальника главка «Севрыба» тов. Филиппова 4. Я 1ПІИІ1ІІППіІІТ{іІ«І>»Н»І1ІІ!ІІІІІ1ПіІ!І11І1ІП1ІІІІІІІПІІ]1іИ!1ІІІ1ІІІІІІІІІ!1ІІІІіП!І]ІІІ!І!11ІІІІІІІІНИІ1ІІІІ1ІІІИ<І!ІІІ!ІІІІІІІІІІІІІНІІ!І!(Н!ІІ!(ІІ1ІІМ<ІІІІІІ1!ІІ!ІІІІ1ІІІІІІ!!І1іІІІ{|!ІПІІПІІІНІІІІІШІІІІІП!ІШМІМП!Ш1)Шк;. Неудовлетворительно используется металлорежу­ щее оборудование, коэффициент сменности по ко* терему составляет всего лишь 1,25. Устранение отмеченных недостатков в организа­ ции работы судоремонтных предприятий даст воз­ можность нам увеличить судоремонтные мощно­ сти на 8 —10 процентов, что значительно сократит существующий разрыв в судоремонте. Но дело не только в судоремонтниках. У нас еще не на всех судах соблюдаются правила техни­ ческой эксплуатации. Это приводит к преждевре­ менному и-зносу механизмов и даже авариям, след­ ствием чего являются дополнительные загрузки су­ доремонтных предприятий и сверхплановые простои судов. Ка предприятиях бассейна проделана некоторая работа по внедрению позой, более совершенной тех­ ники и технологии производства, механизации и ав­ томатизации. Большой вклад в техническое совер­ шенствование производства вносят наши рациона­ лизаторы и изобретатели. Они п минувшем году внесли* 4452 рационализаторских предложения, из которых свыше трех тысяч внедрено в производст­ во. Экономический ьффект от этого составил 3148 тысяч рублей, что в полтора раза больше, чем в 1967 году. * Однако уровень механизации работ в рыбной промышленности бассейна все еще остается низ­ ким. На отдельных предприятиях медленно внедря­ ются » осваиваются .усовершенствованные методы обработки рыбы, новые высокопроизводительные . машины и оборудование, новые виды тары и раз­ личные упаковки. Так, на Мурманском рыбоком­ бинате в течение года не принимаются меры к внед­ рению закаточной машины для изготовления фи­ гурных банок Ха 17. В Мурманском траловом фло­ те проявляется недопустимая медлительность в установке на судах глазировочной машины, хотя опа получила высокую оценку на выставке «Инрыб- пром-68». В 1968 году проведена определенная работа по улучшению охраны труда и техники безопасности. В истекшем году на эти цели было израсходовано 1 миллион 770 тысяч рублей, на 129 тысяч рублей больше плана. По сравнению с 1967 годом общее количество несчастных случаев снизилось на 8,8 процента, коэффициент частоты — на 18,5, коэф­ фициент тяжести — на 14,5 процента. Вместе с этим на отдельных судах и береговых предприятиях продолжает оставаться все еще вы­ соким травматизм. Неблагополучно обстояло дело с охраной труда и технической безопасности на предприятиях Карельского производственного уп­ равления. Здесь вместо снижения допущен значи­ тельный рост несчастных случаев. Много несчаст­ ных случаев допущено на предприятиях Архангель*. ского производственного управления и управления «Севрыбебыт», • За три года пятилетки на развитие рыбной п р о - ' мышленностй бассейна’ направлены десятки мил- -вионоз рублей капитальных вложений. За этот пе­ риод введены основные фонды стоимостью в 192 миллиона рублей* в том числе на 156 миллионов рублей новых судов, радионавигационных и поиско­ вых приборов, спасательных средств и новой тех­ ники. *" На судоремонтных предприятиях бассейна по­ строены и введены в эксплуатацию причалы, блок механо-монтажных цехов на Мурманской судоверфи общей площадью свыше 10 тысяч квадратных мет­ ров, блок корпусных цехов на заводе № 2, учебный корпус профтехучилища и много других вспомога­ тельных объектов и сооружений. Проводятся большие работы по реконструкции старого и строительству нового рыбного порта. Здесь введены в строй современные причалы, смонтированы и сданы 13 портальных кранов, по­ строены железнодорожные пути. С 1967 года на­ чал действовать новый район рыбного порта. Значительно расширились мощности рыбообраба­ тывающих предприятий в Мурманске, Архангель­ ске и Карелии. Большое внимание уделялось жилищному строи­ тельству. За три года на строительство жилья в Мурманской, Архангельской областях и Карельской АССР было выделено 46,6 миллиона рублей й за счет этих средств построено 187,6 тысячи квадрат­ ных метров жилой площади, более 6 тысяч семей въехали в новые квартиры. Сделано, конечно, много. Однако в строительстве у нас еще имеется много серьезных недостатков. В 1968 году план строительно-монтажных работ в целом-по главку выполнен всего лишь на 87 ,8 про­ цента. Руководители предприятий тт. Крумин, Bypryfro. Чудиовцев несвоевременно подготавли­ вают площадки под застройку, допускают выдачу в производство некомплектной технической доку­ ментации, слабо осуществляют контроль за каче­ ством и сроками строительно-монтажных работ. .НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ по новой системе планирования и экономического стимули­ рования работают фабрика орудий лова, ав­ тобаза и предприятия Архангельского производст­ венного управления. Все они выполняют и перевы­ полняют планы реализации продукции, прибыли, повышают производительность труда, создают в не­ обходимых размерах фонды экономического стиму­ лирования. Тан, коллектив автобазы значительно перевыполнил план 1968 года по перевозке груза и грузообороту и дал 866 тысяч рублей прибыли. Это на 101 тысячу рублей больше плана. С хорошими экономическими показателями за­ кончили третий год пятилетки предприятия Архан­ гельского производственного управления. План по объему реализации продукции они выполнили на 112..8 процента и напучили 15.193 тысячи рублей прибыли, что на 4 .113 тысяч рублей больше уста­ новленного задания. Но вместе с тем в работе предприятий Архан­ гельского производственного управления, работаю­ щих в новых условиях планирования, были допуще-. н ы серьезные недостатки и сшибки. В частности, на Соломбальской судоверфи и Водорослевом ком­ бинате нарушался принцип материального стиму­ лирования. С 1 июля текущею года предстоит перевести на новые условия планирования и экономического сти­ мулирования все предприятия рыбной промышлен­ ности Мурманской области и Карельской АССР. Однако подготовка к осуществлению этой экономи­ ческой реформы ведется слабо. На многих пред­ приятиях неактивна борьба за экономию и* бе­ режливость, допускается бесхозяйственность в рас­ ходовании материальных и денежных средств. В результате в прошлом году в целом по главку не­ производительные расходы и потери составили 3700 тысяч рублей. Особенно большие непроизво­ дительные расходы и потери допустили Мурман­ ский траловый флот, управление «Мурмансельдь», Карельское производственное управление и Мур­ манский морской рыбный порт. В 1968 году проведена большая работа по реали­ зации излишних и неликвидных материалов. Одна­ ко на ряде предприятий главка имеется еще нема­ ло бездействующего и ненужного оборудования, сверхнормативных и излишних материалов. В Ка­ рельском производственном управлении на конец 1'968 года находилось 43 единицы излишнего обо­ рудования, на Мурманской судоверфи — 39 еди­ ниц, в Мурманском траловом флоте — 24 единицы, часть которого не используется в течение пяти лет. Существующий ныне н а судах внутрихозяйствен­ ный расчет не отвечает требованиям экономической реформы. Поэтому сейчас необходимо найти новые, а к т и в н о д е й с т в у ю щ и е ф о р м ы х о з р а с ч е т а , к о т о ­ рые бы стимулировали повышение объема выпуска и реализации продукции, улучшение е е качества и п о в ы ш е н и е р е н т а б е л ь н о с т и п р о и з в о д с т в а . Наряду с этим у нас имеются и другие трудно­ сти, связанные с переводом предприятйй на новые условия планирования и экономического стимули­ рования, которые не могут быть разрешены на ме­ сте. Дело в том, что существующие в настоящее время оптовые цены на некоторые виды рыбной продукции не соответствуют затратам общественно- необходимого труда и являются нерентабельными. Например, в первом полугодии 1968 года из 253 ас­ сортиментов рыбной продукции 122 наименования были нерентабельными и дали убыток в сумме 14 миллионов рублей. Только от производства филе за этот период был получен убыток свыше двух мил­ лионов рублей. . В связи с этим мы просим Министерство рыбно­ го хозяйства и Госплан СССР ускорить решение вопроса о пересмотре оптовых цен на треску, пал­ тус и морской окунь. Наука считает, что в 1969 году сырьевые запа­ сы позволяют судам главка «Севрыба» выловить сельди в Норвежском море не более 500 тысяч центнеров и в Баренцевом море — не выше 200 тысяч центнеров. Таким образом, с учетом успеш­ ного освоения промысла сельди на Джорджес-банке, мы можем обеспечить вылов сельди по всем райо­ нам промысла не более 1160 тысяч центнеров. Не­ смотря на это, Министерство рыбного хозяйства установило главку на 1969 год задание по вылову сельди в объеме 1900 тысяч центнеров. О ТРАДНО ОТМЕТИТЬ т о , что за последние два года количество специалистов с высшим и средним специальным образованием воз­ росло на 2331 человек. Особенно следует отметить рост специалистов высшей и средней квалификации в плавсоставе флота, где количество инженеров увеличилось на 308 человек, а техников — на 1259 человек. ' - 'ѵ. . Однако, несмотря на большую организаторскую работу по подготовке кадров, у нас пока еще име­ ются большие трудности в укомплектовании кораб­ лей и береговых предприятий постоянными специа­ листами. Главной причиной этого является большая текучесть кадров. Серьезную тревогу вызывает состояние трудовой и производственной дисциплины. Нельзя дальше мириться с таким положением, когда паши коман­ диры производства вместо того, чтобы вести воспи­ тательную работу среди подчиненных, сами явля­ ются нарушителями. Нам надо быстрее освобож­ даться от таких горе-воспитателей. Нынешний г о д .— решающий на славном пути юбилейного соревнования. Он вплотную подводит нас к исторической дате, 100-летию со дня рожде­ ния В. И. Ленина. Вот почему сегодня мы должны полнее вскрыть наши недостатки, чтобы не повто­ рять их в будущем. Это поможет лучше справиться с большими задачами, поставленными перед нами в 1969 году. П ЛАН НА 1969 ГОД утвержден Северному бассейну применительно к новой системе ........ планирования. Следовательно, и работа предприятий будет оцениваться не по количеству добытой рыбы и по «валу», как было раньше, а по объему реализованной продукции. По этому основ­ ному показателю главному управлению «Севрыба* на 1969 год утвержден план в* объекте 727 миллио­ нов рублей. Другим, не менее важным показателем плана, является выпуск товарной пищевой продукции в на­ туральном выражении. В целом по главку ее необ­ ходимо выработать 7,221 тысячу тонн на сумму 386 .160 тысяч рублей. Значительно больше, чем в прошлом году, должно быть выпущено копченой рыбы, балыкоо, кулинарии, медицинского жира, рыбной муки и различных консервов. Для обеспечения планируемого выпуска пшцевой и технической рыбной продукции промысловикам необходимо добыть не менее 12.620 тысяч центнеров рыбы, в том числе 1900 тысяч центнеров сельди. Очень важно расширить применение разноглубин­ ного трала в районе Западной Гренландии. Как из­ вестно, в этом районе грунтовые условия для ра­ боты донным тралом очень тяжелые. В то же вре­ мя в отдельные периоды здесь треска поднимается в промежуточные слои и создаются благоприятные условия для облова ее разноглубинным тралом. В 1969 году должно быть продолжено наступле­ ние флота на большие глубины, Тралирозаіше на глубинах 1300— 1500 метров позволит вовлечь в сферу облова новые, еще не затронутые промыс­ лом сырьевые ресурсы океана. Для осуществления этой задачи мы просим Ми­ нистерство организовать на одном из его заводов производство глубоководных силуминовых кухты- лей, обязать Гнпрорыбфлот проработать вопрос о замене на действующих БМРТ маломощных трало­ вых лебедок на лебедки с большим тяговым усили­ ем, достаточной каиатосмкостью и увеличенной ско­ ростью выборки ваеров. Жизнь показала, что, наряду с внедрением самых современных и передовых видов промысла, не сле­ дует пренебрегать и старыми способами лова. Как известно, весьма широкое применение в таких стра­ нах, как Япония, Норвегия, Исландия, имеет ярус­ ный лов. У нас этот вид промысла в свое время также имел широкое распространение, но потом по­ степенно прекратился. А между тем, при опреде­ ленных условиях ярусный лов может приносить огромные экономические выгоды. В 1969 году должны быть осуществлены меры по дальнейшему развитию океанического кошель­ кового промысла. Помимо традиционных районов нам предстоит широко развернуть кошельковый лоз сельди и скумбрии в районе банки Джорджес и у берегов Африки. В районе Африки экипаж ПРТ «Прокопь­ евск» проводит работы по освоению кошелько­ вого лова тунца. У него еще много неурядиц, но командование корабля и экипаж горят большим же­ ланием решить эту проблему. На лов тунца кошельковым неводом не позднее марта текущего года будет направлен еще один РТ типа «Пионер», и мы должны сделать все необ­ ходимое для успешного промысла этой ценной по­ роды рыб. V.- Ч*ѵ, В 1969 году необходимо обратить большое вни­ мание на дальнейшее развитие разноглубинного тралового лова в Северо-Западной и Южной Атлан­ тике. f Полярному институту, Промразведке, всем добы­ вающим предприятиям в текущем году необходимо резко усилить работы по изысканию новых районов лова, по расширению промысловых акваторий, по освоению промысла новых пород рыб. З А ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ построено для Се­ верного бассейна и введено в действие боль­ шое количество рыболовных судов. Налицо несомненный рост технического уровня нашего фло­ та. Однако приходится констатировать, что требо­ ваниям современного и перспективного рыболовства отвечают далеко не все суда. С некоторыми ого­ ворками технически совершенными, прогрессившы- , мй можно признать лишь производственные рефри­ жераторные траулеры й суда типа БМРТ. Что ка1 сается среднетоннажного и малотоннажного про­ мыслового флота, то он состоит из судов физиче­ ски и морально устаревших. В первую очередь нам нужна достойная замена выходящим из строя паровым траулерам (таких су­ дов у нас 188 единиц). Полученный нами в прош­ лом году МРТ «Север» не отвечает этим требова­ ниям, такое судно .не может рассматриваться как перспективное. Гипрорыбфлот совместно с главком «Севрыба» в 1968 году разработал техзадание на проектиро­ вание новых автономных посольно-свежьевых траулеров для Баренцева моря и Северной Атлан­ тики с закрытым рыбообрабатывающим цехом, по­ вышенным ледовым классом, кормовой промысло­ вой схемой, позволяющей работать тралом и ко­ шельковым неводом. Просьба к Министерству — как можно быстрее утвердить техзадание на этот тип судна, а заказ на проектирование и строительст­ во таких судов передать судостроительной про* мышленностй Польши с расчетом получения голов­ ного судна в 1970 году. Нам нужна достойная замена средних рыболов­ ных траулеров. Надо, сказать, что те тины судов, которые сейчас рассматриваются как замена сред­ ним рыболовным траулерам (я имею в виду суда по проектам №№ 502 и 503), не могут быть признаны оптимальными варианта:,іи замены. (Окончание па 4 етр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz