Рыбный Мурман. 1969 г. Февраль.
ТАК РАБОТАЕТ Э КИПАЖ « К О С Т Р О М Ы » Н АД ТРЮМАМИ повисла стелдннгм. По ним скользит стамоа. В трюм — вѵстая, обратно — наполненная наверху рыбой. — Внрай, аарай! — машет рукой тальмам. N так всю смену, может, в больше, вока аве де вяносто пять тони охлажденной в соленой трески Ж будут отправлены с судна в вех. Идет разгруз ка траулера «Кострома». Корабль — маленький, дела моряков большие: в яровілом голу более чем ва пятьсот тонн перекрыли государственный план. В каюте старшего помощника капитана выстав лен переходящий вымпел «За высшие воввавтелн в социалистическом соревновании». Тая отмечен ударный труд эннпажа. Но Юрий Иванович Ро манов, рассказывая о делах коллектива, загля нул дальше назад. Говорит,5капитанский фонд за служили за 5S6? гоя. А нас «веет но, ом дается аа .допедоый промысел, высокие экономические яоказатеім. Средства капитанского фонда частич ке ислользоа-зны для премирования команды. По заслугам и награда. с Когда таким образом была в общих чертах вос становлена история, старпом перешел к сегодняш нему дню. Костромичи совершили уже два яла- ваиия, в обоих неиьше 950 центнеров рыбного .полуфабриката не заготовляли. Это значительно больше рейсовых заданий. И в отличие от дру гих они работали не с ПР, а всю рыбу уклады вали в трюмы своего корабля. И еще характерно: и постоянный капитан Владимир Николаевич Зен- зинов, и подменивший его в минувшем рейсе Иван Никифорович Безпально предпочитают работать у берегов. А тут свои плюсы я минусы. Во-перзых, до прибрежных районов рукой го дить. А это очень важно, если учесть, что судно больше 13 суток не может находиться в море. К трудностям следует отнести весьма сложные грунтовые условия. Вот тут-то и проявляется на стоящее мастерство судоводителей. Все они знают эти места. Некоторая неопытность младших аомощников компенсировалась их усердием, советам» кзпвта* на, старпома. А советы сводятся к одному прави лу: точно удерживаться на проверенном/ курсе, где и рыба ловится, я трал не рвется. И добива ю сь своего. Достаточно сказать, что в двух рей сах не имели ни одной значительной аварии ару* днй лова. ' ' Перед началом трале ния вахтенный штурман обязательно делает оп ределение места судна. В конце—также. При ра боте в квадрате 1356 для обсерваций использовала радиолокатор. В юж ной точке траления по нему хорошо усматривает ся мыс Немецкий. Когда пересекали 300-метрову» изобату, брали аеленг в расстояние до Варде. ІІрн благоприятны* условиях судоводители произво дят астрономические обсервации, л если нет воз можности определить местонахождение траулера этими способами, полагаются на секторные ра диомаяки. Для контроля, не пагравндись ля ваера, на них в районе рубки наносятся марки белилами. По ним вахтенный штурман всегда может судить о безопасности траления. Кроме того, стопора ле бедки мастера по Добыче не зажимают сильно. А если все-таки произойдет задев, то один на мас теров всегда начеку, вовремя предотвратит ава рию. Во всех районах, в том числе и в прибрежных, на «Костроме» используют кабели длиной 120 метров. Так, считают, можно добитыся лучшего улова. Поэтому большой расход троса «купается. Наношенные кабели пускают ва мелкие изделия: лапки, грунтропы, вытяжные концы. В утиль идет только совершенно непригодный трос. И так во всем. В прошлом годо моряки сэкономили пром- воаружения и сегемвтермалов ва 15,8 іысячи руб лей. Заслуга в этом в первую очередь тралмей- стерского состава, их командира Ивана Романо вича Кирпнченко. Кстати, мастера по добыче дав но работают на втом судне. Отсюда и образцо вое хозяйство. Такой же порядок и в машинном отделении. «Кострома» в этом году закончит свое плава ние, не, как н на новом судне, здесь не теряют времени из-за неисправности механизмов. Даже положенные минуты для ежедневного профилак тического ремонта механика ве используют в мо ре. Все работы выполняют в яорту. Это позволя ет экипажу увеличить режим тралений. В минувшем рейсе по плану трал должен был находиться в воде 135 часов. За счет сокраще нна времени на сяуск, подъем орудий лова иа (3 часов, а также аа счет того, что машинная команда обеспечила бесперебойную работу меха низмов, режим тралений увеличен до 160 часов. А это дополнительно выловленная рыба. Сейчас костромичи на пороге выполнения аа- дсвяя мерного квартала. Дан «того нм ос талось выработать чуть больше 20 тавн полуфаб риката. В. СЕРГЕЕВ. I š Судно становится я дон» Фото А. Леонтьева. Норвежско-русский словарь В ближайшее аремя выходи г из печати «Норвежско-русский сло варь по промысловой ихтиологии», являющийся одним из первых от раслевых норвежских словарей, издаваемых в нашей стране. Сло варь издается издательством «Советская энциклопедия». Объем око ло 7000 слон, 11 печ. листов, цена 40 коп. Автор словаря Е. А. Лука- шоаа широко использовала специальную норвежскую литературу и периодику, а также имела возможность консультироваться (устно и письменно) с норвежскими учеными нз Бергенского института морских исследований рыбного директората. В словаре дано достаточно полное собрание терминов по нхтно логин (названия рыб, их строение, физиология, образ жизни), гидро биологии, гидрологии, рыбному и другим видам промысла, акустике. Словарь предназначен для специалистов, научных работников, переводчиков, преподавателей и студентов. Заявки направляйте во адресу: Мурманск, Книповяча, б, ПИНРО, отделу информация. 3. ТАРАСОВА, начальник отдела информации. ■*ч. І 1 карельских З А плечами начальника флотилии Беломорской базы гослова Марка Исаа ковича Любовского путь от матроса до капитана дальнего плавания. Кавалер ордена Ле* вина. Заслуженный рыбак КАССР. Награжден многочис ленными Почетными грамота ми. Экипаж коммунистическо го труда СРТ-4461, которым руководил Марк Исаакович, на протяжении десяти лет много раз завоевывал в социалисти ческом соревновании первые места среди судов сельдяных флотилий главка «Севрыба». За всем этим кроется высо кая организованность, подлин ное творчество, умение пове сти за собой коллектив, наце лить его на большие дела. Да же старые капитаны, люди, весьма скупые иа похвалу, ав торитетно утверждают, что ка питан дальнего плавания Лю- бовскнй — талантливый ры бацкий командир. Работая под командованием Марка Исааковича, я всегда поражался его мастерством вести поиск рыбных косяков, способностью все учесть: на правление течения, температу ру воды, показания самописца эхолота, даж е при весьма сложной промысловой обста новке он мог дать обоснован ный анализ ве только своих действий, но а просчетов иди успехов других командиров. Мастерству предшествовали годы, проведенные нм в море, а еще раньше — дорога войны, которыми полтора года шел московский школьник Марк Любовскнй. С величайшим риском он до бирается в ноябре 1942 года до Сталинграда, где в фронтовом госпитале служил врачом его отец, и с ним прошагал да го сударственной границы. Еще не отгремели победные залпы Великой Отечественной, а романтика дальних походов уже позвала комсомольца Мар ка Любовского на Дальний Восток, где он становится мат росом ледокола «Красин». Пос ле разгрома империалистиче ской Японии командование ко рабля посылает любознатель ного моряка в мореходное училище. В 1952 году штурман Любов- екнй приезжает в Мурманск. В двадцать пять лет его назна чают капитаном логгера. Кро потливо, настойчиво изучает молодо! командир промысло вую работу. Экипажу СРТ-4461 первому в Беломорской базе гослова было присвоено звание комму нистического труда. Из рейса в рейс коллектив возвращается в порт со значительным перевы полнением рейсового задания. Коммунисты базы приняли пе редового капитана в свои ря ды. Хорошо известен в рыбацкой среде Марк Исаакович и как талантливый воспитатель. Под его влиянием вырос до старше го штурмана Александра Кон стантинович Евсюков. Перени мая у Марка Исааковича бо гатый опыт, Александр Кон стантинович сейчас уважаемый В базе капитан. Командиры промысловых судов Р. П. Вы- хованец, А. И. Самусев также учились рыбацкому мастерству у флагмана карельских рыба ков. Примечателен тот факт, что ученики капитана Любов ского не слепо копируют ево* его бывшего наставника, а творчески подходят к вопро сам ведения промысла, каж дый из них шцет «свою» рыбу. Поучителен опыт прошлой работы Марка Исааковячв с дрифтерным порядком. На каждый район у него всегда готов промысловый планшет, куда он ежедневно заносит данные, говорящие о времени и месте высоких уловов. По ним можно судить о направлении движения косяков сельди. Неоднократные в течение каждой вахты определения места судна, производимые штурманами средствами ра дионавигации н астрономиче скими методами, дают возмож ность выяснить фактически действующее в этом районе течение, что весьма важно при постановке дрифтерного по рядка. Во время поиска вах тенный помощник не только ведет графическое счисление пути, но одновременно следит за показаниями поисковых при боров. При обнаружении про мыслового скопления сельди штурман незамедлительно до кладывает об этом капитану и занимает его место в рулевой рубке. Марк Исаакович сосре дотачивает свое внимание на поисковых приборах. Богатый опыт и хорошее знание их по зволяют довольно точно уста новить расположение косяка. Что же касается выметки по рядка, то, я отличие от других судов, на корме всегда нахо дятся подвахтенный Штурман, Который мегафоном сообщает капитану о прохождении у борта сетей. Такая расстановка судоводителей предупрежда ет намотку сетей, поводцов н вожака на винт. Во избежание сцепления штурман составляет схему рас положения как своего, так и чужих порядков. Эта мера предосторожности исключает потерю промыслового воору жения. Марк Исаакович — прият ный собеседник. Удивляют по- истине энциклопедические знания литературы, истории. Он в равной мере основательно интересуется вопросами архи тектуры и современной музы ки. На судне он был первым пропагандистом. При этом уме ло преподносил материал, в совершенстве владея языком. Таков руководитель флоти лии — организатор я человек. В. ВАБУРО, наш внештат ный корреспондент. ggggg j jgg j
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz