Рыбный Мурман. 1969 г. Февраль.

ТАК РАБОТАЕТ Э КИПАЖ « К О С Т Р О М Ы » Н АД ТРЮМАМИ повисла стелдннгм. По ним скользит стамоа. В трюм — вѵстая, обратно — наполненная наверху рыбой. — Внрай, аарай! — машет рукой тальмам. N так всю смену, может, в больше, вока аве де­ вяносто пять тони охлажденной в соленой трески Ж будут отправлены с судна в вех. Идет разгруз­ ка траулера «Кострома». Корабль — маленький, дела моряков большие: в яровілом голу более чем ва пятьсот тонн перекрыли государственный план. В каюте старшего помощника капитана выстав­ лен переходящий вымпел «За высшие воввавтелн в социалистическом соревновании». Тая отмечен ударный труд эннпажа. Но Юрий Иванович Ро­ манов, рассказывая о делах коллектива, загля­ нул дальше назад. Говорит,5капитанский фонд за­ служили за 5S6? гоя. А нас «веет но, ом дается аа .допедоый промысел, высокие экономические яоказатеім. Средства капитанского фонда частич­ ке ислользоа-зны для премирования команды. По заслугам и награда. с Когда таким образом была в общих чертах вос­ становлена история, старпом перешел к сегодняш­ нему дню. Костромичи совершили уже два яла- ваиия, в обоих неиьше 950 центнеров рыбного .полуфабриката не заготовляли. Это значительно больше рейсовых заданий. И в отличие от дру­ гих они работали не с ПР, а всю рыбу уклады­ вали в трюмы своего корабля. И еще характерно: и постоянный капитан Владимир Николаевич Зен- зинов, и подменивший его в минувшем рейсе Иван Никифорович Безпально предпочитают работать у берегов. А тут свои плюсы я минусы. Во-перзых, до прибрежных районов рукой го­ дить. А это очень важно, если учесть, что судно больше 13 суток не может находиться в море. К трудностям следует отнести весьма сложные грунтовые условия. Вот тут-то и проявляется на­ стоящее мастерство судоводителей. Все они знают эти места. Некоторая неопытность младших аомощников компенсировалась их усердием, советам» кзпвта* на, старпома. А советы сводятся к одному прави­ лу: точно удерживаться на проверенном/ курсе, где и рыба ловится, я трал не рвется. И добива­ ю сь своего. Достаточно сказать, что в двух рей­ сах не имели ни одной значительной аварии ару* днй лова. ' ' Перед началом трале­ ния вахтенный штурман обязательно делает оп­ ределение места судна. В конце—также. При ра­ боте в квадрате 1356 для обсерваций использовала радиолокатор. В юж­ ной точке траления по нему хорошо усматривает­ ся мыс Немецкий. Когда пересекали 300-метрову» изобату, брали аеленг в расстояние до Варде. ІІрн благоприятны* условиях судоводители произво­ дят астрономические обсервации, л если нет воз­ можности определить местонахождение траулера этими способами, полагаются на секторные ра­ диомаяки. Для контроля, не пагравндись ля ваера, на них в районе рубки наносятся марки белилами. По ним вахтенный штурман всегда может судить о безопасности траления. Кроме того, стопора ле­ бедки мастера по Добыче не зажимают сильно. А если все-таки произойдет задев, то один на мас­ теров всегда начеку, вовремя предотвратит ава­ рию. Во всех районах, в том числе и в прибрежных, на «Костроме» используют кабели длиной 120 метров. Так, считают, можно добитыся лучшего улова. Поэтому большой расход троса «купается. Наношенные кабели пускают ва мелкие изделия: лапки, грунтропы, вытяжные концы. В утиль идет только совершенно непригодный трос. И так во всем. В прошлом годо моряки сэкономили пром- воаружения и сегемвтермалов ва 15,8 іысячи руб­ лей. Заслуга в этом в первую очередь тралмей- стерского состава, их командира Ивана Романо­ вича Кирпнченко. Кстати, мастера по добыче дав­ но работают на втом судне. Отсюда и образцо­ вое хозяйство. Такой же порядок и в машинном отделении. «Кострома» в этом году закончит свое плава­ ние, не, как н на новом судне, здесь не теряют времени из-за неисправности механизмов. Даже положенные минуты для ежедневного профилак­ тического ремонта механика ве используют в мо­ ре. Все работы выполняют в яорту. Это позволя­ ет экипажу увеличить режим тралений. В минувшем рейсе по плану трал должен был находиться в воде 135 часов. За счет сокраще­ нна времени на сяуск, подъем орудий лова иа (3 часов, а также аа счет того, что машинная команда обеспечила бесперебойную работу меха­ низмов, режим тралений увеличен до 160 часов. А это дополнительно выловленная рыба. Сейчас костромичи на пороге выполнения аа- дсвяя мерного квартала. Дан «того нм ос­ талось выработать чуть больше 20 тавн полуфаб­ риката. В. СЕРГЕЕВ. I š Судно становится я дон» Фото А. Леонтьева. Норвежско-русский словарь В ближайшее аремя выходи г из печати «Норвежско-русский сло­ варь по промысловой ихтиологии», являющийся одним из первых от­ раслевых норвежских словарей, издаваемых в нашей стране. Сло­ варь издается издательством «Советская энциклопедия». Объем око­ ло 7000 слон, 11 печ. листов, цена 40 коп. Автор словаря Е. А. Лука- шоаа широко использовала специальную норвежскую литературу и периодику, а также имела возможность консультироваться (устно и письменно) с норвежскими учеными нз Бергенского института морских исследований рыбного директората. В словаре дано достаточно полное собрание терминов по нхтно логин (названия рыб, их строение, физиология, образ жизни), гидро­ биологии, гидрологии, рыбному и другим видам промысла, акустике. Словарь предназначен для специалистов, научных работников, переводчиков, преподавателей и студентов. Заявки направляйте во адресу: Мурманск, Книповяча, б, ПИНРО, отделу информация. 3. ТАРАСОВА, начальник отдела информации. ■*ч. І 1 карельских З А плечами начальника флотилии Беломорской базы гослова Марка Исаа­ ковича Любовского путь от матроса до капитана дальнего плавания. Кавалер ордена Ле* вина. Заслуженный рыбак КАССР. Награжден многочис­ ленными Почетными грамота­ ми. Экипаж коммунистическо­ го труда СРТ-4461, которым руководил Марк Исаакович, на протяжении десяти лет много раз завоевывал в социалисти­ ческом соревновании первые места среди судов сельдяных флотилий главка «Севрыба». За всем этим кроется высо­ кая организованность, подлин­ ное творчество, умение пове­ сти за собой коллектив, наце­ лить его на большие дела. Да­ же старые капитаны, люди, весьма скупые иа похвалу, ав­ торитетно утверждают, что ка­ питан дальнего плавания Лю- бовскнй — талантливый ры­ бацкий командир. Работая под командованием Марка Исааковича, я всегда поражался его мастерством вести поиск рыбных косяков, способностью все учесть: на­ правление течения, температу­ ру воды, показания самописца эхолота, даж е при весьма сложной промысловой обста­ новке он мог дать обоснован­ ный анализ ве только своих действий, но а просчетов иди успехов других командиров. Мастерству предшествовали годы, проведенные нм в море, а еще раньше — дорога войны, которыми полтора года шел московский школьник Марк Любовскнй. С величайшим риском он до­ бирается в ноябре 1942 года до Сталинграда, где в фронтовом госпитале служил врачом его отец, и с ним прошагал да го­ сударственной границы. Еще не отгремели победные залпы Великой Отечественной, а романтика дальних походов уже позвала комсомольца Мар­ ка Любовского на Дальний Восток, где он становится мат­ росом ледокола «Красин». Пос­ ле разгрома империалистиче­ ской Японии командование ко­ рабля посылает любознатель­ ного моряка в мореходное училище. В 1952 году штурман Любов- екнй приезжает в Мурманск. В двадцать пять лет его назна­ чают капитаном логгера. Кро­ потливо, настойчиво изучает молодо! командир промысло­ вую работу. Экипажу СРТ-4461 первому в Беломорской базе гослова было присвоено звание комму­ нистического труда. Из рейса в рейс коллектив возвращается в порт со значительным перевы­ полнением рейсового задания. Коммунисты базы приняли пе­ редового капитана в свои ря­ ды. Хорошо известен в рыбацкой среде Марк Исаакович и как талантливый воспитатель. Под его влиянием вырос до старше­ го штурмана Александра Кон­ стантинович Евсюков. Перени­ мая у Марка Исааковича бо­ гатый опыт, Александр Кон­ стантинович сейчас уважаемый В базе капитан. Командиры промысловых судов Р. П. Вы- хованец, А. И. Самусев также учились рыбацкому мастерству у флагмана карельских рыба­ ков. Примечателен тот факт, что ученики капитана Любов­ ского не слепо копируют ево* его бывшего наставника, а творчески подходят к вопро­ сам ведения промысла, каж­ дый из них шцет «свою» рыбу. Поучителен опыт прошлой работы Марка Исааковячв с дрифтерным порядком. На каждый район у него всегда готов промысловый планшет, куда он ежедневно заносит данные, говорящие о времени и месте высоких уловов. По ним можно судить о направлении движения косяков сельди. Неоднократные в течение каждой вахты определения места судна, производимые штурманами средствами ра­ дионавигации н астрономиче­ скими методами, дают возмож­ ность выяснить фактически действующее в этом районе течение, что весьма важно при постановке дрифтерного по­ рядка. Во время поиска вах­ тенный помощник не только ведет графическое счисление пути, но одновременно следит за показаниями поисковых при­ боров. При обнаружении про­ мыслового скопления сельди штурман незамедлительно до­ кладывает об этом капитану и занимает его место в рулевой рубке. Марк Исаакович сосре­ дотачивает свое внимание на поисковых приборах. Богатый опыт и хорошее знание их по­ зволяют довольно точно уста­ новить расположение косяка. Что же касается выметки по­ рядка, то, я отличие от других судов, на корме всегда нахо­ дятся подвахтенный Штурман, Который мегафоном сообщает капитану о прохождении у борта сетей. Такая расстановка судоводителей предупрежда­ ет намотку сетей, поводцов н вожака на винт. Во избежание сцепления штурман составляет схему рас­ положения как своего, так и чужих порядков. Эта мера предосторожности исключает потерю промыслового воору­ жения. Марк Исаакович — прият­ ный собеседник. Удивляют по- истине энциклопедические знания литературы, истории. Он в равной мере основательно интересуется вопросами архи­ тектуры и современной музы­ ки. На судне он был первым пропагандистом. При этом уме­ ло преподносил материал, в совершенстве владея языком. Таков руководитель флоти­ лии — организатор я человек. В. ВАБУРО, наш внештат­ ный корреспондент. ggggg j jgg j

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz