Рыбный Мурман. 1969 г. Декабрь.

СДЕЛАНО МН0Г9, ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ С ЕВЕРНЫЙ БАССЕЙН по пра­ ву считается кузницей кадров, и многие работники рыбопро­ мыслового флота и ученые Мур- ' манска трудятся и передают свой бо­ гатый опыт в других бассейнах на­ шей страны. Инициаторами многих славных начинаний являются северяне. В Мурманске зародились и получили широкое распространение такие формы социалистического соревно­ вания, как парно-групповое сорев­ нование, опорно-показательные су­ да, движение за годовой вьтов на БМРТ 100 тысяч центнеров рыбы. ''Мурманские рыбаки — пионеры океанического тралового рыболовст­ ва на больших глубинах. Они первыми стали добывать ат­ лантическую сельдь кошельковыми неводами. В ходе подготовки к ленинскому юбилею родилась новая эффектив­ ная форма социалистического сорев­ нования — объединение усилий мо­ ряков, рыбообработчиков, портови­ ков, судоремонтников по использова­ нию резервов увеличения рыбной продукции. По призыву коллектива Мурман­ ского тралового флота, рыбаки всех бассейнов развернули социалистиче­ ское соревнование за достойную встречу ленинского юбилея, за вы­ полнение пятилетнего плана к 15 де­ кабря 1970 года. У северян накоплен большой опыт и в культурном обслуживании рыба­ ков. В этом мы наглядно убедились, когда в феврале 1968 года в Мурман­ ске проводился Всесоюзный семинар по организации воспитательной и культурно-массовой работы. В Мур­ манске была создана первая в стра­ не объединенная культбаза плавсо­ става. По этому примеру создаются культбазы и в других бассейнах. З а ­ очная средняя школа моряков, ра ­ бота которой сосредоточена на про­ мысле, считается •лучшей в Союзе. Первые морские почтовые операто­ ры появились в Мурманске, впервые в стране при бассейновом учебно- ироизводственном комбинате созда- ' иьі~-круглогодичные курсы флотских киномехаников, .и многое другое за ­ родилось на Севере, что нашло ши­ рокое распространение в других бас­ сейнах страны. Воспитательная и культурно-мас­ совая работа на судах флота стала более целеустремленной. Стало пра­ вилом, что на промысле находятся методисты культбазы, которые ока ­ зывают большую помощь. Система* тически проводятся ленинские чте­ ния, смотры художественной само­ деятельности. Это позволило значи­ тельно улучшить воспитательную работу на судах. Так напркмер, на плавбазе «Полярная звезда» большое внимание уделяется слаженной и дружной работе личного состава. Здесь созданы первый культурно­ методический кабинет культбазы, филиал заочной школы моряков, проводятся теоретические конферен­ ции, выпускаются радиогазеты, ежедневно передаются сводки о хо­ де социалистического соревнования. В этом коллективе устойчивые кад­ ры, на высоком уровне находится трудовая и производственная дис­ циплина. Большое внимание а Северном бассейне уделяется воспитанию мо­ лодежи на революционных и трудо­ вых традициях флота. У профсоюзных и комсомольских организаций Мурманской области у с ­ тановлен хороший контакт. Они про­ водят много совместных мероприя­ тий. Заслуживает одобрения прове­ денный объединенный пленум Ок­ тябрьского райкома комсомола и культбазы плавсостава флотов, об­ судивший Вопрос о культурно-воспи­ тательной работе среди молодых ры ­ баков. На этом пленуме не было по­ становлений с множеством пунктов. Были намечены конкретные меро­ приятия. На флоте дружно, с огромным эн­ тузиазмом работают люди разных ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЦК ПРОФСОЮЗА РАБОЧИХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Е. Ф. ГУГИНОЙ поколений. Опыт старой гвардии, ее знания, помноженные на энергию молодых специалистов, принесли те положительные результаты, о кото­ рых говорилось на пленуме, Это яв­ ляется результатом большой органи­ заторской работы, проводимой глав­ ным бассейновым управлением «Сев- рыба», Архангельским, Карельским и Мурманским обкомами профсою­ за , базовыми комитетами флотов под руководством партийных организа­ ций. Однако было бы неправильным не видеть недостатков. Социалистиче­ ское соревнование еще не полностью используется как мощный фактор в деле воспитания сознательности ры­ баков. Еще немало экипажей, ре­ зультаты работы которых далеки от показателей, достигнутых передовы­ ми судами. Об этом прежде всего Свидетельствует тот факт, что за в месяцев 135 экипажей не выполнили план, недолов по которым составил 858 тысяч центнеров рыбы. Только из-за неудовлетворительного техни­ ческого состояния Севгосрыбфлот- инспекцией было отозвано с промыс­ ла 13 судов, портнадзором до устра­ нения недостатков задержан выход из порта 144 судов. Анализ причин невыполнения пла­ на приводит к выводу, что главное бассейновое управление, обком проф­ союза, управления флотов и базовые комитеты профсоюза, принимая мно­ го решений, еще слабо борются за ИХ претворение. К сожалению, мы должны сегодня констатировать, что даже у инициа- тора Всесоюзного социалистического соревнования рыбаков Мурманского управления тралового флота имеют­ ся серьезные недостатки в организа­ ции соревнования. В ходе проверки было установлено, что суда, стоящие на ремонте более трех месяцев, а также экипажи 22 судов, выполнив­ шие годовые планы, не имели социа­ листических обязательств. Главное управление, профсоюзные организации еще не используют все возможности для закрепления кад­ ров. Из года в гей в главке «Севры­ ба» увеличивается текучесть кад­ ров. Если в 1966 году теку­ честь кадров составила 25,5 процента, в 1967 году — 27,2, а в 1968 году 28,6 процента. На 1 октября 1969 года только по предприятиям рыбной промышленности Мурман­ ской области количество уволенных составило 10.327 человек, из них плавсостава — 6289 человек, при этом 39 процентов составляет число уволенных по собственному жела­ нию. Культурно-просветительные уч-* реждения г. Мурманска — Дворец культуры им. С. М. Кирова, культба- ва проводят большое количество ин­ тересных мероприятий — лекций, докладов, вечеров отдыха, но не ана­ лизируют их результативность. Профсоюзные организации в воспи­ тательной работе еще недостаточно используют общие собрания, товари­ щеские суды, наглядную агитацию, печать, радио. Ослабление дисциплины ,труда сре- ди моряков, особенно текучесть кад­ ров, является такж е и следствием неудовлетворительных жилищно-бы­ товых условий, организации отдыха плавсостава как на промысле, так и на берегу. Можно ли считать нормальным яв­ лением, что задолженность по отгу­ лам и отпускам возрастает и за 9 месяцев текущего года составила 540 тысяч человеко-дней. Эти цифры свидетельствуют О том, что главк, управления флотов этот вопрос пустили на самотек, а профсоюзные комитеты и техниче­ ская инспекция ослабили контроль и мало предъявляют требовательности к руководителям хозяйственных ор­ ганизаций. Как установлено, ряд судов «Сев- рыбы» нарушил рейсовый режим, а ППР «Апатит» Мурманского трало­ вого флота получил даже согласие базового комитета профсоюза на продление срока рейса более чем на два месяца, т. е. продолжительно­ стью 240 суток. Центральный комитет профсоюза считает, что Мурманский обком профсоюза отменит это решение и строго предупредит базовый комитет о недопустимости нарушения режи­ ма рабочего времени и отдыха плав­ состава. Не отработана и встреча судов, возвращающихся с промысла, осо­ бенно по управлению «Мурман- сельдь». Экипажи судов, стоящих на рейде, подолгу не могут попасть на берег. В ночное время из-за отсутст­ вия городского транспорта невоз­ можно добраться домой. Эти вопросы неоднократно поднимались на соб­ раниях, конференциях, в печати. По­ ра уже принять решительные меры по предотвращению подобных ф ак ­ тов. В период ремонта судов часто не ремонтируются камбузы, санитарно­ бытовые помещения и техника, в результате суда выходят с неис­ правными холодильниками, карто­ фелечистками, стиральными и гла­ дильными машинами, танки для пи­ тьевой воды часто не моются, не це­ ментируются и не дезинфицируются. На судах не созданы необходимые условия для починки обуви и одеж­ ды рыбаков. На наш взгляд, было бы целесообразным обеспечить все суда комплектом материалов и инстру­ ментов для срочного ремонта одежды и обуви и выделить ассиг­ нования на строительство в порту прачечной с химической чисткой епецодежды. Не менее важным в жизни рыба­ ков является почтовое обслуживание, однако, в результате недостаточно оперативной связи между отделами эксплуатации флотов и почтовыми отделениями корреспонденция в рай­ оны промысла доставляется с боль­ шим опозданием. Не решен вопрос о регулярном получении почты при стоянке в порту, на рейде и в ремон­ те. Так, в течение двух месяцев не получал почту экипаж плавбазы «Атлантика», стоящей в порту на ремонте, пять месяцев не получал почту экипаж СРТ-4223. Кругосвет­ ное путешествие совершила почта для ВМРТ-422. Корреспонденция уш­ ла из Мурманска на Кубу, совершила ряд морских пересадок и, потеряв адресата, епустя 8 месяцев вернулась в Мурманск. Проблема обеспечения рыбаков жильем до сих пор еще остается Острой. Велика нужда работников бассейна в детских дошкольных уч­ реждениях. Несмотря на это, глав­ ное управление «Севрыба» и его производственные управления из го­ да в год не полностью осваивают вы­ деляемые капиталовложения. Аналогичное положение со строи­ тельством культучрежДеяий и ком­ мунально - бытовых объектов. Недо­ статочен ещё контроль за ходом строительства со стороны профсоюз­ ных организаций. Слабо ведется работа по организа­ ции жилищно-строительных коопе­ ративов и привлечению средств тру­ дящихся, а между тем многие ры ­ баки могли бы внести свои личные сбережения, если бы твердо знали, что для них в определенный срок будет построено жилье. С января этого года правительство увеличило стоимость рационов бес­ платного питания рыбаков, что по­ зволяет лучше организовать общест­ венное питание на судах. Однако здесь много недостатков. До сих пор на судах не имеется плана-меню завтраков, обедов и ужинов, хотя такое примерное меню с учетом раз­ личных условий плавания и произ­ водства было разработано научно- исследовательским институтом еще в 1964 году и за которое главком уплачены большие деньги. В соответствии с таким меню сле­ довало бы делать и подбор продук­ тов. Сейчас этот подбор продуктов производится начпродами не с уче­ том приготовления разнообразной и вкусной пищи, а с учетом удобства транспортировки и хранения. Тем более, что делать это легко, так как- никакого контроля за этим никто не осуществляет. Кстати сказать, та­ кой контроль и осуществлять неко­ му. Ни в производственных, ни в главном управлении нет должности инженера-технолога общественного питания. Мы считаем такое положе­ ние ненормальным. Именно этим объясняются факты , когда некому проследить не только за подбором продуктов и изготовлением вкусной и разнообразной пищи для 30 тысяч моряков «Севрыбы», но и за ремон­ том кухонного оборудования, снаб­ жением, обеспечением горячим пи­ танием экипажей судов во время стоянки в порту. Нельзя признать полностью удов­ летворительным и торговое обслу­ живание рыбаков промтоварами по­ вседневного спроса. Это видно из то­ го, что если продовольственные лав­ ки имеются на 350 судах, то промто­ варные только на 200 судах, хотя установлен ассортиментный мини­ мум яовседневного спроса и обеспе­ чения ими всех промысловых судов. Тысячи рыбаков на судах помога­ ют кооперации организовать торго­ вое обслуживание. Только на судах главного управления «Севрыба» на общественных началах торгуют 550 рыбаков. Однако кооперация ничего не сделала для того, чтобы облегчить доставку и хранение товаров. На­ пример, можно сделать ручные кон­ тейнеры для ассортимента миниму­ ма товаров. По нашему мнению, назрел также вопрос строительства в портах каг мёр хранения. Десятки тысяч рыба­ ков, уходя в длительное плавание,: оставляют свои вещи где придется. Базовым комитетам совместно с про­ изводственными управлениями сле­ довало бы изучить этот вопрос и включить такие камеры в планы строительства. Обсуждение вопроса • состоянии и мерах по улучшению воспитательной работы и культурно- бытового обслуживания на судах флота рыбной промышленности Се­ верного бассейна, естественно, пре­ вратилось в большой разговор в рыбной промышленности всей стра­ ны. Опыт, которым мы здесь обме­ нялись, ценен и поучителен. Высокая сознательность, заинтере­ сованность в общем трудовом успехе характеризует работу многих пере­ довых экипажей флота. Главное сей­ час состоит в том, чтобы патриоти­ ческий подъем работников рыбной промышленности, вызванный подго­ товкой к ленинскому юбилею, умело использовать для увеличения добы* чи рыбы и производства рыбной про­ дукции, повышения производитель* ности труда, лучшего использований промыслового и приемо-транспорт- ного флота, улучшения качеств!) рыбной продукции и снижения её себестоимости. В условиях всенародного трудово­ го подъема только высокие показа­ тели в работе, достойные юбилейно­ го года, могут дать право каж? дой профсоюзной и хозяйственной организации считать, что она вы« полнила поставленные перед ней за» ' дачи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz