Рыбный Мурман. 1969 г. Декабрь.
СДЕЛАНО МН0Г9, ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ БОЛЬШЕ С ЕВЕРНЫЙ БАССЕЙН по пра ву считается кузницей кадров, и многие работники рыбопро мыслового флота и ученые Мур- ' манска трудятся и передают свой бо гатый опыт в других бассейнах на шей страны. Инициаторами многих славных начинаний являются северяне. В Мурманске зародились и получили широкое распространение такие формы социалистического соревно вания, как парно-групповое сорев нование, опорно-показательные су да, движение за годовой вьтов на БМРТ 100 тысяч центнеров рыбы. ''Мурманские рыбаки — пионеры океанического тралового рыболовст ва на больших глубинах. Они первыми стали добывать ат лантическую сельдь кошельковыми неводами. В ходе подготовки к ленинскому юбилею родилась новая эффектив ная форма социалистического сорев нования — объединение усилий мо ряков, рыбообработчиков, портови ков, судоремонтников по использова нию резервов увеличения рыбной продукции. По призыву коллектива Мурман ского тралового флота, рыбаки всех бассейнов развернули социалистиче ское соревнование за достойную встречу ленинского юбилея, за вы полнение пятилетнего плана к 15 де кабря 1970 года. У северян накоплен большой опыт и в культурном обслуживании рыба ков. В этом мы наглядно убедились, когда в феврале 1968 года в Мурман ске проводился Всесоюзный семинар по организации воспитательной и культурно-массовой работы. В Мур манске была создана первая в стра не объединенная культбаза плавсо става. По этому примеру создаются культбазы и в других бассейнах. З а очная средняя школа моряков, ра бота которой сосредоточена на про мысле, считается •лучшей в Союзе. Первые морские почтовые операто ры появились в Мурманске, впервые в стране при бассейновом учебно- ироизводственном комбинате созда- ' иьі~-круглогодичные курсы флотских киномехаников, .и многое другое за родилось на Севере, что нашло ши рокое распространение в других бас сейнах страны. Воспитательная и культурно-мас совая работа на судах флота стала более целеустремленной. Стало пра вилом, что на промысле находятся методисты культбазы, которые ока зывают большую помощь. Система* тически проводятся ленинские чте ния, смотры художественной само деятельности. Это позволило значи тельно улучшить воспитательную работу на судах. Так напркмер, на плавбазе «Полярная звезда» большое внимание уделяется слаженной и дружной работе личного состава. Здесь созданы первый культурно методический кабинет культбазы, филиал заочной школы моряков, проводятся теоретические конферен ции, выпускаются радиогазеты, ежедневно передаются сводки о хо де социалистического соревнования. В этом коллективе устойчивые кад ры, на высоком уровне находится трудовая и производственная дис циплина. Большое внимание а Северном бассейне уделяется воспитанию мо лодежи на революционных и трудо вых традициях флота. У профсоюзных и комсомольских организаций Мурманской области у с тановлен хороший контакт. Они про водят много совместных мероприя тий. Заслуживает одобрения прове денный объединенный пленум Ок тябрьского райкома комсомола и культбазы плавсостава флотов, об судивший Вопрос о культурно-воспи тательной работе среди молодых ры баков. На этом пленуме не было по становлений с множеством пунктов. Были намечены конкретные меро приятия. На флоте дружно, с огромным эн тузиазмом работают люди разных ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЦК ПРОФСОЮЗА РАБОЧИХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Е. Ф. ГУГИНОЙ поколений. Опыт старой гвардии, ее знания, помноженные на энергию молодых специалистов, принесли те положительные результаты, о кото рых говорилось на пленуме, Это яв ляется результатом большой органи заторской работы, проводимой глав ным бассейновым управлением «Сев- рыба», Архангельским, Карельским и Мурманским обкомами профсою за , базовыми комитетами флотов под руководством партийных организа ций. Однако было бы неправильным не видеть недостатков. Социалистиче ское соревнование еще не полностью используется как мощный фактор в деле воспитания сознательности ры баков. Еще немало экипажей, ре зультаты работы которых далеки от показателей, достигнутых передовы ми судами. Об этом прежде всего Свидетельствует тот факт, что за в месяцев 135 экипажей не выполнили план, недолов по которым составил 858 тысяч центнеров рыбы. Только из-за неудовлетворительного техни ческого состояния Севгосрыбфлот- инспекцией было отозвано с промыс ла 13 судов, портнадзором до устра нения недостатков задержан выход из порта 144 судов. Анализ причин невыполнения пла на приводит к выводу, что главное бассейновое управление, обком проф союза, управления флотов и базовые комитеты профсоюза, принимая мно го решений, еще слабо борются за ИХ претворение. К сожалению, мы должны сегодня констатировать, что даже у инициа- тора Всесоюзного социалистического соревнования рыбаков Мурманского управления тралового флота имеют ся серьезные недостатки в организа ции соревнования. В ходе проверки было установлено, что суда, стоящие на ремонте более трех месяцев, а также экипажи 22 судов, выполнив шие годовые планы, не имели социа листических обязательств. Главное управление, профсоюзные организации еще не используют все возможности для закрепления кад ров. Из года в гей в главке «Севры ба» увеличивается текучесть кад ров. Если в 1966 году теку честь кадров составила 25,5 процента, в 1967 году — 27,2, а в 1968 году 28,6 процента. На 1 октября 1969 года только по предприятиям рыбной промышленности Мурман ской области количество уволенных составило 10.327 человек, из них плавсостава — 6289 человек, при этом 39 процентов составляет число уволенных по собственному жела нию. Культурно-просветительные уч-* реждения г. Мурманска — Дворец культуры им. С. М. Кирова, культба- ва проводят большое количество ин тересных мероприятий — лекций, докладов, вечеров отдыха, но не ана лизируют их результативность. Профсоюзные организации в воспи тательной работе еще недостаточно используют общие собрания, товари щеские суды, наглядную агитацию, печать, радио. Ослабление дисциплины ,труда сре- ди моряков, особенно текучесть кад ров, является такж е и следствием неудовлетворительных жилищно-бы товых условий, организации отдыха плавсостава как на промысле, так и на берегу. Можно ли считать нормальным яв лением, что задолженность по отгу лам и отпускам возрастает и за 9 месяцев текущего года составила 540 тысяч человеко-дней. Эти цифры свидетельствуют О том, что главк, управления флотов этот вопрос пустили на самотек, а профсоюзные комитеты и техниче ская инспекция ослабили контроль и мало предъявляют требовательности к руководителям хозяйственных ор ганизаций. Как установлено, ряд судов «Сев- рыбы» нарушил рейсовый режим, а ППР «Апатит» Мурманского трало вого флота получил даже согласие базового комитета профсоюза на продление срока рейса более чем на два месяца, т. е. продолжительно стью 240 суток. Центральный комитет профсоюза считает, что Мурманский обком профсоюза отменит это решение и строго предупредит базовый комитет о недопустимости нарушения режи ма рабочего времени и отдыха плав состава. Не отработана и встреча судов, возвращающихся с промысла, осо бенно по управлению «Мурман- сельдь». Экипажи судов, стоящих на рейде, подолгу не могут попасть на берег. В ночное время из-за отсутст вия городского транспорта невоз можно добраться домой. Эти вопросы неоднократно поднимались на соб раниях, конференциях, в печати. По ра уже принять решительные меры по предотвращению подобных ф ак тов. В период ремонта судов часто не ремонтируются камбузы, санитарно бытовые помещения и техника, в результате суда выходят с неис правными холодильниками, карто фелечистками, стиральными и гла дильными машинами, танки для пи тьевой воды часто не моются, не це ментируются и не дезинфицируются. На судах не созданы необходимые условия для починки обуви и одеж ды рыбаков. На наш взгляд, было бы целесообразным обеспечить все суда комплектом материалов и инстру ментов для срочного ремонта одежды и обуви и выделить ассиг нования на строительство в порту прачечной с химической чисткой епецодежды. Не менее важным в жизни рыба ков является почтовое обслуживание, однако, в результате недостаточно оперативной связи между отделами эксплуатации флотов и почтовыми отделениями корреспонденция в рай оны промысла доставляется с боль шим опозданием. Не решен вопрос о регулярном получении почты при стоянке в порту, на рейде и в ремон те. Так, в течение двух месяцев не получал почту экипаж плавбазы «Атлантика», стоящей в порту на ремонте, пять месяцев не получал почту экипаж СРТ-4223. Кругосвет ное путешествие совершила почта для ВМРТ-422. Корреспонденция уш ла из Мурманска на Кубу, совершила ряд морских пересадок и, потеряв адресата, епустя 8 месяцев вернулась в Мурманск. Проблема обеспечения рыбаков жильем до сих пор еще остается Острой. Велика нужда работников бассейна в детских дошкольных уч реждениях. Несмотря на это, глав ное управление «Севрыба» и его производственные управления из го да в год не полностью осваивают вы деляемые капиталовложения. Аналогичное положение со строи тельством культучрежДеяий и ком мунально - бытовых объектов. Недо статочен ещё контроль за ходом строительства со стороны профсоюз ных организаций. Слабо ведется работа по организа ции жилищно-строительных коопе ративов и привлечению средств тру дящихся, а между тем многие ры баки могли бы внести свои личные сбережения, если бы твердо знали, что для них в определенный срок будет построено жилье. С января этого года правительство увеличило стоимость рационов бес платного питания рыбаков, что по зволяет лучше организовать общест венное питание на судах. Однако здесь много недостатков. До сих пор на судах не имеется плана-меню завтраков, обедов и ужинов, хотя такое примерное меню с учетом раз личных условий плавания и произ водства было разработано научно- исследовательским институтом еще в 1964 году и за которое главком уплачены большие деньги. В соответствии с таким меню сле довало бы делать и подбор продук тов. Сейчас этот подбор продуктов производится начпродами не с уче том приготовления разнообразной и вкусной пищи, а с учетом удобства транспортировки и хранения. Тем более, что делать это легко, так как- никакого контроля за этим никто не осуществляет. Кстати сказать, та кой контроль и осуществлять неко му. Ни в производственных, ни в главном управлении нет должности инженера-технолога общественного питания. Мы считаем такое положе ние ненормальным. Именно этим объясняются факты , когда некому проследить не только за подбором продуктов и изготовлением вкусной и разнообразной пищи для 30 тысяч моряков «Севрыбы», но и за ремон том кухонного оборудования, снаб жением, обеспечением горячим пи танием экипажей судов во время стоянки в порту. Нельзя признать полностью удов летворительным и торговое обслу живание рыбаков промтоварами по вседневного спроса. Это видно из то го, что если продовольственные лав ки имеются на 350 судах, то промто варные только на 200 судах, хотя установлен ассортиментный мини мум яовседневного спроса и обеспе чения ими всех промысловых судов. Тысячи рыбаков на судах помога ют кооперации организовать торго вое обслуживание. Только на судах главного управления «Севрыба» на общественных началах торгуют 550 рыбаков. Однако кооперация ничего не сделала для того, чтобы облегчить доставку и хранение товаров. На пример, можно сделать ручные кон тейнеры для ассортимента миниму ма товаров. По нашему мнению, назрел также вопрос строительства в портах каг мёр хранения. Десятки тысяч рыба ков, уходя в длительное плавание,: оставляют свои вещи где придется. Базовым комитетам совместно с про изводственными управлениями сле довало бы изучить этот вопрос и включить такие камеры в планы строительства. Обсуждение вопроса • состоянии и мерах по улучшению воспитательной работы и культурно- бытового обслуживания на судах флота рыбной промышленности Се верного бассейна, естественно, пре вратилось в большой разговор в рыбной промышленности всей стра ны. Опыт, которым мы здесь обме нялись, ценен и поучителен. Высокая сознательность, заинтере сованность в общем трудовом успехе характеризует работу многих пере довых экипажей флота. Главное сей час состоит в том, чтобы патриоти ческий подъем работников рыбной промышленности, вызванный подго товкой к ленинскому юбилею, умело использовать для увеличения добы* чи рыбы и производства рыбной про дукции, повышения производитель* ности труда, лучшего использований промыслового и приемо-транспорт- ного флота, улучшения качеств!) рыбной продукции и снижения её себестоимости. В условиях всенародного трудово го подъема только высокие показа тели в работе, достойные юбилейно го года, могут дать право каж? дой профсоюзной и хозяйственной организации считать, что она вы« полнила поставленные перед ней за» ' дачи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz