Рыбный Мурман. 1969 г. Декабрь.
III. ЭНЕРГИЯ И ЖЕЛАНИЕ КАЖДОГО П ЕРЕД выходом в ми нувшее плавание пе ред командным соста вом большого морозильного траулера «Николай Остров ский)), в том числе и перед мастерами по обработке рыбы, стал вопрос о расстановке лю- ^дей по участкам. Когда мы об суждали, кто па что способен, и спросили, кто пойдет на глазуровку, рыбообработчики ответили молчанием. Оказа лось, что 70 процентов соста ва не знают, о чем идет речь в что такое глазуровка. Отсю да вытекала и первейшая за дача: надо было срочно учить людей. При подходе к району про мысла получаем радиограмму, в которой сообщалось о новом вадании на рейс. Нам следо вало идти на облов полярной треоочки. И опять казус: мно гие моряки не знали, что это за рыба. А, между тем, к ка честву продукции, вырабаты ваемой из полярной тресочкл, предъявлялись строгие требо вания. Во-первых, раамер ры бы, согласно ГОСТу, не дол жен быть менее 15 сантимет ров, иначе она пойдет для вы работки кормовой рыбной му ки. Мастера смен уделили боль шое внимание сортировке по лярной тресочки. Контроль ус* тановили двойной.* поначалу рассортировывали полярную тресочку в рыбном ящике, а затем повторно — перед ук ладкой в противни. Понятно, ото требовало много времени и энергии. В первый день вы работка составила всего 13 тонн. Администрация судна ре шила провести производствен ное собрание с целью выявить резервы увеличения выпуска продукции отличного качест ва. Разъяснили морякам тех нологию обработки, тут жѳ подумали, как лучше расста вить людей по рабочим мес там. Сошлись на таком вари анте. Выловленную рыбу (подъемы старались иметь примерно 7—8 тонн) ссыпали в бункер на фабрике и з па лубные рыбные ящики. При втом старались, чтобы поляр Р а с с к а з ыв ают моряки ч __ БМРТ «И. Островский» ШНШНШШШШНШ! ная тресочка была свежая. По моему предложению капитан Ю. Н. Дунаев отдал распоря жение штурманам делать ко роткие траления. Этим дости галось то, что рыба в трале ие мялась и не залеживалась в судовых емкостях. В сортировке рыбы участ вовали все. Палубная коман да в свободное от работ с тра лом время становилась за ры- бодел одного из бортов на па лубе. Расфасовщики занима лись здесь же, за вторым ры- боделом, а часть их у бункера в помещении рыбной фабри ки. Здесь же были отведены места и для подвахты, а не сколько рыбообработчиков трудились за лотком, куда по ступала рассортированная ры ба более 15 сантиметров. Ее укладывали в противни и за тем в тележки для заморозки. При такой расстановке лю дей мы резко увеличили вы пуск мороженой продукции, который в дальнейшем сос тавлял 40—45 тонн в сутки. Кромо того, теперь соблюда лись и нормы по качеству, оп ределенные 98 процентами. Этому способствовало и боль шое внимание, которое про являли командиры производ ства, члены поста народного контроля. Так, в ночное время мы проводили проверку бри кетов замороженной рыбы. И если обнаруживали хотя бы одну рыбину менее 15 сан тиметров, на месте сразу же принимали меры, доводили до «ведения сортировщиков, что нельзя допускать нарушения установленных стандартов. Вместе с тем продолжали и обучение моряков приемам обработки рыбы. В начале рейса, например, у нас поч ти пе было глазуровщиков, потом эту профессию освоили А. Н. Мезенцев, В. В. Ведер ников, А. И. Гавва и другие матросы, которые сами про сили, чтобы их ставили на разные участки с целью овла дения смежными профессия ми. Вообще в обеих сменах, возглавляемых коммунистом А. М. Рогачевым и членом ВЛКСМ Н. В. Тпмошковой, молодые моряки резко повы шали квалификацию. Это ка сается периода нашей работы, когда ловили полярную тре сочку. В последние 25 суток рейса по распоряжению из порта Мы перешли на промысел трески. С ее разделкой молодые мо ряки также не были знакомы. Подходит ко мне мастер Ти- мошкова и говорит: — У меня на смене всего два опытных шкерщика. Что будем делать, если рыба за- лопится хорошо, ведь мои мо ряки не знают шкерки? Естественно, я успокаивал ее тем, что снова будем учить людей и раньше времени нѳ надо огорчаться. Тем более, как показало прошедшее вре мя, все можно сделать при желании и настойчивости. Снова взялись за обучение моряков, хотя пока и теоре тическое. А с началом про мысла и на рабочих местах показывали приемы обработ» ки трески. В результате уже через сутки темп шкерки по высился. И даже больше то го, рыбообработчики просили больше рыбы. Такой настрой радовал. Также преодолевали труд ности и при облове палтуса, который требовал особой раз делки. И снова экипаж с че стью справился со своей за дачей. Рейсовое задание вы полнено на 140 процентов, вы полнено годовое социалисти ческое обязательство . Заслу га в этом в первую очередь наших опытных моряков, пе редававших в течение всего рейса спои знания и павыки молодым. Среди нп\ следует назвать Н. В, Тарасова, мас тера по обработке Рогачева, В конце рейса не уступали им и новички: Анджапаридзе, Иванаускас, Гончарук, кур санты Бельчиков, Касаткин, Филатов и многие другие. Также следует отметить добросовестную работу маши ниста рыбомучной установки тов. Зотова. Несмотря на то, что из полярной тресочкп на все* судах рыбная мука не полу чалась, а мы с большим тру дом выпустили из первых двух барабанов, в дальней шем полностью освоили тех нологию. На нас стали рав няться другие коллективы, просили ©вменяться опытом. Мы им оказывали всяческуХ) помощь. Одним словом, маши нисты РМУ заслуживают вс»* ческой похвалы. А. КУЛИЕВ, технолог БМРТ «Н. Островский», ЭКЗАМЕН НА ЗРЕЛОСТЬ Н ЕЛЕГКО было в минувшем рейсе морякам палубной команды ВМРТ-254. В составе ее было много молодых ребят, впервые идущих в море. Вопрос с обучением их усложняло еще то, что в район промысла траулер шел всего ®рое суток. Но и за это время тралмейстерскому составу уда лось сделать многое. Подготовили к промыслу промвеоруже- ние. Провели с молодежью несколько теоретических занятий, -«я- которых изучали принцип работы с тралом, его устрой ство, технику безопасности в обращении с ним. Особенно напряженными для моряков палубной команды были первые сутки промысла. Работали на полярной тресочке. Рыба ловилась хорошо. Но молодежь еще не укладывалась в нормативы по спуску м подъему трала, тем самым эффектив ность работы снижалась. Много пришлось потрудиться тралмейстеру Григорию Пет ровичу Губарю, чтобы наладить четкую работу производствен» ных вахт палубы. Обучал он ребят на рабочих местах, выпол нял вместе с ними одну и ту же операцию. Сложно было еще и то, что один из помощников, Валерий Юргин, достаточ ного опыта в работе не имел. Подготовлен теоретически был отлично, окончил Калининградский институт рыбной промыш ленности, но вахтой руководил впервые, многих организацион ных вопросов не энал. Правда, после рейса тралмейстер был очень доволен Вале рием. Освоился он на палубе быстро, руководство своей вах той впоследствии осуществлял неплохо. На вахте мастера по добыче Ивана Салтыкова дела обстоя» ли лучше. Промысловый опыт у него богатый, организацию работы знает досконально. Сам Салтыков в работу вкладывал всю душу и требовал это от других. Не случайно его вахта по лучила переходящий вымпел за победу в социалистическом со ревновании. Интенсивная работа на полярной тресочке многое дала мо лодым морякам. При постоянной поддержке старшего масте ра по добыче сумели они выдержать первый серьезный экза мен на рыбацкое мастерство. В дальнейшем работая в район? Шпицбергена на облове трески и в районе Копытовской банки на палтусе, палубная команда показывала образцы труда, ра ботала много и упорно, что и позволило траулеру иметь такие высокие производственные показатели. Очень важный фактор в работе ребят с палубы — боль шая экономия промвооружения: за первую половину рейса сэкономили промвооружения столько, что вторую половину ра ботали полностью на сэкономленных материалах. С теплотой отзывался тралмейстер о работе таких моряков^ как Владимир Ембулаев, Вячеслав Бабайтис, старожил судна Виталий Ляшенко, Владимир Казанцев. Большую помощь оказывала палубная команда и вахтам рыбообработчиков. Во время больших уловов в период, когда трал был за бортом, моряки становились за рыбоделы и уби рали рыбу. И здесь они старались поддержать высокий темп. В. КУБАНСКИЙ, Н АКОНЕЦ пришла та долгожданная минута, когда Швартовые концы бро шены на кнехты, и судно, словно стоско вавшийся по матери ребенок, осторожно Коснулось бортом при чала. Что-то кричала толпа встречающих, что-то бросали в от вет е борта судна, но только, по-моему, сло ва не достигали ни тех, лентинович Тарасов оставался нести вахту. Жена к нему не при шла: на дворе мороз и ветер, с ребятишками в такую пору отправ ляться в порт, пожа луй, ни к чему. Жены моряков умеют лю бить и ждать до по следней минуты. А матроса Тарасова ждут вот уже шестнадцать лет *— именно столько он отдал морю. Вот М о р е л ю б и т с и л ь ных ни других. Шварто вался БМРТ «Николай Островский» на боль шой воде, & с запада Злыми порывами дул Ветер. Но вот оконче на швартовка, спущен трап, моряки попада ют в объятия жен, ре бятишек, друзей. Воз вращение домой. Что есть радостнее для ры бака! ...Он вошел в кают- компанию осторожно, старался не следить полуболотными сапо гами. Одет в рабочий Костюм: Николай Ва- почему траловый флот для него родной. И еще здесь он вырос как специалист, чело век и йоммунист. По сухопутной спе циальности Николай Валентинович маши нист паровоза. Это во многом и определило первую его флотскую специальность: коче гаром он начинал путь в море на РТ-154 «Ржев». Работал от лично. Об этом свиде тельствуют Почетные грамоты. Потом пла вал на больших судах, уже в должности стар шего машиниста. Это такие суда, как БМРТ 253 и 239, трудил ся на «Ван Дейке». И опять труд — с пол-' ной отдачей сил, с ак тивным участием в социалистическом со ревновании. Добился звания ударника ком мунистического труда. А потом подкачало здоровье. Запретили Николаю Валентино вичу работать в ма шинном отделении, а если говорить прямо, на медицинской ко- IS миссии стоял вопреки будет ли вообще хо дить Тарасов в море. Море любит силь ных. Коммунист Тара сов, осилив болезнь, стал м а т р о с о м на БМРТ-254 «Николай Островский». Сначала было трудно. Сегодня он один из лучших шкерщиков. Имя ком муниста Николая Ва лентиновича Тарасова в каждом рейсе зано сится на судовую Дос ку почета. Фото С. Данилова, І Ш Ш Ш І І Ш Ш І І І І І Ш Ш Ш І І Ш Ш Ш Ш І Ш Ш І Ш Ш І Ш ! О т е х , к т о п о в я л победу з сор ев гов адля
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz