Рыбный Мурман. 1969 г. Декабрь.

III. ЭНЕРГИЯ И ЖЕЛАНИЕ КАЖДОГО П ЕРЕД выходом в ми­ нувшее плавание пе­ ред командным соста­ вом большого морозильного траулера «Николай Остров­ ский)), в том числе и перед мастерами по обработке рыбы, стал вопрос о расстановке лю- ^дей по участкам. Когда мы об­ суждали, кто па что способен, и спросили, кто пойдет на глазуровку, рыбообработчики ответили молчанием. Оказа­ лось, что 70 процентов соста­ ва не знают, о чем идет речь в что такое глазуровка. Отсю­ да вытекала и первейшая за­ дача: надо было срочно учить людей. При подходе к району про­ мысла получаем радиограмму, в которой сообщалось о новом вадании на рейс. Нам следо­ вало идти на облов полярной треоочки. И опять казус: мно­ гие моряки не знали, что это за рыба. А, между тем, к ка­ честву продукции, вырабаты­ ваемой из полярной тресочкл, предъявлялись строгие требо­ вания. Во-первых, раамер ры­ бы, согласно ГОСТу, не дол­ жен быть менее 15 сантимет­ ров, иначе она пойдет для вы­ работки кормовой рыбной му­ ки. Мастера смен уделили боль­ шое внимание сортировке по­ лярной тресочки. Контроль ус* тановили двойной.* поначалу рассортировывали полярную тресочку в рыбном ящике, а затем повторно — перед ук­ ладкой в противни. Понятно, ото требовало много времени и энергии. В первый день вы­ работка составила всего 13 тонн. Администрация судна ре­ шила провести производствен­ ное собрание с целью выявить резервы увеличения выпуска продукции отличного качест­ ва. Разъяснили морякам тех­ нологию обработки, тут жѳ подумали, как лучше расста­ вить людей по рабочим мес­ там. Сошлись на таком вари­ анте. Выловленную рыбу (подъемы старались иметь примерно 7—8 тонн) ссыпали в бункер на фабрике и з па­ лубные рыбные ящики. При втом старались, чтобы поляр­ Р а с с к а з ыв ают моряки ч __ БМРТ «И. Островский» ШНШНШШШШНШ! ная тресочка была свежая. По моему предложению капитан Ю. Н. Дунаев отдал распоря­ жение штурманам делать ко­ роткие траления. Этим дости­ галось то, что рыба в трале ие мялась и не залеживалась в судовых емкостях. В сортировке рыбы участ­ вовали все. Палубная коман­ да в свободное от работ с тра­ лом время становилась за ры- бодел одного из бортов на па­ лубе. Расфасовщики занима­ лись здесь же, за вторым ры- боделом, а часть их у бункера в помещении рыбной фабри­ ки. Здесь же были отведены места и для подвахты, а не­ сколько рыбообработчиков трудились за лотком, куда по­ ступала рассортированная ры­ ба более 15 сантиметров. Ее укладывали в противни и за­ тем в тележки для заморозки. При такой расстановке лю­ дей мы резко увеличили вы­ пуск мороженой продукции, который в дальнейшем сос­ тавлял 40—45 тонн в сутки. Кромо того, теперь соблюда­ лись и нормы по качеству, оп­ ределенные 98 процентами. Этому способствовало и боль­ шое внимание, которое про­ являли командиры производ­ ства, члены поста народного контроля. Так, в ночное время мы проводили проверку бри­ кетов замороженной рыбы. И если обнаруживали хотя бы одну рыбину менее 15 сан­ тиметров, на месте сразу же принимали меры, доводили до «ведения сортировщиков, что нельзя допускать нарушения установленных стандартов. Вместе с тем продолжали и обучение моряков приемам обработки рыбы. В начале рейса, например, у нас поч­ ти пе было глазуровщиков, потом эту профессию освоили А. Н. Мезенцев, В. В. Ведер­ ников, А. И. Гавва и другие матросы, которые сами про­ сили, чтобы их ставили на разные участки с целью овла­ дения смежными профессия­ ми. Вообще в обеих сменах, возглавляемых коммунистом А. М. Рогачевым и членом ВЛКСМ Н. В. Тпмошковой, молодые моряки резко повы­ шали квалификацию. Это ка­ сается периода нашей работы, когда ловили полярную тре­ сочку. В последние 25 суток рейса по распоряжению из порта Мы перешли на промысел трески. С ее разделкой молодые мо­ ряки также не были знакомы. Подходит ко мне мастер Ти- мошкова и говорит: — У меня на смене всего два опытных шкерщика. Что будем делать, если рыба за- лопится хорошо, ведь мои мо­ ряки не знают шкерки? Естественно, я успокаивал ее тем, что снова будем учить людей и раньше времени нѳ надо огорчаться. Тем более, как показало прошедшее вре­ мя, все можно сделать при желании и настойчивости. Снова взялись за обучение моряков, хотя пока и теоре­ тическое. А с началом про­ мысла и на рабочих местах показывали приемы обработ» ки трески. В результате уже через сутки темп шкерки по­ высился. И даже больше то­ го, рыбообработчики просили больше рыбы. Такой настрой радовал. Также преодолевали труд­ ности и при облове палтуса, который требовал особой раз­ делки. И снова экипаж с че­ стью справился со своей за­ дачей. Рейсовое задание вы­ полнено на 140 процентов, вы­ полнено годовое социалисти­ ческое обязательство . Заслу­ га в этом в первую очередь наших опытных моряков, пе­ редававших в течение всего рейса спои знания и павыки молодым. Среди нп\ следует назвать Н. В, Тарасова, мас­ тера по обработке Рогачева, В конце рейса не уступали им и новички: Анджапаридзе, Иванаускас, Гончарук, кур­ санты Бельчиков, Касаткин, Филатов и многие другие. Также следует отметить добросовестную работу маши­ ниста рыбомучной установки тов. Зотова. Несмотря на то, что из полярной тресочкп на все* судах рыбная мука не полу­ чалась, а мы с большим тру­ дом выпустили из первых двух барабанов, в дальней­ шем полностью освоили тех­ нологию. На нас стали рав­ няться другие коллективы, просили ©вменяться опытом. Мы им оказывали всяческуХ) помощь. Одним словом, маши­ нисты РМУ заслуживают вс»* ческой похвалы. А. КУЛИЕВ, технолог БМРТ «Н. Островский», ЭКЗАМЕН НА ЗРЕЛОСТЬ Н ЕЛЕГКО было в минувшем рейсе морякам палубной команды ВМРТ-254. В составе ее было много молодых ребят, впервые идущих в море. Вопрос с обучением их усложняло еще то, что в район промысла траулер шел всего ®рое суток. Но и за это время тралмейстерскому составу уда­ лось сделать многое. Подготовили к промыслу промвеоруже- ние. Провели с молодежью несколько теоретических занятий, -«я- которых изучали принцип работы с тралом, его устрой­ ство, технику безопасности в обращении с ним. Особенно напряженными для моряков палубной команды были первые сутки промысла. Работали на полярной тресочке. Рыба ловилась хорошо. Но молодежь еще не укладывалась в нормативы по спуску м подъему трала, тем самым эффектив­ ность работы снижалась. Много пришлось потрудиться тралмейстеру Григорию Пет­ ровичу Губарю, чтобы наладить четкую работу производствен» ных вахт палубы. Обучал он ребят на рабочих местах, выпол­ нял вместе с ними одну и ту же операцию. Сложно было еще и то, что один из помощников, Валерий Юргин, достаточ­ ного опыта в работе не имел. Подготовлен теоретически был отлично, окончил Калининградский институт рыбной промыш­ ленности, но вахтой руководил впервые, многих организацион­ ных вопросов не энал. Правда, после рейса тралмейстер был очень доволен Вале­ рием. Освоился он на палубе быстро, руководство своей вах­ той впоследствии осуществлял неплохо. На вахте мастера по добыче Ивана Салтыкова дела обстоя» ли лучше. Промысловый опыт у него богатый, организацию работы знает досконально. Сам Салтыков в работу вкладывал всю душу и требовал это от других. Не случайно его вахта по­ лучила переходящий вымпел за победу в социалистическом со­ ревновании. Интенсивная работа на полярной тресочке многое дала мо­ лодым морякам. При постоянной поддержке старшего масте­ ра по добыче сумели они выдержать первый серьезный экза­ мен на рыбацкое мастерство. В дальнейшем работая в район? Шпицбергена на облове трески и в районе Копытовской банки на палтусе, палубная команда показывала образцы труда, ра­ ботала много и упорно, что и позволило траулеру иметь такие высокие производственные показатели. Очень важный фактор в работе ребят с палубы — боль­ шая экономия промвооружения: за первую половину рейса сэкономили промвооружения столько, что вторую половину ра­ ботали полностью на сэкономленных материалах. С теплотой отзывался тралмейстер о работе таких моряков^ как Владимир Ембулаев, Вячеслав Бабайтис, старожил судна Виталий Ляшенко, Владимир Казанцев. Большую помощь оказывала палубная команда и вахтам рыбообработчиков. Во время больших уловов в период, когда трал был за бортом, моряки становились за рыбоделы и уби­ рали рыбу. И здесь они старались поддержать высокий темп. В. КУБАНСКИЙ, Н АКОНЕЦ пришла та долгожданная минута, когда Швартовые концы бро­ шены на кнехты, и судно, словно стоско­ вавшийся по матери ребенок, осторожно Коснулось бортом при­ чала. Что-то кричала толпа встречающих, что-то бросали в от­ вет е борта судна, но только, по-моему, сло­ ва не достигали ни тех, лентинович Тарасов оставался нести вахту. Жена к нему не при­ шла: на дворе мороз и ветер, с ребятишками в такую пору отправ­ ляться в порт, пожа­ луй, ни к чему. Жены моряков умеют лю­ бить и ждать до по­ следней минуты. А матроса Тарасова ждут вот уже шестнадцать лет *— именно столько он отдал морю. Вот М о р е л ю б и т с и л ь ных ни других. Шварто­ вался БМРТ «Николай Островский» на боль­ шой воде, & с запада Злыми порывами дул Ветер. Но вот оконче­ на швартовка, спущен трап, моряки попада­ ют в объятия жен, ре­ бятишек, друзей. Воз­ вращение домой. Что есть радостнее для ры ­ бака! ...Он вошел в кают- компанию осторожно, старался не следить полуболотными сапо­ гами. Одет в рабочий Костюм: Николай Ва- почему траловый флот для него родной. И еще здесь он вырос как специалист, чело­ век и йоммунист. По сухопутной спе­ циальности Николай Валентинович маши­ нист паровоза. Это во многом и определило первую его флотскую специальность: коче­ гаром он начинал путь в море на РТ-154 «Ржев». Работал от­ лично. Об этом свиде­ тельствуют Почетные грамоты. Потом пла­ вал на больших судах, уже в должности стар­ шего машиниста. Это такие суда, как БМРТ 253 и 239, трудил­ ся на «Ван Дейке». И опять труд — с пол-' ной отдачей сил, с ак­ тивным участием в социалистическом со­ ревновании. Добился звания ударника ком­ мунистического труда. А потом подкачало здоровье. Запретили Николаю Валентино­ вичу работать в ма­ шинном отделении, а если говорить прямо, на медицинской ко- IS миссии стоял вопреки будет ли вообще хо­ дить Тарасов в море. Море любит силь­ ных. Коммунист Тара­ сов, осилив болезнь, стал м а т р о с о м на БМРТ-254 «Николай Островский». Сначала было трудно. Сегодня он один из лучших шкерщиков. Имя ком­ муниста Николая Ва­ лентиновича Тарасова в каждом рейсе зано­ сится на судовую Дос­ ку почета. Фото С. Данилова, І Ш Ш Ш І І Ш Ш І І І І І Ш Ш Ш І І Ш Ш Ш Ш І Ш Ш І Ш Ш І Ш ! О т е х , к т о п о в я л победу з сор ев гов адля

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz