Рыбный Мурман. 1969 г. Декабрь.

П Р О Л И В - « Н А С О С» В проливе Невельского, отделяющем остров Сахалин от мате* рика, каждые шесть часов прилив сменяется отливом, В резуль­ тате, то топлая вода из Татарского пролива приходит в Охотское поре, то холодная вода Охотского моря устремляется в Татарский еролив. Если в проливе Невельского устроить дамбу с широкими Воротами, открывающимися в сторону Охотского моря, т® теплая •ода из Татарского пролива будет сама «перекачиваться» в Охот- екое море и пойдет только в одном направлении — на север. Охотское море начнет постепенно прогреваться: улучшится кли- ш>т всего Дальневосточного побережья, вместо тундры и заболв- ченной тайги появятся прекрасные леса, фруктовые сады и паст­ бища; жителя южной части Сахалина я северных японских остро­ вов забудут снег. ПОСЛЕДНЯЯ ЗИМОВКА БЕРИНГА восстановлена графически участниками экспедиции Камчатского Отделения Всероссийского общества по охране памятшіков куль- бури и история. Создана схема, воспроизводящая картину иослед- *ѳг« пристанища русской экспедиции, открывшей путь иа России • Америку. Документ запечатлел местонахождение аемлянок, в Которых жили моряки, склад с имуществом разбитого корабля, Г частки, где извлекали смолу из пеньковых канатов для нового удна, на котор< ♦ем достигли берегов Камчатки. Немало экспедиций побывало а бухте, где разбился пакетбот «Святой Петр». Об этом свидетельствуют памятники, установлен- вы е в честь русских смельчаков. Многочисленные находки попоя- ■ил* музеи Камчатки. Командоров* родины Беринга — Даі і ом оставшиеся в живых участники экспедиции за- э к р а н е ВОТ ЭТО 'БИЛЬЯРДА Беседы о воспитании М АТЬ жалуется: «Мы в мужем ие баловали я с ­ на, но он ни в чем не е у ждался. Имея все, что ва* Ііо ребенку, подростку, гоно­ шив. Мальчик рос послушным, ёеплохо учился. За 10 я е т м яѳгѳ не было ни одной жало­ бы из школы. Но вот у нас случилось несчастье — умер імой муж. Сама я инвалид. ."Получаю пенсию, и ее мне вполне хватило бы на ягазнь. А сыну пришлось идти на ра- Соту. Его сразу же взяли на *авод, гдѳ работал его отец. Однако уже через месяц он ушел с завода и устроился в а более легкую работу. Вскоре ушел и оттуда. 3» теяышца совсем молодень­ кая. Я вдруг — детский «сх—и. — Екатерина Ива-новна... Пѳтя толкну-ул, клякса... — Учительница подходит к пар­ те девочки. Класс насторажи­ вается. — Взгляни, Потя, как ты обидел Тавю, — говорит учи­ тельница. — Вся страница у нее чистая, и вдруг — кяяя- і са. Посмотри, -как она огор­ чена! Тонерь ей придется вое переписывать. Лицо маяьчяка вспыхнуло, глаза покраснели. Он сопят, кусает губи, вот-вот сам ра»* реввгся. Учительница вядяті довольно — тут же яерекяю- даже без всякого « данный момент объяснения. Не «те именно случаи — ш редкие - 1 д а система. Я же гово­ р я о том «ключе», в каком идет воспитание у лучших педагогов. Я если ш том же « к лю ч е » воспитывает и семья, проблемы непослуша­ ния не возникает. С малых яет растущий человек знает, зачем он учится, дяя чего трудатся, почему надо вос­ питывать себя так, а не яна* че. Есть у 8 . Я. Ленина изу­ мительно глубокие я в то же время доступные пониманию каждого замечания, освещаю­ щие существо вопроса о вза­ имоотношениях поколений. Нередко бывает, говори» Вла­ димир Ильич, что представи­ тели поколений пожилые я П О С Л У Ш А Н И Е воятода яѳремения четыре .веста. А сейчас и совсем бро­ сил работу... Говорит, ие*а- ;*вем, скоро в армию... Муж мой был строг, сын его боял­ ся . А меяя ея сейчас яи до что не ставит... я в отчая­ нии...». Не трудна понять, что по* слушание этого юноши дер­ жалось яа чрезмерной стро­ гости отца, яа страхе перед в км. Серьезный это вопрос! Социалистическая педагоги- « а учит: излишек свободы порождает своеволие, изли- в іек строгости притупляет ум, счѳрствяиет сердце. В яаяіе ж е время решающее значе- ви е приобретает сознатель­ ность, идейность, гармония разума* чувства и воли. Я триумфом коммунистического воспитания можно считать только сознательное, добро­ вольнее послушание, ибо оно обусловливает участив самого воспитанника в фор­ мировании собственной лич­ ности. Вынужденное же по­ слушание, как говорят, «из- под палки», ведет к безво­ лию, к бесхарактерности, к моральному иждивенчеству, и безответственности за свою судьбу. И тогда из школы выходят молодые люди, вро­ де сына упомянутой матери, с которыми немало еще при­ дется повозиться обществу, Пока яа них получится толк. Многое требуется от вос­ питателя, чтобы добиться до­ бровольного послушания: и виание детской психологин, и педагогический такт, и ма­ стерство, и интуиция, п мно­ гое другое, освещенное ра- вумпой любовью к детям. Мы сидим с директором школы на уроке, в первом классе. Малыши - семилетки. А учи- чает are внимание: — А теперь, Петя, иосмес- ря в свою тетрадь. Ты ис­ портил два кружочка. При­ дешь ты домой, мама раз­ вернет тетрадь я расстроит­ ся. Она любит, когда ты кра­ сиво пишешь. А эти два кру­ жочка будто не ты напнсая< И опять: довольней Эмо­ циональная основа подготов­ лена. Теперь надо сосредото­ чить внимание и волю уче­ ника яа конкретней задаче, Екатерина Ивановна меняет тон: — А какие вот эти кружоч­ ки у тебя -отличные! Прият­ но смотреть. Правда, дети! поднимает тетрадь и показывает классу» — А теперь, Петя, сядь пра­ вильно я продолжай писать та*? же отянгено. Петя искоса взглядывает на Таяю, отодвигается от нее даже чуть дальше, чем пола­ гается. Подсознательно у не­ го: желание быть хорошим^ А иа нервом плане «отлич­ ные* кружочки, которые по­ хвалила Екатерина Иванов­ на. И всем показала. Лицо его так и светится. Дисцип­ лина не тяготит его, а стано­ вится его настроением. В бу­ дущем же дисциплина ста­ нет его натурой. А класс} Никто не хочет мешать со­ седу. И каждому хочется яи- сать кружочки не хуже Петя. —• У таких учителей у\ ки, как своего рода симі ния, — говорит директор. Педагогика, по определе­ нию выдающегося советского педагога Антона Макаренко, — самая диалектическая из наук. Бывают случаи, когда необходимо п р и м е н и т ь и принцип голого требования, повысить голос, приказать я уро- [фо« старые не умеют подойти, как следует, к молодежи, ко­ торая до необходимости вы­ нуждена приближаться к со­ циализму, иначе, чем тем пу­ тем, не в той форме, не в той обстановке, как их отцы. 9 t h замечания относятся не толь­ ко к предреволюционным от­ цам я пореволюционном я»* тем — они, этя замечания, останутся верными по отно­ шению к отцам и детям в» все времена. Всегда будет ив» меняться обстановка я «о- рождать «то-то новее * пая» хояегяя юноге поколения. А это новое неизбежно потре­ бует и обновления форм вес- питания. Играя с мячом ао дооре, шестияетаий Славя» нечаян­ но новая я электрическую лампочку, висевшую над дверью дачной терраски. Лампочка разбилась. Отец выходит из дома с грозно на­ хмуренными бровями. «Эте ты разбил лампочку?» — су­ рово в о п р о ш а е т он. — «Н-нет... эте не я», — лепе- чек Славик. — «Как не ты? Я же видел в окно. Ты еще и лжешь* МатьН — кричит отец в дам, — Сынок-те наш! Мало того, что ои озорник, непослушннк, ои еще и лгун, оказываетсяЬ. Со своего крыльца по со­ седству я вижу и слышу эту сцену. Но в присутствия Сла­ вика вмешиваться не могу — жду, когда отец кончит свои нотации. Грозное слово­ извержение длилось с полча­ са. Славик стоял, опустив го­ лову, ковыряя землю носком туфли. Слушая обвинения — «лгун, непослупшик, озор­ ник», мальчик исподлобья бросал на отца удивленные, протестующие взгляды. Ког­ Фою Ощ Петром. да отец пригрозил напосле­ док «отобрать мяч, если...» я вернулся в дом, я вошла я нему. d i e ведь нельзя же «рѳ- жодить мимо таких фактов? — начал ои с наступления, едва я открыла рот. — Как бы вы поступили на иоѳм ме­ сте?» Я попробовала ему я себе представить другую кар­ тину. Отец увидел и услы­ шал, как мальчик разбил лампочку. Не провоцируя ре­ бенка я а ложь нелепым во­ просом <8то ты разбил лам- почку?), огтец говорит: «Сла­ вик, я видел, что ты аечаян­ ие лампочку разбил. А ну-ка, сбегай яа кухню аа табурет­ кой!* — Славик дулей летит на кутаю и пыхтя тащит та ­ бу р е ту . «Так, — продолжа­ ет отец. — Поставь табурет­ ку поближе к двери. Так. По- яеаай-ка иа табуретку. Так. Теперь осторожно — не по­ режь руки — выверни рае- бятую лампочку... Так. А вот ету, новую, вверни. Осторож­ но, не спеши. Вот так. Моло­ дец! Может ля при подобном подходе к ребенку, и если ото в системе, возникнуть проблема непослушания? Во- первых каким ярким огнем вспыхнула бы в душе ребен­ ка любовь и благодарность к отцу — его отец самый луч- ший, самый справедливый яеяовек я а оветОІ Во-вторых, это был бы предметнмй урок того, что свои ошибки надо исправлять самому. Вероятно, конфликт с лам­ почкой при творческом под­ ходе можно разрешить я мно­ гими другими воснитатеяь- яызш приемами. Я привела пример для того, чтобы под­ черкнуть одно неизменное пе­ дагогическое правило; нельзя на облик ребенка наклеивать уважающие его человеческое достоинство ярлыки вроде «лгун», «озорнш;», а то еще и «хулиган», когда он еще не «лгун#, не «озорник», не «хулиган». Но он может стать тем, и другим, я третьим, ес­ ли в подростковый возраст потянется за ним какая-то из кличек. В таких случаях мы, добиваясь послушания, добиваемся обратного. Позор­ ная кличка — это яд, разру­ шающий душу ребенка, раз­ лагающий элементы нрав­ ственности, из к о т о р ы х сплавляется цельный харак­ тер. Анна ПРОТОПОПОВА. (АПН). Редактор Е В. МИХАЙЛОВСКИЙ. ПЯТНИЦА, 12 ДЕКАБРЯ ПЕРВАЯ ПРОГРАММА 18.30 — «Хроника жизни и дея­ тельности Я. И. Ленина». «На 1-Й штурм царского самодержавия». 19.15 — Программа цветного те­ левидения. Чемпионат СССР пО баскетболу. «Динамо» (Москва) — «Динамо» (Тбилиси). 3 перерыве — «Эстафета новостеіі». 20.40 —: «Эстафета новостей». (Продолже­ ние). 21.15 — Программа цаетмо. го телевидения. К. Гольдони -*с «Забавный случай». Премьера те­ левизионного спектакля. 22.45 -ч «Клуб любителей песни». 23-45 -« Новости. ДЯЛ МУРМАНСКА 11.00 — • Программа ■герчлачв 11.05 — * Для малышей* «Пре жадину и веселый поезд». Теле* постановка. 11.25 — • «Как вели» сердце». Художественный фильМ* 13.00—17.35 — Перерыв, 17.35 -*і * Программа передач. 17.40 * «Палитра Севера». ;»ассназыва* Г о зональной выставке. 18.10 -г Телевизионные известия. 18.39 «■» • Объявления. 18.40 — • «Здо« ровье». 19.t5 — ♦ «Вечное деиже» мне*. Документальный фильм, 20.35 — • «Нан велит сердце*. X#* дамбствеиный фильм. СУББОТА, 13 ДЕКАБРЯ ПЕРВАЯ ПРОГРАММА 10.30 — «Музыкальный турнир городов». Архангельск — Хаба» ровен. 11ЛО — «Поде»г*. Телевик э ионный альманах. 12 00 — Тан* 4;у*т мареднея артистка Узбей* оиой ССР Бернара Яариева. Пере* Дача m Ташкента. 13.(Ю — Теле» емтомный народный универсц* тет . Факультет -науки. «Воздуш* нал оболочка земли». 13.45 — Не» ■svcw « в ѵ w ѵ w улг м mw я ww w ^- ———— знойный кукольный спектакль* tS.36 — В эфире — «Молодость*. «Эстафета творческих зузов стран ж**. Тбилисская консерватория* 16.30 — «Зовут дороги дальние*. Туристский альманах. «Жездчу т и ­ ны Средней Азии». 1T.D0 — Но* гости. 17.30 — Международный турнир по ручному мячу. ЦМуж* чины). СССР — Югославия. Пе« редача из Харькова. 18.45 — «Те­ левизионный а т л а с .народов СССР». Чувашская АССР. 19.15 —: Программа цветного телевидение. А. Крон — «Второе дыхание». Премьера телеспектакля. 20-45 —: «Ленинизм — знамя нашей эпо­ хи*. «В международной солидар^ п о с ти— хила коммунистов». 21.тэ — ’Новости. 24.30 — «Мастера эк» рана». Народный артист РСФСР К. Лавров. ЪЗЯО — «Вечерний Ле­ нинград*. Эстрадная программа» 00.00 — Новости. ДЛЯ МУРМАНСКА 12.00 — • Программа передай. 42.0$ — • «Правофланговые пя­ тилетки». 12.25 — • «Только для тебя». Филъм-лонцерт. 13.00 — 17.30 — Передачи зло системе «Орбита». 11.30 — * Для малы­ шей. «Медвежонок Винни-Пух». Мультфильм. 18.20 — * Для де­ тей. «Д^Артэньян, Алоика и Серо­ го». Документальный киноочерк» 18.45 — • «Субботний вечероно., 19.15 — * «Годен к «естроевой*. Художественный фильм. 20.30 -*• «Сын Оки». Телевизионный музы­ кальный фильм. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ЯРИ« ХОД: РТ-147 «Прут*, РГ-304«Мв« щеста*4 БМРТ-259 «Воюшов-Пря- Ион», ПР «Башкир». ЗАВТРА: РТ-43 «А. Бредов^ф РТ-178 «Ни к о н о ль», РТ-120 «Якутск*. г. Мурманск, ул. Траловая, уя- равление тралового флага (4-й этаж). Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 — зам. редактора, ответственный секретарь, лите­ ратурные сотрудники, 62-64 редактор. Вызов с телефонов го­ родской АТС осуществляется по номерам: 7-86*396, 7-86-264. «Рыбный Мурмая». Индекс 556Г/і £ Цена 1 экз. — 2 коп. Тиаография «Полярная правда», г. Мурманск. Зак. 8083. ПН-07597*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz