Рыбный Мурман. 1969 г. Декабрь.

Н ЕУТОМИМЫМ, вдумчи­ вым рационализатором знают на нашем флоте рефрижераторного механика производственного рефриже­ раторного траулера «Прилу- Принято к внедрению и та­ кое предложение тов. Гурьев­ ского. На производственных рефрижераторах датской по­ стройки в компрессорном по­ мещении холодильной устано- ки» В. И. Гурьевского. На его счету не одно полезное нов­ шество, внедренное на мно­ гих судах. Вот некоторые их них. На БМРТ типа «Пушкин» вентиля­ ция воздуха в компрессорном помещении холодильной уста­ новки устроена таким обра­ зом, что нагнетание свежего воздуха происходит сверху над регулирующей с т а н ц и е й жидкою аммиака, а вытяжная вентиляция устроена внизу у входа. При спуске масла из сосудов и аппаратов запах ам­ миака разносится по всему компрессорному помещению и в машинном отделении. В. И. Гурьевский предложил изменить направление венти­ ляции, т. е. подачу свежего воздуха осуществить снизу, а вытяжную сверху. Для этого потребовалось изменить на­ правление вращения электро* двигателей вентиляторов и пе­ реставить палубные вентиля­ ционные раструбы. Предложение внедрено на нескольких больших морозиль­ ных траулерах м показало хо­ рошие результаты. Попадание газообразного аммиака в ма­ шинное отделение полностью исключено. Улучшились усло­ вия работы. вки отсутствует клапан заборт­ ной воды. Для промывки во­ дяных полостей крышек ам­ миачных компрессоров, а так­ же для других хозяйственных нужд приходилось в большом количестве использовать прес­ ную воду. В трубопровод забортной воды Гурьевский врезал шту­ цер с клапаном промывки сборника шпигатов от гидро­ фона. За рейс сэкономлено несколько тонн пресной воды. На производственных реф ­ рижераторных траулерах в хо­ лодильных установках скрытый трубопровод от поддонов рас­ сольных насосов. Образующа­ яся здесь снеговая «шуба» за ­ трудняет контроль за утечкой рассола через сальники. В. И. Гурьевский предложил к поддонам сальников рас­ сольных насосов подвести трубки и развернуть их к ви­ димой стороне с таким расче­ том, чтобы можно было свое­ временно обнаружить и уст­ ранить пропуски рассола. Предложение позволило не только избежать попадания рассола в систему, но и сэко­ номить 225 килограммов хло­ ристого кальция за один рейс. Сейчас тов. Гурьевский за­ нят разработкой других нов­ шеств. Е/ ПОЛИЦЫН, инженер технического отдела уп­ равления тралового фло­ та. ИМЕНА НОВАТОРОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ СЕ- ГОДНЯ ЧИТАТЕЛЯМ: РЕФМЕХАНИК В. ГУРЬЕВ - СКИЙ, ЭЛЕКТРОМЕХАНИК В. ЛЕПЕТУХИН, ВТОРОЙ МЕХАНИК Г. ЮДЕНКОВ. Совершенствуется техника РГЛ „Рыбак" «СИГНАЛИЗАЦИЯ ОПАСНОГО УРОВНЯ ВОДЫ В ЛЬЯЛАХ МАШИННОГО ОТДЕЛЕНИЯ» На РТЛ «Цубрігегер» — «Рыбак» п «Рыбачка» Мурманского тралового флота два генератора переменного тока мощностью 400 квт и постоянного тока — 300 квт приводятся во вращение от вала главного двигаіеля при помощи клиноременной передачи. Нижняя ветвь клинороменной передачи находится на расстоя­ нии 300 мм от второго дна, и при скоплении воды в льялах рем* ни могут касаться ее уровня, что приводит к ненормальной ра­ боте передачи и может привести к аварии. Электромехаником В. Лепетухиным и вторым механиком РТЛ «Рыбак» Г. Юденковым была предложена и внедрена схема, сиг- нализирующая^ об опасном уровне воды в льялах. На расстоянии 150 мм от двойного дна и 300 мм от передачи крепится контакт­ ный датчик, состоящий из двух никелированных пластин, изоли­ рованных друг от друга пластмассовой пластиной. Проводники датчика подключаются к свободным клеммам в «Станции конт­ роля работы силовой установки», расположенной в центральном пульте управления. При замыкании водой электродов срабатыва­ ет реле Аг и своими блок-контактами замыкает цепь реле Д, за- питывающего цепь акустического и светового сигналов. На стан­ ции загорается табло «Опасный уровень воды в льялах». Данная схема увеличивает надежность работы генераторов и всего судна в целом. «СИГНАЛИЗАЦИЯ НЕИСПРАВНОЙ РАБОТЫ МАСЛЯНОГО СЕПАРАТОРА» На РТЛ типа «Цубрннгер» для очистки масла главного двига­ теля установлен автоматический сепаратор с гидрозатвором. Гидрозатвор очень чувствителен к изменению температуры се­ парируемого масла и воды, поэтому часто самопроизвольно от­ крывается его золотник и масло переливается в льяла машин­ ного отделения и цистерну грязного масла. Для контроля за нор­ мальной работой масляного сепаратора необходимо присутствие- обслуживающего персонала у работающего сепаратора. Рациона­ лизаторами РТЛ «Рыбак» В. Лепетухиным и Г. Юденковым была предложена и внедрена схема контроля за работой сепаратора. В трубе слива устанавливается поплавковый датчик, который в случае неисправности гпдрозатвора включает звуковой и свето­ вой сигнал через центральный пост управления на станцию конт­ роля силовой установки. Срабатывание сигнализации и работа схемы происходят аналогично, как и при сигнализации опасного уровня воды в льялах. , . 5 Такая схема повышает надежность работы сепаратора и облег­ чает его обслуживание. При выполнении схемы сигнализации на других судах можно использовать реле постоянного тока типа «РМ»; реле времени ме­ ханическое или электронное с диапазоном 0—5 секунд; сопротив­ ление типа МЛТ-0,5; выпрямителя от Д7А, Д7Ж, Д205, выполнен­ ные по мостовой схеме. В качестве трансформатора можно ис­ пользовать понижающий трансформатор 220/30 вольт. Н е м н о г о П о т а е н н о е с у д н о» и с т о р и и Е ф и м а Н и к о н о в а Ровно 250 лет назад идею первой в мире подводной лодки, предназначенной для военных целей, осуществил крепостной крестьянин под­ московного села Покровское Ефим Никонов. В 1719 году, обращаясь с челобитной к Петру I, он сообщил, что сде­ лает «к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в такое вре­ мя будет из снаряду разби­ вать корабли, хотя б десять или двадцать...» и что готовой «для пробы тому судну учи­ нить образец». Петр внимательно отнесся к предложению крестьянина-са- моучки, положил ему жало­ ванье, выделил необходимые материалы и разрешил стро­ ить «потаенное судно», как на­ зывали тогда подводную лод­ ку. Через год модель была по­ строена и успешно выдержала испытания. В 1724 году в при­ сутствии Петра судно было спущено на воду. Однако та­ лантливому изобретателю так и не удалось довести дело до конца — этому помешала не­ ожиданная смерть Петра. У Ни­ конова оказалось много зави­ стников, которые во всем чи­ нили ему препятствия. Его по­ слали простым рабочим на Астраханскую верфь, откуда он уже не возвратился. '^illtlllliillllllllllllllllllllllllllllllllllllllltllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllintlll^ В ТОРОЙ механик РТ-159 = «Чирчик» Григорий = Иванович Крат хорошо Е известен морякам тралового Е флота. Он не только отлпч- = ный специалист, но н актив- Е вый общественник. Григорий Е Иванович депутат Мурман- = ского городского Совета дену- Е татов трудящихся. Е Фото С. Данилова. = БОЛГАРИЯ. На Старозагорском азотно-туковом заво­ де вступил в эксплуатацию построенный с помощью СССР цех капролактама. Получена первая продукция этого ценного химического сырья. Производственная мощность цеха — 14 тысяч тонн капролактама в год. На снимке: на центральном пульте управления нового цеха. Слева направо: Нетка Стоянова-Станчева — сле- серь по контрольно-измерительным аппаратам,*Н. П. Ар- теменко — советский специалист и Станко Тачев-Ива- нов. Фото С. Кулишова. Фотохроника ТАСС. .ЯІІНИІІІІІІІІІІІІІІІІШІІІІІІІІШІІІІІІІШІІІІІІІІІІІІІІІІШІІШІІІІІІІІІІІІШІІІІІІШІІп СОВРЕМЕННЫЕ АЛХИМИКИ Голландские ученые Рабенау и Рао нашли лабораторный аналог природной среды, в ко­ торой растут самородки золо­ та. При выращивании кристал­ лов использовался раствор зо­ лота в кислоте. Когда в него помещали золотую проволоку весом в десять граммов, то при постоянной температуре в 500'С через десять дней обра­ зовывались сравнительно крупные кристаллы благород­ ного металла. НАПИТОК ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТАКСИ В городах ГДР водители так­ си с недавнего времени выез­ жают на линию с термосами, наполненными необычным на­ питком. Его рецепт разработан медиками города Иены. Новый бодрящий напиток со­ держит витамины В и С, а так­ же незначительное количество кофеина. Сочетание этих ком­ понентов особенно хорошо снимает усталость и нервное напряжение. БАКТЕРИИ- СИГНАЛИЗАТОРЫ Под воздействием малых доз углеродосодержащих га­ зов некоторые бактерии начи­ нают светиться. На основе это­ го явления канадские инжене­ ры создали бактериальным ин­ дикатор, сигнализирующий об опасных концентрациях вред­ ных примесей в воздухе. Он будет применяться не только в шахтах или на химических комбинатах, но и в операцион­ ных, где очень взжло вовремя обнаружить утечку анестезиру­ ющих веществ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz