Рыбный Мурман. 1969 г. Август.

с» ЗГ Ж Е С Т В О, ЕСЗГ КОЩЕЕ ПОБЕДУ Т р а н с п о р т н ы й рефри- жератор «Валентин Се­ рова был приметен из­ дали. Светлый корпус, вытя­ нутый вдоль пирса» белоснеж­ ная рубка, отражавшая блеск солнце* Над палубой медлен­ но поднимается строг? с гру­ зом. Поворот стрелы, и над разгрузочной площадкой у ва­ гона повис аккуратный куб ящиков с рыбой. Вахтенный матрос у трапа развел руками: — Капитан на графике, пом- полит в управлении, впрочем... второй механик Василий Ми­ хайлович здесь. Василий Михайлович Соснов- ских рассказал много интерес­ ного. Неторопливый разговор, жесты, выражение глаз опре­ деляли в нем человека боль­ шего жизненного опыта» О работа, машинной коман­ ды Сосновских рассказывал с увлечением. Чувствовалось» что много сил и энергии отда­ ет любимому делу. — Главное — определить возможности человека, — го­ ворил он, — узнать его личные достоинства, арсенал техниче­ ских знаний. Уметь* правильно организовать работу и учебу. 'Василий Михайлович глубоко прзз. -Машина — сердце корабля. В какой бы части океана ни находилось судно, в теплы* или суровых водах, в шторм или полный штиль жизнь его зависит от постоянного движения. Главные двигатели сообщают ход. Вспомогатель­ ные — питают энергией сотни потребителей* Машинное отделение «Ва­ лентина Серова» огромно. Не­ сколько площадок соединяют крутые трапы. От обилия тех­ ники разбегаются глаза. Кру­ гом идеальная чистота. Чувст­ вуется твердая хозяйская рука. Пост управления напоминает электронный узел вычисли­ тельной машины. Отсюда полу­ чают команды умные меха­ низмы. Чуткие приборы конт­ ролируют заданные програм­ мы. Не случайно второй механик с теплотой отзывался о кур­ сантах высшего мореходного училища Жилкине, Корнейчу­ ке, Климкине, о выпускнике этого же училища Юрченко. Все они пока мотористы» но богатые теоретические знания уже сейчас помогают решать им сложные вопросы эксплуа­ тации техники дизель-электро­ хода. Без знаний и практических навыков допуск к обслужива­ нию механизмов современно­ го рефрижератора немыслим. Поэтому так хорошо зареко­ мендовали себя и опытные кадры, котельный машинист Дубровский, заместитель сек- • ретар я партийной организации старший моторист Малахов, сварщик Лобзин. В рейсе с членами машин­ ной команды регулярно про­ водятся занятия. Механики до­ стоверно стремятся передать молодежи принципы и осо­ бенности работы отечествен­ ных механизмов. Сравнивают их технические характеристи­ ки с зарубежными. Такие за­ нятия не только углубляют знания, но и вырабатывают у молодежй чувство гордости за нашу технйку, повышают от­ ветственность. Как результат— безаварийная, слаженная, ударная работа машинной ко­ манды. Переходящий вымпел, ут­ вержденный базовым комите­ том «Севрыбхолодфлота» за лучшие показатели в социали­ стическом соревновании, проч­ но удерживает вахта Василия Михайловича Сосновских. Довелось побеседовать мне и с председателем судового комитета, старшим матросом Евгением Владимировичем Смешко. Предсудкома сидел в каюте, уронив на колени на­ труженные мозолистые руки. Он сегодня сдавал рыбу.. Рас­ сказывал Смешко обстоятель­ но и толково. — Два последних рейса бы- m 1 короткими, — пояснил он. — В одном брали рыбу с про­ изводственных рефрижерато­ ров «Даурия» и «Севрыба». С «Даурии» сняли 2500 тонн за двое с половиной суток. Ре­ бята работали отлично. В трю­ мы уложили 3850 тонн вместо 3700. Обработку судов завер­ шили досрочно и сократили рейс на пять суток. За сухим языком цифр ви­ делся громадный, напряжен­ ный труд славного экипажа. Тысячи тонн продукции, забот­ ливо уложенной матросскими руками. Штормовое море, хмурое небо и мужество» кую­ щее победу. # В последнем рейсе, как рас­ сказал предсудкома, было не­ мало осложнений. Обрабаты­ вали БМРТ. Суда зачастую подходили с неполным грузом. Выгружали быстро и простаи­ вали в ожидании следующих. Однако и в этих условиях ра­ ботали по-ударному. Суточная норма 250 тонн, брали по 350 и 400 тонн. Хорошо работала бригада . старшего матроса Григория Винтоева. Ребята • по праву завоевали переходящий вымпел. Второй рейс самоот­ верженно трудятся матросы Викулин, Цуркан, Зубков, Ги- цевич, Яшин, лебедчик Моей- юк. Быстро освоились в трюме и новички матросы Никитин и Таурьянин. Принятые обяза­ тельства обе смены выполня­ ют с честью. Уходил я после обеденного перерыва. По-прежнему ярко светило солнце, играя изум­ рудным отливом на всплесках волн о сваи пирса. А над рас­ крытыми трюмами вновь пови­ сли стрелы портальных кранов. Будни продолжались. В. КУБАНСКИЙ. 0 НАВИГАЦИОННОМ обеспечении промысла О ДНИМ ва важнейших условий успешного ве­ дения промысла явля­ ется его навигационное обес­ печение. Эту встнну доказы­ вать не стоит. На сегодняш­ ний день рыболовный флот обеспечен (хотя далеко не Весь н не полностью) совре­ менными средствами судо­ вождения. Однако, если при­ глядеться поближе и . повни­ мательней, то можно заме­ тить удивительные вещи... Да­ же такие еуда, как .БМРТ или DPT в своем родном Барен­ цевом море, оторвавшись от берега ва 50—100 миль, про­ мысел ведут, можно сказать, вслепую. А о судах типа СРт в РТ и говорить не приходит­ ся, возможностей у них еще меньше. Почему так происходит? Причин здесь несколько. В радионавигационном отноше­ нии для промысла Баренцево море оборудовано слабо. Про­ мысловым флотом в основ­ ном используется система ВРМ, качество определений пѳ которой очень н очень не­ надежное. - Нам необходимо знать ме­ стонахождение судна е точ­ ностью до 0,5 мили, еще луч­ ше до 1—2 кабельтовых. Мы же его имеем с точностью до 3—10 миль. Были случаи, когда флот работал у плавмаяка или буя по нескольку суток, считая еебя в одном промысловом квадрате, а фактически нахо­ дился в 10—15 милях от ис­ тинного места работы. Несколько судов, определяя место промыслового буя, да­ ют его координаты с разни­ цей в 5—10 миль. Определение по промысло­ вым глубинам, которые в соче­ тании с определением по ВРМ, давало бы более достоверное место, вносит, зачастую, еще большую путаницу, т. к. на промысловых планшетах изо­ баты, приметные глубины и другие детали нанесены при­ мерно с такой же степенью « о ч ш д а щ . ц . , н',і Если учесть* планшеты .?• Ой>Г П 6 0 кв - і составлялись и 40—50-х годах, а сейчас практически переиз­ даются без корректуры, то степень доверяя к ним при­ ближается к нулю. Промышляли мы в районе Вайдагубекого маяка, где на точность определений гре­ шить нельзя. Место опреде­ ляли каждые 10—15 минут, таи как работали в несколь­ ких кабельтовых от задевов (судя но планшету). Здесь же работал PC, у которого не бы­ ло планшета. Но он свободно ходил как минимум через два э а д е в а каждое траление в те­ чение двух суток и не имев никаких порывов. т імендовапном курсе (ме­ сто обсервованное) мы пол­ ностью оставили ва задеве трал. О центральных или дальних районах моря гово­ рить вообще не приходится. За длительное время рабо­ ты судоводвтслямя накоплен богатейший опыт промысло­ вого судовождения в самых разнообразных районах я ус­ ловиях. Каждый капитан, ра­ ботающий несколько лет на промысловом судне, детально знает один или несколько про. мысловых районов. У вето имеются те же планшеты, но уже с уточненной обстанов­ кой. Имеются у многих запи­ си личных наблюдений но районам промысла. Если эти данные собрать, систематизировать и издать в виде промысловых планшетов и лоций, мы получим не толь? ко ценное пособие для про­ мысла, ноі н колоссальную ма­ териальную выгоду от сэко­ номленного промвооружепия н дополнительно выловлен­ ной рыбы. »у . ' •* А :для этого требуется, не так ужиного. Нужно создать1 группу■:ва толковых судоводн- і телей, представителей', всех флотов бассейна и ДІИНРО. Управлений ‘гфлотов дЬкйдЬА' обеспечить группу всем неЬб- ходимым Для ііроведеиіія ра­ бот. “ ,;КН •' Ф"- 1 А. ѢііШДРИК. каиитбв ! * І-Аі ^Ч ' H h - i Ч ■ Ух ‘0*1 •* ;f ' • ' : .> -Ry»' -< Если спросить о рационализаторах, то на ТР «Василий Суриков» вам обязательно назовут рефрвжераторного маши­ ниста Ульяна Горячева. Он многое сделал для того, чтобы рефрижераторная установка работала безотказно. Фото Л. Леонтьева. СФедоровичем в обиде не останешься 1 В ПРОШЛОМ году эки­ паж СРТ-4217 по ито­ гам социалистическо­ го соревнования занял первое место среди судов Мурманско­ го рыбакколхозсоюза. В ны­ нешнем году в жизни и рабо­ те нашего экипажа измени­ лось немногое. Обновилась часть коллектива, но костяк опытных моряков сохранился.' X; Влияние их на молодежь бес- 2; спорно. Наглядно свидетельст- вуют об этом сегодняшние трудовые успехи. Пятый' год в студеные ши­ роты океана водит траулер капитан Борис Федорович Редько. Из года в год выво­ дит он свой «Челюскин» в чи­ сло передовых. Умеет капи­ тан «держать» на судне и кад­ ровых промысловиков. Рыба­ ки колхоза «Энергия» гово­ рят: — Пойдошь с Федоровичем, в обиде не останешься. Че­ ловек он хороший, организа­ тор отличный, рыбу «чует», словно разговаривает с нею. Мнение их справедливо. Сейчас СРТ-4217 имеет на своем счету 9600 центнеров заготовленного полуфабрика­ та при годовом задании 11 0 00 центнеров. Высокие показа­ тели достигнуты благодаря хорошему взаимодействию служб корабля, грамотной ор­ ганизации труда. В последнем рейсе моряки «Челюскина» испытывали серьезные затруднения. Дра- тоценноо промысловое время зачастую терялось на поиск исчезнувших косяков. Капи­ тан не знал усталости. Прихо­ дилось ориентироваться на флот «Мурмансельди», сопо­ ставлять сводки, искать ра­ зумное решение. Промысел постепенно налаживался. В конце рейса особенно успеш­ но облавливались восточные районы Центральной банки. ‘ План выполнен на 418 про­ центов. Общий вылов соста­ вил 120 тонн. Лучшей на ко- J рабле является вахта старше­ го мастера лова ; Васильева. Хорошо потрудились матро- еы Симоненко, Абросков. По- иуфабрикат высокого качест­ ва сдавали на базы рыбмастер Ногин и засольщик Мягков. Бесперебойную работу меха­ низмов траулера- во многом предопределило умелое руко­ водство старшего механика Владимира Ивановича Кузне­ цова. Он дипломант Мурман­ ского высшего мореходного училища. Хорошо работал н Опытный механик Зеленцов. Рыболовецкий колхоз «Энер­ гия» расположен в посел­ ке Ура-губа. Там наши семьи, домашний уют, встречи с друзьями. Но н причалы Мур­ манского рыбного порта всег­ да рады Колхозным рыбакам. Здесь основная база пополне­ ния и сдачи улова. Здесь мы тоже чувствуем себя, как до­ ма. Н. ПИЛИПЧУК, боцман СРТ-4217. ? * I 4 I ,1 Д Р Е Й Ф П О Д В О Д О Й СРТ-135. - . ■ 4 11 ІЛ\ |« V ДС ЭО И *ПЛ : 1ѵ.'« til о О t ITf С£• 'X'*; л\ я В то время, как норвеж­ ский ученый =Тур Хейердал • на корабле из папируса пы­ тался достичь берегов Амери­ ки, другой. иввестный исследо­ ватель- океана — Жак Пиккар поплыл в водах Атлантики в другом направлении. 4 Жак Пдкгіар предпринимает ■’одно из своих, „самых смелых путешествий. Погрузившись на глубину: около шестисот метров..в маленькои лодвод-г л: ной лодке, он дрейфует вме- !/сте с Гольфстримом и наблю­ д а е т жизнь подводного мираі В корпусе лодки есть 29 иллю* минаторов, через которые ко-- манда изучает богатую фауну океана. Жизнь на борту лодки — более чем спартанская. Почти все место занято электронным оборудованием для записи шумов океана и системами жизнеобеспечения. Все удоб­ ства состоят из пяти- коек, складных стульев и стола, да еще крошечного умывальни­ ка. Любопытно, что зти-то спар* яанекяо условия . и вызвали «восторг» исследователей, * весьма' далеких от изучения океанских течений. Ученые» занимающиеся космически­ ми проблемами, считают, 4 TQ плавание является идеальной возможностью для наблюде­ ния за людьми, живущими Я работающими в тесном изо­ лированном пространстве, Они настолько заинтересова­ лись подводным путешестви­ ем, что в экипаж из шеста человек был включен специа­ лист из национальной ассо­ циации аэронавтики Соеди­ нённых Штатов. -Кі ;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz