Рыбный Мурман. 1969 г. Август.
с» ЗГ Ж Е С Т В О, ЕСЗГ КОЩЕЕ ПОБЕДУ Т р а н с п о р т н ы й рефри- жератор «Валентин Се рова был приметен из дали. Светлый корпус, вытя нутый вдоль пирса» белоснеж ная рубка, отражавшая блеск солнце* Над палубой медлен но поднимается строг? с гру зом. Поворот стрелы, и над разгрузочной площадкой у ва гона повис аккуратный куб ящиков с рыбой. Вахтенный матрос у трапа развел руками: — Капитан на графике, пом- полит в управлении, впрочем... второй механик Василий Ми хайлович здесь. Василий Михайлович Соснов- ских рассказал много интерес ного. Неторопливый разговор, жесты, выражение глаз опре деляли в нем человека боль шего жизненного опыта» О работа, машинной коман ды Сосновских рассказывал с увлечением. Чувствовалось» что много сил и энергии отда ет любимому делу. — Главное — определить возможности человека, — го ворил он, — узнать его личные достоинства, арсенал техниче ских знаний. Уметь* правильно организовать работу и учебу. 'Василий Михайлович глубоко прзз. -Машина — сердце корабля. В какой бы части океана ни находилось судно, в теплы* или суровых водах, в шторм или полный штиль жизнь его зависит от постоянного движения. Главные двигатели сообщают ход. Вспомогатель ные — питают энергией сотни потребителей* Машинное отделение «Ва лентина Серова» огромно. Не сколько площадок соединяют крутые трапы. От обилия тех ники разбегаются глаза. Кру гом идеальная чистота. Чувст вуется твердая хозяйская рука. Пост управления напоминает электронный узел вычисли тельной машины. Отсюда полу чают команды умные меха низмы. Чуткие приборы конт ролируют заданные програм мы. Не случайно второй механик с теплотой отзывался о кур сантах высшего мореходного училища Жилкине, Корнейчу ке, Климкине, о выпускнике этого же училища Юрченко. Все они пока мотористы» но богатые теоретические знания уже сейчас помогают решать им сложные вопросы эксплуа тации техники дизель-электро хода. Без знаний и практических навыков допуск к обслужива нию механизмов современно го рефрижератора немыслим. Поэтому так хорошо зареко мендовали себя и опытные кадры, котельный машинист Дубровский, заместитель сек- • ретар я партийной организации старший моторист Малахов, сварщик Лобзин. В рейсе с членами машин ной команды регулярно про водятся занятия. Механики до стоверно стремятся передать молодежи принципы и осо бенности работы отечествен ных механизмов. Сравнивают их технические характеристи ки с зарубежными. Такие за нятия не только углубляют знания, но и вырабатывают у молодежй чувство гордости за нашу технйку, повышают от ветственность. Как результат— безаварийная, слаженная, ударная работа машинной ко манды. Переходящий вымпел, ут вержденный базовым комите том «Севрыбхолодфлота» за лучшие показатели в социали стическом соревновании, проч но удерживает вахта Василия Михайловича Сосновских. Довелось побеседовать мне и с председателем судового комитета, старшим матросом Евгением Владимировичем Смешко. Предсудкома сидел в каюте, уронив на колени на труженные мозолистые руки. Он сегодня сдавал рыбу.. Рас сказывал Смешко обстоятель но и толково. — Два последних рейса бы- m 1 короткими, — пояснил он. — В одном брали рыбу с про изводственных рефрижерато ров «Даурия» и «Севрыба». С «Даурии» сняли 2500 тонн за двое с половиной суток. Ре бята работали отлично. В трю мы уложили 3850 тонн вместо 3700. Обработку судов завер шили досрочно и сократили рейс на пять суток. За сухим языком цифр ви делся громадный, напряжен ный труд славного экипажа. Тысячи тонн продукции, забот ливо уложенной матросскими руками. Штормовое море, хмурое небо и мужество» кую щее победу. # В последнем рейсе, как рас сказал предсудкома, было не мало осложнений. Обрабаты вали БМРТ. Суда зачастую подходили с неполным грузом. Выгружали быстро и простаи вали в ожидании следующих. Однако и в этих условиях ра ботали по-ударному. Суточная норма 250 тонн, брали по 350 и 400 тонн. Хорошо работала бригада . старшего матроса Григория Винтоева. Ребята • по праву завоевали переходящий вымпел. Второй рейс самоот верженно трудятся матросы Викулин, Цуркан, Зубков, Ги- цевич, Яшин, лебедчик Моей- юк. Быстро освоились в трюме и новички матросы Никитин и Таурьянин. Принятые обяза тельства обе смены выполня ют с честью. Уходил я после обеденного перерыва. По-прежнему ярко светило солнце, играя изум рудным отливом на всплесках волн о сваи пирса. А над рас крытыми трюмами вновь пови сли стрелы портальных кранов. Будни продолжались. В. КУБАНСКИЙ. 0 НАВИГАЦИОННОМ обеспечении промысла О ДНИМ ва важнейших условий успешного ве дения промысла явля ется его навигационное обес печение. Эту встнну доказы вать не стоит. На сегодняш ний день рыболовный флот обеспечен (хотя далеко не Весь н не полностью) совре менными средствами судо вождения. Однако, если при глядеться поближе и . повни мательней, то можно заме тить удивительные вещи... Да же такие еуда, как .БМРТ или DPT в своем родном Барен цевом море, оторвавшись от берега ва 50—100 миль, про мысел ведут, можно сказать, вслепую. А о судах типа СРт в РТ и говорить не приходит ся, возможностей у них еще меньше. Почему так происходит? Причин здесь несколько. В радионавигационном отноше нии для промысла Баренцево море оборудовано слабо. Про мысловым флотом в основ ном используется система ВРМ, качество определений пѳ которой очень н очень не надежное. - Нам необходимо знать ме стонахождение судна е точ ностью до 0,5 мили, еще луч ше до 1—2 кабельтовых. Мы же его имеем с точностью до 3—10 миль. Были случаи, когда флот работал у плавмаяка или буя по нескольку суток, считая еебя в одном промысловом квадрате, а фактически нахо дился в 10—15 милях от ис тинного места работы. Несколько судов, определяя место промыслового буя, да ют его координаты с разни цей в 5—10 миль. Определение по промысло вым глубинам, которые в соче тании с определением по ВРМ, давало бы более достоверное место, вносит, зачастую, еще большую путаницу, т. к. на промысловых планшетах изо баты, приметные глубины и другие детали нанесены при мерно с такой же степенью « о ч ш д а щ . ц . , н',і Если учесть* планшеты .?• Ой>Г П 6 0 кв - і составлялись и 40—50-х годах, а сейчас практически переиз даются без корректуры, то степень доверяя к ним при ближается к нулю. Промышляли мы в районе Вайдагубекого маяка, где на точность определений гре шить нельзя. Место опреде ляли каждые 10—15 минут, таи как работали в несколь ких кабельтовых от задевов (судя но планшету). Здесь же работал PC, у которого не бы ло планшета. Но он свободно ходил как минимум через два э а д е в а каждое траление в те чение двух суток и не имев никаких порывов. т імендовапном курсе (ме сто обсервованное) мы пол ностью оставили ва задеве трал. О центральных или дальних районах моря гово рить вообще не приходится. За длительное время рабо ты судоводвтслямя накоплен богатейший опыт промысло вого судовождения в самых разнообразных районах я ус ловиях. Каждый капитан, ра ботающий несколько лет на промысловом судне, детально знает один или несколько про. мысловых районов. У вето имеются те же планшеты, но уже с уточненной обстанов кой. Имеются у многих запи си личных наблюдений но районам промысла. Если эти данные собрать, систематизировать и издать в виде промысловых планшетов и лоций, мы получим не толь? ко ценное пособие для про мысла, ноі н колоссальную ма териальную выгоду от сэко номленного промвооружепия н дополнительно выловлен ной рыбы. »у . ' •* А :для этого требуется, не так ужиного. Нужно создать1 группу■:ва толковых судоводн- і телей, представителей', всех флотов бассейна и ДІИНРО. Управлений ‘гфлотов дЬкйдЬА' обеспечить группу всем неЬб- ходимым Для ііроведеиіія ра бот. “ ,;КН •' Ф"- 1 А. ѢііШДРИК. каиитбв ! * І-Аі ^Ч ' H h - i Ч ■ Ух ‘0*1 •* ;f ' • ' : .> -Ry»' -< Если спросить о рационализаторах, то на ТР «Василий Суриков» вам обязательно назовут рефрвжераторного маши ниста Ульяна Горячева. Он многое сделал для того, чтобы рефрижераторная установка работала безотказно. Фото Л. Леонтьева. СФедоровичем в обиде не останешься 1 В ПРОШЛОМ году эки паж СРТ-4217 по ито гам социалистическо го соревнования занял первое место среди судов Мурманско го рыбакколхозсоюза. В ны нешнем году в жизни и рабо те нашего экипажа измени лось немногое. Обновилась часть коллектива, но костяк опытных моряков сохранился.' X; Влияние их на молодежь бес- 2; спорно. Наглядно свидетельст- вуют об этом сегодняшние трудовые успехи. Пятый' год в студеные ши роты океана водит траулер капитан Борис Федорович Редько. Из года в год выво дит он свой «Челюскин» в чи сло передовых. Умеет капи тан «держать» на судне и кад ровых промысловиков. Рыба ки колхоза «Энергия» гово рят: — Пойдошь с Федоровичем, в обиде не останешься. Че ловек он хороший, организа тор отличный, рыбу «чует», словно разговаривает с нею. Мнение их справедливо. Сейчас СРТ-4217 имеет на своем счету 9600 центнеров заготовленного полуфабрика та при годовом задании 11 0 00 центнеров. Высокие показа тели достигнуты благодаря хорошему взаимодействию служб корабля, грамотной ор ганизации труда. В последнем рейсе моряки «Челюскина» испытывали серьезные затруднения. Дра- тоценноо промысловое время зачастую терялось на поиск исчезнувших косяков. Капи тан не знал усталости. Прихо дилось ориентироваться на флот «Мурмансельди», сопо ставлять сводки, искать ра зумное решение. Промысел постепенно налаживался. В конце рейса особенно успеш но облавливались восточные районы Центральной банки. ‘ План выполнен на 418 про центов. Общий вылов соста вил 120 тонн. Лучшей на ко- J рабле является вахта старше го мастера лова ; Васильева. Хорошо потрудились матро- еы Симоненко, Абросков. По- иуфабрикат высокого качест ва сдавали на базы рыбмастер Ногин и засольщик Мягков. Бесперебойную работу меха низмов траулера- во многом предопределило умелое руко водство старшего механика Владимира Ивановича Кузне цова. Он дипломант Мурман ского высшего мореходного училища. Хорошо работал н Опытный механик Зеленцов. Рыболовецкий колхоз «Энер гия» расположен в посел ке Ура-губа. Там наши семьи, домашний уют, встречи с друзьями. Но н причалы Мур манского рыбного порта всег да рады Колхозным рыбакам. Здесь основная база пополне ния и сдачи улова. Здесь мы тоже чувствуем себя, как до ма. Н. ПИЛИПЧУК, боцман СРТ-4217. ? * I 4 I ,1 Д Р Е Й Ф П О Д В О Д О Й СРТ-135. - . ■ 4 11 ІЛ\ |« V ДС ЭО И *ПЛ : 1ѵ.'« til о О t ITf С£• 'X'*; л\ я В то время, как норвеж ский ученый =Тур Хейердал • на корабле из папируса пы тался достичь берегов Амери ки, другой. иввестный исследо ватель- океана — Жак Пиккар поплыл в водах Атлантики в другом направлении. 4 Жак Пдкгіар предпринимает ■’одно из своих, „самых смелых путешествий. Погрузившись на глубину: около шестисот метров..в маленькои лодвод-г л: ной лодке, он дрейфует вме- !/сте с Гольфстримом и наблю д а е т жизнь подводного мираі В корпусе лодки есть 29 иллю* минаторов, через которые ко-- манда изучает богатую фауну океана. Жизнь на борту лодки — более чем спартанская. Почти все место занято электронным оборудованием для записи шумов океана и системами жизнеобеспечения. Все удоб ства состоят из пяти- коек, складных стульев и стола, да еще крошечного умывальни ка. Любопытно, что зти-то спар* яанекяо условия . и вызвали «восторг» исследователей, * весьма' далеких от изучения океанских течений. Ученые» занимающиеся космически ми проблемами, считают, 4 TQ плавание является идеальной возможностью для наблюде ния за людьми, живущими Я работающими в тесном изо лированном пространстве, Они настолько заинтересова лись подводным путешестви ем, что в экипаж из шеста человек был включен специа лист из национальной ассо циации аэронавтики Соеди нённых Штатов. -Кі ;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz