Рыбный Мурман. 1969 г. Август.
ПЯТЬДЕСЯТ НА ПЯТЬДЕСЯТ — В общем, наполовину наш успех обеспечили про мысловики. — Только благодаря хоро шим отношениям с экипа жем рефрижератора мы и смогли в рейсе досрочно вы полнить годовое задание в обязательство. Эти слова сказали в раз ное время капитан PT-I49 Дмитрий Васильевич Бере- зенко и руководитель кол лектива ПР «Маточкин Шар» Владимир Иванович Лановой. Впрочем мнение Верезенко с полным основа нием разделяют командиры всей группы судов, работав ших в течение трех с поло виной месяцев с «Маточки- ным Шаром». Для наглядно сти стоит привести несколь ко радиограмм. «Моряки траулера «Маг нитогорск» просят управле ние «Севрыбхолодфлот» от метить хороіпую работу эки пажа ПР «Маточкин Шар» (особенно капитана и теХ- -*Лолога). Хотелось бы, чтобы все базы работали так же четко и оперативно...». «Судоводители рефриже ратора систематически ин формировали нас о промыс ловой обстановке, о резуль татах работы кораблей типа Р Т » , —сообщали в редакцию добытчики СРТ-436 «Мур- ыансельди». Таких просьб о поощрении товарищей по труду посту пало много. И это свидетель ствует о той большой помо щи, которую они оказывали промысловикам. Но вернем ся к словам В. И. Ланового и объясним, что успех, о ко тором он говорит, заключа ется в достижении коллек тивом своеобразного рекор да: за рейс. — 75 суток — было выработано 100 тысяч центнеров пищевой рыбной продукции. Подобного не удавалось достичь еще ни одному экипажу судна «CfeB- рыбхолодфлота». Уходя в море» моряйи рефрижератора, обсуждая постановление бюро обкома партии, обязались выпол нить рейсовое задание на 120 процентов. Но уже в хо де работы они решили вэять рубеж, который в свое время намечали другие коллекти вы, но который им ©ка зался не под силу. РЫБУ БУДЕМ ЛОВИТЬ САМИ В разное время к «Маточ- кину Шару» было прикреп лено от восьми до двенадца ти траулеров. Их капитаны выбирали флагмана. Какой- то период группу возглавлял командир РТ-319 Анатолий Михайлович Захарченко, а затем его сменил Дмитрий Васильевич Верезенко. С са мого начала между добыт чиками и транспортниками установились прекрасные деловые, даже товарищеские отношения. Все вопросы, связанные с . промыслом, другими сторонами работы, решались коллегиально, спокойна Ваг такая-то об становка и способствовала общему успеху. Сырьевая база летом на северо-западе Баренцева моря была устойчивой. А войсковых судов в том рай- ПЛАВУЧИЙ РЫБОЗАВОД Истинные размеры рефри жератора понимаешь, когда сравниваешь его с «малы шами» — РТ или даже с большими морозильными траулерами. века при знакомстве с «Ма- точкиным Шаром» и подоб ными судами поразят не только его размеры. Он впервые узнает, что это на стоящий влавдгчий рыбный завод. Вот, например, сколь ко наименований продукции выпускали » минувшем рей се моряки этого рефрижера тора. (Некоторые виды осва- и повышенной температуре рыбу здесь можно аккуму лировать забортной водой, льдом, • вырабатываемым льдогенератором. Новшество вполне оправдывает себя. Вопрос а другом. Чтобы обслуживать бункер» прихо дилось отвлекать двух-трех РОЖДЕНИЕ оне недоставало Поэтому на совете постоянно можно бь** до слышать: — Надо проверить такой- то квадрат. Или: — Пошлем РТ в сторону, пусть «пощупает». Без возражения названные капитаны выполняли общее решение. В других группах, случалось, поднимают мор»* ки одного из РТ по полтоН- не и не уходят с позиций, пока «дядя» им не найдет рыбу. Отряд «Маточкина Шара» придерживался иного правила: «сами ищем — са ми будем ловить». После стоянки в порту РТ возвращались на промысел, и моряки просили вновь за крепить их за этим рефри жератором. И даже больше того. По просьбе промысло виков главк направляет «Маточкин Шар» в очеред ной рейс, в Баренцево море, хотя раньше плавание пла нировалось в другие районы. Естественно, иногда между работающими возникали и определенные трудности. На пример, требовалось снаб жение, а его не было. Вра зумительно Лановой объяс нял положение, и добытчи ки, если и оставались недо вольны, то хоть знали объ ективную причину, верили Своему коллеге. В так называемые часы «пик» приходилось ограни чивать сдачу полуфабриката до определенного количест ва, но в основном «Маточкин Шар» снимал с траулеров всю имевшуюся на борту РТ рыбу. Моряки изготовляли из нее самую разнообразную продукцию. ивалиеь впервые). Рыба мо роженая, филе» тушка, туш# ка специальной расфасовки и упаковки, консервы из тресковой печени, уха сбор ная, треска в пакетах, рыбий жир, рыбная мука. Ассортимент богатый. И как все же в судовых усло виях было налажено произ водство. С морозкой рыбы транспортники давно освои лись. Хотя, стоит сказать, в этом плавании на «Маточ- кином Шаре» впервые ис пользовали новшество —■ специально сделанный во время рейса бункер для хра нения сырья. Емкость его 85 тонн. При обильных уловах человек из штата рыбообра ботчиков. Значит, на других участках было труднее. Од нако экипаж доводил при емку полуфабриката до 120 тонн. Для изготовления тушки организовывали доброволь ные бригады, в которые, на пример, входили шкипер, начпрод, бухгалтер, пятый помощник капитана, пожар ный помощник и другие мо ряки, не занятые на обра ботке улова. Процесс выпу ска этого вида продукции был частично механизиро ван: применили плавнико резки, ими даже убирали плечевые косточки у трески. ^ЛЛЛЛ/Ѵ\ЛЛЛЛЛ/\ЛЛЛЛ/\ЛЛ/Ѵ>ЛЛЛ/Ѵ\ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛлЛЛЛ/\/Ѵ/Ѵ\ЛЛЛ/Ѵ\ЛЛЛЛ/Ѵ\Л V- лллл/» vn A/ w w w \ aaaaaaaa ^ aaaaa / wvaaaa / vw \ aaaaaaaa / w \ aaa / v \ aa / vww \ aaaa / Высокое качество ремонта кислородно-изолирующих приборов для моряков промысловых судов обеспечивает ударник коммунистического труда слесарь Вячеслав Ле бедев. Придя трудиться на Мурманскую судоверфь после школьной скамьи, Вячеслав быстро вырос в опытного производственника. Использовали машинки д л я очистки тушки ет визиги. Специалисты технологиче ского оборудования для об легчения труда установили транспортер отходов. Раньше отходы удалялись вручную. Конечно, кроме доброволь ных бригад, тушку изготов ляли и основными силами рыбной фабрики. Работу приурочивали к оттайке мо розильных камер и когда мало поступало сырья от промысловиков. Понятно, в такие дни требовалось на много больше рабочих мест. Поэтому были сделаны до полнительные столы, специ альный душ для снятия и мойки чешуи. Здесь труди лись пять наиболее опытных рыбообработчиков. И ре зультаты общих усилий под конец рейса выразились в выработке 129 тонн тушки сверх плана. Консервы из тресковой печени и сборную уху на «Маточкином Шаре» в этом рейсе изготовляли впервые. Следует отметить, в связи с этим, что большую помощь консервным мастерам ока зывали их коллеги с промы словых судов. И дело не только в советах, которые они дэйГали. Главное — они обеспечивали рыбообработ чиков сырьем. Если на дру гих базах в нем ощущался недостаток, то здесь его бы ло достаточно. Моряки «Маточкина Шара» обращались к добытчикам в просьбой помочу им и в вы пуске сборной ухи. Состояла она из кусочков трески, пал туса, окуня. Последнего очень мало было в уловах, а, следовательно, его совсем редко передавали на базу. Приходилось собирать бук вально по каждой рыбине, морозить, а когда набира лась *необходимая партия, пускать на уху. Но это — капля в море. Обычно же Владимир Иванович Лано вой обращался к своим кол легам: — Подбросьте «авоську» окунька. Простаиваем. И всегда промысловики с пониманием относились к просьбе. • * * Ф Рейс закончен. Сейчас «Маточкин Шар» снова в море. Моряки намерены за крепить успех, не уступить н а г р а д ы — переходящего Красного знамени горкома КПСС и горисполкома, — которой они были удостоены за минувшее плавание. В. СЕРГЕЕВ. _ ___ ___________ _______________ ' і ѵ .5 .<m КОГДА ДУМАЮТ ВСЕ — Вот это котлы. Работа их полностью автоматизирована* Падает давление пара — сра* батывает устройство, в толки подаётся больше топлива! и давление сама по себе подни мается д а нужного,, — тан примерно начал рассказ стар ший дизельный механик Алек* сандр Александрович Гаев4 ский, когда разговор зашел о работе судовых умельцев, § частности, о внедрении ими ценного рационализаторского предложения «Резервный на сос подачи топлива к форсун кам паровых котлов». Предложение это трех авто ров: главного механика А. А. Павлова, старшего электроме ханика В. Л. Глазырина и А. А* Геевского. Ценность его за ключается в предотвращении остановок котлов при поломке и ремонте основных топливных насосов. Марки их самые раз личные, иностранных фирм* ремонтировать сложно, ш 3 d" менять пока нечем. Пока судно новое, беды спе* циалисты не знают* При дли* тельной эксплуатации, ecTe^t» векно» появляется необходи" мость ремонта насосов. Дело очень непростое, связанное со многими трудностями. Вот к решили рационализаторы най- ти выход из положения. После детального обсуждения глав* ный механик и старший ди зельный механик разработали схему установки и подключен иия резервного насоса. Я смотрел на этот узел и совсем не-мог отличить от тех, что выполнены при по стройке судна, так он умело смонтирован. У самой палубы по левому борту небольшой механизм, к которому подхо дят трубы. Одна из них — из топливного танка. Насос сое динен со всеми котлами. Если основные не справляются ■ простым поворотом выключа- теля им в помощь запускается резервный* Отказал полностью один из насосов — его заме нит резервный. Ои может ра ботать как при ручном вклю* чении, так й при автоматичен сксм! соединен с общей авто* метикой. Рационализаторское предло жение подано в БРИЗ флота, И С ним можно ознакомиться подробно. Не менее интересно и по" лезно и другое новшество но ваторов «Маточкина Шара». К системе получения опреснен ной воды они поставили насос откачки конденсата из конден сатора опреснителя. Раньше Вода отсюда стекала самопро извольно, теперь ее можно от качивать насосом, тем самым создавая в конденсаторе более разреженный вакуум. А сле довательно, м поступление па ра будет более свободным» И конечный результат: зна чительно увеличивается выра* бстка пресной воды. С проблемой экономии до рогой в морских условиях пре сной воды связано еще одно предложение рационализато ров. Суть его заключается в том, что в систему пресной воды стиральных маший пра чечной была вращена труба с Отсечным клапаном, по кото рой поступает забортная вода. При одном полоскании белья ее и используют. Когда знакомишься с ра ционализаторскими предложе" н*ями моряков «Маточкина Шара», бросается в глаза ши рота их мысли, стремление усовершенствовать, облегчить труд. На всех судах типа «Даурия» большой бич — загрязнение воздуха в помещении электро станции при работе "чзелей. Основная вентиляция не счра* вляется с очисткой. На «Ма- точкіином Шаре» воздух венти лируется дополнительно с по мощью искусно выполненной (Окончание на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz