Рыбный Мурман. 1969 г. Август.

tmilllllllllll»IIIIIIIIIIIII!III»l!IIIIIIIIIIIltllllllltllltllllltII!lllll!ltl»VI»lltllttllIIIIIIItllllll)lllltll>lllllll l l l l l l l l l l t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i i i i i i i i i i i i i i i i H Ж ИЗНЬ экипажа каждого судна кажется со сторо­ ны однообразной, похо­ жей, складывающейся иэ вахт, забот о рыбе, плане и из все­ го остального, что называется рыбацкими буднями. Может, ^то и так. Но поговоришь с Моряками, и тогда становится ясно: за кажущейся однооб­ разностью кроется особая зкизнь коллектива, хотя и оп­ ределенная теми же заботами. Не впервой, например, слы­ шать мне о трудностях первых дней промысла. И все же, ког­ да Зашла речь о минувшем плавании РТ-149 «Кубань», по* нимаешь, что тут люди пере­ гнивали неудачу по-своему и перелома добивались, исходя из своих сил, опыта, умения. Неудача была связана, ко* вечно, с отсутствием на борту рыбы. Обстановка, все видели, сложнейшая, но веды другие- t o промышляют лучше. А тут трал приходит почти пустой, хотя и находились рядом* По судну ползла тревога? бремя идет, а в трюме не при­ бавляется груза. Под угрозой срыва план и обязательство, да и о зарплате думать надо— не ради прогулки вышли за сотни миль от дома, почти к Шпицбергену. И все же мо­ ральный фактор: «почему мы Должны ловить хуже осталь­ ных?» — заставлял искать при­ чину пролова на всех участках. Старпом Игорь Владимирович Медынцев и предложил тогда по-новому скомбинировать ва- ера, остальные вероятные промахи, кажется, исключены. И прав оказался, Потерянное время можно было наверстать, добившись йак' можно более стабильных и равномерных подъемов. И тут «кубанцам» помогло по-насто» «щему товарищеское* деловое групповой соревнование судьв, закрепленных за производ­ ственным рефрижератором «Маточкин Шар». А что сорев­ нование проходило действи­ тельно активно, свидетельству­ ют результаты работы- коллек­ тива этого корабля, вырабо­ тавшего за рейс ‘100 тысяч центнеров рыбной продукции, больше, чем другие. В группу входило десять траулеров, половина иэ них потом числилась лучшими по флоту среди судов подобного типа. И «Кубань» заняла на 5 августа пятое место. Когда группа определилась, капитаны установили твердое правило информировать друг друга буквально о каждом тралении. Если косяк исчезал, ДРУЖНО чили успех промысловой дея­ тельности коллективов судов. Первую победу «кубанцы» праздновали 29 июля, выпол­ нив план года. К концу же рейса они перекрыли и годо­ вое обязательство, доведя вы* пуск полуфабриката до 1730 тонн. А тот факт, что за время с марта по сегодняшний день НЕ ГРУЗНО! созывали срочный совет с обя­ зательным участием Владими­ ра Ивановича Ланового, ко­ мандира «Маточкина Шаоа>, хорошо разбирающегося в промысловых делах, понима­ ющего нужды добытчиков. Это обстоятельство позволяло им избегать потерь времени на сдачу улова. Рефрижератор всегда был там, куда просили поставить его капитаны РТ. На совете уясняли возмож­ ные пути миграции косяка и тактику промысла. Случалось, для проверки предполагаемого Квадрата выделяли один из траулеров. Так, РТ-185, несмот­ ря на то, что в том месте нахо­ дился поисковый корабль, об* йаружил рыбные концентрации и навел на них всю группу. Оперативность в решении всех вопросов работы, товарище­ ская взаимопомощь и обеспе- они смогли повысить общую сортность на два процента, го­ ворит само за себя. Капитан «Кубани» Дмитрий Ва­ сильевич Березенко приводил и еще немало цифр —- свиде­ тельство ударной работы эки­ пажа. Например, с начала года прибыль составляет 147 тысяч рублей. Значительная часть ее получена за счет экономии и бережного расхода материа­ лов и по другим статьям за­ трат. Только экономия промы­ слового вооружения выража­ ется в 29,4 тысячи рублей. Без учета каждой нити, каж­ дого метра дели этого не до­ стичь. Но кроме того, берегут тралы от порывов и судоводи­ тели, выбирая квадраты с ме­ нее задев истым грунтом, про­ изводя траления с соблюдени­ ем всех мер предосторожно­ сти. По их инициативе здесь применили удлиненный трало* вый мешок, что позволило за ­ метно увеличить улов. Так і»з кажущихся мелочей складыва­ ется большое дело, за кото­ рым, в первую очередь, стоят люди. Ничего особого вроде бы не делали машинные специалисты. Но за все 62 суток прошедше­ го плавания механики, маши­ нисты во главе с Сергеем Ни­ колаевичем Колейкиным не допустили ни минуты простоя. А когда понадобилась от них помощь в устранении сложной поломки рулевого устройства, рядом со старшим помощни­ ком капитана, боцманом Ва­ лентином Я к о в л е в и ч е м Сидоренко работал слесарь Владимир Иванович Па-ников, и все вместе справились с де­ лом за 2—3 часа. В ином слу­ чае на это ушло бы не менее полусуток. Как и на других судах, на «tt/ба-ни» уходили в рейс но­ вички. Но они растворились среди опытных моряков, так что палубная команда безбо­ лезненно справлялась с об­ работкой улова. Конечно, бы­ ли подвахты. И примечатель­ но: в неурочное время все дружно становились за рыбо- дел. Поистине справедлива по­ говорка: «дружно — не груз­ но». Темп в шкерке задавали Валерий Михайлович Богданов и Сергей Петрович Воротилов. В. СЕРГЕЕВ. ВКУСНО!- СКАЗАЛИ ДЕГУСТАТОРЫ Н ОМЕР двадцатый! — объя­ вил председатель; — Кот­ леты рыбные по-владивос- вокски. Предлагает «Дальрыба». Официанты быстро раэнесли но столам большие блюда. Котлеты «очные, воздушные, так и тают во рту. Вот тогда-то я и вывела В «экзаменационной ведомости» Самую высокую оценку — пять « влюсом. Представители «конку­ рирующей» организации «Запры- Сы» приуныли, но были справед­ ливы: - — Да, эти котлеты действи­ тельно удались на славу. Но ведь и наше угощение не хуже. Попробуйте пельмени, чебуре­ ки... Разве не вкусно? Конечно, вкусно. Почти каж­ дое блюдо имеет отличную ре­ цептуру. приготовлено искусны­ ми поварами. Разнообразнейшее меню — фрикадельки в желе и колбаса, кулебяка и аразы с ри­ сом, тефтели и плов, чебуреки, купаты, пончики... Все сделано из одного продукта — рыбного фарша. Вот он, подарок морско­ го «Гастронома». Трудно объяснить, почему мяс­ ной фарш давно занял прочное Место на нашем столе, а о рыб- вом мы как-то забыли. Сколько сил тратят хозяйки, чтобы сле­ пить простейшие рыбные котле­ ты! Тушку надо разморозить, Очистить от кожи и костей, про­ вернуть через мясорубку... Сколько времени и средств тра­ тят рыбаки, чтобы доставить не- разделанный улов на берегі За­ траты окупаются с трудом —* Ведь потом выбрасывается много «таодав. Иное дело, фарш. Обра­ ботаешь рыбу прямо в море, за­ морозишь в брикеты... А между тем обеденный стол Мира давно уже немыслим без рыбного фарша. Впервые его производство начали японцы лет пятнадцать назад. Сейчас это крупная отрасль рыбоперера­ батывающей промышленности Японии. Вслед за Японией про­ мышленное производство рыбно­ го фарша началось в США, Ант- згаи, Новой Зеландии, Австра­ лии, Исландии. В Апглии, напри­ мер, выпускают замороженные рыбные котлеты ив фарша. Они продаются штучно или в «семей­ ных» пакетах — по шестьѵдве­ надцать котлет. В Норвегии и Дании из фарша готовят кон­ сервы, напоминающие наши кнели, и сладкое рыбное тесто для пончиков. В Канаде обжа­ ренные котлеты заворачивают в пакеты из пленки. Удобно? Конечно. Сложно? Не очень. Главное, нужны разделоч­ ные машины, которые можно установить не только на бере­ гу, но и прямо на борту судна. Я видела опытный образец этой машины; он уже прошел все ис­ пытания и рекомендован в про­ изводство. Название говорит са­ мо эа себя — «Фарш-2». За час эта «мясорубка* обрабатывает 200 килограммов рыбы, а отхо­ ды сразу же превращает в му­ ку. Наконец-то *программа дегу­ стации подошла к концу. Пропу­ стить что-либо из блюд было нельзя — экзаменационная ве­ домость требовала оценок. Ведь эти оценки и должны решить еудьбу изделий. Результаты от­ личные: восемь видов закуски, бульон с пирожками и с кулебя­ кой, двенадцать вторых блюд, сладкие угощения экзамен вы­ держали. Вы сомневаетесь? Недоверчиво пожимаете плечами: как это можно пить чай с рыбными пон­ чиками, восторгаться котлетами из белила — сМеси рыбного фарша и творога? Что ж, неда­ ром говорят, что мода на ку­ шанья — самая консервативная, что из всех наших привычек мы с наибольшим трудом меняем от­ ношение к еде. Но попробуйте еами эти блюда. Не тутто было? В • ресторане «Якорь» о готовом рыбном фар­ ше слышали, но ни разу не по­ лучали его; поэтому, делая кот­ леты, крутят мясорубку сами. В магазинах «Рыба» ответили, что такой фарш не поступал в про­ дажу. В чем дело? Когда же рыбный фарш сможет составить достой­ ную конкуренцию мясному? Вот несколько ответов. П. А. Моисеев, заместитель ди­ ректора Всесоюзного мучно-ис­ следовательского институт* мор­ ского рыбного хозяйства ж океа­ нографии: — Убежден, что скоро. Ведь фарш из мяса морских рыб > 7 - ценнейший продукт. В нем много белка, а главное, микроэлемен­ тов — йода, брома. Фарш может храниться более полугода, прав­ да, при определенной температу­ ре. Его хорошо использовать и для диетического питания. А. А. ИШКОВ, министр рыбно­ го хозяйства СССР: — Рыбный фарш производится в Москве, Владивостоке, Хаба­ ровске, в городах Пр^алтики, но пока еще в небольшом коли­ честве. В ближайшие годы по мере спроса населения, мы смо­ жем выпускать в год десятки тысяч тонн фарша. Он довольно дешевый. Килограмм мясного фарша стоит 2 рубля, а рыбного — 1 р. 20 моп. — 1 р. 40 кои. Пи­ рожок е мясом стоит 10 копеек, а с рыбой — 6 копеек, П, Д. КОНДРАШОВ, замести­ тель министра торговав СССР: — Применение рыбного фарша в общественном питании сокра­ тит на 50—60 процентов трудо­ емкость работ. Конечно, магази­ ны, рестораны и столовые не от­ кажутся от него. В. МАРКОВА. На траулере «Сириус» ма­ шинист Юрий Юрик работает ве первый рейс. Ов не только сам работает хорошо, но и всегда готов придти на по­ мощь каждому, кто нуждает­ ся в его опыте и знаниях. Фото С. Стрельникова. Запевалы славных дел Хорошо сработал экипаж РТ-324 в минувшем рейсе, На плавучие базы и в пор­ ту сдано 400 тонн первосорт­ ного полуфабриката окуня* палтуса, трески. На судне пять коммуни­ стов и пять комсомольцев, Вместе они составляют дружную семью, являются еачинателями всех славных дел. Особенно хочется отметить работу таких товарищей, как рыбмастера коммуни­ ста Л. Н. Дороженко, ка­ питана В. Ф. Бухманова, ма­ троса комсомольца Федора Залепина, коммуниста мат­ роса Ю. А. Макеева. А* МИХАЙЛОВ, помпоаиѵ. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? + Идея строительства Па­ намского канала, оконченно­ го в начале этого века, насчи­ тывает почти 350 лет. Впер­ вые предложение перекопать Панамский перешеек и соеди­ нить Атлантический океан с Тихим было выдвинуто в на­ чало XVII века французским моряком и путешественником Самуэдем Шампленом. Морская капуста К ТО не знает о необычай­ ном путешествии моло­ дого французского врача Алена Бомбара? В 1952 году за шестьдесят пять дней в ма­ ленькой резиновой лодке о« пересек Атлантический океан. Он предпринял это путешест­ вие, чтобы доказать, что люди, потерпевшие кораблекрушение, могут прожить длительное вре­ мя в море без запасов пищи и воды, питаясь только тем, что добудут эа бортом лодки, плота или. шлюпки. Все это время Бомбаір питался сырой рыбой, пил дождевую или морскую воду или сок, вьвдавленный из рыб. И ничего другого! Море способно прокормить человека, утверждал Бомбар. Море способно прокормить всех людей. И не только про­ кормить, но одеть, обуть, выле­ чить. Тщательно проверив со­ став воды океана, он убедился, что в каждых восьмистах грам­ мах ее содержится приблизи­ тельно такое ж е количество со­ лей, как в одном литре различ­ ных минеральных вод, даже если не считать поваренную соль. В ранисне Бомбара осо­ бое место занимал планктон. Планктон — это миллионы мельчайших, почти микроско­ пических существ — животных организмов, рыбьих икринок, трудноразличимых невоору­ женным глазом, водоросли. В морях живут две тысячи жгутиковых водорослей. Про­ стейшая из них — хлорелла — входит в многочисленное «се­ мейство» зеленых водорослей Есть еще красные и сине-зеле­ ные. К последним относится морская трава. Каждую весну она выпускает вверх тонкие длинные листья. Осенью же, когда эти листья.отмирают, они удобряют обширные; простран­ ства прибрежных районов; вы­ брошенные штормом на берег, они образуют длинные валы. Морскую траву используют для набивки матрацев и для упаковки. ......./ Химический состав морских водорослей во многом сходен с составом луговых трав и овса, но водоросли содержат гораздо больше минеральных солей, особенно микроэлементов, и в этом их значительные преиму­ щества перед наземными расте­ ниями. Добавление их в корм домашним животным может дать хорошие результаты. Тут скрыты огромные резервы для живопнсводства. Водоросль хлорелла — это белки, жиры, калории. В хло­ релле содержится до пятидеся­ ти процентов белковых ве­ ществ, ів четыре раза больше, чем ів пшенице. Маленькая во­ доросль, отличающаяся особой питательностью, прекрасно ис­ пользует энергию солнечных лучей для своего роста: зе сут­ ки ее вес увеличивается в ты­ сячу раз. Хлорелла не требует больших забот. Поливать ѳе не нужно, а необходимые удобре­ ния можно получаяъ из той же морской воды. И, наконец, хлорелла извест­ на как косминееаоая путешест­ венница, совершившая восем­ надцать витков вокруг Земли во втором советском корабле- спутнике. С помощью хлорел­ лы, выделяющей кислород и поглощающей углекислоту и другие продукты жизнедея­ тельности организма, в кабине космического корабля можно установить круговорот веществ» подобный зеМному, Заглядывая в будущее, член-корреспондент АМН СССР А. А. Покрозсікий пишет: «Теперь представьте себе, что на борту космического кораблія находится растеі-же, способное (Окончание на 4-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz