Рыбный Мурман. 1969 г. Август.
tmilllllllllll»IIIIIIIIIIIII!III»l!IIIIIIIIIIIltllllllltllltllllltII!lllll!ltl»VI»lltllttllIIIIIIItllllll)lllltll>lllllll l l l l l l l l l l t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i i i i i i i i i i i i i i i i H Ж ИЗНЬ экипажа каждого судна кажется со сторо ны однообразной, похо жей, складывающейся иэ вахт, забот о рыбе, плане и из все го остального, что называется рыбацкими буднями. Может, ^то и так. Но поговоришь с Моряками, и тогда становится ясно: за кажущейся однооб разностью кроется особая зкизнь коллектива, хотя и оп ределенная теми же заботами. Не впервой, например, слы шать мне о трудностях первых дней промысла. И все же, ког да Зашла речь о минувшем плавании РТ-149 «Кубань», по* нимаешь, что тут люди пере гнивали неудачу по-своему и перелома добивались, исходя из своих сил, опыта, умения. Неудача была связана, ко* вечно, с отсутствием на борту рыбы. Обстановка, все видели, сложнейшая, но веды другие- t o промышляют лучше. А тут трал приходит почти пустой, хотя и находились рядом* По судну ползла тревога? бремя идет, а в трюме не при бавляется груза. Под угрозой срыва план и обязательство, да и о зарплате думать надо— не ради прогулки вышли за сотни миль от дома, почти к Шпицбергену. И все же мо ральный фактор: «почему мы Должны ловить хуже осталь ных?» — заставлял искать при чину пролова на всех участках. Старпом Игорь Владимирович Медынцев и предложил тогда по-новому скомбинировать ва- ера, остальные вероятные промахи, кажется, исключены. И прав оказался, Потерянное время можно было наверстать, добившись йак' можно более стабильных и равномерных подъемов. И тут «кубанцам» помогло по-насто» «щему товарищеское* деловое групповой соревнование судьв, закрепленных за производ ственным рефрижератором «Маточкин Шар». А что сорев нование проходило действи тельно активно, свидетельству ют результаты работы- коллек тива этого корабля, вырабо тавшего за рейс ‘100 тысяч центнеров рыбной продукции, больше, чем другие. В группу входило десять траулеров, половина иэ них потом числилась лучшими по флоту среди судов подобного типа. И «Кубань» заняла на 5 августа пятое место. Когда группа определилась, капитаны установили твердое правило информировать друг друга буквально о каждом тралении. Если косяк исчезал, ДРУЖНО чили успех промысловой дея тельности коллективов судов. Первую победу «кубанцы» праздновали 29 июля, выпол нив план года. К концу же рейса они перекрыли и годо вое обязательство, доведя вы* пуск полуфабриката до 1730 тонн. А тот факт, что за время с марта по сегодняшний день НЕ ГРУЗНО! созывали срочный совет с обя зательным участием Владими ра Ивановича Ланового, ко мандира «Маточкина Шаоа>, хорошо разбирающегося в промысловых делах, понима ющего нужды добытчиков. Это обстоятельство позволяло им избегать потерь времени на сдачу улова. Рефрижератор всегда был там, куда просили поставить его капитаны РТ. На совете уясняли возмож ные пути миграции косяка и тактику промысла. Случалось, для проверки предполагаемого Квадрата выделяли один из траулеров. Так, РТ-185, несмот ря на то, что в том месте нахо дился поисковый корабль, об* йаружил рыбные концентрации и навел на них всю группу. Оперативность в решении всех вопросов работы, товарище ская взаимопомощь и обеспе- они смогли повысить общую сортность на два процента, го ворит само за себя. Капитан «Кубани» Дмитрий Ва сильевич Березенко приводил и еще немало цифр —- свиде тельство ударной работы эки пажа. Например, с начала года прибыль составляет 147 тысяч рублей. Значительная часть ее получена за счет экономии и бережного расхода материа лов и по другим статьям за трат. Только экономия промы слового вооружения выража ется в 29,4 тысячи рублей. Без учета каждой нити, каж дого метра дели этого не до стичь. Но кроме того, берегут тралы от порывов и судоводи тели, выбирая квадраты с ме нее задев истым грунтом, про изводя траления с соблюдени ем всех мер предосторожно сти. По их инициативе здесь применили удлиненный трало* вый мешок, что позволило за метно увеличить улов. Так і»з кажущихся мелочей складыва ется большое дело, за кото рым, в первую очередь, стоят люди. Ничего особого вроде бы не делали машинные специалисты. Но за все 62 суток прошедше го плавания механики, маши нисты во главе с Сергеем Ни колаевичем Колейкиным не допустили ни минуты простоя. А когда понадобилась от них помощь в устранении сложной поломки рулевого устройства, рядом со старшим помощни ком капитана, боцманом Ва лентином Я к о в л е в и ч е м Сидоренко работал слесарь Владимир Иванович Па-ников, и все вместе справились с де лом за 2—3 часа. В ином слу чае на это ушло бы не менее полусуток. Как и на других судах, на «tt/ба-ни» уходили в рейс но вички. Но они растворились среди опытных моряков, так что палубная команда безбо лезненно справлялась с об работкой улова. Конечно, бы ли подвахты. И примечатель но: в неурочное время все дружно становились за рыбо- дел. Поистине справедлива по говорка: «дружно — не груз но». Темп в шкерке задавали Валерий Михайлович Богданов и Сергей Петрович Воротилов. В. СЕРГЕЕВ. ВКУСНО!- СКАЗАЛИ ДЕГУСТАТОРЫ Н ОМЕР двадцатый! — объя вил председатель; — Кот леты рыбные по-владивос- вокски. Предлагает «Дальрыба». Официанты быстро раэнесли но столам большие блюда. Котлеты «очные, воздушные, так и тают во рту. Вот тогда-то я и вывела В «экзаменационной ведомости» Самую высокую оценку — пять « влюсом. Представители «конку рирующей» организации «Запры- Сы» приуныли, но были справед ливы: - — Да, эти котлеты действи тельно удались на славу. Но ведь и наше угощение не хуже. Попробуйте пельмени, чебуре ки... Разве не вкусно? Конечно, вкусно. Почти каж дое блюдо имеет отличную ре цептуру. приготовлено искусны ми поварами. Разнообразнейшее меню — фрикадельки в желе и колбаса, кулебяка и аразы с ри сом, тефтели и плов, чебуреки, купаты, пончики... Все сделано из одного продукта — рыбного фарша. Вот он, подарок морско го «Гастронома». Трудно объяснить, почему мяс ной фарш давно занял прочное Место на нашем столе, а о рыб- вом мы как-то забыли. Сколько сил тратят хозяйки, чтобы сле пить простейшие рыбные котле ты! Тушку надо разморозить, Очистить от кожи и костей, про вернуть через мясорубку... Сколько времени и средств тра тят рыбаки, чтобы доставить не- разделанный улов на берегі За траты окупаются с трудом —* Ведь потом выбрасывается много «таодав. Иное дело, фарш. Обра ботаешь рыбу прямо в море, за морозишь в брикеты... А между тем обеденный стол Мира давно уже немыслим без рыбного фарша. Впервые его производство начали японцы лет пятнадцать назад. Сейчас это крупная отрасль рыбоперера батывающей промышленности Японии. Вслед за Японией про мышленное производство рыбно го фарша началось в США, Ант- згаи, Новой Зеландии, Австра лии, Исландии. В Апглии, напри мер, выпускают замороженные рыбные котлеты ив фарша. Они продаются штучно или в «семей ных» пакетах — по шестьѵдве надцать котлет. В Норвегии и Дании из фарша готовят кон сервы, напоминающие наши кнели, и сладкое рыбное тесто для пончиков. В Канаде обжа ренные котлеты заворачивают в пакеты из пленки. Удобно? Конечно. Сложно? Не очень. Главное, нужны разделоч ные машины, которые можно установить не только на бере гу, но и прямо на борту судна. Я видела опытный образец этой машины; он уже прошел все ис пытания и рекомендован в про изводство. Название говорит са мо эа себя — «Фарш-2». За час эта «мясорубка* обрабатывает 200 килограммов рыбы, а отхо ды сразу же превращает в му ку. Наконец-то *программа дегу стации подошла к концу. Пропу стить что-либо из блюд было нельзя — экзаменационная ве домость требовала оценок. Ведь эти оценки и должны решить еудьбу изделий. Результаты от личные: восемь видов закуски, бульон с пирожками и с кулебя кой, двенадцать вторых блюд, сладкие угощения экзамен вы держали. Вы сомневаетесь? Недоверчиво пожимаете плечами: как это можно пить чай с рыбными пон чиками, восторгаться котлетами из белила — сМеси рыбного фарша и творога? Что ж, неда ром говорят, что мода на ку шанья — самая консервативная, что из всех наших привычек мы с наибольшим трудом меняем от ношение к еде. Но попробуйте еами эти блюда. Не тутто было? В • ресторане «Якорь» о готовом рыбном фар ше слышали, но ни разу не по лучали его; поэтому, делая кот леты, крутят мясорубку сами. В магазинах «Рыба» ответили, что такой фарш не поступал в про дажу. В чем дело? Когда же рыбный фарш сможет составить достой ную конкуренцию мясному? Вот несколько ответов. П. А. Моисеев, заместитель ди ректора Всесоюзного мучно-ис следовательского институт* мор ского рыбного хозяйства ж океа нографии: — Убежден, что скоро. Ведь фарш из мяса морских рыб > 7 - ценнейший продукт. В нем много белка, а главное, микроэлемен тов — йода, брома. Фарш может храниться более полугода, прав да, при определенной температу ре. Его хорошо использовать и для диетического питания. А. А. ИШКОВ, министр рыбно го хозяйства СССР: — Рыбный фарш производится в Москве, Владивостоке, Хаба ровске, в городах Пр^алтики, но пока еще в небольшом коли честве. В ближайшие годы по мере спроса населения, мы смо жем выпускать в год десятки тысяч тонн фарша. Он довольно дешевый. Килограмм мясного фарша стоит 2 рубля, а рыбного — 1 р. 20 моп. — 1 р. 40 кои. Пи рожок е мясом стоит 10 копеек, а с рыбой — 6 копеек, П, Д. КОНДРАШОВ, замести тель министра торговав СССР: — Применение рыбного фарша в общественном питании сокра тит на 50—60 процентов трудо емкость работ. Конечно, магази ны, рестораны и столовые не от кажутся от него. В. МАРКОВА. На траулере «Сириус» ма шинист Юрий Юрик работает ве первый рейс. Ов не только сам работает хорошо, но и всегда готов придти на по мощь каждому, кто нуждает ся в его опыте и знаниях. Фото С. Стрельникова. Запевалы славных дел Хорошо сработал экипаж РТ-324 в минувшем рейсе, На плавучие базы и в пор ту сдано 400 тонн первосорт ного полуфабриката окуня* палтуса, трески. На судне пять коммуни стов и пять комсомольцев, Вместе они составляют дружную семью, являются еачинателями всех славных дел. Особенно хочется отметить работу таких товарищей, как рыбмастера коммуни ста Л. Н. Дороженко, ка питана В. Ф. Бухманова, ма троса комсомольца Федора Залепина, коммуниста мат роса Ю. А. Макеева. А* МИХАЙЛОВ, помпоаиѵ. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? + Идея строительства Па намского канала, оконченно го в начале этого века, насчи тывает почти 350 лет. Впер вые предложение перекопать Панамский перешеек и соеди нить Атлантический океан с Тихим было выдвинуто в на чало XVII века французским моряком и путешественником Самуэдем Шампленом. Морская капуста К ТО не знает о необычай ном путешествии моло дого французского врача Алена Бомбара? В 1952 году за шестьдесят пять дней в ма ленькой резиновой лодке о« пересек Атлантический океан. Он предпринял это путешест вие, чтобы доказать, что люди, потерпевшие кораблекрушение, могут прожить длительное вре мя в море без запасов пищи и воды, питаясь только тем, что добудут эа бортом лодки, плота или. шлюпки. Все это время Бомбаір питался сырой рыбой, пил дождевую или морскую воду или сок, вьвдавленный из рыб. И ничего другого! Море способно прокормить человека, утверждал Бомбар. Море способно прокормить всех людей. И не только про кормить, но одеть, обуть, выле чить. Тщательно проверив со став воды океана, он убедился, что в каждых восьмистах грам мах ее содержится приблизи тельно такое ж е количество со лей, как в одном литре различ ных минеральных вод, даже если не считать поваренную соль. В ранисне Бомбара осо бое место занимал планктон. Планктон — это миллионы мельчайших, почти микроско пических существ — животных организмов, рыбьих икринок, трудноразличимых невоору женным глазом, водоросли. В морях живут две тысячи жгутиковых водорослей. Про стейшая из них — хлорелла — входит в многочисленное «се мейство» зеленых водорослей Есть еще красные и сине-зеле ные. К последним относится морская трава. Каждую весну она выпускает вверх тонкие длинные листья. Осенью же, когда эти листья.отмирают, они удобряют обширные; простран ства прибрежных районов; вы брошенные штормом на берег, они образуют длинные валы. Морскую траву используют для набивки матрацев и для упаковки. ......./ Химический состав морских водорослей во многом сходен с составом луговых трав и овса, но водоросли содержат гораздо больше минеральных солей, особенно микроэлементов, и в этом их значительные преиму щества перед наземными расте ниями. Добавление их в корм домашним животным может дать хорошие результаты. Тут скрыты огромные резервы для живопнсводства. Водоросль хлорелла — это белки, жиры, калории. В хло релле содержится до пятидеся ти процентов белковых ве ществ, ів четыре раза больше, чем ів пшенице. Маленькая во доросль, отличающаяся особой питательностью, прекрасно ис пользует энергию солнечных лучей для своего роста: зе сут ки ее вес увеличивается в ты сячу раз. Хлорелла не требует больших забот. Поливать ѳе не нужно, а необходимые удобре ния можно получаяъ из той же морской воды. И, наконец, хлорелла извест на как косминееаоая путешест венница, совершившая восем надцать витков вокруг Земли во втором советском корабле- спутнике. С помощью хлорел лы, выделяющей кислород и поглощающей углекислоту и другие продукты жизнедея тельности организма, в кабине космического корабля можно установить круговорот веществ» подобный зеМному, Заглядывая в будущее, член-корреспондент АМН СССР А. А. Покрозсікий пишет: «Теперь представьте себе, что на борту космического кораблія находится растеі-же, способное (Окончание на 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz