Рыбный Мурман. 1969 г. Август.
/ ^ і в в т і і і в в і и і в н і в в и і в і і в і і в і в м і s ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ КАПИТАН : » 8 S В ЯЧЕСЛАВ Лила, капитан плав базы «Сергей Василисин», рас сказывал: — Мы были в районе банки Джорджес. Чтобы устранить непо ладки в машине, встали на якорь на глубине 110 метров. Тогда, после обычного трудового дня, он свалился на часок подремать В капитанской каюте. Говорят, что капитаны спят спокойно только на берегу. В это нетрудно поверить. На «Сергее Василисине» только на рыбо- фабрике занято до ста двадцати че ловек, которые работают в три сме ны, а здесь машина стала, да еще туман... — Ночью звонят, — продолжает капитан, — какое-то судно подает гудками сигналы: «Не могу управиться». Вячеславу Лила тридцать лет. В прошлом году группа норвежских кинооператоров снимала в Мурман ске документальный фильм. Норвеж цев познакомили е молодым капита ном. Когда официальная часть за кончилась, один из гостей отвел Вяя чеслава в сторону: — Все это хорошо, но кто вы на самом деле? В тридцать лет не бы вают капитанами! И только на борту плавбазы недо верчивый норвежец убедился в том, что Лила — действительно капитан. Но вернемся к его рассказу: — Я бросился на мостик. Видимо сти нет. Впереди в ста—ста пятиде сяти метрах надвигается марево электрических огней. А «Сергей Ва силисин» неподвижен. — Поднять якорь! — приказал ка питан. Он рассчитывал, что плавбаза не много сдрейфует и неизвестное суд но проскочит сбоку. — Корабль прошел в густом тума не под скулой правого борта. Раз вернулся и ушел. Судно было боль шое. Я заметил один зеленый огонь вверху и красный. А наутро была хорошая погода, и вдалеке вырисовывались силуэты нью-йоркских небоскребов. И, как всегда, в шесть утра началось в эфи ре совещание с промысловиками («Сергей Василисин» в каждом рейсе обслуживает 10—12 промысловых су дов). — Что-нибудь дельное услышишь, — говорит Вячеслав, — подскажешь своим капитанам. Промысловики-то порой не могут за всем уследить. Надолго уходит «Сергей* Васили син» в море. Рейсовое задание —«сто пять суток от порта до порта». В Норвежском море плавбаза принима ет от своих промысловиков сельдь, в Баренцевом — треску, на Дальнем Западе трюмы заполняют серебри стый хек и налим. Рыба мороженая и соленая, кон сервы — десятки видов и сортов. Рекламаций не бывает. Вячеслав Лила родился в Клину, километрах в ста от Москвы. Три его брата получили высшее техническое образование, сестра — среднее спе циальное, а он, единственный в се мье, избрал профессию морехода. Закончил в Мурманске среднее мо реходное училище. После этого, как и положено, полтора года плавал матросом, потом штурманом на сред нем рыболовном траулере и на плав базах. Ходил в море старшим помощ ником капитана. А два года назад отправился в свой первый «капитан ский» рейс. . .3 Мурманске идет дождь. И всего 14 суток промежуток между рейсами. А когда судно приходит в порт,— на берегу огромная толпа встречающих. И, конечно, Вячеслава тоже ждут. Жена (она работает акушеркой) и двое детей. — Сын родился без меня. Я тогда в рейсе был. А теперь он уже в первый класс пошел. А дочке всего год. Мне на Дальнем Западе промысло вики огромного кальмара затралили. Я его высушил, привез сыну: «Вот тебе подарок от Нептуна!» Теперь я уж и не могу ничего подарить от своего имени, — улыбается капитан, — все подарки непременно должны быть только Нептуна! Закончен рейс. Наступает необык новенная тишина. И, конечно, дома незачем рассказывать, как все было на самом деле там, в северных мо рях, где добываются «подарки от Нептуна». — В январе сильные шторма были между Исландией и Фарерскими ост ровами, Одно наше небольшое транс портное суденышко (ТХС называет ся) попало в ураган. Вышло из строя рулевое управление. Судно развер нуло бортом к волне. Положение уг рожающее. Мы были милях в 7—8, когда при няли от него сигналы. Идти к этому судну надо было лагом, то есть бор том к волне и к ветру. В этом не было бы ничего страшного, если б мы были, скажем, торговым судном. Но мы — плавбаза. У нас груз на палу бе: бочки. А волна океанская. Но, од нако, подошли. Когда мы сходили с волны, это суденышко взлетало вверх, оказываясь на уровне кормовой надстройки. Не знаю, как объяснить, что это такое.» Моряк — он поймет..: Мальчишками многие мечтают Стать капитанами. Наступает зре лость, и человек понимает,; что «быть капитаном — значит принимать ре шения и отвечать за них. Главное в профессии моряка именно это, а не морские пейзажи. Но решения при нимать нелегка Особенно если они затрагивают интересы сотен людей. Коммунисту Вячеславу Лила всего тридцать. Такие люди, как он, не прячутся за букву приказа. Всей своей жизнью они готовят себя к то му, чтобы иметь право на решение, воспитывают в себе высшую сме лость — смелость ответственности. Может быть, поэтому-то из них и вырастают капитаны. А. БАТАШЕВ, § « S3 в :■ 5 : Е а S т I В S ■ : I С О СТАРШИМ масте ром столярно-плот ницкого участка де ревообделочного цеха Мур манской судоверфи Нико лаем Флавиантовичем Тол мачевым мы идем во вто рой пролет. В громадные проемы льется солнечный свет, а воздух насыщен за пахами столярного клея, лака, сосны и березы. Сквозь визг работающих Станков пробиваются голоса рабочих и звонкий девичий смех. Николай Флавиантович подвел меня к угловому верстаку. , Это деревянный стол в дере вянными тисками. Верстака почти не видно. < Он завалеу различными деталями и заготов ками. Ветеран труда Василий Иванович Се вин работал на небольшом оставшемся сво бодном участке. На нем брезентовый перед- ;*вик, в руках молоток, на синей спортивной ' куртке, так же, как на лацкане пиджака старшего мастера отливает золотом значок ударника коммунистического труда. — Вы хотели увидеть, как работает настоя щий столяр. Пожалуйста, знакомьтесь, — сказал Николай Флавиантович и ушел; я него под началом добрая сотня людей. Василий Иванович оказался на редкость сло воохотлив. Он принялся знакомить меня с инструментом, станками. В этом цехе он ра ботает со дня его сдачи, а на заводе — с 1936 года. Здесь все ему знакомо, все дорого. Ста рый деревообделочный остался в его памяти покосившимся полусараем. Зимой на крыше его собиралось много снега, и, когда с севера налетал холодный штормовой ветер, цех со стонами покачивался и создавал впечатление, что вот-вот не выдержит и рухнет. Плохонь кая вентиляция не успевала откачивать на сыщенный древесной пылью воздух. Многие не выдерживали, уходили, не проработав года. — Теперь хорошо, — говорит Василий Ива нович. — Теперь только работай и работай. Буфет прямо в цехе, света хоть отбавляй, красный уголок — это целый кинозал. Есть душ и все такое. Жаль даже, что так скоро подошла пора уходить на пенсию. А пришел он в цех мальчишкой. Хорошо Вомнит, как для того, чтобы получить первый рабочий разряд, три дня кряду делал мастеру из фанеры ящик для картотеки. Делал с осо бым старанием, потому что мастера строги были, придирчивы Попробуй задание не вы полнить — хлопот не оберешься. Он отложил в сторону молоток, взял выпи ленную из доски заготовку и приблизился к станку. Завертелся мотор, он привел через ременную передачу в движение обдирочный круг, а в отсасывающую трубу вентиляции полетели опилки, крошка и пыль. Станок довольно хитрый. Здесь детали от токарных, сверлильных и фрезеровочных станков. Быстро и умело столяр обделывает на нем заготовки. Станок прост в эксплуата ции, имеет две головки — обдирочную и шли фовальную. После него деталям не нужна до водка. Это предложение Василия Ивановича Сенина. ЗОЛОТЫЕ РУКИ СТОЛЯРА в ! s • S I ■ ■ ■ і т і и S 8 т і — Пятнадцать лет назад, — говорит Се- нин, — я здорово мучался с этими деталями. Пока в верстак зажму, пока фуганком, ру банком да дрочевой пилой обдеру, а потом шкуркой доведу, глядишь, и прошла смена. Изготовлено очередное кресло. Красивое, на шарнирах. Человек, сидя а нем, может повер нуться в любую сторону. Порывшись в рабочем ящике, старый сто ляр достал личное клеймо контролера ОТК. Смазав резиновую набойку чернилами, Васи лий Иванович приложил его к обратной сто роне сидения. Появился четкий треугольник с цифрами внутри «101». Кресла, которые изго товляет Сенин, поступают на промысловые суда, минуя отдел технического контроля. Василий Иванович готовится трудовыми по дарками встретить знаменательную для всех нас дату — 100-летие со дня рождения В. И. Ленина, а недавно за досрочное выполнение заданий, высокое качество изготовляемой ме бели, личную дисциплинированность имя его занесено в областную Книгу трудовой славы. с, Д анил ов . ; Фото автора. ОП Р А В ДЫВ А Я ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ ■аввввавв "•■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■аввввввввввввавввввввввввввввшввввввмівввввздввввввввввввввввві*? ( Окончание . Нач. на 1 стр.). левой Анатолий Шишов, ры бообработчики Александр Коршенков, Борис Будков, третий механик Михаил Со болев, боцман Александр Козловский, ветеран флота ударник коммунистического труда Анатолий Иванович Зоткин. Для занесения в Книгу почета флота были пред ставлены: коммунист меха ник-наладчик Василий Дмитриевич Вялых и стар ший механик Иван Ивано вич Пархоменко. На судо вую Доску почета занесены фамилии одиннадцати пере довиков производства: мат росов тт. Вахрушева, Кова левского, Берещука, Иволги и других. В рейсе продолжала рабо тать школа коммунистиче ского труда. Руководил ею коммунист технолог Иван Федорович Коваленко. Очень много помогла она новичкам, впервые пришедшим на флот. Большую роль сыграла индивидуальное соревнова ние. Только за звание удар ников коммунистического труда соревновались 26 чле нов экипажа. 12 из них представлены в базком фло та к присвоению этого по четного звания. Хорошо работали в рейсе комсомольцы. Руководил ра ботой комсомольской орга низации молодой коммунист Третий механик Михаил Соболев. Все комсомольцы приняли участие в Ленин ском зачете. Взяли индиви дуальные обязательства бо роться за звание ударников коммунистического труда. Изучили работу В. И. Лени на «Как организовать сорев нование». Активно участво вали в общефлотском сорев новании в честь Дня рыбака на лучшего добытчика и ры бообработчика. На БМРТ «Пушкин» —• Сплоченный, дружный кол лектив. Об этом говорят его трудовые дела. У нас есть с кого брать пример, у кого учиться. Одним из таких является коммунист механик-налад чик Василий Дмитриевич Вялых. Он ветеран флота» ‘ ударник коммунистического «руда, высококлассный спе циалист/ Заслуженно польт зующийся авторитетом, Ва силий Дмитриевич в течение последних пяти лет избир^-*, j ется председателем судового комитета. Девятого мая у пас вышла < из строя филейная машина. Поломка требовала завод ского вмешательства. Но за двое суток коммуни<» Вя лых и его помощник Мишу» лин устранили дефект И ввели машину в строй. Василий Дмитриевич Вя лых всегда готов поделиться опытом и оказать помощь* На БМРТ-438 плохо работа ла филейная машина. Капи тан траулера обратился и нам за помощью. Механик- наладчик Вялых перешел на борт БМРТ-438 и оказал тая практическую помощь. 12 мая вышли из строя аммиачные конденсаторы. Но наши специалисты ока зались на высоте. Старший механик Пархоменко, реф- механик Алексеев, рефwa rnинисты Хижченко, Хача турян, токарь Отрепин за сутки устранили течь кон денсаторов. Отличается трудолюбием вахта второго механика коммуниста, ударника комм Мунистического труда Васи* Лия Ивановича Радевкина» За двое суток на промысла вахта произвела чисткя вспомогательного двигателя* Василий Иванович добился успеха за счет правильной организации труда. Отлично трудится и удар* лик коммунистического тру* да боцман Александр Са вельевич Козловский. Он на судне первый рейс, но своим трудолюбием, знанием дела заслужил уважение экипа-» жа. За короткий срок Коз ловский произвел покраску, палубных надстроек, привел в порядок шлюпочное хо- . зяйство. А. НИКОЛАЕВ. V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz