Рыбный Мурман. 1969 г. Август.

/ ^ і в в т і і і в в і и і в н і в в и і в і і в і і в і в м і s ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ КАПИТАН : » 8 S В ЯЧЕСЛАВ Лила, капитан плав­ базы «Сергей Василисин», рас­ сказывал: — Мы были в районе банки Джорджес. Чтобы устранить непо­ ладки в машине, встали на якорь на глубине 110 метров. Тогда, после обычного трудового дня, он свалился на часок подремать В капитанской каюте. Говорят, что капитаны спят спокойно только на берегу. В это нетрудно поверить. На «Сергее Василисине» только на рыбо- фабрике занято до ста двадцати че­ ловек, которые работают в три сме­ ны, а здесь машина стала, да еще туман... — Ночью звонят, — продолжает капитан, — какое-то судно подает гудками сигналы: «Не могу управиться». Вячеславу Лила тридцать лет. В прошлом году группа норвежских кинооператоров снимала в Мурман­ ске документальный фильм. Норвеж­ цев познакомили е молодым капита­ ном. Когда официальная часть за­ кончилась, один из гостей отвел Вяя чеслава в сторону: — Все это хорошо, но кто вы на самом деле? В тридцать лет не бы­ вают капитанами! И только на борту плавбазы недо­ верчивый норвежец убедился в том, что Лила — действительно капитан. Но вернемся к его рассказу: — Я бросился на мостик. Видимо­ сти нет. Впереди в ста—ста пятиде­ сяти метрах надвигается марево электрических огней. А «Сергей Ва­ силисин» неподвижен. — Поднять якорь! — приказал ка­ питан. Он рассчитывал, что плавбаза не­ много сдрейфует и неизвестное суд­ но проскочит сбоку. — Корабль прошел в густом тума­ не под скулой правого борта. Раз­ вернулся и ушел. Судно было боль­ шое. Я заметил один зеленый огонь вверху и красный. А наутро была хорошая погода, и вдалеке вырисовывались силуэты нью-йоркских небоскребов. И, как всегда, в шесть утра началось в эфи­ ре совещание с промысловиками («Сергей Василисин» в каждом рейсе обслуживает 10—12 промысловых су­ дов). — Что-нибудь дельное услышишь, — говорит Вячеслав, — подскажешь своим капитанам. Промысловики-то порой не могут за всем уследить. Надолго уходит «Сергей* Васили­ син» в море. Рейсовое задание —«сто пять суток от порта до порта». В Норвежском море плавбаза принима­ ет от своих промысловиков сельдь, в Баренцевом — треску, на Дальнем Западе трюмы заполняют серебри­ стый хек и налим. Рыба мороженая и соленая, кон­ сервы — десятки видов и сортов. Рекламаций не бывает. Вячеслав Лила родился в Клину, километрах в ста от Москвы. Три его брата получили высшее техническое образование, сестра — среднее спе­ циальное, а он, единственный в се­ мье, избрал профессию морехода. Закончил в Мурманске среднее мо­ реходное училище. После этого, как и положено, полтора года плавал матросом, потом штурманом на сред­ нем рыболовном траулере и на плав­ базах. Ходил в море старшим помощ­ ником капитана. А два года назад отправился в свой первый «капитан­ ский» рейс. . .3 Мурманске идет дождь. И всего 14 суток промежуток между рейсами. А когда судно приходит в порт,— на берегу огромная толпа встречающих. И, конечно, Вячеслава тоже ждут. Жена (она работает акушеркой) и двое детей. — Сын родился без меня. Я тогда в рейсе был. А теперь он уже в первый класс пошел. А дочке всего год. Мне на Дальнем Западе промысло­ вики огромного кальмара затралили. Я его высушил, привез сыну: «Вот тебе подарок от Нептуна!» Теперь я уж и не могу ничего подарить от своего имени, — улыбается капитан, — все подарки непременно должны быть только Нептуна! Закончен рейс. Наступает необык­ новенная тишина. И, конечно, дома незачем рассказывать, как все было на самом деле там, в северных мо­ рях, где добываются «подарки от Нептуна». — В январе сильные шторма были между Исландией и Фарерскими ост­ ровами, Одно наше небольшое транс­ портное суденышко (ТХС называет­ ся) попало в ураган. Вышло из строя рулевое управление. Судно развер­ нуло бортом к волне. Положение уг­ рожающее. Мы были милях в 7—8, когда при­ няли от него сигналы. Идти к этому судну надо было лагом, то есть бор­ том к волне и к ветру. В этом не было бы ничего страшного, если б мы были, скажем, торговым судном. Но мы — плавбаза. У нас груз на палу­ бе: бочки. А волна океанская. Но, од­ нако, подошли. Когда мы сходили с волны, это суденышко взлетало вверх, оказываясь на уровне кормовой надстройки. Не знаю, как объяснить, что это такое.» Моряк — он поймет..: Мальчишками многие мечтают Стать капитанами. Наступает зре­ лость, и человек понимает,; что «быть капитаном — значит принимать ре­ шения и отвечать за них. Главное в профессии моряка именно это, а не морские пейзажи. Но решения при­ нимать нелегка Особенно если они затрагивают интересы сотен людей. Коммунисту Вячеславу Лила всего тридцать. Такие люди, как он, не прячутся за букву приказа. Всей своей жизнью они готовят себя к то­ му, чтобы иметь право на решение, воспитывают в себе высшую сме­ лость — смелость ответственности. Может быть, поэтому-то из них и вырастают капитаны. А. БАТАШЕВ, § « S3 в :■ 5 : Е а S т I В S ■ : I С О СТАРШИМ масте­ ром столярно-плот­ ницкого участка де­ ревообделочного цеха Мур­ манской судоверфи Нико­ лаем Флавиантовичем Тол­ мачевым мы идем во вто­ рой пролет. В громадные проемы льется солнечный свет, а воздух насыщен за­ пахами столярного клея, лака, сосны и березы. Сквозь визг работающих Станков пробиваются голоса рабочих и звонкий девичий смех. Николай Флавиантович подвел меня к угловому верстаку. , Это деревянный стол в дере­ вянными тисками. Верстака почти не видно. < Он завалеу различными деталями и заготов­ ками. Ветеран труда Василий Иванович Се­ вин работал на небольшом оставшемся сво­ бодном участке. На нем брезентовый перед- ;*вик, в руках молоток, на синей спортивной ' куртке, так же, как на лацкане пиджака старшего мастера отливает золотом значок ударника коммунистического труда. — Вы хотели увидеть, как работает настоя­ щий столяр. Пожалуйста, знакомьтесь, — сказал Николай Флавиантович и ушел; я него под началом добрая сотня людей. Василий Иванович оказался на редкость сло­ воохотлив. Он принялся знакомить меня с инструментом, станками. В этом цехе он ра­ ботает со дня его сдачи, а на заводе — с 1936 года. Здесь все ему знакомо, все дорого. Ста­ рый деревообделочный остался в его памяти покосившимся полусараем. Зимой на крыше его собиралось много снега, и, когда с севера налетал холодный штормовой ветер, цех со стонами покачивался и создавал впечатление, что вот-вот не выдержит и рухнет. Плохонь­ кая вентиляция не успевала откачивать на­ сыщенный древесной пылью воздух. Многие не выдерживали, уходили, не проработав года. — Теперь хорошо, — говорит Василий Ива­ нович. — Теперь только работай и работай. Буфет прямо в цехе, света хоть отбавляй, красный уголок — это целый кинозал. Есть душ и все такое. Жаль даже, что так скоро подошла пора уходить на пенсию. А пришел он в цех мальчишкой. Хорошо Вомнит, как для того, чтобы получить первый рабочий разряд, три дня кряду делал мастеру из фанеры ящик для картотеки. Делал с осо­ бым старанием, потому что мастера строги были, придирчивы Попробуй задание не вы­ полнить — хлопот не оберешься. Он отложил в сторону молоток, взял выпи­ ленную из доски заготовку и приблизился к станку. Завертелся мотор, он привел через ременную передачу в движение обдирочный круг, а в отсасывающую трубу вентиляции полетели опилки, крошка и пыль. Станок довольно хитрый. Здесь детали от токарных, сверлильных и фрезеровочных станков. Быстро и умело столяр обделывает на нем заготовки. Станок прост в эксплуата­ ции, имеет две головки — обдирочную и шли­ фовальную. После него деталям не нужна до­ водка. Это предложение Василия Ивановича Сенина. ЗОЛОТЫЕ РУКИ СТОЛЯРА в ! s • S I ■ ■ ■ і т і и S 8 т і — Пятнадцать лет назад, — говорит Се- нин, — я здорово мучался с этими деталями. Пока в верстак зажму, пока фуганком, ру­ банком да дрочевой пилой обдеру, а потом шкуркой доведу, глядишь, и прошла смена. Изготовлено очередное кресло. Красивое, на шарнирах. Человек, сидя а нем, может повер­ нуться в любую сторону. Порывшись в рабочем ящике, старый сто­ ляр достал личное клеймо контролера ОТК. Смазав резиновую набойку чернилами, Васи­ лий Иванович приложил его к обратной сто­ роне сидения. Появился четкий треугольник с цифрами внутри «101». Кресла, которые изго­ товляет Сенин, поступают на промысловые суда, минуя отдел технического контроля. Василий Иванович готовится трудовыми по­ дарками встретить знаменательную для всех нас дату — 100-летие со дня рождения В. И. Ленина, а недавно за досрочное выполнение заданий, высокое качество изготовляемой ме­ бели, личную дисциплинированность имя его занесено в областную Книгу трудовой славы. с, Д анил ов . ; Фото автора. ОП Р А В ДЫВ А Я ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ ■аввввавв "•■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■аввввввввввввавввввввввввввввшввввввмівввввздввввввввввввввввві*? ( Окончание . Нач. на 1 стр.). левой Анатолий Шишов, ры­ бообработчики Александр Коршенков, Борис Будков, третий механик Михаил Со­ болев, боцман Александр Козловский, ветеран флота ударник коммунистического труда Анатолий Иванович Зоткин. Для занесения в Книгу почета флота были пред­ ставлены: коммунист меха­ ник-наладчик Василий Дмитриевич Вялых и стар­ ший механик Иван Ивано­ вич Пархоменко. На судо­ вую Доску почета занесены фамилии одиннадцати пере­ довиков производства: мат­ росов тт. Вахрушева, Кова­ левского, Берещука, Иволги и других. В рейсе продолжала рабо­ тать школа коммунистиче­ ского труда. Руководил ею коммунист технолог Иван Федорович Коваленко. Очень много помогла она новичкам, впервые пришедшим на флот. Большую роль сыграла индивидуальное соревнова­ ние. Только за звание удар­ ников коммунистического труда соревновались 26 чле­ нов экипажа. 12 из них представлены в базком фло­ та к присвоению этого по­ четного звания. Хорошо работали в рейсе комсомольцы. Руководил ра­ ботой комсомольской орга­ низации молодой коммунист Третий механик Михаил Соболев. Все комсомольцы приняли участие в Ленин­ ском зачете. Взяли индиви­ дуальные обязательства бо­ роться за звание ударников коммунистического труда. Изучили работу В. И. Лени­ на «Как организовать сорев­ нование». Активно участво­ вали в общефлотском сорев­ новании в честь Дня рыбака на лучшего добытчика и ры­ бообработчика. На БМРТ «Пушкин» —• Сплоченный, дружный кол­ лектив. Об этом говорят его трудовые дела. У нас есть с кого брать пример, у кого учиться. Одним из таких является коммунист механик-налад­ чик Василий Дмитриевич Вялых. Он ветеран флота» ‘ ударник коммунистического «руда, высококлассный спе­ циалист/ Заслуженно польт зующийся авторитетом, Ва­ силий Дмитриевич в течение последних пяти лет избир^-*, j ется председателем судового комитета. Девятого мая у пас вышла < из строя филейная машина. Поломка требовала завод­ ского вмешательства. Но за двое суток коммуни<» Вя­ лых и его помощник Мишу» лин устранили дефект И ввели машину в строй. Василий Дмитриевич Вя­ лых всегда готов поделиться опытом и оказать помощь* На БМРТ-438 плохо работа­ ла филейная машина. Капи­ тан траулера обратился и нам за помощью. Механик- наладчик Вялых перешел на борт БМРТ-438 и оказал тая практическую помощь. 12 мая вышли из строя аммиачные конденсаторы. Но наши специалисты ока­ зались на высоте. Старший механик Пархоменко, реф- механик Алексеев, рефwa­ rnинисты Хижченко, Хача­ турян, токарь Отрепин за сутки устранили течь кон­ денсаторов. Отличается трудолюбием вахта второго механика коммуниста, ударника комм Мунистического труда Васи* Лия Ивановича Радевкина» За двое суток на промысла вахта произвела чисткя вспомогательного двигателя* Василий Иванович добился успеха за счет правильной организации труда. Отлично трудится и удар* лик коммунистического тру* да боцман Александр Са­ вельевич Козловский. Он на судне первый рейс, но своим трудолюбием, знанием дела заслужил уважение экипа-» жа. За короткий срок Коз­ ловский произвел покраску, палубных надстроек, привел в порядок шлюпочное хо- . зяйство. А. НИКОЛАЕВ. V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz