Рыбный Мурман. 1969 г. Август.

(Окончание. Нач. на 1-й стр.). флота РП СССРа (§§ 66, 72 п. «в») и «Правила технической эксплуатации флота РП СССР» (§ 19), Ответствен­ ность за посадку судна на мель пол­ ностью возложена на капитана Г. И. Куликова. За эти неправильные дей­ ствия он заслуживал временного ли­ шения диплома. Но учитывая, что Г. И. Куликов ранее уже подвергался такому наказанию, а выводов для себя не сделал и продолжал грубо нарушать законоположение по безо­ пасности мореплавания, вторично лишать его диплома было нецелесо­ образно. Поэтому, по представлению Севгосрыбфлотинспекции, капитан Г. И. Куликов, в соответствии с «Ус­ тавом о дисциплине работников флота РП СССР» (§§ 19, 20) был уво­ лен приказом начальника главка из Системы рыбной промышленности. В Таллинском заливе 21 января произошла посадка на мель более Крупного промыслового судна — БМРТ-447 «Галактика» Архангель­ ского тралового флота. В 01 час 05 минут БМРТ-447 под командованием капитана Р. М. Орлова, с помощью буксирного парохода «Трийги» и под проводкой лоцмана отошел от прича­ ла Таллинского морского рыбного порта и последовал на рейд бухты Капли-Лахт для ремонта на Балтий­ ском заводе. Судно не было подготовлено к са­ мостоятельному переходу: магнит­ ные компасы отсутствовали, так как были сданы в ремонт, гирокомпас — неисправен. После выхода судна на рейд лоц­ ман сообщил капитану, что дальней* шую проводку будет осуществлять буксир, который вернется к БМРТ после высадки лоцмана на берег. Не­ смотря на то, что над морем стоял туман, капитан Орлов не потребовал взять судно на буксир, а дал средний ход и последовал в кильватер за буксиром. Войдя в полосу тумана и потеряв из виду буксир, капитан не остановил судно. Вскоре БМРТ кос­ нулся грунта и остановился. Дали полный ход назад, но безрезультат­ но — судно прочно сидело на мели. Только на другой день с помощью четырех буксиров БМРТ-447 был снят с мели и отбуксирован к месту якорной стоянки. При осмотре судна в доке были об­ наружены значительные поврежде­ ния обшивки и набора корпуса. На устранение этих повреждении затра­ чено 17420 рублей. Стоимость спаса­ тельных работ обошлась в 14139 руб­ лей. Таким образом, из-за халатного отношения к элементарным требова­ ниям морской практики капитан Ор­ лов причинил государству значитель­ ный ущерб. Посадка на мель потре­ бовала также дополнительного вре­ мени стоянки судна в доке. Как выяснилось позже, эта авария была возможна еще и потому, что капитану Орлову было ошибочно до* верено командование таким большим траулером. В приказе начальника Архангельского тралового флота тов. Кравченко (приказ № 105 от 10 ап­ реля 1969 г.) дана полная характери­ стика этого горе-руководителя. Про­ изведенной проверкой было установ­ лено, что на БМРТ-447 организация службы и промысла, а также воспи­ тательная работа в последнем рейсе была поставлена неудовлетворитель­ но. Экипаж не справился с выполне­ нием рейсового задания. Организа­ ции труда, учебе и отдыху экипажа внимания не уделялось. Плохо было организовано питание. Производст­ венные совещания, экономическая и техническая учеба с командным сос­ тавом — в запущенном состоянии. В рейсе имели место случаи браговаре- ния, пьянок, драк и недостойного по­ ведения членов экипажа в быту. На корабле процветает нецензурщина. Многие злоупотребления на совести самого капитана. Орлов стал плавать помощником капитана с 1950 года. Трудно пове­ рить, что он сразу превратился в разгильдяя. Ему доверялось коман­ дование с 1959 года бортовыми РТ №№ 278, 82,76, 167. Орлов имел взы­ скания, понижался в должности. Од­ нако ему доверили руководить эки­ пажем БМРТ. Вывод можно сделать один: в Архангельском траловом флоте плохо изучаются кадры ко­ мандного состава. Капитан Орлов лишен диплома на 12 месяцев. В Архангельском траловом флоте в мае нынешнего года произошла серьезная авария и по вине механи­ ка. 7 мая при стоянке у борта транс­ портного рефрижератора «Иван Ай­ вазовский» в районе Северо-Западной Атлантики, на БМРТ-429 «Северо­ морский комсомолец» производился ремонт главного двигателя (переза- ливка подшипников). К моменту от­ хода от базы до окончания ремонта оставалось 3—4 часа, никто С отхо­ дом не торопил. Обстановка позво­ ляла продолжать стоянку у борта транспортного рефрижератора до окончания ремонта главного двига­ теля. Несмотря на это, старший ме­ ханик В. С. Печинкин (механик I разряда по ДВС, имеет высшее тех­ ническое образование и производст­ венный стаж 22 года), не разобрав­ шись в обстановке, принял легко­ мысленное решение отходить на 7 цилиндрах. Отключить ремонтируемый ци­ линдр Печинкин поручил второму механику Н. С. Приступе (механик- универсал II разряда). В свою оче­ редь второй механик передоверил отключение цилиндра третьему ме­ ханику, который делал первый рейс на БМРТ, до этого работал на паро­ вых судах и, кроме того, в это вре­ мя принимал топливо. В результате ремонтируемый ци­ линдр № 4 был отключен неправильно — не отключена система пускового воздуха. Старший и второй механи­ ки, проявив ничем не оправданную халатность, не проверили работу тре­ тьего механика и не присутствовали при пуске двигателя. Пуск двигателя осуществлял четвертый механик. Во время пуска двигателя давле­ нием воздуха в 30 атм. (или 43 тон­ ны) в цилиндре № 4 сорвало со сто­ пора поршень, который при падении вместе с шатуном разрушил двига­ тель (произошли выкол станины, фундаментной рамы и картера, из­ гиб шатуна, забой коленчатого вала). БМРТ-429 на длительное время вы­ веден из строя, технические убытки ориентировочно составили 15125 руб­ лей. Авария произошла в результате крайне халатного отношения меха­ ников к своим прямым служебным обязанностям. Старший механик В. С. Печинкин и Второй механик Н. С. Приступа ли­ шены дипломов (фоком на 12 меся­ цев, дело об аварии передано в про­ куратуру. П ОМИМО АВАРИЙ и аварий­ ных» происшествий на нашем флоте имеют место многочи­ сленные случаи повреждений корпу­ сов кораблей, судовых механизмов, котлов, гребных винтов и т. д. Все они происходят из-за безответствен­ ного отношения специалистов к вы­ полнению своих обязанностей, из-за небрежной работы буксиров порта, а в некоторых случаях и по вине дис­ петчерских служб предприятий. За первое полугодие уже зарегистриро­ вано 95 таких случаев, из них 50 процентов произошли в порту. На судах Мурманского тралового фло­ та было 49 случаев, в «Мурмансель- ди» — 15, в рыбакколхозсоюзе — 11, в «Севрыбхолодфлоте» — 7. Случаи поломки судов, какими бы они ни были — большими или малыми, — требуют материальных затрат, времени и труда на их уст­ ранение, следовательно, отвлечения судоремонтных предприятий от их основной плановой работы. Следует отметить, что виновники аварии, а также лица, допускающие нарушения положений по безопас­ ности мореплавания, как правило, не остаются безнаказанными. Они при­ влекаются к различным мерам дис­ циплинарного воздействия, вплоть до лишения дипломов и увольнения из системы рыбной промышленности. За различные нарушения в первом полугодии нынешнего года времен­ но лишены дипломов на морские звания 4 капитана, 7 помощников капитана, 1 старший и 4 младших механика. По сравнению с первым полугодием 1968 года число лиц, вре­ менно лишенных дипломов, несколь­ ко сократилось. Е ЩЕ в 1966 году был издан приказ по главку «Севрыба» № 256 от 20 окіября «О не­ удовлетворительной подготовке су­ дов к выходу в море». 8 приказе за­ писано: руководителям предприятий подготовку судов на выход в море взять под личный контроль. Каждый случай задержки судна из-за его не­ подготовленности к плаванию рас­ сматривать как чрезвычайное про­ исшествие. Но вот как, например, в управле­ нии «Мурмансельдь» выполняется этот приказ. В апреле был задержан СРТ-159 из-за неподготовленности экипажа к действиям по тревогам. Из управления «Мурмансельдь» от­ ветили на наш сигнал, что случай будет разобран с приходом судна в порт, а к виновным будут примене-4 ны строгие меры. Пока в сельдяном флоте собирались принимать эти са­ мые меры, СРТ-159 (капитан А. Н. Смирнов) в мае был вторично задер­ жан: из-за неоткорректированных карт и пособий. Только после не­ скольких напоминаний из управле­ ния «Мурмансельдь» сообщили, что оба случая задержания СРТ-159 разо­ браны на совете морских инспекто­ ров при службе главного капитана, а капитан СРТ-159 Смирнов за упуще­ ния по службе строго предупрежден. Надо отметить, что количество за­ держания судов при отходе в море по всем нашим предприятиям не уменьшается. Надо выполнять и положения названного прика­ за, где записано: виновных в пло­ хой подготовке к плаванию освобож­ дать от занимаемых должностей». Вероятно, в создавшейся обстановке такие меры помогли бы быстрее на­ вести порядок. Пока этого не дела­ ется. С ЕРЬЕЗНО стоит вопрос о пла­ вании БМРТ в районе Лабра­ дора в сложных ледовых усло­ виях в период февраля—апреля. Все мы знаем, что промысловая работа в этом районе очень сложна. Говоря о тактике лова рыбы на Лабрадоре, мы должны рассматри­ вать и вопросы безопасности плава­ ния в сложных ледовых условиях. Из года в год отдельные суда по­ лучают в этом районе серьезные ле­ довые повреждения корпусов и греб­ ных устройств. В 1964 году в крити­ ческом положении оказался БМРТ- 236, имели повреждения РТ-205, БМРТ-242, РТ-209 и другие суда. В прошлом году на Лабрадоре получи­ ли ледовые повреждения корпусов тот же БМРТ-236 и БМРТ Ш 419 и 436 Архангельского тралового флота. Недавно в нашей инспекции за­ кончено расследование повреждений корпуса БМРТ-425 Мурманского тра­ лового флота. Этот новый корабль (он вступил в строй флОТа в конце 1967 года) под командованием капитана П. К. Соко­ лова в феврале—апреле прошлого года, работая во льдах на Лабрадо­ ре, повредил корпус. Командный со­ став наблюдения за состоянием кор­ пуса судна не вел, о каких-либо по­ вреждениях корпуса руководству флотом не докладывалось. Когда ко­ рабль находился в гарантийном ре­ монте в ПНР, в начале этого года представитель польского Регистра обнаружил ледовое повреждение кор­ пуса, выставив требование заменить 80 кв. м обшивки и частично — на­ бор корпуса. В текущем году получили повреж­ дения корпуса БМРТ-381 Архангель­ ского тралового флота и БМРТ-445, принадлежавший «Мурмансельди». Ежегодно в «Мероприятия по обес­ печению безопасного плавания судов в осенне-зимний период» вносится пункт о запрещении судам, не имею­ щим специальных ледовых подкреп­ лений, заходить в лед. При появле­ нии льда в районах промысла руко­ водством главка и флотов даются указания руководителям промысла и капитанам в лед не заходить. Но, несмотря на это, при хорошей про­ мысловой обстановке суда заходят в лед и работают там. При расследовании случаев по­ вреждения судов во льдах капитаны Этих судов ссылаются на распоряже­ ние руководителей промысла, а по­ следние — на руководителей флота, которые, мол, заставляют работать во льду. Такая практика работы в сложных ледовых условиях судов, не приспособленных для плавания во льду, в конечном счете может приве­ сти к тяжелым, непоправимым по­ следствиям. Надо принять такие меры, чтобы полностью обеспечить безопасность плавания судов. * * * Б о р ь б а с а в а р и й н о с т ь ю , предупреждение любых нару­ шений уставов и наставлений долг каждого специалиста предприя­ тий бассейна. Чем грамотнее судо­ вождение, техническая эксплуатация судов — тем выше показатели по до­ быче рыбы и выпуску рыбной про­ дукции. Эта истина — основа нашей повседневной работы. Б. КУЛАГИН, начальник Севгос- рыбфлотинспекцин. НА В Д Н Х С С С Р На территории ВДНХ СССР большим успехом пользуется юби­ лейная промышленная выставка «25 лет Польской Народной Рес­ публики». Это самая крупная экспозиция из всех, которые устра­ ивала Народная Польша за пределами своей страны. На снимке: посетители осматривают экскаватор «Макрум». Этот «Москвич-412», поставленный перед входом в павильон «Автомобильная промышленность» ВДНХ СССР —• один из четы­ рех «Москвичей», прошедших свыше 16 тысяч километров по до­ рогам Европы, Азии и Австралии во время прошлогодних авторал­ ли «Лондон — Сидней». В этом состязании приняли участие мно­ гие крупнейшие автомобильные фирмы мира, Из 98 экипажей, Стартовавших в Лондоне, к финишу в Сиднее пришли лишь 56, В том числе все четыре советских экипажа на автомашинах «Моей- В кч -4129. Фото Н. Кулешова. Фотохроника ТАСС* шт

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz