Рыбный Мурман. 1969 г. Август.
(Окончание. Нач. на 1-й стр.). флота РП СССРа (§§ 66, 72 п. «в») и «Правила технической эксплуатации флота РП СССР» (§ 19), Ответствен ность за посадку судна на мель пол ностью возложена на капитана Г. И. Куликова. За эти неправильные дей ствия он заслуживал временного ли шения диплома. Но учитывая, что Г. И. Куликов ранее уже подвергался такому наказанию, а выводов для себя не сделал и продолжал грубо нарушать законоположение по безо пасности мореплавания, вторично лишать его диплома было нецелесо образно. Поэтому, по представлению Севгосрыбфлотинспекции, капитан Г. И. Куликов, в соответствии с «Ус тавом о дисциплине работников флота РП СССР» (§§ 19, 20) был уво лен приказом начальника главка из Системы рыбной промышленности. В Таллинском заливе 21 января произошла посадка на мель более Крупного промыслового судна — БМРТ-447 «Галактика» Архангель ского тралового флота. В 01 час 05 минут БМРТ-447 под командованием капитана Р. М. Орлова, с помощью буксирного парохода «Трийги» и под проводкой лоцмана отошел от прича ла Таллинского морского рыбного порта и последовал на рейд бухты Капли-Лахт для ремонта на Балтий ском заводе. Судно не было подготовлено к са мостоятельному переходу: магнит ные компасы отсутствовали, так как были сданы в ремонт, гирокомпас — неисправен. После выхода судна на рейд лоц ман сообщил капитану, что дальней* шую проводку будет осуществлять буксир, который вернется к БМРТ после высадки лоцмана на берег. Не смотря на то, что над морем стоял туман, капитан Орлов не потребовал взять судно на буксир, а дал средний ход и последовал в кильватер за буксиром. Войдя в полосу тумана и потеряв из виду буксир, капитан не остановил судно. Вскоре БМРТ кос нулся грунта и остановился. Дали полный ход назад, но безрезультат но — судно прочно сидело на мели. Только на другой день с помощью четырех буксиров БМРТ-447 был снят с мели и отбуксирован к месту якорной стоянки. При осмотре судна в доке были об наружены значительные поврежде ния обшивки и набора корпуса. На устранение этих повреждении затра чено 17420 рублей. Стоимость спаса тельных работ обошлась в 14139 руб лей. Таким образом, из-за халатного отношения к элементарным требова ниям морской практики капитан Ор лов причинил государству значитель ный ущерб. Посадка на мель потре бовала также дополнительного вре мени стоянки судна в доке. Как выяснилось позже, эта авария была возможна еще и потому, что капитану Орлову было ошибочно до* верено командование таким большим траулером. В приказе начальника Архангельского тралового флота тов. Кравченко (приказ № 105 от 10 ап реля 1969 г.) дана полная характери стика этого горе-руководителя. Про изведенной проверкой было установ лено, что на БМРТ-447 организация службы и промысла, а также воспи тательная работа в последнем рейсе была поставлена неудовлетворитель но. Экипаж не справился с выполне нием рейсового задания. Организа ции труда, учебе и отдыху экипажа внимания не уделялось. Плохо было организовано питание. Производст венные совещания, экономическая и техническая учеба с командным сос тавом — в запущенном состоянии. В рейсе имели место случаи браговаре- ния, пьянок, драк и недостойного по ведения членов экипажа в быту. На корабле процветает нецензурщина. Многие злоупотребления на совести самого капитана. Орлов стал плавать помощником капитана с 1950 года. Трудно пове рить, что он сразу превратился в разгильдяя. Ему доверялось коман дование с 1959 года бортовыми РТ №№ 278, 82,76, 167. Орлов имел взы скания, понижался в должности. Од нако ему доверили руководить эки пажем БМРТ. Вывод можно сделать один: в Архангельском траловом флоте плохо изучаются кадры ко мандного состава. Капитан Орлов лишен диплома на 12 месяцев. В Архангельском траловом флоте в мае нынешнего года произошла серьезная авария и по вине механи ка. 7 мая при стоянке у борта транс портного рефрижератора «Иван Ай вазовский» в районе Северо-Западной Атлантики, на БМРТ-429 «Северо морский комсомолец» производился ремонт главного двигателя (переза- ливка подшипников). К моменту от хода от базы до окончания ремонта оставалось 3—4 часа, никто С отхо дом не торопил. Обстановка позво ляла продолжать стоянку у борта транспортного рефрижератора до окончания ремонта главного двига теля. Несмотря на это, старший ме ханик В. С. Печинкин (механик I разряда по ДВС, имеет высшее тех ническое образование и производст венный стаж 22 года), не разобрав шись в обстановке, принял легко мысленное решение отходить на 7 цилиндрах. Отключить ремонтируемый ци линдр Печинкин поручил второму механику Н. С. Приступе (механик- универсал II разряда). В свою оче редь второй механик передоверил отключение цилиндра третьему ме ханику, который делал первый рейс на БМРТ, до этого работал на паро вых судах и, кроме того, в это вре мя принимал топливо. В результате ремонтируемый ци линдр № 4 был отключен неправильно — не отключена система пускового воздуха. Старший и второй механи ки, проявив ничем не оправданную халатность, не проверили работу тре тьего механика и не присутствовали при пуске двигателя. Пуск двигателя осуществлял четвертый механик. Во время пуска двигателя давле нием воздуха в 30 атм. (или 43 тон ны) в цилиндре № 4 сорвало со сто пора поршень, который при падении вместе с шатуном разрушил двига тель (произошли выкол станины, фундаментной рамы и картера, из гиб шатуна, забой коленчатого вала). БМРТ-429 на длительное время вы веден из строя, технические убытки ориентировочно составили 15125 руб лей. Авария произошла в результате крайне халатного отношения меха ников к своим прямым служебным обязанностям. Старший механик В. С. Печинкин и Второй механик Н. С. Приступа ли шены дипломов (фоком на 12 меся цев, дело об аварии передано в про куратуру. П ОМИМО АВАРИЙ и аварий ных» происшествий на нашем флоте имеют место многочи сленные случаи повреждений корпу сов кораблей, судовых механизмов, котлов, гребных винтов и т. д. Все они происходят из-за безответствен ного отношения специалистов к вы полнению своих обязанностей, из-за небрежной работы буксиров порта, а в некоторых случаях и по вине дис петчерских служб предприятий. За первое полугодие уже зарегистриро вано 95 таких случаев, из них 50 процентов произошли в порту. На судах Мурманского тралового фло та было 49 случаев, в «Мурмансель- ди» — 15, в рыбакколхозсоюзе — 11, в «Севрыбхолодфлоте» — 7. Случаи поломки судов, какими бы они ни были — большими или малыми, — требуют материальных затрат, времени и труда на их уст ранение, следовательно, отвлечения судоремонтных предприятий от их основной плановой работы. Следует отметить, что виновники аварии, а также лица, допускающие нарушения положений по безопас ности мореплавания, как правило, не остаются безнаказанными. Они при влекаются к различным мерам дис циплинарного воздействия, вплоть до лишения дипломов и увольнения из системы рыбной промышленности. За различные нарушения в первом полугодии нынешнего года времен но лишены дипломов на морские звания 4 капитана, 7 помощников капитана, 1 старший и 4 младших механика. По сравнению с первым полугодием 1968 года число лиц, вре менно лишенных дипломов, несколь ко сократилось. Е ЩЕ в 1966 году был издан приказ по главку «Севрыба» № 256 от 20 окіября «О не удовлетворительной подготовке су дов к выходу в море». 8 приказе за писано: руководителям предприятий подготовку судов на выход в море взять под личный контроль. Каждый случай задержки судна из-за его не подготовленности к плаванию рас сматривать как чрезвычайное про исшествие. Но вот как, например, в управле нии «Мурмансельдь» выполняется этот приказ. В апреле был задержан СРТ-159 из-за неподготовленности экипажа к действиям по тревогам. Из управления «Мурмансельдь» от ветили на наш сигнал, что случай будет разобран с приходом судна в порт, а к виновным будут примене-4 ны строгие меры. Пока в сельдяном флоте собирались принимать эти са мые меры, СРТ-159 (капитан А. Н. Смирнов) в мае был вторично задер жан: из-за неоткорректированных карт и пособий. Только после не скольких напоминаний из управле ния «Мурмансельдь» сообщили, что оба случая задержания СРТ-159 разо браны на совете морских инспекто ров при службе главного капитана, а капитан СРТ-159 Смирнов за упуще ния по службе строго предупрежден. Надо отметить, что количество за держания судов при отходе в море по всем нашим предприятиям не уменьшается. Надо выполнять и положения названного прика за, где записано: виновных в пло хой подготовке к плаванию освобож дать от занимаемых должностей». Вероятно, в создавшейся обстановке такие меры помогли бы быстрее на вести порядок. Пока этого не дела ется. С ЕРЬЕЗНО стоит вопрос о пла вании БМРТ в районе Лабра дора в сложных ледовых усло виях в период февраля—апреля. Все мы знаем, что промысловая работа в этом районе очень сложна. Говоря о тактике лова рыбы на Лабрадоре, мы должны рассматри вать и вопросы безопасности плава ния в сложных ледовых условиях. Из года в год отдельные суда по лучают в этом районе серьезные ле довые повреждения корпусов и греб ных устройств. В 1964 году в крити ческом положении оказался БМРТ- 236, имели повреждения РТ-205, БМРТ-242, РТ-209 и другие суда. В прошлом году на Лабрадоре получи ли ледовые повреждения корпусов тот же БМРТ-236 и БМРТ Ш 419 и 436 Архангельского тралового флота. Недавно в нашей инспекции за кончено расследование повреждений корпуса БМРТ-425 Мурманского тра лового флота. Этот новый корабль (он вступил в строй флОТа в конце 1967 года) под командованием капитана П. К. Соко лова в феврале—апреле прошлого года, работая во льдах на Лабрадо ре, повредил корпус. Командный со став наблюдения за состоянием кор пуса судна не вел, о каких-либо по вреждениях корпуса руководству флотом не докладывалось. Когда ко рабль находился в гарантийном ре монте в ПНР, в начале этого года представитель польского Регистра обнаружил ледовое повреждение кор пуса, выставив требование заменить 80 кв. м обшивки и частично — на бор корпуса. В текущем году получили повреж дения корпуса БМРТ-381 Архангель ского тралового флота и БМРТ-445, принадлежавший «Мурмансельди». Ежегодно в «Мероприятия по обес печению безопасного плавания судов в осенне-зимний период» вносится пункт о запрещении судам, не имею щим специальных ледовых подкреп лений, заходить в лед. При появле нии льда в районах промысла руко водством главка и флотов даются указания руководителям промысла и капитанам в лед не заходить. Но, несмотря на это, при хорошей про мысловой обстановке суда заходят в лед и работают там. При расследовании случаев по вреждения судов во льдах капитаны Этих судов ссылаются на распоряже ние руководителей промысла, а по следние — на руководителей флота, которые, мол, заставляют работать во льду. Такая практика работы в сложных ледовых условиях судов, не приспособленных для плавания во льду, в конечном счете может приве сти к тяжелым, непоправимым по следствиям. Надо принять такие меры, чтобы полностью обеспечить безопасность плавания судов. * * * Б о р ь б а с а в а р и й н о с т ь ю , предупреждение любых нару шений уставов и наставлений долг каждого специалиста предприя тий бассейна. Чем грамотнее судо вождение, техническая эксплуатация судов — тем выше показатели по до быче рыбы и выпуску рыбной про дукции. Эта истина — основа нашей повседневной работы. Б. КУЛАГИН, начальник Севгос- рыбфлотинспекцин. НА В Д Н Х С С С Р На территории ВДНХ СССР большим успехом пользуется юби лейная промышленная выставка «25 лет Польской Народной Рес публики». Это самая крупная экспозиция из всех, которые устра ивала Народная Польша за пределами своей страны. На снимке: посетители осматривают экскаватор «Макрум». Этот «Москвич-412», поставленный перед входом в павильон «Автомобильная промышленность» ВДНХ СССР —• один из четы рех «Москвичей», прошедших свыше 16 тысяч километров по до рогам Европы, Азии и Австралии во время прошлогодних авторал ли «Лондон — Сидней». В этом состязании приняли участие мно гие крупнейшие автомобильные фирмы мира, Из 98 экипажей, Стартовавших в Лондоне, к финишу в Сиднее пришли лишь 56, В том числе все четыре советских экипажа на автомашинах «Моей- В кч -4129. Фото Н. Кулешова. Фотохроника ТАСС* шт
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz