Рыбный Мурман. 1969 г. Август.

Il ЗА ВОЕВУЮ И ДЕЙСТВЕННУЮ НАГЛЯДНУЮ АГИТАЦИЮ Глазами новичка г £ ^Окончание. Нам. иа 1-й стр.). S S Е ■ і *m А приветствует ли порт тружеников 5 моря, только что вернувшихся из рей- I са? Нет, не заметно этого. Правда, на g з—4—8-м причалах есть выцветшие ло- £ зунги, призывающие моряков овладе­ вать секретами профессии, бороться зо I коммунистический труд. Ага, вижу на высоком здании (это, как мне сказали, бытовой корпус пер­ вого участка порта) доброе напутствие «Счастливого плавания». Подхожу чуть ближе к маленькому домику — дис­ петчерской тралового флота. На стеж­ ке — призыв» — опять к морякам; встретить День рыбака новыми успеха* ми в труде. День рыбака — это кон­ кретно. Когда же он был? Да, 13 июля» а сегодн* — А августа..» Что-то тут не так, наверное, имеется » виду очеред­ ной праздник?.» Поворачиваю обратно к причалам. Над головой, на деревянном коробе (изоляция трубопровода)— тож е капут- 5 ствие «Счастливого плавания». Добрые 1 люди просветили: был на этом коробе » ь плакат «Добро пожаловать» — те­ перь уже со стороны моря. Но краном или еще чем-то сломали плакат пополам. 5 Долго всем глаза мозолил красочный обломок «Добро пож...». Об этом напи­ сала местная газета — сняли плакатик, g А восстановить, наверное, некому... Иду по причалу дальше, сворачиваю налево. Здесь на отстое бортовые трау­ леры, не видно ни действующих меха­ низмов, ни портовых рабочих. Еще один угол. Здесь царство строителей: строят­ ся новый металлический причал и кор­ пуса рыбозавода. Правда, строятся — слишком громко сказано: темпы явно черепашьи. И, конечно, на чистеньких свежих стенах здания в современном «тиле нет никаких призывов трудиться хорошо, высокими темпами и доброка- чественно. На причале — небольшое зеленое зда- ш ние — диспетчерская сельдяного фло- ■ та. На фасаде — большой щит; «Моря­ ки «Мурмансельди». Ваша задача в 1969 году выловить 20006,2 тыс. центнеров } рыбы и реализовать товарной продук- • цин на сумму .63 миллиона рублей». Деловой плакат. Даже новичку все ясно и понятно. А дальше вдоль причалов — огромное здание, на котором — пусто. Правда, с торца на вас глядит красоч­ ный плакат: «При обработке рыбы ноль* эуйся перчатками!». И чуть ниже: «На курить!». Тоже деловая поста+ювка во­ проса. Моа внимание привлекает здание своеобразной конструкции — коптиль* ный. завод. О том, что он коптильный, можно догадаться только по копоти над мим. Никаких указателей, никакой аги­ тации. Правда, есть веселенький плакат с одного бока, высоко, на самом кар­ низе. Яркими красками изображена, на­ до полагать, дружба, моря и берега: две подружки, а между ними парень. Одной из подружек не . позавидуешь — па­ рень демонстративно отвернулся от нее. У входа в здание стойки из металличе­ ских труб, к стойкам прикреплена рама с металлической сеткой. Что-то тут бу­ дет — плакат, призыв... Пока — пусто. В этом здании подавляющее большин- 2 ство работающих — женщины. Но по двору об этом судить трудно. Хотя и в есть небольшая клумба рядом с назван- t ным щитом. В порту еще есть закоулки, отгоро­ женные от парадного фасада совре­ менными зданиями. В одном иэ таких 5 закоулков — деревянный дом. В нем — g HeKotfcpbie службы и базовый комитет J профсоюза сельдяного флота. Перед g домом — уродливая раскоряка иэ ме~ ■ таллических труб и расщепленных до- g сок. Как видно, был. какой-то стенд, g . Об этом напоминает хорошо сделан- g ный плакат, укрепленный сбоку. И зря g напоминает — это не наглядная агита- * ция, а наоборот» . - г 8 У так называемого глубоководного пирса — огромное здание льдозавода. 5 *На самом пирсе иэ всей наглядной аги­ тации — небольшой, правда, любовно сделанный плакат: барельефное изоб­ ражение Ленина и цифра 100. С торца здания, где красиво выде­ ляется полукруглый вьктуп в виде баш­ ни, слова: «Слава труженикам моряГ» Здесь располагается часть отделов «Севрыбхолодфлота». Что это эа орга­ низация, как она работает—не известно. Иду к исходной точке. На льдозаводе вижу *транспарант, указывающий на то, что коллектив завода несет трудовую Ленинскую вахту. Чего он добился, ка­ ковы его планы — об этом ни слова. у £ в РЫБНОГО порта — несколько проходных. Главная — против переходного мостика, который длинной прямой лентой перекинулся прямо иэ города почти к самому пор­ ту. Еще сверху видна площадка перед проходной, ворота в порт. На них, в отличие от ворот, описанных выше,—па­ радная вывеска: «Мурманский ордена Ленина морской рыбный порт». Правда, эти ворота — в никуда: они наглухо заколочены, так как примыкают п о ч т вплотную к строящемуся в порту адми­ нистративному зданию. Голубой забор выдвинулся углом на площадку перед проходной. Когда то здесь, у неболь­ шого, пышно разросшегося скверика б в л стенд с портретами ветеранов пор­ та. Теперь это сооружение — в узком проходе. Портреты выцвели — их сня­ ли, установили транспарант, призываю­ щий .нести юбилейную трудовую вахту. Но транспарант, пожалуй, расположен неудачно: низко, в узком проходе, ху­ же всего — «забивается» щитом, где пешеходы предупреждаются об опас­ ностях, подстерегающих их на проезжей части порта. И снова — фотоокно с разгильдяями... По-моему, его надо ку­ да-то перенести. И найти более почет­ ное место для транспаранта. За проходной — здания рыбокомби­ ната и управления «Севрыбхолодфлота». Перед ними — щиты. Цифры планов и обязательств. О ходе соревнования — только у рыбообработчиков. Кстати, у них на стенде и обязательства коллек­ тива Астраханского ордена Ленина ры­ боконсервно-холодильного комбина­ та, с которым мурманчане соревнуются. Фасад Мурманского рыбокомбината внушителен и неплохо оформлен. Что за фасадом — разговор особый. И не только за комбинатовским. Разумеется, в смысле наглядной агитации. Еще немного об оформлении стендов. Не знаю, как на чей вкус, но мне ка­ жется неудачной такая форма поощре­ ния передовиков производства, когда их портреты помещаются на стенд «Лучшие люди». Я как-то сразу, подхо­ дя к такому стенду, автоматически счи­ таю портреты, а потом прикидываю в уме число работающих на данном пред­ приятии. Возьмем рыбокомбинат. На главном стенде портретов лучших лю­ дей — Ю. Это на десятки цехов, заво­ дов, служб, отделов?.. В каких-то ста метрах — стенд 1-го холодильного за­ вода. И на нем... 7 портретов. На стен­ де «Лучшие люди» управления «Сев­ рыбхолодфлота» — 16 портретов. Мож­ но еще привести примеры — их много. Зато на СРЗ-1 придерживаются ста­ рой, и мне кажется, лучшей формы этого вида наглядной агитации: у судо­ ремонтников — «Доска почета». И портретов — 281 Уверен*, здесь передо­ викам и ветеранам — почет и уваже­ ние! Или другой пример. Мне подсказали: хорошая традиция существует в кол­ лективе 1-го участка рыбного порта: там оперативно выпускаются «Молнии» об успехах бригад и смен. И хоть пишет­ ся сообщение мелом на щите — это приятно: виден конкретный результат труда. К сожалению, тут тоже в этом смысле не все в порядке. Одна иэ бригад грузчиков досрочно, еще в мае нынешнего года, выполнила пятилетку, По этому поводу на стене бытового, корпуса вывесили плакат, сделанный художником. Добротный плакат, но с изъяном: честь и слава воздаются... но­ меру бригады, а не людям — не назва­ но ни одной фамилии. А в этом коллек­ тиве наверняка есть достойные люди, чьим трудом и достигнут замечатель­ ный успех. И последнее впечатление от экскур­ сии. Есть святые слова, украшающие и нашу жизнь и ее отблеск — нагляд­ ную агитацию. Налример, «Миру — мир!». Большими буквами выделялся этот призыв над зданием холодильника NS 2. Посмотрите, как он сейчас выгля­ дит?... Ч ИТАТЕЛЮ, конечно, ясно, что экс­ курсия «новичка» — всего лишь журналистский прием. Когда мы по многу раз пересекаем порт во всех направлениях, «мотаемся» по кораблям и предприятиям, встречаемся со зна­ комыми людьми и кораблями, никакие плакаты и стенды не бросаются тан в глаза, но всегда коробит нас несоответ­ ствие, диссонанс в оформлении порта. А вот когда специально этим займешь­ ся, отойдя на какое-то время от всех других забот, впечатление, прямо ска­ жем, не из лучших. Прием с «новичком» для меня помог сделать открытие: порт наш не так готеприимен для моряка, как хотелось бы. Даже с точки зрения оформления. Вид зданий, наглядная агитация могут быть ярче. Они должны радовать глаз, создавать праздничное настроение. Ко­ нечно, настроение у нас хорошее — оно диктуется делами на производстве, достижением заветных рубежей в со­ ревновании, посвященном 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ле­ нина. А в этом соревновании среди ры­ баков страны Мурманский траловый флот — инициатор. Где, в каком пла­ кате, транспаранте на территории порта это отражено? Увы, нигде. Хуже того, нигде не увидишь стенда, отражающего ход соревнования, его конкретные по­ казатели- на конкретную дату. Мне мо­ гут возразить: такой щит есть на пло­ щади Пяти углов. И хорошо, что там есть. А почему здесь нет? А быть — должен* Хочется повторить: порт — родной дом моряка. И куда было бы лучше вместо яркого «пожарного» плаката ви­ деть на этом людном месте щит пере­ довых кораблей и передовых людей тралового флота. Или — на фасаде коптильного завода: место очень за ­ метное — на перекрестке путей-дорог в порту. И фасад бы от такого пла­ ката заиграл. Не говоря уж от том, что все получили бы прекрасную информа­ цию о делах одного из крупнейших ры­ бацких коллективов страны, принявшего на себя большую ответственность — быть лидерами соревнования. Мы не против «пожарных» и других плакатов, скажем, госстрахозских, кото­ рые призывают моряков застраховать свою жизнь. Вот у кого надо поучить­ ся тем, кто занят политической нагляд­ ной агитацией: у «Госстраха» плакат прост и ярок. Мимо него не пройдешь равнодушно. Труд моряка суров и опа­ сен — это по плакату сразу видно: хму­ рое штормовое море и мужественное лицо рыбака в зюйд-вестке — целая картина, гамма чувств и пережизаний. Честное слово, меня всякий раз, когда я прохожу мимо этого плаката, пресле­ дует мысль: «Рыбака художник писал с кого-то из наших хорошо известных ветеранов...». Наглядность в оформлении плакатов даже по технике безопасности — нуж­ ное дело. Была бы мера соблюдена. Об этом-то и забыли, по-^гоему, при офор­ млении порта. Как и о конкретности, злободневности (за исключением, опять-таки, пожарников), Я предвижу возражения. Например, мне могут сказать, что значительная часть наглядной агитации внутри зда­ ний — административных, культурно- бытовых. Но и тут ведь мера нужна! Скажем, на фасаде здания управ/тений тралового флота и порта есть щиты с обязательствами, с мраморной доской, где говорится о присуждении Памятных знамен. Здесь и портреты Героев Со­ циалистического Труда. * Все это хоро­ шо. А теперь сравните первый, второй и третий этажи. О первом вообще ска­ зать нечего, а вот второй и третий... Как-то неловко говорить об уюте в административном здании, но другого слова не подберу —- именно уютно на этаже портовиков. Как слишком строго, «официозно» — на тралфлотовском. И это — тоже наглядная агитация, при­ чем, очень наглядная. Конкретность дел моряков тралового флота отражается на маленькой черной доске, вывешенной при входе на тре­ тий этаж. На доске мелом пищутся центнеры, проценты. Дело нужноеі но этого явно недостаточно. Пусть бы та­ кая доска (не черная и значительно больше) стояла в порту. И сочетались бы, мне кажется, в этом стенде и кон­ кретность, и честь, и ответственность. Ответственность за судьбу плана и обя­ зательств. Посмотрел бы на такой щит моряк перед рейсом — наверняка ро­ дилось бы у него немало дельных мыс­ лей. Наглядная агитация — могучее ору­ жие в воспитательной работе. И тема разговора об этом партийном оружии очень важная и крайне необходимая. О ней можно еще многое сказать. На этот раз хочется завершить разговор пред­ ложением: надо создать штаб по офор­ млению порта. Он может разработать план оформления этих своеобразных ворот в рыбацкую столицу Заполярья. Порт должен иметь праздничный вид всегда и особенно сейчас, когда мы го­ товимся к славному юбилею. И чтобы в наглядной агитации главными героя­ ми были коллективы моряков и труже­ ников берега. Чтобы, к примеру, когда корабль подходил к причалу, на моря­ ка с плаката смотрели добрые глаза брата по труду, чтобы тут же, как в зеркале, отражались в цифрах и фак­ тах победы. На глубоководном пирсе высокие мачты, на которых установле­ ны прожекторы, к примеру — опять — прекрасное место для таких панно и плакатов. Я уверен: и в этом будет также про­ являться забота о человеке. Ради нее и живем! П. БЫСТРОУМОВ. іддддддддададввввддддддвдйвйввддйдвддааввйддддвдддддддддвммиадвдоввддйдвввдвдм jff щ+щщвщщллжлцпщц ддмяяЕшитаяи«яяя«идидввшивдрмвмч|м■■■Дмявиидамямииядяшчімиввввдддддддддддддддддзшяйдджяцйааадядаддддваддддздддя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz