Рыбный Мурман. 1969 г. Август.
о новый МОРЕПЛАВАНИЯ Как хозяйственная, тай в административная деятель ное?# министерства рыбного хозяйства СССР регулируется рядом государственных актов, в том числе н Кодексом тор тового 1 мореплавания Союза ССР^ представляющим собой правовую основу всех подза конных л ведомственных ак тов в области регулирования морского судоходства нашего государства. С і октября 1988 года Ука зом Президиума Верховного Совета СССР введен в дей ствие новый Кодекс торгового мореплавания Союза ССР вза мен утратившего -силу Кодек са 1929 г. К'новом морском Законе получили закрепление прин ципы, лежащие в основе про водимой нашим государством экономической политики в об ласти торгового мореплава ния. Кодекс 1968 г. имеет ряд су- піѳйтвецных отличий от КТМ 1929 г / ' 0 ::ц ироявшшсь, во-первых, в его структурном построе нии. Новый Кодекс но содер жит ни одного приложения. При этом некоторые из них, частично или полноетыо, пре вратились в его самостоятель ные главы. Таковыми стали главы «О государственных морских лоцманах», «О зато нувшем в море имуществе», «О морских протестах». Дру гие приложения утратила свое самостоятельное плаче вна, а содержащиеся в них правила или были рассредото чены по различным, соответ ствующим их содержанию, главам, или -были вовсе выне сены за пределы Кодекса н будут теперь составлять со держание подзаконных или ведомственных актов. Например, приложение К * 0 судоводителях и судовых механиках морского торговою флота Союза ССРа в перера ботанном виде издано в каче ство Постановления Совета Министров СССР, «О званиях яиц командного состава мор ских судов», а правила, подоб ные тем, которыо содержались в приложении IV «О мини муме судового экипажа мор ских торговых судов», соглас но ст. 40 КТМ, станут ведом ственными и для судов флота рыбного хозяйства будут ут верждаться министерством. В новый Кодекс не вклю чены такие главы старого, как «О морской перевозке в Ваграничном сообщении и в каботаже» и «О задержании судов». Однако учитывая, что некоторые, содержащиеся в них правила, не утратили своего значения, «ни были включены в другие главы Ко декса: «Общие положения», ♦Морской порт» и т. д. В то же время в новом Ко дексе появились главы, отсут ствовавшие в КТМ 1929 г. Это глава «Морской порт» и «Планирование и организация морских перевозок грузов». По-существу, новой является и глава «Общие положения», содержание которой корен ным образом отличается от главы «Вводные положения» старого Кодекса. Несмотря на происшедшую некоторую пе рестройку, новый Кодекс но претерпел коронной струк турной переработки, о чем свидетельствует его содержа ние. Другой -отличительной чер той нового Кодекса является то, что в нем закреплен по рядок нормотворческой дея тельности и установлена си стема государственного надзо ра в области торгового море- плавапия {ст. 5 и С). Обе эти функции возложе* вы на ММФ СССР с тем, что решение и разра ботка вопросов и документов определенного характера, имеющих принципиальное эпачепне для деятельности других министерств и ве домств, должна производиться с обязательным участием за интересованных сторон. В третьих, в Кодексе полу чили закреплонпе многие по ложения, отсутствующие в КТМ 1929 года. К таковым от носятся почти всо нормы, со ставляющие содержание глав «Морской порт» и «Планиро вание и организация перево- вок грузов» и большое коли чество правил из главы «Об щие иоложепия» в т. д. Об этом довольно подробно изло жено в статье А. Маковского, что освобождает от необходи мости на них останавливать ся. В то же время представля ется целесообразным рассмот реть те статьи нового Закона, которые непосредственно ре гулируют деятельность флота рыбного хозяйства СССР, так как эта сторона вопроса до сих пор в печати нигде но была освещена. Прежде всего следует от метить, что в Законе получила закрепление сложившаяся ад министративная в хозяйствен ная практика по руководству флотом рыбного хозяйства, а также нашли законодатель ное закрепление права, кото рыми располагает МРХ СССР, организуя и осуществляя это руководство. Так, новым Кодексом уста» навливается, что он регули рует отношение, возникаю щее из торгового мореплава ния и очерчивает круг этих отношений. Как следует из «т. 1 , под торговым морепла ванием понимается «Деятель ность, связанная с использо ванием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных морских промыслов...», а ст. к Закона закрепляет порядок управления судами, ведущими промысел, возлагая его на министерство рыбного хозяй ства СССР. Сложившуюся практику от ражают ст. ст. 23 и 24 (глава «Судно»), предоставляющие рыбным портам СССР право регистрации рыболовных го сударственных и колхозных судов. При этом, хотя устано вление порядка регистрации в судовых реестрах и судовых кпигах рыбопромысловых су дов предоставлено ММФ СССР, в силу Закона этот по» рядок должен быть согласо ван с МРХ СССР. Общий надзор за торговым мореплавапием возлагается на ММФ СССР (ст. 6 ) и, в част ности, за техническое состоя ние флота на его орган — Регистр СССР (ст. 29). Одна ко Закон из этого общего пра вила делает исключение, ого варивая, что за судами рыбо ловецких колхозов с мощно стью главных двигателей ме нее 75л. с. и несамоходными судами менее 80 брт. надзор осуществляется не Регистром СССР, а «органами», на кото рые этот надзор возложен министерством рыбного хо зяйства. Предоставление та кого права МРХ СССР имеет большое практическое значе ние, учитывая что численный состав флота такого характе ра достаточно велик. Весьма ответственное поста новление содержится и в ст. 37 Кодекса. Оно закрепля ет за министерством рыбного хозяйства СССР право раз рабатывать для своих кораб лей самостоятельные формы и правила ведения судовой ро ли, а также судового, машин ного и радиотелеграфного журналов. Этим самым Закон подчеркивает особенность а (Окончание на 4-й стр.) t I ПРТ «ГЕЙЗЕР» НА ПРОМЫСЛЕ. Фото С. Бабия. НА ПОМОЩЬ ПРИХОДИТ «ВАХТОЛЬ» У ПОДЪЕЗДА большого ста ринного дома на одном из ленинградских проспек тов висит табличка: «Научно-ис следовательский и конструктор ский институт механизации рыбной промышленности». В прошлом году институт от метил свое десятилетие. За этот сравнительно короткий отрезок времени многие работы коллек тива стали широко известны не только во всех рыбных бассей нах страны, по и за ео предела ми. В сверкающем зеркальными «тепами холле висят почетные дипломы Президиума Всесоюз ной торговой палаты за участие в международной выставке «Инрыбпром- 6 8 ». Вместе с директором институ та П. А. Курапцевым мы про шли но некоторым лабораториям и отделам института. В одном из помещений мерпо гудят комп рессоры, чуть колышутся стрел ки измерительных приборов на опытных установках. Здесь ра ботает коллектив технологов ла боратории консервного произ водства, руководимой О. П. Грецкой. На мою просьбу рас сказать о какой-либо интересной работе, Ольга Павловна, улы баясь, задает встречный вопросг — Как вы думаете, можно коп тить рыбу без дыма? — И про должает. — Наши предки, как и современники, работники рыбо- консервпой промышленности, от вечали до сих пор отрицательно. Водь уже много столетий все коптят рыбу древесным дымом. Коллектив лаборатории в сод ружестве с учеными лесотехни ческой академии имени С. М. Кирова и института онкологии АМН СССР уже несколько лет работает над тем, чтобы заме нить существующий процесс копчения, где преобладает тя желый руЧПОЙ Т Р У Д , ДРУГИМ , бО' асе прогрессивным. Уже разработала принципи ально новая технология бездым ного копчения рыбы специальной коптильной жидкостью, которую ученыо назвали «Вахтоль». Ее применение исключает содержа ние канцерогенных веществ в готовой продукции (а эти веще ства появляются в ней почти при всех способах копчения дымом) и значительно упроща ет технологический процесс. В несколько раз сокращается вре мя копчения, уменьшаются по тери, снижается себестоимость рыбных товаров. Технологи рассказывают о том, как они ставили первые опыты па Полесском рыбокомбинате Калининградской области. Петом «география» испытаний расши рилась, к ним подключились предприятия Мурманской и Ле нинградской областей. Одновре менно проводилось исследование готовой продукции, се химиче ского состава, вкусовых свойств, проверка на подопытных живот ных самой жидкости. В настоящее время на кафед ре гигиены питания Централь ного института усовершенство вания врачей заканчивается духгодичная проверка на живот ных продукции, обработанной «Вахтолем», после чего бездым ный способ копчения будет внедряться на всех рыбообраба тывающих предприятиях стра I ; г л Ѵ К Щ Т Е Х ѵ т т ны. Новому способу недавно дал «путевку в жизнь» и дегу стационный совет при министер стве рыбного хозяйства СССР, высоко оценивший качество представленной продукции, К нашей беседе присоединяет ся пришедший в гости к техно логам руководитель лаборатории механической обработки рыбы В. А. Солинек. Он говорит: — Видимо, бездымный способ копчения будет внедрен не сра зу, хотя является нужным и перспективным. Ведь пока он не вышел из серии опытов, я чтобы обеспечить массовое производ ство, нужно создать необходимое оборудование. Над этим уже на чали работу наши конструкторы. А пока мы стремимся усовер шенствовать процесс копчения па действующих предприятиях, сделать его более производитель ным, и в то же время умень- З а д а н и е п е р е вы п о л н е н о Из последнего рейса экипаж РТ-152 #Сосновец» доставил б порт 115 тонн высокосортного полуфабриката трески, перевыполнив рейсовое задание на 29 тонн. Добросовестно трудятся все члены экипажа. Особенно хочется отметить ударную работу матросов Иосифа Петровича Котейко и Иосифа Ивановича Циха. Имена этих товарищей занесены на судо- Доску почеіа, А. ФРОЛОВ, старший помощник капитана. шить содержание канцероген* ных веществ в копченой рыбе. Спустя несколько минут мы зашли в лабораторию, где рабо тает Виктор Александрович, че ловек, посвятивший более 30 ле? своей жизни созданию самого разнообразного оборудования для обработки рыбы. Только за последнее время коллектив конструкторов этой лаборатории создал целый ряд новых машин для механизация вроцессов обработки, таких, кан мойка мелкой рыбы, нанизка ва прутки, соледозатор для cyxorQ засола и другие. < А вот и макет механизирован* вой, беспрерывно действующей коптильной печи, которую вмел в виду В. А. Солинек, беседуя в технологами. Сейчас он расска зывает: — Мы создали два варианта таких печей — с обогревом воз духа с помощью паровых кало риферов и с выносным дымоге- нератором. Разработан такжо специальный калорифер с газо вым обогревом воздуха, монти рующийся к обычной туннель*: ной коптильной печи вместо дро вяной тонки. А сейчас ведется работа по созданию сушильно коптильного агрегата, работаю щего на инфракрасном обогро» во воздуха и исключающего при менение тележек, рамок и прутч ков. Главная цель, которую мы ставим при проектировании мз- ханизированньтх коптильных пе чей — отсутствие контакта рыбы с топочными газами, под воз действием которых и происходит образованно канцерогенных ве ществ в копченой рыбе. Сейчас в лаборатории идет ра бота над тем, чтобы сделаті»; коптильную печь универсальной* пригодной и для холодного, в для горячего кончепия. В институте разрабатываете^, полимерная тара из поииэтил#* на высокой плотности. Большой иптерес продставля* ют работы лаборатории эконо* мических исследований, где уд ляется мноіх) внимания перево ду предприятий рыбной про мышленности на новые условия планирования и экономического стимулирования. Научные сот рудники института проводят оп ределение существующего и перспективного уровня механи зации производственных процес сов добычи и обработки рыбы, анализируют основные произ водственные показатели пред приятий, выявляют их внутри производственные резервы, свя занные с внедрением повой тех ники. Коллектив института в настоя щее вромя обращает особое вни мание на дальнейшую механик зацию обработки и консервиро вания продуктов моря. В этом направлении предстоит большая совместная работа с рядом дру гих научно-исследовательских я конструкторских организаций. В. СМОЛЕНСКИЙ. «Маяк»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz