Рыбный Мурман. 1969 г. Август.
І П П П П Н Ш ЧЕЛЯБИНСК. В апреле 1920 года более ста че лябинских железнодорожников во главе с ком мунистами во время субботника отремонтирова ли с «паровозного кладбища» одни из старых локомотивов и далл ему название «Коммунар». Рабочий-художник изобразил па паровозе герб Советской республики и любовно выписал: «Впе ред, без страха и сомнения, «Коммунар!». Приближалось пятидесятилетие В. И. Ленина, в челябинские железнодорожники решили от править возрожденный их руками локомотив дорогому вождю. Паровоз повез голодающим пролетариям Москвы и ІІптера состав хлеба — подарок от уральцев. Он стал памятником и установлен яа вечпую етояпку у Дворца культуры железно дорожников в Челябинске. На снимке: паровоз «Коммупар». Фото В. Клинпницера. Фотохропика ТАСС. s: 8 ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ |] 1! И !і ми в члены КПСС В конце рейсе им оказано это высокое доверие. В постановление соб рания были эаписаны важные пункты: об активизации воспи тательной работы, об органи зации на корабле школы мо лодого коммуниста. У пяти мо ряков кзндидатский стаж исте- СТАНОВЛЕНИЕ ЭКИПАЖА Б ОЛЬШОЙ рефрижера торный траулер «Боль шевик», принадлежа* щий «Мурм&нсельди», сделал реето два промысловых рей- са. Мы только что вернулись В родной порт, выполнив зада ние по добыче рыбы и выпус ку пищевой рыбной продук* ции. Два рейса — срок неболь шой» Коллектив, можно ска зать, переживает пору станов ления. О том, что в составе экипажа много новичков, го ворит такой факт: в послед- ном рейсе в профсоюз при нято М моряков. Ясно, что это • основном демобилизованные воины. В течение двух рейсов обра зовалось крепкое ядро экипа же. Этому способствует все мерно партийная организация, а составе которой 22 *омму- «иста — число немалое для корабля такого типа. Работа судовой партийной Организации ведется по плану» Он традиционеи для промыс* лового корабля. В последнем рейсе провели несколько соб раний. Коротко расскажу об одном из них, когда на повест ке дня стоял вопрос: «Рост рядов партийной организации и работа с молодыми комму нистами». Партбюро (секре* тарь механик-наладчик Алек* сей Иванович Харламов) к соб ранию начало готовиться за ранее. Старшему механику коммунисту Александру Ни* колаеаичу Макаршину было поручено сделать доклад. Соб рание было открытым, мы при гласили всех комсомольцев и беспартийных моряков. В их числе — мастера лова комсо молец, член комсомольского бюро Виталий Шелагин и бес партийный Алексей Петрович Павлов, которые уже готови лись к вступлению кандидата- кает в октябре—ноябре ны нешнего года, еще двое — член бюро ВЛКСМ матрос Ев гений Образцов и активист штаба «Комсомольского про жектора» матрос Виктор Боб ров — готовятся стать канди датами партии. Они и занима ются в этой школе. Активно действовала сеть политического просвещения. Капитан коммунист Николай Прокопьевич Сорокин вел за нятия в школе основ марксиз ма-ленинизма (второго года обучения), мне было поруче- йа работа пропагандиста в начальной политшколе, где мы изучали биографию Владимира Ильича Ленина. Ответствен ное поручение было и у кан дидата в члены КПСС второго механика Федора Константи новича Жмакова —- он прово дил беседы о партии с ком» сомольцами судна. Судовой комитет профсоюза был душой многих интересных дел на корабле. О действен ности судкома, который воз главляет коммунист электро* радионавигатор Виталий Афа насьевич Шимко, можно су дить, например, по таким дан ным: 95 процентов членов экипажа имеют индивидуаль ные обязательства по борьбе за звание ударника коммуни стического гтруда. В первом рейсе 17 моряков были удо стоены этого высокого зва ния, во втором рейсе они его подтвердили, а их семья по полнилась еще 21 моряком. Назову несколько фамилий. Стал ударником коммунисти ческого труда четоертый штур ман, секретарь комсомольской организации Владимир Сапро нов. Этот молодой специалист сделал еще только два рейса в командной должности, но уже зарекомендовал себя знающим промысловиком, за воевал авторитет коллектива. Под стать ему матрос-рыбооб работчик Евгений Образцов. Недавно он демобилизовался из рядов Советской Армин« морская профессия ему нра вится — Евгений готовится к поступлению в среднее море ходное училище. Четвертый механик коммунист Иван Пет рович Гаршин — председа тель судовой группы нерод ного контроля. Весь экипаж, равняясь на передовиков, старается ис пользовать все возможности для продуктивной работы. Не даром в течение рейса нам трижды присваивался приз «Рыбацкая доблесть». Однаж ды, когда мы должны были сдавать продукцию на плав базу, сложилась токая обста новка, при которой экипаж мог бы потерять бесполезно двое суток. По предложению коммунистов была сделана ра бота, которая помогла нам из бежать простоя. Мы произве ли перегрузку 70 тысяч кон сервных банок из консервного трюма в трюм рыбной муки» Работали дружно, став цепоч кой между трюмами. Освобо дившаяся емкость позволила нем выработать дополнитель но и разместить 50 тонн пище вой продукции. А в это время подошла наша очередь для разгрузки. Корабли типа БМРТ в сель дяном флоте все больше за нимают ведущее положение* Я думаю, что экипаж «Боль шевика» добьется в будущем высоких показателей. Для это го есть все условия, Главное—*» образовавшееся крепкое ядро экипажа из коммунистов, ком сомольцев и активистов проф союза. / Ю. КАМЕНСКИЙ, пер вый помощник капита на БМРТ-350 «Больше вик». * с КАЖУ откровенно, я не сразу взялся за перо, хотя поначалу после «вершившегося, было острей шее желание повести разговор lib горячим следам. А потом — долгое раздумье: «Стоит ли вы носить сор из избы?» Время да вдобавок еще и море, всякие раны зарубцовывает. Может быть, все, действительно, забу дется?.. Но нет, не забылось! Наобо рот, после того, о чем сейчас пойдет речь, последовала серия таких *ЧЛз, после которых молчать, — значит, ставить под удар 90 членов экипажа БМРТ- 258 «Чехов», которых, разуме ется, не могли не коснуться моменты «бытия» одного из за метных на корабле моряков, вернее, глатаі коллектива — хапитана. Конкретно — Алек сандра Ивановича Петрова. Из всех событий тех дней мне запомнилось особенно им провизированное партийное Собрание 8 марта, где стоял единственный вопрос: прием кандидатом в члены КПСС матроса Гайдара. Он списы вался с судна, поэтому мы ни чего против такой импровиза ции не имели. Все проголосо вали «за», рекомендующие ска зали много добрых слов на путствия Гайдару. На этом соб рание закончилось. Я в своем сознании подытожил: «Прием в партию, как перед боем». Все четко, ясно. Спустя минуту слово для объявления было предоставле но капитану. Невысокого роста, крепкий, с приятной внешно стью, безукоризненно одетый и подтянутый, капитан произво дил хорошее впечатление. Ка питан ровно начал: — Товарищи коммунисты, после уничтожения девиации— на промысел. Благодарю за организацию отхода. Думаю, что вы своим примером не да дите повода другим членам экипажа «сорваться» на отхо де, который совпал со значи тельной для всех нас, мужчин, датой. Капитан БМРТ-258 -«Чехов» Александр Иванович Петров вызывал у меня явную симпа тию. Подумалось: «С ним, ви димо, легко работать». И вот рейс начался. Из опы та других плаваний, когда ка питан и его первый помощник доводят с первых же дней до моряков рейсовое задание, ста вят задачи перед экипажем, я предполагал, что так будет и на этом корабле. Но проходили сутки, вторые, пятые, а многие еще и не видели в лицо свое го капитана. Следовали вполне законные вопросы: «Куда идем? Каково задание?». Отвечали, как могли, делали многократные попытки «выяс нить текущий момент» у капи тана Петрова и первого помощ ника капитана Сорокина, но попасть в их каюты было не нии, а в салоне... И такое — в начале рейса! Коммунист Матвеев подаст заявление в партийную органи зацию. Несколько дней оно ос тается без движения, так как замки соответствующих кают снова захлопнулись. Наконец, в дёнь «просветления» Петрова, кстати, в день его рождения, — дважды виновник, двух прямо противоположных дат — ком мунист Петров держал ответ на партийном собрании. Я бывал на многих партий ных собраниях, будем откро венны, сам держал ответ за свои поступки перед коммуни стами, но в этот день произош ло что-то непонятное, неожи данное: виновник не только не сказал: «Спишись капитаи с борта — экипаж не спохватил ся бы». Рейс продолжался вне зависимости от присутствия на борту Александра Ивановича Петрова. Но так как Петров все же ос тавался капитаном, все должны были считаться с фактом его присутствия на борту, да еще в условиях долгого автономного плавания. Тем более, что время от времени капитан напоминал о себе приказами, вывешиваю щимися на доске объявлений. Опережая события, скажу: в последующее после «ЧП» в н а чале рейса время Петров нало мал'столько дров, что щепки от этой работы, хотел он этого или не хотел, коснулись личного со- ІІІІІ111ІШІІіиіШІІШШІІШІП1ІШІІІІІІіиіІІІШ!ІІІІІІІІІІІ>ІІІІІІІІІІІІІІШІІШІІІІІ4ІІ!ІІІІІІІІІІІШІІІІІІІ!ІШІІІШІІШШіиіШе К О Г Д А К А П И Т А Н Ы Е Ф Л А Г к о р а б л я : ШІІШІІІ<ІІІІІШІ<ІШІІИІШІІІІШШІІІІІІІІІІІШІШІ!ІІ!ІШІ!ІПМІ!!ІІШІІІІІІІШІІІІ!ІІІШІІМІШІШІІІІІ.|НІІИІІІІІІІІІІ11ШІШ> возможно. Там (а это все зна ли, на корабле не спрячешься и за семью замками) вершилось то, от чего предостерегал капи тан на отходе: «срыв». Много дневный «срыв» на высшем уровне. И вдруг... Об этом даже сей час, когда прошло почти четы ре месяца, говорить тяжело. А ведь было, было! Дверь капи танской каюты, наконец, рас пахнулась, и он, белым днем нанес визит «вежливости» стар шему механику Александру Матвеевичу Матвееву. Итог •визита — крик о помощи из каюты «деда» и следы руко прикладства на его лице. А проще — капитан Петров из бил старшего механика Матве ева при исполнении служебных обязанностей. Экипаж загудел, как улей. Еще бы! Легко ли смотреть на пожилого человека, отдавшего всю жизнь флоту, как он при ходит на обед с синяками на лице, после всех, и не на свое штатное место, в кают-компа считает себя виноватым в чрез вычайном происшествии на ко рабле, а даже пытается дока зать, что его действия были за конными. Оно и сейчас, это собрание, у меня в памяти, тем более, что у меня на нем были самые сложные функции — председателя. В острых выска зываниях коммунистов в адрес Петрова я хорошо чувствовал подоплеку, которую никак нельзя было не принять во внимание — было все-таки на чало рейса. После собрания мое первое впечатление о Петрове рассея лось, как дым. Появилась даже антипатия. Особенно после то го, как тут же, после собрания, Александр Иванович Петров поблагодарил меня за его веде ние. Примирение — примирением, а зерна — сорняки раздора — были брошены и дали, как и следовало ожидать, богатый урожай ядовитых «злаков». На протяжении всего рейса экипаж почти не видел капи тана, и один из моряков точно става больше, нежели резонанс от его драки. В связи с этим разговором мне, просто говоря, жалко пер вого помощника капитана Константина Анатольевича Со рокина, хорошего человека, ум ного, эрудированного политра ботника, по воле случая, а, мо жет быть, по простой человече ской доверчивости попавшего косвенно в «капитанскую» ис торию, и это, пожалуй, главная причина того, что Сорокин не сработал в рейсе так, как мог бы в силу своих способностей. Я знаю, сейчас’ он пережива ет перипетии рейса острее всех нас, вместе взятых, членов экипажа. В порядочности Сорокина я нисколько не сомневаюсь. Сво ему промаэіу он даст правиль ную оценку. Но это — небольшое отступ ление. А что же было дальше? К чему привела самоизоляция капитана? Отвечая на этот вопрос, мне не хочется смаковать после дующие за первой капитанской дракой многие другие. Их ко личество выражается двухзнач ной цифрой. Плюс к этому — браговарёние на корабле и про чее другое, о чем даже и не хочется говорить. Капитан, жестоко скомпро метировавший себя, на все происходящее закрывал глаза* а если и делал попытки при нять каки е -то ' *?еры, то они выглядели нелепо, и изданные по таким поводам приказы, разумеется, авторитета не име ли. Коммунисты - корабля, зам. секретаря партийной органи зации второй механик тов. Ма тера очень тактично подсказы вали Александру Ивановичу Петрову, как правильно выпра вить положение, но капитан усматривал в действиях ком мунистов посягательство на капитанские права и, потрясая Уставом службы, откровенно игнорировал мнение партийной организации, не останавлива ясь перед оскорблениями в ад рес нижестоящих' по служебно му положения» Товарищей. Почитайте протоколы пар тийных собраний на БМРТ-258 •♦Чехов» за период, о котором я пишу, и вам сразу будет вид но лицо капитана Петрова, че ловека до крайности самолю бивого, властолюбивою, с боль шим гонором, обладающего та кими качествами, которые явно не совместимы с капитанским званием. Я намеренно не хочу сейчас говорить о том, как БМРТ «Чехов» вел промысел, по тому, что капитан Петров был равнодушен к каждому тралению, не говоря уже о его посещениях рабочих мест. В этом деле ему судья — руко водство флота. Все, что произошло за по следний рейс на БМРТ-258 «Че хов», — не скроешь от моряков других судов. Фамилию капи тана они отождествляют С именем корабля. И в том, что славное название корабля за пятнано, тягчайшая вина капи тана Петрова. Е. ЯКОВЛЕВ, электрик БМРТ-258 «Чехов», наш внештатный корреспон дент,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz