Рыбный Мурман. 1969 г. Август.

І П П П П Н Ш ЧЕЛЯБИНСК. В апреле 1920 года более ста че­ лябинских железнодорожников во главе с ком­ мунистами во время субботника отремонтирова­ ли с «паровозного кладбища» одни из старых локомотивов и далл ему название «Коммунар». Рабочий-художник изобразил па паровозе герб Советской республики и любовно выписал: «Впе­ ред, без страха и сомнения, «Коммунар!». Приближалось пятидесятилетие В. И. Ленина, в челябинские железнодорожники решили от­ править возрожденный их руками локомотив дорогому вождю. Паровоз повез голодающим пролетариям Москвы и ІІптера состав хлеба — подарок от уральцев. Он стал памятником и установлен яа вечпую етояпку у Дворца культуры железно­ дорожников в Челябинске. На снимке: паровоз «Коммупар». Фото В. Клинпницера. Фотохропика ТАСС. s: 8 ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ |] 1! И !і ми в члены КПСС В конце рейсе им оказано это высокое доверие. В постановление соб­ рания были эаписаны важные пункты: об активизации воспи­ тательной работы, об органи­ зации на корабле школы мо­ лодого коммуниста. У пяти мо­ ряков кзндидатский стаж исте- СТАНОВЛЕНИЕ ЭКИПАЖА Б ОЛЬШОЙ рефрижера­ торный траулер «Боль­ шевик», принадлежа* щий «Мурм&нсельди», сделал реето два промысловых рей- са. Мы только что вернулись В родной порт, выполнив зада­ ние по добыче рыбы и выпус­ ку пищевой рыбной продук* ции. Два рейса — срок неболь­ шой» Коллектив, можно ска­ зать, переживает пору станов­ ления. О том, что в составе экипажа много новичков, го­ ворит такой факт: в послед- ном рейсе в профсоюз при­ нято М моряков. Ясно, что это • основном демобилизованные воины. В течение двух рейсов обра­ зовалось крепкое ядро экипа­ же. Этому способствует все­ мерно партийная организация, а составе которой 22 *омму- «иста — число немалое для корабля такого типа. Работа судовой партийной Организации ведется по плану» Он традиционеи для промыс* лового корабля. В последнем рейсе провели несколько соб­ раний. Коротко расскажу об одном из них, когда на повест­ ке дня стоял вопрос: «Рост рядов партийной организации и работа с молодыми комму­ нистами». Партбюро (секре* тарь механик-наладчик Алек* сей Иванович Харламов) к соб­ ранию начало готовиться за­ ранее. Старшему механику коммунисту Александру Ни* колаеаичу Макаршину было поручено сделать доклад. Соб­ рание было открытым, мы при­ гласили всех комсомольцев и беспартийных моряков. В их числе — мастера лова комсо­ молец, член комсомольского бюро Виталий Шелагин и бес­ партийный Алексей Петрович Павлов, которые уже готови­ лись к вступлению кандидата- кает в октябре—ноябре ны­ нешнего года, еще двое — член бюро ВЛКСМ матрос Ев­ гений Образцов и активист штаба «Комсомольского про­ жектора» матрос Виктор Боб­ ров — готовятся стать канди­ датами партии. Они и занима­ ются в этой школе. Активно действовала сеть политического просвещения. Капитан коммунист Николай Прокопьевич Сорокин вел за­ нятия в школе основ марксиз­ ма-ленинизма (второго года обучения), мне было поруче- йа работа пропагандиста в начальной политшколе, где мы изучали биографию Владимира Ильича Ленина. Ответствен­ ное поручение было и у кан­ дидата в члены КПСС второго механика Федора Константи­ новича Жмакова —- он прово­ дил беседы о партии с ком» сомольцами судна. Судовой комитет профсоюза был душой многих интересных дел на корабле. О действен­ ности судкома, который воз­ главляет коммунист электро* радионавигатор Виталий Афа­ насьевич Шимко, можно су­ дить, например, по таким дан­ ным: 95 процентов членов экипажа имеют индивидуаль­ ные обязательства по борьбе за звание ударника коммуни­ стического гтруда. В первом рейсе 17 моряков были удо­ стоены этого высокого зва­ ния, во втором рейсе они его подтвердили, а их семья по­ полнилась еще 21 моряком. Назову несколько фамилий. Стал ударником коммунисти­ ческого труда четоертый штур­ ман, секретарь комсомольской организации Владимир Сапро­ нов. Этот молодой специалист сделал еще только два рейса в командной должности, но уже зарекомендовал себя знающим промысловиком, за­ воевал авторитет коллектива. Под стать ему матрос-рыбооб­ работчик Евгений Образцов. Недавно он демобилизовался из рядов Советской Армин« морская профессия ему нра­ вится — Евгений готовится к поступлению в среднее море­ ходное училище. Четвертый механик коммунист Иван Пет­ рович Гаршин — председа­ тель судовой группы нерод­ ного контроля. Весь экипаж, равняясь на передовиков, старается ис­ пользовать все возможности для продуктивной работы. Не­ даром в течение рейса нам трижды присваивался приз «Рыбацкая доблесть». Однаж­ ды, когда мы должны были сдавать продукцию на плав­ базу, сложилась токая обста­ новка, при которой экипаж мог бы потерять бесполезно двое суток. По предложению коммунистов была сделана ра­ бота, которая помогла нам из­ бежать простоя. Мы произве­ ли перегрузку 70 тысяч кон­ сервных банок из консервного трюма в трюм рыбной муки» Работали дружно, став цепоч­ кой между трюмами. Освобо­ дившаяся емкость позволила нем выработать дополнитель­ но и разместить 50 тонн пище­ вой продукции. А в это время подошла наша очередь для разгрузки. Корабли типа БМРТ в сель­ дяном флоте все больше за­ нимают ведущее положение* Я думаю, что экипаж «Боль­ шевика» добьется в будущем высоких показателей. Для это­ го есть все условия, Главное—*» образовавшееся крепкое ядро экипажа из коммунистов, ком­ сомольцев и активистов проф­ союза. / Ю. КАМЕНСКИЙ, пер­ вый помощник капита­ на БМРТ-350 «Больше­ вик». * с КАЖУ откровенно, я не сразу взялся за перо, хотя поначалу после «вершившегося, было острей­ шее желание повести разговор lib горячим следам. А потом — долгое раздумье: «Стоит ли вы­ носить сор из избы?» Время да вдобавок еще и море, всякие раны зарубцовывает. Может быть, все, действительно, забу­ дется?.. Но нет, не забылось! Наобо­ рот, после того, о чем сейчас пойдет речь, последовала серия таких *ЧЛз, после которых молчать, — значит, ставить под удар 90 членов экипажа БМРТ- 258 «Чехов», которых, разуме­ ется, не могли не коснуться моменты «бытия» одного из за­ метных на корабле моряков, вернее, глатаі коллектива — хапитана. Конкретно — Алек­ сандра Ивановича Петрова. Из всех событий тех дней мне запомнилось особенно им­ провизированное партийное Собрание 8 марта, где стоял единственный вопрос: прием кандидатом в члены КПСС матроса Гайдара. Он списы­ вался с судна, поэтому мы ни­ чего против такой импровиза­ ции не имели. Все проголосо­ вали «за», рекомендующие ска­ зали много добрых слов на­ путствия Гайдару. На этом соб­ рание закончилось. Я в своем сознании подытожил: «Прием в партию, как перед боем». Все четко, ясно. Спустя минуту слово для объявления было предоставле­ но капитану. Невысокого роста, крепкий, с приятной внешно­ стью, безукоризненно одетый и подтянутый, капитан произво­ дил хорошее впечатление. Ка­ питан ровно начал: — Товарищи коммунисты, после уничтожения девиации— на промысел. Благодарю за организацию отхода. Думаю, что вы своим примером не да­ дите повода другим членам экипажа «сорваться» на отхо­ де, который совпал со значи­ тельной для всех нас, мужчин, датой. Капитан БМРТ-258 -«Чехов» Александр Иванович Петров вызывал у меня явную симпа­ тию. Подумалось: «С ним, ви­ димо, легко работать». И вот рейс начался. Из опы­ та других плаваний, когда ка­ питан и его первый помощник доводят с первых же дней до моряков рейсовое задание, ста­ вят задачи перед экипажем, я предполагал, что так будет и на этом корабле. Но проходили сутки, вторые, пятые, а многие еще и не видели в лицо свое­ го капитана. Следовали вполне законные вопросы: «Куда идем? Каково задание?». Отвечали, как могли, делали многократные попытки «выяс­ нить текущий момент» у капи­ тана Петрова и первого помощ­ ника капитана Сорокина, но попасть в их каюты было не­ нии, а в салоне... И такое — в начале рейса! Коммунист Матвеев подаст заявление в партийную органи­ зацию. Несколько дней оно ос­ тается без движения, так как замки соответствующих кают снова захлопнулись. Наконец, в дёнь «просветления» Петрова, кстати, в день его рождения, — дважды виновник, двух прямо противоположных дат — ком­ мунист Петров держал ответ на партийном собрании. Я бывал на многих партий­ ных собраниях, будем откро­ венны, сам держал ответ за свои поступки перед коммуни­ стами, но в этот день произош­ ло что-то непонятное, неожи­ данное: виновник не только не сказал: «Спишись капитаи с борта — экипаж не спохватил­ ся бы». Рейс продолжался вне зависимости от присутствия на борту Александра Ивановича Петрова. Но так как Петров все же ос­ тавался капитаном, все должны были считаться с фактом его присутствия на борту, да еще в условиях долгого автономного плавания. Тем более, что время от времени капитан напоминал о себе приказами, вывешиваю­ щимися на доске объявлений. Опережая события, скажу: в последующее после «ЧП» в н а ­ чале рейса время Петров нало­ мал'столько дров, что щепки от этой работы, хотел он этого или не хотел, коснулись личного со- ІІІІІ111ІШІІіиіШІІШШІІШІП1ІШІІІІІІіиіІІІШ!ІІІІІІІІІІІ>ІІІІІІІІІІІІІІШІІШІІІІІ4ІІ!ІІІІІІІІІІІШІІІІІІІ!ІШІІІШІІШШіиіШе К О Г Д А К А П И Т А Н Ы Е Ф Л А Г к о р а б л я : ШІІШІІІ<ІІІІІШІ<ІШІІИІШІІІІШШІІІІІІІІІІІШІШІ!ІІ!ІШІ!ІПМІ!!ІІШІІІІІІІШІІІІ!ІІІШІІМІШІШІІІІІ.|НІІИІІІІІІІІІІ11ШІШ> возможно. Там (а это все зна­ ли, на корабле не спрячешься и за семью замками) вершилось то, от чего предостерегал капи­ тан на отходе: «срыв». Много­ дневный «срыв» на высшем уровне. И вдруг... Об этом даже сей­ час, когда прошло почти четы­ ре месяца, говорить тяжело. А ведь было, было! Дверь капи­ танской каюты, наконец, рас­ пахнулась, и он, белым днем нанес визит «вежливости» стар­ шему механику Александру Матвеевичу Матвееву. Итог •визита — крик о помощи из каюты «деда» и следы руко­ прикладства на его лице. А проще — капитан Петров из­ бил старшего механика Матве­ ева при исполнении служебных обязанностей. Экипаж загудел, как улей. Еще бы! Легко ли смотреть на пожилого человека, отдавшего всю жизнь флоту, как он при­ ходит на обед с синяками на лице, после всех, и не на свое штатное место, в кают-компа­ считает себя виноватым в чрез­ вычайном происшествии на ко­ рабле, а даже пытается дока­ зать, что его действия были за ­ конными. Оно и сейчас, это собрание, у меня в памяти, тем более, что у меня на нем были самые сложные функции — председателя. В острых выска­ зываниях коммунистов в адрес Петрова я хорошо чувствовал подоплеку, которую никак нельзя было не принять во внимание — было все-таки на­ чало рейса. После собрания мое первое впечатление о Петрове рассея­ лось, как дым. Появилась даже антипатия. Особенно после то­ го, как тут же, после собрания, Александр Иванович Петров поблагодарил меня за его веде­ ние. Примирение — примирением, а зерна — сорняки раздора — были брошены и дали, как и следовало ожидать, богатый урожай ядовитых «злаков». На протяжении всего рейса экипаж почти не видел капи­ тана, и один из моряков точно става больше, нежели резонанс от его драки. В связи с этим разговором мне, просто говоря, жалко пер­ вого помощника капитана Константина Анатольевича Со­ рокина, хорошего человека, ум­ ного, эрудированного политра­ ботника, по воле случая, а, мо­ жет быть, по простой человече­ ской доверчивости попавшего косвенно в «капитанскую» ис­ торию, и это, пожалуй, главная причина того, что Сорокин не сработал в рейсе так, как мог бы в силу своих способностей. Я знаю, сейчас’ он пережива­ ет перипетии рейса острее всех нас, вместе взятых, членов экипажа. В порядочности Сорокина я нисколько не сомневаюсь. Сво­ ему промаэіу он даст правиль­ ную оценку. Но это — небольшое отступ­ ление. А что же было дальше? К чему привела самоизоляция капитана? Отвечая на этот вопрос, мне не хочется смаковать после­ дующие за первой капитанской дракой многие другие. Их ко­ личество выражается двухзнач­ ной цифрой. Плюс к этому — браговарёние на корабле и про­ чее другое, о чем даже и не хочется говорить. Капитан, жестоко скомпро­ метировавший себя, на все происходящее закрывал глаза* а если и делал попытки при­ нять каки е -то ' *?еры, то они выглядели нелепо, и изданные по таким поводам приказы, разумеется, авторитета не име­ ли. Коммунисты - корабля, зам. секретаря партийной органи­ зации второй механик тов. Ма­ тера очень тактично подсказы­ вали Александру Ивановичу Петрову, как правильно выпра­ вить положение, но капитан усматривал в действиях ком­ мунистов посягательство на капитанские права и, потрясая Уставом службы, откровенно игнорировал мнение партийной организации, не останавлива­ ясь перед оскорблениями в ад­ рес нижестоящих' по служебно­ му положения» Товарищей. Почитайте протоколы пар­ тийных собраний на БМРТ-258 •♦Чехов» за период, о котором я пишу, и вам сразу будет вид­ но лицо капитана Петрова, че­ ловека до крайности самолю­ бивого, властолюбивою, с боль­ шим гонором, обладающего та­ кими качествами, которые явно не совместимы с капитанским званием. Я намеренно не хочу сейчас говорить о том, как БМРТ «Чехов» вел промысел, по­ тому, что капитан Петров был равнодушен к каждому тралению, не говоря уже о его посещениях рабочих мест. В этом деле ему судья — руко­ водство флота. Все, что произошло за по­ следний рейс на БМРТ-258 «Че­ хов», — не скроешь от моряков других судов. Фамилию капи­ тана они отождествляют С именем корабля. И в том, что славное название корабля за ­ пятнано, тягчайшая вина капи­ тана Петрова. Е. ЯКОВЛЕВ, электрик БМРТ-258 «Чехов», наш внештатный корреспон­ дент,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz