Рыбный Мурман. 1969 г. Апрель.
±3!IUIft»lim<IIII4!llllt!!l!t»!ienillllll«Mf4ll»ftll!!l«H1lltll!»ltl!ll иМШ іНІІНІІІІІІІІІІІІШ ІІНШ ІШ ІІШШ ІІШШ ІІІІШШ ІІІІНІІІІІІІШШШ ІІМ ІІІІІІІІІШ ІШ ІШНІШ ІІШ ІІШШ ІІШ ІШ ІІННПШ ІІШ ІІІІНІШШ ІШ І s 5 £ s s 1 3 5 5 5Г Э ТА ТРЕВОЖНАЯ ВЕСТЬ пришла на ко рабли и берег в тот же вечер. Было отчего встрево житься мурманчанам: в Кольском заливе столкну лись два крупных корабля. Авария всегда вызывает острое чувство досады: как могло, случиться, что руко водители экипажей, кото рым доверены судьбы ко раблей и моряков, не спра вились со своими обязанно стями, Допустили грубейшие нарушения требований уста вов, законоположений по безопасности мореплавания? Бывают, конечно, смягчаю щие вину обстоятельства: сложные погодные условия, стихийные бедствия, неожи данный выход из строя тех ники и т. д. Здесь все зави село от капитанов. Столкну лись транспортные рефри жераторы «В. Лягин» и «И. Айвазовский», однотипные современные суда, принад лежащие «Севрыбхолодфло- ту». Наша инспекция тщатель но провела расследование этой аварии. Документы со ставили объемистый том. Шаг за шагом проследили мы за действиями капита нов аварийных судов. И вот кокая представилась карти на. Вечером 24 марта с. г. транспортный рефрижера тор «Б. Лягин» готовился к выходу в район промысла. Корабль стоял на северном рейде Мурманского порта. Все электрорадионавигацл- онкые приборы (2 радиоло- натора, гирокомпас, радио пеленгатор, лаг, эхолоты), а также главные двигатели и вспомогательные механизмы находились в исправном со стоянии. В 20 часов на вахту засту пил третий помощник капи тана Белицин В. А. и матро сы первого класса Попов A, Г. и Володькин В. И. Ка питан Гайдовский Р. Р. на ходился ка мостике. По его приказанию была включена радиолокационная станция «Дон», в машинное отделе ние передано распоряжение приготовить к работе три главных двигателя. В 20 часов 10 минут судно было готово к плаванию и не снималось с якоря толь ко потому, что еще не был отведен от борта танкер «За- хребетный», снабжавший топливом транспортный рефрижератор «В. Лягин». В 20 часов 17 минут танкер от вели. В 20 часов 45 минут «В. Лягин» снялся с якоря. Выли включены ходовые ог ни, согласно ППСС. Дали ма лый ход вперед и последо вали на выход из Кольско го залива. Управление судном осу ществлял капитан Гайдов ский Р. Р. На полубаке на ходились боцман Петров И. А. и матрос Моисеев B. И., которые готовили яко ря к немедленной отдаче. В 21.00 произошла смена рулевых: матрос Володькин сменил матроса Попова. В это время прямо по курсу был обнаружен буксир, иду щий на выход из Кольско го залива. Примерно через Б минут «В. Лягин» догнал буксирное судно и, оставляй его справа на дистанций 1 кабельтова, начал обго нять. В 21 час 13 минут бук сир был обойден и оставлен за кормой. Во время обгона, в 21 час 6 минут, когда «В. Лягин» находился на тра верзе мыса Мохнаткин и следовал со скоростью ^ у з лов, капитаном Гайдовский прямо по носу были обнару жены огни судна: два топа» вых (белые) и один бортовой (зеленый). Посчитав, что об наруженное судно пересека ет Кольский залив с запада на восток, капитан Гайдов ский изменил курс влево на 4 градуса, приняв решение пройти под кормой упЙМя* иутого судна (которым впо следствии оказался транс портный рефрижератор «И. Айвазовский», находившийся на курсе 232 градуса до по ворота на рекомендованный курс 253,5° В 21 час 13 минут на ТР «В. Лягин» заметили, что ТР «И. Айвазовский» начал по ворот вправо и показал сна чала оба бортовых огня (зе леный и красный), а затем один бортовой огонь (крас ный). Ход сбавили до сред него. Несмотря на то, что напра вление движения встречного судна стало очевидным, ка питан ТР «В. Лягин» Гай довский продолжал изме нять свой курс влево, пыта ясь пересечь курс ТР «И. Айвазовский» по носу и ра зойтись с ним правыми бор тами. Для этого руль был переложен лево 10 ®, ход уве личен до полного вперед. Через одну минуту руль был переложен лево на борт. В 21 час 16 минут капитан ТР «В. Лягин» Гайдовский сторону фарватера, изме нил курс вправо еще на 10 градусов, сопроводив и этот маневр одним корот ким звуковым сигналом. Е 21 чае 17 минут (по записям в судовом журна ле ТР «И. Айвазовский»), усматривая, что ТР «В. Ля гин» не реагирует на пода ваемые звуковые сигналы, а продолжает уклоняться влево, то есть следует на пе- ресечку курса, капитан Стойков А. С. приказал ру левому положить руль лево на борт, а сам перевел ма шину на полный ход назад и дал три коротких звуко вых сигнала. Суда продол жали быстро сближаться, и в 21 час 20 минут (по судо вым часам ТР «И. Айвазов ский») произошло столкно вение. Время столкновения в этот момент не фиксиро валось, а было записано после определения места столкновения. При расследовании столк новения Севгосрыбфлотин- вания в Кольском заливе. Кстати, надо отметить, что 25 декабря 1967 года капитан Гайдовский, командуя ТР «В. Лягин», имел столкнове ние своего судна с РТ-90 «Мончегорск», принадле жащим Архангельскому траловому флоту, в Коль ском заливе у мыса Пинаго- рий. Маневрируя при рас хождении с РТ-90, капитан Гайдовский д о п у с т и л неправильные действия, предприняв попытку укло ниться влево и разойтись со встречным судном пра выми бортами, что привело к столкновению. Как вид но, это нарушение капитана Гайдовского ничему не на учило, он его в марте ны нешнего года повторил. Анализ обстоятельств столкновения ТР «В. Лягин» с ТР «И. Айвазовский» по казывает, что капитан Гай довский, усматривая топо вые и бортовой (зеленый) огни, должен был знать, что встречное судно находится севернее точки поворота у ’ ѵ Г " Внимание: авария! ЕСЛИ В И Н О В А Т понял, что принятое им ре шение—разойтись со встреч ным судном правыми борта ми — ведет к неизбежному столкновению. В последний момент, для уменьшения си лы удара, главным двигате лям был дан самый полный ход вперед, а руль перело жен на правый борт. При нятыми мерами избежать столкновения не удалось, и в 21 час 17 минут (по судо* бы м часам ТР «В. Лягин») суда столкнулись. В ЭТОТ ДЕНЬ транспорт ный рефрижератор «И. Айвазовский» под командованием капитана Стойкова А. С. шел с пол ным грузом мороженой ры бы в Мурманск. ТР «И. Ай вазовский» и ТР «В. Лягин» имеют одинаковое оснаще ние электрорадионавигаци- онными приборами. Эти приборы, главные двигатели И вспомогательные механиз мы на ТР «И. Айвазовский» также были в рабочем со стоянии. По заявлению капитана Стойкова А. С., за несколько минут до поворота на истин ный курс 253,5° (примерно за 2 —3 минуты), он усмотрел на курсовом углу около 15° правого борта буксирное суд но с буксиром, идущее на выход из Кольского залива, а за ним судно, идущее в том же направлении. Курсо вой угол был определен «на глаз». В 21 час 15 минут, опреде лив место судна по пеленгу и расстоянию до маяка Ве ликий, по распоряжению ка питана ТР «И. Айвазов ский» лег на истинный курс 253,5°. В это время за* метили, что судно (впослед ствии оказавшееся ТР «В. Лягин») обгоняет буксир, оставляя его со своей пра> вой стороны. Для безопас* ного расхождения капитан приказал взять рулевому еще правее рекомендовать ного курса на 2,°5'. При осу? ществлении этого маневра был дан один короткий зву« ковой сигнал тифоном. В 21 Час 16 минут капитан ТР «И. Айвазовский» Стой кое А. С. для того, чтобьі дать больше свободы дл А маневрирования встречно му судну й рассчитывая, что оно после обгона буксй- ра изменит свой курс вправо для выхода на свою правуіЬ спекция установила: доку менты и материалы, пред ставленные капитанами столкнувшихся судов, не от ражают в полной мере дей ствительных обстоятельств столкновения. Записи в су довых журналах обоих су дов о месте и времени столкновения противоречи вы. Судовой журнал на ТР «Виктор Лягин» заполнен по 20 часов 00 минут 24 мар та, на ТР «И. Айвазовский» оч велся без нарушений. В черновом судовом журнале ТР «Виктор Лягин» имеются лишь очень сокращенные записи, на ТР «И. Айвазов ский» черновик вообще не велся. Прокладка на ТР «В. Лягин» не отражает истинного движения судна. Так, отворот влево при об гоне буксира не отражен, затем последующие изме нения курса влево дважды на карте не нанесены. Для установления дейст вительного места столкно вения были приняты во внимание показания и доку менты капитана буксира Гребенникова Г. П., оче видца столкновения ТР «В. Лягин» с ТР «И. Айва зовский». Гребенников Г. П. с помощью радиолокаци онной станции «Дон» опре делил место столкновения судов и произвел записи о месте и времени столкнове ния в судовом журнале. п РИ РАССЛЕДОВАНИИ этого случая инспек ция установила, что капитан Гайдовский, оши бочно приняв ТР «И. Айва* вовский» за судно, пересе кающее Кольский залив» необдуманно и необоснован- йо принял решение укло ниться влево и пройти по корме обнаруженного судна, вместо того, чтобы вернуть-* 6 ч на свою правую сторону После обгона буксира, уменё«> Шить скорость и уточнить направление д в и ж е н и я встречного судна. С этого момента ТР «В. Лягин», не сколько раз отворачивая влево, углубился на левую Сторону фарватера и до столкновения следовал «чу жой» стороной. Попытку Капитана Гайдовского объ яснить свои действия тем, уго он ошибочно принял ТР «И. Айвазовский» за судно, пересекающее залив, можно Объяснить только незнани ем условий и правил пла мыса Великий и должно по вернуть на рекомендован ный курс, что и было сдела но через некоторое время, то есть в 21 час 15 минут (по часам ТР «И. Айвазовский). Расстояние между судами В это время составляло око ло 14 кабельтовых, времени было достаточно и ничто не мешало для отворота ТР «В. Лягин» вправо, на свою сторону фарватера. Хотя капитан Гайдовский усмат ривал бортовой огонь (крас ный) встречного судна, то есть убедился в направлении движения ТР «И. Айвазов ский», своего решения не изменил, продолжая укло няться влево и следовать на пересечение курса встречно го судна. Все эти ошибоч ные действия Гайдовского и привели к столкновению су дов. А допущенная завы шенная скорость (15 узлов) ТР «И. Айвазовского» усугу била условия расхождения и не дала возможности пога сить инерцию судна после дачи двигателем полного заднего хбда. Предпринятые в послед ний момент на обоих судах меры для избежания столк новения — на ТР «В. Лягин» перекладка руля вправо на борт и форсированный пе редний ход, на ТР «И. Айва зовский» перекладка руля лево на борт и дача полного- заднего хода — были пра вильными. Эти меры спо собствовали уменьшению разрушений судов при столкновении, но были за поздалыми и не смогли предотвратить столкновения. На ТР «В. Лягин» разру шена часть кают и их обо рудование, частично по вреждены отдельные меха низмы, трубопроводы и ка бельные трассы. Убытки со ставили сотни тысяч руб лей, простой 90 суток. ТР «И. Айвазовский», по лучивший повреждения но совой части, простоит в ре монте не менее 15 суток. Причинами столкновения этих судов послужило грубое нарушение т р е б о в а н и й ІШСС, Устава службы на судах флота рыбной про мышленности СССР, а так же правил плавания в при брежных и внутренних во дах Баренцева и Белого мо рей. Капитан Гайдовский нару шил ППСС (правило 25) тем, что при обгоне буксир ного судна вышел на «чу жую» левую сторону фарва тера и не уступил дорогу судну, следовавшему «сво ей» стороной узкости. Он не выполнил также предписа ния ППСС (правило 29) тем, что не вел должного на блюдения за окружающей обстановкой, неправильно определил направление дви жения и курсы встречного судна. Гайдовский грубо на рушил и 22 правило ППСС, так как сознательно пошел на пересечку курса встреч ного судна, не имея на то достаточного водного про странства. Он не предпри нял заблаговременных и уверенных действий для из бежания столкновения, а решение следовать влево, на пересечение курса встречно го судна, создало аварий ную обстановку. Серьезные нару ш е н и я усматриваются и в том, что ТР «В. Лягин» совершал рас хождение с ТР «И. Айва зовский» полным ходом, следовал не по своей стороне фарватера с завышенной скоростью. Капитан Гайдов ский не обеспечил безопас ности экипаже и судна в це лом, правильного и грамот ного судовождения. Капитан ТР «И. Айвазов ский» Стойков А. С. допу стил нарушения, следуя по Кольскому заливу с завы шенной скоростью, совер* шая расхождение с ТР •В. Лягин» полным ходом. Он не выполнил также предписания правила 29 ППСС о том, что, будучи неуверенным в действиях встречного судна, своевре менно не застопорил свою машину и не погасил инер цию. Девять десятых ответ ственности за столкновение судов возлагается на ТР «В. Лягин», одна дееятая — на ТР «И. Айвазовский». Усматривая в действиях ка питана ТР «В. Лягин» Гай довского Р. Р. халатное от ношение к исполнению слу жебных обязанностей, при ведшее к тяжелым послед ствиям, материал о столкно вении этих судов передан в Мурманскую городскую про куратуру для дальнейшего расследования и привлече ния виновных к ответст венности. Севгосрыбфлотинспекц и я сделала несколько предло жений руководству главка «Севрыба» и «Севрыбхолод- флота» по усилению рабо ты, предотвращающей ава рии. Обращено внимание начальника «Севрыбхолод- флота» на плохую практи ку организации судовой вах тенной службы на ТР «И. Айвазовский» (при про хождении узкости не вы ставлялся впередсмотря щий, а на ходовом мостике находился только один мат рос-рулевой). В прошлом году коллектив «Севрыбхолодфлота» не до пустил ни одной аварии су дов. Это было отмечено и руководством главка «Сев- рыба» и моряками бассейна как положительный факт в деятельности предприятия. Но это, вероятно, притупило бдительность отдельных судоводителей «Севрыбхо- лодфлота». Столкновение ТР «В. Лягин» и ТР «И. Ай вазовский» может служить тому доказательством. Хочу подчеркнуть: каж дый судоводитель должен отлично знать ППСС, пра вила плавания в Кольском заливе и другие законопо ложения, обеспечивающие безопасность мореплавания. Предупреждение аварий при любых условиях — по вседневная практическая за дача командного состава флота. Б. КУЛАГИН, начальник Сенгосрыбфлотпнснекнии. r i l l l l l l l l l l! I I I I I II I|| |||||i ||||| |! I IIH I i ll ll li l ll ll ll l ll il ll ll l ll ll1 t ll ll l> l ll! || |||||l li l l! l|y il li l |ll |||l l|| ||! | ||||||| |il ||||| ||||||| |||||||| ||||! ! і і | | | | | |! і ШІІШІІНМІМІІ1 і і і і Ш 1ІШШШ !ІІШ ІІІІІШ ІІІ!Ш ІІІ!ІІШ ІІН І і Ш І1ІІІІІІН ТШ »Ш іт^і1Ш ІІІ«1Н І>»М ІМ4Н І1Н І№ »Н ІіІкІЖ ІІ4ІМ«М ІІІІШ ІН ІННИН ІІІІіи іІІІІІІ(ІІІІІ»ІІІІИ ІІІІІІІІІІ|ІІ1ІІІІІІІІІІІІІ1ІІІІІІІІ11ІІІІІІІІІІІІІІІІІІ1ІІІІІІІІ1ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІП ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІ|||ІН ІІІІІІ||||ІІ||ІІ1 ПІ!ІІ|||||||||!ІІІ||]|||||||||!|||||11|Ш ||||1І|||||||||І||І1|||||І||||1|||||||11|1І||1||1І1|Л11|11|||||ІЛ||||||||||||Ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz