Рыбный Мурман. 1969 г. Апрель.

±3!IUIft»lim<IIII4!llllt!!l!t»!ienillllll«Mf4ll»ftll!!l«H1lltll!»ltl!ll иМШ іНІІНІІІІІІІІІІІІШ ІІНШ ІШ ІІШШ ІІШШ ІІІІШШ ІІІІНІІІІІІІШШШ ІІМ ІІІІІІІІІШ ІШ ІШНІШ ІІШ ІІШШ ІІШ ІШ ІІННПШ ІІШ ІІІІНІШШ ІШ І s 5 £ s s 1 3 5 5 5Г Э ТА ТРЕВОЖНАЯ ВЕСТЬ пришла на ко­ рабли и берег в тот же вечер. Было отчего встрево­ житься мурманчанам: в Кольском заливе столкну­ лись два крупных корабля. Авария всегда вызывает острое чувство досады: как могло, случиться, что руко­ водители экипажей, кото­ рым доверены судьбы ко­ раблей и моряков, не спра­ вились со своими обязанно­ стями, Допустили грубейшие нарушения требований уста­ вов, законоположений по безопасности мореплавания? Бывают, конечно, смягчаю­ щие вину обстоятельства: сложные погодные условия, стихийные бедствия, неожи­ данный выход из строя тех­ ники и т. д. Здесь все зави­ село от капитанов. Столкну­ лись транспортные рефри­ жераторы «В. Лягин» и «И. Айвазовский», однотипные современные суда, принад­ лежащие «Севрыбхолодфло- ту». Наша инспекция тщатель­ но провела расследование этой аварии. Документы со­ ставили объемистый том. Шаг за шагом проследили мы за действиями капита­ нов аварийных судов. И вот кокая представилась карти­ на. Вечером 24 марта с. г. транспортный рефрижера­ тор «Б. Лягин» готовился к выходу в район промысла. Корабль стоял на северном рейде Мурманского порта. Все электрорадионавигацл- онкые приборы (2 радиоло- натора, гирокомпас, радио­ пеленгатор, лаг, эхолоты), а также главные двигатели и вспомогательные механизмы находились в исправном со­ стоянии. В 20 часов на вахту засту­ пил третий помощник капи­ тана Белицин В. А. и матро­ сы первого класса Попов A, Г. и Володькин В. И. Ка­ питан Гайдовский Р. Р. на­ ходился ка мостике. По его приказанию была включена радиолокационная станция «Дон», в машинное отделе­ ние передано распоряжение приготовить к работе три главных двигателя. В 20 часов 10 минут судно было готово к плаванию и не снималось с якоря толь­ ко потому, что еще не был отведен от борта танкер «За- хребетный», снабжавший топливом транспортный рефрижератор «В. Лягин». В 20 часов 17 минут танкер от­ вели. В 20 часов 45 минут «В. Лягин» снялся с якоря. Выли включены ходовые ог­ ни, согласно ППСС. Дали ма­ лый ход вперед и последо­ вали на выход из Кольско­ го залива. Управление судном осу­ ществлял капитан Гайдов­ ский Р. Р. На полубаке на­ ходились боцман Петров И. А. и матрос Моисеев B. И., которые готовили яко­ ря к немедленной отдаче. В 21.00 произошла смена рулевых: матрос Володькин сменил матроса Попова. В это время прямо по курсу был обнаружен буксир, иду­ щий на выход из Кольско­ го залива. Примерно через Б минут «В. Лягин» догнал буксирное судно и, оставляй его справа на дистанций 1 кабельтова, начал обго­ нять. В 21 час 13 минут бук­ сир был обойден и оставлен за кормой. Во время обгона, в 21 час 6 минут, когда «В. Лягин» находился на тра­ верзе мыса Мохнаткин и следовал со скоростью ^ у з ­ лов, капитаном Гайдовский прямо по носу были обнару­ жены огни судна: два топа» вых (белые) и один бортовой (зеленый). Посчитав, что об­ наруженное судно пересека­ ет Кольский залив с запада на восток, капитан Гайдов­ ский изменил курс влево на 4 градуса, приняв решение пройти под кормой упЙМя* иутого судна (которым впо­ следствии оказался транс­ портный рефрижератор «И. Айвазовский», находившийся на курсе 232 градуса до по­ ворота на рекомендованный курс 253,5° В 21 час 13 минут на ТР «В. Лягин» заметили, что ТР «И. Айвазовский» начал по­ ворот вправо и показал сна­ чала оба бортовых огня (зе­ леный и красный), а затем один бортовой огонь (крас­ ный). Ход сбавили до сред­ него. Несмотря на то, что напра­ вление движения встречного судна стало очевидным, ка­ питан ТР «В. Лягин» Гай­ довский продолжал изме­ нять свой курс влево, пыта­ ясь пересечь курс ТР «И. Айвазовский» по носу и ра­ зойтись с ним правыми бор­ тами. Для этого руль был переложен лево 10 ®, ход уве­ личен до полного вперед. Через одну минуту руль был переложен лево на борт. В 21 час 16 минут капитан ТР «В. Лягин» Гайдовский сторону фарватера, изме­ нил курс вправо еще на 10 градусов, сопроводив и этот маневр одним корот­ ким звуковым сигналом. Е 21 чае 17 минут (по записям в судовом журна­ ле ТР «И. Айвазовский»), усматривая, что ТР «В. Ля­ гин» не реагирует на пода­ ваемые звуковые сигналы, а продолжает уклоняться влево, то есть следует на пе- ресечку курса, капитан Стойков А. С. приказал ру­ левому положить руль лево на борт, а сам перевел ма­ шину на полный ход назад и дал три коротких звуко­ вых сигнала. Суда продол­ жали быстро сближаться, и в 21 час 20 минут (по судо­ вым часам ТР «И. Айвазов­ ский») произошло столкно­ вение. Время столкновения в этот момент не фиксиро­ валось, а было записано после определения места столкновения. При расследовании столк­ новения Севгосрыбфлотин- вания в Кольском заливе. Кстати, надо отметить, что 25 декабря 1967 года капитан Гайдовский, командуя ТР «В. Лягин», имел столкнове­ ние своего судна с РТ-90 «Мончегорск», принадле­ жащим Архангельскому траловому флоту, в Коль­ ском заливе у мыса Пинаго- рий. Маневрируя при рас­ хождении с РТ-90, капитан Гайдовский д о п у с т и л неправильные действия, предприняв попытку укло­ ниться влево и разойтись со встречным судном пра­ выми бортами, что привело к столкновению. Как вид­ но, это нарушение капитана Гайдовского ничему не на­ учило, он его в марте ны­ нешнего года повторил. Анализ обстоятельств столкновения ТР «В. Лягин» с ТР «И. Айвазовский» по­ казывает, что капитан Гай­ довский, усматривая топо­ вые и бортовой (зеленый) огни, должен был знать, что встречное судно находится севернее точки поворота у ’ ѵ Г " Внимание: авария! ЕСЛИ В И Н О В А Т понял, что принятое им ре­ шение—разойтись со встреч­ ным судном правыми борта­ ми — ведет к неизбежному столкновению. В последний момент, для уменьшения си­ лы удара, главным двигате­ лям был дан самый полный ход вперед, а руль перело­ жен на правый борт. При­ нятыми мерами избежать столкновения не удалось, и в 21 час 17 минут (по судо* бы м часам ТР «В. Лягин») суда столкнулись. В ЭТОТ ДЕНЬ транспорт­ ный рефрижератор «И. Айвазовский» под командованием капитана Стойкова А. С. шел с пол­ ным грузом мороженой ры­ бы в Мурманск. ТР «И. Ай­ вазовский» и ТР «В. Лягин» имеют одинаковое оснаще­ ние электрорадионавигаци- онными приборами. Эти приборы, главные двигатели И вспомогательные механиз­ мы на ТР «И. Айвазовский» также были в рабочем со­ стоянии. По заявлению капитана Стойкова А. С., за несколько минут до поворота на истин­ ный курс 253,5° (примерно за 2 —3 минуты), он усмотрел на курсовом углу около 15° правого борта буксирное суд­ но с буксиром, идущее на выход из Кольского залива, а за ним судно, идущее в том же направлении. Курсо­ вой угол был определен «на глаз». В 21 час 15 минут, опреде­ лив место судна по пеленгу и расстоянию до маяка Ве­ ликий, по распоряжению ка­ питана ТР «И. Айвазов­ ский» лег на истинный курс 253,5°. В это время за* метили, что судно (впослед­ ствии оказавшееся ТР «В. Лягин») обгоняет буксир, оставляя его со своей пра> вой стороны. Для безопас* ного расхождения капитан приказал взять рулевому еще правее рекомендовать ного курса на 2,°5'. При осу? ществлении этого маневра был дан один короткий зву« ковой сигнал тифоном. В 21 Час 16 минут капитан ТР «И. Айвазовский» Стой­ кое А. С. для того, чтобьі дать больше свободы дл А маневрирования встречно­ му судну й рассчитывая, что оно после обгона буксй- ра изменит свой курс вправо для выхода на свою правуіЬ спекция установила: доку­ менты и материалы, пред­ ставленные капитанами столкнувшихся судов, не от­ ражают в полной мере дей­ ствительных обстоятельств столкновения. Записи в су­ довых журналах обоих су­ дов о месте и времени столкновения противоречи­ вы. Судовой журнал на ТР «Виктор Лягин» заполнен по 20 часов 00 минут 24 мар­ та, на ТР «И. Айвазовский» оч велся без нарушений. В черновом судовом журнале ТР «Виктор Лягин» имеются лишь очень сокращенные записи, на ТР «И. Айвазов­ ский» черновик вообще не велся. Прокладка на ТР «В. Лягин» не отражает истинного движения судна. Так, отворот влево при об­ гоне буксира не отражен, затем последующие изме­ нения курса влево дважды на карте не нанесены. Для установления дейст­ вительного места столкно­ вения были приняты во внимание показания и доку­ менты капитана буксира Гребенникова Г. П., оче­ видца столкновения ТР «В. Лягин» с ТР «И. Айва­ зовский». Гребенников Г. П. с помощью радиолокаци­ онной станции «Дон» опре­ делил место столкновения судов и произвел записи о месте и времени столкнове­ ния в судовом журнале. п РИ РАССЛЕДОВАНИИ этого случая инспек­ ция установила, что капитан Гайдовский, оши­ бочно приняв ТР «И. Айва* вовский» за судно, пересе­ кающее Кольский залив» необдуманно и необоснован- йо принял решение укло­ ниться влево и пройти по корме обнаруженного судна, вместо того, чтобы вернуть-* 6 ч на свою правую сторону После обгона буксира, уменё«> Шить скорость и уточнить направление д в и ж е н и я встречного судна. С этого момента ТР «В. Лягин», не­ сколько раз отворачивая влево, углубился на левую Сторону фарватера и до столкновения следовал «чу­ жой» стороной. Попытку Капитана Гайдовского объ­ яснить свои действия тем, уго он ошибочно принял ТР «И. Айвазовский» за судно, пересекающее залив, можно Объяснить только незнани­ ем условий и правил пла­ мыса Великий и должно по­ вернуть на рекомендован­ ный курс, что и было сдела­ но через некоторое время, то есть в 21 час 15 минут (по часам ТР «И. Айвазовский). Расстояние между судами В это время составляло око­ ло 14 кабельтовых, времени было достаточно и ничто не мешало для отворота ТР «В. Лягин» вправо, на свою сторону фарватера. Хотя капитан Гайдовский усмат­ ривал бортовой огонь (крас­ ный) встречного судна, то есть убедился в направлении движения ТР «И. Айвазов­ ский», своего решения не изменил, продолжая укло­ няться влево и следовать на пересечение курса встречно­ го судна. Все эти ошибоч­ ные действия Гайдовского и привели к столкновению су­ дов. А допущенная завы­ шенная скорость (15 узлов) ТР «И. Айвазовского» усугу­ била условия расхождения и не дала возможности пога­ сить инерцию судна после дачи двигателем полного заднего хбда. Предпринятые в послед­ ний момент на обоих судах меры для избежания столк­ новения — на ТР «В. Лягин» перекладка руля вправо на борт и форсированный пе­ редний ход, на ТР «И. Айва­ зовский» перекладка руля лево на борт и дача полного- заднего хода — были пра­ вильными. Эти меры спо­ собствовали уменьшению разрушений судов при столкновении, но были за­ поздалыми и не смогли предотвратить столкновения. На ТР «В. Лягин» разру­ шена часть кают и их обо­ рудование, частично по­ вреждены отдельные меха­ низмы, трубопроводы и ка­ бельные трассы. Убытки со­ ставили сотни тысяч руб­ лей, простой 90 суток. ТР «И. Айвазовский», по­ лучивший повреждения но­ совой части, простоит в ре­ монте не менее 15 суток. Причинами столкновения этих судов послужило грубое нарушение т р е б о в а н и й ІШСС, Устава службы на судах флота рыбной про­ мышленности СССР, а так­ же правил плавания в при­ брежных и внутренних во­ дах Баренцева и Белого мо­ рей. Капитан Гайдовский нару­ шил ППСС (правило 25) тем, что при обгоне буксир­ ного судна вышел на «чу­ жую» левую сторону фарва­ тера и не уступил дорогу судну, следовавшему «сво­ ей» стороной узкости. Он не выполнил также предписа­ ния ППСС (правило 29) тем, что не вел должного на­ блюдения за окружающей обстановкой, неправильно определил направление дви­ жения и курсы встречного судна. Гайдовский грубо на­ рушил и 22 правило ППСС, так как сознательно пошел на пересечку курса встреч­ ного судна, не имея на то достаточного водного про­ странства. Он не предпри­ нял заблаговременных и уверенных действий для из­ бежания столкновения, а решение следовать влево, на пересечение курса встречно­ го судна, создало аварий­ ную обстановку. Серьезные нару ш е н и я усматриваются и в том, что ТР «В. Лягин» совершал рас­ хождение с ТР «И. Айва­ зовский» полным ходом, следовал не по своей стороне фарватера с завышенной скоростью. Капитан Гайдов­ ский не обеспечил безопас­ ности экипаже и судна в це­ лом, правильного и грамот­ ного судовождения. Капитан ТР «И. Айвазов­ ский» Стойков А. С. допу­ стил нарушения, следуя по Кольскому заливу с завы­ шенной скоростью, совер* шая расхождение с ТР •В. Лягин» полным ходом. Он не выполнил также предписания правила 29 ППСС о том, что, будучи неуверенным в действиях встречного судна, своевре­ менно не застопорил свою машину и не погасил инер­ цию. Девять десятых ответ­ ственности за столкновение судов возлагается на ТР «В. Лягин», одна дееятая — на ТР «И. Айвазовский». Усматривая в действиях ка­ питана ТР «В. Лягин» Гай­ довского Р. Р. халатное от­ ношение к исполнению слу­ жебных обязанностей, при­ ведшее к тяжелым послед­ ствиям, материал о столкно­ вении этих судов передан в Мурманскую городскую про­ куратуру для дальнейшего расследования и привлече­ ния виновных к ответст­ венности. Севгосрыбфлотинспекц и я сделала несколько предло­ жений руководству главка «Севрыба» и «Севрыбхолод- флота» по усилению рабо­ ты, предотвращающей ава­ рии. Обращено внимание начальника «Севрыбхолод- флота» на плохую практи­ ку организации судовой вах­ тенной службы на ТР «И. Айвазовский» (при про­ хождении узкости не вы­ ставлялся впередсмотря­ щий, а на ходовом мостике находился только один мат­ рос-рулевой). В прошлом году коллектив «Севрыбхолодфлота» не до­ пустил ни одной аварии су­ дов. Это было отмечено и руководством главка «Сев- рыба» и моряками бассейна как положительный факт в деятельности предприятия. Но это, вероятно, притупило бдительность отдельных судоводителей «Севрыбхо- лодфлота». Столкновение ТР «В. Лягин» и ТР «И. Ай­ вазовский» может служить тому доказательством. Хочу подчеркнуть: каж ­ дый судоводитель должен отлично знать ППСС, пра­ вила плавания в Кольском заливе и другие законопо­ ложения, обеспечивающие безопасность мореплавания. Предупреждение аварий при любых условиях — по­ вседневная практическая за ­ дача командного состава флота. Б. КУЛАГИН, начальник Сенгосрыбфлотпнснекнии. r i l l l l l l l l l l! I I I I I II I|| |||||i ||||| |! I IIH I i ll ll li l ll ll ll l ll il ll ll l ll ll1 t ll ll l> l ll! || |||||l li l l! l|y il li l |ll |||l l|| ||! | ||||||| |il ||||| ||||||| |||||||| ||||! ! і і | | | | | |! і ШІІШІІНМІМІІ1 і і і і Ш 1ІШШШ !ІІШ ІІІІІШ ІІІ!Ш ІІІ!ІІШ ІІН І і Ш І1ІІІІІІН ТШ »Ш іт^і1Ш ІІІ«1Н І>»М ІМ4Н І1Н І№ »Н ІіІкІЖ ІІ4ІМ«М ІІІІШ ІН ІННИН ІІІІіи іІІІІІІ(ІІІІІ»ІІІІИ ІІІІІІІІІІ|ІІ1ІІІІІІІІІІІІІ1ІІІІІІІІ11ІІІІІІІІІІІІІІІІІІ1ІІІІІІІІ1ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІП ІІІІІІІІІІІІІІІІІІІ|||ІН ІІІІІІ||||ІІ||ІІ1 ПІ!ІІ|||||||||!ІІІ||]|||||||||!|||||11|Ш ||||1І|||||||||І||І1|||||І||||1|||||||11|1І||1||1І1|Л11|11|||||ІЛ||||||||||||Ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz