Рыбный Мурман. 1969 г. Апрель.

€ собрания партийно-хозяйственного антива сельдяного флота БОЛЬШЕ ПИЩЕВОЙ Зада коллектива: ЛЕНИНСКАЯ ТРУДОВАЯ ВАХТА • НОВЫЕ УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТ­ ВОВАНИЯ • ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ • СТАРАЯ «БОЛЕЗНЬ»: НЕРАВНОМЕРНОСТЬ В PA d OTE ЭКИПАЖЕЙ • ДОБИТЬСЯ МАКСИМАЛЬНОГО ВЫПУСКА ПИ­ ЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ!• К АК МЫ УЖЕ СООБЩАЛИ, в сельдяном фло­ те состоялось собрание партийно-хозяйствен­ ного актива, которое обсудило вопрос: *О ра­ боте промысловых судов и береговых предприятий флѳта по повышению экономической эффективнос­ ти в связи с переходом предприятия на новую си­ стему планирования и экономического стимулиро­ вания». Доклад на эту тему сделал заместитель на­ чальника управления «Мурмансельдь» тов. Лип- ницкий. Отметив достижения советского народа в комму­ нистическом строительстве, докладчик подчеркнул роль социалистического соревнования, посвящен­ ного 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Тру­ довую ленинскую вахту несет и коллектив сельдя­ ного флота. Для успешного выполнения обязательств потре­ буется повседневная напряженная творческая рабо­ та каждого экипажа, всего коллектива флота. Отличительной особенностью четвертого года п я ­ тилетки является широкое развитие соревнования ва улучшение использования основных фондов про­ мышленности, повышение экономической эффек­ тивности производства. Это закономерно, так как к началу 1969 года основная часть промышленных Предприятий страны перешла на новую систему планирования и экономического стимулирования. Всего по-новому работает 32 тысячи заводов и фаб­ рик, которые выпускают свыше 77 процентов всей промышленной продукции. Готовится к переходу на новые условия и коллектив сельдяного флота. В силу объективно сложившихся условий, отме­ чает докладчик, борьба эа повышение экономиче­ ских результатов приобретает на флоте особую ост­ роту. За последние три года в результате резкого ухудшения сырьевой базы в Норвежском море (где Облавливалась самая рентабельная для нас поро­ да — крупная атлантическая сельдь) показатели экономической эффективности использования ос­ новных фондов значительно ухудшились. Если в 1968 году на 1000 рублей основных фондов мы про­ изводили продукции на 996 рублей, то в 1968 году —- лишь на 692 рубля. Если в 1966 году от реализа­ ции товарной продукции «Мурмансельдь» получала убыток в сумме 3033 тысячи рублей, то в прошлом году убыток составил 10,9 млн. рублей. В течение двух последних лет флот не справляется с выпол­ нением плана по реализации товарной продукции Я накоплениям. Ухудшение экономических показателей в значи­ тельной мере обуславливается изменением сырье­ вой базы в Норвежском море: если в 1966 году про­ дукция из сельди, выловленной в этом районе, да­ ла флоту 42,7 млн. рублей дохода, то в 1968 году — лишь 12,1 млн. рублей. Однако все ли имеющие­ ся у нас возможности повышения экономической эффективности были использованы, все ли резер­ вы приведены в действие? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим основные факторы повышения экономических ре­ зультатов работы флота. Это, в первую очередь, увеличение объема реализации продукции и сни­ жение затрат по ее производству. Первый зависит ©т величины добычи рыбы, выпуска продукции, ее ассортимента и сортности; второй — от того, на­ сколько умело, экономно и бережно расходуем мы материальные и денежные ресурсы. Важнейшим фактором увеличения добычи рыбы является улучшение использования эксплуатацион­ ного времени флота, ликвидация любых потерь промыслового времени в море и в порту. К сожале­ нию, в 1968 году по сравнению с 1967 годом непро­ изводительные простои судов «Мурыансельди» в порту и в море выросли почти вдвое и составили 1288 судо-суток. Только по вине экипажей судов и береговых служб в 1968 году в порту было потеря­ но 304,8 судо-суток промыслового времени, а за­ траты по содержанию судов в период этих просто­ ев превысили 245 тысяч рублей. Если же учесть по­ терянны^ промысловые сутки по среднегодовым для дан- о типа судов нагрузкам, то из-за просто­ ев по ук^оанной выше причине (по вине экипажей и слуяіб) сельдяной флот недополучил 1192 центне­ ра продукции из сельди на сумму 490 тысяч руб­ лей. Непроизводительные простои были и в первом квартале нынешнего года. Они составили 111 судо- суток. В результате этого недодано 7470 центнеров пищевой продукции на сумму 180 тысяч рублей. К сокращению промыслового времени ведут и сверхплановые стоянки судов в ремонте. Только в 1968 году они составили свыше 2350 судо-суток. Особенно нетерпимы случаи сверхплановых про- стоеів, имевшие место в связи с халатным отноше­ нием к эксплуатации механизмов и подготовке Их к ремонту со стороны экипажей промысловых су­ дов и браком в работе судоремонтных предприя­ тий, в том числе и плавмастерской «Резец». Такие случаи были уже и б этом году. Так, из-за отсут­ ствия смазки заклинило ведущий вал редуктора мотора траловой лебедки на СРТ-4122 (старший механик Быков), в результате чего было потеряно четверо суток промыслового времени. Из-за пло­ хой технической эксплуатации главного двигателя потерял 15 промысловых суток экипаж СРТ-459 (старший механик Михов). На СРТ-833 при поста­ новке в ремонт не была проверена работа браш­ пиля, и его неисправность обнаружилась только при сдаче судна инспекции Регистра. Корабль из-за это­ го простоял в ремонте сверх плана двое суток. Из- за брака токаря-расточника Завалищева при ре­ монте траловой лебедки на плавмастерской «Резец» трое суток потерял СРТ-4290. Увеличение добычи рыбы, а, следовательно, и выпуска продукции, непосредственно связано С тем, насколько целесообразно используется каж­ дым экипажем и всем флотом промысловая обста­ новка, сложившаяся в каждом районе лова. Одним из решающих факторов увеличения эффективно­ сти использования сырьевой базы является пра­ вильная расстановка личного состава судов, пра­ вильная организация его работы. И влияние этого фактора будет тем выше, чем выше квалификация судоводительского, судомеханического и тралмей- стерского состава. Экипажи многих промысловых судов сельдяного флота добились в минувшем году замечательных результатов. Всем хорошо известны успехи таких экипажей, как БМРТ 376 и 439, РС-5254, СРТ-229, 147, 17 и 429, намного перекрывших свои задания по добыче рыбы и выпуску продукции. Образцы умелой организации промысла показали в первом квартале нынешнего года экипажи СРТ-р-704, 707 и 724, БМРТ-440 и 445. Умело используют промыс­ ловую обстановку в Баренцевом море экипажи СРТ-4274, 4288, 632, 4229 и другие. Однако далеко не все экипажи работают так ус­ пешно. С января по август прошлого года средний вылов на сутки промысла по СРТ, работавшим в Баренцевом море, составил 68,2 центнера рыбы. Экипаж СРТ-640 в этих условиях добился вылова 72.3 центнера на сутки промысла, а работавшие од­ новременно с ним моряки СРТ-441 лишь 52,5 цент­ нера, СРТ-223 — 46,5 центнера. В результате за сутки коллектив СРТ-640 производил 37,5 центнера полуфабриката на сумму 1106 рублей, СРТ-441 только 27,1 центнера на сумму 816 рублей или на 28 процентов ниже, а СРТ-223 всего 24,6 центнера полуфабриката на сумму 728 рублей или на 34 про­ цента ниже, чем экипаж СРТ-640. И вот обобщаю­ щий финансовый результат работы коллективов этих судов: если СРТ-640 снизил плановые убыт­ ки на 10,5 тысячи рублей, то сверхплановый убы­ ток по СРТ-441 составил 19 тысяч, а по СРТ-223 42 тысячи рублей. А ведь эти экипажи работали в од­ ном районе, в одно время, одними и теми же ору­ диями лова. Приведенный пример, к сожалению, не является исключением. На 17 процентов ниже, чем у СРТ- 170, был вылов у работавшего вместе с ним с мар­ та по сентябрь СРТ-436. Если в период с мая по октябрь среднесуточный вылов СРТ-17 составил 82,5 центнера, то у СРТ-4233 только 59,5 центнера, или на 28 процентов ниже. Эта неравномерность в результатах работы судов, промышлявших в рав­ ных условиях, свидетельствует о том, что в минув­ шем году флот далеко не полностью использовал свои возможности в увеличении объема добычи и, следовательно, в повышении экономической эф­ фективности. Вот данные работы «Мурмансельди» в первом квартале. По сравнению с первым кварталом про­ шлого года добыча рыбы возросла на 6 процентов, выпуск пищевой продукции увеличился на 26 про­ центов, реализация продукции — на 17 процентов или 1,8 млн. рублей. Анализ работы флота в первом квартале показы­ вает, что не полностью используются возможности сырьевой базы и в нынешнем году. При среднем вылове на сутки промысла в Баренцевом море в 59.3 центнера, 10 судов имели среднесуточный вы­ лов на 10—30 процентов ниже этого уровня. Экипажи СРТ-242, 436, 4233 добывали всего по 34—38 центнеров, то есть меньше почти на 40 про­ центов. В то же время моряки 10 судов (такие, как СРТ-147, 223, 427 и другие) вылавливали ежесуточ­ но на 10—20 процентов выше среднего уровня, а экипажи СРТ-4274 и 4288 имели суточный вылов по 91—94 центнера рыбы. За первую декаду апре­ ля при среднем суточном вылове в 62 центнера максимального среднесуточного вылова в 90 цент­ неров добился экипаж СРТ-4290, минимальный же среднесуточный вылов в 42 центнера был у коллек­ тива СРТ-170, то есть он вылавливал вдвое мень­ ше, чем первый. Эта неравномерность результатов работы судов, промышляющих в равных условиях, характерна не только для СРТ, ведущих лов в Ба­ ренцевом море. Так, например, если БМРТ-445 за первую декаду апреля в среднем выпускал в сут­ ки 238 центнеров мороженой рыбопродукции, то БМРТ-442, работающий в одном с ним районе, лишь 180,6 центнера или на 24 процента меньше. В результате только за одну декаду им выпущено меньше по сравнению с БМРТ-445 на 575 центнеров продукции на сумму более 24 тысяч рублей. В рай­ оне банки Ванкеро, как в марте, так и в первой де­ каде апреля СРТ-р-717 и 725 значительно отстают от среднего для данного отряда результата, в те время как ČPT-704 и 724 значительно его превос­ ходят. Разрыв между этими двумя парами превы­ шает 30 процентов. В сокращении разрыва лшжду результата пи отдельных судов, в подъеме уровня деятельности отстающих экипажей до уровня пе­ редовых — один из ваяснейших резервов повыше­ ния эффективност\і_ работы флота. Основным на­ правлением в борьбе за использование этого резер­ ва должно стать действенное парное и групповое соревнование, которое должно развиваться по прин­ ципу: «Добился высоких результатов сам, помоги отставшему товарищу достигнуть такого же уров­ ня!» Экономическая эффективность раЬиты флота на промысле в значительной мере зависит от того, на­ сколько рационально и по-хозяйски используется выловленная рыба для выпуско наиболее ценных видов пищевой продукции, от того, насколько полно используются прилов и отходы от разделки рыбы. Всем известно, что из 10 тонн добытой трески можно выпустить 6,1 тонны охлажденного полуфабриката и лишь 5 тонн соленого. При сдаче выпущенной про­ дукции рыбокомбинату 10 тонн добытой рыбы в пер­ вом случае принесут 1764 рубля дохода, а во вто­ ром — 1500 рублей или на 264 рубля меньше^ Каждая тысяча банок консервов из печени дает доход в сумме 519 рублей, в том числе 51 рубль чис­ той прибыли. Направление же печени для вытопки жира нерентабельно. Анализ работы наших БМРТ показывает, что сельдяной флот мог бы выпускать консервов в два с половиной раза больше. Следова­ тельно, только на этом было потеряно 157 тысяч руб­ лей дохода. Неполностью используется эта реальная возможность повышения эффективности работы экипажами БМРТ и в нынешнем году. БМРТ-442 (капитан Сарменгов) и БМРТ-445 (капитан Демья­ ненко) работают в равных условиях и в одном рай­ оне. Однако первый за 10 дней апреля выпустил 7200 банок консервов, а второй — 8800 банок или на 22 процента больше. В первом кваргале БМРТ-442 в среднем выпускал в сутки 653 банок, а БМРТ-445 — 953 или на 45 процентов больше. А ведь консерв­ ные цехи на этих судах совершенно одинаковы. В прошлом году коллектив сельдяного флота под­ вергался серьезной критике за плохое использова­ ние отходов от разделки трески на промысле в Ба­ ренцевом море. В целом за год было использовано только 66,5 процента тресковой печени и 24,5 про­ цента рыбных голов. В первом квартале этого го­ да положение несколько улучшилось: процент ис­ пользования печени увеличился до 79,4 процента, а голов — до 48,3 процента. Но это далеко не пре­ дел, о чем наглядно свидетельствуют данные о ра­ боте наших лучших экипажей. Так, например, на СРТ-19 (капитан Савченко) было сдано 94 процен­ та печени и 60,8 процента рыбных голов, на СРТ- 17 (капитан Баринов) печени 84,8 процента, голов 62 процента. И что особенно характерно, по сдаче пищевого полуфабриката эти экипажи также идут в числе первых. Если бы все коллективы промыс­ ловых судов максимально использовали отходы ст разделки рыбы, то флот смог бы получить допол­ нительно в первом квартале 65,7 тысячи рублей до­ ходов. Величина доходов, получаемых от реализации продукции, тесно связана с ассортиментом п сорт­ ность ю выпускаемой продукции. И здесь скрыты немалые резервы повышения эффективности рабо­ ты флота, резервы эти используются далеко не пол­ ностью. Так, например, в 1968 году средняя цена реализации одного центнера продукции, выработан­ ной на БМРТ нашего флота, составила 80 рублей, в Архангельском тралфлоте — 54 рубля, а в Мур­ манском — 58 рублей, то есть от каждых ста тони реализованной продукции тралфлотовцы Архан­ гельска получали на 4 тысячи, а Мурманска — на 8 тысяч рублей больше, чем коллектив «Мурман­ сельди». За счет чего? Только за счет того, что БМРТ траловых флотов облавливали рыбу более дорогостоящих пород. Треска в уловах БМРТ сельдяного флота составляла 73 процента, у архан­ гельских рыбаков — 69 процентов, то у БМРТ Мур« майского тралфлота — 65 процентов. Зато удель­ ный вес дорогостоящих пород (макруруса, хека, палтуса и др.) в уловах БМРТ этих флотов был зна­ чительно выше. Если бы БМРТ сельдяного флота имели в уловах такой же породный состав, как су­ да траловых флотов, то прибыль от их работы уве­ личилась бы на полтора миллиона рублей. А вот другой, свежий пример из работы наших БМРТ-445 и 376. Они почти одновременно присту­ пили к промыслу. За 26 дней БМРТ-445 выловил 6430 центнеров рыбы и выпустил продукции на сумму 283 тысячи рублей, промышляя на Лабра* доре. За этот же период, работая на банке Ванкеро, экипаж БМРТ-376 добыл 6180 центнеров сельди И выпустил продукции на сумму 490 тысяч рублей или почти вдвое больше* • •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz