Рыбный Мурман. 1969 г. Апрель.

.......................... ... .................... 3A БЕЗОПАСНОЕ СУДОВОЖДЕНИЕ шшшлввшшвтвшшт К НЕМУ ПРИВОДЯТ ЗАЗНАЙСТВО И НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ МОСКВА. В павильоне «Механизация и электрифи­ кация сельского хозяйства» ВДНХ СССР демонстрируют­ ся образцы современного обо* рудования, позволяющего све­ сти до минимума потери го­ рючих и смазочных материя- л«в при заправке тракторов, камбаннов и автомобилей, в тем числе — различные на­ сосы для закрытой перекач* ка горючего из бочек в топ­ ливные баки машин в ноле­ вых условиях. НА СНИМКЕ: посетители осматривают мотопомпы дли перекачки горючего «МПГ- ІО» и «МПГ-ІОЭ» Тартуского ремонтного завода. Фото Н. Хренникова. Фотохроника ТАСС. : : я s 8 ■ 8 ■а S■■ а шт а I пт 8 В кабинете старшего сле­ дователя пдет разговор с быв­ шим капитаном среднего ры­ боловного траулера управле­ ния «Мурмансельдь» Мухи­ ным А. С. — Вам предъявляется об­ винение по статье 85 части 1 Уголовного Кодекса РСФСР в том, что, пренебрегая указа­ нием службы предупрежде­ ния, вы нарушили правила безопасности кораблевожде­ ния, что привело к несчаст­ ному случаю с людьми. — Обвинение понятно? — спрашивает следователь. Мухин некоторое время молчит, затем быстро, боясь, что его могут перебить, зада­ ет вопрос: — А какую меру наказания предусматривает эта статья? В этом вопросе сразу же раскрывается личность сидя­ щего перед следователем че­ ловека. Вот, оказывается, что больше всего беспокоит его, какое он понесет наказание. Забыто остальное: постра­ давшие люди, материальный ущерб, причиненный государ­ ству, — все это отошло на задний план. Невольно задумываешься, откуда у него все это появи­ лось? Мухин молодой капитан, недавно окончивший мореход­ ное училище, перспективный судоводитель, как это заявля­ ют его начальники. В служебных характеристи­ ках много аоитетов: «Лично дисциплинирован», «Требова­ телен к себе и подчиненным». Вбрно, в последней характе­ ристике (написанной в связи С данным делом) слово «дис­ циплинирован» уже упущено и добавлено, что он недоста­ точно требователен к лично­ му составу. Эта характеристи­ ка больше соответствует действительности. В послед­ нем рейсе Мухин проявил крайнюю недисциплнниро • ванность, зазнайство. Расследованием установле­ но, что когда к рыболовному траулеру подошел корабль службы предупреждения, то Мухин, отдыхавший в это время в своей каюте, не под­ нялся на мостик, хотя вызы­ вался лично он. Проснувшись утром, он даже не соизволил заглянуть в вахтенный жур­ нал и ознакомиться с произ­ веденными в нем записями об указаниях, полученных ночью от службы предупреж­ дения. Игнорируя приказание стоять на якоре, переданное ему помощником, Мухин при­ казал продолжить свободное мореплавание. Помимо этого Мухин нару­ шал н другие уставные тре­ бования: передоверял своим помощникам судовождение вблизи берегов, постановку и съемку с якоря. На траулере отсутствовала четкая органи­ зация судовой службы, нару­ шался порядок смены судо­ водительских вахт, личный состав проявлял недисципли­ нированность. Все это созда­ вало предпосылки к проис­ шествию, которое и произо­ шло. Капитан судна несет пол­ ную ответственность за не­ уклонное соблюдение правил безопасности мореплавания. В связи с этим в первую оче­ редь от него требуются вы­ сокие политико - моральные качества, личная дисципли­ нированность. Экипаж судна обязан беспрекословно выпол­ нять указания капитана я требования правил морепла­ вания. Но здесь необходимо отме­ тить также отношение к дан­ ному случаю и других лиц из состава экппажа, в частности, начальника рейса Надежнна, старшего помощника капита­ на Покусаева, помощника ка­ питана Клюка. Несмотрн на категорическое указание сто­ ять на якоре до особого раз­ решения, никто из них не возразил Мухину, когда тот отдал распоряжение сняться с якоря и продолжить сво­ бодное мореплавание. Более того, некоторые даже одобри­ тельно отнеслись к такому ре­ шению. А один прямо заявил, что этот рейс был для них материально невыгоден и по­ этому спешили скорее его за­ кончить. При организации, подготов­ ке и воспитании командного состава, наряду с мероприя­ тиями по выполнению пла­ нов, особое внимание должно быть уделено строгому соблю­ дению правил безопасности мореплавания. Развитие новой техники со­ здает возможность непрерыв­ ного совершенствования су­ дов . и оснащения их устрой­ ствами, обеспечивающими вы­ сокоэффективную и безопас­ ную работу. Однако * при этом четкая и правильная деятельность людей, ими уп­ равляющих, их высокая дис­ циплинированность, неукос­ нительное соблюдение уста­ новленных правил — глав­ ный фактор, обеспечивающий безаварийное мореплавание. В ст. 85 Уголовного закона (УК РСФСР) говорится, что нарушение работниками вод­ ного транспорта правил без­ опасности движения и экс­ плуатации транспорта, по­ влекшее несчастные случаи с людьми, крушение, аварию или иные тяжкие послед­ ствия, а также недоброка­ чественный ремонт транс­ портных средств, повлекший те же последствия, — наказы­ вается лишением свободы от трех до пятнадцати лет. В этом законе указывается, что те же деяния, если даже они и не повлекли, но заведо­ мо создавали угрозу наступ­ ления тех же последствий ка­ раются лишением свободы на срок от одного года до трех лет или исправительны­ ми работами на срок до одно­ го года. Какая м е р а уголовного наказания ояшдает Мухина? Это решит областной суд, ку­ да направлено для рассмотре­ ния дело по его обвинению. Пусть же оно послужит хоро­ шим уроком на будущее для всех судоводителей бассейна, для всех моряков, научит мо­ ряков строго выполнять за­ коны, инструкции о безопас­ ности судовождения. Ф. ТЕРЕХОВ. 8 аа а I ■ і 8 8 8 liiiiinDniiiwiiiiimiMiniiiiiiiiiiSiiiiiiiHiinuiiiieinniiiiiieiniininMiiiiiiiiiiiMfiifiMaeisfiiiiifiiiiii В НОВЫХ УСЛОВИЯХ Премии из фонда матери­ ального поощрения выплачи­ ваются после выгрузки продук­ ции в порту а разбора рейса у начальника флота на седьмые- восьмые сутки стоянки. У СПЕШНОЙ работе кол­ лектива базы в новых условиях планирования я экономического стимулирова­ ния производства способствует хорошо поставленная техниче­ ская информация. Инженеры-информаторы ре­ гулярно просматривают свыше 100 изданий периодической пе­ чати. Все, достойное внимания, направляется на отзыв специа­ листов, которые решают даль­ нейшую судьбу информации. Если информация признана интересной, но недостаточно полной, то запрашивается спе­ циальная литература или до­ полнительные материалы. Ценный передовой опыт внед­ ряется сразу. Статья в журнале или в га­ зете, представляющая практи­ ческий интерес, перепечатыва­ ется в нескольких десятках или сотнях экземпляров и на­ правляется на корабли. В лаборатории по обобщению и распространению передового опыта имеются 14 различных множительных, свето - копиро­ вальных и других аппаратов, в том числе машина «Эра», элек­ трографическая машина «Ве­ га», электронно - копироваль­ ная, ротапринт и другие. С притоком технико-эконо­ мической информации заметно увеличилось число рационали­ заторских предложений с су­ дов. В прошлом году их посту­ пило 478, внедрено 368. Эконо­ мическая эффективность пре­ вышает 800 тысяч рублей. Быстрому внедрению пред­ ложений способствует закреп­ ление их за старшими механи­ ками. Если стармех переводит­ ся на другой корабль, то и на нем он обязан дать путевку в жизнь закрепленному за ним предложению. В настоящее время издается сборник внедренных предложе­ ний новаторов, создается па­ тентный фонд (картотека), кар­ тотека по заключениям стар­ ших механиков. Хорошо поставленная служба информации позволяет быстро внедрять на флотах все то но­ вое и передовое, что рождает­ ся в других бассейнах и на различных предприятиях стра­ ны. И не только нашей стра­ ны. У рижан хорошая дружба с промысловиками Германской Демократической Республики и, в частности, гор. Ростока. Они получают из ГДР технические журналы, сами осуществляют перевод и почерпнули' много полезного по технике добычи рыбы, технической эксплуата­ ции флота. В СЯ новая техника при­ обретается за счет средств фонда развития произ­ водства. Руководство и общест­ венные организации базы об­ ратились с ходатайством в ми­ нистерство о выделении специ­ ального судна для внедрения и испытания на нем новой тех­ ники. Сотрудники отдела научной организации труда тесно увя­ зывают свою работу с техни­ ческим и другими отделами и координируют деятельность су­ довых творческих бригад. Ос­ новное внимание направляется на ускорение технического про­ гресса, на повышение произво­ дительности труда. При разра­ ботке тех или иных вопросов проверяется, как решаются они в других бассейнах. С помоіцью отдела НОТ на базе осуществлены мероприя­ тия, способствующие увеличе­ нию выработки пищевой про­ дукции, повышающие коэффи­ циент использования трюмов, и другие. Было подсчитано, например, что на каждом брикете с ры­ бой (из-за плохого состояния весов, за счет разницы в весе противней) теряется 250—300 граммов. За год эти граммы оборачивались потерей 2—2,5 тысячи тонны пищевой про­ дукции. На базе изготовили весы по­ вышенной точности, приспособ­ ленные для эксплуатации в морских условиях. Откалибро­ вали противни. Вес их теперь колеблется в пределах плюс- минус 5 граммов. Взвешивание доверяется только опытным расфасовщикам. За счет упо­ рядочения процесса взвешива­ ния мороженой рыбной про­ дукции за год получена допол­ нительная прибыль в размере 176 тысяч рублей. Отдел научной организации труда совместно с моряками осуществил наиболее выгодную систему укладки коробов в трюмах БМРТ. Ни в одном другом бассейне подобной си­ стемы еще нет. Укладка рыб­ ной продукции основана не на расчете, а на опыте. Рижане же проанализирова­ ли 1620 различных вариантов укладки. При расчетах учиты­ вали вес и объем тары, выпус­ каемой различными заводами, количество рыбы, которое мож­ но уложить в ящики, габариты и обводы корпуса и т.' п. Сей­ час на каждом корабле имеют­ ся таблицы укладки, перевод­ ных коэффициентов для пере­ вода веса продукции любого ассортимента в различной та­ ре к единому. Есть таблицы максимальной грузовместимо­ сти каждого БМРТ. Все это облегчает труд трюм­ ных матросов. Подсчитано, что загрузка трюмов увеличилась в среднем на 27 тонн. Опыт коллектива Рижской базы тралового флота свиде­ тельствует о преимуществах новой системы планирования и экономического стимулирова­ ния производства. Он показы­ вает, что, несмотря на труднос­ ти с ценообразованием, специ­ фику работы рыбной промыш­ ленности (ее зависимость от состояния сырьевой базы, про­ мысловой обстановки и т. д.), предприятие может работать высокорентабельно. Все ценное, что имеется у рижан, должно найти широкое распространение и у нас в Мурманском траловом флоте. Г. ПОДОБЕДОВА, зам. на­ чальника планового отдела по хозрасчету. АКАДЕМИК - СЫН АКАДЕМИКА Имя выдающегося учено• го и общественного деятеля коммуниста Бориса Евгень­ евича Патона очень попу­ лярно в нашей стране и за рубежом. Его отец академик АН УССР Евгений Оскаро­ вич Патон положил начало развитию новой отрасли на­ уки и техники — электро­ сварке и основал первый институт такого профиля в СССР. Теперь это научное учреждение возглавляет академик Борис Евгеньевич Патон. Институт электро­ сварки имени Е. О. Патона АН УССР является веду­ щим научным учреждением в области электросварки в мире. С 19S2 года Б. Е. ПлтоН президент Академии наук Украинской ССР. НА СНИМКЕ: в институ­ те электросварки. Академии Б. Е. Патон « заведующий лабораторией кандидат тех «•: нических наук О. К. Наза­ ренко. Фото ГО. Мосенжника. Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz