Рыбный Мурман. 1969 г. Апрель.
У КРИТЕРИЙ АВТОРИТЕТА Р ЫБМАСТЕР Василий Степанович Копылов < ■ предложил мне загля нуть на плавбазу, где он ра ботал. Там должно былосо- ' стояться общесудовое соб- . рание. — Между прочим, любо пытный разговор будет о методах работы нового рыб- маетера Лобанова, — сказал Копылов. Сам Василий Степанович считал, что работать надо не спеша, а главное, знать лишь свою смену и, упаси бог, не портить отношений С начальством. — Зачем это нужно? Ко му -и для чего? — рассуж дал Копылов. — Неприятно сти, выговоры. Лобанов по молодости лет горячку по рет. А в результате что?.. Хорошо, если строгача вле пят, а могут и с парохода списать. Нет, нет, с его ме тодом работы хлопот полон рот. ...В просторном салоне, куда мы пришли, собрались моряки. Молодому мастеру Лобанову было явно не по себе: он смущенно отводил глаза в сторону, краснел. Собрание было бурным. Моряки выступали дружно, напористо, деловито. За на сущными производственны ми вопросами, казалось, по забыли о случившемся кон ф икте между мастером и матросами. Но нет. Почти под самый конец собрания капитан- директор сказал: — Послушаем, товарищи, рыбообработчика Шункова. — Я в двух словах, — с усмешкой начал Григорий Шунков, лениво поднимаясь со с т у л а . — Получилось так... К концу вахты я нор мы полторы дал. Подходит мастер. Поглядел, поглядел и говорит: «Так вот почему ты так быстро работаешь... Для тебя лишь бы день да ночь — сутки прочь. Что ты делаешь: за рыбоделом сто ишь или «козла» забива ешь? Брак даешь!» Я ему в ответ: «Наши де ды поморы так шкерили м нам велели. А в технику мах мы не обучались». Постоял это он, размыш ляя о чем-то, да вдруг — хвать меня за грудки и по шел трясти, будто бутылку с кефиром. «Прекрати рабо тать спустя рукава! Нам брака не надо!» — кричит. А какой брак, помилуйте! Обида меня взяла за такое обращение. Плюнул я на всех и ушел с вахты. Коро че говоря, неправильно ве дет себя наш мастер. Где А- это видано — за грудки хва тать и кулаками махать? Мы не в пивной. А еще культурный человек. Дип лом имеет.™ В числе обиженных был и мастер Петр Завгородный. Он недовольно загудел сип лым басом: — Работаю я неплохо. Не сколько Почетных грамот имею. Но дело не в этом. Вот пришли мы с моря. По лучили получку. Ну, я то го... выпил малость. Дома, конечно. Ну, выпил и вы пил. Кому какое дело? Ка кой моряк не выпьет после рейса? Пошел в ресторан. В «Арктику»... или в «Север» —- не упомню точно. Жена следом. Как пограничник за шпионом. Только без соба ки. Я от нее ходу. А она пристроилась в кильватер м зудит: «Не пущу в таком виде. Такой-сякой, вернись домой...» Ну и прочий вине грет. А тут, откуда ни возь мись, мастер наш, Сергей Антоныч. Стал он меня при всем народе срамить. И по чему, дескать, я напился, м почему жену оскорбляю.... Где это видано, чтоб мастер в семейную жизнь вмеши вался? Чтоб, значит, на бе регу командовал? Хитровато прищурившись, капитан - директор сказал: — Товарищи, Сергей Ан тонович, как мне кажется, потерял авторитет в ваших глазах. И ему не совсем, ви димо, удобно оставаться в этой смене. Мы переведем его на другой участок. Так я вас понял? Капитан - директор на клонил голову, зорко испод лобья окинул взглядом соб равшихся, чуть приметно усмехнулся. Собрание зашумело: — Значит, пьяницы и халтурщики станут выжи вать хорошего мастера, а мы им потакать будем?! — крикнул чей-то звонкий го лос. — Лобанов — неплохой специалист, но еще не на учился работать с людьми! — громко высказывался Ко пылов. — Зато ты умеешь: моя хата с краю — ничего не знаю! — насмешливо оса дили его рыбаки. — Да чего тамі Знаем твой метод: работаешь ни шатко ни валко! Слово взял пожилой мат рос коммунист Михаил Ды бенко: — Тут вот Завгородный Почетными грамотами по хвалялся. А скажи, за какой грд твои грамоты? Помнит ся мне, что получал ты их лет десять назад. Сейчас вы с Шунковым только и ду маете, как бы схалтурить да выпить. А мастер наш все силы отдает работе. Чело век он — что надо. С боль шим сердцем. Он в сторон ке не стоит, в каюте не хо ронится, как Копылов. А с нами весь день, а то и ночь за рыбоделом р а б о т а е т . Мы Сергея Антоныча со сво ей смены не отпустим. Он нам подходит во всех отно шениях. А что касается его авторитета... Так он у него даже больше стал, потому как равнодушный человек не станет за грудки хватать. Не будет отдых себе на бе регу со всякими пьяницами портить. Так я полагаю. — Верно! Правильно! — дружно отозвались рыбаки. — Наш Антоныч — мас тер, каких поискать!» „.Раньше всех из салона выскочил Копылов. Я до гнал его уже за проходной порта. Он шел, нахмурив шись, жадно глотая дым си гареты. — Как собрание? — спро сил я. — Да так... Гм.» в общем, — неопределенно промям лил Василий Степанович. По дороге я дважды пы тался возобновить разговор, но Копылов упорно отмал чивался. Он размышлял, должно быть, над тем, что сказали люди на собрании о его годами проверенном «ме тоде работы». А. БЕРКУТ. IS Н ЕДАВНО кандалакшские машиностроители отправили в ад рес заказчика — тралового флота — рыборазделочную ма шину. Предварительно агрегат прошел промышленную* об катку. В создании машины конструкции слесаря ПИНРО М. Куп риянова принимали участие мпогие. Но основная работа выпала на долю начальника конструкторского бюро завода П. Гусева, технолога Е. Кирюшина, слесарен Н. Раздобурдина, В. Иванова, токарен А. Румянцева и В. Летовальцева. — Коллектив Кандалакшского механического завода, — рас сказывает член комиссии по приемке машины, начальник кон структорского отдела Полярного института А. Глушков, — проде лал большую и плодотгіЬрную работу по созданию агрегата, так нужного промысловикам Мурмана и всей стране. Качество изго товления хорошее. При испытании отмечалось четкое механиче ское взаимодействие узлов. Машина будет установлена в механических мастерских ПИНРО для опробования ее работы на неразделанной рыбе, доставленной в порт из самых последних уловов. Затем агрегат получит пропи ску на корабле. На снимке: слева направо — слесарь инструментально экспери ментального цеха В. Иванов ж начальник конструкторского бюро механического завода П. Гусев при заключительных испытаниях рыборазделочной машины, г. Кандалакша. Фото А. Брысоиа. О Т выдолбленной из ння лодки, на которой пла вали наши далекие предки, до современного су пергиганта дедвейтом 500 ты* сяч тонн — такой путь раз* вития прошли в течение ты сячелетия транспортные пла* вучие средства, используемые человеком. И упомянутые лодки, и ве сельные галеры мы можем увидеть сегодня только в муч веях. Исчезли с горизонта па руса клиперов и фрегатов, по» степенно ушли в прошлое ло пастные колеса и паровые ма шины. За это время произо шли изменения в конструк* дни всех узлов и агрегатов судна. Но одна незаменимая принадлежность судна просу ществовала не только века, но и целые тысячелетия, сохра нив по сей день все элемен ты своей первоначальной кон струкции. Речь, конечно, идет о якоре, который, как утвер ждает история судостроения, находит применение уже трв тысячелетия. Давайте взглянем на- су ществующий ныне якорь н сравним его с тем, который бросил три тысячи лет назад со своей лодки-долбленки (?), а может быть, лодки из дре весной коры наш далекий предок. Это был, как утверж дают ученые, довольно боль шой камень, к которому м<5» ряк тех времен привязывал деревянный рог. Он делал это для того, чтобы удержать лод ку на быстром течении реки, в том месте, где была рыба, которую он собирался ловить, С довольно незначительны ми усовершенствованиями по добный якорь просущество вал длительное время. К сожалению, слишком ма- ло сохранилось данных о том, занимались ли проблемой яко ря до XVI века. Но такая по требность уже начала торо* пить моряков. Ежегодно штор мы «пожинали» свой урожай. Они ломали несовершенные якоря, бросали суда на сушу, разбивая их о рифы, мели и скалистые берега. Дошедшие до нас документы говорят, Что только в 1821 году англи чанин Хавкинс, желая увели- ьчить удерживающее сопротив ление якоря, предложил его новую конструкцию с ново* ротными рогами - лапами.?. При этом якорь должен был плоско падать на дно, а обо лапы прн натяжении каната Должны были углубляться в Ірунт. Но когда цепь откло нялась в сторону, лапы толь* ко взрыхляли грунт. Умень шалась н сила, удерживаю щая судно. Поэтому ет этой вдеи отказались. Проблемой якоря живо за интересовалась крупнейшая Морская держава — Англия; В 1852 году брито некое адми ралтейство разработало еди ные правила в производстве якорей. Якоря, изготовленные по этим правилам, стали на зывать адмиралтейскими. Поиски судостроителей продолжались. И вот в 1855 году англичанин Бэкстер за патентовал якорь без стерж ня. Однако из-за слабой удер живающей силы якорь Бэк стера не нашел широкого применения в практике. Было еще несколько подоб ных решений, также не слиш ком удачных. Только англи чанин капитан Хулл предло жил толковое решение проб лемы бесстержневого якоря. Он отказался от соединения стержня с лапами с помощью длинного винта, который был самым уязвимым местом у якоря. Винт ржавел и скоро выходил из строя. Капитан Хулл соединил ланы якоря в одно целое с корпусом с по мощью шпинделя, Благодаря простоте кон струкций и высокой прочно сти этот тип якоря етал об разцом для большинства со временных конструктивных решений якорей, которые впоследствии лишь незначи тельно усовершенствовались^ Утверждают, что в настоящее время запатентовано свыше 3 тысяч типов якорей, из ко торых 130—150 находят при менение на судах. В каком направлении идет с е г о д н я конструкторская мысль? Копструкторы пред лагают создать реактивный якорь, который выстреливает ся в грунт на глубину не скольких метров. Там якорь «лопается», благодаря чему его удерживающая сила была бы в 250—300 раз больше ве« са. Трудность, однако, заклю* чается в том, что поднять та* кой якорь со дна невозможно* Другие конструкторы предла гают использовать систему в несколько якорей. А такая возможность сомнительна; не которые вновь работают над усовершенствованием гидрав лической системы, удержива ющей судно на месте. Но это только проекты. Что принвч сет будущее — увидим. («Тыгодник мороки»). Перевел Г. ОЛЬПІАН» На снимке: пефелометрпческая установка «М-71», демонстриру ющаяся в павильоне «Гидромет- служба» ВДНХ СССР. Фотохроника TAC0# ЕЩЕ ОДНА РЫБОРАЗДЕЛОЧНАЯ МАШИНА Туманная дымка, пыльная пе лена ограничивают, особенно в ночное время, пределы видимо сти. Вот почему большой инте рес в павильоне «Гидрометслуж- ба» ВДНХ СССР вызывает но* вый прибор для определения дальности видимости в темноте — пефелометрическая установ ка «М-71», изготовляемая Ленин градским онтикомеханическнм объединением. Она состоит ва лампы-фары, посылающей в тем ноту луч света, и поляризацион ного измерителя видимости кМ-53А», который сравнивает яр кость рассеянного воздуха луча с эталонным полем в световой ко робке установки. По сравнению с известными до сих пор приборами, установка «М-71» более проста в эксплуа тации и позволяет без отража тельных щитов и других при способлений достаточно точно определять метеорологическую дальность видимости в очень широких пределах — от 50 мет ров до 50 километров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz