Рыбный Мурман. 1969 г. Апрель.

У КРИТЕРИЙ АВТОРИТЕТА Р ЫБМАСТЕР Василий Степанович Копылов < ■ предложил мне загля­ нуть на плавбазу, где он ра­ ботал. Там должно былосо- ' стояться общесудовое соб- . рание. — Между прочим, любо­ пытный разговор будет о методах работы нового рыб- маетера Лобанова, — сказал Копылов. Сам Василий Степанович считал, что работать надо не спеша, а главное, знать лишь свою смену и, упаси бог, не портить отношений С начальством. — Зачем это нужно? Ко­ му -и для чего? — рассуж­ дал Копылов. — Неприятно­ сти, выговоры. Лобанов по молодости лет горячку по­ рет. А в результате что?.. Хорошо, если строгача вле­ пят, а могут и с парохода списать. Нет, нет, с его ме­ тодом работы хлопот полон рот. ...В просторном салоне, куда мы пришли, собрались моряки. Молодому мастеру Лобанову было явно не по себе: он смущенно отводил глаза в сторону, краснел. Собрание было бурным. Моряки выступали дружно, напористо, деловито. За на­ сущными производственны­ ми вопросами, казалось, по­ забыли о случившемся кон­ ф икте между мастером и матросами. Но нет. Почти под самый конец собрания капитан- директор сказал: — Послушаем, товарищи, рыбообработчика Шункова. — Я в двух словах, — с усмешкой начал Григорий Шунков, лениво поднимаясь со с т у л а . — Получилось так... К концу вахты я нор­ мы полторы дал. Подходит мастер. Поглядел, поглядел и говорит: «Так вот почему ты так быстро работаешь... Для тебя лишь бы день да ночь — сутки прочь. Что ты делаешь: за рыбоделом сто­ ишь или «козла» забива­ ешь? Брак даешь!» Я ему в ответ: «Наши де­ ды поморы так шкерили м нам велели. А в технику­ мах мы не обучались». Постоял это он, размыш­ ляя о чем-то, да вдруг — хвать меня за грудки и по­ шел трясти, будто бутылку с кефиром. «Прекрати рабо­ тать спустя рукава! Нам брака не надо!» — кричит. А какой брак, помилуйте! Обида меня взяла за такое обращение. Плюнул я на всех и ушел с вахты. Коро­ че говоря, неправильно ве­ дет себя наш мастер. Где А- это видано — за грудки хва­ тать и кулаками махать? Мы не в пивной. А еще культурный человек. Дип­ лом имеет.™ В числе обиженных был и мастер Петр Завгородный. Он недовольно загудел сип­ лым басом: — Работаю я неплохо. Не­ сколько Почетных грамот имею. Но дело не в этом. Вот пришли мы с моря. По­ лучили получку. Ну, я то­ го... выпил малость. Дома, конечно. Ну, выпил и вы­ пил. Кому какое дело? Ка­ кой моряк не выпьет после рейса? Пошел в ресторан. В «Арктику»... или в «Север» —- не упомню точно. Жена следом. Как пограничник за шпионом. Только без соба­ ки. Я от нее ходу. А она пристроилась в кильватер м зудит: «Не пущу в таком виде. Такой-сякой, вернись домой...» Ну и прочий вине­ грет. А тут, откуда ни возь­ мись, мастер наш, Сергей Антоныч. Стал он меня при всем народе срамить. И по­ чему, дескать, я напился, м почему жену оскорбляю.... Где это видано, чтоб мастер в семейную жизнь вмеши­ вался? Чтоб, значит, на бе­ регу командовал? Хитровато прищурившись, капитан - директор сказал: — Товарищи, Сергей Ан­ тонович, как мне кажется, потерял авторитет в ваших глазах. И ему не совсем, ви­ димо, удобно оставаться в этой смене. Мы переведем его на другой участок. Так я вас понял? Капитан - директор на­ клонил голову, зорко испод­ лобья окинул взглядом соб­ равшихся, чуть приметно усмехнулся. Собрание зашумело: — Значит, пьяницы и халтурщики станут выжи­ вать хорошего мастера, а мы им потакать будем?! — крикнул чей-то звонкий го­ лос. — Лобанов — неплохой специалист, но еще не на­ учился работать с людьми! — громко высказывался Ко­ пылов. — Зато ты умеешь: моя хата с краю — ничего не знаю! — насмешливо оса­ дили его рыбаки. — Да чего тамі Знаем твой метод: работаешь ни шатко ни валко! Слово взял пожилой мат­ рос коммунист Михаил Ды­ бенко: — Тут вот Завгородный Почетными грамотами по­ хвалялся. А скажи, за какой грд твои грамоты? Помнит­ ся мне, что получал ты их лет десять назад. Сейчас вы с Шунковым только и ду­ маете, как бы схалтурить да выпить. А мастер наш все силы отдает работе. Чело­ век он — что надо. С боль­ шим сердцем. Он в сторон­ ке не стоит, в каюте не хо­ ронится, как Копылов. А с нами весь день, а то и ночь за рыбоделом р а б о т а е т . Мы Сергея Антоныча со сво­ ей смены не отпустим. Он нам подходит во всех отно­ шениях. А что касается его авторитета... Так он у него даже больше стал, потому как равнодушный человек не станет за грудки хватать. Не будет отдых себе на бе­ регу со всякими пьяницами портить. Так я полагаю. — Верно! Правильно! — дружно отозвались рыбаки. — Наш Антоныч — мас­ тер, каких поискать!» „.Раньше всех из салона выскочил Копылов. Я до­ гнал его уже за проходной порта. Он шел, нахмурив­ шись, жадно глотая дым си­ гареты. — Как собрание? — спро­ сил я. — Да так... Гм.» в общем, — неопределенно промям­ лил Василий Степанович. По дороге я дважды пы­ тался возобновить разговор, но Копылов упорно отмал­ чивался. Он размышлял, должно быть, над тем, что сказали люди на собрании о его годами проверенном «ме­ тоде работы». А. БЕРКУТ. IS Н ЕДАВНО кандалакшские машиностроители отправили в ад­ рес заказчика — тралового флота — рыборазделочную ма­ шину. Предварительно агрегат прошел промышленную* об­ катку. В создании машины конструкции слесаря ПИНРО М. Куп­ риянова принимали участие мпогие. Но основная работа выпала на долю начальника конструкторского бюро завода П. Гусева, технолога Е. Кирюшина, слесарен Н. Раздобурдина, В. Иванова, токарен А. Румянцева и В. Летовальцева. — Коллектив Кандалакшского механического завода, — рас­ сказывает член комиссии по приемке машины, начальник кон­ структорского отдела Полярного института А. Глушков, — проде­ лал большую и плодотгіЬрную работу по созданию агрегата, так нужного промысловикам Мурмана и всей стране. Качество изго­ товления хорошее. При испытании отмечалось четкое механиче­ ское взаимодействие узлов. Машина будет установлена в механических мастерских ПИНРО для опробования ее работы на неразделанной рыбе, доставленной в порт из самых последних уловов. Затем агрегат получит пропи­ ску на корабле. На снимке: слева направо — слесарь инструментально экспери­ ментального цеха В. Иванов ж начальник конструкторского бюро механического завода П. Гусев при заключительных испытаниях рыборазделочной машины, г. Кандалакша. Фото А. Брысоиа. О Т выдолбленной из ння лодки, на которой пла­ вали наши далекие предки, до современного су­ пергиганта дедвейтом 500 ты* сяч тонн — такой путь раз* вития прошли в течение ты­ сячелетия транспортные пла* вучие средства, используемые человеком. И упомянутые лодки, и ве­ сельные галеры мы можем увидеть сегодня только в муч веях. Исчезли с горизонта па­ руса клиперов и фрегатов, по» степенно ушли в прошлое ло­ пастные колеса и паровые ма­ шины. За это время произо­ шли изменения в конструк* дни всех узлов и агрегатов судна. Но одна незаменимая принадлежность судна просу­ ществовала не только века, но и целые тысячелетия, сохра­ нив по сей день все элемен­ ты своей первоначальной кон­ струкции. Речь, конечно, идет о якоре, который, как утвер­ ждает история судостроения, находит применение уже трв тысячелетия. Давайте взглянем на- су­ ществующий ныне якорь н сравним его с тем, который бросил три тысячи лет назад со своей лодки-долбленки (?), а может быть, лодки из дре­ весной коры наш далекий предок. Это был, как утверж­ дают ученые, довольно боль­ шой камень, к которому м<5» ряк тех времен привязывал деревянный рог. Он делал это для того, чтобы удержать лод­ ку на быстром течении реки, в том месте, где была рыба, которую он собирался ловить, С довольно незначительны­ ми усовершенствованиями по­ добный якорь просущество­ вал длительное время. К сожалению, слишком ма- ло сохранилось данных о том, занимались ли проблемой яко­ ря до XVI века. Но такая по­ требность уже начала торо* пить моряков. Ежегодно штор­ мы «пожинали» свой урожай. Они ломали несовершенные якоря, бросали суда на сушу, разбивая их о рифы, мели и скалистые берега. Дошедшие до нас документы говорят, Что только в 1821 году англи­ чанин Хавкинс, желая увели- ьчить удерживающее сопротив­ ление якоря, предложил его новую конструкцию с ново* ротными рогами - лапами.?. При этом якорь должен был плоско падать на дно, а обо лапы прн натяжении каната Должны были углубляться в Ірунт. Но когда цепь откло­ нялась в сторону, лапы толь* ко взрыхляли грунт. Умень­ шалась н сила, удерживаю­ щая судно. Поэтому ет этой вдеи отказались. Проблемой якоря живо за­ интересовалась крупнейшая Морская держава — Англия; В 1852 году брито некое адми­ ралтейство разработало еди­ ные правила в производстве якорей. Якоря, изготовленные по этим правилам, стали на­ зывать адмиралтейскими. Поиски судостроителей продолжались. И вот в 1855 году англичанин Бэкстер за­ патентовал якорь без стерж­ ня. Однако из-за слабой удер­ живающей силы якорь Бэк­ стера не нашел широкого применения в практике. Было еще несколько подоб­ ных решений, также не слиш­ ком удачных. Только англи­ чанин капитан Хулл предло­ жил толковое решение проб­ лемы бесстержневого якоря. Он отказался от соединения стержня с лапами с помощью длинного винта, который был самым уязвимым местом у якоря. Винт ржавел и скоро выходил из строя. Капитан Хулл соединил ланы якоря в одно целое с корпусом с по­ мощью шпинделя, Благодаря простоте кон­ струкций и высокой прочно­ сти этот тип якоря етал об­ разцом для большинства со­ временных конструктивных решений якорей, которые впоследствии лишь незначи­ тельно усовершенствовались^ Утверждают, что в настоящее время запатентовано свыше 3 тысяч типов якорей, из ко­ торых 130—150 находят при­ менение на судах. В каком направлении идет с е г о д н я конструкторская мысль? Копструкторы пред­ лагают создать реактивный якорь, который выстреливает­ ся в грунт на глубину не­ скольких метров. Там якорь «лопается», благодаря чему его удерживающая сила была бы в 250—300 раз больше ве« са. Трудность, однако, заклю* чается в том, что поднять та* кой якорь со дна невозможно* Другие конструкторы предла­ гают использовать систему в несколько якорей. А такая возможность сомнительна; не­ которые вновь работают над усовершенствованием гидрав­ лической системы, удержива­ ющей судно на месте. Но это только проекты. Что принвч сет будущее — увидим. («Тыгодник мороки»). Перевел Г. ОЛЬПІАН» На снимке: пефелометрпческая установка «М-71», демонстриру­ ющаяся в павильоне «Гидромет- служба» ВДНХ СССР. Фотохроника TAC0# ЕЩЕ ОДНА РЫБОРАЗДЕЛОЧНАЯ МАШИНА Туманная дымка, пыльная пе­ лена ограничивают, особенно в ночное время, пределы видимо­ сти. Вот почему большой инте­ рес в павильоне «Гидрометслуж- ба» ВДНХ СССР вызывает но* вый прибор для определения дальности видимости в темноте — пефелометрическая установ­ ка «М-71», изготовляемая Ленин­ градским онтикомеханическнм объединением. Она состоит ва лампы-фары, посылающей в тем­ ноту луч света, и поляризацион­ ного измерителя видимости кМ-53А», который сравнивает яр­ кость рассеянного воздуха луча с эталонным полем в световой ко­ робке установки. По сравнению с известными до сих пор приборами, установка «М-71» более проста в эксплуа­ тации и позволяет без отража­ тельных щитов и других при­ способлений достаточно точно определять метеорологическую дальность видимости в очень широких пределах — от 50 мет­ ров до 50 километров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz