Рыбный Мурман. 1969 г. Апрель.
*** Ок Papeftm m Owprfid» Щ ЪЪіатЫЫп Hmi Hrtlmnn Ш Dmnntot* бораториях ведутся специаль ные геологические и геофизи* ческие, гидрологические и гпдрооптические, метеороло- гические п микробиологиче ские, сейсмологические и мно гие другие исследования. На электронной счетной станция данные исследований собира ются и накапливаются, при* водятся в порядок и подыто живаются. Для исследования морских глубин в наличии имеются специальные якоря и лебедки, для исследования атмосферы — радиозонды н ракеты. Установка для устра нения бортовой качки позво ляет и на ходу судна спокой но работать, а гребные вин ты обеспечивают высокую тельского судна в долгих экс педициях находятся в усло виях комфорта. На каждом из этих плавающих отелей име ются пекарня и библиотека, установка для кондпцпонпро* вания воздуха, кино, кухня и столовая, которые все дают для души и тела. К услугам даже собственная «больни ца», оснащенная самыми со временными установками. «Вохенпост»: Расскажите нам, пол<алуйста, о тех экс педициях, которые уже была предприняты советской ака демией на этих судах. Проф. Папанин: На первом судне, названном по имена знаменитого исследователя яд ра, «Академик Курчатов», про- «ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РЕБЯТА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СУДА» ИНТЕРВЬЮ «ВОХЕНПОСТ» С ПРОФЕССОРОМ ПАПАНИНЫМ Хорст Г офман и Герхьрд Дѳзомбре, сотрудники ежене дельника «Вохенпост», беседовали с адмиралом, профессо- ром Иваном Дмитриевичем Папаниным, директором Инсти тута биологии внутренних морей и заведующим отделом вы сокоширотных экспедиций при Академии наук СССР, прези дентом Московского географического общества и предсе дателем Государственной комиссии по строительству науч но-исследовательских судов. Таковы известные всему миру должности дважды Героя Советского Союза, награжденного семью орденами Ленина. Он участвовал в экспедиции, которая первой в мире в 1937 году на самолетах высадилась на Северном полюсе. Он организовал там первую научно-исследовательскую станцию, где велись работы при температуре 50° ниже нуля. Он вместе с тремя товарищами девять месяцев дрейфовал на льдине от Северного полюса к Гренландии. Он уже десятки лет координирует все высокоширотные экспедиции советского научно-исследовательского флота. Ниже мы печатаем вопросы корреспондентов еженедель ника «Вохенпост» и ответы профессора Папанина. I; -. . -л . ш а Одно из последних исследовательских судов, заказанных в I а ГДР для Советского Союза, — «Академик Ширшов». «Вохенпост»: Вы, товарищ профессор, в одном лице представляете заказчика а приемщика строящихся в на шей республике научно-ис следовательских судов. Что вы можете сказать о сотруд ничестве между вашей ака демией и нашей верфью? Проф. Папанин: Когда я се годня возвращаюсь к истории появления этих первокласс ных научно - исследователь ских судов, я сам удивляюсь тому, что с момента заклю чения договора и оформле* нпя научной и технической документации на первое суд но и до момента передачи седьмого судна прошло все го семь лет. Я вспоминаю, как тогда сказал вашим конструк торам: «Я уверен, что первое судно будет вами сделано хо рошо, п я буду просить пре зидента нашей академпп о дальнейшей постройке «оке анских исследователей». Семь судов за четыре года — эго огромный успех всех, кто принимал участие в по* стройке судов. Эти велико лепные научно - исследова тельские экспедиционные су да могли быть построены только при наличии тесного товарищеского сотрудничест* ва между ГДР и советскими экспертами. Они являются результатом многол е т н е й дружбы между народами на ших социалистических госу дарств. Мои коллеги и я с любовью вспоминаем о многих встре чах, которые у нас были с ведущими работниками вер фи, вашими конструкторами, инженерами и рабочими. «Вохенпост»: Сколько экс* педпцпонных судов должна поставить Висмарская верфь Московской академии? Проф. Папаніш: Пока мы заказали у вас одиннадцать научно - исследовательских судов. Но я уверен, что по следуют новые заказы. Все эти суда строятся в мирных целях, чтобы служить науко всех стран и этим самым быть полезными всему чело вечеству. Рабочие и инжене ры верфи Матиас-Тезеп мо гут с полным правом гордить ся тем, что их работа повсю ду в мире получает наивыс шее признание. «Вохенпост»: Вы сами, то варищ адмирал, побывали в нескольких испытательных рейсах. Что вы можете ска зать о научно-технических качествах судов? Проф. Папанин: С к а ж у кратко. Так как они построе ны замечательными ребята ми, то и сами замечательные. С полным правом я могу ут верждать, что каждое из этих судов является плавающим исследовательским институ том, в котором для каждого из 81 научного работника со зданы идеальные условия ра боты. В двадцати девяти ла- маневренность и позволяют поставить судно, находящее ся в дрейфе, в любое положе ние по отношению к тече- 1 нпю. «Вохенпост»: Кстати, о дрей фе, Иван Дмитриевич. Жизнь, которую вы вели тридцать лет назад на льдине, вряд ли можно, по всей видимости, ' сравнить с жизнью на науч но - исследовательском суд не... Проф. Папанин: Нет. Разу меется, ни в коем случае нельзя. Задумайтесь хотя бы над тем, что у нас не было собственной электроустанов ки! Временами температура в палатке падала ниже 0 °, а снаружи она часто опуска лась до —50° по Цельсию. Измерение морских глубин свыше 4000 м. производилось с помощью лебедки прп ра боте вручную целых восемь часов. На научно - исследо вательских судах, каждое из которых имеет собственную «электростанцию», к услугам исследователей автоматиче ские лебедки, которые позво ляют за самое короткое вре мя производить измерение глубин до 15000 метров. Или подумайте об обеспечении продовольствием! Для нас было настоящим счастьем, если нам удавалось подстре лить медведя и поесть после долгих месяцев свежих кот лет. Теперь же 166 человек экипажа научно * исследова ведены уже, например, четыре экспедиции и исследованы три четверти мирового океа на. На этой научно-исследо* вательской станции мы побы вали в Атлантике, в Тихом и Индийском океанах. Так как «Курчатов» оправдал самые лучшие надежды как в нави гационном отношении, так и в научном, он был сделан флагманом советского науч но ^ исследовательского фло та. Сегодня эти суда под фла- • том СССР и с маркировкой «Построено в ГДР» оповеща ют весь мир о пытливом уме ’ советских и немецких специ алистов. «Вохеппост»: Товарищ про" фессор, в чем состоит наи* важнейшая научная задача этпх специальных судов? Проф. Папанин: Они слу жат комплексному изучению мирового океана, особенно изучению глубин, включая полярные и тропические об ласти, как и знакомству с ме теорологическими условиями над морями. Как вы знаете, только 29 процентов земного шара это земля, а 71 процент падает на долю мирового океана. Несмотря на десяти летние океанские исследова ния, наши познания о море все еще остаются скудными. Построенные в вашей рес* публике экспедиционные су да и те научно - исследова тельские суда, что построены у нас в Союзе, позволят нам сделать заметный шаг вперед в океанологической и метео рологической пауках. Неко торые пз этих судов как пла вучие метеостанции подчиня ются моему старому другу Евгению Федорову, с кото рым мы тридцать лет назад дрейфовали в Ледовитом оке ане. Сейчас он члеп Акаде мии наук и начальник глав ного управления гидрометео рологической службы при Совете Министров СССР. «Вохенпост»: Есть ужо ре зультаты исследований, по* лученные закончившимися экспедициями? Проф. Папанин: За прошед шие четыре года от первых судов этой серии получена целая гора измерительных данных, материалов наблю дения и рабочих опытов, ко торые большей частью еще ожидают научной оценки. Но вы, вероятно, хотите ус лышать некоторые примеры? Возьмите температуру и со держание соли в воде, кото рые на отдельных глубинах и в отдельных районах очень различаются. В Баренцевом море, например, мы отметили очень большой процент со держания соли в воде. Дру гая проблема — это глубин ные течения и бури в океа не. Раньше считали, что мо ре на глубине 8000 метров спокойно. Сегодня же мы знаем, что там все находится в движении. Установить за кономерность этих течений > 7 - значит проникнуть в тай ны моря. Наши геологи так же берут пробы грунта со дна океана и по ним могут сделать важные выводы о возрасте и свойствах отло жений. «Вохенпост»: У Вас, Иван Дмитриевич, более чем пяти десятилетний опыт исследо вателя всех морей. Вы, веро ятно, уже написали свои ме муары? Наша газета с удо вольствием напечатала бы их для своих читателей. Проф. Папанин: Вы косну лись моего больного места. Ваши коллеги у нас дома уже давно торопят меня пи сать мемуары. Но у меня еще столько работы. Через пять лет, когда мне будет 80, я охотно пойду навстречу ва шему .желанию. А пока пере дайте всем читателям «Во хенпост» сердечный привет, пожелайте личного счастья и, прежде всего, мира на земле. - «Вохенпост»: Товарищ про фессор, мы от имени наших читателей сердечно благода рим за это интервью. Перевел с немецкого пз еженедельника «Вохен пост» Н. ШУТОВ. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИ ХОД: РТ-148 «Азербайджан», РТ-153 «Аксай», РТ-159 «Мор- шанск», РТ-191 «Харьков», БМРТ- 256 «Серафимович», СРТ-13, СРТ- 179, СРТ-416. ЗАВТРА: РТ-123 «Луч», PT-14I «Молдавия». РТ-175 «Курейка», СРТ-20. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИИ. э + с р < х и е ПЯТНИЦА, 11 АПРЕЛЯ ; 9.55 — Программа передач. 10.00 — Те. ііеновости. 10.15 — Для детей. «Чудеса Природы». 10.30 — Театр телевизионной новеллы. А. Самсонив. «Наводнение». 11.15 — Для школьников. «Телезнайка». еТайны вопросительной страны». 11.45— 16.50 — Перерыв. 16.50 — • Программа Передач. 16.55 — Торжественное засада* мне и концерт, посвященные Дню космо- вавтнки. Передача иэ Кремлевского Двор* ца съездов. В перерыве — Теленовости. 20.30 — Эстафета новостей. 21.15 — * Те* левизионные известия. 21.35 — * «Наша почта». 22.10 — * «Барьер неизвестности». Художественный фильм. СУББОТА, 12 АПРЕЛЯ $.55 — Программа передач. 9.00 — Гим« настика для веек. 9.4J — Телеиовости. 10.00 — Музыкальная развлекательная программа. 10.30 — «Изобретатель». Теле* визионный клуб. 11.00 — «Встреча с ма стерами театра». Народная артистка СССР И. Архипова. 12.00 — «Знание». 13.25 — «Здоровье». Научно-популярная програм ма. 13.55 — Для школьников. «Золотая шайба». Премьера телевизионного филь* ма. 14.15 — Телевизионный театр для де« тай. В. Голявкин. «Рисунки на асфальте»* 15.25 — Теленоаости. 16.30 — «В эфире ~* «Молодость». 17.30 — * «Улица Космо*. навтов». Художественный фильм. 18.50 — * Телеочерк. 19.00 — Официальное откры тие матча на первенство мира по шахма* там. Т. Петросян — Б. Спасский. 19.30 —> Концерт. 20.45 — Теленовости. 21.00 «Мир социализма». 21.45 — Художествен* ный фильм. 23.15 — «Весенняя сказка». Музыкальная программа. 00.15 — Только факты. * Передачи Мурманского телеандс* ния, АДРЕС И ТЕАЕООИЫ г. Мурманск, ул. Траловая, управление тралового флота (4-й этаж). Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 — зам. ре дактора, ответственный секретарь, литературные сотрудни ки, 62-64 — редактор. Вызов с телефонов городской АТС осуществляется по номерам: 7-86-396, 7*86-264. «РЫБНЫП МУРМАН» Индекс 55654 Типография «Полярная правда», г, Мурманск, Зак. 2467. ГІН-05342.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz