Рыбный Мурман. 1969 г. Апрель.

*** Ок Papeftm m Owprfid» Щ ЪЪіатЫЫп Hmi Hrtlmnn Ш Dmnntot* бораториях ведутся специаль­ ные геологические и геофизи* ческие, гидрологические и гпдрооптические, метеороло- гические п микробиологиче­ ские, сейсмологические и мно­ гие другие исследования. На электронной счетной станция данные исследований собира­ ются и накапливаются, при* водятся в порядок и подыто­ живаются. Для исследования морских глубин в наличии имеются специальные якоря и лебедки, для исследования атмосферы — радиозонды н ракеты. Установка для устра­ нения бортовой качки позво­ ляет и на ходу судна спокой­ но работать, а гребные вин­ ты обеспечивают высокую тельского судна в долгих экс­ педициях находятся в усло­ виях комфорта. На каждом из этих плавающих отелей име­ ются пекарня и библиотека, установка для кондпцпонпро* вания воздуха, кино, кухня и столовая, которые все дают для души и тела. К услугам даже собственная «больни­ ца», оснащенная самыми со­ временными установками. «Вохенпост»: Расскажите нам, пол<алуйста, о тех экс­ педициях, которые уже была предприняты советской ака­ демией на этих судах. Проф. Папанин: На первом судне, названном по имена знаменитого исследователя яд­ ра, «Академик Курчатов», про- «ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РЕБЯТА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СУДА» ИНТЕРВЬЮ «ВОХЕНПОСТ» С ПРОФЕССОРОМ ПАПАНИНЫМ Хорст Г офман и Герхьрд Дѳзомбре, сотрудники ежене­ дельника «Вохенпост», беседовали с адмиралом, профессо- ром Иваном Дмитриевичем Папаниным, директором Инсти­ тута биологии внутренних морей и заведующим отделом вы сокоширотных экспедиций при Академии наук СССР, прези­ дентом Московского географического общества и предсе­ дателем Государственной комиссии по строительству науч­ но-исследовательских судов. Таковы известные всему миру должности дважды Героя Советского Союза, награжденного семью орденами Ленина. Он участвовал в экспедиции, которая первой в мире в 1937 году на самолетах высадилась на Северном полюсе. Он организовал там первую научно-исследовательскую станцию, где велись работы при температуре 50° ниже нуля. Он вместе с тремя товарищами девять месяцев дрейфовал на льдине от Северного полюса к Гренландии. Он уже десятки лет координирует все высокоширотные экспедиции советского научно-исследовательского флота. Ниже мы печатаем вопросы корреспондентов еженедель­ ника «Вохенпост» и ответы профессора Папанина. I; -. . -л . ш а Одно из последних исследовательских судов, заказанных в I а ГДР для Советского Союза, — «Академик Ширшов». «Вохенпост»: Вы, товарищ профессор, в одном лице представляете заказчика а приемщика строящихся в на­ шей республике научно-ис­ следовательских судов. Что вы можете сказать о сотруд­ ничестве между вашей ака­ демией и нашей верфью? Проф. Папанин: Когда я се­ годня возвращаюсь к истории появления этих первокласс­ ных научно - исследователь­ ских судов, я сам удивляюсь тому, что с момента заклю­ чения договора и оформле* нпя научной и технической документации на первое суд­ но и до момента передачи седьмого судна прошло все­ го семь лет. Я вспоминаю, как тогда сказал вашим конструк­ торам: «Я уверен, что первое судно будет вами сделано хо­ рошо, п я буду просить пре­ зидента нашей академпп о дальнейшей постройке «оке­ анских исследователей». Семь судов за четыре года — эго огромный успех всех, кто принимал участие в по* стройке судов. Эти велико­ лепные научно - исследова­ тельские экспедиционные су­ да могли быть построены только при наличии тесного товарищеского сотрудничест* ва между ГДР и советскими экспертами. Они являются результатом многол е т н е й дружбы между народами на­ ших социалистических госу­ дарств. Мои коллеги и я с любовью вспоминаем о многих встре­ чах, которые у нас были с ведущими работниками вер­ фи, вашими конструкторами, инженерами и рабочими. «Вохенпост»: Сколько экс* педпцпонных судов должна поставить Висмарская верфь Московской академии? Проф. Папаніш: Пока мы заказали у вас одиннадцать научно - исследовательских судов. Но я уверен, что по­ следуют новые заказы. Все эти суда строятся в мирных целях, чтобы служить науко всех стран и этим самым быть полезными всему чело­ вечеству. Рабочие и инжене­ ры верфи Матиас-Тезеп мо­ гут с полным правом гордить­ ся тем, что их работа повсю­ ду в мире получает наивыс­ шее признание. «Вохенпост»: Вы сами, то­ варищ адмирал, побывали в нескольких испытательных рейсах. Что вы можете ска­ зать о научно-технических качествах судов? Проф. Папанин: С к а ж у кратко. Так как они построе­ ны замечательными ребята­ ми, то и сами замечательные. С полным правом я могу ут­ верждать, что каждое из этих судов является плавающим исследовательским институ­ том, в котором для каждого из 81 научного работника со­ зданы идеальные условия ра­ боты. В двадцати девяти ла- маневренность и позволяют поставить судно, находящее­ ся в дрейфе, в любое положе­ ние по отношению к тече- 1 нпю. «Вохенпост»: Кстати, о дрей­ фе, Иван Дмитриевич. Жизнь, которую вы вели тридцать лет назад на льдине, вряд ли можно, по всей видимости, ' сравнить с жизнью на науч­ но - исследовательском суд­ не... Проф. Папанин: Нет. Разу­ меется, ни в коем случае нельзя. Задумайтесь хотя бы над тем, что у нас не было собственной электроустанов­ ки! Временами температура в палатке падала ниже 0 °, а снаружи она часто опуска­ лась до —50° по Цельсию. Измерение морских глубин свыше 4000 м. производилось с помощью лебедки прп ра­ боте вручную целых восемь часов. На научно - исследо­ вательских судах, каждое из которых имеет собственную «электростанцию», к услугам исследователей автоматиче­ ские лебедки, которые позво­ ляют за самое короткое вре­ мя производить измерение глубин до 15000 метров. Или подумайте об обеспечении продовольствием! Для нас было настоящим счастьем, если нам удавалось подстре­ лить медведя и поесть после долгих месяцев свежих кот­ лет. Теперь же 166 человек экипажа научно * исследова­ ведены уже, например, четыре экспедиции и исследованы три четверти мирового океа­ на. На этой научно-исследо* вательской станции мы побы­ вали в Атлантике, в Тихом и Индийском океанах. Так как «Курчатов» оправдал самые лучшие надежды как в нави­ гационном отношении, так и в научном, он был сделан флагманом советского науч­ но ^ исследовательского фло­ та. Сегодня эти суда под фла- • том СССР и с маркировкой «Построено в ГДР» оповеща­ ют весь мир о пытливом уме ’ советских и немецких специ­ алистов. «Вохеппост»: Товарищ про" фессор, в чем состоит наи* важнейшая научная задача этпх специальных судов? Проф. Папанин: Они слу­ жат комплексному изучению мирового океана, особенно изучению глубин, включая полярные и тропические об­ ласти, как и знакомству с ме­ теорологическими условиями над морями. Как вы знаете, только 29 процентов земного шара это земля, а 71 процент падает на долю мирового океана. Несмотря на десяти­ летние океанские исследова­ ния, наши познания о море все еще остаются скудными. Построенные в вашей рес* публике экспедиционные су­ да и те научно - исследова­ тельские суда, что построены у нас в Союзе, позволят нам сделать заметный шаг вперед в океанологической и метео­ рологической пауках. Неко­ торые пз этих судов как пла­ вучие метеостанции подчиня­ ются моему старому другу Евгению Федорову, с кото­ рым мы тридцать лет назад дрейфовали в Ледовитом оке­ ане. Сейчас он члеп Акаде­ мии наук и начальник глав­ ного управления гидрометео­ рологической службы при Совете Министров СССР. «Вохенпост»: Есть ужо ре­ зультаты исследований, по* лученные закончившимися экспедициями? Проф. Папанин: За прошед­ шие четыре года от первых судов этой серии получена целая гора измерительных данных, материалов наблю­ дения и рабочих опытов, ко­ торые большей частью еще ожидают научной оценки. Но вы, вероятно, хотите ус­ лышать некоторые примеры? Возьмите температуру и со­ держание соли в воде, кото­ рые на отдельных глубинах и в отдельных районах очень различаются. В Баренцевом море, например, мы отметили очень большой процент со­ держания соли в воде. Дру­ гая проблема — это глубин­ ные течения и бури в океа­ не. Раньше считали, что мо­ ре на глубине 8000 метров спокойно. Сегодня же мы знаем, что там все находится в движении. Установить за­ кономерность этих течений > 7 - значит проникнуть в тай­ ны моря. Наши геологи так­ же берут пробы грунта со дна океана и по ним могут сделать важные выводы о возрасте и свойствах отло­ жений. «Вохенпост»: У Вас, Иван Дмитриевич, более чем пяти­ десятилетний опыт исследо­ вателя всех морей. Вы, веро­ ятно, уже написали свои ме­ муары? Наша газета с удо­ вольствием напечатала бы их для своих читателей. Проф. Папанин: Вы косну­ лись моего больного места. Ваши коллеги у нас дома уже давно торопят меня пи­ сать мемуары. Но у меня еще столько работы. Через пять лет, когда мне будет 80, я охотно пойду навстречу ва­ шему .желанию. А пока пере­ дайте всем читателям «Во­ хенпост» сердечный привет, пожелайте личного счастья и, прежде всего, мира на земле. - «Вохенпост»: Товарищ про­ фессор, мы от имени наших читателей сердечно благода­ рим за это интервью. Перевел с немецкого пз еженедельника «Вохен­ пост» Н. ШУТОВ. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИ­ ХОД: РТ-148 «Азербайджан», РТ-153 «Аксай», РТ-159 «Мор- шанск», РТ-191 «Харьков», БМРТ- 256 «Серафимович», СРТ-13, СРТ- 179, СРТ-416. ЗАВТРА: РТ-123 «Луч», PT-14I «Молдавия». РТ-175 «Курейка», СРТ-20. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИИ. э + с р < х и е ПЯТНИЦА, 11 АПРЕЛЯ ; 9.55 — Программа передач. 10.00 — Те. ііеновости. 10.15 — Для детей. «Чудеса Природы». 10.30 — Театр телевизионной новеллы. А. Самсонив. «Наводнение». 11.15 — Для школьников. «Телезнайка». еТайны вопросительной страны». 11.45— 16.50 — Перерыв. 16.50 — • Программа Передач. 16.55 — Торжественное засада* мне и концерт, посвященные Дню космо- вавтнки. Передача иэ Кремлевского Двор* ца съездов. В перерыве — Теленовости. 20.30 — Эстафета новостей. 21.15 — * Те* левизионные известия. 21.35 — * «Наша почта». 22.10 — * «Барьер неизвестности». Художественный фильм. СУББОТА, 12 АПРЕЛЯ $.55 — Программа передач. 9.00 — Гим« настика для веек. 9.4J — Телеиовости. 10.00 — Музыкальная развлекательная программа. 10.30 — «Изобретатель». Теле* визионный клуб. 11.00 — «Встреча с ма­ стерами театра». Народная артистка СССР И. Архипова. 12.00 — «Знание». 13.25 — «Здоровье». Научно-популярная програм­ ма. 13.55 — Для школьников. «Золотая шайба». Премьера телевизионного филь* ма. 14.15 — Телевизионный театр для де« тай. В. Голявкин. «Рисунки на асфальте»* 15.25 — Теленоаости. 16.30 — «В эфире ~* «Молодость». 17.30 — * «Улица Космо*. навтов». Художественный фильм. 18.50 — * Телеочерк. 19.00 — Официальное откры­ тие матча на первенство мира по шахма* там. Т. Петросян — Б. Спасский. 19.30 —> Концерт. 20.45 — Теленовости. 21.00 «Мир социализма». 21.45 — Художествен* ный фильм. 23.15 — «Весенняя сказка». Музыкальная программа. 00.15 — Только факты. * Передачи Мурманского телеандс* ния, АДРЕС И ТЕАЕООИЫ г. Мурманск, ул. Траловая, управление тралового флота (4-й этаж). Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 — зам. ре­ дактора, ответственный секретарь, литературные сотрудни­ ки, 62-64 — редактор. Вызов с телефонов городской АТС осуществляется по номерам: 7-86-396, 7*86-264. «РЫБНЫП МУРМАН» Индекс 55654 Типография «Полярная правда», г, Мурманск, Зак. 2467. ГІН-05342.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz