Рыбный Мурман. 1969 г. Апрель.

н У и ции о приходах и отходах судов, о постановке их к причалам, о подходах к плавбазам и т. д. Непроизводительно исполь­ зуется большая часть време­ ни специалистами механи­ ко-судовой службы. Вме­ сто того, чтобы глубоко за ­ ниматься изучением техни­ ческого состояния кораблей, деловых качеств членов ма­ шинных команд, они заняты в основном «проталкивани­ ем» ремонта. Из-за недо­ статка отдельных запасных частей вынуждены изыски­ вать пути для выхода из за ­ труднительного положения. Не отвечает новым требо­ ваниям организация снаб­ жения на флоте. Снабжен­ ческие дела нередко выхо­ дят за рамки отдела мате­ риально-технического снаб­ жения, захлестывая специа­ листов других отделов и служб. Сотрудники отдела пере­ гружены составлением от­ четности. От них требуют вести самостоятельный учет всего имущества, храняще­ гося на складах. В книгах учета с тысячами наимено­ ваний инженер должен ука­ зать, кто и когда получил то или иное имущество. Одно­ временно такой же учет ве­ дется счетоводами на скла­ дах по карточкам учета. Возникает вопрос — кому нужна эта «двойная» бух­ галтерия. На флоте недостает склад­ ских помещений, не сокра­ щается количество неликви­ дов. Научная организация труда еще не коснулась этого ведущего отдела. Работа по совершенствова­ нию стиля и методов прово­ дится и в других отделах управления. Докладчик от­ метил заметное улучшение деятельности планового от­ дела (начальник тов. Бур­ ков) и, в частности, его хоз­ расчетной группы, которой руководит тов. Подобедова. Но нередко нечеткость в работе смежных отделов ставит плановиков и эконо­ мистов в трудное положение. Особенно чувствуется это при составлении и разбивке годового плана по кораблям. Графики ремонта утверж­ даются с большой задерж­ кой. В результате имеются случаи, когда корабли нахо­ дятся в ремонте, а им опре­ деляется план по добыче рыбы. Особое значение четкая взаимосвязь между отдела­ ми приобретает в связи С предстоящим переходом на новые условия планирова­ ния и экономического сти­ мулирования производства. Специалисты управления должны оперативно и все­ сторонне оценивать работу экипажей и без задержек информировать плановый отдел. Только при этом ус­ ловии можно будет реагиро­ вать на отрицательные мо­ менты в работе, предупре­ ждать бесхозяйственность и другие недостатки. ' Финансовому отделу сле­ дует усилить контроль за оформлением и выполнени­ ем договоров, за правильно­ стью отнесения затрат на непроизводительные потери и расходы. Целесообразно передать с этой целью кар­ тотеку из бухгалтерии в фи­ нансовый отдел. Тогда ф ак ­ ты непроизводительных рас­ ходов будут не только фик­ сироваться, но и анализиро­ ваться. В минувшем году лабора­ тория научной организации труда проанализировала ра­ боту некоторых отделов уп­ равления флота. В частно­ сти, был сделан вывод, что нуждается в улучшении по­ становка дела в расчетной части бухгалтерии. Перегру­ женность бухгалтеров и сче­ товодов, слабая механизация их труда приводят к ошиб­ кам в расчетах по зарпла­ те. В 1968 году допущено двадцать случаев переплат и недоплат (переплат на 7044 рубля, недоплат на 3362 рубля). Неудовлетворительно ве­ дется передача дел в архив. Опись их составляется на­ столько небрежно, что иные документы по расчетам можно найти в архиве толь­ ко с помощью сотрудников отдела кадров. Работу стола справок бух­ галтерии можно .• упростить. Для этого следует вывесить краткие инструкции о по­ рядке начисления плавсо­ ставу заработной платы, по­ лярных надбавок, об оплате выходных и праздничных дней. Между столом справок и расчетной частью должна быть селекторная связь. Наметилось улучшение в работе отдела кадров. Но вместе с тем на флоте еще очень велика текучесть плавсостава, не всегда свое­ временно оформляются до­ кументы на моряков про- мыслово - производственных рефрижераторов. Это при­ водило к задержке отхода кораблей на промысел. В отделе отсутствует чет­ кая организация приема трудящихся. Зам. началь­ ника флота тов. Ревнивцев не всегда бывает на месте в установленное для приема время. Трудно попасть и к его помощникам. Моряки часами простаивают в кори­ дорах отдела кадров, чтобы решить тот или иной вопрос. С отделом кадров наибо­ лее часто приходится стал­ киваться морякам. По стилю работы этого отдела у лю­ дей складывается первона­ чальное мнение об управле­ нии и порядках на флоте. Специалисты отдела кадров обязаны помнить об этом и постоянно совершенствовать стиль и методы своей дея­ тельности. Нельзя считать нормаль­ ным положение дел на фло­ те с подготовкой кадров ря­ дового состава. Матрос до направления на судно прак­ тически не проходит ника­ кой серьезной подготовки. Необходимо установить также хороший контроль за ростом вторых, третьих и четвертых штурманов, а также третьих и четвертых механиков. Практически де­ ловыми качествами этих специалистов в настоящее время никто не интересует­ ся. Целесообразно поставить дело так, чтобы служба главного капитана и меха­ нико-судовая занимались этой категорией специали­ стов так же, как капитанами и старшими механиками. На флоте еще имеются случаи, когда приказы и распоряжения выполняются Неудовлетворительно. В сен­ тябре 1967 года и в октябре 1968 года распоряжением на­ чальника флота руководи­ тели всех отделов и служб обязаны были представить в лабораторию НОТ для кор­ ректирования и последую­ щего утверждения положе­ ния об отделах с изложени­ ем основных прав и обязан­ ностей сотрудников. На се­ годняшний день положения утверждены только по деся­ ти структурным подразде­ лениям. Длительное время до­ оформляют их механико-су­ довая служба, служба море­ плавания, отделы матери­ ально-технического снабже­ ния, кадров, администрати­ вно-хозяйственный, техни­ ческий, связи. А ведь поло­ жение об отделах в значи­ тельной степени позволило бы разграничить обязанно­ сти, устранить дублирова­ ние, повысить ответствен­ ность работников за пору­ ченное дело. Еще громоздко и неуклю­ же делопроизводство. Мед­ ленно доходят документы до исполнителей, задерживаясь в различных инстанциях. Большинство документов направляется начальнику управления флота, а послед­ ний не всегда в рабочее вре­ мя находится • в кабинете. Вот и лежат деловые пись­ ма в ожидании его прихода, а некоторые из них, как по­ казывает практика, требуют срочного исполнения. Так случилось, например, с теле­ фонограммой главка по по­ воду РТ-178. Поступила она днем. Начальник флота на­ чал разбор почты вечером. В результате до отдела те­ лефонограмма дошла на следующий день. В итоге произошла задержка судна с отходом на промысел, так как требовалась постановка его к причалу для доснаб- жения. Административно - хо­ зяйственному отделу (на­ чальник тов. Земских) не следует забывать, что на флоте, кроме начальника уп­ равления, есть его замести­ тели, начальники отделов, наделенные большими пра­ вами. Они в состоянии сами решать вопросы оператив­ ного порядка. ,Неправильное отношение к приказам, документам приводит и к другим неже­ лательным последствиям. Начальник главка поощрил наиболее отличившихся мо­ ряков и работников управ­ ления за перевыполнение плана 1968 года по выработ­ ке филе. Из АХО приказ направили в расчетную часть. Там произвели необ­ ходимые расчеты, деньги перевели на депонент. Спу­ стя месяц выяснилось, что никто из поощренных не знает о приказе главка. Повседневный стиль ра­ боты аппарата, — сказал в заключение докладчик, — складывается из множества факторов. На флоте должна шире внедряться научная организация труда и управ­ ления, использоваться электронно - вычислитель­ ная техника. Это позволит специалистам работать бо­ лее творчески, лучше анали­ зировать ход событий, ре­ шать перспективные вопро­ сы на основе экономических расчетов. Партийные организации должны постоянно воспи­ тывать у коммунистов, всех работников аппарата управ­ ления деловитость в работе. «Надо, — требовал В. И. Ленин, — уметь найти в каждый особый момент то особое звено цепи, за кото­ рое надо всеми силами ух1- ватиться, чтобы удержать іісю цепь и подготовить прочно . переход к следую­ щему звену...» Плохо, когда человек не видит основного направле­ ния своей деятельности, не умеет выделить ключевых, важнейших вопросов. Чаще всего именно он и оказыва­ ется не в состоянии справи­ ться с порученным ему де­ лом, топит основное в массе второстепенных вопросов. Такой стиль работы, конеч­ но, не имеет ничего общего с деловитостью. Перед руководством и партийной организацией флота стоит задача — во­ оружить кадры наукой уп­ равления, резко повысить их экономическую, правовую и организационную культуру. Обстоятельный доклад вызвал оживленный обмен мнениями. В прениях вы­ ступило семь человек. Ком­ мунисты подкрепляли до­ клад новыми примерами и фактами, вносили деловые предложения. В выступле­ ниях чувствовалась тревога, что до перевода флота на новые условия планирова­ ния и экономического сти­ мулирования времени оста­ ется немного, а нерешенных вопросов и проблем хоть от­ бавляй. Особенно заострили на этом внимание участни­ ков собрания тт. Подобедо­ ва, Каранов, Попов. Групповой механик тов. Топеха серьезно озабочен ухудшающимся техниче­ ским состоянием кораблей, плохой организацией пере­ аттестации механиков.' Зам. начальника отдела кадров тов. Малухин гово­ рил о том, чтобы еще тес­ нее была связь работников отдела кадров и службы эксплуатации. * Начальник отдела снаб­ жения тов. Орлов и зам. на­ чальника механико-судовой службы тов. Захарьин так­ же приводили примеры не­ согласованности в работе. По обсужденному вопросу ъ партийное собрание приня­ ло постановление. В нем уч­ тены критические выступ­ ления, определены сроки, названы конкретные испол­ нители. Но как бы ни было хорошо само по себе это по­ становление, его претворе­ ние в жизнь потребует энер­ гии, настойчивости и после­ довательности, организатор­ ского таланта. Партбюро обязано скрупулезно, систе­ матически проверять, как каждый исполнитель дей­ ствует на своем участке. Следует постоянно помнить Ленинское указание о дли­ тельной, деловой проверке исполнения и проверке опы­ та, установлении личной от­ ветственности. ВЫСТУПЛЕНИИ «ЯРУСНЫЙ, ПРОМЫСЕЛ МЕЧ-РЫБЫ» Начальник отдела промыш­ ленного рыболовства главка «Севрыба» тов. Немыченков сообщил редакции, что со статьей, опубликованной под таким заголовком в номере газеты за 21 марта, сотрудни­ ки отдела внимательно озна­ комились. Запланировано ярусный лов меч-рыбы начать в будущем году. В настоящее время раз* рабатываются предложения в мероприятия по подготовке в успешному проведению про* мысла. Осуществляться овіі будут уже в текущем году. . Л. ГОРЮНОВ О Ч Е Р К (Окончание. Нач. в Л*;№ 37—41). Ты думаешь они не понимают, что выгодно? А ты упрек бро­ саешь министерству. А зна­ ешь, что рыбу выгружали ло­ шадьми? — Потрясая бородой, Сиверцев продолжал наступать на Баптиста. — Ничего ты, кроме своей шкуры, не знаешь! Ты вот, проходя по порту, задумываешь­ ся, что все эти многоэтажные здания, гигантские краны, огром­ нейшие корабли, железнодорож­ ные пути, асфальтированные до­ роги сделаны руками советских людей? Нет, до твоих мозгов не доходит. А ты знаешь, что Мур­ манску исполнилось пятьдесят лет со дня основания? А город-то какойі За пятьдесят лет! И орден Ленина, думаешь, за что области дали? До тебя все равно не дой­ дет, — махнул рукой Сиверцев. — Если бы все исполнилось в тот же миг, как мы пожелали, давно уже были бы в коммуниз­ ме. Но нельзя сразу, пойми ты! Трудно. Пять лет тому назад ры­ бу из сетей вытряхивали вручную, — почти в самое ухо говорил Баптисту Сиверцев. — Видел, как весной капель падает с крыши? Эти капельки пробивают асфальт. В Вот так и тебе надо вдалбливать, чтоб ты, требуя, не забывал о прошлом. Проследи историю раз­ вития Советской России, тогда ты поймешь. Поймешь, как на об­ ломках и пепле строить новое го­ сударство. Ладно, в другой раз поговорим. РУЛЕВОЙ рубке стукнула рама. — Ребята, все крепите по- штормовому: идем в порт. И еще вам хочу сказать одну приятную новость. Пришла радиограмма. Сообщают, чтоб снимали и кон­ сервировали палубные механиз­ мы. В эту стоянку траулер пере­ оборудуется на траловый лов сельди. — Ура! — гаркнули матросы, подбрасывая береты. И тут же принялись крепить все, что могло быть смыто за борт во время шторма. Ведь переход долгий — семь суток. Когда матросы, закрепив, как подобает, снасти, ушли в су­ шилку снимать с себя прорези­ ненную робу, Сиверцев еще раз обошел палуібу и, удостоверив­ шись, что в его хозяйстве пол­ нейший порядок, сел на кнехт. Над головой весело взвился си­ ний дым. Сиверцев с завистью смотрел на «Волгодонск» и ду­ мал: какая колоссальная выгоде государству от тралового ловВ сельди по сравнению с дрифтер­ ным. Сколько можно сэкономить, убрав с палубы механизмы, заме­ нив дорогостоящие сети трала­ ми. И верная безопасность в шторм для моряков, не надо бу­ дет спасать сети, трал на борт — и штормуй. А селедочка какая чистая — ни одной рваной! Да, хорошую весть сообщил Крюков. Ну что ж, этот дрейф хоть так, хоть эдак был последним. Не пенсию не захочется идти, так не траловый лов сельди можно схо­ дить. Еще пока силенка есть. Де и самому интересно посмотреть, а может, даже подсказать что- нибудь молодежи. Траулер вздрогнул, качнулся, разворачивая пласты зеленова­ той воды. Соленые брызги легкЬ оросили Сиверцева, и он понял, что корабль выходит на курс ^ в порт. Сиверцев встал, словно ввинтил ноги в палубу, во весь свой огромный рост, выброси^ окурок за борт, приложил широ­ кую мозолистую ладонь к над;* бровью и остался смотреть — бо^> родатый, высоченный — на пей нравившийся ему «Волгодонск», пока тот не растаял в солнечном мареве на зыбком горизонте.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz