Рыбный Мурман. 1967 г. Январь.
читатель K P N I M K W E t ШШШ*ШУЛЛМШ-ЛШЕЪ C O B E T V E П ЕРЕД рыбаками тралово го флота во втором году пятилетки стоят большая и от- яетчггвонная задача — добыть 6 .миллионов 563 тысячи цент неров рыбы. Этот год для кол лектива флота должен быть пе- пил в эксплуатацию после ре монта в августе прошлого года. За это время сделано два рей са. /Эдин — в Баренцево море, вг-орой. — в район Дальнего Запада. Оба рейса были закоп чены успешно. II годовой план реломным. Для этого необходн- добычи рыбы значительно лере- мо повседневно создавать такие выполнен. песок с наличием гальки. Рыба ловилась только в ночное вре мя. Подъемы были от 1 до 4-х тонн за 2—2,5 часовое трале ние, а ів днеівное .время поднай ма л и на борт по 200 —500 ки лограммов за 3 часа. Слож ность ведения промысла в этом районе создавалась за девами орудий лова за грунт, что вы- з ывал о болыиую авари ііность тралов, несмотря на то, что •грунт на эхограмме показал ся ровным. Вот здесь-то и выя вилась полная иесостоятель- условия, при которых каждый экипаж промыслового корабля мог бы выполнять и перевыпол нять свои задания и обязатель ства. Из промахов в работе флота в прошлом году надо извлечь урок. Такие вопросы, как пра вильная расстановка флота про мысловых кораблей по районам л ромысла, своевременное пере ключение судов на хорошие концентрации рыбы, полная обеспеченіі ость гіромысловых кораблей в районах Дальнего Запада и Северного моря база- ми, остаются нервос те пе.н \ іы*ми и но сей день. Немаловажную роль в ритмичной работе флота €ос тавляет хорошее оси аще ние промысловых кораблей доброт ным промысловым вооружени ем. Имеющиеся на вооружении судов тралы еще далеки от пол ного совершенства. Назрела необходимость пере смотреть традиционные методы -^оснастки тралов. Для этого не обходимо собрать все новое и передовое на промысловых су дах н сделать достоянием каж дого коллектива траулера. Что сделано в этом направ лении у коллектива РТ-324 «Аіолодечно»? Вот этими мыс лями я и хочу поделиться па ла. Такая оснастка орудий лова и гибкая промысловая тактика принесли коллективу отличный результат. За месяц промысло вой работы в этом районе было взято 310 тонн камбалы. Среди экипажей 16 промысловых су дов, работающих в это время на камбале, мы добились лучших результатов по вылову рыбы. На судах, где капитаны и ма стера по добыче не учитывали особенности промысла и не пы тались перевооружить трал, на блюдались ча-стые заде.вы и по- Поиски увенчались успехом Особо примечательным был hqctb некоторых старых методов последний рейс. На Джорджес- вооружения нижней подборы у б аш у пришли в конце октября. Сырьевая база в этом районе была плохой, И вот в условиях безрыбья потребовалось много сил и изобретательности от су доводителей и мастеров по до быче, чтобы сельдяной трал и в таких условиях брал рыбу. Бы ло опробовано несколько видов вооружения нижней подборы. И найдена лучшей — своя подбо ра, набранная из отдельных звеньев якорной цепи. Решен вопрос подбора дли ны кабелей, в зависимости от глубины, на которой ведется промысел, и ряд других, связан-* ных с оснасткой трала и работы с ним. Через пару недель пришлось перейти на мелководье юго- восточного склона БНБ , где в это время суда кормового тра ления облавлива ли ка моа лу. страницах «Рыбного Мурмана». Промысловыми глубинами бы- Траулер «Молодечно» вегу- ли 45 —55 м., грунт — мелкий трескового трала. И на тех су дах, где занимались подстрой кой орудий лова к грунтовым условиям, там суточные зада ния выполнялись на 1 5 0—2 00 процентов. Коллектив «Моло- дечио» с этой задачей спра вился отлично. Нижнюю подбо ру мы сделали такую: цент ральный грунтроп был набран из 6 шт. четьгрехсотмиллимет- ровых бобинпдев без грузов, сво* бодное 'пространство между бо- бнінцами зап олняЛи рез инками, на каждый бобинец были уста новлены по 2 цепки от чушек. Крыловые грун тропы имели 7 штук 400 мм бобинцев с заг рузкой по 9 килограммов на одни бобинец и резинки. Трал с такой легкой подбо рой оснастили кабелями 80 м, диаметром 26 мм. В тех местах, где не -было задевов, скорость траления держали 3 —3,4 узла, а на задевистых местах — 4 у з вышенна я ава ри йность оруди й лова. Несколько раз я выступал по радио, рассказывал о воору жении трала и других особен ностях промысла. Но некоторые капитаны скептически отнеслись к нашим новшествам и работали по старинке... И, в конечном итоге, сработали ниже своих возможностей. В коіще рейса из-за отсутст вия плавбазы экипаж перешел на западный склон банки Фле- миш-кап. Около двух суток ра ботали на глубинах 260 —270 метров. Наша оснастка нижней подборы и кабелей оправдала сабя и здесь. Скорость траления держали 3,2 —3,4 узла. Ваеров травили на одну марку больше обычного. После Флемиш-капа перешли в район Северного моря, где сделали этим же тралом одао траление на глубинах 5 0—60 метров. Нижняя подбора также работала хорошо. Хотелось бы, чтобы наш экс перимент за шIтересова л специ алистов отдела добычи управле ния флота. Ведь никому не сек рет — много теряется на флоте тралов и промыслового воору жения при работе с тяжелыми подборами и сущее твующими кабелям if. Применение утяжеленных ка белей с одновременным облег чением нижней подборы при об лове камбалы, палтуса, пикши и налима позволит экипажам намного увеличить добычу ры бы эттгх пород. Может быть, некоторых капи танов и мастеров но добыче бу дут пугать тяжелые кабели (не вызовет ли это повышенный из* нос! троса)? По этому пов.оду скажу следующее. При работе на БолыГГой Ньюфаундлендской банке в течение месяца . мы пользовались двумя парами ка белей длиною 80 метров из трси са диаметром 26 мм. И, види* мо, они еще выдержат месяч ный срок эксплуатации. ГІри переходе с трала на трал пользовались одной парой кабе лей. Мы поставили перед собой задачу оснастить таким тросом нижние кабели сельдяного тра ла, подобрать соответствующую подбору и опробовать трал в действии. Дело в том, что суще ствующие нижние кабели у сельдяного трала очень легки и недостаточно прилегают к грун ту при тралении. Постановка особо длинных кабелей ведет к ? іх скручиванию. Разумеется, все это потребует времени, не избежны трудности. Но поста раемся довести свой замысел до конца. И. КУЗЬМИН, капитан траулера «Молодечно». ОНО/ИИЧЕСКИИ'^ BET ВЫГАДАЮТ И ГОСУДАРСТВО, ИПОТРЕБИТЕЛЬ Сейчас все ре же и реже мож но встретить моряка, который был бы противником увеличе ния выработки готовой продук ции непосредственно на промы сле — па плавбазах и произ волственных рефр иже раторах. Выгоды от этого огромные. Лучше используется сырье, та ра, сокращается потребность в ириемо-транептортных судах, уменьшаются перевалки рыбы в порту. Да и производительность труда па плавбазах выше, чем на бе per овых предп рия тия х. Выработка готовой продукции в море ежегодно, растет. Но эки пажи плавбаз используют еще далеко не все возможности для этого. Возьмем, к примеру, сельдь, имеющую механические повреждения, а проще говоря, у которой отсутствуют жабер ные крышки. Других дефектов она не имеет и по вкусовым ка чествам ничем не отличается от сельди первого сорта. Ее быва ет 10— 15 процентов от напра вляемого в переработку полу фабриката. Такую сельдь отсор тировывают и обычно доставля ют на рыбокомбинат. На бере гу ей придают товарный виц: обезгла®ливают, уда ляют виут- решюсти ( за исключением ик ры и молок). После этого она поступает в продажу. У населения обезглавленная сельдь спросом не пользуется потому, что у людей создается представление: раз голова уда лена, значит, сельдь начала портиться. Как видите, переработка сельди на берегу требует допол нительных затрат, а продукция с превеликим трудом наіходит сбыт. Много хдедюг доставляет Сельдь с механическими пов реждением и и рыбообработчи- ч*гки плавбаз. При выработке го товой продукции в ‘процессе сор тировки ее отбра ковышааот, ук ладывают в отдельные* бочки, заливают тузлукам и по прихо ду в порт сдают ла рыбокомби нат отдельной партией. Если за рейс коллектив плавбазы выра батывает *до 2 тысяч тонн гото вой продукции, то сельди с пов реждениями набирается до 3 тысяч бочек, в среднем по 80 — 85 килограммов в каждой. Если рассудить здраво, то не зачем доставлять эту сельдь на рыбокомбинат. Ее, не обезглав ливая, можно переработать в готовую продукцию непосредст венно на плавбазе без особых дополнительных затрат рабочей силы. Придется только взвеши вать и маркировать бочки. По приходу судна в норг эту сельдь можно грузить прямо в вагоны и отправлять . потреби телям. Мне думается, что реализо вать сельдь с механическими повреждениями следует по цене сельди второго сорта. Ни «Мур- мансельдь», ни «Севрыбхолод- флот» экономически ог этого не пострадают. Потребитель в своем большинстве в претензии тоже не будет. Покупая хоро шую по вкусовым качествам сельдь с одной или с обеими оторванными крышками, он бу дет платить за нее дешевле. -Итак, я за то, чтобы выра батывать на плавбазах готовую продукцию из сельди с механи ческими повреждениями без ее разделки. Этим самым в тече ние года мы сэкономим десятки тысяч рублей, избежим пере валки десятков и даже сотен тысяч бочек, освободим рыбо комбинат; от никому не нужной работы, которая, кроме ухуд шения вкусовых качеств сельди и увеличения затрат, ничего не д а е т Р.' БАХТИГУЗИН, техно лог плавбазы ♦Атланти ка». «ПОЛНОЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ» Автор этой корреспонденции рец и полуфабрикат соленой сель- (опубликована в номере «Рыбного ди, а переводные коэффициенты Мурмана» за 18 декабря) пра- — но технологическим нормам, сильно освещает затронутые воп- утвержденным приказом главного росы. управления «Севрыба» (№ 4-3 от Для более полной загрузки мо- 18 Ф**Раля 1966 *■)• Этими доку- розильных мощностей рефрижера- менті,м« и Д^жиы руководство-. торов экипажам средних рыоолов- ных траулеров устанавливается задание по сдаче свежья. На Р*Т0Р°® СРТ типа «Океан», а также Клай педской постр о йки р іяреШ й 0 "$0- с і являть свежую сельдь для про изводственных рефрижераторов на палубе. Определение сортности сырца производится согласно тех ническим (условиям на сельдь-сы- ваться экипажи промысловых су дов и производственных рефриже- гори сдаче-приемке сель ди. Для решения спорных вопросов на промысле находится флагман^ ский технолог главка, решения которого в части обработки рыбы и ес качества являются оконча- сельди- тельными. М. КУГАВДА, заместитель на чальника глаима «Севрыба», НОВОСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ СЭКВ АтлаитНИРО ск оііст- рунрован прибор по определе нию глубины хода трала. При бор может применяться и для пр іщельиого наведешгя разно- глубинного трала на скопление рыбы. ^ На Выставке достижений на родного хозяйства в павильоне «Радиоэлектроника» представ лены транзисторы, диоды вели чиной с английскую булавоч ную головку. Они годятся для ультракорот коволно вой аппара туры. Вещее - too каяра лон, создан- ное па учио-иге ледова тельским ииститу том л лас тическ их масс, может заменить цветные метал лы. Он легче бронзы в семь раз. Шестерни из него не соз дают шума и обходятся дешев ле, чем из текстолита. Из кап- ралона можно изготавливать де тали малого и большого разме ра. Во Франции запатентован ин дивидуальны й сиас а тел ьный костюм. Костюм непроницаем, имеет балласт для обеспечения устойчивости человека в верти кальном положении. Смазочно-охлаждааощие жид- кости НГЛ-205, СДМУ, выпус каемые заводом «Нефтегаз», увеличивают ироизводитель- ность и качество обработки на металлорежущих станках. Для удлинения срока годно сти воды в. танках пропускают обычный углекислый газ, кото рый при контакте с цементом образует наружную защитнуто пленку. На Новороссийском судоре монтном заводе разработан те- лескопичсскин бортовой аппа- рат для очистки корпусов судов. Производительность его в пять раз выше механического и гид- ропескос тру йн ого. В Дании создай новый кре- веточный трал. Креветки через иредкутковую часть, в которой имеется специальная горловина из мелкоячейнои дели» проходот. в основной креветочный куток* Конструкторское бюро Пет* ропа<вловского суд оремонтно» механического завода разрабо тало проект машины для глазу ровки блоков рыбы. Весь про цесс глазуровки блока с момен та подачи его на приемный рольганг и до -выхода из маши ны длится 30- секунд. Этого вполне достаточно для _ образо вания хорошего слоя глазуров ки при температуре окружаю щего воздуха 1 6—18 градусов ниже нуля. Работниками конструкторско го бюро Ждановского рыбоком бината разработана и внедрена насадка на дозатор маслонаіпол- нігтелыгой машины. В резуль тате применения насадки масло стекает из отверстий с мень шей скоростью, не.'разбрызгива ется и не переливается через край банки. Клайпедским филиалом ЦПКТБ изготовлен специаль ный замок для гайтяна. Замо» состоит из корпуса, заіпираоощё- го устройства и оси. В зазор между зап ира-ющим у стройс т- вом и корпусом пропускается гаитян, предварительно проде тый в кольца на конце кутка. Протянув оба конца гайтяна до полного закрытия кутка, уда ром руки загоняют запирающее устройство, которое прижимает гаитян к стенкам корпуса. При выливке улова достаточно дер нуть за конец, который привя- з а п .к запирающему устройству* чтобы освободить гайтян и рас крыть куток трала. Замок ве сит 0 .6 кг. Замки прошли испытания и а промысловых судах. В настоя щее время механическая лабо* ра тория Клайпедского фили ал а1 ЦПКТБ приступила к их серий* ному выпуску. Л. БИКМАЕВА, старший инженер бюро технической информации главка. « И н р ы м -6 8 » «Иирыбпром-68» — так бу- морепродуктов, которая откро- дет называться международная ется в Советском Союзе летом выставка современных средств 1968 года, добычи н обработки рыбы н ~ (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz