Рыбный Мурман. 1967 г. Январь.

О к е а н и ч е с к о е рыболовство находите* в ста­ дии бурного развития: строятся зговые про­ мысловые корабли, транспортные и проиэвод- Сггаенные рефрижераторы, применяется новейшая рьЕбопомсновая и радионавигационная аппаратура. Широкое внедрение гидроакустических средств по­ иска в морской рыбный промысел повысило эффек­ тивность лова, сократило потери времени на обсле­ дование районов. Но в связи с ростом флота и не­ обходимостью обеспечения большего тесла промыс­ ловых кораблей устойчивой сырьевой базой встает вопрос о создании непрерывной системы поиска в морях и океанах. НЕМНОГО ИСТОРИИ Впервые гидроакустическая техника в нашем бассейне стала применяться в 1939 году. Тогда на экспедиционном судне «Персей» был установлен эхолот и опробава.н для обнаружения косяков сель- до. Одновременно на судоверфи инженером тов. Гескжом разрабатывалась установка, позволяющая работать эхолотом в горизонтальной плоскости. Од- мако война не позволила довести начатое дело до конца. Эффективность использо­ вания гидролокаторов была до- мазана в 1947 году. Отдельные морабл и-раз ведчики иа®одили ш косяки сельди промысловые суда. Затем на отдельных поиско­ вых судах стали устанавливать эхолоты, гидролокаторы. Каж­ дый поI іск овик, воо руже ниый ап пара туро іі, обелуж іі»вал груп- пу промысловых кораблей, на­ водя их на косяки. Промысло­ вые суда, не имея на борту приборов, вынуждены были ждать, когда разведчик обнаружит очередной косяк. В 1951 году отечественные заводы начали выпус­ кать первые навигационные эхолоты с самописцем — «НЭЛ-4». В схему этого прибора сотрудники ПИНРО внесли некоторые изменения, обеспечива­ ющие использование прибора для поиска рыбы (©последствии прибор выпускался заводом как «НЭЛ-5р»). Имея на борту даже такой несовершенный при­ бор, экипаж проводил индивидуальные, поиски до глубины 150 —200 метров и облавливал обнаружен­ ные скопления. Тактика поиска несколько измени­ лась, хотя роль кораблеіі-ра*зведчиксв и не отпала. Если раньше поисковых кораблей насчитывалось единицы, то позже число их возросло. Появились группы судов оперативной и перспективной разве­ док. Одни из них обеспечивали промысловый флот в «ближних» районах, другие — вели поиск рыбы в «дальних». На кораблях разведки устанавливались более мощные и совершенные рыбопоисковые при­ боры. В 1954 —56 годах рыбопромысловый флот Север­ ного бассейна пополнился новыми кораблями типа РТ, БМРТ, которые имели поисковые приборы: «Элак», «Лодар», «Атлас-Верке», «ХАГ-2’40», «МС-29» и другие. Использование этих приборов способствовало «разработке оттределенных методов поиска с учетом конкретных условий. Несколько позже на флот начали поступать отечественные приборы: «Окунь», «Дельфин», «Палтус». ПОИСК В МОРЕ Для обеспечения непрерывного поиска и лова доібы на кораблях устанавливают п q два, а иногда и по три гидроакустических прибора. Они широко используются как на промысле пелагических рыб, тате и при облове придонных скоплений. Для тралового донного промысла применяют в основном приборы вертикального действия: ахолоты и вертикальные тракты комбинированных станций. Величина обследуемого объема воды при использо­ вании эхолота невелігка. Одиночному кораблю, ве­ дущему разведку рыбы прибором и тралом, потре­ буется много времени для детального обследования заданных квадратов. Потеря времени на спуск » подъем трала, штормовые условия и другие причи­ ны задерживают обследование акватории моря. В этѳаі случае рациональным методом служит группо­ вой поиск двух или нескольких кораблей. Обследуя склоны банок н'нанося данные да свод­ н ы й планшет поиска, можно достаточно быстро со­ ставить правильное представлевие о малнчии рыбы 1 * путях ее перемещения. В отдельных случаях для леииска придонных скоплений можно использовать гцдеолокатцры (наетример, «Палтус-М»). Практика яриметення гидролокаторов при облосе придоігных скошюний сардины и сельди показала высокую эф­ фективность даишого метода. При пелагическом рыболовстве потеря времени на поиск составляет большую долю. Если каждое траление донным тралом можно рассматрішать как элемент поиска, то предыдущий дрейф ‘корабля с сетным порядком служит лишь общей информаци­ ей. При активных видах рыболовства (разноглубин­ ными тралами пли кошельковыми неводами) общая сумма поискового времени еще больше увеличива­ ется. Это происходит за счет подвижности пелагиче­ ских скоплений, особенностей распределения и пове­ дения рыбы в данный период. Поисковое время несколько сокращается, если в районе много промысловых кораблей, активно об­ менивающихся радиоинформацией. Даже отдельные небольшие перемещения судов (переход к базе и обратно, переход из района в район) означают воз­ можность обнаружения рыбы в сравнительно ко­ роткий срок. Потери контакта с .косяками не исклю­ чены и в данном случае. После затяжного шторма или большой подвижности рыбы промысловый флот Совершенствовать средства методы промысловой разведки на короткое время теряет контакт с косяками. Ис­ пользуя рыбопоисковые станции большого радиуса действия, можно уменьшить потерн времени 'па по­ иск. В течение 1961—64 годов на корабли устанавли­ ваются новые рьгбопоискозые приборы. К ним отно­ сятся: «Палтус 7 М», <<Кальмар», «Судак» и другие. В приборах предусмотрены принципиально новые узлы, расширяющие поисковые качества. Например, у гидролокатора «Палтус-М» вибратор разворачива­ ется на ± 1 8 0 градусов и производится наклон от 0 до 90 градусов. В результате, кроме традиционного поиска по горизонтали и вертикали, можно вести по­ иск по любому горизонту или задать более слож­ ную n po rp a tM iM y разворота вибратора. Выдвигая при- емо-нзлучающую систему эхолота «Кальмар» на 80 см под корпус, можно ѣести поиск при повышенном волнении моря, а сужение диаграммы направленно­ сти позволяет регистрировать скопления до глубин 600 —700 метров. Новые приборы обладают боль­ шой чувствительностью и мощностью излучения. В настоящее время разрабатываются рыбопоис­ ковые приборы, которые позволят обнаруживать разреженные скопления рыб на глубинах до 1000 метров. „ Если техника поиска совершенствуется достаточно быстро, то этого не скажешь о-поисковых кораблях. Максима лыная скорость большинства этих судов не превышает 10 — 11 узлов, а иногда и гораздо меньше. Гидроакустическое «вооружение» поиско­ вых судов по уровшо во многих случаях не вьмие промысловых. Поэтому и скорость обследования районов мала. Например, при поисковой скорости 8 узлов за сутки гидроакустическим способом корабль может обследовать 192 мили. При использовании комбинированного метода (прибора и трала) поиско­ вый путь сократится примерно вдвое. Учитывая большую удаленность отдельных райо­ нов промысла, врамя на переходы можно сокра­ тить, увеличив скорость поисковых судов. Увели­ чить можно и поисковую скорость. Для этого надо создавать поисковые приборы с букснруемыіми аку­ стическими системами или находить другое техни­ ческое решение, обеспечи»вающее поиск на больших скоростях. С ПОМОЩЬЮ АВИАЦИИ * В иностранной печати все чаще и чаще появля­ ются статьи, нацеливающее «на создание и использо­ вание гидроакустических поисковых средств с са ­ молетов и вертолетов. Высокая скорость, маневрен­ ность, способность быстро перемещаться на боль­ шие расстояния выдвигают авиацию на одно из первых мест в ж у ію к о в о й работе. У .нас в бассейне авиация используется для- вт у - алыного поиска косяков сельди в прибрежных водах и Баре>щвва мо»ря. Высота полета та;кого само-* летачразведчика над водой 2 0 0—300 метров. Кося­ ки сельди средних размеров обнаруживаются на глу­ бине их погружения не более 30 метров. Поэтому данный вид авиаразведки применим только при от­ носительно спокойном море и малой глубине погру­ жения косяков. С увеличением глубины необходимо использо­ вать гидроакустические средства поиска. Непосредственный гидроакустический поиск са­ молетом провести затруднительно. Имея аппарату­ ру на борту, самолет вынужден садиться на воду и вести обследование вокруг точки посадки. Однако посадка самолета-разведчика (летающей лодки) в море практически исключена в связи с сильным вет­ ром и волнением. Дальность действия поисковых ігриоо*роз с учетом энергетических ресурсов борто­ вых установок также ограничена. Один из возі М ож н ь р х вариантов использования са- молетоз для поиска рыбы — постановка линии из гидроакустических буев. В отличие от корабельной аппаратуры, где все блоки связаны между собой механическим или электрическим путем, в радио- гидроакустігческих буях налу-» чсіние, прием и усиление эхо- сигналов произв одится са.мим буем, а регистрация ннфорада.- ции и управление режимом ра- &>ты с помощью команд с бо*р- та самолета. Для целей развед­ ки рыбы необходимо иметь ра- диогидіроаікустические буи, про­ стые по конструкции,недорогие в производстве, обладающие малым размером и весом. Этот вопрос может быть решен в не­ далеком будущем. Специфические ово нетва вс*р- толетов выделяют их в особый вид носи­ телей гидроакустических поисковых Высока я манов ре иное ть, способі іость в любой точке моря, широкий скоростей, возможность базироваться на корабли и базы — вот те положительные средств. зависать диапазон большие качества, необходимые при использоза нии рысопонсковои аппаратуры. Вертолеты могут носить jia борту как опускае­ мые, так и буксируемые станции. Опускаемая аппа­ ратура действует во время зависания вертолета в определенной точке. Принцип действия не отлича­ ется от корабельных шумопеленгаторов или станций, работающих в активном режиме. Конструктивное отличие состоит в том, что вся аппаратура находит­ ся на борту’, а акустическая система с помощью лебедки опускается в воду. В специальном контейне­ ре размещается исполнительный механизм разворо­ та при секторном поиске. По принципу обзора про­ странства акустические системы могут обеспечить обзор в углах 180, 90 и менее градусов. Обследование акватории моря производится путем перемещения вертолета из точки в точку по заданно­ му маршруту. Расстояние -между точкам^ выбирает­ ся, исходя из дальности действия поисковой аппа­ ратуры. Глубина опускания акустической системы в отдельных случаях увеличивается с тем, чтобы ве­ сти поиск под слоем температурного скачка. Считая, что средняя продолжительность подъема и опуска­ ния вибратора составляет по одной минуте, а время обзора — 3 минуты, в каждой точке вертолет зави­ сает на 5 минут. Для расстояний между точкаіми 3700 метров и при скорости перелета 110 км в аде с.редтіяя скорость по маршруту 31 километр в час. Вес комплекта поисковой аппаратуры должен быть в пределах 200 —300 кг. Буксируемые гидроакустические сгаінцин по сво* ей комплектации более громоздки и тяжелы. Эіоовя-* ээдю с необходимостью обеспечить прочность букси­ руемого кабеля и троса (или кабель-троса) и регу­ лировать его длину в процессе поиска. Средняя по­ исковая скорость при использованию буксируемых систем возрастает. В качестве вертолета разведчика может быть нс- юолье-гаан вертолет «КА-26» специально сконструи­ рованный длія нужд сельского хозяйства и рыболов­ ства. - Промысловая разведка должна располагать не только совершенными рыбопоисковыми* приборами, ло и быстроходными кораблям и-разведчикам и, ис­ пользовать для поиска вертолеты. Это позволит ре­ шить задачу поиска в полной мере. О. ШАТОБА, инженер ПННРО. Н а стндояе: «2■ й> у И V *rj О. Дворпиченко за .♦ем I, К«Ж]іаря, » M » » k M * M I I I U H l l l l M ! I I I I H I I > l t l t H H 1 l l l l l l l l l l l l l l ! l l l l l l l I I I I I I I I I ! l l l l l l l l l l l l l l l i l l f l l l l l l l l l l l l t l l t H l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l k l l l l t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l f l l l l l l l l l l l l l l l l l l ! t M l l l » » l l l l t » » » » U I » l l l M T I I t f l l l l l l H I I I I I I I I I I I I | • Ra производственном рефриже­ раторе «Гейзер» старшим масте­ ром во добыче рыбы ходит Олег Д а # р * и ч е н к О ' Он — настоящий свециалист своего дела, и моря­ нам ссть чему у него поучиться. А сам старший мастер никогда ме «откажет в добром совете, ес­ ли к нему обращаются. Нужно докажет, как надо делать, Эа большой производственной работой находит он время и для участия в общественной жизни. Уважают его за эти качества то- варяіци, поэтому избрали Олега Дворшгюнко членом судового ко- Ш іШ Ш / е ш и г г а ; «ОПАСНАЯ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ» Корреспонденция, опублико­ ванная под таким заголовком в газете «Рыбный Мурман» за 14 декабря 1966 года, обсуж- деиа в коллективе береговых бригад управления «Мурмая- сельдь». Непосредственно в бе­ реговом бригаде № 13 прове­ д е м свбрамше, «а когедом «су­ дили поступок вахтенного штурмана Рогожина М. Е. и матрсса Савельева Д. В. Руко­ водством флота Рогожину объявлен выговор, матросу Са­ вельеву объяилен выгозор и он лишен за декабрь премии. Н. ШАПОВАЛОВ, начальник уііраіБлежвя «Мурмамсельдь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz