Рыбный Мурман. 1967 г. Январь.
О к е а н и ч е с к о е рыболовство находите* в ста дии бурного развития: строятся зговые про мысловые корабли, транспортные и проиэвод- Сггаенные рефрижераторы, применяется новейшая рьЕбопомсновая и радионавигационная аппаратура. Широкое внедрение гидроакустических средств по иска в морской рыбный промысел повысило эффек тивность лова, сократило потери времени на обсле дование районов. Но в связи с ростом флота и не обходимостью обеспечения большего тесла промыс ловых кораблей устойчивой сырьевой базой встает вопрос о создании непрерывной системы поиска в морях и океанах. НЕМНОГО ИСТОРИИ Впервые гидроакустическая техника в нашем бассейне стала применяться в 1939 году. Тогда на экспедиционном судне «Персей» был установлен эхолот и опробава.н для обнаружения косяков сель- до. Одновременно на судоверфи инженером тов. Гескжом разрабатывалась установка, позволяющая работать эхолотом в горизонтальной плоскости. Од- мако война не позволила довести начатое дело до конца. Эффективность использо вания гидролокаторов была до- мазана в 1947 году. Отдельные морабл и-раз ведчики иа®одили ш косяки сельди промысловые суда. Затем на отдельных поиско вых судах стали устанавливать эхолоты, гидролокаторы. Каж дый поI іск овик, воо руже ниый ап пара туро іі, обелуж іі»вал груп- пу промысловых кораблей, на водя их на косяки. Промысло вые суда, не имея на борту приборов, вынуждены были ждать, когда разведчик обнаружит очередной косяк. В 1951 году отечественные заводы начали выпус кать первые навигационные эхолоты с самописцем — «НЭЛ-4». В схему этого прибора сотрудники ПИНРО внесли некоторые изменения, обеспечива ющие использование прибора для поиска рыбы (©последствии прибор выпускался заводом как «НЭЛ-5р»). Имея на борту даже такой несовершенный при бор, экипаж проводил индивидуальные, поиски до глубины 150 —200 метров и облавливал обнаружен ные скопления. Тактика поиска несколько измени лась, хотя роль кораблеіі-ра*зведчиксв и не отпала. Если раньше поисковых кораблей насчитывалось единицы, то позже число их возросло. Появились группы судов оперативной и перспективной разве док. Одни из них обеспечивали промысловый флот в «ближних» районах, другие — вели поиск рыбы в «дальних». На кораблях разведки устанавливались более мощные и совершенные рыбопоисковые при боры. В 1954 —56 годах рыбопромысловый флот Север ного бассейна пополнился новыми кораблями типа РТ, БМРТ, которые имели поисковые приборы: «Элак», «Лодар», «Атлас-Верке», «ХАГ-2’40», «МС-29» и другие. Использование этих приборов способствовало «разработке оттределенных методов поиска с учетом конкретных условий. Несколько позже на флот начали поступать отечественные приборы: «Окунь», «Дельфин», «Палтус». ПОИСК В МОРЕ Для обеспечения непрерывного поиска и лова доібы на кораблях устанавливают п q два, а иногда и по три гидроакустических прибора. Они широко используются как на промысле пелагических рыб, тате и при облове придонных скоплений. Для тралового донного промысла применяют в основном приборы вертикального действия: ахолоты и вертикальные тракты комбинированных станций. Величина обследуемого объема воды при использо вании эхолота невелігка. Одиночному кораблю, ве дущему разведку рыбы прибором и тралом, потре буется много времени для детального обследования заданных квадратов. Потеря времени на спуск » подъем трала, штормовые условия и другие причи ны задерживают обследование акватории моря. В этѳаі случае рациональным методом служит группо вой поиск двух или нескольких кораблей. Обследуя склоны банок н'нанося данные да свод н ы й планшет поиска, можно достаточно быстро со ставить правильное представлевие о малнчии рыбы 1 * путях ее перемещения. В отдельных случаях для леииска придонных скоплений можно использовать гцдеолокатцры (наетример, «Палтус-М»). Практика яриметення гидролокаторов при облосе придоігных скошюний сардины и сельди показала высокую эф фективность даишого метода. При пелагическом рыболовстве потеря времени на поиск составляет большую долю. Если каждое траление донным тралом можно рассматрішать как элемент поиска, то предыдущий дрейф ‘корабля с сетным порядком служит лишь общей информаци ей. При активных видах рыболовства (разноглубин ными тралами пли кошельковыми неводами) общая сумма поискового времени еще больше увеличива ется. Это происходит за счет подвижности пелагиче ских скоплений, особенностей распределения и пове дения рыбы в данный период. Поисковое время несколько сокращается, если в районе много промысловых кораблей, активно об менивающихся радиоинформацией. Даже отдельные небольшие перемещения судов (переход к базе и обратно, переход из района в район) означают воз можность обнаружения рыбы в сравнительно ко роткий срок. Потери контакта с .косяками не исклю чены и в данном случае. После затяжного шторма или большой подвижности рыбы промысловый флот Совершенствовать средства методы промысловой разведки на короткое время теряет контакт с косяками. Ис пользуя рыбопоисковые станции большого радиуса действия, можно уменьшить потерн времени 'па по иск. В течение 1961—64 годов на корабли устанавли ваются новые рьгбопоискозые приборы. К ним отно сятся: «Палтус 7 М», <<Кальмар», «Судак» и другие. В приборах предусмотрены принципиально новые узлы, расширяющие поисковые качества. Например, у гидролокатора «Палтус-М» вибратор разворачива ется на ± 1 8 0 градусов и производится наклон от 0 до 90 градусов. В результате, кроме традиционного поиска по горизонтали и вертикали, можно вести по иск по любому горизонту или задать более слож ную n po rp a tM iM y разворота вибратора. Выдвигая при- емо-нзлучающую систему эхолота «Кальмар» на 80 см под корпус, можно ѣести поиск при повышенном волнении моря, а сужение диаграммы направленно сти позволяет регистрировать скопления до глубин 600 —700 метров. Новые приборы обладают боль шой чувствительностью и мощностью излучения. В настоящее время разрабатываются рыбопоис ковые приборы, которые позволят обнаруживать разреженные скопления рыб на глубинах до 1000 метров. „ Если техника поиска совершенствуется достаточно быстро, то этого не скажешь о-поисковых кораблях. Максима лыная скорость большинства этих судов не превышает 10 — 11 узлов, а иногда и гораздо меньше. Гидроакустическое «вооружение» поиско вых судов по уровшо во многих случаях не вьмие промысловых. Поэтому и скорость обследования районов мала. Например, при поисковой скорости 8 узлов за сутки гидроакустическим способом корабль может обследовать 192 мили. При использовании комбинированного метода (прибора и трала) поиско вый путь сократится примерно вдвое. Учитывая большую удаленность отдельных райо нов промысла, врамя на переходы можно сокра тить, увеличив скорость поисковых судов. Увели чить можно и поисковую скорость. Для этого надо создавать поисковые приборы с букснруемыіми аку стическими системами или находить другое техни ческое решение, обеспечи»вающее поиск на больших скоростях. С ПОМОЩЬЮ АВИАЦИИ * В иностранной печати все чаще и чаще появля ются статьи, нацеливающее «на создание и использо вание гидроакустических поисковых средств с са молетов и вертолетов. Высокая скорость, маневрен ность, способность быстро перемещаться на боль шие расстояния выдвигают авиацию на одно из первых мест в ж у ію к о в о й работе. У .нас в бассейне авиация используется для- вт у - алыного поиска косяков сельди в прибрежных водах и Баре>щвва мо»ря. Высота полета та;кого само-* летачразведчика над водой 2 0 0—300 метров. Кося ки сельди средних размеров обнаруживаются на глу бине их погружения не более 30 метров. Поэтому данный вид авиаразведки применим только при от носительно спокойном море и малой глубине погру жения косяков. С увеличением глубины необходимо использо вать гидроакустические средства поиска. Непосредственный гидроакустический поиск са молетом провести затруднительно. Имея аппарату ру на борту, самолет вынужден садиться на воду и вести обследование вокруг точки посадки. Однако посадка самолета-разведчика (летающей лодки) в море практически исключена в связи с сильным вет ром и волнением. Дальность действия поисковых ігриоо*роз с учетом энергетических ресурсов борто вых установок также ограничена. Один из возі М ож н ь р х вариантов использования са- молетоз для поиска рыбы — постановка линии из гидроакустических буев. В отличие от корабельной аппаратуры, где все блоки связаны между собой механическим или электрическим путем, в радио- гидроакустігческих буях налу-» чсіние, прием и усиление эхо- сигналов произв одится са.мим буем, а регистрация ннфорада.- ции и управление режимом ра- &>ты с помощью команд с бо*р- та самолета. Для целей развед ки рыбы необходимо иметь ра- диогидіроаікустические буи, про стые по конструкции,недорогие в производстве, обладающие малым размером и весом. Этот вопрос может быть решен в не далеком будущем. Специфические ово нетва вс*р- толетов выделяют их в особый вид носи телей гидроакустических поисковых Высока я манов ре иное ть, способі іость в любой точке моря, широкий скоростей, возможность базироваться на корабли и базы — вот те положительные средств. зависать диапазон большие качества, необходимые при использоза нии рысопонсковои аппаратуры. Вертолеты могут носить jia борту как опускае мые, так и буксируемые станции. Опускаемая аппа ратура действует во время зависания вертолета в определенной точке. Принцип действия не отлича ется от корабельных шумопеленгаторов или станций, работающих в активном режиме. Конструктивное отличие состоит в том, что вся аппаратура находит ся на борту’, а акустическая система с помощью лебедки опускается в воду. В специальном контейне ре размещается исполнительный механизм разворо та при секторном поиске. По принципу обзора про странства акустические системы могут обеспечить обзор в углах 180, 90 и менее градусов. Обследование акватории моря производится путем перемещения вертолета из точки в точку по заданно му маршруту. Расстояние -между точкам^ выбирает ся, исходя из дальности действия поисковой аппа ратуры. Глубина опускания акустической системы в отдельных случаях увеличивается с тем, чтобы ве сти поиск под слоем температурного скачка. Считая, что средняя продолжительность подъема и опуска ния вибратора составляет по одной минуте, а время обзора — 3 минуты, в каждой точке вертолет зави сает на 5 минут. Для расстояний между точкаіми 3700 метров и при скорости перелета 110 км в аде с.редтіяя скорость по маршруту 31 километр в час. Вес комплекта поисковой аппаратуры должен быть в пределах 200 —300 кг. Буксируемые гидроакустические сгаінцин по сво* ей комплектации более громоздки и тяжелы. Эіоовя-* ээдю с необходимостью обеспечить прочность букси руемого кабеля и троса (или кабель-троса) и регу лировать его длину в процессе поиска. Средняя по исковая скорость при использованию буксируемых систем возрастает. В качестве вертолета разведчика может быть нс- юолье-гаан вертолет «КА-26» специально сконструи рованный длія нужд сельского хозяйства и рыболов ства. - Промысловая разведка должна располагать не только совершенными рыбопоисковыми* приборами, ло и быстроходными кораблям и-разведчикам и, ис пользовать для поиска вертолеты. Это позволит ре шить задачу поиска в полной мере. О. ШАТОБА, инженер ПННРО. Н а стндояе: «2■ й> у И V *rj О. Дворпиченко за .♦ем I, К«Ж]іаря, » M » » k M * M I I I U H l l l l M ! I I I I H I I > l t l t H H 1 l l l l l l l l l l l l l l ! l l l l l l l I I I I I I I I I ! l l l l l l l l l l l l l l l i l l f l l l l l l l l l l l l t l l t H l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l k l l l l t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l f l l l l l l l l l l l l l l l l l l ! t M l l l » » l l l l t » » » » U I » l l l M T I I t f l l l l l l H I I I I I I I I I I I I | • Ra производственном рефриже раторе «Гейзер» старшим масте ром во добыче рыбы ходит Олег Д а # р * и ч е н к О ' Он — настоящий свециалист своего дела, и моря нам ссть чему у него поучиться. А сам старший мастер никогда ме «откажет в добром совете, ес ли к нему обращаются. Нужно докажет, как надо делать, Эа большой производственной работой находит он время и для участия в общественной жизни. Уважают его за эти качества то- варяіци, поэтому избрали Олега Дворшгюнко членом судового ко- Ш іШ Ш / е ш и г г а ; «ОПАСНАЯ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ» Корреспонденция, опублико ванная под таким заголовком в газете «Рыбный Мурман» за 14 декабря 1966 года, обсуж- деиа в коллективе береговых бригад управления «Мурмая- сельдь». Непосредственно в бе реговом бригаде № 13 прове д е м свбрамше, «а когедом «су дили поступок вахтенного штурмана Рогожина М. Е. и матрсса Савельева Д. В. Руко водством флота Рогожину объявлен выговор, матросу Са вельеву объяилен выгозор и он лишен за декабрь премии. Н. ШАПОВАЛОВ, начальник уііраіБлежвя «Мурмамсельдь».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz