Рыбный Мурман. 1967 г. Январь.
/ ■ О Н О /И И Ч Е С К И И Большие морозильные трау леры типа «Пушкин», ^Лес ков», как правило, после про должитель! юго плава ния про- стаивают б порту в .междурей совом ремонте по 20 и более суток. Объем работ составляет 4 —7 тысяч нормо-часов, осо бенно на БМРТ типа «Лесков». Сюда входят б основном профи лактический ремонт главного двигателя в объеме 1250 нормо- часов, воздуходувки, вспомога тельных двигателей и другие работы по палубной части, ра- дрютехиической. Если учесть, что рабочие первого судоремон тного завода должны ежесуточ но отрабатывать лишь 100 нор ию- часов, то станет ясно, поче му корабли подолгу стоят у при чала. Во время междурейсового ре монта команда судна не снима ется, в частности, ведущие специалисты механической ча- (Нродолженне. Нач. в № 3). Глубокие, даже в какой-то мере суровые, складки в угол ках губ говорили о нелегком пути этого человека на капи танский мостик. И если подроб но изучать биографию капитана Виктора Николаевича Малкеро- ва, то она и будет безукориз ненным подтверждением наших суждений. Достаточно напом нить, что нашего героя воина застала в том возрасте, когда окружающий мир уже неудер жимо начинал манить в свои сокровенные тайны. Вот тогда, подростком, он и окунулся в рабочую среду. Кон дитерская фабрика и пекарня помогли мальчишке понять це нту и вкус насущного хлеба. Трудно начатая дорога жизни научила не пасовать перед пре пятствиями. Она вывела его в люди, вывела на широкие мор ские просторы. Но не будем ворошить прош лое капитана. Пусть пока изв лекает из мелодичных струн музыку и напевает любимую пе- сенку. Кстати, если спросить меня сейчас, какая именно пес ня тогда исходила из капитан ских уст, я отвечу лишь неопре деленным пожатием плеч. Я по сле еще много слышал разно- мотнвных песенок, но/ как гово рится, убей меня бог, — не помню их слов. А, может, они были без слов. Может быть, собственного сочинения? Да, да! Они почти всегда без слое! И, вероятно, многие собственного сочинения. Мне сдается, наня та ц их пел для создания опре деленного настроения. Вот он поднялся, откинул эіазад волосы рукой, зашагал тю рубке, продолжая какой-то очень важный, решительный мо тив. Малкеров в эго время ду мал... Учитывая автономное плавание «Касатки», рассчитан ное не более чем па четырнад цать суток, траулер доджей вромышлясь у берегов. У бере гов... Там, где без конца заде- вы тралов, где рыбы кошке на обед да и холод адский; каково ^работать матросам? Нет, нет, мадо что-то предпринимать! А сводки на очередных радиосове тах яростно агитируют: «Иди на Медвежянскую банку!» Велин соблазн на большие уловы. К тому ж там теплее все-таки. Трое суток туда, трое обратно, восемь — промышлять. Зато там можно взять рыбу и тралы ‘будут в сохранности. А топки — один черт, что там, что здесь сожрут весь залас угля. Итак, на Медвежинскѵю бан ку! Декабрь по свойственной ему привычке усердно посылал хо лода ые ветры. Море старалось согреться и беспрерываю хло пало 6 —7 -балльным и волнами о борт траулера. Однако к н-с- Леду третьих суток «Касатка» сбавила ход, и трал благодаря лебедке и стальным тросам еначала взвился, затем шлеп нулся в воду и исчез в буру нах. Вэвыла лебедка, натяну лись тросы, «и в миг Иѵрекратшіась сти. Вот это-то обстоятельство и заставляет подумать: нельзя ли использовать машинную ко манду для производства профи лактического осмотра механиз мов. Это относится и к личному будут ли сн«и заинтересованы материально? Ведь во «ремя ре монта корабля моряки получа ют не полностью оклады. На мой взгляд, ставки надо сохра нить. В убытке траловый флот от этого не будет. Для примера можно взять междурейсовую стоянку БМРТ-403 продолжи тельностью более месяца. За это время на нем проігэведѳн ре монт в объеме 6.882 нормо-часа силами СРЗ-1 стоимостью 21-.548 рублей, в том числе чи стка двух вспомогательных дви- Выгодноидля флота, и для моряков составу радиотехнической служ бы, палубной команде. За каче ство сомневаться не приходит ся — на судне трудятся высоко квалифицированные специали сты, которые в морских услови ях выполняют сложные рабо ты. Здесь напрашивается вопрос: деловая суета матросов. Наста ла молчаливая минута, подоб ная той, когда мать провожает сына в далекий путь. На востоке тщетно пытался пробиться день, но полярная ночь куталась в темную шубу низких облаков. С жалобным писком носились чайки, клянча еду. А траулер, хлюпая носом, добросовестно тащил трал. Капитан продолжал расхажи вать по рубке, но это были уже не бездумные движения: он брал бинокль и"всматривался в проходящее вдалеке судно... — Сто пятьдесят третий, — говорил он и шел к раскрытому журналу, страницы которого сплошь испещрены мелкими цифрами. — Судя по сводкам, он поднимает неплохо... гателей «Зульцер» — 375 л. с. На эту работу отводится 760 нормо-часов. За каждый час ре- монтных операд ий управ ление тралового флота платит моря- каім 45 копеек, а заводу—3 руб ля 10 копеек. Нетрудно подсчи тать, какую выгоду имел бы траловый флот. В первом слу- стигали... направление ветра... Все это так ясно просматрива ется в мыслях. Но запечатлеет ли все это мозг на месяц, на год вне ред? Сом нитель но. Значит, надо записать. И капитан тя нется за тетрадью. — Михалыч, — говорит ка питан вахтенному штурману, — скоро нам встретится двести семьдесят первый — скажи тог да мне... А сам опять погружается в мысли и, как уже нам ни стран но, поет. Трал приносит около тонны трески. — Мало, мало, — недоволен капитан. Карта снова притяги вает к себе Мал корова. В руке у него карандаш. — Должна... Рыба здесь есть. Но вот... — чае ом .заплатил бы 342 рубля, во втором — 2.356 рублей. Разница составляет 2014 руб лей. А-глаеное — сократи лась бы стоянка па 8 суток. Кроме чистки двшгателей, си лами машинных комаид можно было бы перебирать насосы за бортной воды охлаждения глаз ного двигателя, холодильники пресной воды охлаждения дви гателей, холодильники масла и т. д., то есть производить опе рации, которые не требуют в большом объеме токарных ра бот. Вопрос ремонта силами судо вых специалистов требует реше ния как в глазке, таи и в отде лах управления флота. Ж ела тельно, чтобы по этому поводу сказали свое слово и старшие механпжи траулеров. Думается, решение должно быть положи тельное, потому что в конечном счете это в интересах и флота и морянов. Мы сможем умень шить стоянку кораблей на 1 0 — 2 0 суток, удешевить междурей совый ремонт. К. УПІИНСКИИ, инженер- калькулятор тралового фло та. Целый год п р о л еж а л а под и»дой э т а с т а л ь н а я т р у б а , не п о рж а в е в и не п о л у чи в н и к а к и х п о в р еж д ени й . Л а у р е а т Н а ц и о н а л ь н о й премии Карл Б у з е р (на сним к е ) , р а б о т аю щ ий на х и м и ч е с к о м к ом бин а т е «Л ейн а -в е р к е » (ГДР), со зд ал из эп о к с и д н о й см о лы новую см е с ь , к о т о р ую у с п еш н о п рим енил к а к к л е й к о е п о д во дн о е п о к ры т и е . Экс п е р и м е н т у ч е н о г о м ож е т с т а т ь н а ч а л ом б о л ьш о г о д е л а , им еющ е го в аж н е е н а р о д н о х о з я й с т в е н н о е з н а ч е н и е . В н о вы х у с л о в и я х пред с т а в л я е т с я в о зм ож ным у с т р а н я т ь н е б о л ьш и е п о в р еж д е н и я в к о рп у с а х с у д о в б е з з а х о д а их в доки . Фото АДН —ТАСС. настолько привык, что в колю чих каплях, впивающихся в ли цо, совершенно - не видит зла. Он почему-то опять только в прорезиненных брюках, а курт ку поверх фуфайки не надел, вместо капюшона шапка-ушан ка с опущенными клапа-нами. Он стоит настолько твердо, словно кто-то навечно прикре пил его к палубе. Если же ему надо идти, крутой крен не соз дает абсолютно никакой поме хи. Правда, в его невысокой фи гуре можно подметить, как вы гибается спина, но йо ги никогда не оскальзываются, будто в по дошвах сапог сидят цепкие ког ти. Можно подумать, что он родился и мужал на пропитан ном морем и запахом рыбы траулере. В таком случае не Л. ГОРЮНОВ Ы Х А Н И Е М О Р Я Было вполне понятно, зачем он трет лоб, словно улавливает капитал следит за коллегой и "Ьажную мысль. — План-то вы- его уловами, но вот нак он оп- жмем, но вот... А может, пото- ределяет корабль? В темноте му сегодня неважно, что чис ла на таком большом расстоя- ло... чертова дюжина, а? — нни бинокль явно не выручал смеется. — Ничего, ничего... своего хозяина. В этом мог рыба будет... _ убедиться каждый, кому бы ни Уже несколько суток кряду пришлось прикладывать к своим задувает норд-вест. Многие су- зоркііді глазам этот же самый да штормуют. «Касатка» неус- бииокль. И Малкеров со свой- тайно -режет и режет дико пля- ствешіым ему чутьем, уловив шущне белые гребни. Матросы мысля любопытных, будто нев- едва успевают обработать рыбу, значаіі, ответил: как по палубе растекается оче- — По силуэту любое судно редной животрепещущий улов, из своего флота можно узнать: Калитан за все эти дан еще в каждом есть какие-то отличи- не добрался до своей койки, да тельные особенности в надет- собственно он об этом и не по рошке мышляет. Сбросив талочки-шле- Сомнения- любознательных ѵпртѵчийялііігк iff*) г к т к к о пает на своем верноіМ диваіне те? нѵжно ’присматриваться и тѳ «межДУ тралами». Пропу- '^объі запомнить все эти т а * стить Подъем тРала он никак th W Матаероеу понадобн- Н€ хочет- Нет- нет* надо налнэть ю тельне самомУ проследить... лось тринадцать лет. — Толкнешь, если сам не — Поднимает неплохо, — проснусь. повторил -капитан, уже успев _ Добро, Николаич, — со- на ходу подобрать м о ти в а этимJ чувственно отвечает штурмаін. двум словам. Теперь он пошел _ Рыба, Николаич! Рыба! к другому столу, где лежала — слышит сквозь сон Малке- раскрытая карта, ткнул каран- ро,в Ноги машинально отыскн- дашом в то место, где находил- вают тапочки. Он уже до открьі- ся сто пятьдесят третий. Вьш- т0 ,г0 osraa рулевой рубки любу- рямился, направился к эхолоту. ется уловом и опять к карте. Долго следил за самописцем: _ Ну, конечно... Я ж гово- Все эти капитанские хожде- рил, здесь рыба есть. Отхва- ния по рубке сопровождаются тим... мотивами. Да, Малкеров тіойсти - Малкеров протирает слилато- ке обладает какой-то волшебной щиеся глаза и, напевая новый песней: когда на промышля- мотив, идет к эхолоту. А как ющи-х по соседству, словно за- глубина? Солидная. Вот тут колдовашіых судах ««колеса», треска 'и пасется. бориая ^рыба Касатки * мдет 0Т- ДИРИЖЕРо СТАЛЬНЫХ Потом Малкеров усаживается на свой диван. Глубшіа, уловы, Море выплескивает огром- порода рыб, квадрат, время го- нейшие пригоршни воды, обда- да... Все эти данные образуют вал холодным душем дерѳвян- своеобралэную карту в капитан- ігую палубу. Брызги долетают » ских мыслях. Вот тут грунт до старшего мастера по добыче, чистый... в деыабуре уловы до- но ен вне то не замечает, ж *« такую уж солидную поправку пришлось бы внести в наше предположение. Яков Афанась евич Мошков с юных лет при страстился к морю. И не1много не мало, а двадцать один год дышит соленоватым воздухом. Казалось бы, у морского вол ка должно быть обветренное л;гцо, на ладонях твердые, - кан орехи, мйзолн и громовой бас. Ничего подобного вы не обнару жите у Мошкова. Волосы у него черные, густые, лицо белое; спокойные, много повидавшие глаза. В салон он приходит в простой клетчатой рубашке и легких спортивных брюках. Больше тридцати двух — трид цати четырех ему не дашь, хо тя этот возраст он перешагнул еще несколько лет тому назад. Дохнул ветер снежным заря- дом, и лучи прожекторов прони зали стремительные белые пу шинки. Выше стали подпрыги вать огни соседних траулеров, и более размашистый почерк при мяли звезды, вьтисывая на не бе светящиеся дуги. Хлопнула рама в окне руле вой рубки. Мошков моменталь но повернул лицо в сторону источника звука. *— Афанасьич, — подал го лос ро окна каіигтан, — доеха ли... Вот N снова подъем трала. А давно ли опускали его за борт. И на каждое его, Мошкова, рас поряжение, на каждый жест ру ки матросы отвечали натрени рованными движениями, и трал исполнял роль сказочного пос лушника. — Есть поднимать трал? — отвечает Мошке®, продолжая стойко принимать холодные брызги, 'смешаоаные € «олкмми снежниками. Сейчас о» полно* масшы і* хѳвяш» «а валрбе, * каждое его слово, взмах руки подобны той дирижерской па лочке, движениям которой в»ем- лют оркестранты. Еще одно слово Мошков^-** лебедка захлебывается тороплю вым шепотом, чрезмерно напря гаясь и подтягивая стальные тросы. Грохотом о своем прихо де извещают траловые доски, устало вешаясь на дуги. И вот теперь настает такое время, когда свободные от вахты мо ряки и камбузные работники, поеживаясь под пронизываю щим ветром, выскакивают на верхнюю* палубу или прилипа ют носами к стеклам иллюмина торов, чтобы взглянуть, сколько рыбы принес трал. Это самый ответственный и торжественный момент в рыбацкой жизни. И как бы знакома ни была карти на подъема трала, все равно моряки волнуются. Матросы —< само внимание и слух, и не ус- певает мастер отдать короткий приказ, как он уже в исполне нии. До мельчайших подробно» стей знакомый, туго набитый рыбой, мешок колышется у са- мого борта. Сколько тысяч раз (и будучи ученикам боцмана, и матросом, и мастером) он ветре* 'чал трал с рыбой, и всегда серд це неігзменно наполнялось ра* достью. Это уже рыбацкий азарт, профессиональная страсть. Он даже тогда, когда не глядит в сторону .матросов, следит всем своим существом за их повадками. Наблюдал за подъемам трала, он тонко пони мает, кто действует правильно, а кто допускает ошибку. И ит повесги рукой вверх и л * ^ вниз, и трал послушно прини мает желанную мастеру позу. Море промашек не прощает. И ни в коем случае нельзя подда ваться этой надоедливой качке, беспощадной атаке разъярен-* ных вол» и туго давящему вет ру. Тут надо собрать все нервы в комок и ни в коем случае не давать им волю. Здесь нужно только действовать. Трал встает інад водой. Меш ков у борта под стекающими струями выполняет операцию за операцией. Все ближе, ближе мешок с рыбой. Вертко дейст вует Мошков, руки » уверенном,- расчетливом движении, и на борт все больше и больше оп ределенными частями поступа ет тралового полотна. И вот свершается то, чего ждали все, ради чего вышли в мор<?, —* трал с рыбой натужно подается вверх и, важно проплыв над бортом, приспускается к расна- чивающейся палубе. Подбегает Мошков, рывок правой, левой руками, и щедрый улов расте кается в высоко забранном дос ками ящике. Уже засуетилась подвахта, подбирая по себе рабочую одеж ду и подправляя и без того острые ножи на брусках. Пока заканчивается развязка опера ции по подъему трала. Мошков уже, тщательно осмотрев «го со всех стсдэов, готовит к еауш у . {Окотит н е следует),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz