Рыбный Мурман. 1967 г. Январь.

Промысел у берегов Западной Гренландии Воды Западной Гренландии, являющиеся районом промысла рыбаков многих стран, для Мурманского тралового флота считаются одним из основных резерв­ ных. С 1957 года промысловая разведка главка «Сев- рыба» и Полярный научно-исследовательский институт ежегодно проводят здесь наблюдения обычно на поис­ ковых судах типа «Кремль» и «Пионер». Неоднократно делались попытки наладить промысловый лов больши­ ми морозильными судами. Во многих случаях резуль­ таты были малоуспешны, ощутимые были получены лишь в первой половине 1963 года. Тяжелые грунтовые условия, сложная ледовая обстановка, большая под­ вижность рыбных скоплений не позволяют нашим су­ дам успешно промышлять в этом районе. Не менее важ­ ную роль имеет обеспеченность рыбой на Лабрадоре, Ньюфаундленде, Новой Шотландии, в промысловом от­ ношении более доступных, чем Гренландия. Опыт прошлых лет показал, что относительно эффек­ тивный траловый промысел в районе Западной Грен­ ландки наблюдается в первой половине года, в частно­ сти, в зимне-весенний период на местах зимовки рыбы и на «преднерестовых концентрациях. Облов нагульных скоплений сильно осложнен подвижностью рыбы и рас­ средоточением ее в толще воды. Следует отметить, что Западная Гренландия по характеру распределения ры­ бы и по возможности ее облова вообще относится к на­ иболее трудным районам. . Своеобразные гидрологические условия, откорм под­ вижными объектами, например, песчанкой, не способст­ вуют устойчивости скоплений. Треска, наряду с сезон­ ными миграциями, немалыми по протяженности, посто­ янно совершает значительные местные горизонтальные и вертикальные передвижения, что весьма отрицательно сказывается на промысле. Наплыв холодных восточно­ гренландских вод в летний период препятствует обра- эованию придонных скоплений. В такое время наибо­ лее эффективен лов трески в толще воды — на прус, ■аддсвл С целью выяснения промысловых возможностей и уточнения распределения рыбы в районе Западной Гранландни сюда в мае был направлен поисковый БРТ-95 «Победа». Промысловые глубины от мыса Фар- вель до 61 градуса 30 минут с. ш. были закрыты тяже­ лыми льдами. Сложная ледовая обстановка в водах южной и юго-западной Гренландии удерживалась вплоть до августа. Севернее 62 параллели промысловые райо­ ны, за исключением узкой прибрежной полосы, были сдебздоы о м лада. Сложмсть для ялаваэтил и особен­ но для выполнения поисковых и промысловых работ создавали густые туманы. Плавание ъ тумане с нема­ лым количеством айсбергов требовало большой бди­ тельности от судоводительского состава. В мае гидрологические условия не способствовали скосячиванию рыбы в обычных местах лова — на бан­ ках Банан и Фюллас. Промысловые концентрации трес­ ки были обнаружены южнее, где отмечались темпера­ турные градиенты, а также на севере, в районе Хол- стейнборгской впадины, куда треска, в силу раннего потепления вод, отошла на откорм. В период появления капшака (июнь—июль) промысел трески проходил на Банан-и Фюллас-банках. Летом во время питания кап- шаком для трески у побережья Западной Гренландии характерна большая подвижность, частый отрыв от грунта. Хотя на ленте поисковых приборов отмечались хорошие записи кормовых организмов и рыбы, уловы донным тралом были невелики (от нескольких сот ки­ лограммов до 1—2 тонн за час траления). Существен­ ной разницы между дневными и ночными подъемами не наблюдалось. Болес плотные и относительно устой­ чивые скопления трески в придонных слоях были обна­ ружены в июле в период откорма песчанкой. Ночные уловы при этом были значительно больше дневных. Иностранные суда, работая в районе Западной Грен­ ландии, проявляют большую оперативность: при спаде уловов быстро перебазируются в другие места, посто­ янно поддерживая двустороннюю радиосвязь. Найден­ ный косяк рыбы эффективно облавливается большой группой. Учитывая тяжелые грунтовые условия, экипа­ жи запасаются значительным количеством пром&оору- жения. Во избежание траты рабочего времени на по­ чинку орудий лова, поврежденные тралы срезают и за­ меняют исправными. Тралы, как правило, изготовлены из легкого синтетического материала. Имея на борту ограниченное количество тралового вооружения, моряки «Победы» вынуждены были боль­ шей частью придерживаться только мест, удобных для траления; районы с плотными скоплениями рыбы часто оказывались недоступными из-за плохого грунта. Это намного снизило результаты рейса. Тем не менее, про­ являя максимальную промысловую выдержку, коман­ да добилась определенного успеха. Был установлен строгий контроль за орудиями лова. Фиксировались и анализировались все повреждения, чтобы определить наиболее уязвимые места в орудиях лова и найти лучшее вооружение, применительно к осо­ бенностям грунта. Для сравнения уловистостм тралов проверялись различные схемы вооружения. Благо­ даря усилиям капитана судна Г. С. Кузнецова и трал- мейстерского состава во главе с Л. Г. Дюбановым ава­ рийность орудий лова во второй половине рейса была значительно уменьшена. Преодолевая трудности, экипаж уложил в трюмы свыше 200 тонн рыбопродукции, показав, что даже в летний период у Гренландии можно добиться положи­ тельных результатов. Впервые за все годы исследова­ ния были проведены успешные траления в районе мыса Фарвель. Несмотря на тяжелые ледовые условия, уда­ лось установить, что этот район в данный период обла­ дает немалыми рыбными запасами. На глубинах 80— 200 метров вылавливалась треска до 2—4 тони за тра­ ление, несколько глубже — морской окунь до 3—5 тонн за час траления. Западная Гренландия — район интенсивного промы­ сла. В последние годы иностранные суда вылавливали здесь до 3—4 млн. центнеров рыбы. Запасы морского окуня в настоящее время невелики, и промысел его здесь носит случайный характер. В запасах трески, со­ ставляющей до 70—85 процентов от общей добычи ры­ бы, за последнее время произошли существенные изме­ нения. Судя по снижению улова на час траления, чис­ ленность трески падает, уменьшается и средний возраст. Основу уловов в настоящее время составляет 4—6-лет­ няя рыба. Роль трески свыше 8—9 лет весьма незначи­ тельна. Тем не менее район Западной Гренландии, в си­ лу высокого темпа роста трески (в возрасте 4—5 лет имеет длину 50—65 см), остается одним из основных районов лова трески, необходимой для выработки ф«іле« Район Западной Гренландии может быть рекомендо­ ван для промысла нашему флоту в периоды, малопро­ изводительные для других районов и благоприятные в отношении распределения рыбы и запасов для Гренлан­ дии. Не менее важным является организация здесь ярусного лова хотя бы с экспериментальной целью. По иностранным сведениям в высокоэффективные сезоны уловы рыбы на ярус достигают нескольких тонн за час* ' И. СИДОРЕНКО, сотрудник ПИНРО. ИЗ ОПЫТА НАШИХ ДРУЗЕЙ Пиросульфит натрия против плесени Бондарно-тарные предприятия рыбной промыш* ленцости в вес еине-летний период создают для осей» ие-зимней путаны большой запас бочек. В результате длительного хранения внутренняя поверхность бочек покрьнвается плесенью. Такие бочки перед отгрузкой потребителям подвергались' (повторной саінигтарной обработке. На • Клайпедском бондарно-тарном комбината «Прогресс» были проведены работы по обработке! отрамонтированных бочек, подлежащих длительно- (му хранению, пироаульфитом натрия. Через шкас­ товое отверстие распыляют внутри бючіки 15—2Q граммов пиросульфита натрия. За полтора месяца хранения в летний период боч* нги, обработанные пиросульфігтом натрия, не плесие* вели. старшим механиком, Романчен- ко — кочегаром. Но кто с Сер- геевъгм работает, тому не уйти от образования. Это уже дано ему, очевидно, природой — де­ лать людям добро. А специали­ сты под началом у Ивана Ива­ новича, что называется, клас­ сные. Не год, не два, а свыше десятка лет честью и правдой служат они своему пароходу. Когда заходит разговор об ис­ тории корабля, Иван Иванович в центре внимания. Конечно, откуда новичку знать, что «Ка­ сатка» — трофейный корабль. Правда, за год перед войной его спустили со стапелей на од­ ной германской верфи, как про­ мысловое судно. Во время вой- аш корабль оборудовали под учебный. Обучались иа нем не­ мецкие офицеры-акустики. И довольно долго, всю войну. А под конец в горячей схватке советские моряки разгромили фашистов у берегов Румынии. Та« «Касатка» получила свое первоначальное назначение. — Тут такой прочный кор­ пус, — восхищается Иван Ива­ нович, — что еще года три можно смело бороздить Барен­ цево море. Как видно, старший механик и не подумывает уходить на пеисню. «— А надо, Иван Иванович, осторожно напоминает пом­ полит, узнав как-то, что у Сер­ геева, когда он был в порту, по­ высилось кровяное даівлеіше. -— Пустяки, — старается за ­ нять «бессмысленный» разго­ вор Иван Иванович. — Поду­ маешь, повысилось... У моло­ дых и то бьавает. Ну, в один jtem> подскочило, а назавтра опять хоть бы что. Врачи-то, мой друг, все знают.., Иван Иванович — оживлен­ ный собеседник, но стоит кому- либо поинтересоваться история­ ми из личной жизни бывалого морехода, беседа обрывается, подобно струнам, неумело заде­ тым малоопытным музыкантом. На «Касатке» никогда не отка­ зывала машина в шторм, не приходилось механикам и ре­ монтировать палубные механиз­ мы под тяжестью обрушиваю­ щихся «а головы волн. Ничего оверх героического. И все из-за Ивана Ивайовнча: как чуть утихнет морю, таік и пошел «искать» работу. «Чуткий мужик» — меткое высказывание. Оно было на- правлено в адрес старшего ме­ ханика в те дни, когда в стране начали вспыхивать очаги борь­ бы коллективов за коммунисти­ ческий труд. Узнав из газет о новом движении, Иван Ивано­ вич дал прочесть статью своим «мальчикам». Моряки поняли «деда» и на очередном собра­ нии попросили записать в про­ токол, что они с достоинством будут отвечать тем требовани­ ям, выполнение которых дает право называться ударником коммунистического труда. Все сбылось, как и желали. Еще ни один ремонт не обо­ шелся без старшего механика. Ни одна деталь не минула его талантливых рук. Если Иван Иванович долго возится у ка­ кого-то механизма, напрасно его тревожить: не уйдет пока не закончит или не выяснит. Мож но заметить его легкую сутуло­ ватость, когда он сидит на кор­ точках. Нет-нет, не ту, что на­ живают в кабинетах, а рабо­ чую, подчеркивающую усерд­ ную трудовую жизнь. Можно заметить, как стармех ложится на спину, устремив вниматель ный взгляд туда, где постуки­ вает ключ, послушный его не­ большой подвижной руке. Мож­ но даже прыснуть смехом в ку­ лак, видя, как «дед» перекаты­ вается на ж і р в о т и старается просунуть голову в казалось бы совершенно недоступное место. И после всей этой незнакомой миллионам людей сцены насту­ пает финал. Иван Иванович взъерошенный, перемазанный, выпрямляя отеките ногн и те­ ло, вытирает ветошью руки. Г у ­ бы трогает почти неуловимая улыбка, а глаза светятся хитро­ ватой лукавинкой: Иваін Ивано­ вич утолил евоао душу. А дру­ гие смотрят на него с доброй завистью: «ничего, старина, в следующий раз мы тоже суме­ ем... сами...» Едва где-то там, в южной стороне, на зарумянившейся зорьке пропел голосистый пе­ тух, Иван Иванович здесь, в Баренцевом море, по раскачи­ вающейся палубе ступает в ма­ шинное отделение, чтобы не произошло остросюжетных со­ бытий («Вот, чудак! За что его дважды награждали ордена­ ми?!), из-за которых корабль выйдет из строя, а государство недополучит десятки тонн рыбы («Ах, вон оно что!»). Весело звенят трапы под но­ гами шустрого пенсионера, рит­ мичное постукивание в машин­ ном. Иван Иванович приветст­ вует вахтенного механика, з а ­ дает ему несколько вопросов и приступает к обходу «своих владении». С этого начинается рабочий день. Он похож у Ива­ на Ивановича на всю его мор­ скую жизнь. Вот, пожалуй, та соль, бро­ шенная прохожим матросом, ко­ торую можно назвать преду­ смотрительностью. ПЕСНЬ КАПИТАНА Высокий седовласый мужчи­ на, занятый глубокими мысля­ ми, долго расхаживает по ком­ нате, затем садится за письмен­ ный стол и продолжает мучить­ ся над разрешением какого-то очень сложного вопроса. Таким в школьные годы по своему тог­ дашнему умовидению я пред­ ставлял оптимиста. После, ис­ пытав на своей спине, руках и мозгах труд шахтера, авиатора, моряка и журналиста, волей-не­ волей пришлось вытряхнуть и рассеять те зачатки зерен, из которых благодатная почва вре­ мени івыпестовьшает здоровые семена мьгелей. Я один из тех, кому дьявольски везст на хо­ роших людей. Мне опять встре­ тился оптимист. В каюте рядом с рулевой рубкой он сидел на диване, по­ крытом простеньким одеялом, а слева одна на другой лежали две пышно взбитые подушки в ослепительной белизны колен­ коровых наволочках. На нем была клетчатая ковбойка, чер­ ные флотские брюки, а на но­ гах — тапочки-шлепанцы. На коленях вздрагивала гитара, по струнам бегали длинные креп­ кие пальцы. Продолговатое, об­ ветренное лищо с опущенными глазами Еьгражало полнейшую сос редоточеішгость . {Продолжение следует). Одесская мореходная школа отмечает свое столетие. Многие ее воспитанники, получившие здесь морское обра­ зование, стали известными мореплавателями — каштана- * ми, штурманами, механиками торгового флота нашей ^ страны, научными работниками. * Семь тысяч машинистов-турбинистов, котельных маши- 5. листов н матросов школа выпустила за послевоенные ж годы. На снимке: занятия матросов в кабинете лоции-навига- Ь дни. Урок по изучению навигационных приборов проводит ijj преподаватель Василий Федорович Волобуев. Фотохроника ТАСС. состоящего из нескольких парусников, Иссык-Кульское пароходство за годы Совет­ ской власти превратилось в крупную водную транспорт­ ную организацию, оснащен - 1 ную современными теплохо - 1 дами большой мощности и грузоподъемности. В настоя - 1 щее время Иссык- Кульское і пароходство ежегодно пере - 1 возит более трех сот тысяч і тонн различных^ народнохо­ зяйственных грузов. Только I за минувшую семилетку егоі грузооборот возрос на 7 1 1 процент. К услугам отдыхающих і на высокогорном озере — быстроходные теплоходы, катера. На снимке: Шора Торду- матов начал службу на фло­ те рядовым матросом, а те­ перь он — помощник капи­ тана теплохода «Советская Киргизия». Фото Н. Жиганова. Фотохроника ТАСС. т т Хуі Исполинским самоцветом плещется среди горных кря­ жей Кунгей и Терскей-Ала- тоо голубой Иссык-Куль, воспетый в песнях, овеянный легендами. Сорок лет его воды бороздят суда, сорок лет они перевозят в самые отдаленные уголки народно­ хозяйственные грузы. Созданное на базе неболь­ шого, маломощного флота,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz