Рыбный Мурман. 1967 г. Январь.
Промысел у берегов Западной Гренландии Воды Западной Гренландии, являющиеся районом промысла рыбаков многих стран, для Мурманского тралового флота считаются одним из основных резерв ных. С 1957 года промысловая разведка главка «Сев- рыба» и Полярный научно-исследовательский институт ежегодно проводят здесь наблюдения обычно на поис ковых судах типа «Кремль» и «Пионер». Неоднократно делались попытки наладить промысловый лов больши ми морозильными судами. Во многих случаях резуль таты были малоуспешны, ощутимые были получены лишь в первой половине 1963 года. Тяжелые грунтовые условия, сложная ледовая обстановка, большая под вижность рыбных скоплений не позволяют нашим су дам успешно промышлять в этом районе. Не менее важ ную роль имеет обеспеченность рыбой на Лабрадоре, Ньюфаундленде, Новой Шотландии, в промысловом от ношении более доступных, чем Гренландия. Опыт прошлых лет показал, что относительно эффек тивный траловый промысел в районе Западной Грен ландки наблюдается в первой половине года, в частно сти, в зимне-весенний период на местах зимовки рыбы и на «преднерестовых концентрациях. Облов нагульных скоплений сильно осложнен подвижностью рыбы и рас средоточением ее в толще воды. Следует отметить, что Западная Гренландия по характеру распределения ры бы и по возможности ее облова вообще относится к на иболее трудным районам. . Своеобразные гидрологические условия, откорм под вижными объектами, например, песчанкой, не способст вуют устойчивости скоплений. Треска, наряду с сезон ными миграциями, немалыми по протяженности, посто янно совершает значительные местные горизонтальные и вертикальные передвижения, что весьма отрицательно сказывается на промысле. Наплыв холодных восточно гренландских вод в летний период препятствует обра- эованию придонных скоплений. В такое время наибо лее эффективен лов трески в толще воды — на прус, ■аддсвл С целью выяснения промысловых возможностей и уточнения распределения рыбы в районе Западной Гранландни сюда в мае был направлен поисковый БРТ-95 «Победа». Промысловые глубины от мыса Фар- вель до 61 градуса 30 минут с. ш. были закрыты тяже лыми льдами. Сложная ледовая обстановка в водах южной и юго-западной Гренландии удерживалась вплоть до августа. Севернее 62 параллели промысловые райо ны, за исключением узкой прибрежной полосы, были сдебздоы о м лада. Сложмсть для ялаваэтил и особен но для выполнения поисковых и промысловых работ создавали густые туманы. Плавание ъ тумане с нема лым количеством айсбергов требовало большой бди тельности от судоводительского состава. В мае гидрологические условия не способствовали скосячиванию рыбы в обычных местах лова — на бан ках Банан и Фюллас. Промысловые концентрации трес ки были обнаружены южнее, где отмечались темпера турные градиенты, а также на севере, в районе Хол- стейнборгской впадины, куда треска, в силу раннего потепления вод, отошла на откорм. В период появления капшака (июнь—июль) промысел трески проходил на Банан-и Фюллас-банках. Летом во время питания кап- шаком для трески у побережья Западной Гренландии характерна большая подвижность, частый отрыв от грунта. Хотя на ленте поисковых приборов отмечались хорошие записи кормовых организмов и рыбы, уловы донным тралом были невелики (от нескольких сот ки лограммов до 1—2 тонн за час траления). Существен ной разницы между дневными и ночными подъемами не наблюдалось. Болес плотные и относительно устой чивые скопления трески в придонных слоях были обна ружены в июле в период откорма песчанкой. Ночные уловы при этом были значительно больше дневных. Иностранные суда, работая в районе Западной Грен ландии, проявляют большую оперативность: при спаде уловов быстро перебазируются в другие места, посто янно поддерживая двустороннюю радиосвязь. Найден ный косяк рыбы эффективно облавливается большой группой. Учитывая тяжелые грунтовые условия, экипа жи запасаются значительным количеством пром&оору- жения. Во избежание траты рабочего времени на по чинку орудий лова, поврежденные тралы срезают и за меняют исправными. Тралы, как правило, изготовлены из легкого синтетического материала. Имея на борту ограниченное количество тралового вооружения, моряки «Победы» вынуждены были боль шей частью придерживаться только мест, удобных для траления; районы с плотными скоплениями рыбы часто оказывались недоступными из-за плохого грунта. Это намного снизило результаты рейса. Тем не менее, про являя максимальную промысловую выдержку, коман да добилась определенного успеха. Был установлен строгий контроль за орудиями лова. Фиксировались и анализировались все повреждения, чтобы определить наиболее уязвимые места в орудиях лова и найти лучшее вооружение, применительно к осо бенностям грунта. Для сравнения уловистостм тралов проверялись различные схемы вооружения. Благо даря усилиям капитана судна Г. С. Кузнецова и трал- мейстерского состава во главе с Л. Г. Дюбановым ава рийность орудий лова во второй половине рейса была значительно уменьшена. Преодолевая трудности, экипаж уложил в трюмы свыше 200 тонн рыбопродукции, показав, что даже в летний период у Гренландии можно добиться положи тельных результатов. Впервые за все годы исследова ния были проведены успешные траления в районе мыса Фарвель. Несмотря на тяжелые ледовые условия, уда лось установить, что этот район в данный период обла дает немалыми рыбными запасами. На глубинах 80— 200 метров вылавливалась треска до 2—4 тони за тра ление, несколько глубже — морской окунь до 3—5 тонн за час траления. Западная Гренландия — район интенсивного промы сла. В последние годы иностранные суда вылавливали здесь до 3—4 млн. центнеров рыбы. Запасы морского окуня в настоящее время невелики, и промысел его здесь носит случайный характер. В запасах трески, со ставляющей до 70—85 процентов от общей добычи ры бы, за последнее время произошли существенные изме нения. Судя по снижению улова на час траления, чис ленность трески падает, уменьшается и средний возраст. Основу уловов в настоящее время составляет 4—6-лет няя рыба. Роль трески свыше 8—9 лет весьма незначи тельна. Тем не менее район Западной Гренландии, в си лу высокого темпа роста трески (в возрасте 4—5 лет имеет длину 50—65 см), остается одним из основных районов лова трески, необходимой для выработки ф«іле« Район Западной Гренландии может быть рекомендо ван для промысла нашему флоту в периоды, малопро изводительные для других районов и благоприятные в отношении распределения рыбы и запасов для Гренлан дии. Не менее важным является организация здесь ярусного лова хотя бы с экспериментальной целью. По иностранным сведениям в высокоэффективные сезоны уловы рыбы на ярус достигают нескольких тонн за час* ' И. СИДОРЕНКО, сотрудник ПИНРО. ИЗ ОПЫТА НАШИХ ДРУЗЕЙ Пиросульфит натрия против плесени Бондарно-тарные предприятия рыбной промыш* ленцости в вес еине-летний период создают для осей» ие-зимней путаны большой запас бочек. В результате длительного хранения внутренняя поверхность бочек покрьнвается плесенью. Такие бочки перед отгрузкой потребителям подвергались' (повторной саінигтарной обработке. На • Клайпедском бондарно-тарном комбината «Прогресс» были проведены работы по обработке! отрамонтированных бочек, подлежащих длительно- (му хранению, пироаульфитом натрия. Через шкас товое отверстие распыляют внутри бючіки 15—2Q граммов пиросульфита натрия. За полтора месяца хранения в летний период боч* нги, обработанные пиросульфігтом натрия, не плесие* вели. старшим механиком, Романчен- ко — кочегаром. Но кто с Сер- геевъгм работает, тому не уйти от образования. Это уже дано ему, очевидно, природой — де лать людям добро. А специали сты под началом у Ивана Ива новича, что называется, клас сные. Не год, не два, а свыше десятка лет честью и правдой служат они своему пароходу. Когда заходит разговор об ис тории корабля, Иван Иванович в центре внимания. Конечно, откуда новичку знать, что «Ка сатка» — трофейный корабль. Правда, за год перед войной его спустили со стапелей на од ной германской верфи, как про мысловое судно. Во время вой- аш корабль оборудовали под учебный. Обучались иа нем не мецкие офицеры-акустики. И довольно долго, всю войну. А под конец в горячей схватке советские моряки разгромили фашистов у берегов Румынии. Та« «Касатка» получила свое первоначальное назначение. — Тут такой прочный кор пус, — восхищается Иван Ива нович, — что еще года три можно смело бороздить Барен цево море. Как видно, старший механик и не подумывает уходить на пеисню. «— А надо, Иван Иванович, осторожно напоминает пом полит, узнав как-то, что у Сер геева, когда он был в порту, по высилось кровяное даівлеіше. -— Пустяки, — старается за нять «бессмысленный» разго вор Иван Иванович. — Поду маешь, повысилось... У моло дых и то бьавает. Ну, в один jtem> подскочило, а назавтра опять хоть бы что. Врачи-то, мой друг, все знают.., Иван Иванович — оживлен ный собеседник, но стоит кому- либо поинтересоваться история ми из личной жизни бывалого морехода, беседа обрывается, подобно струнам, неумело заде тым малоопытным музыкантом. На «Касатке» никогда не отка зывала машина в шторм, не приходилось механикам и ре монтировать палубные механиз мы под тяжестью обрушиваю щихся «а головы волн. Ничего оверх героического. И все из-за Ивана Ивайовнча: как чуть утихнет морю, таік и пошел «искать» работу. «Чуткий мужик» — меткое высказывание. Оно было на- правлено в адрес старшего ме ханика в те дни, когда в стране начали вспыхивать очаги борь бы коллективов за коммунисти ческий труд. Узнав из газет о новом движении, Иван Ивано вич дал прочесть статью своим «мальчикам». Моряки поняли «деда» и на очередном собра нии попросили записать в про токол, что они с достоинством будут отвечать тем требовани ям, выполнение которых дает право называться ударником коммунистического труда. Все сбылось, как и желали. Еще ни один ремонт не обо шелся без старшего механика. Ни одна деталь не минула его талантливых рук. Если Иван Иванович долго возится у ка кого-то механизма, напрасно его тревожить: не уйдет пока не закончит или не выяснит. Мож но заметить его легкую сутуло ватость, когда он сидит на кор точках. Нет-нет, не ту, что на живают в кабинетах, а рабо чую, подчеркивающую усерд ную трудовую жизнь. Можно заметить, как стармех ложится на спину, устремив вниматель ный взгляд туда, где постуки вает ключ, послушный его не большой подвижной руке. Мож но даже прыснуть смехом в ку лак, видя, как «дед» перекаты вается на ж і р в о т и старается просунуть голову в казалось бы совершенно недоступное место. И после всей этой незнакомой миллионам людей сцены насту пает финал. Иван Иванович взъерошенный, перемазанный, выпрямляя отеките ногн и те ло, вытирает ветошью руки. Г у бы трогает почти неуловимая улыбка, а глаза светятся хитро ватой лукавинкой: Иваін Ивано вич утолил евоао душу. А дру гие смотрят на него с доброй завистью: «ничего, старина, в следующий раз мы тоже суме ем... сами...» Едва где-то там, в южной стороне, на зарумянившейся зорьке пропел голосистый пе тух, Иван Иванович здесь, в Баренцевом море, по раскачи вающейся палубе ступает в ма шинное отделение, чтобы не произошло остросюжетных со бытий («Вот, чудак! За что его дважды награждали ордена ми?!), из-за которых корабль выйдет из строя, а государство недополучит десятки тонн рыбы («Ах, вон оно что!»). Весело звенят трапы под но гами шустрого пенсионера, рит мичное постукивание в машин ном. Иван Иванович приветст вует вахтенного механика, з а дает ему несколько вопросов и приступает к обходу «своих владении». С этого начинается рабочий день. Он похож у Ива на Ивановича на всю его мор скую жизнь. Вот, пожалуй, та соль, бро шенная прохожим матросом, ко торую можно назвать преду смотрительностью. ПЕСНЬ КАПИТАНА Высокий седовласый мужчи на, занятый глубокими мысля ми, долго расхаживает по ком нате, затем садится за письмен ный стол и продолжает мучить ся над разрешением какого-то очень сложного вопроса. Таким в школьные годы по своему тог дашнему умовидению я пред ставлял оптимиста. После, ис пытав на своей спине, руках и мозгах труд шахтера, авиатора, моряка и журналиста, волей-не волей пришлось вытряхнуть и рассеять те зачатки зерен, из которых благодатная почва вре мени івыпестовьшает здоровые семена мьгелей. Я один из тех, кому дьявольски везст на хо роших людей. Мне опять встре тился оптимист. В каюте рядом с рулевой рубкой он сидел на диване, по крытом простеньким одеялом, а слева одна на другой лежали две пышно взбитые подушки в ослепительной белизны колен коровых наволочках. На нем была клетчатая ковбойка, чер ные флотские брюки, а на но гах — тапочки-шлепанцы. На коленях вздрагивала гитара, по струнам бегали длинные креп кие пальцы. Продолговатое, об ветренное лищо с опущенными глазами Еьгражало полнейшую сос редоточеішгость . {Продолжение следует). Одесская мореходная школа отмечает свое столетие. Многие ее воспитанники, получившие здесь морское обра зование, стали известными мореплавателями — каштана- * ми, штурманами, механиками торгового флота нашей ^ страны, научными работниками. * Семь тысяч машинистов-турбинистов, котельных маши- 5. листов н матросов школа выпустила за послевоенные ж годы. На снимке: занятия матросов в кабинете лоции-навига- Ь дни. Урок по изучению навигационных приборов проводит ijj преподаватель Василий Федорович Волобуев. Фотохроника ТАСС. состоящего из нескольких парусников, Иссык-Кульское пароходство за годы Совет ской власти превратилось в крупную водную транспорт ную организацию, оснащен - 1 ную современными теплохо - 1 дами большой мощности и грузоподъемности. В настоя - 1 щее время Иссык- Кульское і пароходство ежегодно пере - 1 возит более трех сот тысяч і тонн различных^ народнохо зяйственных грузов. Только I за минувшую семилетку егоі грузооборот возрос на 7 1 1 процент. К услугам отдыхающих і на высокогорном озере — быстроходные теплоходы, катера. На снимке: Шора Торду- матов начал службу на фло те рядовым матросом, а те перь он — помощник капи тана теплохода «Советская Киргизия». Фото Н. Жиганова. Фотохроника ТАСС. т т Хуі Исполинским самоцветом плещется среди горных кря жей Кунгей и Терскей-Ала- тоо голубой Иссык-Куль, воспетый в песнях, овеянный легендами. Сорок лет его воды бороздят суда, сорок лет они перевозят в самые отдаленные уголки народно хозяйственные грузы. Созданное на базе неболь шого, маломощного флота,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz