Рыбный Мурман. 1967 г. Январь.

ка тов. Ященно, уборщицы тов. Калабиной, электронавигатора тов. Рожкова. Они и производ­ ственники хорошие и активные общественники. Работа по подготовке очеред­ ного выпуска ра­ диогазеты ведет­ ся у нас в тече­ ние всей недели. Члены редкол- о ____ __ _ __ ___________ _____________ л е т и бывают на рабочих местах, беседуют с ру- . ководи т е л я м и Р а д и о г а з е т а — р у п о р судовой парторганизации — Говорит БМРТ «Ви­ тебск», говорит БМРТ «Ви­ тебск»! Слушайте очередной выпуск Нашей радиогазеты! Се­ годня в номере... Так было в рейсе девятнад­ цать раз. Радиогазета выходила по воскресеньям, транслировали ее два раза в день, чтобы все члены экипажа могли ее послу­ шать. Свой первый выпуск редкол­ легия посвятила решениям пар­ тийной организации о проведе­ нии политической учебы на корабле, задачам личного соста­ ва в начавшемся рейсе, сооб­ щила о том, как комсомольцы собираются организовать досуг и спортивную работу. Особое внимание в передачах уделялось рассказу о ходе со­ ревнования по вахтам, и сме­ нам. Разговор шел и о качест­ ве продукции, о бережном от­ ношении к промысловому сна­ ряжению н к новому рыбопоис­ ковому прибору. Критиковались отстающие, назывались передо­ вики производства, пропаганди­ ровался их метод работы. Так, например, в одной из передач рассказывалось о лучшей смене рыбмастера комсомольца Лавро­ ва. Сейчас не стоит называть тех, кого приходилось критико­ вать в наших передачах, пото­ му что люди стали работать добросовестнее. Радиогазета широко освеща­ ла работу судового совета эко­ номического анализа, показыва­ ла пути борьбы за снижение се­ бестоимости продукции. Специальные передачи были посвящены пятидесятилетию Мурманска, ветеранам корабля. Всем запомнилась праздничная передача в день 49-й годовщи­ ны Великой Октябрьской соци­ алистической революции. По радио давались консуль­ тации учащимся заочных школ, транслировались выступления участников судовой художест­ венной самодеятельности, бесе­ ды о санитарном состоянии суд­ на, о культуре поведения. Все критические замечания, выска­ занные в передачах, принима­ лись к сведению,, недостатки устранялись. Можно привести такой пример: если на первых порах частенько критиковали недобросовестных рыбообработ­ чиков, то в дальнейшем этого уже не требовалось — качест­ во продукции улучшилось. Кол­ лектив рыбофабрики, руководи­ мый технологом коммунистом тов. Герасимовым, сдал про­ дукцию без рекламаций. * Партийная организация вни­ мательно следила за работой редколлегии, помогала ей. На партийном собрании был заслу­ шан отчет редколлегии. Ком­ мунисты высказали свои заме­ чания и пожелания относитель­ но содержания и формы пере­ дач. На это редколлегия свое* времещю и правильно отреаги­ ровала. Хочу отметить хорошую рабо­ ту членов редколлегии электри- служб, берут интервью, слуша­ ют промысловые советы и т. д. В конце недели собранный ма­ териал систематизируется, об­ рабатывается и записывается на магнитофонную ленту. По моему мнению, радиогазе­ та является золотой серединой между стенгазетой и «молнией». Стенгазета, как правило, выхо­ дит раз в месяц и освещает ге­ неральную линию работы и жизни экипажа. Эту же мысль более полно и постоянно может проводить и радиогазета. По оперативности она может не уступать «молнии». И в то же время радиогазета имеет свои преимущества, Ведь голосом можно хорошо выра­ жать восхищение, радость, воз­ мущение. Конечно, можно по­ спорить, какому органу отдать предпочтение в политмассовой работе и пропаганде, в мобили­ зации коллектива на успешное выполнение задач, стоящих пе­ ред экипажем. Но в последнем рейсе у нас хорошо себя заре­ комендовала именно радиогазе­ та. Наша партийная организа­ ция и впредь будет пользовать­ ся таким рупором, как радиога­ зета. И мы постараемся, чтобы она с каждым выпуском стано­ вилась содержательнее, инте­ реснее я боевитее. Н. СТРАТУНОВ, помполит большого морозильного тра­ улера «Витебск». У пом оро в и с с т а р и п о в е л о с ь — м уж ч и ны и с т а р и м л ад иаммиак ли жиэи і^ с м о р я . И х о т я с е м ь я К арп енно ж и л а на ю г е , с е й ч а с иожч но с у в е р е н н о с т ью с и а з а т ь , что э т о т п ом о р с ки й н е п и с а ны й з а к о н соблю д ен и ими . И горь А л е к с ан д р о в и ч — г л а в а м о р с к ой д и н а с тм и— с т у п и л н а п ал у б у с у д н а в п я т н а д ц а т ь л е т , его д оро гой п ош ел и сы н С т а н и с л а в И горевич . _ Р е д к о д в а м о р я к а , д в а к а п и т а н а в с т р е ч аю т с я на б е р е г у . Помпа* л у й , ч ащ е с л ы ш а т г оло с а д р у г д р у г а в А т л а н т и к е н а п р омы с л о вы х с о в е т а х . А с е й ч а с и т а к а я в о зм ож н о с т ь о т п а л а . К а р п е н к о м л а дш и й на п р о и з в о д с т в е н н ом р е ф р и ж е р а т о р е ♦ Р ем б р ан д т» н ед а вн о п е р е с е к • э к в а т о р , а БМРТ «Иж е в с к » , к о т о ры м к ом а н д у е т И го р ь А л е к с ан д р о ­ вич , о с т а л с я в с е в е р н ы х ш и р о т а х . Р а с с т о я н и е м еж д у ними ты с л ч и м и л ь . Но к а к и п р еж д е , ж и в у т одн им и мы с л ям и , одними з а б о т ам и , н е л е г ким и з а б о т ам и п р омы с л о в и к о в . Фото и з «П ол ярной п р а в ды * . УЧИЛИЩУ 185 ЛЕТ Архангельскому мореходному час подходит к концу строи* училищу исполнилось 185 лет. тельство для училища нового Но только в годы Советской учебного корпуса, механических власти раскрылись его двери мастерских. В числе выятуенни* „ __ . ков прославленной школы море* для всей молодежи. К судово- ХОдОВ немало капитанов, имена' дительскому отделению приба- которых широко известны всей вилось судомехаиичеекое. Сей- стране. К СВЕДЕНИЮ ПРОМЫСЛОВИКОВ «МУРМАНСЕЛЬДИ* В январе для облова сельди Полярный институт рекомендует применять сети с ячеей 30—32 мм в соотношении 70 и 30 процентов. Экипаж траулера «Касатка» трудится, как и полагается коллективу опорно-показательного корабля. На протяжении многих лет стабильны его успехи: план по добыче рыбы еже­ годно перевыполняется, вместо планируемых убытков — при­ быль, в трудную минуту моряки «Касатки» всегда приходят на помощь экипажам, попавшим в беду, «соперникам» по групповому соревнованию. В конце прошлого года моряки «Касатки» выступили в тра­ ловом флоте инициаторами соревнования за достойную встре­ чу 50-летия Советской власти и приняли повышенное обяза­ тельство. Начиная с сегодняшнего номера, в газете будут публико­ ваться рассказы о людях прославленного экипажа, об их де­ дах, о планах на второй год пятилетки. Ежедневно к причалам Мур­ манского рыбного порта подхо* дят десятки малых и больших судов. Малые развозят продук­ ты, детали, людей на корабли, разбросанные по рейду й ре­ монтирующиеся у причалов по ту сторону залива, большие, при. везшие залах моря и рыбы с океанских просторов, представ­ ляют свое богатство в распоря* женае кранов, которые с готов­ ностью приступают к трениров­ ке своих н без того выносливых шей. Готовая рыбная продук­ ция, упакованная в картонные ящики, торжественно проплыва­ ет в распахнутые двери ваго­ нов-холодильников, выстроив­ шихся ровной цепочкой вдоль причалов. Береговые рыбообработчики смотрят на эту картину задум чиво: в снором времени не по­ надобятся заводы — вся рыб- мая продукция минует их. С каждым годом редеет отряд су­ дов бортового траления. Выпускники мореходных учи­ лищ после первой практики рвутся на рефрижераторы; там можно применить знания, побываггь в дальних плаваниях, и бытовые условия ни в какое сравнение не вдут с «жестянка­ ми». Однако «и одного парохо­ да не найдешь безлюдным — каждый имеет свое определен­ ное назначение. Под лесом стальных мачт дремлют сотни судов с трудной, может быть, судьбой, повелителями которой остаются природа и человек. Вряд ля найдутся такие слова, через которые можно донести не сведущему в морских быти- ях читателю всю ту прелестно* суровую правду, которой одер­ жимы, ѵпожалуй, сильные и му- с прогрессом техники облагора­ живается среда. И потому не нахожу ничего удивительного, когда после изъявленного .мною желания выйти в море на трау­ лере, бессильном сделать хотя бы один дюйм без запасов угля, меня «начали уговаривать, чтобы немедленно изменил своему же ­ ланию. Вот рефрижераторы — это современно! Но у меня ос­ тавался козырь, которым я мог сразить наповал кого угодно: люди івезде остаются людьми. Итак, не уготованной судь­ бою, а по личному желанию я оказался на «Касатке». Здесь, как и на всяком рыболовном траулере, те же законы, при­ вычки и традиции. Мужья с не­ охотой оставляют* жен на при­ чале, который неумолимо отхо­ дит от траулера, трогательно вырываются три прощальных гудка, плавный разворот и— город с неисчислимым множе­ ством огней низко кланяется близок промысел и готовиться к нему надо по-настоящему, с полной ответственностью. СТАРОЖИЛ КОРАБЛЯ Испокон веков бытует мне­ ние: всему начало — голова. Разумеется, я не помышлял и не собираюсь опровергать то, что человечество выработало веками. Наоборот, я верю, на­ сколько рыбья голова здорова, настолько сохранено качество продукта в целом. Но в своем ранее непоколебимом уверова- нии мне пришлось не то чтобы усомниться, а в какой-то мере задуматься. Постараюсь рассказать по по­ рядку, и вы машерняка вкусите ту соль, которую случайно или с намерением обронил матрос, чутко улови®, что именно я з а ­ вариваю. А клонил я вот к чему. Мне подробно была известна трудоспособное ть выбранного^ Л. ГОРЮНОВ Д Ы Х А Н И Е М О Р Я жестеенные люди — моряки. Можно открыть еще одно вполне закономерное явление наших дней, проследи® за раз­ витием города и флота. В не­ далеком будущем вырастет ог­ ромнейшее здание публичной библиотеки, заканчивав т с я строительство больницы, пого­ варивают об открытии универ­ ситета, и тут же распростерло крылья приятное известие — флот пополнился современней­ шим кораблем-заводом, на но- тором имеются большая библи­ отека, госпиталь, кинозал. И если раньше на «жестянках» до самозабвения резались в карты, загоняя проигравших под стол и заставляя их кукарекать под оглушительный смех, то те­ перь почитывают в салоне кни­ жку или организуют вечер ху­ дожественной самодеятельности. И тут становится понятно, что уходящему в плавание кораб­ лю. Капитан ткнулся в откры­ тое окно рулевой рубки, матрос сросся со штурвалом. Распоря­ дительный голос капитана, н руль в движении. Внизу у ог­ ненных топок жарятся кочегары и до пота напрягаются машини­ сты, следя за чуткими стрелка­ ми разногабаритных приборов. Свободные от вахт, удобно усев­ шись на диване или блаженст­ вуя в койках, смакуют свежие береговые истории, сопровож­ дая развеселым ха-ха или гро­ мовым га-га. Смеются моряки также от всей души, как и ра­ ботают. Л потом крепкий сон, такой, что юнга не способен утром ни­ кого разбудить на чай, кроме тех, кому необходимо заступать на вахту. К обеду активное оживление. И разговор уже идет серьезный — о работе. Значит, мною экипажа. Моряки с гор­ достью уведомляли, что они в прошлом году добыли рьгбы больше всех среди своих кол­ лег. Сейчас малость поотстали, нэ тут все спутал неплановый ремонт корабля. И здесь не только обидно — досадно. Но если брать во внимание лишь рабочие дни, то матросские гла­ за начинают излучать искрен­ нюю гордость: все равно лучше всех!.. Задержавшись на этом •«лучше», я решил раскрыть его секрет. Обронив вопрос такого смысла, я уже предугадывал от­ вет: «Все зависит от капита­ на». Вот тут-то в мою нашу й бросил соли тот самый матрос, который, независимо постуки­ вая тяжелыми сапогами, прохо­ дил по коридору. — Машина выручает. Когда другие штормуют, мы хоть бы что прем с тралом. Стратегия моего плана пред­ полагаемой беседы распалась', как те составные драгоценной вещи, отделанной совершенно не теми камнями. Теперь я по-* дашал, что мне не разойтись со старшим механиком: . матросам надо верить! Впервые я его увидел в салоне. На Иване Ива* новиче Сергееве был простой, но чистенький рабочий костюм. На ногах — ботинки. Caw он неащрокого роста, но, очевид­ но, в~іпды своей молодости был необыкновенно юркий, это вид* но из того, :*чк он шустро про* шел между Столпившимися у, дверей мс*рякам>--и уселся ва дальнем стуле. Выпчцгел он не­ множко чинно; очшиднС^ѵфИЗЫ* вался пенсионный возрастГ^Че» * лое, полноватое лицо гово* j рил о о доброте и нетоколе* / бимой воле этого человека. Взгляд спокойный, оцениваю* щий. По всем правилам советских законов, Иван Иванович должей бы сейчас сидеть на живопис­ ном берегу речки или-озера с удочкой в руках и беззаботно ждать поклевки смелой рыбеш- ки. Но не такая рыба волнует Ивана Ивановича. Ему пода* вай морскую, да чтоб не по* штучно, а так — полные трю* мы! Вот это его стихия. А . мо* жет быть, приглядывал бы ста* рик за белобрысенькими внуча* тами под южным солнцем. По« чему бы не поухаживать и за яблоньками?! Предлагали Ивану Ивановичу оформить ' пенсию да пойта на отдых. Но вышло, что обидели стармеха. — На отдых?! Вместе с ко* раблем. Да-да! — с горячей обидой говорил он. — Сам пріг нимал, сам и сдам. Рыбацкая судьба Ивана Ива­ новича и «Касатки» подобны то* му крестьянину, который в бы* лые времена выстроил дом, а спустя много лет просят его покинуть. Конечно. защемит сердце, даже в том случае, ког­ да остаются наследники. Есті» замена и у Ивана Ивановича — тезка, второй механик. Тбль^ ко фамилия у него другая — Романченко. Восемнадцать лет тому иазад пришли они на ^Касатку» разам; Сергеев

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz