Рыбный Мурман. 1967 г. Сентябрь.
^ІІІШІШІНШШІНІІІІІІІІІІННІІІШНІІМІНІІШІІІІІІІШІІІІІІІІІІІІІІІНІІШІШІІІІ IHIIIinilltllUIIHIIIIIItHtniHHIIIIIIIIIIimHIIIHIIIIIIIIIIHIIIIIIIIHIIIIIIIIIIIIIIIIltlHinilllfllllllllUHIIIIIIIIIIIIIItlllllllininillE слово S I I K T I I I I » М Т Г Г О ЭКИПАЖ СРТ-Р-717 «ЛЕБЕДЬ», ВОЗГЛАВЛЯЕМЫЙ КАПИТАНОМ ГЕРОЕМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА ВИКТОРОМ ДАНИЛОВИЧЕМ ПЕТРОВЫМ, ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ОСВАИВАЛ КОШЕЛЬКОВЫЙ ЛОВ СЕЛЬДИ. В ЮБИЛЕЙНОМ ГОДУ ОН ВЫСТУПИЛ ИНИЦИАТОРОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ ЗА ДОСТОЙ НУЮ ВСТРЕЧУ 50-ЛЕТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ, ОБЯЗА ВШИСЬ ВЫЛОВИТЬ 25 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ. РУБЕЖ ВЗЯТ- ВЕРНУВШИСЬ ИЗ Ю5-СУТОЧНОГО ПЛАВАНИЯ, КОЛЛЕКТИВ РАПОРТОВАЛ О ДОБЫЧЕ 30 000 ЦЕНТНЕРОВ СЕЛЬДИ, ИЗ КОТОРЫХ 15 143 ЦЕНТ НЕРА ВЫЛОВЛЕНО В ПРОШЕДШЕМ РЕЙСЕ. В СВОИХ СЕГОДНЯШНИХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ НА СТРА НИЦЕ «РЫБНОГО МУРМАНА» МОРЯКИ ЗАТРАГИВАЮТ ПРОБЛЕМЫ КОШЕЛЬКОВОГО ПРОМЫСЛА, ДЕЛЯТСЯ ТРУДНОСТЯМИ, С КОТОРЫМИ ПРИШЛОСЬ СТОЛКНУ ТЬСЯ И РАССКАЗЫВАЮТ О ТОМ, КАК ЖИЛИ И РАБО ТАЛИ В РЕЙСЕ. — »ЛЛЛЛЛ Т о ч к и н ад « и » Суда тина «Оксан», когда опи вошли в эксплуатацию, имели класс Регистра, говоря щий о том, что корабль впол не падежей, прочен, морехо- дев. Как уж там получилось, но сейчас СРТ-р-717 «Лебедь» потерял классность. Правда, в прошлом году было освиде тельствование корпуса и по этой части класс восстанов лен, остальное же хозяйство, в том числе машинное, нам предстоит предъявить сейчас. Готовились мы тщательно. Во-первых, произвели ре монт дизель-генератора № 3. Заменили цилиндровые втул ки поршней, мотылевых под шипников, притерли клапаны. Надо отдать должное механи кам Николаю Алексеевичу Бородулипу, Александру Сер геевичу Рыльцеву, мотористу Виктору Васильевичу Толка чеву. Постарались они на ела- Н А Ш А Ц Е Л Ь ву. Время для работ выбира ли между заметами, то есть не в ущерб промыслу. Да и морские условия —1 не завод ской цех. Этот ремонт, как и другие, Кошельковый промысел, о котором в свое время много говорилось и писалось, можно сказать, получил права граж данства. Иначе и не могло быть. Кошельковый промысел — паиболсе эффективный ме тод лова, и в этом мы убеди лись в прошлом году после ус пешной экспедиции судов-ко- шельковистов. Нашему экипа жу одному из немногих в то время пришлось осваивать ра боту с «кошельком». Новое дело всегда таит в себе нео жиданности и сложности, по с задачей моряки все-таки справились, коллектив был награжден Почетной грамотой руководства флота и базового комитета. Имел пеоспоримые доказа тельства преимуществ ко шелькового невода над дриф терными сетями, опираясь па накопленный опыт, экипаж в юбилейном году выступил од ним из инициаторов социали стического соревпования в честь 50-летия Великого Ок тября и обязался выловить 25 тысяч центнеров рыбы. Обязательство выполнено до срочно. На 9 сентября на сче ту моряков было уже 30 000 центнеров сельди. Это, как говорится, одна сторона медали. Могли ли мы сработать лучше? Безусловно. На мой взгляд, в организация кошелькового промысла, а также в самой технике лова и в других вопросах имеются большие упущения, недостат ки. Именно об этом мне в хочется рассказать. Мы работали неводом, раз меры которого 650 метров в длину в 120 — в высоту. Вместе с нами на такого тина судах промышляли балтий ские рыбаки. В августе, когда обстановка сложилась доволь- с т а в и т ь р а н о по трудная, сельдь залегала глубоко и поднималась в верхние слои па короткое вре мя — на час, два часа, наши коллеги имели лучшие пока затели лова. Дело вот в чем. На вооружепии у них нахо-. днлись «кошельки», имеющие размер по вертикали на 30—40 метров больше. Следователь но, нам приходилось ждать пока рыба поднимется до 30 мет]юв, балтийцы же начи нали замет при глубине зале- гапия сельди 60-—80 метров. Чтобы увеличить вылов ры бы экипажами судов-кошель- ковистов «Мурмансельди», их надо снабдить такими же не водами, какими промышляют рыбаки Западного бассейна. К этому мнению пришли все ка питаны группы СРТ-р, рабо тавших «кошельками». Однако их соображения будто бы не приемлемы из-за того, что увеличение размеров невода, а следовательно, и его веса, на рушит мореходные качества судов. Но ведь балтийцы ра ботают на таких же кораблях. А для компенсации лишнего груза падо снять спасатель ную шлюпку и заменить ее плотиками, как это было сде лано с правой шлюпкой, на месте которой сейчас распола гается площадка для невода. Кстати, о шлюпках. Работая рядом с соседями, иногда про сто завидуешь им. Разведкой косяка они занимаются не с траулера, как мы, а со шлюп ки, снабженной мотором в гидроакустической аппарату рой. Наіцупав рыбу, опи сооб щают на судпо-ловсц и с него начинают замет. Такая шлюнка необходима и нам. Помимо наведения на рыбу она может сослужить и дру гую хорошую службу: оття нуть корабль, если его сдрей фовало на «кошелек». Когда случается подобное сейчас, то мы вынуждены лишь ждать помощи товарищей. Этот вопрос перекликается с другим. Следует безотлага тельно подумать о том, чтобы на суда-кошельковисты были поставлены более мощные си ловые блоки. Это требование жизни, а недостаток является общим и для паших кораблей и для балтийских. Если в ско ром времени нельзя выпус тить новые блоки, то в старых — падо сделать больший раз вал щек. Иначе при прохож дении очень сильно рвется дель невода, что, естественно, вызывает и преждевременный износ его и отнимает много времени на чинку сетного по лотна. Кошельковый промысел на шел всеобщее признание. До статочно сказать, что если в прошлом году на лову нахо дилось всего 4—5 СРТ-р, то в этом — уже 37 кораблей. А результаты работы говорят сами за себя. За один замет моряки брали до 300 тонн сельди. И другой факт. Если раньше значительную группу судов, занимающихся дриф терным ловом, свободно об служила одна база, то в эту экспедицию она не успевала принимать рыбу с десяти ко- шельковистов. Дело не только в обильных уловах, но и . в техвологии обработки сельди. Когда ее принимали на замо розку, моряки производствен ного рефрижератора еще мог ли свять весь Ѵруз, во в авгу сте сельдь шла ва восол. И это обстоятельство очевь сдер живало работу добытчвков. Отсюда следует вывод: в период наиболее интенсивного промысла следует держать в море больше плавбаз, чем их было в августе. Но это частич ный выход. Отряд кораблей- кошелысовистов будет все время расти. Значит, пора ре шать вопрос о более произ водительном способе перегруз ки, рациональной перевозке сельди в ее обработке. Нужен специальный тип судна в ви де тапкеров, как у исландцев. Они рыбу из «кошелька» за качивают пасосом в судовые емкости, причем, 150—200 тони могут принять за час, а мы — за сутки, и везут в порт или на базу для обработки. Попятно, ’что все проблемы кошелькового промысла, за тронутые в этой корреспон денции, нельзя реализовать сразу. Но нельзя и медлить с их решением. Дальнейшее развитие кошелькового дела, если так можно выразиться, не должно продвигаться од носторонне. Только тогда пол ностью выявятся все резервы увеличения добычи рыбы су* дами-кошельковистами. После ремонта наш СРТ-р- 717 «Лебедь» вновь выйдет в море. Экипаж решил в честь юбилея Советского государст ва довести вылов сельди до 35 тысяч центнеров. Думает ся, рубеж нам по влечу. И не только учитывая возмож ности кошелькового лова, а опираясь на главвое — свои творческие силы. В. ПЕТРОВ, капитан, Ге рой Социалистического Труда. Да, лсемотря на большие трудности прошедшей экспе диции, мы все-таки выдержа ли, вернулись домой, не пону рив головы, а с сознанием ра дости и удовлетворения своей работой в стопятдсуточном рейсе. Начало его навевало совсем другие чувства. Даже слышались голоса, что с зада нием не справимся и полу чать придется 75 процентов гарантированного заработка. Основания на то были веские. Почти два месяца мы но могли по-настоящему нала дить промысел. В результате в июне образовалась задол женность около 1600 центне ров, а впереди предстояло еще добить около десяти ты- центнеров сельди. Вот тсбо и прогрессивный метод л она! Ііо такой вывод было делать преждевременно. Сле** довало разобраться, в чем же причина лролова. Первая и основная — на В Ы Д Б Р Ж А Л И корабле ве было настоящего хозяина. За полтора месяца у вас сменилось три капитана, и лишь после того, как вернул ся из командировки Виктор Данилович Петров, заметен стал и сдвиг в работе. Во-вто рых, нас снабдили неводом, который был слабо загружен. Но' это «открытие» мы сдела ли после долгих и мучитель ных поисков. Устранили недо статок, сразу поднялись и уловы. Одним словом, в июле мы справились с планом и погасили образовавшуюся за долженность. В августе сра ботали и того лучше, выпол нив досрочно годовое задание на 122,4 процента и социали стические обязательства, при нятые в честь 50-летия Ок- тяібря. Но не только эти трудиости пришлось преодолеть экипажу ♦Лебедя». За все плавание мы сделали 90 заметов, из кото рых лишь 28 оказались ре зультативными, Следователь но, нагрузка на палубную команду да и остальных моря ков распределялась очень не равномерно. А ото значит, что в одни сутки мы ни одпой рыбины не пропускали через руки, а в другой раз — 30—50 и дажо болео ста тонн. Труд ность усугублялась еще и тем, что за все время мы лишь дважды передавали улов не посредственно из «кошелька», а в остальном — приходилось .рыбу затаривать в .бочки, швартоваться к базе, а затем эти самые бочки весом 90— 100 килограммов таскать вру чную, Основную тяжесть при няли на себя боцман Иван Иванович Боірщенко, матрос Геннадий Истловский, по мощник мастера по обработ ке Юрий Якимов. Вся палубная команда уча* ствовшіа в чинке невода. Кстати, дается оп на судно на 3 года. Но стоимость его оку пается за одну экспедицию. Например, сейчас наш «коше- лек» износился примерно на 20 процентов. И это благодаря повседневному уходу за ним. В рейсе мы лишь три раза сильно порвали невод. Прав да, в одном случае можно бы ло избежать аварии, если бы стяжной трос был большего диаметра. В зимнее время просто необходимо иметь 22-миллиметровый стяжной трос. С. ГРЕЧАНИН, мастер лс^а. ' были вызваны не необходи мостью, а именно стремлени ем подготовить механизмы к предъявлению Регистру. И во- вторых, пе падо будет давать лишний заказ судоремонтни кам. В общей сложности ма шинная команда выполнила своими силами работ в объе ме примерно 500 нормо-часов. Наибольшую вагрузку взял ва себя электрвк Алексей Трофвмоввч Полищук. На его счету «водлечеивые» электромоторы вентиляторов помещений, холодильвой уста новки, электромотор гидрофо ра. Сложный ремонт сделан электрокомпрессору. Здесь за*» метили большой зазор в ра- мовом подшипнике со сторо ны маховика. Пришлось ком прессор снимать е фундамен та, спрессовывать маховик. Обычно эту операцию произ водят ва берегу специальны ми съемникамв. Поэтому мож но представить, как пелегко пришлось машинным специа листам нашего судна. Причем, потратили они всего два дня. Срок весьма малый для такой работы. Не сидел без дела и рефри жераторный машинист Ва дим Николаевич Архиреев. За время плавания он привел в надлежащий порядок компрес соры аммиачно-холодильной установки. Их также снимали с фундамента и производили полную разборку. Все эти работы позволят нам быстрее закончить ре- моігг и, конечно, мы надеем ся, что «Лебедь» будет в клас се Регистра. Ф. САЗОНОВ, старший механик. «К 0 ІІІІЁ J 1 EK>> —ЭТО ДА! • -* Я хожу в море более пят надцати лет, за селедкой — шестой год. Естественно, тог да мы ловили ее дрифтерны ми сетями. И вот сравнивзя работу такими орудиями лова с кошельковыми неводами, сра зу бросается в глаза большая разница и в результате труда и в его затратах. Взять пере ход на промысел. Раньше па лубная команда только и за нималась вооружением дриф терных порядков, а сейчас, можно сказать, ходовые вахты не загружены ничем. А подъ емы за замет невода не идут ни в какое сравнение с дриф терным ловом. Но кошельковый промысел требует повышенной квали фикации палубной команды и особенно рядовых моряков. Учились на ходу. И если в первой половине плавания но вички пе знали элементарных вещей, то во второй — они уже разбирались во многом. В частности, хорошо освоил про фессию Николай Петренко. Бывало, он попросит: «пока жи как на шпиле «стоять» — показываю. Заинтересуется купоркой бочек — пожалуй ста. Именно стремлением по знать суть рыбацкой работы я можно объяснить успех Ни колая. Кстати, его фамилия занесена на судовую Доску почета. С хорошим пониманием де ла трудился Геннадий Истлев- ский. Он предложил нехитрое приспособление, облегчающее и ускоряющее выгрузку из трюма бочек с незакрытыми донышками. С такими моряка ми можно работать пе только летом, но и в зимнюю экспе дицию, когда требуется осо бенная сноровка. С. ЛАГУТИН, матрос. п 1Ш!!1!ШШ11П1!Ш11Ш111П!!1!!1!ШШ1ШШ11!Ш||ШШ11ШШ11!!ШШ11»|1!11!Ш1ШШ!!1Ш11111!1Ш11 г !1Ш111Ш!111!И111!В1!11Ш^ ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz