Рыбный Мурман. 1967 г. Сентябрь.

^ІІІШІШІНШШІНІІІІІІІІІІННІІІШНІІМІНІІШІІІІІІІШІІІІІІІІІІІІІІІНІІШІШІІІІ IHIIIinilltllUIIHIIIIIItHtniHHIIIIIIIIIIimHIIIHIIIIIIIIIIHIIIIIIIIHIIIIIIIIIIIIIIIIltlHinilllfllllllllUHIIIIIIIIIIIIIItlllllllininillE слово S I I K T I I I I » М Т Г Г О ЭКИПАЖ СРТ-Р-717 «ЛЕБЕДЬ», ВОЗГЛАВЛЯЕМЫЙ КАПИТАНОМ ГЕРОЕМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА ВИКТОРОМ ДАНИЛОВИЧЕМ ПЕТРОВЫМ, ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ОСВАИВАЛ КОШЕЛЬКОВЫЙ ЛОВ СЕЛЬДИ. В ЮБИЛЕЙНОМ ГОДУ ОН ВЫСТУПИЛ ИНИЦИАТОРОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ ЗА ДОСТОЙ­ НУЮ ВСТРЕЧУ 50-ЛЕТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ, ОБЯЗА ВШИСЬ ВЫЛОВИТЬ 25 ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ. РУБЕЖ ВЗЯТ- ВЕРНУВШИСЬ ИЗ Ю5-СУТОЧНОГО ПЛАВАНИЯ, КОЛЛЕКТИВ РАПОРТОВАЛ О ДОБЫЧЕ 30 000 ЦЕНТНЕРОВ СЕЛЬДИ, ИЗ КОТОРЫХ 15 143 ЦЕНТ­ НЕРА ВЫЛОВЛЕНО В ПРОШЕДШЕМ РЕЙСЕ. В СВОИХ СЕГОДНЯШНИХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ НА СТРА­ НИЦЕ «РЫБНОГО МУРМАНА» МОРЯКИ ЗАТРАГИВАЮТ ПРОБЛЕМЫ КОШЕЛЬКОВОГО ПРОМЫСЛА, ДЕЛЯТСЯ ТРУДНОСТЯМИ, С КОТОРЫМИ ПРИШЛОСЬ СТОЛКНУ­ ТЬСЯ И РАССКАЗЫВАЮТ О ТОМ, КАК ЖИЛИ И РАБО­ ТАЛИ В РЕЙСЕ. — »ЛЛЛЛЛ Т о ч к и н ад « и » Суда тина «Оксан», когда опи вошли в эксплуатацию, имели класс Регистра, говоря­ щий о том, что корабль впол­ не падежей, прочен, морехо- дев. Как уж там получилось, но сейчас СРТ-р-717 «Лебедь» потерял классность. Правда, в прошлом году было освиде­ тельствование корпуса и по этой части класс восстанов­ лен, остальное же хозяйство, в том числе машинное, нам предстоит предъявить сейчас. Готовились мы тщательно. Во-первых, произвели ре­ монт дизель-генератора № 3. Заменили цилиндровые втул­ ки поршней, мотылевых под­ шипников, притерли клапаны. Надо отдать должное механи­ кам Николаю Алексеевичу Бородулипу, Александру Сер­ геевичу Рыльцеву, мотористу Виктору Васильевичу Толка­ чеву. Постарались они на ела- Н А Ш А Ц Е Л Ь ву. Время для работ выбира­ ли между заметами, то есть не в ущерб промыслу. Да и морские условия —1 не завод­ ской цех. Этот ремонт, как и другие, Кошельковый промысел, о котором в свое время много говорилось и писалось, можно сказать, получил права граж­ данства. Иначе и не могло быть. Кошельковый промысел — паиболсе эффективный ме­ тод лова, и в этом мы убеди­ лись в прошлом году после ус­ пешной экспедиции судов-ко- шельковистов. Нашему экипа­ жу одному из немногих в то время пришлось осваивать ра­ боту с «кошельком». Новое дело всегда таит в себе нео­ жиданности и сложности, по с задачей моряки все-таки справились, коллектив был награжден Почетной грамотой руководства флота и базового комитета. Имел пеоспоримые доказа­ тельства преимуществ ко­ шелькового невода над дриф­ терными сетями, опираясь па накопленный опыт, экипаж в юбилейном году выступил од­ ним из инициаторов социали­ стического соревпования в честь 50-летия Великого Ок­ тября и обязался выловить 25 тысяч центнеров рыбы. Обязательство выполнено до­ срочно. На 9 сентября на сче­ ту моряков было уже 30 000 центнеров сельди. Это, как говорится, одна сторона медали. Могли ли мы сработать лучше? Безусловно. На мой взгляд, в организация кошелькового промысла, а также в самой технике лова и в других вопросах имеются большие упущения, недостат­ ки. Именно об этом мне в хочется рассказать. Мы работали неводом, раз­ меры которого 650 метров в длину в 120 — в высоту. Вместе с нами на такого тина судах промышляли балтий­ ские рыбаки. В августе, когда обстановка сложилась доволь- с т а в и т ь р а н о по трудная, сельдь залегала глубоко и поднималась в верхние слои па короткое вре­ мя — на час, два часа, наши коллеги имели лучшие пока­ затели лова. Дело вот в чем. На вооружепии у них нахо-. днлись «кошельки», имеющие размер по вертикали на 30—40 метров больше. Следователь­ но, нам приходилось ждать пока рыба поднимется до 30 мет]юв, балтийцы же начи­ нали замет при глубине зале- гапия сельди 60-—80 метров. Чтобы увеличить вылов ры­ бы экипажами судов-кошель- ковистов «Мурмансельди», их надо снабдить такими же не­ водами, какими промышляют рыбаки Западного бассейна. К этому мнению пришли все ка­ питаны группы СРТ-р, рабо­ тавших «кошельками». Однако их соображения будто бы не­ приемлемы из-за того, что увеличение размеров невода, а следовательно, и его веса, на­ рушит мореходные качества судов. Но ведь балтийцы ра­ ботают на таких же кораблях. А для компенсации лишнего груза падо снять спасатель­ ную шлюпку и заменить ее плотиками, как это было сде­ лано с правой шлюпкой, на месте которой сейчас распола­ гается площадка для невода. Кстати, о шлюпках. Работая рядом с соседями, иногда про­ сто завидуешь им. Разведкой косяка они занимаются не с траулера, как мы, а со шлюп­ ки, снабженной мотором в гидроакустической аппарату­ рой. Наіцупав рыбу, опи сооб­ щают на судпо-ловсц и с него начинают замет. Такая шлюнка необходима и нам. Помимо наведения на рыбу она может сослужить и дру­ гую хорошую службу: оття­ нуть корабль, если его сдрей­ фовало на «кошелек». Когда случается подобное сейчас, то мы вынуждены лишь ждать помощи товарищей. Этот вопрос перекликается с другим. Следует безотлага­ тельно подумать о том, чтобы на суда-кошельковисты были поставлены более мощные си­ ловые блоки. Это требование жизни, а недостаток является общим и для паших кораблей и для балтийских. Если в ско­ ром времени нельзя выпус­ тить новые блоки, то в старых — падо сделать больший раз­ вал щек. Иначе при прохож­ дении очень сильно рвется дель невода, что, естественно, вызывает и преждевременный износ его и отнимает много времени на чинку сетного по­ лотна. Кошельковый промысел на­ шел всеобщее признание. До­ статочно сказать, что если в прошлом году на лову нахо­ дилось всего 4—5 СРТ-р, то в этом — уже 37 кораблей. А результаты работы говорят сами за себя. За один замет моряки брали до 300 тонн сельди. И другой факт. Если раньше значительную группу судов, занимающихся дриф­ терным ловом, свободно об­ служила одна база, то в эту экспедицию она не успевала принимать рыбу с десяти ко- шельковистов. Дело не только в обильных уловах, но и . в техвологии обработки сельди. Когда ее принимали на замо­ розку, моряки производствен­ ного рефрижератора еще мог­ ли свять весь Ѵруз, во в авгу­ сте сельдь шла ва восол. И это обстоятельство очевь сдер­ живало работу добытчвков. Отсюда следует вывод: в период наиболее интенсивного промысла следует держать в море больше плавбаз, чем их было в августе. Но это частич­ ный выход. Отряд кораблей- кошелысовистов будет все время расти. Значит, пора ре­ шать вопрос о более произ­ водительном способе перегруз­ ки, рациональной перевозке сельди в ее обработке. Нужен специальный тип судна в ви­ де тапкеров, как у исландцев. Они рыбу из «кошелька» за­ качивают пасосом в судовые емкости, причем, 150—200 тони могут принять за час, а мы — за сутки, и везут в порт или на базу для обработки. Попятно, ’что все проблемы кошелькового промысла, за­ тронутые в этой корреспон­ денции, нельзя реализовать сразу. Но нельзя и медлить с их решением. Дальнейшее развитие кошелькового дела, если так можно выразиться, не должно продвигаться од­ носторонне. Только тогда пол­ ностью выявятся все резервы увеличения добычи рыбы су* дами-кошельковистами. После ремонта наш СРТ-р- 717 «Лебедь» вновь выйдет в море. Экипаж решил в честь юбилея Советского государст­ ва довести вылов сельди до 35 тысяч центнеров. Думает­ ся, рубеж нам по влечу. И не только учитывая возмож­ ности кошелькового лова, а опираясь на главвое — свои творческие силы. В. ПЕТРОВ, капитан, Ге­ рой Социалистического Труда. Да, лсемотря на большие трудности прошедшей экспе­ диции, мы все-таки выдержа­ ли, вернулись домой, не пону­ рив головы, а с сознанием ра­ дости и удовлетворения своей работой в стопятдсуточном рейсе. Начало его навевало совсем другие чувства. Даже слышались голоса, что с зада­ нием не справимся и полу­ чать придется 75 процентов гарантированного заработка. Основания на то были веские. Почти два месяца мы но могли по-настоящему нала­ дить промысел. В результате в июне образовалась задол­ женность около 1600 центне­ ров, а впереди предстояло еще добить около десяти ты- центнеров сельди. Вот тсбо и прогрессивный метод л она! Ііо такой вывод было делать преждевременно. Сле** довало разобраться, в чем же причина лролова. Первая и основная — на В Ы Д Б Р Ж А Л И корабле ве было настоящего хозяина. За полтора месяца у вас сменилось три капитана, и лишь после того, как вернул­ ся из командировки Виктор Данилович Петров, заметен стал и сдвиг в работе. Во-вто­ рых, нас снабдили неводом, который был слабо загружен. Но' это «открытие» мы сдела­ ли после долгих и мучитель­ ных поисков. Устранили недо­ статок, сразу поднялись и уловы. Одним словом, в июле мы справились с планом и погасили образовавшуюся за­ долженность. В августе сра­ ботали и того лучше, выпол­ нив досрочно годовое задание на 122,4 процента и социали­ стические обязательства, при­ нятые в честь 50-летия Ок- тяібря. Но не только эти трудиости пришлось преодолеть экипажу ♦Лебедя». За все плавание мы сделали 90 заметов, из кото­ рых лишь 28 оказались ре­ зультативными, Следователь­ но, нагрузка на палубную команду да и остальных моря­ ков распределялась очень не­ равномерно. А ото значит, что в одни сутки мы ни одпой рыбины не пропускали через руки, а в другой раз — 30—50 и дажо болео ста тонн. Труд­ ность усугублялась еще и тем, что за все время мы лишь дважды передавали улов не ­ посредственно из «кошелька», а в остальном — приходилось .рыбу затаривать в .бочки, швартоваться к базе, а затем эти самые бочки весом 90— 100 килограммов таскать вру­ чную, Основную тяжесть при­ няли на себя боцман Иван Иванович Боірщенко, матрос Геннадий Истловский, по­ мощник мастера по обработ­ ке Юрий Якимов. Вся палубная команда уча* ствовшіа в чинке невода. Кстати, дается оп на судно на 3 года. Но стоимость его оку­ пается за одну экспедицию. Например, сейчас наш «коше- лек» износился примерно на 20 процентов. И это благодаря повседневному уходу за ним. В рейсе мы лишь три раза сильно порвали невод. Прав­ да, в одном случае можно бы­ ло избежать аварии, если бы стяжной трос был большего диаметра. В зимнее время просто необходимо иметь 22-миллиметровый стяжной трос. С. ГРЕЧАНИН, мастер лс^а. ' были вызваны не необходи­ мостью, а именно стремлени­ ем подготовить механизмы к предъявлению Регистру. И во- вторых, пе падо будет давать лишний заказ судоремонтни­ кам. В общей сложности ма­ шинная команда выполнила своими силами работ в объе­ ме примерно 500 нормо-часов. Наибольшую вагрузку взял ва себя электрвк Алексей Трофвмоввч Полищук. На его счету «водлечеивые» электромоторы вентиляторов помещений, холодильвой уста­ новки, электромотор гидрофо­ ра. Сложный ремонт сделан электрокомпрессору. Здесь за*» метили большой зазор в ра- мовом подшипнике со сторо­ ны маховика. Пришлось ком­ прессор снимать е фундамен­ та, спрессовывать маховик. Обычно эту операцию произ­ водят ва берегу специальны­ ми съемникамв. Поэтому мож­ но представить, как пелегко пришлось машинным специа­ листам нашего судна. Причем, потратили они всего два дня. Срок весьма малый для такой работы. Не сидел без дела и рефри­ жераторный машинист Ва­ дим Николаевич Архиреев. За время плавания он привел в надлежащий порядок компрес­ соры аммиачно-холодильной установки. Их также снимали с фундамента и производили полную разборку. Все эти работы позволят нам быстрее закончить ре- моігг и, конечно, мы надеем­ ся, что «Лебедь» будет в клас­ се Регистра. Ф. САЗОНОВ, старший механик. «К 0 ІІІІЁ J 1 EK>> —ЭТО ДА! • -* Я хожу в море более пят­ надцати лет, за селедкой — шестой год. Естественно, тог­ да мы ловили ее дрифтерны­ ми сетями. И вот сравнивзя работу такими орудиями лова с кошельковыми неводами, сра­ зу бросается в глаза большая разница и в результате труда и в его затратах. Взять пере­ ход на промысел. Раньше па ­ лубная команда только и за­ нималась вооружением дриф­ терных порядков, а сейчас, можно сказать, ходовые вахты не загружены ничем. А подъ­ емы за замет невода не идут ни в какое сравнение с дриф­ терным ловом. Но кошельковый промысел требует повышенной квали­ фикации палубной команды и особенно рядовых моряков. Учились на ходу. И если в первой половине плавания но­ вички пе знали элементарных вещей, то во второй — они уже разбирались во многом. В частности, хорошо освоил про­ фессию Николай Петренко. Бывало, он попросит: «пока­ жи как на шпиле «стоять» — показываю. Заинтересуется купоркой бочек — пожалуй­ ста. Именно стремлением по­ знать суть рыбацкой работы я можно объяснить успех Ни­ колая. Кстати, его фамилия занесена на судовую Доску почета. С хорошим пониманием де­ ла трудился Геннадий Истлев- ский. Он предложил нехитрое приспособление, облегчающее и ускоряющее выгрузку из трюма бочек с незакрытыми донышками. С такими моряка­ ми можно работать пе только летом, но и в зимнюю экспе­ дицию, когда требуется осо­ бенная сноровка. С. ЛАГУТИН, матрос. п 1Ш!!1!ШШ11П1!Ш11Ш111П!!1!!1!ШШ1ШШ11!Ш||ШШ11ШШ11!!ШШ11»|1!11!Ш1ШШ!!1Ш11111!1Ш11 г !1Ш111Ш!111!И111!В1!11Ш^ ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz