Рыбный Мурман. 1967 г. Сентябрь.

/ S t im t i i i i i im i i i i t t i t i i i im i t i t t i i i i i t i i i in iu tm tfHmm t t t t t im t i i tfm t i im t t t tm t i t t I ШЕСТЬ ЛЕТ СПУСТЯ] На южных склонах Боль- Хочется поставить в пример Е Е ПЮИ Ньюфаундлендской банки нашим морякам команду =: Е работают сейчас ночти все БМРТ-351. Обнаружив я улове = Е БМРТ «Севрыбы», а также меченую рыбу, ленинградцы = Е большая группа судов «Заи- немедленно сообщили об этой Е Е ры6ьі>>, в том числе в ленин- но радио в ПИНРО. Такие = Е градский БМРТ-35!, назван- сведения часто помогают выя- г Е ный в честь нашего замеча- вить маршрут и скорость оче- г Е тельного промысловика «Ка* редных передвижений нромы- Е Е питан Андрей Таран». 13 сен- еловых рыб, правильно рас- = Е тября команда этого корабля старить промысловый и поис- = Е выполнила очередное трале- копык флот. = пис по глубине 470 метров. к КОНСТАНТИНОВ, за- — ведуюпдей лабораторией = дойных рыб Северной Ат- Е ляіпики, кандидат биоло- Е гичеекпх наук. Е Моряки обнаружили в улове Е треску длиною более метра и Е весом свыше 10 кг; виереди ее Е спинного плавника на тонкой Е жилке висела желтая пласт- Е массовая трубочка. «Меченая Е треска!» — сказал судовой Е технолог Виктор Иванович Ио- Е нов вскрыв трубочку, изв- Е лек оттѵда письмо с номером Е ’ 15952. Е В письме, составленном на Е нескольких языках, содержа- Е. лась просьба сообщить о пой- ^ канной рыбе в ПИНРО. По =г этсюну адресу сразу же былаі В корреспонденции «Вопросы, Е отправлена подробная радио-! требующие решения», опублико- ванной в номере «Рыбного Мур мана» за первое сентября 1967 Орденоносная Татария — край большой химии, мощной нефтя­ ной индустрии. На берегу Камы возводится крупнейший в Европе Нижнекамский химический комбинат* В этом году здесь завершено строительство первого объекта — центральной газофракционирую­ щей установки. На снимке: сферические емкости для готовой, продукции. Фото Б. Мясникова. Фотохроника ТАСС. ------- ----- Годы , факты ... В 5 раз больше будет произве­ дено рыбных полуфабрикатов . Расширится ассортимент копченой рыбы и балыков, изготовленных из сардинопса, пестрой зубатки, си­ некорого палтуса , макрели , мор­ ского карася, сельди. Достойное место на прилавках магазинов займут нерыбные объ­ екты морского промысла — каль­ мары , креветки, лангусты, бога­ тые белковыми веществами, вита­ минами и микроэлементами. Пред- приятия Дальнего Востока, 3fl- падного и Азово-Черноморскогс бассейнов дадут в этом году 18J тыс. т сыромороженых креветок и лангустов, 2,5 тыс. т фи,ге каль­ мара, 240 т филе морского гре­ бешка, 67 т сушеного кальмара и трепанга . ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР = грамма. Е В лаборатории донпых рыб и Е Северной Атлантики хранятся старшии мастер по добыче = wѵппяn.t БМРТ «Спутник» тов. Бслоус дал ТАК ЛИ НЕОБХОДИМ СЪЕМНЫЙ КИЛЬ? журналы мочения, куда зане еспы данные о всех мечепьгх свои отзыв о трехщелевых тра- рыбах, выпущенных с мур- Л01,шх «осках М-М-5Д которыми 1 47 • “ сейчас вооружаются большие мо- износу. Судоводителям и мастерам во добыче рыбы нри работе с дос­ ками М-64 необходимо учиты­ вать следующее. Во-первых, нужно сокращать длжну ланок на один метр, так как эти доски несколько длин­ нее. и существующая длина пе­ реходного конца нарушает их нормальную работу. По этой при­ чине на отдельных судах доскн плохо работали и вызывали за* манских поисковых и иссле­ довательских судов в районах розильиые траулеры и промыс* І & Ѵ U U 1 ѵ « і ■ r v > * І І Л V J 1 « I f W * ■ » / • » ■ Y * • u i / шл Ньюфаундленда, Лабрадора, I л0в0 иР0,1',п0ЛСТВ0Н11Ые рофриже- раскрытия тралу, Гренландии и Исландии. По-І Рат0Ры- положительную дадь„ РЙШего нов = лучив извещение о поимке ме- СТ°1ЮНУ этих «0,;0K ~ У,,0ЛИ',Р = ченой трески, работники лабо- | иие Улова 1 полтоРа Раза “ 1 Е п .™ .™ f i J m n ПТМЛ.КЯЯ. тіп I ™Р указал также на их не; раторип быстро отыскали ио Е журналам, где и когда этот Е экземпляр был выпущен. Ока- = з а л ось , что рыба ноенла метку I « ' от ^лвявтъ съемные — более шести лет. Ес пометили I ПТ0МУ поводу Е на борту поискового траулера | Е *Кремль» 6 мая 1961 года на Е границе банки Сен-Пьер и увеличе У В - до- ста гок, который наблюдается после износа килей, и рекомеп- кили. По мне хочется дать разъяснения, а гакже рассказать промыслови­ кам об особенностях как самих лать определенный вывод. Его новых досках увеличен по срав- необходимо учитывать иромые- нению с однощелевой. Наклон- ловикам. ные щитки отнесены вперед от Траловые доски М-64 рассчита- тяжести доски. Этим удалось по- верты трала, ны для придании оптимального выснть момент, создающий диф- Во-вторых, следует обратить а также для ферент досок на нос, при кото- серьезное внимание на качество ром возникает косое обтекание со изготовления досок. Ведь трал о* скольжением и углублением. ^ая доска является подводный Как показали результаты ис- крылом и имеет такое же, еелн ньгганий, создание углубляющих не большее значение, как крыло сил в траловых досках дало воз- самолета или как ^ подводные можность потребную длину ва- крылья на судах типа «Ракета», еров сократить более чем в пол- Вот почему при н зго товл елл тора раза. Эту особенность надо знать и обязательно учитывать. Некоторые судоводители и ма­ стера но добыче иолагают (но п ышения скоро стеи и глуіжн траления с устра­ нением отрыва трала от грунта. ІТо предварительным исследова­ ниям характера износа килей можно сделать вывод: на судах, где сокращали количество вае- ров (согласно инструкции ПИНРО), доски н течение полу года почти не изнашивались. К таким судам относятся промыс- юго-эападного склопа Поль- досок, так и способов их эксплу- лово-производственные рефриже- старой традиции), что увеличе шой Ньюфаундлендской б а п - | ;ггадии* раторы «Прокопьевск», «Гольф ние длины ваеров работу досок ки. При выпуске меченой трес-1 В настоящее время доски про- стрим», «Перемышль», большие ухудшить не может и поэтому ки ес д;гана была равна 64 см, | ходят производственную провер морозильные траулеры «Револю- стараются увеличивать их дли­ ну. Задача нашей группы пня», «Жигудевск»,~ «Всполох», ну. Однако теоретические иссле- при работе на малых глубинах. ПИНРО состоит в том, чтобы Некоторые из экипажей перечне- дования W. Р. Матросова, опуб- В этом случае ваеров надо вьь траловых досок надо тщательно вести контроль и осуществлять квалифицированную приемку каждой доски, Хотя новые доски разрабаты* вались для освоения промысла на больших глубинах, они с ус­ пехом используются флотом я при поимке — 102 см. Эти данные свидетельствуют о Е весьма быстром росте Е фаундлендской трески. травливать не меньше 350 мет­ ров (для сохранения оптималь­ ною горизонтального раскрытия трада), а скорость траления уве­ личивать до максимума и созда* вать дифферент досок на корм* путем изменения *длины ланок; нью-1 обобщить накопленный опыт их ленных судов и, в частности, линованные в восемнадцатом то- ЕіпеІ эксплуатации, вынснить все не- БМРТ «Революция», ПГІР «Про- ме трудов ПИНРО, показывают, Е быстрее опа растет в первые 1 достатки и внести необходимые копьевск» и «Гольфстрим», ушли что излишняя длина ваеров ве- £ годы жизни. Так, на южных I коррективы в конструкцию. Од- во второй рейс, даже не пронзво- дет к увеличению угла атаки Е склонах Большой Ньюфаупд-І ним из важнейших вопросов яв- дя ремонта досок. досок и кренению их на дуги. А Е лендской б а н к и трес- J ляется изучение причин и харак Новые траловые доски, как я это резко увеличивает сопротнв- Е ка 'высокоурожайного поколе-1 тера износа килей. К сожалению, уже отметила, должны обеспе- ление, снижает раскрытие трала Е кил 1964 года достигла сейчас !эти исследования затрудняются, чить дальнейшее повышение ско- и увеличивает износ киля. Кро- При дифференте на корму доск^ Е длины около 45см в н о ч т в к и - |В большинстве случаев доски не ростей и глубины траления. В ме того, излишняя длина ваеров приобретает гидродинамическую доставляются в порт. По флоту связи с этим они обладают боль- может привести при спуске тра- подъемную силу, что сокращав» издан приказ, обязывающий всех шей углубляющей силой не ла к падению досок на спинку, давление досок на грунт и умень капитанов по окончании нромыс- только за счет веса балластного В этом случае доска может не шзет истирание килей: ла передавать эти доски экнла- киля, но и за счет создания гид- подняться, будет зарываться в Эти доски являются универб жам, которые их не имеют. Од- родина ми ческой углубляющей грунт и может быть потеряна. ^ сальными. О м рассчитаны и длм нако и те данные, которые нам силы самой формы доски. Верти- . Для обеспечения . нормальной обеспечения устойчивости движе^ удалось собрать, позволяют еде- кальный угол наклона щелей в работы трала рекомендуется вы- вяя пелагического трала на боль* держивать следующую длину ва- шжх глубинах, где концентрируй еров: при скорости 4 узла — ются наиболее мощные екоплѳ- 2,5—3 глубины, при скорости 4,5 ния рыб, еще не облавливаемые узла — 3—3,5 глубины, при ско- существующими орудиями лова, рости 5 узлов — 3,5—4 глубины Для этой цели нредусмотрены и нри скорости 5,5 узлов — специальные отверстия для первг Е лограммового гіеса, то есть Е влилась в промысловое стадо. Е Именно высокая численность Е трески этого поколения обус- Е ловила продуктивнейший про- Е мысел на юге БНБ и августе Е текущего года, I....... ѣ Добрая слава идет о коллективе участка контрольно-измерительных приборов Мурманской су­ доверфи. В числе передовиков юбилейного соревнования бригадир, ударник коммунистического труда Михаил Сергеевич Головко и слесарь Александр Николаевич Жуков. Их вы и видите на снимке- Фото Г. Беглова. 4—4,5 глубины. Указанная длина ваеров дана с запасом на случай, если судно будет идти по течению, и факти­ ческая скорость движения трала будет больше скорости тральщи­ ка, определяемой относительно верхних слоев воды. Поэтому, как показывает уже опыт мно­ гих судов, количество вытрав­ ленных ваеров можно еще боль­ ше сократить, что способствует уменьшению износа киля. Что касается предложения де­ лать съемные кили, то этот вопрос сейчас решается другим путем. Вначале предполагается изучить характер износа килей при со­ блюдении правил эксплуатации досок и затем делать о т л и в к и т о й части киля,-которая изнаши­ вается. Отливку в процессе ре­ монта будут приваривать, что возможно даже в промысловых условиях. Кроме того, сейчас создана но­ вая опытная конструкция трало­ вой доски М-67, которая имеет помимо гидродинамических и ряд конструктивных преимуществ. В частности, в этой модели исполь­ зованы гидродинамические осо­ бенности форм рыб, обеспечива­ ющие большую их устойчивость в движении. Киль будет отли­ ваться из отбеленного чугуна, который, как известно, обладает очень большой твердостью и практически не будет подвержен станойки кормовых дуг и скоб для лапок. •А. ЧУМАКОВА, конструк­ тор ПИНРО. Испытание стабилизационных J цистерн на нореежещ сейнерах С 15 по 17 января 1967 г. в верном море проводились испы­ тания большого кошелькового сейнера с целью определенна в л и я н и я на о с т о й ч и в о с т ь судна стабилизирующей цистерны. Сейнер является судном новогіг тішах длиною 49,5 м. Дл*- на между перпендикулярами 44.8 м; ширина 8,9 м; высота борт та до главной палубы 5,1 м. При проведении испытания ов был загружен всего лишь па 1/3 своей полной грузоподъемности. Испытания проводились как нрв движении судна со скоростью до 12 узлов (крейсерская скорость 14 узлов), так и при полной его остановке. Несмотря на ветер си ­ лой в 6 баллов по шкале Ботфор­ та, бортовая качка судна умень­ шилась почти на 80 процентов. а ГРЕБЕНЩИКОВ, \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz