Рыбный Мурман. 1967 г. Сентябрь.
/ S t im t i i i i i im i i i i t t i t i i i im i t i t t i i i i i t i i i in iu tm tfHmm t t t t t im t i i tfm t i im t t t tm t i t t I ШЕСТЬ ЛЕТ СПУСТЯ] На южных склонах Боль- Хочется поставить в пример Е Е ПЮИ Ньюфаундлендской банки нашим морякам команду =: Е работают сейчас ночти все БМРТ-351. Обнаружив я улове = Е БМРТ «Севрыбы», а также меченую рыбу, ленинградцы = Е большая группа судов «Заи- немедленно сообщили об этой Е Е ры6ьі>>, в том числе в ленин- но радио в ПИНРО. Такие = Е градский БМРТ-35!, назван- сведения часто помогают выя- г Е ный в честь нашего замеча- вить маршрут и скорость оче- г Е тельного промысловика «Ка* редных передвижений нромы- Е Е питан Андрей Таран». 13 сен- еловых рыб, правильно рас- = Е тября команда этого корабля старить промысловый и поис- = Е выполнила очередное трале- копык флот. = пис по глубине 470 метров. к КОНСТАНТИНОВ, за- — ведуюпдей лабораторией = дойных рыб Северной Ат- Е ляіпики, кандидат биоло- Е гичеекпх наук. Е Моряки обнаружили в улове Е треску длиною более метра и Е весом свыше 10 кг; виереди ее Е спинного плавника на тонкой Е жилке висела желтая пласт- Е массовая трубочка. «Меченая Е треска!» — сказал судовой Е технолог Виктор Иванович Ио- Е нов вскрыв трубочку, изв- Е лек оттѵда письмо с номером Е ’ 15952. Е В письме, составленном на Е нескольких языках, содержа- Е. лась просьба сообщить о пой- ^ канной рыбе в ПИНРО. По =г этсюну адресу сразу же былаі В корреспонденции «Вопросы, Е отправлена подробная радио-! требующие решения», опублико- ванной в номере «Рыбного Мур мана» за первое сентября 1967 Орденоносная Татария — край большой химии, мощной нефтя ной индустрии. На берегу Камы возводится крупнейший в Европе Нижнекамский химический комбинат* В этом году здесь завершено строительство первого объекта — центральной газофракционирую щей установки. На снимке: сферические емкости для готовой, продукции. Фото Б. Мясникова. Фотохроника ТАСС. ------- ----- Годы , факты ... В 5 раз больше будет произве дено рыбных полуфабрикатов . Расширится ассортимент копченой рыбы и балыков, изготовленных из сардинопса, пестрой зубатки, си некорого палтуса , макрели , мор ского карася, сельди. Достойное место на прилавках магазинов займут нерыбные объ екты морского промысла — каль мары , креветки, лангусты, бога тые белковыми веществами, вита минами и микроэлементами. Пред- приятия Дальнего Востока, 3fl- падного и Азово-Черноморскогс бассейнов дадут в этом году 18J тыс. т сыромороженых креветок и лангустов, 2,5 тыс. т фи,ге каль мара, 240 т филе морского гре бешка, 67 т сушеного кальмара и трепанга . ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР = грамма. Е В лаборатории донпых рыб и Е Северной Атлантики хранятся старшии мастер по добыче = wѵппяn.t БМРТ «Спутник» тов. Бслоус дал ТАК ЛИ НЕОБХОДИМ СЪЕМНЫЙ КИЛЬ? журналы мочения, куда зане еспы данные о всех мечепьгх свои отзыв о трехщелевых тра- рыбах, выпущенных с мур- Л01,шх «осках М-М-5Д которыми 1 47 • “ сейчас вооружаются большие мо- износу. Судоводителям и мастерам во добыче рыбы нри работе с дос ками М-64 необходимо учиты вать следующее. Во-первых, нужно сокращать длжну ланок на один метр, так как эти доски несколько длин нее. и существующая длина пе реходного конца нарушает их нормальную работу. По этой при чине на отдельных судах доскн плохо работали и вызывали за* манских поисковых и иссле довательских судов в районах розильиые траулеры и промыс* І & Ѵ U U 1 ѵ « і ■ r v > * І І Л V J 1 « I f W * ■ » / • » ■ Y * • u i / шл Ньюфаундленда, Лабрадора, I л0в0 иР0,1',п0ЛСТВ0Н11Ые рофриже- раскрытия тралу, Гренландии и Исландии. По-І Рат0Ры- положительную дадь„ РЙШего нов = лучив извещение о поимке ме- СТ°1ЮНУ этих «0,;0K ~ У,,0ЛИ',Р = ченой трески, работники лабо- | иие Улова 1 полтоРа Раза “ 1 Е п .™ .™ f i J m n ПТМЛ.КЯЯ. тіп I ™Р указал также на их не; раторип быстро отыскали ио Е журналам, где и когда этот Е экземпляр был выпущен. Ока- = з а л ось , что рыба ноенла метку I « ' от ^лвявтъ съемные — более шести лет. Ес пометили I ПТ0МУ поводу Е на борту поискового траулера | Е *Кремль» 6 мая 1961 года на Е границе банки Сен-Пьер и увеличе У В - до- ста гок, который наблюдается после износа килей, и рекомеп- кили. По мне хочется дать разъяснения, а гакже рассказать промыслови кам об особенностях как самих лать определенный вывод. Его новых досках увеличен по срав- необходимо учитывать иромые- нению с однощелевой. Наклон- ловикам. ные щитки отнесены вперед от Траловые доски М-64 рассчита- тяжести доски. Этим удалось по- верты трала, ны для придании оптимального выснть момент, создающий диф- Во-вторых, следует обратить а также для ферент досок на нос, при кото- серьезное внимание на качество ром возникает косое обтекание со изготовления досок. Ведь трал о* скольжением и углублением. ^ая доска является подводный Как показали результаты ис- крылом и имеет такое же, еелн ньгганий, создание углубляющих не большее значение, как крыло сил в траловых досках дало воз- самолета или как ^ подводные можность потребную длину ва- крылья на судах типа «Ракета», еров сократить более чем в пол- Вот почему при н зго товл елл тора раза. Эту особенность надо знать и обязательно учитывать. Некоторые судоводители и ма стера но добыче иолагают (но п ышения скоро стеи и глуіжн траления с устра нением отрыва трала от грунта. ІТо предварительным исследова ниям характера износа килей можно сделать вывод: на судах, где сокращали количество вае- ров (согласно инструкции ПИНРО), доски н течение полу года почти не изнашивались. К таким судам относятся промыс- юго-эападного склопа Поль- досок, так и способов их эксплу- лово-производственные рефриже- старой традиции), что увеличе шой Ньюфаундлендской б а п - | ;ггадии* раторы «Прокопьевск», «Гольф ние длины ваеров работу досок ки. При выпуске меченой трес-1 В настоящее время доски про- стрим», «Перемышль», большие ухудшить не может и поэтому ки ес д;гана была равна 64 см, | ходят производственную провер морозильные траулеры «Револю- стараются увеличивать их дли ну. Задача нашей группы пня», «Жигудевск»,~ «Всполох», ну. Однако теоретические иссле- при работе на малых глубинах. ПИНРО состоит в том, чтобы Некоторые из экипажей перечне- дования W. Р. Матросова, опуб- В этом случае ваеров надо вьь траловых досок надо тщательно вести контроль и осуществлять квалифицированную приемку каждой доски, Хотя новые доски разрабаты* вались для освоения промысла на больших глубинах, они с ус пехом используются флотом я при поимке — 102 см. Эти данные свидетельствуют о Е весьма быстром росте Е фаундлендской трески. травливать не меньше 350 мет ров (для сохранения оптималь ною горизонтального раскрытия трада), а скорость траления уве личивать до максимума и созда* вать дифферент досок на корм* путем изменения *длины ланок; нью-1 обобщить накопленный опыт их ленных судов и, в частности, линованные в восемнадцатом то- ЕіпеІ эксплуатации, вынснить все не- БМРТ «Революция», ПГІР «Про- ме трудов ПИНРО, показывают, Е быстрее опа растет в первые 1 достатки и внести необходимые копьевск» и «Гольфстрим», ушли что излишняя длина ваеров ве- £ годы жизни. Так, на южных I коррективы в конструкцию. Од- во второй рейс, даже не пронзво- дет к увеличению угла атаки Е склонах Большой Ньюфаупд-І ним из важнейших вопросов яв- дя ремонта досок. досок и кренению их на дуги. А Е лендской б а н к и трес- J ляется изучение причин и харак Новые траловые доски, как я это резко увеличивает сопротнв- Е ка 'высокоурожайного поколе-1 тера износа килей. К сожалению, уже отметила, должны обеспе- ление, снижает раскрытие трала Е кил 1964 года достигла сейчас !эти исследования затрудняются, чить дальнейшее повышение ско- и увеличивает износ киля. Кро- При дифференте на корму доск^ Е длины около 45см в н о ч т в к и - |В большинстве случаев доски не ростей и глубины траления. В ме того, излишняя длина ваеров приобретает гидродинамическую доставляются в порт. По флоту связи с этим они обладают боль- может привести при спуске тра- подъемную силу, что сокращав» издан приказ, обязывающий всех шей углубляющей силой не ла к падению досок на спинку, давление досок на грунт и умень капитанов по окончании нромыс- только за счет веса балластного В этом случае доска может не шзет истирание килей: ла передавать эти доски экнла- киля, но и за счет создания гид- подняться, будет зарываться в Эти доски являются универб жам, которые их не имеют. Од- родина ми ческой углубляющей грунт и может быть потеряна. ^ сальными. О м рассчитаны и длм нако и те данные, которые нам силы самой формы доски. Верти- . Для обеспечения . нормальной обеспечения устойчивости движе^ удалось собрать, позволяют еде- кальный угол наклона щелей в работы трала рекомендуется вы- вяя пелагического трала на боль* держивать следующую длину ва- шжх глубинах, где концентрируй еров: при скорости 4 узла — ются наиболее мощные екоплѳ- 2,5—3 глубины, при скорости 4,5 ния рыб, еще не облавливаемые узла — 3—3,5 глубины, при ско- существующими орудиями лова, рости 5 узлов — 3,5—4 глубины Для этой цели нредусмотрены и нри скорости 5,5 узлов — специальные отверстия для первг Е лограммового гіеса, то есть Е влилась в промысловое стадо. Е Именно высокая численность Е трески этого поколения обус- Е ловила продуктивнейший про- Е мысел на юге БНБ и августе Е текущего года, I....... ѣ Добрая слава идет о коллективе участка контрольно-измерительных приборов Мурманской су доверфи. В числе передовиков юбилейного соревнования бригадир, ударник коммунистического труда Михаил Сергеевич Головко и слесарь Александр Николаевич Жуков. Их вы и видите на снимке- Фото Г. Беглова. 4—4,5 глубины. Указанная длина ваеров дана с запасом на случай, если судно будет идти по течению, и факти ческая скорость движения трала будет больше скорости тральщи ка, определяемой относительно верхних слоев воды. Поэтому, как показывает уже опыт мно гих судов, количество вытрав ленных ваеров можно еще боль ше сократить, что способствует уменьшению износа киля. Что касается предложения де лать съемные кили, то этот вопрос сейчас решается другим путем. Вначале предполагается изучить характер износа килей при со блюдении правил эксплуатации досок и затем делать о т л и в к и т о й части киля,-которая изнаши вается. Отливку в процессе ре монта будут приваривать, что возможно даже в промысловых условиях. Кроме того, сейчас создана но вая опытная конструкция трало вой доски М-67, которая имеет помимо гидродинамических и ряд конструктивных преимуществ. В частности, в этой модели исполь зованы гидродинамические осо бенности форм рыб, обеспечива ющие большую их устойчивость в движении. Киль будет отли ваться из отбеленного чугуна, который, как известно, обладает очень большой твердостью и практически не будет подвержен станойки кормовых дуг и скоб для лапок. •А. ЧУМАКОВА, конструк тор ПИНРО. Испытание стабилизационных J цистерн на нореежещ сейнерах С 15 по 17 января 1967 г. в верном море проводились испы тания большого кошелькового сейнера с целью определенна в л и я н и я на о с т о й ч и в о с т ь судна стабилизирующей цистерны. Сейнер является судном новогіг тішах длиною 49,5 м. Дл*- на между перпендикулярами 44.8 м; ширина 8,9 м; высота борт та до главной палубы 5,1 м. При проведении испытания ов был загружен всего лишь па 1/3 своей полной грузоподъемности. Испытания проводились как нрв движении судна со скоростью до 12 узлов (крейсерская скорость 14 узлов), так и при полной его остановке. Несмотря на ветер си лой в 6 баллов по шкале Ботфор та, бортовая качка судна умень шилась почти на 80 процентов. а ГРЕБЕНЩИКОВ, \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz