Рыбный Мурман. 1967 г. Сентябрь.

- ^Ѵ^ѴѴ^ЛЛЛЛЛЛ/ѴѴ/ХЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/ѴѴЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ./*іЛЛЛЛ/УХЛЛЛ/ѴѴѴ4,^ луѵч ААЛААЛУѴЛУѴѴЛАЛААЛЛАЛЛАЛАЛАЛЛАЛ і ^\AA/VVV\A/W\AAAAAA/>>A^/W\/WV4^V>AA/VAAA/VVVV\AAAAAAA^yV\A^7'yV\AAAAAAAAAAAy>УѴ>ЛДЛ/ЛЛ,’' П Р О В Е Р Я Е М В Ы П О Л Н Е Н И Е Ю Б И Л Е Й Н Ы Х ОБЯЗАТЕЛЬСТВ $ * Закончился первый в юби­ лейном году рейс экипажа СРТ-р-712 в Норвежское море, где мы облавливала сельдь кошельковым неводом. Поза­ ди сто пить суток плавании. За это время добыли и сдали на плавбазы 13.880 центнеров сельди, в том числе сверх пла­ на 2400 центнеров. В прошедшем рейсе экшіа- жем одержана еще одна побе­ да — завершен план первых двух дет пятилетки. От этого радостно на душе у моря­ ков. Каждый из членов эки­ пажа трудился с полным пап- ряжением сил, сознавая свою ответственность за судьбу обязательств, принятых как коллективом корабля, так и коллективом флота в целом. Мне особенно хочется от­ метить акустика, секретаря партийной организации Пико- лая Михаиловича ІІанькова, старшего мастера лова Юрия Ивановича Водовозова, мото­ риста Александра Васильеви­ ча Смирнова, матроса Влади­ мира Яхнина, третьего помощ­ ника капитана Леонида Анд­ реевича Шишкова, матроса Владимира Ивановича Агеева. Нам пришлось работать, что называется, бок о бок с нор­ вежскими и исландскими ры- 2 5 Л Е Т С П У С Т Я 25 лет назад в небольшом шахтерском городке Краснодо­ не, временно оккупированном фашистами, начала свою бое­ вую деятельность подпольная комсомольская организация «Молодая гвардия». Имена Олега Кошевого, Ульяны Гро­ мовой, Сергея Тюленина, Любы Шевиовой и других юных пат­ риотов навсегда вошли в бес­ смертие. Они стали символом преданности Родине, Коммуни­ стической партии, воплотили в себе мужество, несгибаемость советских людей. Героические подвиги молодогвардейцев вот уже много лег служат приме­ ром не только для советской молодежи, но и для их сверст­ ников во многих странах за рубежом. Каждый год в Краснодон приезжаюі тысячи людей, что­ бы поклониться светлой памяти юных героев. Горняки передовой красно­ донской шахты гордятся тем, что их предприятие носит имя Сергея Тюленина. Своими тру­ довыми делами они приумно­ жают славу молодогвардейцев. На нашем снимке вы видите двоих из многочисленной ар­ мии молодых тюлеииицев. Это Юрий СЕДЫХ (справа) и Виктор ПОХИІУН. Передовые рабочие. Они совмещают шах­ терский труд с учебой в инсти­ туте* Фо+о Р Азриеля. Фотохроника ТАСС. баками. Это признанные* мас­ тера - кошельковисты. Но экипажи мурманских судов ни в чем не уступали им, а в ря­ де случаев даже превосходи­ ли. И то, что нашим ннжене- рам-добытчикам и промысло­ викам удалось за последние два года сделать резкий ска­ чок вперед в освоении ко­ шелькового лова, свидетельст­ вует о том, что мы находимся на правильном пути и можем рассчитывать на дальнейшие успехи. Я работаю в сельдяном фло­ те уже пятнадцать лет. Не­ плохо освоил лов сельди дриф­ терными сетями. Но сейчас после первого кошелькового рейса, как говорится, обеими руками голосую за самое ши­ рокое внедрение этого пер­ спективного вида промысла. Впрочем за него лучше всего голосуют цифры. За семьдесят семь заметов невода, из которых сорок пять было пустых^ добыто 13.880 центнеров сельди. Столько сельди дрифтерными сетями и за год очень трудно выловить. Ну, а что касается экономи­ ческой эффективности, то приведу следующий пример. Судя но опыту прошлых лет, при дрифтерном промысле для нылова такого количества сельди экипаж израсходовал бы- 1250 хлопчатобумажных сетей общей стоимостью в 100 тысяч рублен. Невод стоит 60 тысяч рублей. Нри зтом следует учиты­ вать, что эксплуатируется он с 1965 года. Не помню сейчас конкретно кто, но кто-то из инжеперов-иаставников под­ считал, что нашим неводом добыто с начала его эксплуа­ тации около 40 тысяч центне­ ров сельди. Вот и получается, что затраты па добычу цент­ нера сельди при кошельковом промысле в четыре — пять раз меньше, чем при дрифтер- UOM. Какие же уроки моряки на­ шего корабля извлекли для себя в прошедшем рейсе, что необходимо учесть специали­ стам управления флота на бу­ дущее? Первое и самое главиое — вооружать суда неводами больших размеров и более со­ вершенных конструкций. Будь у нас невод такой, как, ска­ жем, на СРТ-р №№ 726, 717 и других кораблях, вылов был бы несомненно выше. Мы же работали неводом постройки 1965 года. К тому же после ремоота он оказался короче на восемьдесят метров. У него были вырезаны две централь­ ные пластины. В июне—июле, когда кося­ ки были устойчивее, сельдь опускалась на меньшие глуби­ ны. недостатки невода не очень сказывались на ходе промысла. Зато в августе, когда косяки стали крупнее л поведение сельди резко изме­ нилось (она стала пугливее, быстро садилась), экипаж стал заметно отставать от моряков других судов. Ведь окольце­ вать крупный косяк укоро­ ченным неводом гораздо труд­ нее. А поскольку невод и но высоте был меньше (за счет отсутствия двух центральных пластин), то мы не в состоя­ нии были захватить много сельди в тот момент, когда она опускалась в нижние горизон­ ты воды. Как известно, R конце авгу­ ста п начале сентября не име­ ли больших заметов и экипа­ жи рыболовных сейнеров. И думается, что причину следу­ ет пскать в том., что они бы­ ли вооружены неводами, име­ ющими недостаточную длину и высоту. Результаты осенне-зимнего промысла будут во многом за­ висеть от высоты кошелька. Не случайно для судов при­ балтийских флотилий сейчас строятся невода высотой 150 метров. Инженерам-добьггчи- кам главка и управления фло­ та следует заинтересоваться этим вопросом, а также воп­ росом загрузки нижней под­ боры. Практика летнего промысла уже показала, что у наших неводов загрузка была недо­ статочна. Почти всем экипа­ жам пришлось увеличивать ее на 250—300 килограммов. У норвежских кошельков ниж­ няя подбора в полтора — два раза тяжелее, чем у наших. И в этом, видимо, есть своя логика. Если косяк начнет опускаться, то быстро опуска­ ющийся невод не отстанет от него. В этом году приемка уловов от экипажей кошельковистов была организована лучше, чем в прошлом. Но она по-преж­ нему является сдерживающим фактором в увеличении добы­ чи. В отдельные периоды на сдачу груза затрачивалось двое суток. А нри хорошей об­ становке за зто время можно сделать два замета и взять 150—200 тонн сельди. Чтобы ускорить приемку сельди. неіЛходимо быстрее впедрять в производство рыбонасосы. В этом вопросе-мы еще отстаем от норвежцев. К право же, становится завидно, когда они с помощью мощных рыбона­ сосов перекачивают сельді» прямо из невода за два—три часа в трюмы приемных су­ дов. В минувшем рейсе мы пе­ редавали часть улова для об­ работки на СРТ, которые ве­ дут лов дрифтерными сетями. Сырьевая база летом пе обес­ печивала выполнения суточ­ ных заданий, и очень правиль­ но поступило руководство фло­ та, приняв такое решение, Судно-нриеміцик в состоя­ нии принять и обработать до пятидесяти тонн сельди в сут­ ки. В летнюю экспедицию це­ лесообразно закреплять за каждым кораблем-кошелько- внетом но меньшей мере один СРТ-ириемщик. Ни тот, ни другой зкннаж в убытке не будут. Надо только правильно спланировать рейсовое зада­ ние и продумать (нілату труда. В заключение статьи от имени экипажа мне хочется выразить благодарность капи­ танам тт. Аласу, Лишневско- му, Геращенко. Кривенкову, Полежаеву, которые, высту­ пая на советах, подробно ха­ рактеризовали особенности за­ мета, выборки улова, инфор­ мировали, где и как искать сельдь. Их советы во многом помогли мне лично (это был мой первый кошельковый рейс) и всему экипажу до­ биться успеха в работе. Е. ЯДРИХИНСКИЙ, < с ка­ питан СРТ-р-712. Ѵ^ЛѴѴѴѴѴѴѴЛЛЛДЛЛЛЛ/' J" ѵ/'ѵ/’\/«ЛЛЛЛ'\/Ѵ\ЛЛ/'х/ѴЛ/Ѵ\/\/\/\/\Л/\/\А/\/\/ѴА/\Л/\А/\/'\/\/\/\Л/\/\/\Л/\/Ѵ/\Л/\Л/\/'іЛА/чЛЛЛЛДЛЛ/'Л.'\дЛЛЛЛАЛЛЛДЛААЛ/\Л/\ЛААЛЛЛ/ѴѴ\А/Ѵ\ЛА/\АЛЛЛЛЛЛЛ/ѴѴЛЛЛЛ/\ЛЛАА/ ТРАУЛЕРЫ-В МОРЕ, ДССЯТКИ ЭЛоктро моторов, боя ь- шмх и малых, установлены на стеллажах, верстаках, в проходах между рабочими столами. Из-за моторов • в электрорадиоцехе СРЗ-1, как говорится, ни пройти, ни проехать. — Это еще не все. —" расска­ зывает начальник цеха Анатолий Михайлович Фомин.—Для скла­ дировании поступающих в ремонт электромоторов мы вынуждены были занять еще одно помещение за пределами цеха. В чем дело? Почему электро­ двигатели, столь необходимые для успешной )шботы корабельных механизмов и устройств, беспо­ лезно хранятся в цехе? Нет в достаточном количестве обмоточного провода различного сечения для перемотки сгорев­ ших обмоток якорей моторов. Транспортно-складская контора главка «Севрыба>>. призванная обеспечить судоремонтников не­ обходимыми материалами, систе­ матически задерживает поставки провода. В цехе пытаются найти выход из положении. Так, здесь орга­ низовали восстановление прово­ да старых обмоток. Его обжига­ ют, счищают с него старую изо­ ляцию. наносят новую и пуска­ ют в дело. Это отнимает много времени, не говоря уже о затра­ тах труда и средств. Коренного улучшения дел с ремонтом элек­ тродвигателей, однако, не чувст­ вуется. С 8 июля задерживаются в ре­ монте 7 электромоторов с танке­ ра «Пирятип». Среди .них двига­ тель насоса питьевой воды, вен­ тиляции морозильной,. камеры. Больше месяца не могут присту­ пить к ремонту моторов для IIP «Рыбный Мурман». В цохе с к о б и ­ л о с ь около 70 электродвигателей с промысловых кораблей. От команд РТ бортового траления мы уже не принимаем в ремонт моторы, — говорит А. М. Фомин. — Хорошо бы уп­ равиться с заказами І*МРТ и плавбаз. На самом деле, 11 сентября траулер «Днепропетровск» ушел в море без электромотора точиль­ ного устройства. Но не все мото­ ры полукиловаттные, подобно это­ му. В начале августа были сда­ ны в ремонт 3 электромотора с ПРТ «Сказочник Андерсен», один из них — на 7 киловатт. Они также задержатся в цехе. Есть и другая причина задер­ жек электродвигателей в ремон­ те. О ней стоит, тгожалуй, пого­ ворить особо. В системе предприятий главка «Севрыба» в настоящее время рѴ во работ при этом оставляет же­ лать лучшего. На небольших участках невоз­ можно правильно решить про­ фессиональное обучение кадров обмотчиков. Даже на СРЗ-4, где участок обмотки считается са­ мым крупным — здесь работает 11 обмотчиков, — их обучают лишь индивидуально, бригад­ ным методом. Участок не имеет мастера, он не цредусмотрен по штатному расписанию. На маломощных обмоточных участках, где 2—3 рабочих, нет возможности применять специ­ альные приспособления и техни- Т Р Е Б У Е Т С Я С О З Д А Т Ь СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ДЛЯ РЕМОНТА ЭЛЕКТРОМЕХАНИЗМОВ монт электромехапизмов произ­ водится на многих отдельных участках. Некоторые из них об­ служивают нужды только своего предприятия. Они маломощные, полукустарного типа с двумя — тремя рабочими. Такие участки имеют рыбный порт, рыбокомби­ нат. плавмастерские «Резец>. На головном предприятии судовер­ фи есть участок обмотки при электрорадиоцехе с тремя обмот­ чиками. Он существует парал­ лельно с подобным участком, со­ зданным при отделе главного ме­ ха ника судоверфи. Такая распыленность отнюдь не способствует улучшению про­ изводства. Обмоткой якорей элек­ тромоторов заняты и электрики, и радисты, подчас, даже слесари. Нужно ли говорить, что качест- ческие устройства.. Поэтому пре­ обладает ручной труд. По-видимому, назрела необхо­ димость объединить все мелкие участки обмотки в единый, спе­ циализированный, с постоянны­ ми кадрами и сосредоточить на нем все работы по ремоптѵ об­ моток электромехапизмов. Пре­ имущества такого объединения очевидны. Улучшится снабжение материалами. Сейчас нровод, на ­ пример, распределяется но мел­ ким участкам, и некоторые ра­ ботники стараются запастись де­ фицитным материалом впрок. Со­ здание специализированного участка позволит примепять тех­ нические устройства, наладить обучение кадров. Кроме того, расширился бы круг . выполняе­ мых работ. — Электрорадиоцех ОРЗ-1 яв- -НА -{АНОДЕ но не справляется с междурейсо­ вым ремонтом электромоторов, — говорит главный энергетик тра­ лового флота А. Е. Мешков. — Мы, заказчики, вынуждены вме­ сте с моторами давать еще и об­ моточный провод, так как цех снабжается им плохо. Приходит­ ся в поисках провода ходить на другие предприятия, выпраши­ вать его. И получается, что неотремон- тированные моторы остаются на берегу на четыре, а иногда и но шесть месяцев, пока БМРТ или ПРТ, на которых они должны ра­ ботать, находятся на промысле. Создание специализированного участка ио ремонту электромото­ ров, несомненно, помогло бы опе­ ративно п надежно выполнять заказы промысловиков. Мысль о необходимости созда­ ния специализированного участ­ ка ио ремонту электромоторов с учетом растущей потребности флотов разделяет также и элек­ тромеханик-ласта вник управле­ нии «Севрыбхолодфлот» II. И. Аитонихия. Более того, решение о созда­ ния такого специализированного предприятия по типу Таллветско- го электромонтажного завода бы­ ло принято еще три года назад на техническом совещании, ор­ ганизованном Мшшстерстаом рыбного хозяйства СССР, которое проходило в г. Севастополе. Од­ нако в Северном бассейне не сделано ничего для выполнения этого решении. Или почти ниче­ го. Да и кто будет заниматься этим вопросом, если в главке «Севрыба» нет ни одного специ­ алиста ио эксплуатации и ремон­ ту электрооборудования. Промысловый флот Северного бассейна бурно растет. Судоре­ монтные предприятия не справ­ ляются с ремонтом злектрообору- довашія. И траулеры уходят в море без необходимых для успешной ра­ боты '.>лект ромеха низмов. А. ВОЛГИН;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz