Рыбный Мурман. 1967 г. Сентябрь.

/ НОВОЕ ВХОДИТ ж ОПЫТ ДРУЗЕЙ ИЗ ДРУГИХ БАССЕЙНОВ Одним ігз наиболее эффектив­ ных средств совершенствования управления производством и со­ кращения сроков изготовления продукции является сетевое ила жирование. В сфере судоремонта его начали внедрять несколько лет назад. И уже первые полу­ ченные результаты позволили убедиться в том, какие большие преимущества открывает пере­ ход на такой метод организации ремонта судов. Таллинский судо- механичоский завод. Дальневос­ точный судоремонтный завод п некоторые другие предприятия, используя сетевое планирование, смогли сократить время ремонта судов па 10—25 процентов. В Калининградской области первая попытка вести ремонт су­ дов по сетевым графикам была сделана коллективом завода «Преголь». который использовал Этот метод при организации ре­ монта БМРТ «Сапфир». В нынешнем году за внедре­ ние сетевых графиков взялись работники Светловского судоре­ монтного завода, применившие новую систему организации про­ изводства при малом капиталь­ ном ремонте средних рыболов­ ных траулеров. Поскольку на этом предприятии впервые в больших масштабах применено сетевое планирование, есть смысл более подробно рассказать с добром начинании коллектива. Для начала хотелось бы сопо­ ставить организацию ремонта ва двух судах, находившихся на заводе, — СРТ-4168 и СРТ-4М6. Первый траулер простоял около года, и ремонтные работы на нем €мля закончены лишь в апреле, второй — ушел на промысел на­ много раньше намеченною сро- то неделями не было видно ни од­ ного человека, то вдруг наступала такая горячка, что трудно было понять, кто что делает. И, ко­ нечно же, такая бессистемность работ не принесла пользы. Огре­ хи и явный брак можно найти в любой части судна. Спросить же не с кого, потому что нет конт­ роля за теми, кто занимается ре­ монтом тех или иных узлов. Многие работы производились дважды и разными бригадами. А вот отзыв старшего механи­ ка СРТ-4346 Альберта Ивановича Попова: — Уже через пару дней после того, как судно прибыло на ре- мопт, на траулере начались ра- моделяровании процесса ремонта судов, то есть в условном графи­ ческом изображении процесса в виде наглядного сетевого графи­ ка и в математической обработ­ ке его, — говорит руководитель группы сетевого планирования и управления (СПУ) Геннадий Иванович Герцев. — Ремонт со­ временных рыболовных судов — сложный производственный про­ цесс, в котором занято большое количество специалистов. Поэто­ му обычное планирование с при­ менением ленточного графика не могло обеспечить достаточной связи между ними и, в частно­ сти, между начальниками цехов и прорабами, которые непосред­ ственно руководили ремонтом бот, которые имеются на ремон­ те траулеіров. Изменения, возник­ шие в процессе работ, сразу ло­ мают ленточный график сверху донизу. И при таких случаях, а они возникают довольно часто, весь график приходится переде­ лывать. В сетевом такого не про­ исходит, так как однажды вы­ бранная логическая последова­ тельность работ на основании технологии остается при любых ситуациях принципиально неиз­ менной. Сейчас на заводе уже девять траулеров ремонтируются по но­ вому методу. Сетевые графики и лило не только улучшить руко­ водство ремонтом, сократить сроки его, несколько повысить качество. Оно подхлестнуло ини­ циативу работников завода, за­ ставило их думать о производст­ ве. Группа СПУ, составляя сете­ вой график, не могла учесть всех тонкостей производства, и про­ рабы, и работники цехов во вре­ мя работы находили в нем «уз­ кие» . места и помогали совер­ шенствовать график. В том же корпусно-сварочном цехе при ремонте по-новому пер­ вого траулера столкнулись с та« ким фактом. На судне несколько кикшіекты ва и х иа.одят^я » рем(,ит„ ру(,т , о д а * , в к * ----- ------- -— .. „ тя Производетв енном про-рабы «привязывают» комп­ лекты к реальным датам и со­ гласно графику раздают их це­ хам. Причем они не имеют нра­ ва выдать комплект тому цеху, который ве закрыл (то есть не КАЛИНИНГРАДЦЫ РЕМОНТИРУЮТ СУДА ПО-СЕТЕВОМУ ГРАФИКУ боты. Нас это не удивило тогда: и раньше демонтаж судна вы­ полнялся всегда быстро. Удиви­ ло и обрадовало другое: после выполнения этих работ судоре­ монтники сразу же взялись за дело. Бригады действовали точно но графику, в строгой последо­ вательности выполняя все необ­ ходимые операции. Их работа была организована таким обра­ зом, чтобы бригады не мешали друг другу. Этот пример весьма показате­ лен. Дело в том, что первый тра­ улер — СРТ-4168 — ремонтиро­ вался ио старому ленточному лору ОТК и прорабу) предыду­ щий комплект на этом судне. Работу цехов тепеірь характери­ зуют выполненные комплекты. За ходом ремонта траулеров следит диспетчерская служба. У которая вы п о ли л Г р £ главного диспетчера И. В. Каме- млнт. fi»ля яя«ятя гтт«ты« !.«- нева в бюро строителен висит ка. Почему же так получилось? графику, а второй — по сетево- Нредоставим слово морякам этих двух судов. . Об организации ремонта на своем траулере рыбаки СРТ-4168 отзываются, прямо скажем, до­ вольно нелестно. — Ремонтные работы на судне, •—сообщают они в письме в редак­ цию,—велись несколько странно: му. Что же это такое сетевой график, который помог судоре­ монтникам так существенно из­ менить работу? — Содержание сетевого пла­ нирования заключается в глубо­ ком анализе последовательности хода работ, выявлении действу­ ющих связей между работами. '7WXT' -ЛЛЛ/\ЛЛЛЛ/\Л/\ЛЛ/\ЛЛЛ/Ѵ'Л.ЛЛЛ/ѴЧЛ/ѴАЛА/ЧЛЛ/ѴѴѴЧЛ/ѴѴ'Л/*.ЛЛ/\/ѴЛЛЛЛЛ судна. Ведь ремоптом траулера выполнил его и не сдал контро- одновремешю занимаются сразу несколько цехов завода. Связать между собой эти цехи и напра­ вит», их работу в необходимом направлении — очень нелегкое дело. Сетевое планирование по­ зволяет установить связи между мастерами, руководителями це­ хов, управлением и строителями и тем самым обеспечить эффек­ тивность руководства ремонтом. Как же «строили» на заводе сетевой график? Все работы по ремонту трауле­ ра здесь были разбиты па ком­ плекты — законченные, строго огра ниченны е процеесы работ. Их лолучилось около 500. Затем все эти комплекты «увязали» между собой согласно техноло­ гии ремонта траулера в сетевой график. Продолжительность работ ію каждому комплекту была рас­ считана заранее. График пред­ ставлял из себя сетку, узлами ячее« которой являются «собы­ тия», то есть завершение работ «о отдельным комплектам, а ли ­ нии, соединяющие «события», указывают на связи между ни­ ми и последовательность выпол­ нения one раци й. 11родолж итель - кость ремонта траулера опреде­ ляет такая последовательная це­ почка работ, сумма времени ис­ полнения которых определяет общий -цикл всего производствен­ ного процесса. Эта цепочка носит ВИч Кирсанов. — Получил зада- больше по название критического пути. Ра- на месяц и сразу же сообра- лым годом, которые находятся в этой жаешь, что тебе выгодней сде­ лать в начале месяца, а что — в конце. Значение же работ от­ ходило на второй план. И, что греха таить, подчас мы делали то, что выгоднее цеху для вы­ полнения плана, хотя на сегод­ няшний день совсем не требова­ лось заводу. Теперь же у нас — и план, и комплекты. них иллюминаторы Группой СНУ были выписаны комплекты отдельно на каждый кубрик, а ремонтировать по трВ кровати и два иллюминатора це­ ху и 'бригаде несподручно. На­ много удобнее будет, если те же кровати со всех кубриков перене­ сти в цех и там отремонтировать, а иллюминаторами, тоже всеми сразу, может заняться и другая Сригада. В трубопроводном цехе обна­ ружили такой недостаток графи ка. В одном комплекте нередко оказываются «выгодные» и «не­ выгодные» работы. На СРТ-78 ремонт осушительпой системы производила одна бригада. Она выполнила все работы, получили за ремонт деньги и занялась другими делами. Испытание же системы не провела. А когда прораб хватился акта испытания системы — его не оказалось. график продвижения. На нем по каждому судну указаны комп­ лекты, которые должны закрыть цехи в определенные дни. Еже­ дневно диспетчер отмечает вы­ полнен иые комплекты на графи­ ке. — Виновники задериски ре­ монта сразу видны, — говорит Илья Васильевич Каменев. — И спрашивают с них через каждые два—три дня на диспетчерских совещаниях у главного инжене­ ра. Но сразу приучить к такой четкой исполнительности началь­ ников цехов, когда руководимым ими коллективам необходимо сдавать работы ночти ежеднев­ но, а не как р ан ь т е — в конце месяца, очень тяжело. И поэто­ му дурная традиция, оставшаяся в наследство от старого графика («первая декада — спячка, вто­ рая — раскачка, а третья — го­ рячка»), еще довольно часто про­ являет себя. — Что и говорить, старая систе­ ма была нам «удобней», — улы­ бается начальник корпусно-сва­ рочного цеха Аркадий Борисо- На днях в нашей г а ­ зете расска зывалось о трудовых успехах э ки п аж а производст ­ в енною р еф р иж е р а ­ тора . «Со в е т с к» . На этих снимках вы ви­ дите старшего м е х а ­ ника «Советска» Ге­ оргия Владимирови­ ча Водолазского и боцмана Александра Александровича Бу- тощдеа, которые тоже внесли свою долю труда в общие успе­ хи э кип аж а . Фото А. Хихлѵна. ботам, цепочке, должно уделяться боль­ шее внимание, гак как от них зависит время всего ремонта тра­ улера. Остальные операции, со­ ответственно, имеют некоторый запас времени. Применение сетевого графика позволило уравнять все работы, не выделяя из них главных и второстепенных. В процессе ре­ монта по тем или иным причи­ нам возникают различные ситу­ ации. И самой важной из опера­ ций на текущий момент будет считаться та, которая стоит на критическом пути, то есть стоит на самой длинной по времени це­ почке графика и задержка вы­ полнения которой сегодня удли­ нит в дальнейшем весь ремонт. А попасть на критический путь может и такая незначительная работа, как ремонт фальшборта, и такая большая, как ремонт главного двигателя. Сетевой график, в отличие от ленточного, позволяет в любой момент ремонта определить ту работу, на которую сегодня не­ обходимо уделить больше внима­ ния и охватить объективной оценкой весь ремонт. Ленточный график не может так полно оха­ рактеризовать . ремонт в любое время при таком большом коли­ честве самых разнообразных ра- Главный строитель завода В. Щепкин имеет свое мнение о сетевом графике: —- Легче стало руководить ра­ ботами на судне. Если р ан ь т е сам прораб бегал по цехам, уп­ рашивая выполнить необходи­ мые ему работы, то теперь в большинстве случаев из цехов монт, была занята срочным де­ лом,' а другие отказывались ис­ пытывать системы, так как ота операция стоит дешево, а возни с ней много. Подобные явления вполне за ­ кономерны. Новый метод работы еще не один месяц будет «при­ тираться» к заводу. Но отрадно, что уже сейчас он способствует улучшению производства. В успешном применении сете­ вого планирования важное зна* чение имеют и подготовительные работы. Инженер производствен­ ного отдела В. И. Ильин говорят! — Едва цехи перешли, на ра­ боту по-новому, как я был бук­ вально засыпан заявками ва из­ готовление типовых деталей, за ­ пасных частей, т. е. изделий так называемого нулевого этапа, ко­ торые на заводе можно загото­ вить впрок, а затем брать на складе до мере надобности. При­ шлось срочно расширять номенк­ латуру изделий, увеличивать за­ дание цехам на изготовление де­ талей нулевого этапа. Сейчас на складе находятся детали уже 700 наименований, что в семь раз сравнению с прош- а нулевой этап в це­ лом но заводу составляет 7,5 про­ цента от общей трудоемкости. Новая прогрессивная система входит в жизнь завода. И пока еще рано говорить о том, что именно она явилась или явится тем рычагом, который выдвинет завод из отстающих в передовые. Но, несмотря на это, события, ко­ торые происходят на заводе, за­ ставляют людей верить в нее. И думается, резервы повышения эффективности промыслового флота, кроющиеся в судоремон­ те, коллективом завода будут ис­ пользованы до конца. Применение сетевых графя ков для ремонта судов — полез­ ное и очень нужное начинание. просят выдать комплекты. И еще Однако было бы неправильным один примечательный факт: к считать, что все зависит только концу ремонта остается незначи- от самих судоремонтников. Заво- тельное число неучтенных работ ду нужна и крепкая помощь су- и всяких мелких недоделок, довладельцев. Дело в том, что Прежде из-за этих мелочей мы в большинство судов по-прежнему _______ _ ___ тгоибывает на завод с оиозданя- представляется последние дня ремонта за голо­ вы хватались — так много их было. Применение сетевых графиков помогло нам ремонтировать большинство траулеров, посту­ пивших на 8авод в ныненгнем году, быстрее, чем в прошлом. Сетевое плакирование позво- тр о ем, не вовремя техническая документация, име­ ются перебои с обеспечением за­ вода запчастями, допускаются заде>ржки с оплатой выполнен-» ных работ. Все это не может не отражаться на хозяйственной де­ ятельности предприятия. А. ЯКОВЛЕВ. и 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz