Рыбный Мурман. 1967 г. Сентябрь.

сложной ж* кажется ш в е р ы ! раз вта операция (сюгмо* № 3). Двеяттгж различных кон* цов, грохот лебедки, необыч­ ные команды тралмейстера» И ко всему прочему — не зе­ вай. Меленькая оплошность — к не заметишь, как окажешь­ ся за бортом. Зато после трудной в а х т а особенно вкусным кажется морской обед. (Снимок № 4) . Без добавки редко кто обхо­ дится. Аппетит отличный , т а ­ кого в салон не приходится приглашать дважды. Быстро пустеют бачки »з-под перво­ го, второго, на третье — тра­ диционный компот. Не будем слишком придир­ чивы. Старенький «Краба не однажды видел и штормовой хаос, и озерную гладь воды моря Баренца. Поэтому поко­ рить ему покоренное уже не надо. Но это учебное судно и те, кто ступил на его палубу, действительно открывают до- ідие судоводители, такие, как курсанты Мурманского море­ ходного училища Анатолий Мезрин. Пока ему приходится только выполнять команду ка­ питана Павла Викторовича Воеводина, во через несколько лет и сам он отдаст распоря­ жение: «Лево на борт!». И так же, как сейчас, моряк ему ответит: «Есть лево на борт» (снимок № 2). Пожалуй, стоять вахту у штурвала — самая заветная мечта каждого ил СО курсан­ тов.. И не сразу дается мастер­ ство рулевого. Туг нужны твердая рука, особая внима­ тельность и уж, конечно, тео­ ретические знания. После второго рейса р«бята сдавали зачет но морскому де­ лу. Члены экзамена циоm m комиссии ГІ. В. Воеводин, старший помощник капитана Спартак Петрович Терентьев, помощник по учебной части Алексей Филиппович Пашкин высоко ценили знания сво­ их воспитанников. И в объек­ тивности такой оценки сомне­ ваться не приходится. Все члены комиссии — не йович- ки на флоте. Например, капи­ тан начал морскую службу более тридцати дет на^ад. На «Крабе» ему пришлось арестовывать курсанта Ала­ ния. Сына капитана Алания, работающего на одrfa» и^ ко­ раблей «Севрыбхолодфлота». Приятно было отметить, чтв традиции отцов живы. Вале­ рию можно доверить управле­ ние кораблем. Остается ноже- лать по морскому обычаю: «Так держать». Не ударили лицом в грязь и его товарищ* Н. Кузнецов, астраханцы А. Ежов, В. Уткин, В. Фатеев. БУДУЩИХ МОрЯКОВ Г0ТОВЙ+ для работы на судах, флота рьгбной промышленности. По­ этому мало ^научить их муд­ реным морским дисциплинам, надо уже сейчас ознакомить со сложным промысловым де­ лом. А когда лу чш е . это .сде­ лать, как ни при учебном спуске-подъеме трала. Ох, и Много нового открыли для себя курсанты во время прак­ тики. Научили, что называет­ ся, корабль от киля до клоти­ ка, научились брать пеленги н определять места судна, ос­ воили такелажные, малярные работы. Познали самое глав­ ное — цену морской дружбы. Когда траулеры погружены в глубокий сон, звучит на «Крабе» шутливая песня «Са­ лаги-мореходы». А если теп­ лой волной навеет на астра­ ханцев грусть по родному Каспию, широко льется тогда мелодия «Каспийского моря». Эй, рулевой, . что грустишь селе неведомые тайны. А по­ знан их, назовут себя мужест­ венным и романтическим сло­ вом — мореходами... Итак, «Краб» готовится к походу (снимок № 1). Пусть ©и будет не кругосветный и даже меньше того — не по океану, а всего лишь от Мур­ манска до Архангельска,' но он оставит в душах курсан­ тов, которые проходят ва нем практику, то самое первое впечатление, запоминающееся на всю жизнь. В этом самом исходе они примут первое морское крещение, познают азы судовой службы. «Краб» выбрасывает из тру­ бы мощные клубы дыма. Зна­ чит, еще немного, и . стрелка котельного манометра, остано­ вится на заветной красной от­ метке — «пар на марке». З а ­ тем несколько томительных ж напряженных минут и — куре на норд. Поведут судно буду- у штурвала/ Или не манят родные края? Не беремся судить о встре­ чах в родных краях. Потому что многие уже решали иосле учебы вернуться в Мурманск* ставший им тоже родным. Фото и текст И. СОТ- ІІИКОВА, В. МЕДВЕ- ДОВСКОГО. Ь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz