Рыбный Мурман. 1967 г. Сентябрь.
« ill Ш ш I Ш Я И Ш ш шш Одним из важнейших звень ев в системе Волго-Донского судоходного, канала является Цимлянский гидроузел. Комплексное сооружение гидроузла решило ряд важ ных народнохозяйственных вадач, в том числе проблему сохранения и воспроизводства рыбных запасов Дона, Азов ского и Цимлянского морей. На снимке: шлюз № 14. Фотохроника ТАСС. Команда . комплектовалась на отходе. С направлением отдела кадров приходили ко тельные машинисты, камбуз- , ные работники, судоводители, матросы. С последними в каюте вахтенного штурмана разговаривали цримерно так: — В море был? I — Нет. — На каком до этого рабо тал? • / — Пока не приходилось. — Что умеешь делать? — Но знаю. Или же отвечали, что мор ской стаж исчисляется одним рейсом, в котором работал «начальником ящика», как шутливо называют рыбаки" матроса третьего класса. «Э-э-х». —вздыхал штурман, вложив в восклицание столь ко огорчения, что его хватило бы на десять человек. Огорчаться и впрямь была причина. Из всей команды «Муром» знали лишь «дед», второй механик, старший по мощник капитана, котельный ; машинист, остальные моряки пришли день, два назад, а некоторые перед выходом в море. Тревогу испытывали не только командиры, но и ря довой состав. «Дай бог тонн пятьдесят наловить», — высказывали под полубаком упадническую мысль. Кто ото сказал? Мо жет, Анатолий Половников, старшина первой вахты, ме- жет, его тезка Анатолий Че- керлан, может, кто другой, знающий, как трудно рабо тать, когда за рыбоделом • не хватает одного матроса (его не направил на судно отдел кадров), а другие шкерочного ножа в руках не держали. На переходе лровелц. соб рание. Главный вопрос — вы боры судового комитета—от ложили на будущее: пусть ребята присмотрятся друг к другу, узнают лучше товарн- В. Хряшков Документальная повесть (Продолжение. Нач. ем. в ЗШ «6—76, 78. 79, 82, 84—88. 91, 97, 99. 100. 103, 105, 107) Когда Семен дотянулся до ги ка, то, в е давая себе отдыха, без предосторожностей, иерегнулся через п его и обеими руками на чал сворачивать полотно. Мок рый на рус больно хлестал по лицу, выскальзывал из непослу шных пальцев, но Коробов вновь хватал его, прижимая подбород ком, грудью, всем телом. Мачта здесь, наверху, стонала противно, носила еѵо как в колыбели и когда возвращалась навстречу ветру, парус становился упру гим, железным. Мощный порыв выдернул из рук Коробова полотно, и в тог же миг матрос с надрывным кри ком соскользнул со снасти. Море зарокотало, принимая в свои объятия еще одну поморскую жизнь. Товарищи бросились к борту, но вал быстро отогнал их, л они с перекосившимися от ужаса лицами, растерянные, обессиленные стояли, . обхватив мачту, не упуская из виду то ме сто, куда упал Семен Коробов. Могучи іі нобледнел, схватило я за голову, простонал. Бросил ястребиный взгляд за* окно руб ки и отшатнулся. На шхуну ка тилась белая горз. Вот она мед ленно подошла к борту и. обру шилась на палубу, надстройку. Шхуна легла. Несколько секунд ничего нельзя было разобрать*, сплошная водяная пыль. Когда потоки воды схлынули, он уви дел матросов, обнл-вшихся друге другом, крепко державшихся за мачту. В первое мгновенье хотел крикнуть, чтобы рубили мачты, опомнившись — но дойдет ведь до Ревеля, загубит шхуну — за метил, как трепетно играл край брозента, натянутого на комингс трюма, и, сложив ладони рупо ром, крикнул: — Задраивайте трюм... Трюм задраивайте. Молниеносно мелькнула мысль: «ели налетит еще одна такая полна* — погибнем, рыба погиб нет. О Коробове некогда было уже думать. Только бы спасти груз. Эти мерзавцы, как тюлени, не двигаются с места. —• Крепите.., — надрывал го лос хозяин. Матросы, мокрые до нитки, по- опгіішли выполнять приказание. К счастью, выбило всего два клина. Запасные принесли быст ро, и ими закрепили сорванный угол брезента. По-заячьи петляя, убежали в кубрик. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 13 сентября 1967 1*1 Шквальный шторм закончился через три часа.. Но как видно, вал, обрушившийся па шхуну, служил своего рода сигналом к отступлению. После него ветер начал слабеть, что Могучий от метил с нескрываемой радостью. Кажется, на этот раз ему повез ло. Правда, неприятность случи лась, так ведь море... Всякое мо жет быть. Алчный купец успел вспомнить, что Коробов одинок, значит, спросить с него. Епима- ха, как погубил человека — не кому. А с матросами уладит. Бы стрее бы аіридти в Ревель... Два дня Епимах Могучий не показывался на судне. С хозяи ном торгового дома Таубе объез жал ревельских предпринимате лей, отвечая со многими подроб ностями на вопросы о товарах, в которых нуждаются поморы, вы годное ли дело — торговля про дуктами рыбного промысла, к а кие имеются возможности для организации самостоятельного лова. Встречи проходили в роскош ных домах интересующихся лю дей с непременным угощением и музыкой. Среди разряженной публики Епимах чувствовал себя не совсем в своей тарелке, хотя в смысле одежды он не выгля дел белок вороной, но за столом не знал куда деть длинные руки с широкими и толстыми ладоня ми. Немного диковатый взгляд его блуждал с одного лица на другое. Тогда Таубе приходил на помощь, занимая гостя легкими разговорами о женщинах, недву смысленно намекая на недолгую богом данную жизнь и что отка зывать себе на атом свете—значит тускло и однообразно проводить дни в одних заботах.. Глаза . у Могучего от таких слов теряли холодность, от рта убегала еле уловимая морщинка — свиде тельство скованной улыбки. Од нако глупостей себе не позволял, хорошо зная, что они всегда со пряжены с огромными расхода ми. А деньги для Епимаха сейчас были дороже прихоти. Рыбу, едва шхуна стала к причалу, оптом взял Таубе. Тор говались недолго, и оба остались довольны сделкой. Могучий с удовлетворением подсчитывал доход, который составлял намно го большую сумму, чем уплатил Юханссону. Выходит, дело вы годное — возить треску на Бал тику. Надо еще прощупать Пе тербург. Кое-кто из архангель ских купцов уже проторил туда дорожку и, слухи шли, не оби жались, по два груза за навига цию доставили. К вечеру третьего дня Епимах вернулся на судно. Оставшийся за него штурман безукоризненно выполнил поручение: рыбу-вы грузили, паруса просушены, уб раны, что было под силу матро сам — отремонтировали, поби тые стекла вставлены. Шхуне шторм большого вреда не при нес, хотя дорого взял за это — Семена Коробова. Его смерть ви тала еще но кубрику, и Могучий почувствовал это, как только поднялся на палубу. Матросы из- под бровей смотрели на судов ладельца, и он, знавший нравы и характеры поморов, понял, что видимое спокойствие, которым сопровождалось плавание, не что иное, как затишье перед бурей, когда ветер еще далеко, но он может . в любую минуту закру житься водяным вихрем — беда тому, кто окажется на его пути. — Здорово, братцы, — как можно приветливее сказал Могу чий, по привычке разглаживая кулаком усы. — Аль не угодил чем, что отвернулись, — добавил сумрачно. — Семена, товарища нашего вспомнили, царство ему небесное, — сурово проговорил Ефим Мо т и в , знавший Епимаха по прош лым годам, когда на праздники приезжал в гости в Малошуйку — село на Беломорье, родину Могучего. Густая борода Ефима вздрагивала, руки заложены за спину. — За что погубил..? — Побойся бога, что говоришь,!; — сузил глаза Могучий, — да я за такие речи!.. Ты что ж народ мутишь?.. Или не знаешь море?.. Все бы погибли, — Епимах за дыхался. Нервно дернул ворот так, что пуговица отлетела. — И вы еще смеете меня обвинять... За мое-то добро. Мало ли вам плачу... Уходи, Ефим Матвеич, бери расчет к — уходи. Наигранное возмущение по действовало. Матросы опустили головы, вспомнили о семьях, жен щинах. ждущих сыновей, мужей, отцов с заработка. Эти думы рас слабляли волю, заставляли сми риться, а то, чего доброго, хозя ин наберет новую команду —- вон сколько в порту желающих работать, с голоду подохнешь, пока дойдешь домой. Да как^: видно, и Ефим Мошин раскаи вается за свои слова. — Не гони, Епимах Василье вич, не так страшно, если и придется уйти. Да тока но один год я у вас на службе, не хотца другого хозяина искать. Семеш- ка-то, ей богу, погиб ни за что. Обессилел малый, передохнуть бы ему стоило дать, да по-хоро шему... Э-э-э, — махнул рукой Мошин, щей. Разговор в основном шел о предстоящем промысле. Капитан * Борис Иванович Князев доложил о задании ца рейс — 168 тонн. Как с ним справиться? Обстановка в Баренцевом море неплохая. Основная группа работает вблизи берега, «поляки» з а брались подальше, к Медвеж- ке. Там тонко есть рыба. Хо рошие скопления н а ; северо- запад*) от острова обнаружили поисковики «Лавпы». Несом ненно, надо идти туда. Вот примерно так охарактеризо вал положение капитан. Вы ходило, при хорошей органи зации работ выловить запла нированное количество рыбы под силу экипажу.- Много но вичков? Верно. Надо учиться. Учиться и работать. . « По-моему, в тот момент правильно иосутупиди коман диры, призывая моряков не падать духом. Они ориенти ровали их не только на вы полнение плана рейса, но и на то, чтобы перекрыть его, Ни много, ни мало—на 22 тон ны. В дальнейшем эта разни ца выглядела еще внушитель- * нее, так как задание было уменьшено из-за того, что промышлял экипаж тралом с большей ячеей мешка, чем обычно. На иервый взгляд обя зательство принималось без учета действительности, *но потом реальность его выпол нения подтвердилась... Над морем висел туман. Плотный, липкий. Казалось, вода кончается у борта. Дальше — рыхлая, холодная стена. Ее еле пробивал сип лый паровой гудок. Частые звуки тревожили короткий моряцкий сон, недоверчивых глупышей, быстрых чаек, ко торые преследовали траулер днем и ночью, надеясь пожи виться кусочками печени или рыбными отходами. Зато ког да в короткие минуты про светления показывалось солнце и на море устанавли валась удивительная тишина, чайки, но страшась, подлета ли к самому борту, доверчиво посматривали на моряков, одетых в оранжевые рокон- буксы, и не двигая, ни одним перышком, ухитрялись удер живаться в воздухе. Рыбакам давно известно: если эти морские попутчики не покидают корабль — зна чит на нем есть рыба, И дей ствительно, экипаж «Мурома» с'первого же траления стал поднимать хорошие уловы. Тонну, полторы, три. Меньше не было. С большим напря жением, но успевали обраба* тывать. Трудн^ приходилось всем^ Машинные специалисты стояли вахту, устраняли мно гочисленные недоделки судо ремонтников, выходили на уборку рыбы. Матросы меч тали о «восьмерке» — восьми непрерывных часах отдыха. Правда, иногда не нужно было становиться на подвахте за рыбодел, но не может же матрос третьего класса управ лять лебедкой. Поэтому хо чешь — не хочешь, а выходи матрос Чекерлан на спуск, подъем трала, выручай стар шина вахты Владимир Бор щев. Выходили, выручали, по могали и Евгений Бородин, и Анатолий . Половников, и Алексей Рогожнпков. I Іожалуй, у промысловиков есть одна характерная осо бенность: не замечать уста лости, когда идет «большая» рыба. Тогда они трудятся яа одном дыхании* теряя счет вахтам, дням. И только по кончив с делом, замечают, как болит спина, и руки, огрубев шие от морской соли, нё сги баются в суставах. Но кроме этого, в сознании остается не что большее: удовлетворение сделанным. Когда «Муром» стоял на рейде в ожидании причала и моряки рассказывали о рейсе, они в один голос, не брави- .руя, говорили: — Ну, что, работа, как ра бота. Главное — сходили хо рошо. Теперь что — все по зади! Позади осталось многое. Об работка 1980 центнеров трес ки, тревожное плавание в тумане, в большой группе су дов, труд за двоих. Именно за двоих, потому что в плавания заболели пять моряков. Как говорится, беда одна’ не хо дит. Но экипаж нашел в себе силы выстоять и даже больше того, к концу плавания уби рать полуторатонный улов силами одной вахты. Единственным благоприят ным обстоятельством «муром цы» могли считать хорошие грунтовые условия. За весь рейс трал ни разу не прихо дил с серьезными поврежде ниями, хотя на других судах теряли полностью орудия ло ва. Но здесь надо сказать об одном «но». Секрет безаварий ной работы тралов заключал ся в том, что судоводители «Мурома» предусмотрительно не поднимались выше 90 мет ров, траления в основном- ве ли по глубинам 100—190-мет-» ров. А еслп и была рвань.'«'о старший мастер тю даб&че, опытный специалист Геннадий Николаевич Мартьяков со своими помощниками успева ли чинить сети быстро. уут им опять же помогала m x f f c ная команда. То ърал равн яет, то подбору-навьет. А ч і аѵ стера по добыче в евою оче редь. если не было работы по своему заведованию, станови лись рядом с матросами за рыбодел. Рейс длился двадцать пять суток. Планировался тридца типятисуточный. Вернулись досрочно. С полным грузом. Задание выполнено на ?165 процентов. Но суть этоговер* вого плавания в другом. Э&га- паж прошел испытание^ п* дружбу, стойкость, а это хо рошо, когда чувствуется ло коть друга. Тогда не стрмкяы трудности. В. МОРАНОВ. _J I. .J ' $ Крупнейший энергетический комбинат польской экономики «Ту ров», работающий на буром угле. Его мощность 1.400 тысяч кило ватт. *■• Сейчас мощность всех электростанций в Польской Народной Рес публике превысила 10 миллионов киловатт*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz