Рыбный Мурман. 1967 г. Октябрь.

/ РЕЙС ЗА МАКРУРУСОМ Большей мороаильный трау­ лер «Всполох» — судно поиско- ю-экспериментальное. В минѵв- іщ>м рейсе, который был посвя­ щен ЬО-летию Великого Октября, экипаж успешно справился с поставлепными задачами. Главная заслуга коллектива корабля состоит в том, что им Ііыли открыты песта промысла «акруруса в районе земли Баф­ фина, на склоне южного Лабра­ дора и материкового склона Се- аерной Ньюфаундлендской бан­ ки. Таким образом, подготовлена резервная база для промыслово­ го флота. Экипажи БМРТ могут вырабатывать в этих районах до 25 тонн готовой продукции в ^утки, а вылов в сырце практи­ чески неограничен. Кроме районов распределения макруруса, коллектив ♦Всполо­ жа» обнаружил промысловые скопления камбалы яа банках Сент-Пьер и Грин. Подопіедшие корабли успешно облавливали ее иа протяжении двух недель. В ходе рейса испытывались новые орудия лова, траловые распорные доски, производился промысел па больших глубинах. На борту судна находилась группа сотрудников ГШНРО. Макруруса в его натураль­ ном виде пока довелось видеть немногим. Эго близкая к отряду тре-скообразных, довольно круп­ ная глубоководная рыба. Мясо макруруса нежно и вкусно, пе­ чень крупное и богаче жиром, чем у трески. Экипажу пришлось проявить много выдумки и находчивости, чтобы обеспечивать быструю Былинку улова и обработку этой рыбы. Технолог Иван Федорович Свиридепко к процессе работы вел хронометраж, и данные его показали, что на обработку мак- ТУрѵса уходит вдвое больше вре­ мени, чем на обработку трески. При установлении расценок это обстоятельство необходимо учи­ тывать. Практика показала, что можпо успешно вырабатывать тушку ма кру руса. Рыбооб работч ик, член судовой творческой брига­ ды ПОТ тов. Ермаков предложил нехитрую конструкцию машины для ускорения производства тушки. Силами машинной команды она была изготовлена и неплохо иоказала себя в эксп­ луатации. Трое матросов выра­ батывали в сутки до 3—5 тоин тушки. С помощью машины^уда­ ляется голова макруруса, произ­ водится разрез, удаляются плав- нитслси в тапки расхо­ да самотеком, чем осво­ бодили котельных ма­ шинистов от утоми­ тельного внимания по пустякам. В прошлом на корабле не ла­ дилась работа рыбомучной уста­ новки. Члены машинной коман­ ды реконструировали и с помо­ щью завода отремонтировали во­ рошитель, перегородили бункер. Этим удалось устранить разрыв потока сырья па загрузочном шнеке. Л по предложению ма­ шиниста рыбомучной установки тов. Зотова механик-наладчик тов. Клюев увеличил проходное сечение и угол подачи сырья в ники и нлевка. Сейчас судовые рационализаторы думают над дробилку, тем. чтобы установить на валу Сейчас члены машинной еще один диск и приспособить команды планируют увеличить ого для снятия чешуи. подогрев воздуха и обороты вы- Моряки «Всполоха» сходятся в тяжиого вентилятора сушильно- одном мнении. Макрурус будет го барабана, изменить угол ус- пол ьзоваться спросом у населе- тановки шаберов, реконструиро- ния (разумеется, если будут ра- вать жировую линию и вибра- аумно установлены розничные ционное сито, свести к миниму­ му попадание воды в загрузоч­ ный бункер. Это позволит уве­ личить производительность ры- бомучпой установки. В рейсе машинная команда выполнила ремонтных работ в объеме 5300 нормо-часов. В порту экипаж будет сдавать судно Регистру СССР. — Мы снова продолжим твор­ ческие поиски, — говорит тов цены). Будут пользоваться спро­ сом и консервы из печени. В рейсе хорошо потрудилась все члены экипажа. Но машин­ ная команда (старший механик тов. Русецкий) особенно. По выходе в рейс был прове­ ден расширенный технический совет. Перед экипажем была по­ ставлена задача привести судно в хорошее техническое состоя­ ние. Судно тщательно обследовали, Русецкий, — с тем, чтобы обе- определнли техническое состоя­ ние всех узлов и механизмов. А затем началась планомерная работа по подготовке главного двигателя, механизмов и систем корабля к сдаче Регистру СССР. В ходе ее вносились рационали­ заторские предложения. Внедрили двойную непрерыв- еуга сепарацию дизельного топ­ лива, реконструировали форсун­ ки главного двигателя. К фор­ су пка м и пусковым клапанам сделали подъемное устройство, что позволило сократить время на их замену даже при загора­ нии. Вооружили ртутными тер­ мометрами каждый цилиндр главного и вспомогательных ди­ зелей, упростили маслосистему, внедрили подачу воды из опрес- снечить длительную и надежную эксплуатацию механизмов, рост производства рьгбпой продукции. Е. ВАСИЛЬЕВ. Знакомьтесь — это Иван Васильевич Евгюков — котельный ма­ шинист плавбазы «Северодвинск». Старый моряк, участник Вели­ кой Отечественной войны, Иван Васильевич по праву г пользуется заслуженным авторитетом среди экипажа. ѵ «Профессор Баранов»-в Мурманске «Севрьгбхолодфлот» пополнил- В минувшее воскресенье ко- ся еще одним новым кораблем— -рабль прибыл в порт приписки, производственным рефрижера- Сегодня IIP «Профессор Каранов» тором «Профессор Баранов», уходит в свой первый рейс —в Судно построено на^ Гданьской ^ ^ н о м - д ^ е к т о р о м нораб- судоверфи в Польской Народной ля назначен опытный судоводаг- Республике. тель Михаил Иванович Кэргкн, Д О Б И Л С Я У С П Е Х А - П О М О Г И Т О В А Р И Щ У НА ПОРОГЕ ОКЕАНА Хорошо нынче работают экипа­ жи судов бортового траления в Баренцевом море. Многие из них уже выполнили годовой план по добыче рыбы, взятые обязатель­ ства. Но лучших производствен­ ных показателей за девять про­ шедших месяцев добились моря­ ки траулера «Томь» (капитаны тт. Гавриш и Герой Социалисти­ ческого Труда тов. Шайтанов). ©ни еще в июле рапортовали о выполнении плана юбилейного Вопрос этот поставил условии социалистического со­ ревнования: добился успеха сам—помоги «сопернику». А так а случилось в соревновании меж­ ду моряками «Томи» и ♦Поляр­ ной правды». Второе замечание касалось экономической стороны деятель­ ности экипажа. Никто из при­ сутствовавших не мог объяснить причин перерасхода средств но статье «междурейсовый ремонт». и капитана и старшего механика в тупик. Выяснилось, что на корабле еще недостаточно внимательно ана: лизируют получаемые из плано­ вого «ггдела управления флота документы. А водь в будущем году эки­ пажам придется работать в но­ вых условиях планирования и экономического стимулирования. Поэтому надо уже сейчас уметь ноября довести^обычу рыбы дуально разбираться в вопросах экономики, хозяйствовать так, чтобы поручать больше прибыли. Ведь от этого будет зависеть и заработок членов экипажа. тода, а сейчас имеют на своем счету почти 15 тысяч центнеров ва готовленного полуфабриката трески, иикши, окуня. Перевы­ полнено также годовое задание но вьггреву рыбьего жира и вы­ работке муки. Обязательство в честь славного юбилея Советского государства экипаж завершил досрочно и сейчас поставил своей целью к 7 {считая в полуфабрикате) до 16 тысяч центнеров. Неплохие у моряков этого траулера и экономические по­ казатели. Себестоимость центне­ ра продукции снижена на 2 руб­ ля 39 копеек, получено 23 ты­ сячи рублей сверхплановой прибыли. И неслучайно хозрас­ четная комиссия признала про­ изводственно-финансовую дея­ тельность экипажа хорошей. Такой оценки пока удостоены очень немногие коллективы. Но воздав должное успехам экипажа, члены хозрасчетной ко­ миссии высказали два очень серьезных замечания. Было очень странно слышать заявления па заседании комис­ сии — мы-обогнали по добыче рыбы . моряков «Полярной прав­ ды» на 2400 центнеров. В сорев­ новании, естественно, кто-то вы­ ходит победителем. Но когда по­ бедитель намного впереди, то честь от этого невелика. Значит, было забыто одно иа важнейших 1. СИЛА ИНЕРЦИИ Признаться, не хотелось при написании этого очерка придер­ живаться хронологической по­ следовательности событий. Од­ нако одно обстоятельство застав­ ляет начать все по порядку, да­ же с более раннего момента, чем катер «Орленок» доставил меня на РТ-3 «Красноармеец». Отсту­ пление назад во времени соста­ вляет всего... девять часов, то есть от того срока, когда траулер должен был уйти по графику в море и до того, как ушел на са­ мом деле... На совете, который проходит в управления тралового флота, ка ­ питана Виктора Игнатьевича Саикона голосом, не допускаю­ щим возражения, спросили: — Завтра в десять утра .смо­ жешь уйти? Тот замился, когда последова­ ла жесткая аргументация (при­ нимали рыбу всего 36 часов, а вывести из южного ковша порта, а последующую отсрочку не могли объяснить ни капитан, ни в службе эксплуатации. А теперь надо привести досло­ вный разговор двух моряков, один из которых торопился в порт, а второй, видимо, его то­ варищ и по виду не новичок на флоте, — в город. — Сколько лет, сколько зим,— воскликнул тот, кто прошел все моря и, наверно, многие парохо­ ды, — за такую встречу не грех и бутылку «раздавить». приписка: тридцать девятому номеру (!) выход не разрешен. Так пе солоно хлебавши и ушел матрос Козлов па том же «Ор* ленке» в порт. Ушел с санитар-» ной книжкой в кармане, где за-» писано, что в море-то он годен... Траловый флот — старейшее рыбопромысловое предприятие страны. Зарождался он в то вре­ мя, когда было трудно, ой, как трудно для всего народа, когда многого у нас не было, в том чи­ сле главного — традиций. Мы строили свою жизнь, стараясь гу,- На В другой раз, сейчас пе мо- восполнить этот недостаток, прн- -робко возразил товарищ. *— пиман доброе старое, создавая отход спешу. свое, советское. И ведь достигли — Успеешь. Знаем мы эти -от- большой высоты и научились ходы. Все равно вовремя не всему и умеем отличить іоро- уйдете. Тралфлот есть тралфлот. шее от плохого. Но сила инер- И оба тронулись в одпом на- цин, дьявольская сила инерции, правлении... с-Ще довлеет над нами и мешает «Орленка» с представителем нам идти по тому пути, который портовых властей на «Красновр- и правильный, и разумный, мемце» ждали. Капитан даже И ведь имепво сила итер- улмбяулся, когда он подходил к ции, ^ инерции неразумности, тут будете «тянуть» резину), вы- борту траулера. Вообще Виктор какой-то боязни трезво оценить нуждеи был согласиться: что ж, Игнатьевич не скупится на обстановку и затем уж настгги- раз надо, значит, надо. А такое улыбки даже тогда, когда беседа вать на своем, действовала и в и не особо приятная. — Значит, так, пятнадцать процентов второго сорта, — го­ ворил он приветливо «парламен­ тариям» с РС-5280, с которого на «тройку» сдавали сельдь. — Трезвехоньки все пришли на отход, *— тоже с улыбкой де­ лился капитан. — Оди» только — «на ушах стоял». Вон тот в берете. Но ©то так, между про­ чим. Оформление решение, естественно, требовало крутиться, как белке в коле­ се. Короче говоря, к назначен­ ному часу судно/имело пар на «марке» и команду в полном со­ ставе. Но... Примерно около тринадцати того же числа дежурный диспет­ чер ответил, что РТ-3 вот-вот уйдет'на рейд (спешите, отход у пего на 14.00). Спустя 120 мину г он же сообщил: — Через час «тройка» возьмет курс на норд. Семичасовая задержка судна была вызвана, во-первых, тем, что его долгое время пе могли документов том случае, когда судну одже- чали несостоятельный срок от ­ хода, и тогда, когда вопреки здравому смыслу не выпустили в море вполне здорового моряка. Можно, конечно, такое явле ­ ние определить другими слова­ ми. Но, по-моему, они будут но- сить частный характер, опреде­ ляющий тот или другой случай. С болью в сердце слушаешь к а ­ тегорическое заявление: «трал- заигя- флот есть тралфлот». Или еще ло минут, двадцать. Все ждали, что сейчас пожелают по тради­ ции счастливого плавания, и ви- рай боцман якорь. — Так дело не пойдет,—вдруг изменил свое отношение пред­ ставитель портовых властей. — 39-й номер! Здравпункт не вы­ пускает в рейс. На другой стороне судовой ро­ ли значилось: «по распоряжению заместителя капитана порта тов. Шарковского судно прописано без санитарного журнала...». Та­ кое снисхождение строгий порт- падзор сделал лишь потому, что РТ-3 шел пе в океан, даже не в Баренцево море, а всего лишь в губы Кольского залива на 4—5 дней. Но что поделаешь, раз на. бумаге значилась еще и другая На снимке: боцман БМРТ «Ви­ тебск» Владимир Закливский. Он умелый моряк, настоящий хозя­ ин палубы . . Фото В. БИРЮКОВА, хуже. Моряки вернувшегося 6 моря БМРТ и зашедшие в ре­ дакцию рассказывали, как • к а ­ питан, возомнившим себя «пушш земли» бросил реплику в худ* т е м понимании ее: «А вы знали, куда шли? Это — тралфлот». Нет, это не исключение, нѳ проявление неразумности одного человека, это — сила инерции тех скверных явлений, которые проявлялись в первые годы • за ­ рождения флота, когда, как рас­ сказывают с горькой усмешкой старые промысловики, команду* то набирали из первых попав­ ших под руку людей. По ведь мы сегодня не те и можем по­ ставить все дело иначе. Ан нет— даем указание, заранее невы­ полнимое, и оно, как бумеранг, возвращается назад в виде того поступка, какой совершил сла­ бохарактерный моряк. Да и вряд лн его можпо назвать слабоха­ рактерным. Он просто-напросто стал жертвой силы инерции. В. МОРЯНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz