Рыбный Мурман. 1967 г. Октябрь.
/ РЕЙС ЗА МАКРУРУСОМ Большей мороаильный трау лер «Всполох» — судно поиско- ю-экспериментальное. В минѵв- іщ>м рейсе, который был посвя щен ЬО-летию Великого Октября, экипаж успешно справился с поставлепными задачами. Главная заслуга коллектива корабля состоит в том, что им Ііыли открыты песта промысла «акруруса в районе земли Баф фина, на склоне южного Лабра дора и материкового склона Се- аерной Ньюфаундлендской бан ки. Таким образом, подготовлена резервная база для промыслово го флота. Экипажи БМРТ могут вырабатывать в этих районах до 25 тонн готовой продукции в ^утки, а вылов в сырце практи чески неограничен. Кроме районов распределения макруруса, коллектив ♦Всполо жа» обнаружил промысловые скопления камбалы яа банках Сент-Пьер и Грин. Подопіедшие корабли успешно облавливали ее иа протяжении двух недель. В ходе рейса испытывались новые орудия лова, траловые распорные доски, производился промысел па больших глубинах. На борту судна находилась группа сотрудников ГШНРО. Макруруса в его натураль ном виде пока довелось видеть немногим. Эго близкая к отряду тре-скообразных, довольно круп ная глубоководная рыба. Мясо макруруса нежно и вкусно, пе чень крупное и богаче жиром, чем у трески. Экипажу пришлось проявить много выдумки и находчивости, чтобы обеспечивать быструю Былинку улова и обработку этой рыбы. Технолог Иван Федорович Свиридепко к процессе работы вел хронометраж, и данные его показали, что на обработку мак- ТУрѵса уходит вдвое больше вре мени, чем на обработку трески. При установлении расценок это обстоятельство необходимо учи тывать. Практика показала, что можпо успешно вырабатывать тушку ма кру руса. Рыбооб работч ик, член судовой творческой брига ды ПОТ тов. Ермаков предложил нехитрую конструкцию машины для ускорения производства тушки. Силами машинной команды она была изготовлена и неплохо иоказала себя в эксп луатации. Трое матросов выра батывали в сутки до 3—5 тоин тушки. С помощью машины^уда ляется голова макруруса, произ водится разрез, удаляются плав- нитслси в тапки расхо да самотеком, чем осво бодили котельных ма шинистов от утоми тельного внимания по пустякам. В прошлом на корабле не ла дилась работа рыбомучной уста новки. Члены машинной коман ды реконструировали и с помо щью завода отремонтировали во рошитель, перегородили бункер. Этим удалось устранить разрыв потока сырья па загрузочном шнеке. Л по предложению ма шиниста рыбомучной установки тов. Зотова механик-наладчик тов. Клюев увеличил проходное сечение и угол подачи сырья в ники и нлевка. Сейчас судовые рационализаторы думают над дробилку, тем. чтобы установить на валу Сейчас члены машинной еще один диск и приспособить команды планируют увеличить ого для снятия чешуи. подогрев воздуха и обороты вы- Моряки «Всполоха» сходятся в тяжиого вентилятора сушильно- одном мнении. Макрурус будет го барабана, изменить угол ус- пол ьзоваться спросом у населе- тановки шаберов, реконструиро- ния (разумеется, если будут ра- вать жировую линию и вибра- аумно установлены розничные ционное сито, свести к миниму му попадание воды в загрузоч ный бункер. Это позволит уве личить производительность ры- бомучпой установки. В рейсе машинная команда выполнила ремонтных работ в объеме 5300 нормо-часов. В порту экипаж будет сдавать судно Регистру СССР. — Мы снова продолжим твор ческие поиски, — говорит тов цены). Будут пользоваться спро сом и консервы из печени. В рейсе хорошо потрудилась все члены экипажа. Но машин ная команда (старший механик тов. Русецкий) особенно. По выходе в рейс был прове ден расширенный технический совет. Перед экипажем была по ставлена задача привести судно в хорошее техническое состоя ние. Судно тщательно обследовали, Русецкий, — с тем, чтобы обе- определнли техническое состоя ние всех узлов и механизмов. А затем началась планомерная работа по подготовке главного двигателя, механизмов и систем корабля к сдаче Регистру СССР. В ходе ее вносились рационали заторские предложения. Внедрили двойную непрерыв- еуга сепарацию дизельного топ лива, реконструировали форсун ки главного двигателя. К фор су пка м и пусковым клапанам сделали подъемное устройство, что позволило сократить время на их замену даже при загора нии. Вооружили ртутными тер мометрами каждый цилиндр главного и вспомогательных ди зелей, упростили маслосистему, внедрили подачу воды из опрес- снечить длительную и надежную эксплуатацию механизмов, рост производства рьгбпой продукции. Е. ВАСИЛЬЕВ. Знакомьтесь — это Иван Васильевич Евгюков — котельный ма шинист плавбазы «Северодвинск». Старый моряк, участник Вели кой Отечественной войны, Иван Васильевич по праву г пользуется заслуженным авторитетом среди экипажа. ѵ «Профессор Баранов»-в Мурманске «Севрьгбхолодфлот» пополнил- В минувшее воскресенье ко- ся еще одним новым кораблем— -рабль прибыл в порт приписки, производственным рефрижера- Сегодня IIP «Профессор Каранов» тором «Профессор Баранов», уходит в свой первый рейс —в Судно построено на^ Гданьской ^ ^ н о м - д ^ е к т о р о м нораб- судоверфи в Польской Народной ля назначен опытный судоводаг- Республике. тель Михаил Иванович Кэргкн, Д О Б И Л С Я У С П Е Х А - П О М О Г И Т О В А Р И Щ У НА ПОРОГЕ ОКЕАНА Хорошо нынче работают экипа жи судов бортового траления в Баренцевом море. Многие из них уже выполнили годовой план по добыче рыбы, взятые обязатель ства. Но лучших производствен ных показателей за девять про шедших месяцев добились моря ки траулера «Томь» (капитаны тт. Гавриш и Герой Социалисти ческого Труда тов. Шайтанов). ©ни еще в июле рапортовали о выполнении плана юбилейного Вопрос этот поставил условии социалистического со ревнования: добился успеха сам—помоги «сопернику». А так а случилось в соревновании меж ду моряками «Томи» и ♦Поляр ной правды». Второе замечание касалось экономической стороны деятель ности экипажа. Никто из при сутствовавших не мог объяснить причин перерасхода средств но статье «междурейсовый ремонт». и капитана и старшего механика в тупик. Выяснилось, что на корабле еще недостаточно внимательно ана: лизируют получаемые из плано вого «ггдела управления флота документы. А водь в будущем году эки пажам придется работать в но вых условиях планирования и экономического стимулирования. Поэтому надо уже сейчас уметь ноября довести^обычу рыбы дуально разбираться в вопросах экономики, хозяйствовать так, чтобы поручать больше прибыли. Ведь от этого будет зависеть и заработок членов экипажа. тода, а сейчас имеют на своем счету почти 15 тысяч центнеров ва готовленного полуфабриката трески, иикши, окуня. Перевы полнено также годовое задание но вьггреву рыбьего жира и вы работке муки. Обязательство в честь славного юбилея Советского государства экипаж завершил досрочно и сейчас поставил своей целью к 7 {считая в полуфабрикате) до 16 тысяч центнеров. Неплохие у моряков этого траулера и экономические по казатели. Себестоимость центне ра продукции снижена на 2 руб ля 39 копеек, получено 23 ты сячи рублей сверхплановой прибыли. И неслучайно хозрас четная комиссия признала про изводственно-финансовую дея тельность экипажа хорошей. Такой оценки пока удостоены очень немногие коллективы. Но воздав должное успехам экипажа, члены хозрасчетной ко миссии высказали два очень серьезных замечания. Было очень странно слышать заявления па заседании комис сии — мы-обогнали по добыче рыбы . моряков «Полярной прав ды» на 2400 центнеров. В сорев новании, естественно, кто-то вы ходит победителем. Но когда по бедитель намного впереди, то честь от этого невелика. Значит, было забыто одно иа важнейших 1. СИЛА ИНЕРЦИИ Признаться, не хотелось при написании этого очерка придер живаться хронологической по следовательности событий. Од нако одно обстоятельство застав ляет начать все по порядку, да же с более раннего момента, чем катер «Орленок» доставил меня на РТ-3 «Красноармеец». Отсту пление назад во времени соста вляет всего... девять часов, то есть от того срока, когда траулер должен был уйти по графику в море и до того, как ушел на са мом деле... На совете, который проходит в управления тралового флота, ка питана Виктора Игнатьевича Саикона голосом, не допускаю щим возражения, спросили: — Завтра в десять утра .смо жешь уйти? Тот замился, когда последова ла жесткая аргументация (при нимали рыбу всего 36 часов, а вывести из южного ковша порта, а последующую отсрочку не могли объяснить ни капитан, ни в службе эксплуатации. А теперь надо привести досло вный разговор двух моряков, один из которых торопился в порт, а второй, видимо, его то варищ и по виду не новичок на флоте, — в город. — Сколько лет, сколько зим,— воскликнул тот, кто прошел все моря и, наверно, многие парохо ды, — за такую встречу не грех и бутылку «раздавить». приписка: тридцать девятому номеру (!) выход не разрешен. Так пе солоно хлебавши и ушел матрос Козлов па том же «Ор* ленке» в порт. Ушел с санитар-» ной книжкой в кармане, где за-» писано, что в море-то он годен... Траловый флот — старейшее рыбопромысловое предприятие страны. Зарождался он в то вре мя, когда было трудно, ой, как трудно для всего народа, когда многого у нас не было, в том чи сле главного — традиций. Мы строили свою жизнь, стараясь гу,- На В другой раз, сейчас пе мо- восполнить этот недостаток, прн- -робко возразил товарищ. *— пиман доброе старое, создавая отход спешу. свое, советское. И ведь достигли — Успеешь. Знаем мы эти -от- большой высоты и научились ходы. Все равно вовремя не всему и умеем отличить іоро- уйдете. Тралфлот есть тралфлот. шее от плохого. Но сила инер- И оба тронулись в одпом на- цин, дьявольская сила инерции, правлении... с-Ще довлеет над нами и мешает «Орленка» с представителем нам идти по тому пути, который портовых властей на «Красновр- и правильный, и разумный, мемце» ждали. Капитан даже И ведь имепво сила итер- улмбяулся, когда он подходил к ции, ^ инерции неразумности, тут будете «тянуть» резину), вы- борту траулера. Вообще Виктор какой-то боязни трезво оценить нуждеи был согласиться: что ж, Игнатьевич не скупится на обстановку и затем уж настгги- раз надо, значит, надо. А такое улыбки даже тогда, когда беседа вать на своем, действовала и в и не особо приятная. — Значит, так, пятнадцать процентов второго сорта, — го ворил он приветливо «парламен тариям» с РС-5280, с которого на «тройку» сдавали сельдь. — Трезвехоньки все пришли на отход, *— тоже с улыбкой де лился капитан. — Оди» только — «на ушах стоял». Вон тот в берете. Но ©то так, между про чим. Оформление решение, естественно, требовало крутиться, как белке в коле се. Короче говоря, к назначен ному часу судно/имело пар на «марке» и команду в полном со ставе. Но... Примерно около тринадцати того же числа дежурный диспет чер ответил, что РТ-3 вот-вот уйдет'на рейд (спешите, отход у пего на 14.00). Спустя 120 мину г он же сообщил: — Через час «тройка» возьмет курс на норд. Семичасовая задержка судна была вызвана, во-первых, тем, что его долгое время пе могли документов том случае, когда судну одже- чали несостоятельный срок от хода, и тогда, когда вопреки здравому смыслу не выпустили в море вполне здорового моряка. Можно, конечно, такое явле ние определить другими слова ми. Но, по-моему, они будут но- сить частный характер, опреде ляющий тот или другой случай. С болью в сердце слушаешь к а тегорическое заявление: «трал- заигя- флот есть тралфлот». Или еще ло минут, двадцать. Все ждали, что сейчас пожелают по тради ции счастливого плавания, и ви- рай боцман якорь. — Так дело не пойдет,—вдруг изменил свое отношение пред ставитель портовых властей. — 39-й номер! Здравпункт не вы пускает в рейс. На другой стороне судовой ро ли значилось: «по распоряжению заместителя капитана порта тов. Шарковского судно прописано без санитарного журнала...». Та кое снисхождение строгий порт- падзор сделал лишь потому, что РТ-3 шел пе в океан, даже не в Баренцево море, а всего лишь в губы Кольского залива на 4—5 дней. Но что поделаешь, раз на. бумаге значилась еще и другая На снимке: боцман БМРТ «Ви тебск» Владимир Закливский. Он умелый моряк, настоящий хозя ин палубы . . Фото В. БИРЮКОВА, хуже. Моряки вернувшегося 6 моря БМРТ и зашедшие в ре дакцию рассказывали, как • к а питан, возомнившим себя «пушш земли» бросил реплику в худ* т е м понимании ее: «А вы знали, куда шли? Это — тралфлот». Нет, это не исключение, нѳ проявление неразумности одного человека, это — сила инерции тех скверных явлений, которые проявлялись в первые годы • за рождения флота, когда, как рас сказывают с горькой усмешкой старые промысловики, команду* то набирали из первых попав ших под руку людей. По ведь мы сегодня не те и можем по ставить все дело иначе. Ан нет— даем указание, заранее невы полнимое, и оно, как бумеранг, возвращается назад в виде того поступка, какой совершил сла бохарактерный моряк. Да и вряд лн его можпо назвать слабоха рактерным. Он просто-напросто стал жертвой силы инерции. В. МОРЯНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz