Рыбный Мурман. 1967 г. Ноябрь.

Дела и планы моряков «Заволжска» Июльский летний день. Пом­ нится, я шел в а стадион, где должно было состояться театра­ лизованное представление, по­ священное Дню рыбака, и встре­ тил капитана Николая Давыдо- вича Полукарова. Поздравил его с праздником, пригласил на торжество. — Судно на отходе, — улыб­ нувшись, ответил капитан ,—так что мой курс в порт, а оттуда в Северо-Западную Атлантику. Мы поговорили еще несколько минут. Я узнал, что траулер «За волжск» по вылову рыбы за­ нимает одиннадцатое место по флоту, и что настроение у моря­ ков боевое — обязательно войти в тройку лучших. И вот спустя четыре с полови­ ной месяца траулсчр «Заволжск» в родном порту. Хорошо потру­ дились моряки в рейсе. Они к 50-летию Великого Октября вы­ полнили годовой план, долбились самых высоких показателей по производству готовой продук­ ции с роди экипажей судов это­ го класса. Коллектив «Заволж- ека» вышел на первое место по флоту. Сейчас на «го счету бо­ лее 48 тысяч центнеров готовой продукции. Экипаж дал свыше €50 тысяч рублей прибыли. За этими цифрами и фактами — самоотверженный труд мо­ ряков, большая организаторская и воспитательная работа, про­ деланная партийной организа­ цией, судовым комитетом проф­ союза. Коммунисты корабля за­ давали тон во всем. Это оші предложили в начале рейса раз­ вернуть соревнование за до­ стойную встречу 50-летия Ок­ тября, и их поддержали все чле­ ны экипажа. Это они показыва­ ли пример в труде, и на них рав­ нялись беспартийные моряки. Молодой коммунист Н. Д. По- лукаров умело организовал про­ мысловое судовождение. Стар­ пом Б. М. Мисюков, электрик К. II. Воронин, боцман Н. Ф. Федоров, матросы В. А. Степа­ нов, В. А. Киселев также явля­ лись образцом для других в ра­ боте и дисциплине. Моряки постоянно были го­ товы прийти на помощь друг другу, заменить товарища. Слу­ чилось так, что в один из дней на камнях сильно разбилась трехщелевая распорная доска. Какое, казалось бы, дело до этого механику-наладчику С. А. Ере­ мину, не его заведование. Но он был в состоянии сделать необхо­ димый ремонт и выполнил его. Эго всего лишь отдельные штрихи из жизни экипажа. О работе партийной организации в рейсе, о других сторонах дея­ тельности коллектива мы рас­ скажем. подробно в очередных номерах «Рыбного Мурмана». А сейчас о том, что необходи­ мо сделать для увеличения вы­ лова рыбы, для достижения еще более высоких экономических показателей. Тут я приведу мыс­ ли, высказанвые Николаем Да­ выдовичем Полукаровым. Надо смелее оснащать БМРТ трехщелевыми распорными дос­ ками, При их использовании уловы заметно увеличиваются. Надо (в который раз уже об этом говорим) оперативнее ре­ шать вопросы с переключением судов из одного района в дру­ гой. Переключение БМРТ в ав­ густе с банки Джорджес на Большую Ньюфаундлендскую является примером неоператив­ ности, и из-за этого потеряна возмоягаость дополнительного вылова нескольких тысяч цент­ неров рыбы, притом лучшего ассортимента. На многих БМРТ, в том числе и на «ЗаВолжске», износились противни и особенно крышки к ним. Это снижает производи­ тельность труда, ухудшает ис­ пользование емкости трюмов. Надеемся, что управление флота примет меры к изготовлению но­ вых противней. Это не мелочь, как кажется на первый взгляд. За отличную работу экипажу «Заволжска» присуждено на по­ стоянное хранение Памятное эпамл управления, партийного комитета и базкома тралового флота. Закрепим успехи, достиг­ нутые в октябрьском соревно­ вании, досрочно выполним пя ­ тилетний план — таково едино­ душное решение моряков этого передового корабля. В. ЕВГЕНЬЕВ. ЛИТОВСКАЯ ССР. Клайпед­ ский судоремонтный завод 7 пополнился новым крупным пла­ вающим доком. Теперь предприя­ тие будет ремонтировать и много­ тоннажные суда. НА СНИМКЕ: ремонт большо­ го морозильного рыболовного траулера на судоремонтном заво­ де J* 7. Фото В. Алекиавичюса. » Фотохроника ТАСС. «Можайск» ет п а л т у с МЕДАЛИ ВДНХ — КОНСТРУКТОРАМ ПИНРО Конструкторы отдела авто­ матизации . и электронных приборов технологической лаборатории ПИНРО награж­ дены Главным выставочным комитетом ВДНХ за создание оригинального прибора для определения качества охлаж­ денной рыбы двумя серебря­ ными и двумя бронзовыми медалями. До сих пор сорт охлажден­ ной рыбы определялся еле- циа листа ми-техно логами на основе субъективного вос­ приятия и опыта. Нередкими бывали случаи, когда промыс­ ловики с оценкой технологов не соглашались. Тогда прихо­ дилось обращаться в арбит­ ражную комиссию.. А если случалась ошибка, то пере­ сортировку производили по­ сле доставки рыбы потре­ бителю. Это резко снижало ее стоимость или делало не­ пригодной для сбыта. Новый прибор исключает подобную ошибку. В основу его работы положен принцип изменения элеастричоского сопротивле­ ния тканей рыбы в зависи­ мости от срока хранения. Молодые мурманские уче­ ные лод руководством инже­ нера Николая Жогова работа­ ли над своим прибором ♦ЭПОС-1» (что означает «электронный прибор опреде­ ления свежести») несколько лет. Чтобы отградуировать прибор, им пришлось сделать более 80 тысяч различных из­ мерений, изучить большой статистический материал, вести биохимические анали­ зы, решить існого различных задач. Прибор получил т о ­ го положительных отзывов. Решено затустить его в се­ рийное производство. В работе «ЭПОС-1» очень прост. Рыба кладется на стол датчика, и через одау-полторы секунды результаты извест­ ны. На шкале стрелка оста­ новится против цифры, кото­ рая показывает количество дней хранения рыбы со вре­ мени вылова ее, а -ц и ф р о ­ вой индикатор обозначит сорт рыбы. М. ПОПОВ. Наш поисковый РТ-315 по зада­ нию перспективной разведки глав­ ка «Севрыба» в последнее время занимался взыскиванием для фло­ та возможности облова нагульных концентраций палтуса в районе острова Исландия. Еще в прош­ лом году было отмечено попада­ ние этой ценной рыбы в тралы поисковых РТ №№ 315 и ЗІ 8 . Ха­ рактерно, что в этом районе пал­ тус ловился на глубинах менее 500 метров, что представляло ин­ терес с точки зрения экономии времени на спуске, подъеме трала, да и ваерного троса не надо было иметь на борту порядка 1500— 2000 метров. В июне экипаж «Можайска», проверив промысловые квадраты, в которых по прошлым рейсам имелись попадания палтуса в трал, вышел на север Исландии и на глубинах 450—520 метров об­ наружил плотное скопление на­ гульного палтуса. Ввиду успешно­ го лова ск да были позваны про­ мысловые корабли бортового и кормового тралений, в течение июля, августа и начале сентября работавшие с успехом. Выйдя в середине июня в новый рейс, РТ-315 не ограничился по­ иском скоплений палтуса в тех районах, где уже работала груп­ па промысловых РТ, а продолжил роиск в восточных приглубых районах острова Исландия. Здесь гмы имели до 1,5—2 тонн палту­ са за промысловое траление, на­ чиная с глубин 300—350 метров. Правда, концентрации эти были разрозненные, рыба шла отдель­ ными стаями, с преобладанием особей то одного, то другого пола, « поэтому постоянного хорошего скопления не создавала. В сентябре »аше судно было на­ правлено на проверку квадратов, смежных с тем, где работали про- ьйысловые корабли. Там мы встре­ тились с коілегами — моряками судна ГДР «Эрнст Хеккель». Это научно-исследовательский корабль из Ростока, работает по заданию морского рыбопромышленного ин­ ститута Представляет собой тип БМРТ, ведущего траловый лов и произ водящего гидрологические работы. Моряки с «Эрнста Хеккеля» по приглашению по УКВ «Корабль-2» (любопытно, что 8—9 каналы на­ шей станции совпадают с канала­ ми станции УКВ, с помощью кото­ рых ведут разговоры моряки ино­ странной флотилии) прибыли на катере к нам в гости. Возглавлял "их группу доктор Вальтер Ранке, руководитель исследовательских работ. Вместе с ним были гидро­ лог Уве Рашей и радист Петер Шлабингер. В дружественной бе­ седе, в которой иногда непонима­ ние русских и немецких фраз до­ полнялось жестами, мы подели­ лись с немецкими друзьями пла­ нами, опытом работы экипажа. Капитан Лев Сергеевич Уразов об­ стоятельно проинформировал то­ варищей с «Эрнста Хеккеля», где мы имели хорошие подъемы, ка­ кова в настоящее время промыс­ ловая обстановка в районе Ислан­ дии. Они в свою очередь расска­ зали о том, где работали, где до­ бились наилучшего успеха. Харак­ терно, что рыбохозяйственные предприятия ГДР сейчас уделяют большое внимание добыче сине- коріго палтуса и в задание «Эрн­ ста Хеккеля» входил поиск имен­ но этой дорогостоящей, вкусной рыбы. i l l lKI I I I I I I I I I I i l l l l l l l l l l t l l l tHl l t l t l l f i l t l l l l l l l l l l lKl l l l l f t l lVl t l l f l l l l l l f l l l t l l ! l ! ISI I1«l «l t l l l f l ! l l l »l 1l l f f l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l ! l l l l ini lVII I ! l l l l l l l l l l ! l l l l l l l l l 1f l1l l l1!1l l 1l1l l ! ! l l ! l l l l t ! l l l l l Щедрота, с которой делился опытом капитан, вовремя по­ ставленный буй помогли архан­ гелогородцам и мурманчанам брать богатые уловы. В течение суток совместного с нами про­ мысла экипажи КГ-275, РТ-112, РТ-102, РТ-260, РТ-108 задание но вылову рыбы перевыполни­ ли в два-три раза. Не умень­ шились уловы и в дальнейшем. Вот почему архангельские ры­ баки на каждом совместном про­ мысловом совете с благодарно­ стью отзывались об оказываемой им капитаном «Аксая» помощи. Уходя с промысла в порт, пред­ ставитель управления Архан­ гельского тралового флота объ­ явил капитану И. И. Ремизову благодарность за практическую помощь, оказанную группе ар­ хангельских судов и умелое на­ ведение их на рыбу. Каждый раз, когда подводи­ лись итоги работы траулеров за сутки или за пятидневку, кали- тан не уставал -повторять: «Нам надо работать не на уровне с остальными, а лучше других экипажей. Мы не можем предавать забвению свои добрые традиции». Указывал при этом, как лучше расставить матросов у рьгбодсла, кого конкретно из остальных моряков вызвать на подвахту. Развернувшееся ме;кду вах­ тами социалистическое сорев­ нование ширилось с каждым днем. Пример остальным подава­ ли моряки третьей вахты, руко­ водимой старшим помощником капитана Николаем Николаеви­ чем Анташовым. Матрос этой вахты В. И. Базин никому не уступал первенства, разделывая за минуту по 15—17 рыбин. Вплотную к нему приблизились и матросы остальных двух вахт. Г. А. Чумаков, Е. Ф. Жданов ста­ ли разделывать до 16 рыбин в минуту. За передовиками шли и остальные. Пришедшая с берега весть о досрочном выполнении трало­ вым флотом плана 11 месяцев для моряков РТ-153 была радост­ ной вдвойне. Экипаж «Аксая» в этот день выполнил досрочно на шесть суток свое рейсовое за ­ дание по всем показателям. А на другой день капитан посовето­ вал секретарю парторганизации траулера рыбмастеру Алексею Иваношичу Терентьеву выпу­ стить «молнию» с призывом взять до конца рейса еще два плана. Бессонные ночи капитана в сочетании со старанием вахтен­ ных помощников и мастеров ло­ ва окупались сторицей. Уловы возрастали от подъема трала к подъему. Последнюю пятидневку промысла они не спускались ни­ же 200 центнеров на сутки про­ мысла. При всем сказанном, по моему глубокому убеждению, самой характерной чертой капитана Николая Ивановича Ремизова является высокое чувство от­ ветственности за безусловное выполнение рейсового задания и социалистического обязательст­ ва. За это он строго спрашивает и с других членов экипажа. Когда на переходе в порт бы­ ли подведены . окончательные итоги рейса, они превзошли ожидания даже бывалых моря­ ков. Рейсовое задание по заго­ товке полуфабриката было пере­ выполнено более чем в три ра ­ за. Это значит, что в порт за 11 суток промысла было доставле­ но более 4500 центнеров столо­ вой рыбы, три четверти из кото­ рой охлажденная. Значительно перевыполнено рейсовое задание и по другим показателям. С неменьшим тру ­ довым лодъеімом трудились в минувшем рейсе консервный мастер Валентин Геннадьевич Григорьев, машинист рыбомуч­ ной установки Владимир Дмит­ риевич Терешкнн, помощник консервного мастера Станислав Алексеевич Борисов, клипфиск- ник Марк Кириллович Архипов. Каждый из них более чем в два раза перевыполнил полученное на рейс задание. У экипажа рыболовного трау ­ лера «Аксай» впереди еще боль­ ше месяца работы в юбилейном году. Досрочно выполнив годо­ вой план, моряки этого корабля считают оставшиеся до конца года дни стартовой площадкой для успешной работы в после­ дующем. — Каждый из нас, — говорил мне Николай Иванович Реми­ зов, — будет стремиться к тому, чтобы по почину москвичей и ленинградцев выполнить план пятилетки к 7 ноября 1970 года. Слово аксаевцов — твердое слоео . Под руководством своего капитана они, безусловно, сдер­ жат его. Тем более что этот год для Н. И. Ремизова является и его личным юбилеем: испол­ нилось 20 лет с того времени, как он начал работать в Мур­ манском траловом флоте в по­ слевоенный период. А юбилей он привык отмечать успехами в труде. В. ШЕМЕЛИНКИН, наш вне­ штатный корреспондент. Затем немецкие товарищи ос­ мотрели судно. Им понравился быт и условия работы наших мо­ ряков. Они с удовольствием по­ смотрели фильм «Операция «Ыэ и другие приключения Шурика», С ответным визитом я побывал на «Эрнсте Хеккеле». Команда х них в основном молодежного воз­ раста. Капитан Рихард Ратх ознакомил меня с устройст­ вом своего судна; с техникой добычи рыбы и ее переработки. Интересно, что палтус они в ие- разделаином виде берут в корзи­ ны по 20—25 килограммов в каж­ дой и в таком виде хранят на: льду. Рейс длится 30—35 суток. В штурманской рубке немец­ кие друзья показали хорошую по­ исковую аппаратуру, электрора- дионавигационные приборы. Штур­ ман в рулевой рубке, не выходя, из нее, видчт, что делается на. кормовой палубе и впереди по но­ су в расстоянии 50—100 метров. Для этого у них на мостике уста­ новлена телевизионная камера с экраном. Такой же аппарат стоит у капитана в каюте. На прощание по традиции мы пожелали друг другу счастливого плавания, укрепления советско- немецких отношений и дружбы ш. договорились о дальнейших встре­ чах в эфире. После этого еще до самого ухода немецких рыбаков в порт мы обменивались с ними по падно данными об обстановке в па ионе промысла. По нашим рекомендация* «Эрнст Хеккель» вызвал гоѵліту промысловых кораблей ГДР, ■ они работали в этом районе, правда, с переменным ѵспехом, ий все же настойчиво. При очеред­ ном разговоре мы поставили в известность немецких товарищей, что в этом месте за часовое тра­ ление в трал попадает go 5 —6 килограммов креветок. Они были очень поражены, что у нас поиску креветок уделяется много внима­ ния; у них ведь это дело тока % еще широкого распространении не получило.. . В результате своих поисков мы пришли к заключению: палтус в районе Исландии есть. Держится он, правда, из большой площади разрозненно, но позволяет при налаженной работе выполнять су­ точные задания. Мешают более / эффективному промыслу суда ино­ странных сельдяных флотилий, ко­ торые держатся именно над эти­ ми промысловыми районами. Пло­ хие гидрометеорологические усло­ вия — лед, туман, частые штор­ мы — также говорят за себя. Но дело поисковиков — искать при любых условиях, и можайцьі уверяют вас, товарищи промысло­ вики: мы выполним свой долг раз­ ведки. В. ТЮРИН, старший помощ­ ник капитана траулера «Мо­ жайск».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz