Рыбный Мурман. 1967 г. Ноябрь.
Дела и планы моряков «Заволжска» Июльский летний день. Пом нится, я шел в а стадион, где должно было состояться театра лизованное представление, по священное Дню рыбака, и встре тил капитана Николая Давыдо- вича Полукарова. Поздравил его с праздником, пригласил на торжество. — Судно на отходе, — улыб нувшись, ответил капитан ,—так что мой курс в порт, а оттуда в Северо-Западную Атлантику. Мы поговорили еще несколько минут. Я узнал, что траулер «За волжск» по вылову рыбы за нимает одиннадцатое место по флоту, и что настроение у моря ков боевое — обязательно войти в тройку лучших. И вот спустя четыре с полови ной месяца траулсчр «Заволжск» в родном порту. Хорошо потру дились моряки в рейсе. Они к 50-летию Великого Октября вы полнили годовой план, долбились самых высоких показателей по производству готовой продук ции с роди экипажей судов это го класса. Коллектив «Заволж- ека» вышел на первое место по флоту. Сейчас на «го счету бо лее 48 тысяч центнеров готовой продукции. Экипаж дал свыше €50 тысяч рублей прибыли. За этими цифрами и фактами — самоотверженный труд мо ряков, большая организаторская и воспитательная работа, про деланная партийной организа цией, судовым комитетом проф союза. Коммунисты корабля за давали тон во всем. Это оші предложили в начале рейса раз вернуть соревнование за до стойную встречу 50-летия Ок тября, и их поддержали все чле ны экипажа. Это они показыва ли пример в труде, и на них рав нялись беспартийные моряки. Молодой коммунист Н. Д. По- лукаров умело организовал про мысловое судовождение. Стар пом Б. М. Мисюков, электрик К. II. Воронин, боцман Н. Ф. Федоров, матросы В. А. Степа нов, В. А. Киселев также явля лись образцом для других в ра боте и дисциплине. Моряки постоянно были го товы прийти на помощь друг другу, заменить товарища. Слу чилось так, что в один из дней на камнях сильно разбилась трехщелевая распорная доска. Какое, казалось бы, дело до этого механику-наладчику С. А. Ере мину, не его заведование. Но он был в состоянии сделать необхо димый ремонт и выполнил его. Эго всего лишь отдельные штрихи из жизни экипажа. О работе партийной организации в рейсе, о других сторонах дея тельности коллектива мы рас скажем. подробно в очередных номерах «Рыбного Мурмана». А сейчас о том, что необходи мо сделать для увеличения вы лова рыбы, для достижения еще более высоких экономических показателей. Тут я приведу мыс ли, высказанвые Николаем Да выдовичем Полукаровым. Надо смелее оснащать БМРТ трехщелевыми распорными дос ками, При их использовании уловы заметно увеличиваются. Надо (в который раз уже об этом говорим) оперативнее ре шать вопросы с переключением судов из одного района в дру гой. Переключение БМРТ в ав густе с банки Джорджес на Большую Ньюфаундлендскую является примером неоператив ности, и из-за этого потеряна возмоягаость дополнительного вылова нескольких тысяч цент неров рыбы, притом лучшего ассортимента. На многих БМРТ, в том числе и на «ЗаВолжске», износились противни и особенно крышки к ним. Это снижает производи тельность труда, ухудшает ис пользование емкости трюмов. Надеемся, что управление флота примет меры к изготовлению но вых противней. Это не мелочь, как кажется на первый взгляд. За отличную работу экипажу «Заволжска» присуждено на по стоянное хранение Памятное эпамл управления, партийного комитета и базкома тралового флота. Закрепим успехи, достиг нутые в октябрьском соревно вании, досрочно выполним пя тилетний план — таково едино душное решение моряков этого передового корабля. В. ЕВГЕНЬЕВ. ЛИТОВСКАЯ ССР. Клайпед ский судоремонтный завод 7 пополнился новым крупным пла вающим доком. Теперь предприя тие будет ремонтировать и много тоннажные суда. НА СНИМКЕ: ремонт большо го морозильного рыболовного траулера на судоремонтном заво де J* 7. Фото В. Алекиавичюса. » Фотохроника ТАСС. «Можайск» ет п а л т у с МЕДАЛИ ВДНХ — КОНСТРУКТОРАМ ПИНРО Конструкторы отдела авто матизации . и электронных приборов технологической лаборатории ПИНРО награж дены Главным выставочным комитетом ВДНХ за создание оригинального прибора для определения качества охлаж денной рыбы двумя серебря ными и двумя бронзовыми медалями. До сих пор сорт охлажден ной рыбы определялся еле- циа листа ми-техно логами на основе субъективного вос приятия и опыта. Нередкими бывали случаи, когда промыс ловики с оценкой технологов не соглашались. Тогда прихо дилось обращаться в арбит ражную комиссию.. А если случалась ошибка, то пере сортировку производили по сле доставки рыбы потре бителю. Это резко снижало ее стоимость или делало не пригодной для сбыта. Новый прибор исключает подобную ошибку. В основу его работы положен принцип изменения элеастричоского сопротивле ния тканей рыбы в зависи мости от срока хранения. Молодые мурманские уче ные лод руководством инже нера Николая Жогова работа ли над своим прибором ♦ЭПОС-1» (что означает «электронный прибор опреде ления свежести») несколько лет. Чтобы отградуировать прибор, им пришлось сделать более 80 тысяч различных из мерений, изучить большой статистический материал, вести биохимические анали зы, решить існого различных задач. Прибор получил т о го положительных отзывов. Решено затустить его в се рийное производство. В работе «ЭПОС-1» очень прост. Рыба кладется на стол датчика, и через одау-полторы секунды результаты извест ны. На шкале стрелка оста новится против цифры, кото рая показывает количество дней хранения рыбы со вре мени вылова ее, а -ц и ф р о вой индикатор обозначит сорт рыбы. М. ПОПОВ. Наш поисковый РТ-315 по зада нию перспективной разведки глав ка «Севрыба» в последнее время занимался взыскиванием для фло та возможности облова нагульных концентраций палтуса в районе острова Исландия. Еще в прош лом году было отмечено попада ние этой ценной рыбы в тралы поисковых РТ №№ 315 и ЗІ 8 . Ха рактерно, что в этом районе пал тус ловился на глубинах менее 500 метров, что представляло ин терес с точки зрения экономии времени на спуске, подъеме трала, да и ваерного троса не надо было иметь на борту порядка 1500— 2000 метров. В июне экипаж «Можайска», проверив промысловые квадраты, в которых по прошлым рейсам имелись попадания палтуса в трал, вышел на север Исландии и на глубинах 450—520 метров об наружил плотное скопление на гульного палтуса. Ввиду успешно го лова ск да были позваны про мысловые корабли бортового и кормового тралений, в течение июля, августа и начале сентября работавшие с успехом. Выйдя в середине июня в новый рейс, РТ-315 не ограничился по иском скоплений палтуса в тех районах, где уже работала груп па промысловых РТ, а продолжил роиск в восточных приглубых районах острова Исландия. Здесь гмы имели до 1,5—2 тонн палту са за промысловое траление, на чиная с глубин 300—350 метров. Правда, концентрации эти были разрозненные, рыба шла отдель ными стаями, с преобладанием особей то одного, то другого пола, « поэтому постоянного хорошего скопления не создавала. В сентябре »аше судно было на правлено на проверку квадратов, смежных с тем, где работали про- ьйысловые корабли. Там мы встре тились с коілегами — моряками судна ГДР «Эрнст Хеккель». Это научно-исследовательский корабль из Ростока, работает по заданию морского рыбопромышленного ин ститута Представляет собой тип БМРТ, ведущего траловый лов и произ водящего гидрологические работы. Моряки с «Эрнста Хеккеля» по приглашению по УКВ «Корабль-2» (любопытно, что 8—9 каналы на шей станции совпадают с канала ми станции УКВ, с помощью кото рых ведут разговоры моряки ино странной флотилии) прибыли на катере к нам в гости. Возглавлял "их группу доктор Вальтер Ранке, руководитель исследовательских работ. Вместе с ним были гидро лог Уве Рашей и радист Петер Шлабингер. В дружественной бе седе, в которой иногда непонима ние русских и немецких фраз до полнялось жестами, мы подели лись с немецкими друзьями пла нами, опытом работы экипажа. Капитан Лев Сергеевич Уразов об стоятельно проинформировал то варищей с «Эрнста Хеккеля», где мы имели хорошие подъемы, ка кова в настоящее время промыс ловая обстановка в районе Ислан дии. Они в свою очередь расска зали о том, где работали, где до бились наилучшего успеха. Харак терно, что рыбохозяйственные предприятия ГДР сейчас уделяют большое внимание добыче сине- коріго палтуса и в задание «Эрн ста Хеккеля» входил поиск имен но этой дорогостоящей, вкусной рыбы. i l l lKI I I I I I I I I I I i l l l l l l l l l l t l l l tHl l t l t l l f i l t l l l l l l l l l l lKl l l l l f t l lVl t l l f l l l l l l f l l l t l l ! l ! ISI I1«l «l t l l l f l ! l l l »l 1l l f f l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l ! l l l l ini lVII I ! l l l l l l l l l l ! l l l l l l l l l 1f l1l l l1!1l l 1l1l l ! ! l l ! l l l l t ! l l l l l Щедрота, с которой делился опытом капитан, вовремя по ставленный буй помогли архан гелогородцам и мурманчанам брать богатые уловы. В течение суток совместного с нами про мысла экипажи КГ-275, РТ-112, РТ-102, РТ-260, РТ-108 задание но вылову рыбы перевыполни ли в два-три раза. Не умень шились уловы и в дальнейшем. Вот почему архангельские ры баки на каждом совместном про мысловом совете с благодарно стью отзывались об оказываемой им капитаном «Аксая» помощи. Уходя с промысла в порт, пред ставитель управления Архан гельского тралового флота объ явил капитану И. И. Ремизову благодарность за практическую помощь, оказанную группе ар хангельских судов и умелое на ведение их на рыбу. Каждый раз, когда подводи лись итоги работы траулеров за сутки или за пятидневку, кали- тан не уставал -повторять: «Нам надо работать не на уровне с остальными, а лучше других экипажей. Мы не можем предавать забвению свои добрые традиции». Указывал при этом, как лучше расставить матросов у рьгбодсла, кого конкретно из остальных моряков вызвать на подвахту. Развернувшееся ме;кду вах тами социалистическое сорев нование ширилось с каждым днем. Пример остальным подава ли моряки третьей вахты, руко водимой старшим помощником капитана Николаем Николаеви чем Анташовым. Матрос этой вахты В. И. Базин никому не уступал первенства, разделывая за минуту по 15—17 рыбин. Вплотную к нему приблизились и матросы остальных двух вахт. Г. А. Чумаков, Е. Ф. Жданов ста ли разделывать до 16 рыбин в минуту. За передовиками шли и остальные. Пришедшая с берега весть о досрочном выполнении трало вым флотом плана 11 месяцев для моряков РТ-153 была радост ной вдвойне. Экипаж «Аксая» в этот день выполнил досрочно на шесть суток свое рейсовое за дание по всем показателям. А на другой день капитан посовето вал секретарю парторганизации траулера рыбмастеру Алексею Иваношичу Терентьеву выпу стить «молнию» с призывом взять до конца рейса еще два плана. Бессонные ночи капитана в сочетании со старанием вахтен ных помощников и мастеров ло ва окупались сторицей. Уловы возрастали от подъема трала к подъему. Последнюю пятидневку промысла они не спускались ни же 200 центнеров на сутки про мысла. При всем сказанном, по моему глубокому убеждению, самой характерной чертой капитана Николая Ивановича Ремизова является высокое чувство от ветственности за безусловное выполнение рейсового задания и социалистического обязательст ва. За это он строго спрашивает и с других членов экипажа. Когда на переходе в порт бы ли подведены . окончательные итоги рейса, они превзошли ожидания даже бывалых моря ков. Рейсовое задание по заго товке полуфабриката было пере выполнено более чем в три ра за. Это значит, что в порт за 11 суток промысла было доставле но более 4500 центнеров столо вой рыбы, три четверти из кото рой охлажденная. Значительно перевыполнено рейсовое задание и по другим показателям. С неменьшим тру довым лодъеімом трудились в минувшем рейсе консервный мастер Валентин Геннадьевич Григорьев, машинист рыбомуч ной установки Владимир Дмит риевич Терешкнн, помощник консервного мастера Станислав Алексеевич Борисов, клипфиск- ник Марк Кириллович Архипов. Каждый из них более чем в два раза перевыполнил полученное на рейс задание. У экипажа рыболовного трау лера «Аксай» впереди еще боль ше месяца работы в юбилейном году. Досрочно выполнив годо вой план, моряки этого корабля считают оставшиеся до конца года дни стартовой площадкой для успешной работы в после дующем. — Каждый из нас, — говорил мне Николай Иванович Реми зов, — будет стремиться к тому, чтобы по почину москвичей и ленинградцев выполнить план пятилетки к 7 ноября 1970 года. Слово аксаевцов — твердое слоео . Под руководством своего капитана они, безусловно, сдер жат его. Тем более что этот год для Н. И. Ремизова является и его личным юбилеем: испол нилось 20 лет с того времени, как он начал работать в Мур манском траловом флоте в по слевоенный период. А юбилей он привык отмечать успехами в труде. В. ШЕМЕЛИНКИН, наш вне штатный корреспондент. Затем немецкие товарищи ос мотрели судно. Им понравился быт и условия работы наших мо ряков. Они с удовольствием по смотрели фильм «Операция «Ыэ и другие приключения Шурика», С ответным визитом я побывал на «Эрнсте Хеккеле». Команда х них в основном молодежного воз раста. Капитан Рихард Ратх ознакомил меня с устройст вом своего судна; с техникой добычи рыбы и ее переработки. Интересно, что палтус они в ие- разделаином виде берут в корзи ны по 20—25 килограммов в каж дой и в таком виде хранят на: льду. Рейс длится 30—35 суток. В штурманской рубке немец кие друзья показали хорошую по исковую аппаратуру, электрора- дионавигационные приборы. Штур ман в рулевой рубке, не выходя, из нее, видчт, что делается на. кормовой палубе и впереди по но су в расстоянии 50—100 метров. Для этого у них на мостике уста новлена телевизионная камера с экраном. Такой же аппарат стоит у капитана в каюте. На прощание по традиции мы пожелали друг другу счастливого плавания, укрепления советско- немецких отношений и дружбы ш. договорились о дальнейших встре чах в эфире. После этого еще до самого ухода немецких рыбаков в порт мы обменивались с ними по падно данными об обстановке в па ионе промысла. По нашим рекомендация* «Эрнст Хеккель» вызвал гоѵліту промысловых кораблей ГДР, ■ они работали в этом районе, правда, с переменным ѵспехом, ий все же настойчиво. При очеред ном разговоре мы поставили в известность немецких товарищей, что в этом месте за часовое тра ление в трал попадает go 5 —6 килограммов креветок. Они были очень поражены, что у нас поиску креветок уделяется много внима ния; у них ведь это дело тока % еще широкого распространении не получило.. . В результате своих поисков мы пришли к заключению: палтус в районе Исландии есть. Держится он, правда, из большой площади разрозненно, но позволяет при налаженной работе выполнять су точные задания. Мешают более / эффективному промыслу суда ино странных сельдяных флотилий, ко торые держатся именно над эти ми промысловыми районами. Пло хие гидрометеорологические усло вия — лед, туман, частые штор мы — также говорят за себя. Но дело поисковиков — искать при любых условиях, и можайцьі уверяют вас, товарищи промысло вики: мы выполним свой долг раз ведки. В. ТЮРИН, старший помощ ник капитана траулера «Мо жайск».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz