Рыбный Мурман. 1967 г. Ноябрь.

ВТЕСНОМ ЕДИНЕНИИ Когда первого июля нынешне­ го года большой морозильный траулер «Полярный» уходил в свои очередной рейс, на нем из 20 коммунистов, из которых пар­ тийная организация состояла f mme, осталось лишь восемь. Іравда, за счет досланных па судно моряков мы получили под­ крепление из пяти членов пар­ тии, но и при этом условии со­ став парторганизации значіггель- яо уменьшился, что, конечно, осложняло ее работу на про­ мысле. Между тем, задачи предстояли большие. Как доложил ва пар­ тийном собрании каиитан В. А. Вайло, в рейсе, рассчитанном на 123 суток, предстояло изготовить 317,і тонны филе и заморозить 1015,2 тонны рыбы. — Л у нас такая картина, — сообщил докладчик. — Команд* вый состав обновился почти полностью, из рядового состава — 43 человека — люди новые на судне, из них семеро идут в мо­ ре впервые. Да к тому же ещ е недокомплект — 7 человек. Как видите, поработать коммунистам есть над чем. Ведь если мы не сплотим коллектив, не сцемен­ тируем его, то не сумеем обес­ точить осуществления юбилей­ ных обязательств. В связи с обновлением экипа­ ж а все общественные о р г а н и з а ­ ции на судне распались. И с иервых дней рейса партийной организации пришлось занять­ ся их воссозданием. Были избра­ ны судовой комитет, ревизион­ ная комиссия, товарищеский суд, группа . содействия народному лонтролю. созданы лекторская группа, спортивные и культур- хо-массовые организация. Для руководства их работой п а р т и й ­ ная организация рекомендовала подготовленных, инициативных, обладающих необходимым омы­ том коммунистов. Совместно с администрацией и судовым комитетом коммунисты главное внимание с самого нача­ ла промысла уделили организа­ ции действенного социалистиче­ ского соревнования на корабле. Парное соревнование у нас велось с экипажем передового БМРТ «Илья Катунин». Резуль­ таты его отражались на специ­ альном стенде: «Показатели су­ точного вылова рыбы соревную­ щихся судов». На этом стенде жаходилн отображение как ре- вультаты работы нашего эккпа- аса, так и команды «Ильи Ка- тунина». Моряки, инея постоян- ио возможность сравнивать ус­ пехи соперников, проявляли к ■арному соревнованию живей­ ший интерес, и это способствова­ ло возрастанию интенсивности трудовой борьбы в сменах и м а т а х . Соревнованию между вахтами ж сменами мы показывали на •собой стенде, где отражались Партийная жизнь ежедневные показатели по рас­ фасовке и упаковке продукции, а также заносились постоянно накопительные результаты по обработке рыбы с начала рей­ са. Для поощрения передовиков учредили два переходящих вым­ пела: «Лучшей смене» и «Луч­ шей вахте». Организовали мы и соревнова­ ние за звапие лучшего специа­ листа корабля. Широкий размах получило на судне движение за коммунисти­ ческий труд. Пример здесь всем членам экипажа показали ком­ мунисты и комсомольцы. Они все в к лю ч и л и с ь в борьбу за вы­ сокое звание ударника комму­ нистического труда. А всего в рейсе в этом передовом движе­ нии нашей современности уча­ ствовало более 60 человек, или две трети всего экипажа. Ход соревнования партийная организация и судовой комитет держали под неослабным конт­ ролем. В рейсе состоялось четы­ ре общих собрания, пять засе­ даний судкома, и почти на каж­ дом из них вопросы соревнова­ ния занимали основное место. О действенности трудовой борьбы, ее благотворном влия­ нии говорят такие примеры. Вы­ искивая пути наилучшего осу­ ществления обязательств, моря­ ки проявляли инициативу и сме­ калку. Так, тов. Лысенко пред­ ложил изготовить специальное крепление к оградительной ре­ шетке, которая при крупных подъемах выскакивала из гнезд крепления, чем создавала угрозу травматизма для членов экипа­ жа, да еще потом надо было во­ зиться с восстановлением ее в прежнем положении. После осуществления предложения тов. Лысенко эти недостатки были устранены. Боцман тов. Кириллов предло­ жил задрайки на люке трюма № 3 заменить специальными болтами, конструктивно более удобными в обращении и обеспе­ чивающими надежную герметич­ ность. Токарь тов. Жарков подсказал интересный метод восстановле­ ния фонарных уплотнительных колец центробежных насосов, приходящих в негодность из-за износа. Словом, творческая мысль в рейсе била ключом, и это лучше всего говорило о том, что социа­ листическое соревнование нз корабле велось не формально, не на бумаге, а являлось мощным рычагом в деле решения стояв­ ших перед коллективом задач. Об этом говорят и итоги рей са. Вместо 1332 тонн по плану экипаж изготовил 1775,5 тонны мороженой рыбопродукции. Еще 16 августа экипаж завершил го­ довой план. В честь 50-летия Ве­ ликого Октября моряки брались дополнительно изготовить еще 7 тысяч центнеров рыбопродук­ ции и сдержали слово. ІТе следует думать, что, увлек­ шись только вопросами соревно­ вания, мы уиустили из своего поля зрения все остальное. Со­ всем напротив. На корабле сво­ им чередом проводились в жизнь все другие мероприятия, наме­ ченные коммунистами в пачале рейса.. ІІанример, хорошо была по­ ставлена лекционная пропаган­ да. Вся она, само собой разумеет­ ся, была подчинена задачам, вы­ текающим из Тезисов ЦК КПСС «50 лет Великой Октябрьской социалистической революции ». Члены лекционной г р у п п ы ком­ мунисты тт. Вайло, Симоненко, Сороко, беспартийный тов. Чер­ нявский и другие по предвари­ тельно разработанному плану предполагали провести за рейс 21 лекцию для моряков. Но так как жизнь вносила поправки, ра­ дио приносило вести о все но­ вых и новых больших свершени­ ях юбилейного года, то и темати­ ку лекций приходилось расши­ рять и количество их увеличи­ вать. Всего силами группы, при участии находившегося на суд­ не в период работы на Большой Ньюфаундлендской банке И. Ф. Лапонова, было прочитано 27 лекций и докладов. Лекционная пропаганда иллю­ стрировалась наглядной агита­ цией. В частности, регулярно вы­ пускался на судне на основе ма­ териалов последней почты ин­ формационный бюллетень поли­ тических новостей. Были оформ­ лены стенды «У нас» и «У них», «Пятилетка—в действии», «Ком­ мунистическая партия — боевой авангард советского народа» и другие. В рейсе вышли в свет три но мера стенной газеты «Маяк», 6 выпусков сатирического при­ ложения «В трал!» и 15 «мол­ ний». Таким образом, даже и умень­ шившись по составу, партийная организация не утратила в рейсе боевитости, проявляла в работе наступательный дух, а все это позволило судовым коммунистам сплотить вокруг партийной ор­ ганизации весь коллектив и правильно нацелить его на ре­ шение всех поставленных перед ним задач. Н. ЗАХАРЧУК, секретарь партийной организация БМРТ «Полярный». Н / І В О П Р О С Ы І Ч И Т Д Т І / І Е Й ^ 1 руппа моряков в письме в редакцию проси г расска­ зать о том, когда развернулось социалистическое сорев­ нование, о первых трудовых наградах, введенных в на­ шей стране. Отвечаем на письмо тт. Иванова, Коваля и Шацного. Социалистическое соревно­ вание зародилось в нашей стране. Из искры, зажженной коммунистическими субботни­ ками, разгорелось могучее пламя. А началом послужило вот что. В январе 1929 года впервые была опубликована статья В. И. Ленина «Как ор* ганнзовать соревнование?». Она нашла горячий отклик. На многих предприятиях воз­ никла движение за успешное выполнение производственных планов. XVI партийная конферен­ ция поддержала инициативу зачинателей. 29 апреля 1929 года коммунисты обратились ко всем рабочим л трудящим­ ся крестьянам с призывом раз­ вернуть социалистическое со­ ревнование по всей стране. «Для преодоления трудно­ стей социалистического строи­ тельства, для развертывания дальнейшего наступления иа капиталистические элементы в городе и деревне, для вы­ полнения пятилетнего плана, — говорилось в обращении конференции, — организуйте соревнование во всех областях строительства, организуйте со* ревнование заводов, фабрик, шахт, железных дорог, совхо­ зов, колхозов, советских уч­ реждений, школ и больниц». Коммунистическая партия вызвала к активной; жизни и направила к единой цели мощ­ ную созидательную энергию трудящихся. В героических подвигах ударных бригад первой пяти­ летки, в стахановском движе­ нии, развернувшемся в годы второй пятилетки, во фронто­ вых бригадах военных лет, в движении за коммунистиче­ ский труд, во всенародном со­ ревновании, охватившем де­ сятки миллионов рабочих, крестьян, интеллигенции, за достойную встречу 50-летия Великого Октября — яркое выражение высокой полити­ ческой сознательности трудя­ щихся, стремления советских людей сделать для общества как можно больше и лучше. Сбылись слова В. И. Ленина о том, что только социализм, уничтожая порабощение масс, впервые открывает дорогу для соревнования действитель­ но в массовом масштабе. Первый в_ истории ор­ ден, возвеличивающий труд, — «Трудовое Красное Знамя РСФСР». Он был учрежден в 1920 году по постановлению VIII Всероссийского съезда Советов «в целях отличия пе­ ред всей республикой Советов тех групп трудящихся, кото­ рые проявили особую само­ отверженность в разрешении хозяйственных задач». Анало­ гичные ордена были созда­ ны и в других республиках: в 1923 году в Армении и Хо­ резмской Советской Социали­ стической Республике, в 1924-м — в Азербайджане, в 1925-м — на Украине и в Уз­ бекистане. А 7 сентября 1928 года постановлением ЦИК и СНК СССР учрежден орден Трудового Красного Знаме­ ни, единый для всего Совет- ского Союза. 27 декабря 1938 года уста­ новлено звание «Герой Социа­ листического Труда» — выс­ шая степень отличия. Медаль «За трудовую доб­ лесть». Медаль «За трудовое отличие». Медаль «За доблест­ ный труд в Великой Отечест­ венной войне 1941—1945 гг.», вручавшаяся труженикам тыла после разгрома фашистской Германии. Медали, которыми награждались герои послево­ енного возрождения индуст­ рии, — «За восстановление предприятий черной металлур­ гии Юга» и «За восстановле­ ние угольных шахт Донбас­ са». Эти награды на груди рабо­ чего и академика, колхозника и учителя — олицетворение трудовых подвигов, выдаю* щихся производственных и на­ учных достижений. Советский социалистический строй впервые в исто­ рии предоставил возмож­ ность человеку проявить под­ линную доблесть и героизм в труде. И награды за труд, впервые учрежденные в нашей стране, — знаки величайшего переворота в истории челове­ чества: труд, который многие тысячелетия рассматривался как зазорное и тяжелое бре­ мя-, стал делом почетным, славным и геройским. Труд — основной критерий общест­ венного положения человека. iiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiBiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiKitiiiiiiiiiiisiiieiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiii і і і і і і і і і і і і і і і і і ѵ і і і і і і і і ѵ і і і і і і і і і і і і і і і і і і і і і і iiiiiiiiiiiiiiiiifiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiiiiviiiiiiuuшин На мостике —капитан Ремизов Июнь 1941 года застал моряка Мурманского тралового флота Н. И. Ремизова в отпуске. Вот вочему встреча с Мурманском — городом его молодости затя­ нулась ровно на шесть лет. То были годы службы рыбака на Балтийском флоте. Демобилизо­ вавшись, он вновь в 1947 году ирншел в наш траловый флот. Прошедшие с тех пор двадцать лет были для Николая Иванови­ ча годами неустанного труда и учебы. Последние десять лет оя работает капитанам, из которых три года на РТ-153 «Аксай». Й вое это время . не было такого случая, чтобы руководимый им екилаж ве справлялся с плано­ вым заданием. А досрочное вы­ полнение годового плана стало венреклонньш законом аксаев- цев. Вот почему мне не терпелось во время стоянки РТ-153 в порту выяснить, в чем же секрет про­ мысловиков этого траулера. Од­ нако попытки добиться пред­ ставления о работе моряков в- рейсе не дали желаемого резуль­ тата. Ответы и х были однослож­ ны: «Работаем к ак умеем». И только боцман корабля II. В. Несоленов , сочувственно посоветовал: — Не вдѳсь, а в море, на про­ мысле, надо уяснять, что да как... — Идете с нами в рейс? — переспросил он, — ну вот и от­ лично. Постарайтесь спать по­ меньше и наблюдайте за капи­ таном. Вот тогда все и поймете. Моя фамилия внесена в судо­ вую роль. Старпом Н. Н. Анта- шов отвел место на жительство. Знакомство с экипажем и кораб­ лем завершается в рулевой руб­ ке. Мостик рыболовного траулера «Аксай» ничем существенным не отличается от рулевых рубок траулеров этой постройки. Зато каюта капитана... Каюта капита­ на, внешне схожая с другими, на этом траулере оборудована по-своему. В ее «прихожей» весь стол уставлен радиоаппаратурой. Р я ­ дом с диванчиком удобно разме­ щена — все под рукой — корот­ коволновая радиостанция «Ака­ ция». Здесь же закреплен и мощ­ ный радиоприемник. С по­ мощью его можно свободно слу­ шать промысловые советы, про­ водимые руководством Мурман­ ского и Архангельского трало­ вых флотов. Несколько стран­ ным показалось то, что капитан­ скую кровать в спальной хозяин не занимает. Спальня пустует. Первое* впечатление на этот раз не было ошибочным. Дело в том, что капитан иа протяжении всего рейса своим постоянным местом пребывания в ночное время избирает прихожую. — Иначе и быть но может, — как о само собой разумеющемся говорил он. — Много спать — рыбки не поймать. За весь рейс коротковолновая радиостанция «Аксая» не умол­ кала даже глубокой ночью. Ед­ ва начался промысел, как Н. И. Ремизов связался со своими кол­ легами. Выяснил, на каких глу­ бинах тс работают, какими кур ­ сами ходят. Подробно расспро­ сил об ассортименте рыбы. По­ интересовался и тем, как ведет себя рыба в различное время суток. Обменялся мнениями в отношении прогнозов на буду­ щее. На все вопросы архангело­ городцы дали исчерпывающие ответы. Уже через сутки перехода на промысел РТ-153 делал пробное траление в Центральном райо­ не. Первого трала ждали все, не скрывая волнения. Вот, наконец, на палубу с грохотом обруши­ лась подбора трала. Из оурля- щего зеленого пятна воды всплыл траловый мешок. С ры­ бой! В промысловом журнале появляется запись. Она свиде­ тельствует о .том, что в два ча­ са двадцать минут 7 ноября на борт «Аксая» поднята первая тонна-рыбы под.соль.. Так начался промысел. Трал за тралом. Сначала с уловом в 15— 20 центнеров. Слаженно- работа­ ют матросы, разделывая по 12 — 15 рыбин в . минуту. Задание первых промысловых суток пе­ ревыполняется в полтора раза. — И все ж это не то, — сету­ ет капитан, -? М-да. Не то, тго нам нужно. Надо искать, парш^ большую рыбу. Все союоставил. С каждым коллегой обговорил. Рыба, большая рыба, должна быть! Бессонная ночь капитала, его непрерывная радиосвязь с дру­ гими судами, колдовство у про­ мыслового планшета и эхолота, различные режимы траления не были тщетными. Через 20 часов после начала промысла в севе­ ро-западной части 861 квадрата Центрального промыслового района была обнаружена боль­ шая концентрация рыбы. На этом месте «Аксай» поставил буй. И сразу же Николай Иводояягч оповестил по радио кашѵтаавов других судов о том, что найде­ на плотная концентрация рыбы. Ч С ' Вскоре в квадрате 861* ц в ко ­ тором вел промысел экипаж РТ-153, замаячили судовые огоньки. Траулеры подходил* н бую «Аксая». С того- времени коротковолновая станция наше­ го траулера вообще не умолкала. Ведь одно дело — найти буй, а другое — наладить промысел. Вот почему Н. И. Ремизову при­ шлось беспрерывно давать кон­ сультации капитанам других еу* дов, независимо от порта при ­ писки их траулеров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz