Рыбный Мурман. 1967 г. Ноябрь.
ВТЕСНОМ ЕДИНЕНИИ Когда первого июля нынешне го года большой морозильный траулер «Полярный» уходил в свои очередной рейс, на нем из 20 коммунистов, из которых пар тийная организация состояла f mme, осталось лишь восемь. Іравда, за счет досланных па судно моряков мы получили под крепление из пяти членов пар тии, но и при этом условии со став парторганизации значіггель- яо уменьшился, что, конечно, осложняло ее работу на про мысле. Между тем, задачи предстояли большие. Как доложил ва пар тийном собрании каиитан В. А. Вайло, в рейсе, рассчитанном на 123 суток, предстояло изготовить 317,і тонны филе и заморозить 1015,2 тонны рыбы. — Л у нас такая картина, — сообщил докладчик. — Команд* вый состав обновился почти полностью, из рядового состава — 43 человека — люди новые на судне, из них семеро идут в мо ре впервые. Да к тому же ещ е недокомплект — 7 человек. Как видите, поработать коммунистам есть над чем. Ведь если мы не сплотим коллектив, не сцемен тируем его, то не сумеем обес точить осуществления юбилей ных обязательств. В связи с обновлением экипа ж а все общественные о р г а н и з а ции на судне распались. И с иервых дней рейса партийной организации пришлось занять ся их воссозданием. Были избра ны судовой комитет, ревизион ная комиссия, товарищеский суд, группа . содействия народному лонтролю. созданы лекторская группа, спортивные и культур- хо-массовые организация. Для руководства их работой п а р т и й ная организация рекомендовала подготовленных, инициативных, обладающих необходимым омы том коммунистов. Совместно с администрацией и судовым комитетом коммунисты главное внимание с самого нача ла промысла уделили организа ции действенного социалистиче ского соревнования на корабле. Парное соревнование у нас велось с экипажем передового БМРТ «Илья Катунин». Резуль таты его отражались на специ альном стенде: «Показатели су точного вылова рыбы соревную щихся судов». На этом стенде жаходилн отображение как ре- вультаты работы нашего эккпа- аса, так и команды «Ильи Ка- тунина». Моряки, инея постоян- ио возможность сравнивать ус пехи соперников, проявляли к ■арному соревнованию живей ший интерес, и это способствова ло возрастанию интенсивности трудовой борьбы в сменах и м а т а х . Соревнованию между вахтами ж сменами мы показывали на •собой стенде, где отражались Партийная жизнь ежедневные показатели по рас фасовке и упаковке продукции, а также заносились постоянно накопительные результаты по обработке рыбы с начала рей са. Для поощрения передовиков учредили два переходящих вым пела: «Лучшей смене» и «Луч шей вахте». Организовали мы и соревнова ние за звапие лучшего специа листа корабля. Широкий размах получило на судне движение за коммунисти ческий труд. Пример здесь всем членам экипажа показали ком мунисты и комсомольцы. Они все в к лю ч и л и с ь в борьбу за вы сокое звание ударника комму нистического труда. А всего в рейсе в этом передовом движе нии нашей современности уча ствовало более 60 человек, или две трети всего экипажа. Ход соревнования партийная организация и судовой комитет держали под неослабным конт ролем. В рейсе состоялось четы ре общих собрания, пять засе даний судкома, и почти на каж дом из них вопросы соревнова ния занимали основное место. О действенности трудовой борьбы, ее благотворном влия нии говорят такие примеры. Вы искивая пути наилучшего осу ществления обязательств, моря ки проявляли инициативу и сме калку. Так, тов. Лысенко пред ложил изготовить специальное крепление к оградительной ре шетке, которая при крупных подъемах выскакивала из гнезд крепления, чем создавала угрозу травматизма для членов экипа жа, да еще потом надо было во зиться с восстановлением ее в прежнем положении. После осуществления предложения тов. Лысенко эти недостатки были устранены. Боцман тов. Кириллов предло жил задрайки на люке трюма № 3 заменить специальными болтами, конструктивно более удобными в обращении и обеспе чивающими надежную герметич ность. Токарь тов. Жарков подсказал интересный метод восстановле ния фонарных уплотнительных колец центробежных насосов, приходящих в негодность из-за износа. Словом, творческая мысль в рейсе била ключом, и это лучше всего говорило о том, что социа листическое соревнование нз корабле велось не формально, не на бумаге, а являлось мощным рычагом в деле решения стояв ших перед коллективом задач. Об этом говорят и итоги рей са. Вместо 1332 тонн по плану экипаж изготовил 1775,5 тонны мороженой рыбопродукции. Еще 16 августа экипаж завершил го довой план. В честь 50-летия Ве ликого Октября моряки брались дополнительно изготовить еще 7 тысяч центнеров рыбопродук ции и сдержали слово. ІТе следует думать, что, увлек шись только вопросами соревно вания, мы уиустили из своего поля зрения все остальное. Со всем напротив. На корабле сво им чередом проводились в жизнь все другие мероприятия, наме ченные коммунистами в пачале рейса.. ІІанример, хорошо была по ставлена лекционная пропаган да. Вся она, само собой разумеет ся, была подчинена задачам, вы текающим из Тезисов ЦК КПСС «50 лет Великой Октябрьской социалистической революции ». Члены лекционной г р у п п ы ком мунисты тт. Вайло, Симоненко, Сороко, беспартийный тов. Чер нявский и другие по предвари тельно разработанному плану предполагали провести за рейс 21 лекцию для моряков. Но так как жизнь вносила поправки, ра дио приносило вести о все но вых и новых больших свершени ях юбилейного года, то и темати ку лекций приходилось расши рять и количество их увеличи вать. Всего силами группы, при участии находившегося на суд не в период работы на Большой Ньюфаундлендской банке И. Ф. Лапонова, было прочитано 27 лекций и докладов. Лекционная пропаганда иллю стрировалась наглядной агита цией. В частности, регулярно вы пускался на судне на основе ма териалов последней почты ин формационный бюллетень поли тических новостей. Были оформ лены стенды «У нас» и «У них», «Пятилетка—в действии», «Ком мунистическая партия — боевой авангард советского народа» и другие. В рейсе вышли в свет три но мера стенной газеты «Маяк», 6 выпусков сатирического при ложения «В трал!» и 15 «мол ний». Таким образом, даже и умень шившись по составу, партийная организация не утратила в рейсе боевитости, проявляла в работе наступательный дух, а все это позволило судовым коммунистам сплотить вокруг партийной ор ганизации весь коллектив и правильно нацелить его на ре шение всех поставленных перед ним задач. Н. ЗАХАРЧУК, секретарь партийной организация БМРТ «Полярный». Н / І В О П Р О С Ы І Ч И Т Д Т І / І Е Й ^ 1 руппа моряков в письме в редакцию проси г расска зать о том, когда развернулось социалистическое сорев нование, о первых трудовых наградах, введенных в на шей стране. Отвечаем на письмо тт. Иванова, Коваля и Шацного. Социалистическое соревно вание зародилось в нашей стране. Из искры, зажженной коммунистическими субботни ками, разгорелось могучее пламя. А началом послужило вот что. В январе 1929 года впервые была опубликована статья В. И. Ленина «Как ор* ганнзовать соревнование?». Она нашла горячий отклик. На многих предприятиях воз никла движение за успешное выполнение производственных планов. XVI партийная конферен ция поддержала инициативу зачинателей. 29 апреля 1929 года коммунисты обратились ко всем рабочим л трудящим ся крестьянам с призывом раз вернуть социалистическое со ревнование по всей стране. «Для преодоления трудно стей социалистического строи тельства, для развертывания дальнейшего наступления иа капиталистические элементы в городе и деревне, для вы полнения пятилетнего плана, — говорилось в обращении конференции, — организуйте соревнование во всех областях строительства, организуйте со* ревнование заводов, фабрик, шахт, железных дорог, совхо зов, колхозов, советских уч реждений, школ и больниц». Коммунистическая партия вызвала к активной; жизни и направила к единой цели мощ ную созидательную энергию трудящихся. В героических подвигах ударных бригад первой пяти летки, в стахановском движе нии, развернувшемся в годы второй пятилетки, во фронто вых бригадах военных лет, в движении за коммунистиче ский труд, во всенародном со ревновании, охватившем де сятки миллионов рабочих, крестьян, интеллигенции, за достойную встречу 50-летия Великого Октября — яркое выражение высокой полити ческой сознательности трудя щихся, стремления советских людей сделать для общества как можно больше и лучше. Сбылись слова В. И. Ленина о том, что только социализм, уничтожая порабощение масс, впервые открывает дорогу для соревнования действитель но в массовом масштабе. Первый в_ истории ор ден, возвеличивающий труд, — «Трудовое Красное Знамя РСФСР». Он был учрежден в 1920 году по постановлению VIII Всероссийского съезда Советов «в целях отличия пе ред всей республикой Советов тех групп трудящихся, кото рые проявили особую само отверженность в разрешении хозяйственных задач». Анало гичные ордена были созда ны и в других республиках: в 1923 году в Армении и Хо резмской Советской Социали стической Республике, в 1924-м — в Азербайджане, в 1925-м — на Украине и в Уз бекистане. А 7 сентября 1928 года постановлением ЦИК и СНК СССР учрежден орден Трудового Красного Знаме ни, единый для всего Совет- ского Союза. 27 декабря 1938 года уста новлено звание «Герой Социа листического Труда» — выс шая степень отличия. Медаль «За трудовую доб лесть». Медаль «За трудовое отличие». Медаль «За доблест ный труд в Великой Отечест венной войне 1941—1945 гг.», вручавшаяся труженикам тыла после разгрома фашистской Германии. Медали, которыми награждались герои послево енного возрождения индуст рии, — «За восстановление предприятий черной металлур гии Юга» и «За восстановле ние угольных шахт Донбас са». Эти награды на груди рабо чего и академика, колхозника и учителя — олицетворение трудовых подвигов, выдаю* щихся производственных и на учных достижений. Советский социалистический строй впервые в исто рии предоставил возмож ность человеку проявить под линную доблесть и героизм в труде. И награды за труд, впервые учрежденные в нашей стране, — знаки величайшего переворота в истории челове чества: труд, который многие тысячелетия рассматривался как зазорное и тяжелое бре мя-, стал делом почетным, славным и геройским. Труд — основной критерий общест венного положения человека. iiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiBiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiKitiiiiiiiiiiisiiieiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiii і і і і і і і і і і і і і і і і і ѵ і і і і і і і і ѵ і і і і і і і і і і і і і і і і і і і і і і iiiiiiiiiiiiiiiiifiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiiiiviiiiiiuuшин На мостике —капитан Ремизов Июнь 1941 года застал моряка Мурманского тралового флота Н. И. Ремизова в отпуске. Вот вочему встреча с Мурманском — городом его молодости затя нулась ровно на шесть лет. То были годы службы рыбака на Балтийском флоте. Демобилизо вавшись, он вновь в 1947 году ирншел в наш траловый флот. Прошедшие с тех пор двадцать лет были для Николая Иванови ча годами неустанного труда и учебы. Последние десять лет оя работает капитанам, из которых три года на РТ-153 «Аксай». Й вое это время . не было такого случая, чтобы руководимый им екилаж ве справлялся с плано вым заданием. А досрочное вы полнение годового плана стало венреклонньш законом аксаев- цев. Вот почему мне не терпелось во время стоянки РТ-153 в порту выяснить, в чем же секрет про мысловиков этого траулера. Од нако попытки добиться пред ставления о работе моряков в- рейсе не дали желаемого резуль тата. Ответы и х были однослож ны: «Работаем к ак умеем». И только боцман корабля II. В. Несоленов , сочувственно посоветовал: — Не вдѳсь, а в море, на про мысле, надо уяснять, что да как... — Идете с нами в рейс? — переспросил он, — ну вот и от лично. Постарайтесь спать по меньше и наблюдайте за капи таном. Вот тогда все и поймете. Моя фамилия внесена в судо вую роль. Старпом Н. Н. Анта- шов отвел место на жительство. Знакомство с экипажем и кораб лем завершается в рулевой руб ке. Мостик рыболовного траулера «Аксай» ничем существенным не отличается от рулевых рубок траулеров этой постройки. Зато каюта капитана... Каюта капита на, внешне схожая с другими, на этом траулере оборудована по-своему. В ее «прихожей» весь стол уставлен радиоаппаратурой. Р я дом с диванчиком удобно разме щена — все под рукой — корот коволновая радиостанция «Ака ция». Здесь же закреплен и мощ ный радиоприемник. С по мощью его можно свободно слу шать промысловые советы, про водимые руководством Мурман ского и Архангельского трало вых флотов. Несколько стран ным показалось то, что капитан скую кровать в спальной хозяин не занимает. Спальня пустует. Первое* впечатление на этот раз не было ошибочным. Дело в том, что капитан иа протяжении всего рейса своим постоянным местом пребывания в ночное время избирает прихожую. — Иначе и быть но может, — как о само собой разумеющемся говорил он. — Много спать — рыбки не поймать. За весь рейс коротковолновая радиостанция «Аксая» не умол кала даже глубокой ночью. Ед ва начался промысел, как Н. И. Ремизов связался со своими кол легами. Выяснил, на каких глу бинах тс работают, какими кур сами ходят. Подробно расспро сил об ассортименте рыбы. По интересовался и тем, как ведет себя рыба в различное время суток. Обменялся мнениями в отношении прогнозов на буду щее. На все вопросы архангело городцы дали исчерпывающие ответы. Уже через сутки перехода на промысел РТ-153 делал пробное траление в Центральном райо не. Первого трала ждали все, не скрывая волнения. Вот, наконец, на палубу с грохотом обруши лась подбора трала. Из оурля- щего зеленого пятна воды всплыл траловый мешок. С ры бой! В промысловом журнале появляется запись. Она свиде тельствует о .том, что в два ча са двадцать минут 7 ноября на борт «Аксая» поднята первая тонна-рыбы под.соль.. Так начался промысел. Трал за тралом. Сначала с уловом в 15— 20 центнеров. Слаженно- работа ют матросы, разделывая по 12 — 15 рыбин в . минуту. Задание первых промысловых суток пе ревыполняется в полтора раза. — И все ж это не то, — сету ет капитан, -? М-да. Не то, тго нам нужно. Надо искать, парш^ большую рыбу. Все союоставил. С каждым коллегой обговорил. Рыба, большая рыба, должна быть! Бессонная ночь капитала, его непрерывная радиосвязь с дру гими судами, колдовство у про мыслового планшета и эхолота, различные режимы траления не были тщетными. Через 20 часов после начала промысла в севе ро-западной части 861 квадрата Центрального промыслового района была обнаружена боль шая концентрация рыбы. На этом месте «Аксай» поставил буй. И сразу же Николай Иводояягч оповестил по радио кашѵтаавов других судов о том, что найде на плотная концентрация рыбы. Ч С ' Вскоре в квадрате 861* ц в ко тором вел промысел экипаж РТ-153, замаячили судовые огоньки. Траулеры подходил* н бую «Аксая». С того- времени коротковолновая станция наше го траулера вообще не умолкала. Ведь одно дело — найти буй, а другое — наладить промысел. Вот почему Н. И. Ремизову при шлось беспрерывно давать кон сультации капитанам других еу* дов, независимо от порта при писки их траулеров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz