Рыбный Мурман. 1967 г. Ноябрь.
Б ЫЛО это чуть более двух лет назад, в канув Дня рыбака. В редакцию сообщила, что в траловый флот пришло пополнение — блестевший еще свежей ааводской краской производ ственный рефрижератор •«Рембрандт». Говорили, что «след аа ним аолучат мур манскую приписку другие однотипные корабли ♦Ван- Дейк», «Франс-Галс», «Ван- Гог». Слова эти сбылись, но тогда, два года назад» я с восхищением осматривал ультрасовременное рыболов- вое судно, которое могло вместить в свои трюмы 1800 тонн груза, идти со скоростью 14 узлов, ловить, обрабаты вать, морозить рыбу с неви данной до того времени про изводительностью. И как ни внушительны были эти дан ные, хотелось заглянуть впе ред: а как техника нокажет себя в деле, в океане. И вот «Рембрандт» вновь стоит у того причала, от ко торого он уходил в первое плавание. Позади тысячи миль южноатлантического промысла, многосуточные вахты, авралы, палящее солн це экватора и завоеванная нелегким трудом победа. Именно победа, потому что, заступая ва вахту юбилей ного года, моряки обязались добыть 120 тысяч центнеров рыбы, выработать из нее 78 тысяч центнеров мороженой продукции. До выполнения намеченного осталось выло вить менее .двухсот тонн сырца — возможность 4 дней работы. Но успех исчисляет ся также тем, что экипаж этого ПР досрочно справился с годовым планом и за восемь месяцев перешагнул стоты сячный рубеж по добыче ры бы. "■*4 ЛИХА БЕДА — НАЧАЛО Путь в Южную Атлантику долог. Даже такому кораблю, жах «Рембрандт». Месяц ту да, месяц — обратно. Долго тянется время на переходе. Долго, если ничего не делать. Но если каждый день загру жен до предела, изнывать от скуки некогда. А у рыбаков всегда находятся дела, и всег да очень важные, очень нуж ные. На «Рембрандте» с выхо дом из порта сразу приступи ли к подготовке к предстоя щему промыслу. Не будем много говорить о том, что палубная команда взяла на себя самую ответственную часть этой подготовки — во оружение орудий лова, про верку промысловой схемы спуска, подъема трала. Стар ший мастер по добыче Кон стантин Прокопьевич Ободец зорок был до всего. Пони мал: просмотришь что — не жди хорошего улова. С особенной тщатель ностью и серьезностью гото вились к работе рыбообработ чики. Шутка ли, большая часть производственной команды — курсанты море ходного училища. Они много го не знали. Поэтому с первых же дней на судне стали про водить техническую учебу. Теоретические знания моря ки закрепляли непосредствен но на рабочих местах. А не задолго до прихода на про мысел пустили механизмы И, кроме того, 30-килограммо- вые ящики опускать врутаую — не один, не десяток, сот ни — занятие дрямо-такн дьявольское. На помощь рыбообработчи кам пришел электромеханик Кузьма Петрович Негодяев. В какой момент родилась мысль заменить «лентяи:) электромоторы на быстроход ные, имевшиеся на судне, —* неизвестно, но на двух трю мах, самых вместительных, элеваторы «побежали» быст рее. Электромеханик с судо вым токарем Олегом Яковле вичем Тальме не просто за менили моторы, а подогнали их, нрежде чем поставили на место. j . Творческой, рыбацкой сме калкой отличился и механик- наладчик Борис Дмитриевич Бекещев. Но црооде чем рас- Внесли некоторые измене ния в технику работы с тра лом мастера по добыче. На первый взгляд, предложение тралмейстера К. IL Ободца очень просто, но оно освобо дило одного человека. Суть этого предложения сводится к тому, что он вместо двух концов, которыми вытяги вали на палубу нижнюю подбору трала, использовал всего один, соединив его со специальными тросовыми от водами. В результате — вы игрыш и в затрате труда и в удобстве при дележке улова. Им же были поставлены планки на гаки вьлгяжных отводов, без которых раньше в штормовую погоду сети сильно рвались. Вот так и трудятся моряки «Рембрандта», увеличивая добычу рыбы, выработау го- ш р і ш о т р щ рыбной фабрики яа холостой жод, каждый из рыбообработ чиков стоял иа том месте, где, иму предстояло работать, и полностью выполнял все операции. Разумеется, такая практика давала большую пользу, хотя в противнях, нз транспортерах в не было рыбы. Незаметную для общего внимания вели подготовку и судоводители. Карты, план шеты положили под руку ещо раньше, а когда устано вили радиосвязь с группой, к которой торопились, до тон костей изучали поступающие с промысла вести. Они отли чались полнотой: за эквато ром работали не только суда Мурманского тралфлота, во и балтийцы, и черноморцы. В общем, немалая армада. Дан ные, полученные с кораблей, позволяли судить и знать, в каких квадратах,, на каких глубинах ловится рыба, ее ассортимент, подъемы за тра ление, лучшую таістику лова. Поэтому с первых же дней промысла на «Рембрандте» стали брать хорошие уловы. Лиха беда — начало, —- р а довались моряки. ТВОРЧЕСТВО Последняя декада нюня, весь июль радовали промыс ловиков. Хека можно было добыть сколько угодно, но не будешь же заваливать палу бу лишь ради того, чтобы смотреть яа рыбу — всю асе равно не убрать, испортится. Поэтому поднимали на борт столько, сколько можно з а морозить, да загрузить рыбо мучную установку. Суточ ная выработка готовой про дукции достигала 50 и более тонн. Не обошлось и без трудно стей. Несмотря на совершен ство техники рыбной фабри ки, открылся и один недоста ток: малая скорость электро моторов элеваторов трюмов. Всех трех. Поэтому они не успевали опускать, ящики с упакованными в них рыбны ми брикетами, в коридорах создавалась «пробка», на лик видацию которой приходилось привлекать подсобную силу. сказать -об этом, надо отме тить, что хек не все время баловал моряков «Рембранд та». В августе его концентра ции уменьшились настолько, что суда перешли на поиско вый режим, а затем и вообще покинули это место н стали добывать умбрину, обнару- товой продукции не только одним старанием, но и вни кая в существо происходяще го. Свидетельство тому в творчество электромеханика, н старшего мастера по добы че, и токаря, и многих дру гих, чьи фотографии ва стен де «Наши умельцы», кто, мо- стигнутое и сейчас занимает второе место среди коллек тивов однотипных судов. Ов награжден вымпелом Мини стерства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабо чих пищевой промышлен ности. Но моряки «Рембрандта* смотрят дальше. В памяти свежи еще слова Обращения ЦК нашей партии, Советского правительства ко всему наро ду с призывом встретить 100 - летие со дня рождения Вла димира Ильича Ленина но выми трудовыми успехами. Вот почему на «Рембрандте» задумались над тем, какой рубеж наметить в оставшееся время пятилетки. Разумеет ся, все предстоит хорошо взвесить, учесть. Но кое-ка кие задумки уже „есть. На пример, в предстоящем доко вом ремонте корабля не де лать больших заказов, а огра ничиваться лишь теми рабо тами, которые на плаву вы полнить нельзя. Этот факт прекрасно харак теризует как машинную команду, так и палубную, сумевшим судовую технику, системы, устройства содер жать на должном техниче ском уровне. Особо отличи лись в минувшем плавании ремонтный механик комму нист Юрий Дмитриевич Кар- толапов, механик-наладчик Борис Дмитриевич Бекешев, матросы-рыбообработч и к и П Р О Ш И женную за несколько сот миль от прежних квадратов. . Умбрина вкусна, питатель на, по в^ смысле обработки имеет недостаток. В стандарт ный вес противня уклады вается не ровным слоем, а горкой, что затрудняет за крывать крышку, которая де формируется. При проходе по транспортеру, рассчитанному с большой точностью, в моро- вильные камеры такие крыш ки могут вызвать порчу про тивней. Однажды так и слу чилось. Б. Д. Бекешев установил звуковую сигнализацию конт роля, позволяющую вовремя обнаружить неплотно закры тый противень. жет, и не числится рациона лизатором, но работает с за видным новаторством. ВЕРНЫМ КУРСОМ Надо полагать, что успех коллектива производственно го рефрижератора. «Ремб рандт» не пришел в одно часье. Многого достигли мо ряки в первом плавании, ког да на мостике стоял постоян ный капитан Святослав Иго ревич Карпенко. Именно в то время был заложен фун дамент и для досрочного вы полнения плана, и для выхо да за стотысячный рубеж по добыче рыбы. А во втором рейсе экипаж не сошел с верного курса, закрепил до- Иван Павлович Гапайца, Леонид Васильевич Дья ков, мастер по добыче рыбы Александр Владимиро вич Лопатков. Настоящими моряками показали себя в курсанты мореходного учи лища. Они не чурались ни какой работы, быстро освои лись с делом, многие из них были поощрены. На днях «Рембрандт» вновь возьмет курс на атлантиче ский промысел. Долго его не будет в родном порту, а ) , когда вернется, можно наде яться, что трюмы корабля моряки загрузят доверху. Как подобает впередсмотря щим. В. МОРЯНОВ. С богатым уловом. ВЛААААЛЛЛА/ѴѴЛАЛЛЛЛЛЛДЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛАЛДАЛАЛЛАЛЛЛЛЛЛАV Злоключения моряков «Котласа» Без малого два года РТ-215 «Котлас» простоял в ремонте в Севастополе. Торопиться было не куда, ведь не могли же за это время всю рыбу выловить в миро вом океане, тем более в курортном городе много солнца и прекрас ный морской воздух. Правда, од нажды создалась неблагоприятная ситуация ■— кончились деньги, а ремонту не видно было конца, но ее постарались исправить. Между тем, ремонт «Котласа» подходил к завершению. От ру ководителей тралового флота при шло письменное распоряжение флагманскому капитану ремонти рующихся судов Ю. С. Пиатров- скому не портить отношений с за водом и без промедления принять от него корабль. На РТ-215 про вели пробные испытания всех ме ханизмов и отправили в Камышо вую бухту. Отдел кадров срочно направил 20 человек команды для приема судна и перегона его на промысел в Северную Атлантику. С этого времени начались «хождения по мукам», а вернее к руководству севастопольских тралфлота и холодфлота. Мы вы прашивали недостающее снабже ние, необходимое промвооруже- ние. Летели дни, недели, «Кот лас» по-прежнему обдирал свежую краску своих бортов о. причалы. Светлые лица и плечи двадцати мурманчан покрывались загаром. Ежедневно в Мурманск летели тревожные телеграммы с прось бой срочго выслать несколько углекнелотных огнетушителей, 20 крэоных фальшфейеров, некоторые карты для перехода на промысел. Но родной город настойчиво мол чал, только изредка запрашивая точную дату выхода из Севасто поля. Наши механики уже в пятый раз разбирали на части компрес сор провизионной кладовой, так как он со дня выхода с завода еще пе работал и были испорчены продукты: мясо, масло, свежая рыба и другие. Ремонтный меха ник завода с уверенностью за явил, что компрессор войдет 5 нормальный режим работы толь* ко через месяц. Его слова сбы лись потом. Судоводители «Кот ласа» думали день и ночь, как сдать судно Регистру. Неожиданно выручили бывшие земляки — капитаны. Они одол жили несколько карт Средиземно го моря и дали на время пиротех нику, чтобы только предъявить ее Регистру и затем немедленно возвратить все назад. Таким обра зом, 26 августа мы простились с гостеприимным городом и взяли курс в океан. Попытались сделать остановку где-нибудь в Средизем ном море для профилактического осмотра и ремонта машины, но из главка «Севрыба» пришла те леграмма с указанием: для 40-ча- сового ремонта возвратиться в Севастополь. • А затем мы дважды сообщали ѣ порт о точном времени прихода ка промысел и гсросили не задер живать ; отправку .недостающих членов команды. Но все ріивно пришлось «Котласу» лежать в дрейфе десять суток в ожида нии моряков. Это драгоцея- ное время не теряли даром. Край смли палубу, в каютах, привинчи вали штормовки, штормовые крюч ки к дверям, получали недостающ щее снабжение с отходящих РТ в многое другое. Тем временем на плавбазе «Северодвинск» прибы ла остальная команда. Немного погоревали, что не выслан кон сервный мастер и помощник рыб- мастера. а взамен их направлены Два лишних матроса. Задумались йТіад тем, что из 20 человек, при бывших на судно, — девять в мо* ре вышли в первый раз, а про-» мысловые траулеры видели толь« ко на картинках и в кино. Кое-как за короткое время обу« чили матросов, и со словами «не боги горшки обжигают» был бро* шен первый трал. Через несколько суток пришла «радостная» весть из управления флота: нам сообщи ли задание на четвертый квартал. Такую же радиограмму получили на всех судах типа «Пионер», из ко торой стало ясно: экипажу РТ-215 в октябре-декабре надо выло вить 510 тонн рыбы, за этот ж е срок морякам РТ №№ 200, 203# 209 — всего 308—309 тонн. Где же логика? За что, за какие имен но ; провинности промысловики «Котласа» попали в более трудное положение? Возможно, в управле нии флота ' считают, <что после двухгодичного ремонта РТ-215 ш месячного пребывания его коман ды в черноморском порту она бу дет работать с удвоенной силой? В. СЕМОЧКИ Н, помполит траулера «Котлас».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz