Рыбный Мурман. 1967 г. Ноябрь.

Б ЫЛО это чуть более двух лет назад, в канув Дня рыбака. В редакцию сообщила, что в траловый флот пришло пополнение — блестевший еще свежей ааводской краской производ­ ственный рефрижератор •«Рембрандт». Говорили, что «след аа ним аолучат мур­ манскую приписку другие однотипные корабли ♦Ван- Дейк», «Франс-Галс», «Ван- Гог». Слова эти сбылись, но тогда, два года назад» я с восхищением осматривал ультрасовременное рыболов- вое судно, которое могло вместить в свои трюмы 1800 тонн груза, идти со скоростью 14 узлов, ловить, обрабаты­ вать, морозить рыбу с неви­ данной до того времени про­ изводительностью. И как ни внушительны были эти дан­ ные, хотелось заглянуть впе­ ред: а как техника нокажет себя в деле, в океане. И вот «Рембрандт» вновь стоит у того причала, от ко­ торого он уходил в первое плавание. Позади тысячи миль южноатлантического промысла, многосуточные вахты, авралы, палящее солн­ це экватора и завоеванная нелегким трудом победа. Именно победа, потому что, заступая ва вахту юбилей­ ного года, моряки обязались добыть 120 тысяч центнеров рыбы, выработать из нее 78 тысяч центнеров мороженой продукции. До выполнения намеченного осталось выло­ вить менее .двухсот тонн сырца — возможность 4 дней работы. Но успех исчисляет­ ся также тем, что экипаж этого ПР досрочно справился с годовым планом и за восемь месяцев перешагнул стоты­ сячный рубеж по добыче ры­ бы. "■*4 ЛИХА БЕДА — НАЧАЛО Путь в Южную Атлантику долог. Даже такому кораблю, жах «Рембрандт». Месяц ту­ да, месяц — обратно. Долго тянется время на переходе. Долго, если ничего не делать. Но если каждый день загру­ жен до предела, изнывать от скуки некогда. А у рыбаков всегда находятся дела, и всег­ да очень важные, очень нуж­ ные. На «Рембрандте» с выхо­ дом из порта сразу приступи­ ли к подготовке к предстоя­ щему промыслу. Не будем много говорить о том, что палубная команда взяла на себя самую ответственную часть этой подготовки — во­ оружение орудий лова, про­ верку промысловой схемы спуска, подъема трала. Стар­ ший мастер по добыче Кон­ стантин Прокопьевич Ободец зорок был до всего. Пони­ мал: просмотришь что — не жди хорошего улова. С особенной тщатель­ ностью и серьезностью гото­ вились к работе рыбообработ­ чики. Шутка ли, большая часть производственной команды — курсанты море­ ходного училища. Они много­ го не знали. Поэтому с первых же дней на судне стали про­ водить техническую учебу. Теоретические знания моря­ ки закрепляли непосредствен­ но на рабочих местах. А не­ задолго до прихода на про­ мысел пустили механизмы И, кроме того, 30-килограммо- вые ящики опускать врутаую — не один, не десяток, сот­ ни — занятие дрямо-такн дьявольское. На помощь рыбообработчи­ кам пришел электромеханик Кузьма Петрович Негодяев. В какой момент родилась мысль заменить «лентяи:) электромоторы на быстроход­ ные, имевшиеся на судне, —* неизвестно, но на двух трю­ мах, самых вместительных, элеваторы «побежали» быст­ рее. Электромеханик с судо­ вым токарем Олегом Яковле­ вичем Тальме не просто за ­ менили моторы, а подогнали их, нрежде чем поставили на место. j . Творческой, рыбацкой сме­ калкой отличился и механик- наладчик Борис Дмитриевич Бекещев. Но црооде чем рас- Внесли некоторые измене­ ния в технику работы с тра­ лом мастера по добыче. На первый взгляд, предложение тралмейстера К. IL Ободца очень просто, но оно освобо­ дило одного человека. Суть этого предложения сводится к тому, что он вместо двух концов, которыми вытяги­ вали на палубу нижнюю подбору трала, использовал всего один, соединив его со специальными тросовыми от­ водами. В результате — вы­ игрыш и в затрате труда и в удобстве при дележке улова. Им же были поставлены планки на гаки вьлгяжных отводов, без которых раньше в штормовую погоду сети сильно рвались. Вот так и трудятся моряки «Рембрандта», увеличивая добычу рыбы, выработау го- ш р і ш о т р щ рыбной фабрики яа холостой жод, каждый из рыбообработ­ чиков стоял иа том месте, где, иму предстояло работать, и полностью выполнял все операции. Разумеется, такая практика давала большую пользу, хотя в противнях, нз транспортерах в не было рыбы. Незаметную для общего внимания вели подготовку и судоводители. Карты, план­ шеты положили под руку ещо раньше, а когда устано­ вили радиосвязь с группой, к которой торопились, до тон­ костей изучали поступающие с промысла вести. Они отли­ чались полнотой: за эквато­ ром работали не только суда Мурманского тралфлота, во и балтийцы, и черноморцы. В общем, немалая армада. Дан­ ные, полученные с кораблей, позволяли судить и знать, в каких квадратах,, на каких глубинах ловится рыба, ее ассортимент, подъемы за тра­ ление, лучшую таістику лова. Поэтому с первых же дней промысла на «Рембрандте» стали брать хорошие уловы. Лиха беда — начало, —- р а ­ довались моряки. ТВОРЧЕСТВО Последняя декада нюня, весь июль радовали промыс­ ловиков. Хека можно было добыть сколько угодно, но не будешь же заваливать палу­ бу лишь ради того, чтобы смотреть яа рыбу — всю асе равно не убрать, испортится. Поэтому поднимали на борт столько, сколько можно з а ­ морозить, да загрузить рыбо­ мучную установку. Суточ­ ная выработка готовой про­ дукции достигала 50 и более тонн. Не обошлось и без трудно­ стей. Несмотря на совершен­ ство техники рыбной фабри­ ки, открылся и один недоста­ ток: малая скорость электро­ моторов элеваторов трюмов. Всех трех. Поэтому они не успевали опускать, ящики с упакованными в них рыбны­ ми брикетами, в коридорах создавалась «пробка», на лик ­ видацию которой приходилось привлекать подсобную силу. сказать -об этом, надо отме­ тить, что хек не все время баловал моряков «Рембранд­ та». В августе его концентра­ ции уменьшились настолько, что суда перешли на поиско­ вый режим, а затем и вообще покинули это место н стали добывать умбрину, обнару- товой продукции не только одним старанием, но и вни­ кая в существо происходяще­ го. Свидетельство тому в творчество электромеханика, н старшего мастера по добы­ че, и токаря, и многих дру­ гих, чьи фотографии ва стен­ де «Наши умельцы», кто, мо- стигнутое и сейчас занимает второе место среди коллек­ тивов однотипных судов. Ов награжден вымпелом Мини­ стерства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабо­ чих пищевой промышлен­ ности. Но моряки «Рембрандта* смотрят дальше. В памяти свежи еще слова Обращения ЦК нашей партии, Советского правительства ко всему наро ду с призывом встретить 100 - летие со дня рождения Вла­ димира Ильича Ленина но­ выми трудовыми успехами. Вот почему на «Рембрандте» задумались над тем, какой рубеж наметить в оставшееся время пятилетки. Разумеет­ ся, все предстоит хорошо взвесить, учесть. Но кое-ка­ кие задумки уже „есть. На­ пример, в предстоящем доко­ вом ремонте корабля не де­ лать больших заказов, а огра­ ничиваться лишь теми рабо­ тами, которые на плаву вы­ полнить нельзя. Этот факт прекрасно харак ­ теризует как машинную команду, так и палубную, сумевшим судовую технику, системы, устройства содер­ жать на должном техниче­ ском уровне. Особо отличи­ лись в минувшем плавании ремонтный механик комму­ нист Юрий Дмитриевич Кар- толапов, механик-наладчик Борис Дмитриевич Бекешев, матросы-рыбообработч и к и П Р О Ш И женную за несколько сот миль от прежних квадратов. . Умбрина вкусна, питатель­ на, по в^ смысле обработки имеет недостаток. В стандарт­ ный вес противня уклады­ вается не ровным слоем, а горкой, что затрудняет за­ крывать крышку, которая де­ формируется. При проходе по транспортеру, рассчитанному с большой точностью, в моро- вильные камеры такие крыш­ ки могут вызвать порчу про­ тивней. Однажды так и слу­ чилось. Б. Д. Бекешев установил звуковую сигнализацию конт­ роля, позволяющую вовремя обнаружить неплотно закры­ тый противень. жет, и не числится рациона­ лизатором, но работает с за­ видным новаторством. ВЕРНЫМ КУРСОМ Надо полагать, что успех коллектива производственно­ го рефрижератора. «Ремб­ рандт» не пришел в одно­ часье. Многого достигли мо­ ряки в первом плавании, ког­ да на мостике стоял постоян­ ный капитан Святослав Иго­ ревич Карпенко. Именно в то время был заложен фун­ дамент и для досрочного вы­ полнения плана, и для выхо­ да за стотысячный рубеж по добыче рыбы. А во втором рейсе экипаж не сошел с верного курса, закрепил до- Иван Павлович Гапайца, Леонид Васильевич Дья­ ков, мастер по добыче рыбы Александр Владимиро­ вич Лопатков. Настоящими моряками показали себя в курсанты мореходного учи­ лища. Они не чурались ни­ какой работы, быстро освои­ лись с делом, многие из них были поощрены. На днях «Рембрандт» вновь возьмет курс на атлантиче­ ский промысел. Долго его не будет в родном порту, а ) , когда вернется, можно наде­ яться, что трюмы корабля моряки загрузят доверху. Как подобает впередсмотря­ щим. В. МОРЯНОВ. С богатым уловом. ВЛААААЛЛЛА/ѴѴЛАЛЛЛЛЛЛДЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛАЛДАЛАЛЛАЛЛЛЛЛЛАV Злоключения моряков «Котласа» Без малого два года РТ-215 «Котлас» простоял в ремонте в Севастополе. Торопиться было не­ куда, ведь не могли же за это время всю рыбу выловить в миро­ вом океане, тем более в курортном городе много солнца и прекрас­ ный морской воздух. Правда, од­ нажды создалась неблагоприятная ситуация ■— кончились деньги, а ремонту не видно было конца, но ее постарались исправить. Между тем, ремонт «Котласа» подходил к завершению. От ру­ ководителей тралового флота при­ шло письменное распоряжение флагманскому капитану ремонти­ рующихся судов Ю. С. Пиатров- скому не портить отношений с за­ водом и без промедления принять от него корабль. На РТ-215 про­ вели пробные испытания всех ме­ ханизмов и отправили в Камышо­ вую бухту. Отдел кадров срочно направил 20 человек команды для приема судна и перегона его на промысел в Северную Атлантику. С этого времени начались «хождения по мукам», а вернее к руководству севастопольских тралфлота и холодфлота. Мы вы­ прашивали недостающее снабже­ ние, необходимое промвооруже- ние. Летели дни, недели, «Кот­ лас» по-прежнему обдирал свежую краску своих бортов о. причалы. Светлые лица и плечи двадцати мурманчан покрывались загаром. Ежедневно в Мурманск летели тревожные телеграммы с прось­ бой срочго выслать несколько углекнелотных огнетушителей, 20 крэоных фальшфейеров, некоторые карты для перехода на промысел. Но родной город настойчиво мол­ чал, только изредка запрашивая точную дату выхода из Севасто­ поля. Наши механики уже в пятый раз разбирали на части компрес­ сор провизионной кладовой, так как он со дня выхода с завода еще пе работал и были испорчены продукты: мясо, масло, свежая рыба и другие. Ремонтный меха­ ник завода с уверенностью за­ явил, что компрессор войдет 5 нормальный режим работы толь* ко через месяц. Его слова сбы­ лись потом. Судоводители «Кот­ ласа» думали день и ночь, как сдать судно Регистру. Неожиданно выручили бывшие земляки — капитаны. Они одол­ жили несколько карт Средиземно­ го моря и дали на время пиротех­ нику, чтобы только предъявить ее Регистру и затем немедленно возвратить все назад. Таким обра­ зом, 26 августа мы простились с гостеприимным городом и взяли курс в океан. Попытались сделать остановку где-нибудь в Средизем­ ном море для профилактического осмотра и ремонта машины, но из главка «Севрыба» пришла те­ леграмма с указанием: для 40-ча- сового ремонта возвратиться в Севастополь. • А затем мы дважды сообщали ѣ порт о точном времени прихода ка промысел и гсросили не задер­ живать ; отправку .недостающих членов команды. Но все ріивно пришлось «Котласу» лежать в дрейфе десять суток в ожида­ нии моряков. Это драгоцея- ное время не теряли даром. Край смли палубу, в каютах, привинчи­ вали штормовки, штормовые крюч­ ки к дверям, получали недостающ щее снабжение с отходящих РТ в многое другое. Тем временем на плавбазе «Северодвинск» прибы­ ла остальная команда. Немного погоревали, что не выслан кон­ сервный мастер и помощник рыб- мастера. а взамен их направлены Два лишних матроса. Задумались йТіад тем, что из 20 человек, при­ бывших на судно, — девять в мо* ре вышли в первый раз, а про-» мысловые траулеры видели толь« ко на картинках и в кино. Кое-как за короткое время обу« чили матросов, и со словами «не боги горшки обжигают» был бро* шен первый трал. Через несколько суток пришла «радостная» весть из управления флота: нам сообщи­ ли задание на четвертый квартал. Такую же радиограмму получили на всех судах типа «Пионер», из ко­ торой стало ясно: экипажу РТ-215 в октябре-декабре надо выло­ вить 510 тонн рыбы, за этот ж е срок морякам РТ №№ 200, 203# 209 — всего 308—309 тонн. Где же логика? За что, за какие имен­ но ; провинности промысловики «Котласа» попали в более трудное положение? Возможно, в управле­ нии флота ' считают, <что после двухгодичного ремонта РТ-215 ш месячного пребывания его коман­ ды в черноморском порту она бу­ дет работать с удвоенной силой? В. СЕМОЧКИ Н, помполит траулера «Котлас».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz