Рыбный Мурман. 1967 г. Ноябрь.
В октябре мне вместе е инжене ром отдела добычи тралового флота тов. Цукаловым - довелось почти месяц пробыть иа промысле, из них 5 дней на передовом трау лере архангелогородцев — РТ-102 «Беломорск». Плавание проходи ло у Канина, и вызвано оно было тем, что экипажи * наших судов, -промышлявших здесь рядом с на парниками но коллективному со ревнованию, имели худшие ре зультаты работы, чем архангель ские рыбаки. Поэтому мы должны были дать ответы на ряд волну ющих вопросов, проанализировать организацию труда на РГ - 102 , практику промыслового судовож дения, вооружения. орудий лова, вообще вникнуть во все стороны деятельности архангелогородцев. 13 связи с этим мне и хочется по делиться некоторым и своими на блюдениями. Bo-пер вых, след усі о гметить, что на всех судах Архангельского траловога флота . установлены ультракоротковолновые . станции. Не стоит говорить, какую пользу приносят эти станции. Причем, работают они круглосуточно и, конечно, позволяют находиться все время в курсе дел промысла. Нашим рыбакам, когда они ведут лов у Канина вместе с архангело городцами и соревнуются с ними, необходимо постоянно держать связь, оставляя каютный прием ник включенным. •Наряду с наличием на всех ар хангельских судах УКВ из них также установлены гирокомпасы. Следовательно, судоводители име ют возможность более точно ве- . сти счисление и определять место нахождение корабля, что имеет немаловажное значение при про мысле в том районе. Гирокомпасы также работают в течение всего рейса. Вообще если говорить о радионавигационных, поисковых приборах, имеющихся в распоря жении архангелогородцев, то сле дует отметить их хорошее техни ческое состояние и эффективность применен ио Напри мер, «Судак» отлично помогает удерживаться на косяке, фактически по нему и ориентируются штурманы при тра лении. То же самое относится и к эхолоту НЭЛ-5р, который на ма лых глубинах, до 150 метров «объективно пишет» рыбу. Наши промысловики могут толь ко завидовать своим товарищам по труду. Достаточно привести та кой факт. На РТ-186 после двух суток плавания вышли из строя все приборы, за исключением УКВ «Корабль-2». Пришлось для вы правления положения приглашать на борт электронавигатора Архаи- го j'ciu на, которыми архангело городцы обладают в достаточной мере. Объясняют они просто. На пример, капитан «Беломорска» тов. Хвиюзов сказал: — Нам этот район ближе, род нее. . И они предполагают оставаться здесь, даже если в других местах рыба ловится лучше. Так, в ок тябре, несмотря иа предписания с берега, архангелогородцы не ки нулись к Шпицбергену, а те, кто все-таки совершил)! турне по мо рю, вернулись назад и промышля ли лучше экипажей судов Мурман- Т а к работают архангелогородцы гельского тралового флота тов. Красильникова. Специалисты это го профиля у них постоянно нахо дятся в море, что в большой ме ре способствует тому, чтобы иметь на каждом корабле исправную аппаратуру. .Тов. Красильников пробыл на РТ-186 несколько су ток, спал всего по 2—3 часа и су мел наладить и эхолот и радиопе ленгатор и все остальные прибо ры. Потом он по просьбе капитана траулера «Вайгач» пересаживался и на это судно и также оказал действенную помощь. Помимо использования для эф фективного промысла радионави гационных, . поисковых приборов, судоводители - архангелогородцы при работе у Канина всегда дер жат под рукой атлас течений Бе лого моря. Атласы захваты вают район только по паралле ли Канина носа и к зюйду, к се веру же используются лишь для работы в 2—3 прилегающих квад ратах и то с приближенной точ ностью. Тем не менее, такими ат ласами надо снабдить и наших капитанов. Немаловажное значение .при ра боте у Канина имеют знания это- ского тралфлота. К ранее сказан ным причинам этого следует от нести высокую организацию труда моряков. Спуск, подъем трала они при длине вытравливаемых вае- ров 200 саженей производят за 18—20 минут. Причем, при работе не слышно ни одного окрика ни с палубы, ни с мостика. Люди тру дятся^ как хорошо отрегулирован ный, слаженный механизм. Эта слаженность идет в пер вую очередь от постоянства кад ров. На «Беломорске» сменяемо сти членов экипажей практически нет. Если кто-то ушел на другой корабль, капитан требует его на зад, и просьбу удовлетворяют. Ес тественно, отсутствие текучести кадров способствует повышению квалификации моряков. Матросы на РТ-102 2 тонны рыбы среднего ассортимента убирали одной вах той за 2 часа 30 минут. Для сравнения, как комплекту ется экипаж на наших судах, при веду свежий факт. Траулер «Ми- шуков» уходил в очередной рейс с семью новичками, тремя матро сами 1 класса, а двух — совсем недоставало. Спрашивается, как они будут спускать трал, если пе реход к Канину — небольшой; и за это время, при всем огромном желании, невозможно обучить людей, не говоря уже ни о каком опыте промысла здесь. Поэтому капитан принял решение следо вать к Шпицбергену, хотя в ближних квадратах рыбы было много. Для поднятия дисциплины, со хранения постоянства экипажа большое значение имеет капитан ский фонд. Используется он не сколько иначе, чем у нас. У ар хангелогородцев деньги из этого фонда может получить командир судна и совместно с судовым ко митетом решить, как использовать его. Лучшим производственникам дарят фотоаппараты, ружья, маг нитофоны, другие ценные вещи. Мы же имеем право лишь преми ровать моряка и то в размере, не превышающем 40 процентов окла да* и при отсутствии рейсовой пре мии. Постоянство экипажа- хорошо сказывается и на поддержании механизмов в хорошем техниче ском состоянии. А что это так, свидетельствует продолжитель- ность плавания архангельских РТ. Если наши суда не дохаживают до срока по 2—3 дня, то соседи, наоборот, увеличивают рейс на это время,' Суточный расход угля у них 9— 10 тони, тогда как на наших траулерах — до 15 тони. К тому же старший механик РТ-102 говорил, что у мурманчан уголь лучше, чем у архангелогородцев. Но как бы там ни было, факт ос тается фактом. Наши корабли, ко торые промышляли у Капица в октябре, ушли в порт раньше времени: РТ-134 в двух рейсах — на четверо суток, РТ-189 — на 2,5 суток, РТ-60 — на 12 часов. В. СЛУЦКИЙ, капитан-наставник. - Невод поднят на борт корабля. Быстрый осмотр, починка и о» снова принесет богатый улов. Фото В. Иванова. У мел е ц Человек сидит в каюте, ремон тирует вольтметр. Он никакого отношения не имеет к этому прибору — работает рефрижера торным механиком, но все знают на корабле, что Виктор Павло вич Дубко умелец. Если отказал какой-нибудь прибор, испортил с я механизм — идут к пему. ’ — Выручай, Виктор Павлович, поправь, пожалуйста. И оп выручает. Дубко уже двенадцатый год в рыбопромысловом флоте. Вна чале матросом ходил, потом, узнав, что на корабле организо вали курсы рефрижераторных машинистов, стал посещать за нятия. И скоро сдал зачеты. Всо видели, что он не только освоил специальность, а с большой лю бовью относится к делу. Холодильная установка, кото рая создаст па корабле искусст венный холод для заморажива ния рыбы и охлаждения трю мов, сложна по своему устройст ву. Каждый . раз, заступив на вахту, Дубко буквально не от ходит от установки. Проводит профилактический осмотр ком прессоров, аппаратов, если тре^ буется, тут жо проводит мелкий Вдаокт, следит, чтобы не было утечеіг амѵпіака. Года два тому назад, находясь в отпуске в Ленинграде, Виктор Павлович но терял времени зря я поступил там в 111УКС. Из от пуска оп ужо приехал на флот с дипломом рефрижераторного механика. Трудится оп на БМРТ-416 «Кольский». И надо сказать, что за все время не было на корабле ни единой задержки в работе хо лодильной установки, ни единой аварии. Не менее 40—45 тонн в сутки замораживает экипаж «Кольского». Лишь бы только рыба ловилась. Недаром по результатам по следнего рейса имя рефрижера торного механика Дубко занесе но во флотскую Книгу почета, а имя его помощника — машини ста Виктора Пблумсстного — в судовую Книгу почета. Студент холодильного института Павел Поляков, находясь на практике, многое почерпнул для себя, ра ботая на «Кольском», и тоже по лучил благодарность. Между прочим, в этом рейсе произошел случай, который с особой яркостью показал, какими высокими моральными качества ми обладает Виктор Павлович Дубко как человек и моряк. Неподалеку от них промыш лял морозильный траулер «Ры бачий». Из разговора капитанов двух кораблей по радио стало известно, что на БМРТ:415 «Ры бачий» холодильная установка не даст необходимого охлажде ния морозильных камер. По С—7 часов лежит там рыба и остается незамороженной. В результате за -сутки удается з а морозить едва 10—15 тонн. Об этом стало известно Дубко. Он ітопроспл старшего механика связаться с «Кольским» п о . ра дио и узнать, в чем же там дело. Оттуда отвечали : . — Ищем, но пе находим при чину. Высокая температура на гнетания, высокое давление кон денсации.. А один компрессор вообще вышел из строя. Тогда Виктор Павлович вы звался ’ помочь соседям. В этот же день он пересел на «Рыба чий» и пробыл там пять суток. Осмотрев механизмы холодиль ной установки, сразу же убедил ся, что у людей, которые об служивают холодильную уста новку, недостает опыта. Уста новка оказалась совершенно разрегулированной. Все пять дней Дубко не отхо дил от механизмов. Полностью перебрал и привел в порядок не работающий компрессор, пе ребрал и отрегулировал поплав- коворегулирующий вентиль мо розильных тоннелей, добавил в систему аммиак. Кроме того, си стема была сильно загрязнена маслом, и на се очистку ушло не мало времени. Уже на пятые сутки экипаж «Рыбачьего» получил возмож ность охлаждать 30—35 тонн ры бы. 11а 415-м все словно ожи ли. Работа стала спориться, и на душе сделалось веселее. Все, конечно, искренне благо дарили Виктора Павловича за помощь. А он даже смущался. Стоял в стороне, заметно уста лый, но радостный, и все повто рял: —Что же тут такого. Взаим ная выручка' для моряка — * ' Г ^ обьгхноо дело. " . И. ЛАПОНОВ, груліговой пом полит. Продуманнее и оперативнее использовать плавбазы )Іромысел мурманской сельди продолжается. Есть все основания, что экипажи средних рыболовных траулеров и сейнеров смогут ус пешно облавливать ее не только до конца поября, но и в декабре. Отсюда задача — обеспечить мак симальную приемку сельди ѳт промысловиков, выработку гото вой продукции в самом широком ассортименте. Увеличение добычи прибрежной сельди позволит в значительной степени восполнить тог недолов, который образовался за счет сложной обстановки в Норвежском море. В день, когда готовилась к пе чати эта статья, промысловиков обслуживали экипажи производ ственных рефрижераторов «Дау- рия», «В. Кингисепп», плавбаз «Памяти Ильича», «Марите Мель- никайте», лихтера «Медвежий». Они в состоянии ежесуточно при нимать 700—750 тонн сельди и уже добивались в отдельные дни такой производительности. Выра ботка готовой продукции достига ла 450—500 тонн. Но суточную приемку сельди и выработку пищевой продукции мэ-кио еще увеличить за счет бо лее продуманного использования приемо-транспортіюго флота. Управление «Севрыбхолодфлот» отзывало некоторые плавбазы с Норвежского моря и переключало их на приемку мурманской сель ди. Факты показывают, чго кол лективы их работали менее про изводительно, чем экипажи тех плавбаз, которые выходили в рай он работы судов, облавливающих прибрежную сельдь, из порта. Происходит это потому, что ко рабли с Норвежского моря при ходили уже частично загруженны ми. Производятся различные пе реброски продукции и тары. А это уменьшает возможность суточной приемки на 20—30 процентов. Нельзя считать правильным на правление в Норвежское море плавбаз «Атлантика» и «Антарк тика», которые лучше других мо гут обслуживать суда на при брежном промысле. И получалось как-то нелепо. Полузагружеиные рефрижераторы, имеющие воз можность вырабатывать пресервы, снимались с Норвежского моря- и шли принимать мурманскую сельдь, а почти в одно и то же время из порта в Норвежское мо ре уходили «Атлантика» и «Ан тарктика». Приведенные примеры свиде тельствуют также об отсутствии слаженности в работе между службой эк плуатацни и произ водственным отделом управления «Севрыбхолодфлот», отсутствии единого твердого плана использо вания приемо-транспортного фло та. Сейчас под угрозой выполнение плана выработки сельди ящичного посола. В создавшихся условиях лучше планировать рейсы плавбаз в Норвежское море продолжитель ностью в 35—40 суток. За это вре мя экипажи смогут в первые 20—25 дней выработать 120—150 тысяч банок пресервов, а за остав шееся время — 750—800 тонн сельди ящичного посола. Но рей сы, как правило, планируются уд линенные до шестидесяти и более суток. И, кроме того, еще продле ваются. Отзыв плавбаз произво дится внезапно. Таким образом, наблюдается хаотичность в использовании при емо-транспортного флота. Выпол нение плана по выработке продук ции в ассортименте по существу на самотеке. А ведь многое мож но сделать, если рационально ис пользовать корабли. Приводит к отсутствию слажен ности в работе, к хаотичности ис пользования плавбаз и производ ственных рефрижераторов отсут ствие гибкости в планировании. Служба эксплуатации исходит из пункта положения, что рейсы должны планироваться из расчета полного использования грузовме стимости трюмов. Это правильно, но при обильной сырьевой базе и недостатке плавбаз. В условиях же, когда ощущается недостаток сырья и избыток мощностей, хо роший принцип превращается в тормоз. В этом случае работники производственного отдела могут подсказать лучшие варианты ис пользования плавбаз и производ ственных рефрижераторов. И очень- печально, что с ними не советуются. В. ЕВГЕНЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz