Рыбный Мурман. 1967 г. Ноябрь.
/ } а приходит хозяин • • • В КЯЮТе Ь« 11 !И!tillЛ Р1-ЗШ ♦Миргород» Алексея Николаеви ча Куранова ва другой день при хода в оорт было шумно. За ходили вахтенный штурман, старпом, старший мастер по до быче, другие специалисты. Все что-то утрясали, согласовывали, говорили о насущных делах каждый по своему заведова нию Но ия числа визитеров ме н я удивили двое. Первый, как йотом оказалось, совсем не имел отношения к судну, и его оред- ставлял товарищ: — Товарищ капитан, возьми те его матросом, ручаюсь. После короткого делового разговора Куранов ответил: — Хорошо. Ссйпас получите личное требование. Другим посетителем оказался ^мастер но добыче Юрий Семо- вович Еремеев, раньше ходив ший на этом судне. — А гебя-то я давно жду, — воскликнул Алексей Николае- вяч. — Хочешь к нам? Вот я прекрасно. Удивился я потому, что «Мир город» еще каких-то полгода на зад числился самым плохим па роходом, а на таких, как извест но, моряки не особо желают ила- вать. И вот на тебе: сразу двое даже оросят нх взять на борт. Значит, па корабле за эти шесть месяцев произошли большие язмеяевяя? До прихода ва РТ-307 A. II. Куранова здесь сменилось шесть капитанов. С его пред шественником моряки ходили в Атлантику, план завалили на столько, что судно оказалось в самом хвосте. Балансовая ко миссия, которая рассматривала хозяйственную деятельность экипажа за первый квартал, вы несла категорическое решение: работу признать неудовлетво рительной, и далее следовал анализ упущений как командно го состава, так и всего коллекти ва. Отмечалось также и то, что ва прошедшее время отсутство вала политико-воспитательная работа. Комиссия рекомендовала закрепить за «^Миргородом» по стоянного капитана. Так Алек сей Николаевич Куранов, бы вший старпом орденоносного БМРТ «Гоголь», поднялся на мо с т и к РТ-307. На первом собрании экипажа, иогда Куранов бескомпромиссно задал тон положить конец беспо рядкам на траулере, кто-то из моряков бросил реплику: — Знаем мы эту новую метлу. Шесть человек уже пробовали. И седьмой — проходящий. Пе обращая внимания на зло пыхательства, капитан строго предупредил: — Отныне будет такой поря док. Провинился — получай на казание. Достоин -поощрения — будем поошрять. Чтобы выполнить это правило, пришлось хорошенько все об думать с секретарем паршивой организации старшим механи ком Иваном Петровичем Теле лейко. Во-первых, следовало по требовать от коммунистов — их на судне шесть — оо-партийно- му оценивать свои поступив, быть именно примером длр все го экипажа. Раньше встречались среди них и любители выпить на отходе и нарушители дис циплины. Затем обновили • судо вой комитет, избрав в него бо лее достойных товарищей. Это делалось уже в море. А при вы ходе в первый рейс новый капи тан «снял» стружку с тех, кто но старой традиции пришел на отход навеселе. Приказ о нало жении взыскании вывесили в салове, па собрании, том, где говорилось о «новой метле», их пропесочили сами же моряки. Но, надо полагать, не сразу был наведен оорядок. Алексей Николаевич ушел до вить рыбу. Как уж — это другой разговор. Не спал су тками , . до верял помощникам, держал тес ный контакт с мастерами по до быче . . Причем, ва мостике заве ли такое правило. Все разгово ры по УКВ с соседними судами записывать в особую тетрадь и потом, анализируя сообщения, делать вывод. Так что, приходя на мостик, Куранов советовался со штурманами: — Ну, где рыба, Петрович? На зюйд-весте? Значит, иди туда. И как правило, практика до верия своим судоводителям всегда оправдывалась. То же са мое и с тралмейстерами. Выхо дят в море, не зная, где придется остановиться, и решают. Подбо- J y трала одного борта набить 00 -миллиметровыми бобинцами на один примерный район лова, другого — 500-миллиметровыми. И таких примеров согласован ных действий можно привести много. Короче, после первого плавания, когда заготовили 1500 центнеров рыбного полуфабрика та, моряки увидели: Алексей Николаевич не только требова тельный командир, но еще и хо роший рыбак. А это вселяло на дежду, что на «Миргороде» то же .можно успешно работать и иолу чать не меньше, чем па «везучих» кораблях, Опя не об манулись в своих выводах. С июня по ноябрь РТ-307 совер шал семь рейсов, в в каждом экипаж меньше полутора тысяч центнеров рыбы пе вылавливал, И что показательно, полуфабри кат в порту сдавали только пла новой и вьппсплановой сортно стью. К юбилею советского го сударства «миргородцы» ликви дировали задолженность первого квартала и досрочно справились с планом года. Было бы неверно думать, что болезненный период становле ния дружного коллектива уже закончен. Но если после атлан тического плавания экипаж ме нялся чуть ли пе на 70 процен тов, то теперь в стоянку с борта уходят всего диа-три моряка. Причем, те, кто считает себя «несправедливо» обиженным илв тс, кого и не держат. А в ма шинной команде и совсем почти нет текучести кадров. Это гово рит и о зрелости командиров и о большой дружбе машинных специалистов. О них надо сказать особо. С начала года у «Миргорода» было четыре безремоптпых стоянки. Именно потому, что механики, машинисты большой объем ра бот выполняют сами. Время для этого используют • разное. На пример, нрофилактиче с к и й осмотр таких механизмов, как народинамо, центробежный, пи тательный и других насосов, производят в море без потерн промыслового времени. Для то го, чтобы что-то сделать с глав ной машиной, ненадолго ложат* ся в дрейф. Большая нагрузка на механиков ложится в порту. И вот тут надо добрым словом вспомнить тт. Кирякова, Мерзля- кова, Шилова, Шкурякова, ко торые пропадают сутками па судне. С такой же старательно стью они трудятся и на промыс ле. Как говорил капитан, руко водитель машинной команды Иван Петрович Телслейко — главная опора в решениях всех вопросов судовой жизни. Так и должно быть. Принципиальность стармеха, как секретаря партий ной организации, помогает командованию правильно оце нить трудности и устранить их. На последнем собрании комму нисты «Миргорода» обсуждали очень важную тему. Как орга низовать работу, чтобы спра виться с заданием, которое в на чале года было запланировано і учетом нахождения судна в Атлантике. И хотя это задание пересмотрено в сторону умень шения и оно уже выполнено, сам факт говорит за себя. Мы начали о того, что сейчас на РТ-307 люди идут охотно. Хорошее доказательство пере-1 мены дел на судне. Впрочем, об] этом свидетельствуют и судовые] приказы. В последнее времд в і них фигурируют фамилии моря -1 ков, которым объявлена благо -1 дарность за хорошую работу. А, значит, корабль обрел главное" — настоящих хозяев. В. СЕРГЕЕВ. ВОЛГОГРАД. Мамаев курщв . (♦Стоять насмерть» и «Родаяа^ мать» — монументальные скульптуры памятника-ансамб ля героям битвы в а Волге. г . Ѵ - X і Фото Н. Суровцева. Фотохроника ТАСС. * • ! * ' - • • Семен Иванович Дежнев К р и т и к а и б и б л и о г р а ф и я «Обледенение траулеров» В прошлом году вышла в свет очень интересная книга капита на дальнего плавания М. И. Ни кифорова «Обледенение трауле ров». (Калининградское книжное издательство, 1966 г.). Книга эта может служить практическим пособием для всех моряков ры бопромыслового флота, особен но для судоводителей. Автор рассказывает в ней о случаях обледенения траулеров в море и о мерах, какие нужно предпри нимать во избежание опасных кренов, вызываемых обледене нием. Для всех еще свеж в памяти трагический случай гибели че тырех дальневосточных трауле ров в Беринговом море зимою 1965 года. В книге М. Никифо рова читатель узнает подроб ности, суровую правду о том, какой порою страшной опас ности подвергаются моряки на рыболовных судах и как они с честью выходят победителями в борьбе с морской стихией. Для мурманчан большой ин терес представит раздел «За ключение о причинах возникно вения опасных кренов па трау лерах бортового траления Мур манского тралового флота на промысле у полуострова Лабра дор во время жестокого шторма при отрида тель гіых темп ерату ра х воздуха 22—23 марта 1965 года». Автор книги подробно рас сказывает также и о мерах, принятых руководством про мысла по предупреждению о шторме и оказанию помощи траулерам, которые находились в опасном положении во время шторма, когда началось массовое обледенение судов. При этом подробно, с точностью до не скольких минут, рассказывается о борьбе экипажей судов РТ-184, РТ-264, РТ-273, РТ-283, РТ-298, РТ-308 и СМБ «Бесстрашный» за живучесть судов. В книге даны точные техни ческие расчеты с объяснением, при каких условиях обледенение бывает наиболее интенсивным, приводятся различные типы об леденений и рассказывается об основной опаспости, которая яв ляется результатом обледенения — образование крепа и потеря остойчивости судна. И, наконец, для всех моряков предназначена глава «Человек и море...» В ней говорится о ме рах, которые нужно предприни мать для своего спасения, если в случае крайней необходимо сти придется покидать судно, при опрокидывании обледенело го сѵдпа вверх килем. Книга хорошо иллюстрирова ла снимками с натуры обледе нелых судов во время жестоко го шторма, Б, ГЕОРГИЕВ. Среди простых русских людей, вписавших немало блестящих страниц в историю географиче ской науки, виднейшее место за нимает казак-мореплаватель Се мен Иванович Дежнев, прошед ший в 1648 г. из Северного Ле довитого океана в Тихнй и до казавший тем саадым, что Азия и Америка не являются одним материком, а отделены друг от друга. Семен Дежнев был родом из древнего русского города Вели кого Устюга. Уйдя из родного города, Дежнев сначала нес ка зачью службу в Тобольске, а за тем в Енисейске. Но молодого казака не устраивала служба в обжитых местах Сибири. Его влекло в «неведомые землицы». Начиная с 1640 г., Дежнев не однократно участвовал в похо дах по Восточной Сибири. В этих походах он чаще всего бы вал сборщиком дани (ясака) , которую местное население вы плачивало пушниной и моржо вым клыком. Дежнев побывал на реках Та ту, Амга, Яна, Оймякон, Мому, а в июне 1643 г. по Индигирке вы шел в Северный Ледовитый океан. Так Дежнев стал мореплава телем. К этому времени географиче ские познания Дежнева о Во сточной Сибири значительно расширились. Еще во время по хода в район Оймякона он узнал, что к юго-востоку от нее про текает река Охота, которая впа дает в море. Теперь он позна комился с рекий Колымой, так же впадающей в море. Естест венно, что у него возник интерос к землям, лежащим к северо- востоку от Колымы. К лету 1647 года в Нижнеко лымском остроге была подготов лена экспедиция для поисков лежбищ моржа, для торговли с чукчами и открытия неведомой реки Анадырь. Во главе экспеди ции стоял московский приказчик Федот Попов. Попов попросил, власти Ниж неколымского острога включить в экспедицию служилого челове ка для сбора ясака. Узнав об этом, Дежнев подал челобитную Ч ья имена ло ся т яаш я корабля с просьбой о назначении его в экспедицию, обязуясь предста вить в казну определенное ко личество пушнины. Ходатайство его было удовлетворено. В экс педиция Дежнев, как предста витель государственной власти, сразу же занял руководящее по ложение. Свою задачу он видел в том, чтобы найти морской путь в неизвестные реки на восто ке Сибири, в частности, в реку Анадырь, привести народности, живущие на берегах этих рек, в подданство Московского госу дарства и обложить это^ населе ние ясаком. Этим самым Деж нев брал на себя всю ответствен ность за успех экспедиции. Он по праву должен быть признан первым лицом в этом морском путешествии. Летом 1647 г. четыро коча вы шли в море, чтобы «той кости рыбьего зуба и соболиных про мыслов разведати». Море в районе устья Колымы оказалось покрытым непроходи мыми льдами, и мореходы вы нуждены были _ вернуться в Нижнеколымский острог. Неудача не обескуражила ис кателей «рыбьего зуба». На сле дующее лето они направились в экспедицию на семи кочах. Дежнев и Попов потнрежнему были руководителями экспеди ции. Не доходя до Берингова пролива, два коча во время бури разбились о льды. . Команды этйх кочей высадились на берег и погибли в стьгчках с коряка ми и от голода; Остальные пять кочей, следуя далее, вскоре разъединились. Крайнюю восточ ную оконечность Азии, которую Дежнев назвал «Большим Ка менным пасом»- и которая и з вестна теперь под его именем, обогнули только три коча. Два других коча проследовали в не известном направлении. Дежнев был наблюдательный человеком. Он хорошо запом нил, а позднее описал некото рые географические особенности восточной оконечности Азии и омываемых ее вод. У «Большого Каменного яоса» разбило еще одно судно. В вро- яиве между Азией и Америкой экспедиция продолжала плава ние уже на двух кораблях. Важно отметить, что Дежнев ясно представлял значение сво его открытия. В одной из ч$ло- битных он прямо указывает, что совершил путешествие -по «Ве ликому морю-океану», которое простирается от Колымы. ДО Анадыря. Это было первое пла вание русских (и вообще евро пейцев) в северной части Тихо го океана (в Беринговом море), В дальнейшем Дежневу по счастливилось открыть огромное лежбище моржа недалеко от устья реки Анадырь Затем он путешествовал на Колыме, бы вал в устье реки Лены, в Якут ске. Умер он в Москве в 1673 году. История путешествия Дежне ва и его жизнь стали предметом особых исследований, которые полностью подтвердили первен ство русских Ъ разрешении во проса о существовании пролива между Азией и Америкой. Значение похода Дежнева исключительно велико еще и по тому, что с ним связывается первое проникновение русских на Камчатку и Аляску. . * * * Со времени морского путе шествия Дежнева прошло более 300 лет. Но время не стерло из памяти народов нашей страны мужественный образ простого русского человека, внесшего* Ог ромный вклад в 'географическую науку. Именем С. И. Дежнева назва* вы крайняя восточная оконеч ность Азии («Мыс Дежнева») , хребет на Чукотском полуостро ве, село на Амуре. Именем Семена Дежнева на* звано и судно СРТ-180, которое входит в состав кораблей «Мур- мапсельди». В. ЕРШОВ, Ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz