Рыбный Мурман. 1967 г. Ноябрь.

/ } а приходит хозяин • • • В КЯЮТе Ь« 11 !И!tillЛ Р1-ЗШ ♦Миргород» Алексея Николаеви­ ча Куранова ва другой день при­ хода в оорт было шумно. За ­ ходили вахтенный штурман, старпом, старший мастер по до­ быче, другие специалисты. Все что-то утрясали, согласовывали, говорили о насущных делах каждый по своему заведова­ нию Но ия числа визитеров ме­ н я удивили двое. Первый, как йотом оказалось, совсем не имел отношения к судну, и его оред- ставлял товарищ: — Товарищ капитан, возьми­ те его матросом, ручаюсь. После короткого делового разговора Куранов ответил: — Хорошо. Ссйпас получите личное требование. Другим посетителем оказался ^мастер но добыче Юрий Семо- вович Еремеев, раньше ходив­ ший на этом судне. — А гебя-то я давно жду, — воскликнул Алексей Николае- вяч. — Хочешь к нам? Вот я прекрасно. Удивился я потому, что «Мир­ город» еще каких-то полгода на­ зад числился самым плохим па­ роходом, а на таких, как извест­ но, моряки не особо желают ила- вать. И вот на тебе: сразу двое даже оросят нх взять на борт. Значит, па корабле за эти шесть месяцев произошли большие язмеяевяя? До прихода ва РТ-307 A. II. Куранова здесь сменилось шесть капитанов. С его пред­ шественником моряки ходили в Атлантику, план завалили на­ столько, что судно оказалось в самом хвосте. Балансовая ко­ миссия, которая рассматривала хозяйственную деятельность экипажа за первый квартал, вы­ несла категорическое решение: работу признать неудовлетво­ рительной, и далее следовал анализ упущений как командно­ го состава, так и всего коллекти­ ва. Отмечалось также и то, что ва прошедшее время отсутство­ вала политико-воспитательная работа. Комиссия рекомендовала закрепить за «^Миргородом» по­ стоянного капитана. Так Алек­ сей Николаевич Куранов, бы­ вший старпом орденоносного БМРТ «Гоголь», поднялся на мо­ с т и к РТ-307. На первом собрании экипажа, иогда Куранов бескомпромиссно задал тон положить конец беспо­ рядкам на траулере, кто-то из моряков бросил реплику: — Знаем мы эту новую метлу. Шесть человек уже пробовали. И седьмой — проходящий. Пе обращая внимания на зло­ пыхательства, капитан строго предупредил: — Отныне будет такой поря­ док. Провинился — получай на­ казание. Достоин -поощрения — будем поошрять. Чтобы выполнить это правило, пришлось хорошенько все об­ думать с секретарем паршивой организации старшим механи­ ком Иваном Петровичем Теле­ лейко. Во-первых, следовало по­ требовать от коммунистов — их на судне шесть — оо-партийно- му оценивать свои поступив, быть именно примером длр все­ го экипажа. Раньше встречались среди них и любители выпить на отходе и нарушители дис­ циплины. Затем обновили • судо­ вой комитет, избрав в него бо­ лее достойных товарищей. Это делалось уже в море. А при вы­ ходе в первый рейс новый капи­ тан «снял» стружку с тех, кто но старой традиции пришел на отход навеселе. Приказ о нало­ жении взыскании вывесили в салове, па собрании, том, где говорилось о «новой метле», их пропесочили сами же моряки. Но, надо полагать, не сразу был наведен оорядок. Алексей Николаевич ушел до­ вить рыбу. Как уж — это другой разговор. Не спал су тками , . до­ верял помощникам, держал тес­ ный контакт с мастерами по до­ быче . . Причем, ва мостике заве­ ли такое правило. Все разгово­ ры по УКВ с соседними судами записывать в особую тетрадь и потом, анализируя сообщения, делать вывод. Так что, приходя на мостик, Куранов советовался со штурманами: — Ну, где рыба, Петрович? На зюйд-весте? Значит, иди туда. И как правило, практика до­ верия своим судоводителям всегда оправдывалась. То же са­ мое и с тралмейстерами. Выхо­ дят в море, не зная, где придется остановиться, и решают. Подбо- J y трала одного борта набить 00 -миллиметровыми бобинцами на один примерный район лова, другого — 500-миллиметровыми. И таких примеров согласован­ ных действий можно привести много. Короче, после первого плавания, когда заготовили 1500 центнеров рыбного полуфабрика­ та, моряки увидели: Алексей Николаевич не только требова­ тельный командир, но еще и хо­ роший рыбак. А это вселяло на­ дежду, что на «Миргороде» то­ же .можно успешно работать и иолу чать не меньше, чем па «везучих» кораблях, Опя не об­ манулись в своих выводах. С июня по ноябрь РТ-307 совер­ шал семь рейсов, в в каждом экипаж меньше полутора тысяч центнеров рыбы пе вылавливал, И что показательно, полуфабри­ кат в порту сдавали только пла­ новой и вьппсплановой сортно­ стью. К юбилею советского го­ сударства «миргородцы» ликви­ дировали задолженность первого квартала и досрочно справились с планом года. Было бы неверно думать, что болезненный период становле­ ния дружного коллектива уже закончен. Но если после атлан­ тического плавания экипаж ме­ нялся чуть ли пе на 70 процен­ тов, то теперь в стоянку с борта уходят всего диа-три моряка. Причем, те, кто считает себя «несправедливо» обиженным илв тс, кого и не держат. А в ма­ шинной команде и совсем почти нет текучести кадров. Это гово­ рит и о зрелости командиров и о большой дружбе машинных специалистов. О них надо сказать особо. С начала года у «Миргорода» было четыре безремоптпых стоянки. Именно потому, что механики, машинисты большой объем ра­ бот выполняют сами. Время для этого используют • разное. На­ пример, нрофилактиче с к и й осмотр таких механизмов, как народинамо, центробежный, пи­ тательный и других насосов, производят в море без потерн промыслового времени. Для то­ го, чтобы что-то сделать с глав­ ной машиной, ненадолго ложат* ся в дрейф. Большая нагрузка на механиков ложится в порту. И вот тут надо добрым словом вспомнить тт. Кирякова, Мерзля- кова, Шилова, Шкурякова, ко­ торые пропадают сутками па судне. С такой же старательно­ стью они трудятся и на промыс­ ле. Как говорил капитан, руко­ водитель машинной команды Иван Петрович Телслейко — главная опора в решениях всех вопросов судовой жизни. Так и должно быть. Принципиальность стармеха, как секретаря партий­ ной организации, помогает командованию правильно оце­ нить трудности и устранить их. На последнем собрании комму­ нисты «Миргорода» обсуждали очень важную тему. Как орга­ низовать работу, чтобы спра­ виться с заданием, которое в на ­ чале года было запланировано і учетом нахождения судна в Атлантике. И хотя это задание пересмотрено в сторону умень­ шения и оно уже выполнено, сам факт говорит за себя. Мы начали о того, что сейчас на РТ-307 люди идут охотно. Хорошее доказательство пере-1 мены дел на судне. Впрочем, об] этом свидетельствуют и судовые] приказы. В последнее времд в і них фигурируют фамилии моря -1 ков, которым объявлена благо -1 дарность за хорошую работу. А, значит, корабль обрел главное" — настоящих хозяев. В. СЕРГЕЕВ. ВОЛГОГРАД. Мамаев курщв . (♦Стоять насмерть» и «Родаяа^ мать» — монументальные скульптуры памятника-ансамб­ ля героям битвы в а Волге. г . Ѵ - X і Фото Н. Суровцева. Фотохроника ТАСС. * • ! * ' - • • Семен Иванович Дежнев К р и т и к а и б и б л и о г р а ф и я «Обледенение траулеров» В прошлом году вышла в свет очень интересная книга капита­ на дальнего плавания М. И. Ни­ кифорова «Обледенение трауле­ ров». (Калининградское книжное издательство, 1966 г.). Книга эта может служить практическим пособием для всех моряков ры­ бопромыслового флота, особен­ но для судоводителей. Автор рассказывает в ней о случаях обледенения траулеров в море и о мерах, какие нужно предпри­ нимать во избежание опасных кренов, вызываемых обледене­ нием. Для всех еще свеж в памяти трагический случай гибели че­ тырех дальневосточных трауле­ ров в Беринговом море зимою 1965 года. В книге М. Никифо­ рова читатель узнает подроб­ ности, суровую правду о том, какой порою страшной опас­ ности подвергаются моряки на рыболовных судах и как они с честью выходят победителями в борьбе с морской стихией. Для мурманчан большой ин­ терес представит раздел «За­ ключение о причинах возникно­ вения опасных кренов па трау­ лерах бортового траления Мур­ манского тралового флота на промысле у полуострова Лабра­ дор во время жестокого шторма при отрида тель гіых темп ерату­ ра х воздуха 22—23 марта 1965 года». Автор книги подробно рас­ сказывает также и о мерах, принятых руководством про­ мысла по предупреждению о шторме и оказанию помощи траулерам, которые находились в опасном положении во время шторма, когда началось массовое обледенение судов. При этом подробно, с точностью до не­ скольких минут, рассказывается о борьбе экипажей судов РТ-184, РТ-264, РТ-273, РТ-283, РТ-298, РТ-308 и СМБ «Бесстрашный» за живучесть судов. В книге даны точные техни­ ческие расчеты с объяснением, при каких условиях обледенение бывает наиболее интенсивным, приводятся различные типы об­ леденений и рассказывается об основной опаспости, которая яв­ ляется результатом обледенения — образование крепа и потеря остойчивости судна. И, наконец, для всех моряков предназначена глава «Человек и море...» В ней говорится о ме­ рах, которые нужно предприни­ мать для своего спасения, если в случае крайней необходимо­ сти придется покидать судно, при опрокидывании обледенело­ го сѵдпа вверх килем. Книга хорошо иллюстрирова­ ла снимками с натуры обледе­ нелых судов во время жестоко­ го шторма, Б, ГЕОРГИЕВ. Среди простых русских людей, вписавших немало блестящих страниц в историю географиче­ ской науки, виднейшее место за­ нимает казак-мореплаватель Се­ мен Иванович Дежнев, прошед­ ший в 1648 г. из Северного Ле­ довитого океана в Тихнй и до­ казавший тем саадым, что Азия и Америка не являются одним материком, а отделены друг от друга. Семен Дежнев был родом из древнего русского города Вели­ кого Устюга. Уйдя из родного города, Дежнев сначала нес ка­ зачью службу в Тобольске, а за­ тем в Енисейске. Но молодого казака не устраивала служба в обжитых местах Сибири. Его влекло в «неведомые землицы». Начиная с 1640 г., Дежнев не­ однократно участвовал в похо­ дах по Восточной Сибири. В этих походах он чаще всего бы­ вал сборщиком дани (ясака) , которую местное население вы­ плачивало пушниной и моржо­ вым клыком. Дежнев побывал на реках Та­ ту, Амга, Яна, Оймякон, Мому, а в июне 1643 г. по Индигирке вы­ шел в Северный Ледовитый океан. Так Дежнев стал мореплава­ телем. К этому времени географиче­ ские познания Дежнева о Во­ сточной Сибири значительно расширились. Еще во время по­ хода в район Оймякона он узнал, что к юго-востоку от нее про­ текает река Охота, которая впа­ дает в море. Теперь он позна­ комился с рекий Колымой, так­ же впадающей в море. Естест­ венно, что у него возник интерос к землям, лежащим к северо- востоку от Колымы. К лету 1647 года в Нижнеко­ лымском остроге была подготов­ лена экспедиция для поисков лежбищ моржа, для торговли с чукчами и открытия неведомой реки Анадырь. Во главе экспеди­ ции стоял московский приказчик Федот Попов. Попов попросил, власти Ниж­ неколымского острога включить в экспедицию служилого челове­ ка для сбора ясака. Узнав об этом, Дежнев подал челобитную Ч ья имена ло ся т яаш я корабля с просьбой о назначении его в экспедицию, обязуясь предста­ вить в казну определенное ко­ личество пушнины. Ходатайство его было удовлетворено. В экс­ педиция Дежнев, как предста­ витель государственной власти, сразу же занял руководящее по­ ложение. Свою задачу он видел в том, чтобы найти морской путь в неизвестные реки на восто­ ке Сибири, в частности, в реку Анадырь, привести народности, живущие на берегах этих рек, в подданство Московского госу­ дарства и обложить это^ населе­ ние ясаком. Этим самым Деж­ нев брал на себя всю ответствен­ ность за успех экспедиции. Он по праву должен быть признан первым лицом в этом морском путешествии. Летом 1647 г. четыро коча вы­ шли в море, чтобы «той кости рыбьего зуба и соболиных про­ мыслов разведати». Море в районе устья Колымы оказалось покрытым непроходи­ мыми льдами, и мореходы вы­ нуждены были _ вернуться в Нижнеколымский острог. Неудача не обескуражила ис­ кателей «рыбьего зуба». На сле­ дующее лето они направились в экспедицию на семи кочах. Дежнев и Попов потнрежнему были руководителями экспеди­ ции. Не доходя до Берингова пролива, два коча во время бури разбились о льды. . Команды этйх кочей высадились на берег и погибли в стьгчках с коряка ­ ми и от голода; Остальные пять кочей, следуя далее, вскоре разъединились. Крайнюю восточ­ ную оконечность Азии, которую Дежнев назвал «Большим Ка ­ менным пасом»- и которая и з ­ вестна теперь под его именем, обогнули только три коча. Два других коча проследовали в не­ известном направлении. Дежнев был наблюдательный человеком. Он хорошо запом­ нил, а позднее описал некото­ рые географические особенности восточной оконечности Азии и омываемых ее вод. У «Большого Каменного яоса» разбило еще одно судно. В вро- яиве между Азией и Америкой экспедиция продолжала плава­ ние уже на двух кораблях. Важно отметить, что Дежнев ясно представлял значение сво­ его открытия. В одной из ч$ло- битных он прямо указывает, что совершил путешествие -по «Ве­ ликому морю-океану», которое простирается от Колымы. ДО Анадыря. Это было первое пла­ вание русских (и вообще евро­ пейцев) в северной части Тихо го океана (в Беринговом море), В дальнейшем Дежневу по­ счастливилось открыть огромное лежбище моржа недалеко от устья реки Анадырь Затем он путешествовал на Колыме, бы­ вал в устье реки Лены, в Якут ­ ске. Умер он в Москве в 1673 году. История путешествия Дежне­ ва и его жизнь стали предметом особых исследований, которые полностью подтвердили первен­ ство русских Ъ разрешении во­ проса о существовании пролива между Азией и Америкой. Значение похода Дежнева исключительно велико еще и по­ тому, что с ним связывается первое проникновение русских на Камчатку и Аляску. . * * * Со времени морского путе­ шествия Дежнева прошло более 300 лет. Но время не стерло из памяти народов нашей страны мужественный образ простого русского человека, внесшего* Ог­ ромный вклад в 'географическую науку. Именем С. И. Дежнева назва* вы крайняя восточная оконеч­ ность Азии («Мыс Дежнева») , хребет на Чукотском полуостро­ ве, село на Амуре. Именем Семена Дежнева на* звано и судно СРТ-180, которое входит в состав кораблей «Мур- мапсельди». В. ЕРШОВ, Ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz