Рыбный Мурман. 1967 г. Ноябрь.

/ 1 1« Ш І І І І І І І І ! І І І . І І І І І І І ІНЬ . . . І І І І І І І І І І І І І І І І І < І І ІШГ І І І І І І І І . 1Н І І І І І І І Н І І І І І І І І І І І І І < І І ІШІ І І І І І І І І І І І ІН І І І 1 І ІШ l l l l l l t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l U t l l H l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l i i n t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l i i i i i i i f i i i i f c I E ic Мы уж» настолько привык­ ла к тому, что нас окружает, к размаху нзшего строитель­ ства. что пас. пожалуй, труд- по чем удивить. Даже рейсы космических кораблей стали чем то обыденным. Но да= м я т о оглянемся мысленно на иолвека назад, проследим ароиден пин страной, наро­ дом нуть, задумаемся над тем, что было и что стало. И тогда понятнее станет вели­ кая преобразующая сила Ок­ тября, Советской власти, раз­ маха т а г и саженьи. Перед нами два фотосним­ ка. На верхнем — шняки — рыболовные суденышки до­ революционной поры. На нижнем — современный про­ мыслово-производствен н ы й рефрижератор. Два корабля — две .эпохи! В них как в зеркале отра­ жен! и экономическая мощь государства, и забота партии и правительства о тружени­ ках мори» о развитии рыбно­ го хозяйства. ...Іііняка. Молодые моряки знают о ней только пона­ слышке да по фотографиям. Эіо идоскодонвая лодка на четырех человек, шитая бе­ чевкой из тонких досок ши­ ринок в четыре вершка. Под­ нимает от 130 до 250 пу­ дов груза. Вооружена одной мачтой с прямым рейковым парусом. Вот что писал о ней Михаил Михайлович При­ швин в своей книго «За вол­ шебным колобком», которая вышла в 190S году, «...это то шняки, которые на Севе­ ре служат символом русской отсталости и постоянным предметом насмешек соседей- норвежцев». О тяжелой участи поморов и особенно покрученников, рыбаков, которых нанимал («крутил») хозяин шняк или ёл, рассказывали многие про­ грессивные иисатели. Владимир Ильич Ленин в своей книге «Развитие капи­ тализма в России» относил покрут к одному из жесто­ ких видов эксплуатации. А разве легче был труд зуйков, этих малолетних ры­ баков? ІІу жд а за ста вля ла родителей отправлять детей на рыбный промысел в услу­ жен ие — обед готовить* по­ суду мыть, снасти сушить... — Хуже всего было тюка отвивать, — вспоминает про­ славленный капитан, Героя Социалистического Труда Андрей Яковлевич Маклаков, который, как и многие дру­ гие ветераны флота, начи­ нал свой трудовой путь с зуйков. — В тюке до четы­ рехсот метров длины, а 15—20 таких тюков составля­ ли ярус, который опускали в море. После лова ярус снова при- холилось развивать на тю­ ки. Тысячи лесок-форшней, тысячи крючков надо распу­ тать. Руки от рассола, от на­ туги, от ветра пухли, больно было до крови... А плата зуй­ ку за лето — несколько пудов рыбы соленой, немного суше­ ных рыбьих голов да денег. Жить на берегу приходи­ лось в крошечных избушках и землянках, спать на нарах вповалку. Поморы па своих утлых тониках и ёлах не уходили далеко от берегов, но немало в районе Исландии и ва Большой Ньюфаундлендской банке. Одного только пал­ туса выловил 930 тонн. Кол­ лектив досрочно выполнил план юбилейного года. На «Северном сиянии* чет­ вертая часть экипажа имеет среднее и высшее специаль­ ное образование. Кораблей типа БМРТ в траловом флоте более соро­ ка. Это ударная сила флота. Экипажи их пе раз показыва­ ли образцы трудового героиз­ ма, умелого использования техники. Вспомним соревно­ вание стотысятаиков, раз­ вернувшееся по почину доб- ролюбовцев в 1965 году. В этот год моряки БМРТ «Го­ голь» добыли 123 тысячи центнеров рыбы и выработа­ ли из нее около 80 тысяч центнеров готовой продук­ ции. Кроме моряков «Гого­ ля», еще семь экипажей до­ бились стотысячного вылова. Мы можем гордиться тем, чго идея строительства су- ІУ» Поморские шняки. ловия. Уютные каюты, отде­ ланные пластиком. В боль­ шинстве кондиционирован­ ный воздух, умывальник с горячей и холодной водой. Ш А Г И С А Ж Е Н Ь И ид гибло во время штормов, И неудивительно, что при та­ кой «технике лова» до рево­ люции на Мурмане вылавли­ валось очень немного трески. За десять лет, с 1904 но 1913 год, вылов рыбы в среднее составил лишь 84 тысячи цечтперов. А сейчас давайте совершим экскурсию по большому мо­ розильному траулеру «Север­ ное сияние», который в канун 50-летия Октября возвратил­ ся в родной порт. Это современный океанский рыболовный корабль. На нем множество механизмов, элек­ тромоторов и приборов, об­ легчающих труд экипажа. Гл авная машина нозвол лет кораблю развивать ход до 12,5 узла, в охлаждаемые трюмы корабля помещается 700 тонн- мороженой рыбы. Моряки имеют всо условия для отдыха. Экипаж этого корабля в мипу'*.ип*м рейсе промышлял дов кормового траления за- Просторные салоны. Имеется родилась на Севере, что мур­ манчане первые дали путев­ ку в жигзнь большим моро­ зильным траулерам. Эти корабли еще долго бу­ дут в строю рыбопромыслово­ го флота. Но сейчас строятся значительно более совершен­ ные суда, суда, за которыми будущее. Эго иромыслово- производствеішые рефриже­ раторы. В Мурманском тра ­ ловом флоте их уже пятнад­ цать: «Рембрандт». «Пере- мышль», «Ван-Дейк», «Павло­ во», «Грумзнт» и другие. Вот, например, некоторые цифры, характеризующие IIПР «Грумант». Водоизмо­ щение ири полном грузо 5650 тонн. Дизель мощностью 3100 лошадиных сил. На ры- бофабрике мощные моро­ зильные камеры, транспорте­ ры. Сложные навигационные и рыбопоисковые приборы. Экипажу созданы все ус- пианино, магнитофоны, ра­ диоприемники, * музыкаль­ ные инструменты, настоль­ ные игры. И давайте сравним старую рыбацкую шняку или ёлу с этим кораблем. Весло и парус и дизель в 3100 лошадиных сил. Веревка с множеством крючков и трал, который поднимается на борт мощной лебедкой. Закопченные землянки я н.чры и каюты с копдицяони- ровг'нным воздухом. Лов вблизи берегов и про­ мысел в любой части океана. 84 тысячи центнеров ры­ бы добывалось па Мурмане в среднем за год до револю­ ции. А в іобилеййом году один только экипаж ППР «Рембрандт» за 10 месяцев выловил свыше 118 тысяч- центнеров рыбы. Десятки различных иност­ ранных делегаций побывали в этом году в Мурманске. Были среди них специалисты рыбного хозяйства кз^Фран- ции, Норвегии и д ру ги х .. стран. И надо было только видеть лица гостей после то ­ го, как они аобывали на бор­ ту промыслово-производст­ венных рефрижераторов я трэ нспортных рефрижерато- ров. Одни выражали удивле­ ние, другие — и таких было , t большинство — восхищение . . Перед нашими гостями к а к { бы оживали . и становились н понятными строки из Тези- . ' сов ЦК КПСС «50 лет Вели« кой Октябрьской с о ц и а л и ^ стической революции* — «Советский Союз достиг не- ! прерывного подъема экономи­ ки, высоких темпов развита® науки и техники* занятости трудоспособного населения и повышения народного благо­ состояния». В. ЕВГБНЬЕВ. ІШ І І ІШ І І І І 1 !ШШ ! Н ! і 1 І ІЖ« і 1 ! ! І ІНІ І ! і і 1 І ІШІ І І І І 1 і 1 і 1! і ! і 1 і і і ! і 1ИІ ІШ1 і і і ! 1 ! ! 1 ІШШ п ~ Современный р ы б о л о в н ы й т р а у л е р . . E a f l « l t l l l l l l l l l l l l l l ! l l l l l l l l l l l t l l l l l l l l l l l l l l l | | | | | | | | | | | | t l l l l l l t l l | | | | | | | | | | | | | | | | f l | | | | | | t | | | | | | | | | | | | | | | | | | « | | l i ( | | | | i t ІІІІІІІІІІІІІІІІІІ 1 ІІІІШ! Улица комиссара Лопухина ОТ ТАЧКИ И ЛОЛИТЫ Воспоминания портотка • и (Окончание, Нач. яа 4 стр.). батывались не в один день, год, а с того часа, когда одиэнадца- тилетпий Володька Полухин впервые пошел в марксистский кружок. А потом уж следовала школа мужества, революцион­ ных убеждений... Так называемый голодный бунт па линкоре «Гангут». Про­ тест на скотское обращение, по­ бои Четырнадцать моряков были арестованы, четверо казпены. За недостаточностью улик Полу­ нина освободили, разжаловав в матросы второй статьи и списав с корабля. Февр льская револю- путатов и Центромура, членом ция застала его уже на Севе- Военного Совета Кольского ук- ре... репленпого района. Перечень «8 мая 1917 г. в редакцию только этих обязанностей свиде- «Правды». Просим редакцию вы- тельствует о кипучей деятель- сылать ежедневно с текущего ности Ііолухина* доверии, ока- номера 2 экзвхлгпляра «Правды» занном ему, матросу, собратья- за счет ЦК по адресу: г. Мур- ми по духу, маііск, Архангельской губ., Ва« и» рягосвязь, В. Полухину. Сскрѳ- Конечно, встретившаяся мне тарь ЦК» старушка мало что знала о жиз- К этому времени Владимир * п чрезвычайного комиссара, но Федорович был избран делега- благодарная память народа оста- том в постоянное делегатское со* вила еи> наим вго имя, .которым бранно Кольского укрепленного назваиа сейчас улица в мур- района, членом Мурманского Со- маиских Іеремущках. вета рабочих и солдатских де« В. МОРЯНОВ, Весна 1930 года... Мурманский рыбный аорт. Все здесь непривычно для меня, молодого человека, только вступающего на трудовой путь. Залив, корабли, швартующие-, ся к причалам, трудовая суета в порту. Растеряться было от чего. Тем более что при на­ правлении на работу на грузо­ вой участок нормировщиком мепя предупредили: — Требования* юноша, к вам будут предъявляться без ски­ док на вашу молодость. Порт начинает осуществленио иро- граммы механизации, н дед хва­ тит всем по горло. Таким образом» совершенно нечаянно и даж е не подозревая об этом, я стал свидетелем, а за­ тем и участником того процес­ са, который впоследствии полу^ чид название: «Тачки и додаты на свалку!» Силами самих портовиков бы­ ли сооружены рыбоперегружате- ли — стеллинги (кстати говоря, они я сегодня исправно- несут службу, только в усовершенст­ вованном виде). Коллектив пор­ та возвел электростанцию, мощ­ ную котельиую, льдобазу в Тк>- .ва-губе... У портовиков были планы ши­ рокие, далеко идущие: Только осуществлять их пришлось с разрывом во времени в четыре года. Этот период в пояснениях не нуждается. ,: г ' всееэ вые* * в орту «мелось шесть причалов. Теперь их во много ра з бовь« т е . Высятся над пими могучио портальные краны. Сву**г э д асфальту юрки# электрокамин проходят мощные грузовозы... А у причала №... Да неважна^ какой номер у этого причала* другое важно — океанская гро­ мадина» оставившая за кормой тысячи миль в Атлантике, пото­ рапливает портовиков: «Ше­ велитесь* братцы. Юбилея ско* ро* вы уш не зад ерж и в ай т е . Но дремлют и портовшеи, Др«» т е * доказательство этому т - цифры. Двести тонн в ч а а — ка­ кова производительность ші бум« неровно судов углем, я вдох»» гцаяся* к нашей законно» гор* дости, самой высокой в стр&же. Свои вклад в мехаии;*а&рш> внесли многие портовики. Например* силами новгторо* по предложению инженеров тт. Дянина и Сапожников а был* изготовлена машина а о выгруз­ ке рыбной муки. Рассказывать об этом можно долго. Пусть читатель сам рется, пусть он пороется в пыль* ных иодшивках газет воендііх * послевоенных нет, пусть. гв$помя нит слова незабываемые".. ѵ— Медаль за бой, медаль за труд Из одного металла льют... Мой порт стал орденоносным* Ему вручено на в е ч н о р . 'д р ^ з н а м я ' /Ц К нение Памятное Почти с первых дней Великой КПСС, Президиума ^Верховного. Отечественной войны и до ее Совета СССР, Совета Министров конца мурманские портовики СССР и ВЦСПС, несли вахту и трудовую и бое- Верится, что в дальнейшем вую одновременно. портовики умножат славные тра* : Сейчас, когда я прохожу ио; Днцни . ......... территории нашего порта, не ве- А. ПУГИН, начальник отда­ рится, что и такое было в : едо да труда и зарплаты ордена / . славной истории. . t Ленина Мурманского морсно*. Когда я пришел сюда впер- го рыбного порта •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz