Рыбный Мурман. 1967 г. Ноябрь.
/ 1 1« Ш І І І І І І І І ! І І І . І І І І І І І ІНЬ . . . І І І І І І І І І І І І І І І І І < І І ІШГ І І І І І І І І . 1Н І І І І І І І Н І І І І І І І І І І І І І < І І ІШІ І І І І І І І І І І І ІН І І І 1 І ІШ l l l l l l t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l U t l l H l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l i i n t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l i i i i i i i f i i i i f c I E ic Мы уж» настолько привык ла к тому, что нас окружает, к размаху нзшего строитель ства. что пас. пожалуй, труд- по чем удивить. Даже рейсы космических кораблей стали чем то обыденным. Но да= м я т о оглянемся мысленно на иолвека назад, проследим ароиден пин страной, наро дом нуть, задумаемся над тем, что было и что стало. И тогда понятнее станет вели кая преобразующая сила Ок тября, Советской власти, раз маха т а г и саженьи. Перед нами два фотосним ка. На верхнем — шняки — рыболовные суденышки до революционной поры. На нижнем — современный про мыслово-производствен н ы й рефрижератор. Два корабля — две .эпохи! В них как в зеркале отра жен! и экономическая мощь государства, и забота партии и правительства о тружени ках мори» о развитии рыбно го хозяйства. ...Іііняка. Молодые моряки знают о ней только пона слышке да по фотографиям. Эіо идоскодонвая лодка на четырех человек, шитая бе чевкой из тонких досок ши ринок в четыре вершка. Под нимает от 130 до 250 пу дов груза. Вооружена одной мачтой с прямым рейковым парусом. Вот что писал о ней Михаил Михайлович При швин в своей книго «За вол шебным колобком», которая вышла в 190S году, «...это то шняки, которые на Севе ре служат символом русской отсталости и постоянным предметом насмешек соседей- норвежцев». О тяжелой участи поморов и особенно покрученников, рыбаков, которых нанимал («крутил») хозяин шняк или ёл, рассказывали многие про грессивные иисатели. Владимир Ильич Ленин в своей книге «Развитие капи тализма в России» относил покрут к одному из жесто ких видов эксплуатации. А разве легче был труд зуйков, этих малолетних ры баков? ІІу жд а за ста вля ла родителей отправлять детей на рыбный промысел в услу жен ие — обед готовить* по суду мыть, снасти сушить... — Хуже всего было тюка отвивать, — вспоминает про славленный капитан, Героя Социалистического Труда Андрей Яковлевич Маклаков, который, как и многие дру гие ветераны флота, начи нал свой трудовой путь с зуйков. — В тюке до четы рехсот метров длины, а 15—20 таких тюков составля ли ярус, который опускали в море. После лова ярус снова при- холилось развивать на тю ки. Тысячи лесок-форшней, тысячи крючков надо распу тать. Руки от рассола, от на туги, от ветра пухли, больно было до крови... А плата зуй ку за лето — несколько пудов рыбы соленой, немного суше ных рыбьих голов да денег. Жить на берегу приходи лось в крошечных избушках и землянках, спать на нарах вповалку. Поморы па своих утлых тониках и ёлах не уходили далеко от берегов, но немало в районе Исландии и ва Большой Ньюфаундлендской банке. Одного только пал туса выловил 930 тонн. Кол лектив досрочно выполнил план юбилейного года. На «Северном сиянии* чет вертая часть экипажа имеет среднее и высшее специаль ное образование. Кораблей типа БМРТ в траловом флоте более соро ка. Это ударная сила флота. Экипажи их пе раз показыва ли образцы трудового героиз ма, умелого использования техники. Вспомним соревно вание стотысятаиков, раз вернувшееся по почину доб- ролюбовцев в 1965 году. В этот год моряки БМРТ «Го голь» добыли 123 тысячи центнеров рыбы и выработа ли из нее около 80 тысяч центнеров готовой продук ции. Кроме моряков «Гого ля», еще семь экипажей до бились стотысячного вылова. Мы можем гордиться тем, чго идея строительства су- ІУ» Поморские шняки. ловия. Уютные каюты, отде ланные пластиком. В боль шинстве кондиционирован ный воздух, умывальник с горячей и холодной водой. Ш А Г И С А Ж Е Н Ь И ид гибло во время штормов, И неудивительно, что при та кой «технике лова» до рево люции на Мурмане вылавли валось очень немного трески. За десять лет, с 1904 но 1913 год, вылов рыбы в среднее составил лишь 84 тысячи цечтперов. А сейчас давайте совершим экскурсию по большому мо розильному траулеру «Север ное сияние», который в канун 50-летия Октября возвратил ся в родной порт. Это современный океанский рыболовный корабль. На нем множество механизмов, элек тромоторов и приборов, об легчающих труд экипажа. Гл авная машина нозвол лет кораблю развивать ход до 12,5 узла, в охлаждаемые трюмы корабля помещается 700 тонн- мороженой рыбы. Моряки имеют всо условия для отдыха. Экипаж этого корабля в мипу'*.ип*м рейсе промышлял дов кормового траления за- Просторные салоны. Имеется родилась на Севере, что мур манчане первые дали путев ку в жигзнь большим моро зильным траулерам. Эти корабли еще долго бу дут в строю рыбопромыслово го флота. Но сейчас строятся значительно более совершен ные суда, суда, за которыми будущее. Эго иромыслово- производствеішые рефриже раторы. В Мурманском тра ловом флоте их уже пятнад цать: «Рембрандт». «Пере- мышль», «Ван-Дейк», «Павло во», «Грумзнт» и другие. Вот, например, некоторые цифры, характеризующие IIПР «Грумант». Водоизмо щение ири полном грузо 5650 тонн. Дизель мощностью 3100 лошадиных сил. На ры- бофабрике мощные моро зильные камеры, транспорте ры. Сложные навигационные и рыбопоисковые приборы. Экипажу созданы все ус- пианино, магнитофоны, ра диоприемники, * музыкаль ные инструменты, настоль ные игры. И давайте сравним старую рыбацкую шняку или ёлу с этим кораблем. Весло и парус и дизель в 3100 лошадиных сил. Веревка с множеством крючков и трал, который поднимается на борт мощной лебедкой. Закопченные землянки я н.чры и каюты с копдицяони- ровг'нным воздухом. Лов вблизи берегов и про мысел в любой части океана. 84 тысячи центнеров ры бы добывалось па Мурмане в среднем за год до револю ции. А в іобилеййом году один только экипаж ППР «Рембрандт» за 10 месяцев выловил свыше 118 тысяч- центнеров рыбы. Десятки различных иност ранных делегаций побывали в этом году в Мурманске. Были среди них специалисты рыбного хозяйства кз^Фран- ции, Норвегии и д ру ги х .. стран. И надо было только видеть лица гостей после то го, как они аобывали на бор ту промыслово-производст венных рефрижераторов я трэ нспортных рефрижерато- ров. Одни выражали удивле ние, другие — и таких было , t большинство — восхищение . . Перед нашими гостями к а к { бы оживали . и становились н понятными строки из Тези- . ' сов ЦК КПСС «50 лет Вели« кой Октябрьской с о ц и а л и ^ стической революции* — «Советский Союз достиг не- ! прерывного подъема экономи ки, высоких темпов развита® науки и техники* занятости трудоспособного населения и повышения народного благо состояния». В. ЕВГБНЬЕВ. ІШ І І ІШ І І І І 1 !ШШ ! Н ! і 1 І ІЖ« і 1 ! ! І ІНІ І ! і і 1 І ІШІ І І І І 1 і 1 і 1! і ! і 1 і і і ! і 1ИІ ІШ1 і і і ! 1 ! ! 1 ІШШ п ~ Современный р ы б о л о в н ы й т р а у л е р . . E a f l « l t l l l l l l l l l l l l l l ! l l l l l l l l l l l t l l l l l l l l l l l l l l l | | | | | | | | | | | | t l l l l l l t l l | | | | | | | | | | | | | | | | f l | | | | | | t | | | | | | | | | | | | | | | | | | « | | l i ( | | | | i t ІІІІІІІІІІІІІІІІІІ 1 ІІІІШ! Улица комиссара Лопухина ОТ ТАЧКИ И ЛОЛИТЫ Воспоминания портотка • и (Окончание, Нач. яа 4 стр.). батывались не в один день, год, а с того часа, когда одиэнадца- тилетпий Володька Полухин впервые пошел в марксистский кружок. А потом уж следовала школа мужества, революцион ных убеждений... Так называемый голодный бунт па линкоре «Гангут». Про тест на скотское обращение, по бои Четырнадцать моряков были арестованы, четверо казпены. За недостаточностью улик Полу нина освободили, разжаловав в матросы второй статьи и списав с корабля. Февр льская револю- путатов и Центромура, членом ция застала его уже на Севе- Военного Совета Кольского ук- ре... репленпого района. Перечень «8 мая 1917 г. в редакцию только этих обязанностей свиде- «Правды». Просим редакцию вы- тельствует о кипучей деятель- сылать ежедневно с текущего ности Ііолухина* доверии, ока- номера 2 экзвхлгпляра «Правды» занном ему, матросу, собратья- за счет ЦК по адресу: г. Мур- ми по духу, маііск, Архангельской губ., Ва« и» рягосвязь, В. Полухину. Сскрѳ- Конечно, встретившаяся мне тарь ЦК» старушка мало что знала о жиз- К этому времени Владимир * п чрезвычайного комиссара, но Федорович был избран делега- благодарная память народа оста- том в постоянное делегатское со* вила еи> наим вго имя, .которым бранно Кольского укрепленного назваиа сейчас улица в мур- района, членом Мурманского Со- маиских Іеремущках. вета рабочих и солдатских де« В. МОРЯНОВ, Весна 1930 года... Мурманский рыбный аорт. Все здесь непривычно для меня, молодого человека, только вступающего на трудовой путь. Залив, корабли, швартующие-, ся к причалам, трудовая суета в порту. Растеряться было от чего. Тем более что при на правлении на работу на грузо вой участок нормировщиком мепя предупредили: — Требования* юноша, к вам будут предъявляться без ски док на вашу молодость. Порт начинает осуществленио иро- граммы механизации, н дед хва тит всем по горло. Таким образом» совершенно нечаянно и даж е не подозревая об этом, я стал свидетелем, а за тем и участником того процес са, который впоследствии полу^ чид название: «Тачки и додаты на свалку!» Силами самих портовиков бы ли сооружены рыбоперегружате- ли — стеллинги (кстати говоря, они я сегодня исправно- несут службу, только в усовершенст вованном виде). Коллектив пор та возвел электростанцию, мощ ную котельиую, льдобазу в Тк>- .ва-губе... У портовиков были планы ши рокие, далеко идущие: Только осуществлять их пришлось с разрывом во времени в четыре года. Этот период в пояснениях не нуждается. ,: г ' всееэ вые* * в орту «мелось шесть причалов. Теперь их во много ра з бовь« т е . Высятся над пими могучио портальные краны. Сву**г э д асфальту юрки# электрокамин проходят мощные грузовозы... А у причала №... Да неважна^ какой номер у этого причала* другое важно — океанская гро мадина» оставившая за кормой тысячи миль в Атлантике, пото рапливает портовиков: «Ше велитесь* братцы. Юбилея ско* ро* вы уш не зад ерж и в ай т е . Но дремлют и портовшеи, Др«» т е * доказательство этому т - цифры. Двести тонн в ч а а — ка кова производительность ші бум« неровно судов углем, я вдох»» гцаяся* к нашей законно» гор* дости, самой высокой в стр&же. Свои вклад в мехаии;*а&рш> внесли многие портовики. Например* силами новгторо* по предложению инженеров тт. Дянина и Сапожников а был* изготовлена машина а о выгруз ке рыбной муки. Рассказывать об этом можно долго. Пусть читатель сам рется, пусть он пороется в пыль* ных иодшивках газет воендііх * послевоенных нет, пусть. гв$помя нит слова незабываемые".. ѵ— Медаль за бой, медаль за труд Из одного металла льют... Мой порт стал орденоносным* Ему вручено на в е ч н о р . 'д р ^ з н а м я ' /Ц К нение Памятное Почти с первых дней Великой КПСС, Президиума ^Верховного. Отечественной войны и до ее Совета СССР, Совета Министров конца мурманские портовики СССР и ВЦСПС, несли вахту и трудовую и бое- Верится, что в дальнейшем вую одновременно. портовики умножат славные тра* : Сейчас, когда я прохожу ио; Днцни . ......... территории нашего порта, не ве- А. ПУГИН, начальник отда рится, что и такое было в : едо да труда и зарплаты ордена / . славной истории. . t Ленина Мурманского морсно*. Когда я пришел сюда впер- го рыбного порта •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz